Тантрические практики что это такое
Что такое настоящая тантрическая практика и какие возможности открывает тантра?
Почему тантру практикуют звезды шоу-бизнеса, политики, бизнесмены и простые домохозяйки? Что такое настоящая тантрическая практика? Как тантра связана с сексом? Попробуем разобраться и сделать правильные выводы.
Содержание:
Так что же такое тантра и зачем ей заниматься?
Прежде всего, тантра – это философское духовное учение, объединяющее множество практик и техник, направленных на самосовершенствование и самопознание души и тела. Практикуя тантру, человек учится насаждаться каждым моментом жизни. В ресурсном состоянии пробуждается скрытая внутренняя энергия, расширяются границы сознания.
Тантрические практики улучшают здоровье, повышают стрессоустойчивость, восстанавливают, омолаживают и раскрывают новые ресурсы и возможности организма.
У многих людей тантрическая практика ассоциируется с сексуальными оргиями, но это глубокое заблуждение. Для последователей учения половой акт – это энергетический обмен божественной энергией. На самом деле практика тантрического секса – помогает наладить взаимосвязь и доверительные отношения с партнером
Здоровье и молодость в тантрической практике
Для расширения границ восприятия в тантрических практиках используют энергию чакр, многие занятия направлены на раскрытие сексуальной энергии, чтобы поднять человека к более высокому состоянию сознания.
Сексуальная энергия, как вода заполняет все неровности и пустоты ауры и исцеляет человека. Стоит отметить, что люди с повышенной сексуальной энергией, как правило, имеют хорошее здоровье и выглядят молодо, несмотря на свой биологический возраст.
Как пример, можно привести Монику Белучи, которая умело, пользуется своей сексуальной энергией. Поэтому в своем возрасте она прекрасно выглядит и практически не болеет.
Работая на телесном уровне, тантра избавляет наше тело от психоэмоциональных блоков, которые проявляются в виде физических или психологических проблем.
Практика осознанности
Тантра учит людей жить здесь и сейчас, получая удовольствие от каждого момента жизни. В современном мире бывает трудно остановиться и заглянуть в себя. При регулярных занятиях тантра практикой повышается уровень осознанности и контроля своей жизни.
Тантрическая практика повышает стрессоустойчивость
Люди, постоянно практикующие тантру не испытывают чувство стресса и эмоционального напряжения – это супер-бонус для современного человека. Стресс выражается в психоэмоциональном напряжении, и губительно сказывается на состоянии умственной и нервной системы.
Чтобы эффективно бороться со стрессом и напряжением, человеку необходимо научиться контролировать свое психоэмоциональное состояние. Систематические практики учат правильно воспринимать окружающий мир и собственное тело, раскрывать свой внутренний потенциал, освобождают от негатива, помогают прийти к внутренней гармонии.
Гармоничные отношения с окружающими
Как важно чувствовать самого себя и других людей. С помощью тантрических практик человек начинает гармонично взаимодействовать с близкими людьми. Ведь многие люди, несмотря на то, что много лет живут вместе, постоянно ссорятся и выясняют отношения, в итоге расстаются так и не сумев, понять друг друга.
Тантра помогает хорошо понимать людей, чувствовать их и передавать им свое душевное состояние, чтобы они понимали вас. Кода человек занимается тантрическими практиками, у него налаживаются отношения с близкими людьми и с коллегами по работе, из его жизни уходят конфликты.
Настоящая тантрическая практика научит понимать и чувствовать своего партнера
Это состояние, когда партеры около двух часов испытывают неземное наслаждение. Если хоть раз пережить такое состояние качество жизни и сексуальных отношений на 100% меняется.
Тантрические практики активируют мощную сексуальную энергию, усиливают чувственность, возникают новые яркие впечатления, переживания и ощущения..
Если вы не откроете в себе скрытую сексуальность, то никогда не узнаете тайну наивысшего удовольствия. Когда половая жизнь приносит настоящее наслаждение, человек становится более успешным в жизни.
Итак, что же дает нам тантра?
Любые переживания и чувства ощущаются на совершенно новом уровне, человек начинает испытывать более яркие эмоции. Человек начинает более осознанно управлять своей энергией. Тантра помогает избавиться от комплексов и учит принятию самого себя.
