Технологии vdi что это такое
VDI (Virtual Desktop Infrastructure) — технология, принцип работы, преимущества
В прошлом году огромное количество компаний столкнулись с необходимостью перевода сотрудников на удаленный формат работы. Причем сделать это надо было оперативно и безопасно. И решение нашлось. Разберемся, как работает технология VDI, кому она подходит и какими преимуществами обладает.
Что такое VDI?
VDI (Virtual Desktop Infrastructure) — инфраструктура виртуальных рабочих столов. Фактически эта технология используется для создания виртуальной среды рабочего стола на удаленном сервере. Иными словами, на виртуальной машине в облаке создается виртуальное рабочее место с требуемым набором программ и приложений. При этом все данные хранятся не на компьютере, с которого работает сотрудник, а на все том же защищенном удаленном сервере.
У этой технологии есть «младший брат» — Remote Desktop Services. Давайте посмотрим на ключевые отличия VDI от RDS?
Наименование | VDI | RDS |
---|---|---|
Распределение ресурсов | Каждый пользователь работает на отдельной виртуальной машине. | Пользователи, подключенные к одному терминальному серверу, делят его ресурсы между собой. |
ОС и используемое ПО | У каждого пользователя есть собственная ОС с необходимым ему набором ПО. | Все пользователи используют одну серверную ОС и единый набор приложений. |
Для каких задач подходит | Может быть использована не только для решения типовых задач, но и тех, что требуют большого количества ресурсов, например, для обработки видео- и аудиофайлов. | Подходит для офисных задач. |
Как работает VDI?
Особенности и преимущества VDI
Пользователь, подключаясь к виртуальному десктопу по VDI, вряд ли заметит какие-то существенные отличия от обычной работы на ПК. При этом внедрение технологии обеспечивает существенные преимущества для ИТ-отдела компании.
Безопасность
Утечки корпоративных данных нередко случаются по вине человека. Подключение к инфраструктуре компании с небезопасного устройства, использование общедоступных сетей, потеря данных из-за поломки устройства — VDI просто исключает эти проблемы:
Снижение затрат на ИТ
Переход на VDI позволяет компаниям сократить расходы на оборудование:
Централизованное управление
Virtual Desktop Infrastructure требует намного меньше ресурсов на обслуживание и управление, чем физические машины:
Привычные возможности
Использование VDI никак не ограничивает пользователей — Весь привычный функционал остается на месте:
Кому подойдет
Внедрение инфраструктуры виртуальных рабочих столов решает самые разные задачи бизнеса:
Давайте рассмотрим несколько сценариев использования virtual desktop в разных сферах бизнеса.
Виртуальные рабочие места — решение не только для крупных компаний. Благодаря гибким тарифам на провайдерские сервисы, подключить VDI смогут даже небольшие компании.
Часто задаваемые вопросы
Для каких отделов подойдет технология?
У virtual desktop нет ограничений по сценариям работы, с их помощью можно организовать эффективную работу любых отделов — от колл-центра до бухгалтерии. Для ресурсоемких задач у #CloudMTS есть виртуальные десктопы с графическими ускорителями.
Какие устройства подходят для подключения к виртуальному рабочему месту?
К VDI можно подключиться с любого устройства — интерфейс будет оптимизирован в зависимости от форм-фактора гаджета.
Как устроена технология VDI
Прежде чем переходить к разбору технологии VDI, посмотрим на классическую организацию рабочих мест и увидим, с какими проблемами может столкнуться обычное предприятие. После этого разберем, как устроена виртуальная структура VDI и как она помогает улучшить ИТ-инфраструктуру компании.
IT-инфраструктура предприятия без VDI
ИТ-инфраструктура предприятия – это информационные ресурсы и технологии, которые помогают компании эффективно функционировать. Сюда относятся компьютеры, установленные на них программы, базы данных, сети, системы связей и серверы.
Классическая организация рабочих мест для сотрудников выглядит примерно так: у каждого работника предприятия есть персональный компьютер, который состоит из монитора, клавиатуры с мышкой и системного блока. Как правило, этот компьютер достаточно мощный, чтобы сотрудник без проблем оперировал данными в рамках своей профессии.
Часто предприятия с такой организацией рабочих мест сталкиваются с проблемами, о которых мы поговорим далее.
Проблема 1: рабочее место для каждого
Почти всем сотрудникам надо предоставить компьютер, каждому по потребностям. Всю технику необходимо обслуживать: настраивать операционную систему, устанавливать ПО, поддерживать железо в рабочем состоянии. Довольно скоро техника начнет устаревать или ломаться. Системному администратору, который за это отвечает, придется заниматься каждым компьютером по отдельности.
Проблема 2: потеря данных
Основной объем данных, с которыми работает сотрудник предприятия, находятся у него на компьютере, на жестком диске. Здесь возможны два печальных сценария: потеря или кража данных.
Жесткие диски со временем или из-за плохого обращения начинают ломаться и «сыпаться». Из-за этого можно потерять важные данные. Даже если их получится восстановить – это дополнительная нагрузка на системного администратора, которому придется эти данные восстанавливать, а после менять жесткий диск и заново настраивать рабочее место для пользователя.