Обязательная вводная тантрическая практика для начинающих (видео)
В данном уроке предлагается практика, которая поможет обнаружить состояние, в котором необходимо находиться приступая к практикам тантры.
Невероятно, но факт! Главные пропагандисты, практикующие тантру много лет – Стинг (мировая легенда рок-сцены) и его супруга Труди Стайлер, утверждают, что благодаря тантре им удалось сохранить свой брак, забыть о возрасте и болячках. А главное они занимаются космическим сексом, внимание(!) – восемь часов подряд, даже в молодости они не испытывали таких чувств.
Хотите избавиться от проблем и стать здоровым и счастливым человеком, начните заниматься тантрическими практиками, которые помогут достичь совершенства во всех жизненных сферах.
Вумбилдинг? Только после осмотра у специалиста!
В поисках ответов на эти вопросы женщины нередко натыкаются на рекомендацию заняться вумбилдингом. Это сразу порождает несколько других вопросов — что такое вумбилдинг, действительно ли он помогает при перечисленных проблемах и каждая ли женщина может им заниматься?
Вумбилдинг — что это?
Вумбилдинг — это интимная гимнастика для женщин, позволяющая улучшить тонус вагинальных мышц.
Сам термин образован из русской аббревиатуры ВУМ (вагинальные управляемые мышцы) и прямого прочтения английского слова «building», которое в данном контексте переводится как «строительство». Несложно подметить, что по своему строению слово «вумбилдинг» напоминает термин «бодибилдинг», поскольку оба эти понятия означают примерно одно и то же — работу над мышцами/телом.
Кому показан вумбилдинг
Поддерживать вагинальные мышцы в надлежащем тонусе рекомендуется всем женщинам независимо от возраста, однако особую пользу занятия вумбилдингом принесут тем, у кого наблюдаются следующие проблемы:
О противопоказаниях
Упражнения вумбилдинга противопоказаны при следующих состояниях:
Учитывая то, что отдельные заболевания, в особенности онкологические, могут длительно протекать бессимптомно, предварительный осмотр у гинеколога перед тем, как начинать заниматься вумбилдингом, является обязательным.
Упражнения для интимных мышц
Современные школы по вумбилдингу предлагают огромное количество упражнений по тренировке интимных мышц, в том числе и с применением специальных вагинальных тренажёров. К числу базовых упражнений, выполнение которых допустимо в домашних условиях, можно отнести следующий комплекс:
1. Исходное положение — лёжа на спине. Медленно напрячь интимные мышцы (их можно ощутить, если попробовать остановить мочу во время мочеиспускания) на 5-20 секунд, затем полностью расслабить и снова повторить. Выполнить 10 раз.
2. И. п. то же. В течение 1 минуты быстро и часто напрягать и сразу же расслаблять интимную мускулатуру.
3. И. п. то же. Медленно напрячь интимные мышцы, словно втягивая их внутрь, затем расслабить и проделать то же самое с мускулатурой ануса. Выполнить 10 раз, стремясь добиться быстрой смены напряжения обеих групп мышц.
4. Проделать все вышеописанные упражнения в положении сидя, а потом стоя с ногами на ширине плеч.
Желательно выполнять комплекс 2-3 раза в день, но избегая сильной усталости. Ещё одно важное условие — во время занятий вумбилдингом напрягать нужно только интимные мышцы, а мускулатуру живота, ягодиц и бёдер нужно держать расслабленной.
А если вумбилдинг не подходит?
Это всё замечательно, скажут некоторые читательницы, но вот вопрос — что делать тем женщинам, у кого не хватает времени или банального усердия регулярно заниматься вумбилдингом? Неужели им придётся отказаться от сексуальных удовольствий и начинать постигать искусство сублимации?
К счастью, такие крайности совсем не обязательны! Успешно решить проблему широкого влагалища, снижения либидо, невозможности достижения оргазма и т. д. поможет интимная пластика, благодаря которой за 2-3 недели женщины могут вернуть влагалищным мышцам прежний тонус.
В медицинском центре «Формула здоровья» услуги безоперационной интимной пластики оказываются при помощи аппарата EVA — многофункционального радиочастотного генератора. Длительность сеанса составляет 10-30 минут, восстановительный период занимает до 3-х часов максимум, а эффект ощущается уже после первой процедуры.
Важно помнить главное: ни возраст, ни перенесённые роды не являются препятствием для того, чтобы получать от половой близости с любимым человеком прежнее удовольствие — нужно всего лишь обратиться за помощью к квалифицированному урологу.
Тантрические практики что это такое
Неприятные и мучительные переживания, отчаяние, тоска, тревога, душевная боль часто возникают в трудных, стрессовых и экстремальных ситуациях, представляющих угрозу и опасность для личности человека, его здоровья и жизни близких людей. Совокупность этих состояний, обозначаемых понятием страдания, не только вызывает внутренний дискомфорт, но и нарушает поведение человека, создает трудности в его повседневной жизни, становится источником жизненных проблем и причиной возникновения психосоматических заболеваний. Отсутствие психологической культуры у человека проявляется в том, что он оказывается неспособным конструктивно совладать с сильными эмоциями и психической травмой, демонстрируя временами аутоагрессивные и дезадаптивные модели поведения.
В современной психологии проблема страдания и методов регуляции негативных эмоции исследована достаточно глубоко [1; 6; 8; 9; 11]. Применяемые в психологии и психотерапии методики разработаны в конкретных направлениях и подходах к пониманию личности, и поэтому отражают методологические установки их авторов. В этой связи является важным осмысление особенностей этих методов, их возможностей и ограничений. Целью статьи является анализ двух способов преодоления страдания человеком, которые при некотором сходстве имеют и глубокие различия, – отреагирование и покаяние.
Метод «Отреагирование эмоций». Понятие «отреагирование» является одним из важнейших в психотерапии. Впервые оно было использовано Й. Брейером и З. Фрейдом в работе «Исследования истерии» [14]. Это понятие означает непроизвольную эмоциональную разрядку и освобождение от аффекта, обусловленного психической травмой [3, с. 309]. Традиционно выделяют три формы этого процесса – выплекс эмоций, их вентиляцию и собственно отреагирование. Различия между ними проявляются в глубине проработки травмирующих переживаний и критических инцидентов. Первая форма относится к самому простому и поверхностному способу понижения внутреннего напряжения. Его суть состоит в открытом выражении своих чувств посредством эмоциональной речи, экспрессивных движений и действий (крик, смех, двигательная и речевая активность). В психотерапии есть соответствующие техники, позволяющие выплеснуть свои эмоции через рисунок, танец, пение и музицирование. Вторая форма – вентиляция эмоций – подразумевает более длительное проживание своего состояния (слезы, проговаривание волнующих событий и др.). Задача психолога и психотерапевта состоит в том, чтобы научить человека проговаривать вслух свои мысли и тревоги, демонстрировать их в поведении, дать возможность без страха осуждения кричать, плакать, топать и обвинять. Например, в практике гештальттерапии используют метод «пустого кресла», позволяющего выразить амбивалентные переживания через проигрывание разных сторон личности. Вначале человек выражает одни чувства – раздражение, злость, обиду, а потом противоположные мысли и чувства – радость, восторг [1, с. 327]. В райхианской терапии применяют разнообразные упражнения, направленные на уменьшение телесного напряжения, обусловленного вытесненными в подсознание мыслями и переживания. Причем, чтобы научиться любить, нужно сначала выпустить из себя всю накопившуюся злость, ненависть и обиду [12, с. 26 – 27]. И, наконец, третья форма отреагирования основана на повторном осознании и глубинной проработке психологической проблемы, поиске причин своего страдания, последующего эмоционального переживания прошлых вытесненных из сознания травматических событий. Человек заново переживает чувства и воспоминания и тем самым пытается их преодолеть и достигнуть состояния душевного очищения [11].
В психотерапии в целях получения наиболее глубокой информации о индивиде, его проблемах и способе активного повторного переживания событий своей жизни часто используют методику исповеди. Психологическая исповедь одно из мощных средств воздействия на психическое состояние человека. Она выполняет много функций: смягчает боль, снижает вероятность рецидивов, уменьшает диссонанс между внутренним состоянием и реальными поступками, помогает лучше разобраться в себе, быстрее устраняет очаг душевных конфликтов и освобождает от отрицательных эмоций [6]. Исповедь – это разговор, даже очень эмоциональный, о травмирующих событиях, о мыслях, поступках в разных жизненных ситуациях. Эта процедура помогает объективировать мир внутренних переживаний и восприятий, но она не всегда приводит к нравственному переосмыслению своих действий. Именно третью форму отреагирования чувств называют катарсисом, или катарсическим методом [3, с. 168].
Катарсис (греч. η κ?θαρση – очищение) – понятие, введенное Аристотелем в его учении о трагедии в «Поэтике» [2]. По его мнению, целью античной трагедии является достижение катарсиса, то есть нравственного очищения и освобождение от страстей и аффектов, испытываемых зрителем в процессе сопереживания и сострадания героям. В психологии это понятие имеет несколько значений. С одной стороны, оно означает эмоциональное переживание, которое человек испытывает под впечатлением произведений искусства, приводящее к освобождению от конкретных мыслей и чувств и состоянию внутреннего очищения [3, с. 168]. Л.В. Выготский рассматривал катарсис как самосгорание аффектов, пробужденных у человека под влиянием художественных произведений [5]. С другой стороны, катарсис рассматривается и как один из методов психотерапии. Так, в психоанализе под катарсисом понимают «отреагирование аффекта», ранее вытесненного в подсознание. Человек заново переживает травмирующие его в прошлом переживания, что приводит к состоянию внутреннего очищения и выздоровления. В других подходах психотерапии также применяются различные технологии, методики и упражнения, направленные на регулирование эмоциональных состояний человека, его аффектов и чувств. С их помощью человек обучается выражать травмирующие переживания посредством экспрессивного поведения, в общении с другими людьми, а также уменьшать мышечное напряжение, сдерживающее вытесненные отрицательные переживания.
Одни психологи считают, что психическая травма может сгореть в «шоковых» переживаниях, а потрясение привести к освобождению от вины, зависимости, агрессивности, к духовному обновлению и росту, обретению свободы в восприятии мира и к изменению ценностей человека [6]. С точки зрения других психологов, катарсис в виде своеобразного «выпускания пара» не может привести к «очищению» души человека и его духовно-нравственному обновлению. Например, эмоциональный и поведенческий катарсис такого аффекта, как агрессия может лишь временно ослабить психическое напряжение и дать ощущение улучшения самочувствия [4]. Это связано с тем, что причины, вызвавшие подавление аффекта, по-прежнему существуют. Не любое свободное проявление и удовлетворение своих вытесненных биологических влечений и потребностей дает гарантию обновления души, обретения психического равновесия и внутреннего спокойствия. Более того, осознание вытесненных травмирующих переживаний и их отреагирование во взаимоотношениях с психотерапевтом во время сеанса далеко не всегда кардинально меняет человека. Духовное перерождение связано с пробуждением духовных сил и качеств человека – его любви, веры, милосердия, доброты, совести. Такое изменение предполагает сильное желание выяснить истинные причины своего поведения, дать им духовно-нравственную оценку и найти способы изменить свое духовно-нравственное состояние [8; 9].
Катарсис как отреагирование не может быть способом очищения и преображения души человека. Недостаточно просто осознать и заново пережить травмирующие переживания. Согласно христианской психологии и православной традиции человек должен не только проделать определенную работу по анализу этих мыслей и чувств с духовно-нравственной точки зрения, но и раскаяться в совершенных грехах, а потом и исповедаться. Но катарсис может стать началом духовного пробуждения и сознательного духовного развития личности. Т.А. Флоренская совершенно справедливо утверждает, что благодаря встрече со своим вытесненным ранее духовным «я» может произойти глубокое изменение сознания человека [13]. За осознанием, интроспекцией, трезвой самооценкой и переживанием должно следовать покаяние.
Покаяние. Греческий эквивалент понятия «покаяние» (η μετ?νοια) – «метанойя» – означает перемену умонастроения, мыслей, восприятия фактов, поступков, переворот сознания, сопровождаемый сожалением и раскаянием. Эта перемена является результатом оценки своего духовно-нравственного состояния и поведения на предмет их соответствия абсолютным нормам поведения, сформулированных в божественных Заповедях. Прп. Иоанн (Лествичник) выявил следующие изменения сознания в следствие покаяния: возобновление крещения, завета с Богом об исправлении жизни, обретение смирения, стремление к самоосуждению, появление надежды, отвержение отчаяния, примирение с Господом, совершение благих дел, очищение совести, добровольное терпение всего скорбного, изобретение наказания для себя самого [7, с. 70]. Покаяние представляет собой особую установку сознания, направленную на изменение и преодоление своих страстей и, соответственно, на преображение своей души и личности. Как считает С. Хоружий, покаяние выступает началом процесса изменения человеческой природы. Благодаря покаянию человек становится на путь преодоления и превосхождения своего естества. Покаяние означает «умоперемену», резкий и коренной перелом во всем существовании человека и его поведении [15].
В христианской традиции это понятие имеет исключительно духовно-нравственный смысл, означает признание человеком перед Богом своих греховных мыслей, чувств, поступков, исповедание их во время Таинства исповеди и последующее изменение своей жизни. С психологической точки зрения покаяние представляет собой особое кризисное душевное состояние, сопровождаемое ощущением, что так жить больше невозможно. Этот кризис вызывает сильные эмоциональные переживания, слезы, горечь и покаянное чувство. У человека зарождается желание нравственно изменить себя и образ своей жизни. Покаяние пробуждает душевные силы человека, необходимые для того, чтобы вначале опознать свои греховные страсти, мысли, чувства и поступки, а затем очистить свою душу от их власти посредством церковного Таинства. В покаянии проявляются все душевные силы человека, в том числе воля, мужество, упорство, необходимые для освобождения от зависимости от своих страстей и деяний. Покаяние – это сокрушение и смирение сердца, слезы и плач о содеянном, желание впредь не совершать подобные поступки, стремление стать лучше. Покаяние – это непримиримая борьба со своими страстями, стремление изменить себя и свою жизнь. Христианские богословы рассматривают покаяние как такую перемену в сознании человека, которая ориентирует человека на развитие в себе таких качеств-добродетелей, которые противоположны качествам, делающим человека зависимым от своих страстей. Покаяние кардинально меняет человека: из блудника и прелюбодея он становится целомудренным; из пьяницы – трезвенником; из чревоугодника и сребролюбца – щедрым и бессребренником; из лентяя – трудолюбцем; из завистливого и недоброжелательного – доброжелательным и добрым [7; 15].
Изучение святоотеческого практического опыта и жития святых показывает, что в судьбе каждого святого и благочестивого христианина можно найти переломный момент, после которого начинается их путь к Богу и духовному обновлению. Этот переломный момент всегда связан с глубоким сокрушением сердца, обостренным чувством совести, горячим желанием быть с Богом и изменить свою жизнь [8; 9; 16; 17]. Многие угодники Божии до покаяния совершали тяжкие проступки, потворствовали своим страстям, нарушали нравственные заповеди, не испытывая при этом сожаления. Но, оказавших в трудных, или критических ситуациях, раскаявшись в своих поступках, они коренным образом изменяли свою жизнь – стремились привести ее в соответствие с христианским идеалом личности. Так, прп. Мария Египетская семнадцать лет жила в блуде, пока Господь не обратил ее к покаянию. Мария исполнила свое обещание изменить жизнь. Она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там 47 лет провела в полном уединении, в посте и молитве. Она достигла высокого уровня святости и обладала даром прозорливости. Прп. Таисия и прпмч. Евдокия, отличаясь редкой красотой и стройностью, с юных лет предавались развратной жизни. Но, уверовав во Христа, они отказались от своей прошлой жизни, и посвятили себя подвигам поста, молитвы и очищения души. Прп. Андрей Критский принес глубокое раскаяние в своих греховных поступках и сознательно терпел страдания и скорби, чтобы искупить свои грехи. Плодом его сокрушенного сердца стали многие вдохновенные молитвы и песнопения, и, прежде всего, Великий покаянный канон, который читается в церкви Великим постом и создает определенный душевный настрой у верующих людей.
Заключение
Очищение души от страдания и связанных с ним травмирующих переживаний представляет собой сложный процесс. В современной психологии и психотерапии применяют комплекс методик, направленных на отреагирование вытесненных травмирующих переживаний. Наиболее распространенными его формами в стрессовых и критических ситуациях выступают выплекс эмоций, их «вентиляция» и катарсис, которые отличаются между собой глубиной проработки психологических проблем человека. Применение этих методик позволяет испытать временное освобождение от страдания. Однако истинное духовно-нравственное очищение и освобождение от губительных страстей предполагает особую деятельность души – покаяние. Благодаря ему человек не только обретает внутренний мир и равновесие, но и возможности духовного роста и преображения своей личности.
Тантра. Разные взгляды и мнения
В этой статье мы только прикоснёмся к тому феномену, который принято называть тантрой, или тантризмом. Это очень глубокое понятие, поэтому в небольшой статье невозможно уместить накопленные веками знания и методы тантры, но главное — это развеять некоторые устоявшиеся мифы, преследующие тантризм в течение долгого времени, и показать ту суть, которая скрывается за понятием тантры.
Почему Фрейд? Проявления распущенности не тантра?
Техника или инструмент для расширения собственного сознания называется тантрой. Чтобы расширить границы восприятия, принято использовать энергию чакр, и в большинстве случаев она является сексуальной. Тантра — это способ за непродолжительный промежуток времени обрести какие-либо силы или богатства
Нет ничего более ошибочного, чем вышеприведённое определение тантры.
Такой анекдот сделали из тантры СМИ, псевдо-гуру йоги, любители новых экспериментов и писатели с просторов интернета. Оказалось, что тантра — это новый священный Грааль, который поможет вам обрести и силы и богатство. Особенно же приятным должен быть тот способ, которым сведущие люди предлагают заполучить «просветление», богатство, а особенно, расширить границы восприятия. Наверно, они насмотрелись фильмов наподобие «Реквиема по мечте», так у них сложилось довольно превратное понимание термина «тантра» с использованием поистине оригинальных средств и методов для «расширения границ восприятия».
Кстати, вопрос о расширении границ сознания и восприятия — это особая тема и очень животрепещущая. В особенности её привлекательность проявилась одновременно с провозглашением той самой сексуальной революции на Западе, которая с заметным опозданием пришла в страны бывшего соцлагеря. Этот проект был совершенно сознательно запущен во второй половине XX века. Более того, он тщательно планировался в течение многих лет, и, пожалуй, «зелёный свет» этому движению был дан ещё со времён популяризации фрейдистских идей так называемого психоанализа.
Конечно, дорогие новоиспечённые психологи и психотерапевты сейчас восстанут, ведь мы замахнулись на святая святых, по сути, на основу современной школы психоаналитики. Но что поделаешь, если посмотрев открытым взглядом, даже обычной логики хватит для того, чтобы заметить, откуда ноги растут у фестиваля в Вудстоке, откуда и началось движение за «свободную любовь». А при чём тут Фрейд? Да, при всём. Многие люди хотя бы частично знакомы с его теорией, так что уловить связь довольно нетрудно. Собственно, особой глубины у этой теории и не наблюдалось, поэтому и судил Зигмунд Фрейд по себе и в отличие от хороших психотерапевтов не смог устоять перед соблазном проекции собственных ощущений и пониманий на других, к тому же не только на своих прямых пациентов, но и о более широкой аудитории не забыл.
Что не есть тантризм
После строгих устоев, господствовавших в XIX веке, неудивительно, что в первой половине XX века люди устали, и смелые теории балующегося кокаином австрийского врача попали на подготовленную почву. Если вы пробовали рекламировать что-то, вы наверняка знаете какое это непростое дело. Вот и задумайтесь, каким таким магическим образом идеи Фрейда получили столь широкое распространение? Ведь тогда даже телевидения ещё не было, не говоря о других средствах массовой информации.
Можно сказать, что не было конкуренции таким идеям, что они, мол, революционные, хотя вряд ли можно называть революционным такой подход, который чуть ли не каждый человеческий шаг и мысль интерпретирует с точки зрения инстинкта воспроизведения. Однако оказалось, что вышестоящим управляющим кругам эта идея пришлась как нельзя по нутру. Кто-то хорошо понял, что с помощью этой теории можно дать народу новое объяснение их поступков и мыслей, да так, чтобы при этом у людей выработалось оправдание своим действиям в нужном русле, что повлекло бы за собой большее внимание к теме как таковой, к её практическому исследованию, и на всё это будет дано, так сказать, официальное разрешение сверху. А чтобы поднять авторитет новой доктрины, её нужно было ввести в качестве основного курса обучения в медицинских институтах, а саму дисциплину назвать психоанализом, таким образом придав вес и респектабельность тем идеям, которые позже и приведут к понятиям «свободной любви» и «сексуальной революции».
Прозорливый О. Хаксли в предисловии к своей книге «О, дивный новый мир» в 30-х годах прошлого столетия написал, что сильные мира сего никогда не позволят народу получить свободу, но чтобы у толпы не создалось впечатления, что их обманули, то вместо настоящих свобод, в том числе политических, их заменят более «удобными» свободами, такими, как сексуальная свобода, а также расширение границ сознания с помощью определённых химических субстратов. Таким образом, люди, позабыв о своих прежних притязаниях, будут довольствоваться тем, что прежде было в большом дефиците, но при новоявленной свободе стало в открытом доступе. Поэтому «Да здравствует свобода!» Пусть и не та, которую требовали, но только кто об этом помнит, ведь вместо этого появилась декларация свободной любви, а что ещё человеку надо?!
Путь тантры и сутры
Вот и подошли мы напрямую к тому, что тема тантры не только трактуется неверно, но, к сожалению, под влиянием произошедших событий выкристаллизовалось практически в лженауку. Столько ошибочных интерпретаций вряд ли можно найти в каком-то другом учении, а ведь мы сейчас говорим о философии буддизма, т. к. именно с буддизмом связаны как сутры, так и тантра — понятие о непрерывности, непрекращаемости бытия, когда мы должны начать что-то, а затем двигаться по этому пути. Тантра — это путь, и разница с сутрами состоит именно в том, каким путём человек пойдёт. В переводе с санскрита «сутра» означает ‘слияние’, в то время как «тантра» — это ‘непрерывность’. Иначе это можно выразить и более общими словами: в сутре всегда будет присутствовать цель (как мы знаем, цель в буддизме — это достижение нирваны), и при достижении этой цели заканчивается и путь. В то время как в самом понятии тантры мы видим постоянство, непрерывность. В отличие от сутры, для тантры нахождение и фиксация истины не так важны как само продолжение развития — путь. Нужно отметить, что путь этот духовный. Тантра — это путь духовного роста, который хотя и имеет начало, развитие и цель устремлений, но практически никогда не закончится. Даже при условии, что цель выполнена, развитие не остановится, т. к. суть его не в нахождении истинности или ошибочности суждений, это интересует тантру в гораздо меньшей мере, но в прохождении пути.
Тантра и буддизм
Мы должны помнить, что термин «тантра» ведёт своё начало от слога «ом», а этот слог был санскритским «прабандха», что означает непрерывность бытия. Путь, которым мы идём, и есть тантра. Таким образом, тантра рассматривает вопрос «бытийности» с точки зрения взаимоотношений. В этом случае взаимоотношения означают связь с чем-то или кем-то в самом широком смысле слова. Человек всегда находится во взаимодействии с чем-то, с объектами, субъектами или феноменами реальности. И даже здесь тантра имеет несколько подходов.
Но тантра не была бы тантрой, если бы не выходила за границы идей собственного духовного роста и совершенствования. Это духовное учение не останавливается на целях развития. Достижение определённых целей лишь указывает на завершение каких-то этапов на пути, но путь бесконечен, поэтому завершив одно, тут же начинается другое. Но оно в той или иной мере базируется на воспринятом прежде и, таким образом, устанавливается связь между пройденным и новым отрезком пути, потому что тантра — это и есть непрерывность. Главное — быть в непрерывности. Звучит просто, а жить в соответствии с этим «законом тантры» ещё проще. Однако вряд ли существует «что-либо более сложное, чем эта простота».
Три категории тантры
Существует три категории тантры:
Нирманакайя — это практика, похожая на Хинаяну или Малую колесницу, как её принято называть в философии буддизма, которая характеризуется строгой дисциплиной, и путь просветления здесь может быть достигнут преимущественно через практику отречения.
Самбохогакайя — категория тантры, имеющая наибольшее сходство с Махаяной или Большой колесницей буддийского учения. Внимание направлено на использование методов, которые имеют прямое отношение к пране, нади (энергетическим каналам), бинду и т. д., т. е. это тот вид тантры, который самым непосредственным образом опирается на уже известные нам техники йоги: очищение, медитация, работа с энергиями. Точнее можно сказать, что это именно тантра есть во всём, потому что сам закон или правила тантры, назовём их условно таким образом, говорят о том, что тантрой наполнено всё сущее, бытие.
Бытие в самом широком смысле, его восприятие, переживание, непосредственное взаимодействие — это и есть тантра. Ключ же к взаимодействию с бытием лежит в непрерывности тантры. Она есть и в положительном, и в отрицательном. Для тантры менее важен результат как таковой, её сосредоточение — в непрерывности в пути. Хотя, понимая это, не стоит допускать восприятия тантры на уровне «поп-искусства». Именно такое сравнение приводит в своей книге Чогьям Трунгпа «Тантра».
Тантра проходит и через истину, и через заблуждение, нигде не останавливаясь, постоянно продолжая свой путь, но это не означает, что тантра оправдывает всё и всё принимает. Отчасти вопрос о приятии можно оставить открытым, ведь по сути, тантра, как и буддизм, основаны на этом, что вовсе не означает, что тантризму нравится грубость, и, принимая грубость, мы её оправдываем. Тантра принимает, но не опускается до уровня апологетики. Нет осуждения, но нет и оправдания. Тантра — это путь.
Дхармакайя — это третья категория тантры, и только на этом уровне тантра полностью занята бытийным аспектом. Здесь происходит выход за рамки догмата, когда Ум — читта, также одно из ключевых понятий тантры, превращается в боддхичитту, т. е. «пробуждённое сознание». Находясь здесь, человек предварительно прошедший через нирманакайю, самбохогакайю, выходит на другой уровень, где уже не то что не нужно следовать предписаниям и правилам, но они практически не нужны, т. к. практикующий уже вышел на качественно новый уровень и фактически освободился от давления и господства эго или Рудры, как его называют в традиции тантры. Он узрел или, лучше сказать, пережил шуньяту — момент прозрения, откровения, тот миг, в который человеку хоть на краткое мгновение открывается мироздание «таким, какое оно есть», — то знание, которое не может быть передано словами.
Тантризм как преодоление дуализма
Такое знание, полученное не через дискурс, не посредством логики, но через развитую к тому моменту интуицию, и есть настоящее знание, побеждающее двойственность. Ведь суть всех проблем человеческого существования может быть сведена к следующему: выбор между чёрным и белым, между «да» и «нет», либо, в случае поиска компромисса, происходит объединение того и другого, но изначально корень двойственности продолжает существовать, а человек лишь учится сосуществовать вместе с этим, пытается соответствующим образом строить свою жизнь, потому что нет даже мысли о том, что этот постулат не верен. Человек изначально принял на веру, что двойственность есть истинно присущее жизни начало, и иначе быть не может. На самом же деле всё как раз наоборот.
В основе бытия лежит Единство, и об этом говорилось ещё в Ведах, когда мы читаем строки о том, что Брахман есть Всё, что Всё произошло из Брахмана и одновременно им и является. Следовательно, это и есть искомое состояние. То, к чему стремится и тантра, — прийти к изначальному состоянию единения со всем сущим и с самим собой. Когда приходит понимание себя, то граница разделявшая «Я» и «других» перестаёт существовать. Завеса спадает. Как тут не употребить известное всем слово «майя», означающее иллюзию. В разъединении «Я» с «другими» и находится эта самая иллюзия. Пройдя через ступени тантры, вы интуитивно придёте к пониманию и осознаванию того, что «Я» равно «другим», так же, как Атман равен Брахману или, иначе, Брахман и есть Атман.
Тантрическое знание родилось не само по себе, также как и буддизм. Корни этих явлений приводят нас к Ведам, поэтому неслучайно, что говоря о тантре с её тотальной непрерывностью, мы не можем не упомянуть Веды. Тантра — это ещё один метод постижения реальности. Он не оторван от окружающего мира и не противоречит принципам других философских течений. Тантра вбирает их в себя, благодаря чему одной из её основополагающих целей является духовный рост, путь совершенства, чистого видения.
Изучать тантру можно всю жизнь, но ещё важней принять этот метод, сделать его частью своего бытия, тогда знание откроется вам непосредственно, в его неискажённом виде, и вы будете жить действительно свободной жизнью, внутренне свободной, потому что именно внутренние ограничения, которые заложены в нас или выработались в процессе жизни, отделяют от переживания настоящей свободы, а свобода — это не что-то, что человек должен получить в виде награды за заслуги и усилия. Свобода — это изначально присущее жизни явление, а тантризм помогает вновь к ней прийти, наконец-то увидеть и осознать её.