Украсть данные еще проще. Их можно скопировать на флешку, отправить по почте или вынести вместе с жестким диском. Не стоит забывать и про случайно или специально загруженные вирусы. Даже если сотрудник не планирует воровать данные, их сохранность зависит от уровня безопасности каждого отдельного компьютера.
Проблема 3: нет удаленного доступа
Сейчас эта проблема особенно актуальна.
Все данные хранятся внутри компьютера сотрудника, поэтому работать с ними получится только с физического рабочего места на предприятии. В современных реалиях это сильно снижает гибкость и производительность компании.
Если предприятие решит переходить «на удаленку», то ему придется столкнуться с двумя предыдущими проблемами. Придется настраивать удаленный доступ каждому и при этом постараться, чтобы данные не утекли в сеть.
Решить эти проблемы и вывести ИТ-инфраструктуру предприятия на новый уровень поможет технология VDI.
Виртуальная инфраструктура VDI
VDI (Virtual Desktop Infrastructure) – это виртуальная инфраструктура, в рамках которой рабочие столы пользователей находятся на одном общем сервере. Виртуальные рабочие места можно развернуть внутри собственной или арендованной инфраструктуры.
Как устроена система VDI
Как правило, аренда виртуальных рабочих мест настраивается исходя из нужд и финансов конкретного предприятия. Сейчас мы разберем основной принцип работы и архитектуру VDI:
Сервер
Сервер – это очень мощный компьютер, с которым сразу несколько пользователей могут работать через сеть.
Помимо высокой производительности, сервер имеет расширенный функционал и повышенную отказоустойчивость. Часто жесткие диски на сервере объединяются в дисковый массив (райд). Это помогает дублировать важную информацию и не потерять ее, если один из дисков сломается.
Сервер помогает сконцентрировать всю вычислительную мощность и данные в одном месте. Это избавляет от необходимости покупать каждому сотруднику мощный компьютер.
При работе с виртуальной структурой все данные хранятся в одном надежном и отказоустойчивом месте – на сервере. Их не получится украсть и они не пропадут в случае перебоев с техникой.
Гипервизор и виртуальные серверы
Гипервизор – это слой внутри сервера, который позволяет разделить его на виртуальные серверы. Между ними и будут распределяться ресурсы основного сервера на несколько операционных систем.
Таким образом, внутри одного физического устройства смогут одновременно и независимо друг от друга функционировать несколько операционных систем.
DaaS и виртуальные машины
DaaS (Desktop-as-a Service, рабочее место как услуга) – это комплекс ПО, который устанавливают на сервер виртуализации, чтобы создать виртуальные машины.
Виртуальная машина – это и есть полноценное рабочее место сотрудника. Преимущество в том, что рабочий стол и все необходимые программы установлены не на физическом компьютере пользователя, а на сервере в виртуальном виде.
Пользователь может получить доступ к данным и работать с ними через интернет с помощью телефона, планшета или компьютера – в этом случае они будут выполнять роль тонкого клиента.
Золотой образ
Чтобы каждый раз заново не устанавливать и не настраивать программное обеспечение на компьютерах, создают «золотой образ».
Администратор включает виртуальную машину, на которую устанавливает компоненты. Это операционная система и все программы, которые понадобятся сотрудникам для работы. После этого он настраивает систему и тестирует работоспособность. В итоге получается эталон виртуальной машины – золотой образ.
На основе этого эталона создаются (копируются) виртуальные машины для работы других сотрудников. Теперь не придется настраивать каждый компьютер по отдельности. Если потребуется установить или обновить приложение, достаточно один раз сделать это на золотом образе, и все изменения применятся к виртуальным машинам сотрудников автоматически, например ночью.
Также легко выделить виртуальное рабочее место (пространство) для нового сотрудника. Достаточно скопировать золотой образ на виртуальную машину, и пользователь сразу получит полноценную операционную систему со всеми программами.
Тонкий клиент
Когда пользователь подключается к рабочему пространству на сервере, его устройство выполняет роль тонкого клиента.
Чаще всего тонкий клиент – это небольшой системный блок, который может поместиться в ладошке. В нем нет вентиляторов, жесткого диска и других частей с подвижными деталями.
Специализированные тонкие клиенты рассчитаны на работу в режиме непрерывной нагрузки. На них ставят слабое, но надежное железо и минимальный набор программ, необходимых для подключения к серверу.
Тонкий клиент обеспечивает связь с виртуальным сервером. Проще говоря, роль тонкого клиента сводится к тому, чтобы передать информацию о нажатии кнопок и движении мыши до сервера и транзит картинки с сервера обратно на экран пользователя.
Так тонкий клиент передает информацию
Такая передача информации – не слишком ресурсоемкая задача, поэтому хватит слабого компьютера и стабильного подключения к интернету.
Как загружается тонкий клиент
Тонкий клиент может подключиться к виртуальному рабочему столу двумя способами:
Далее по протоколу TFTP (он как раз предназначен для загрузки бездисковых устройств) тонкий клиент запрашивает с сервера операционную систему. После этого происходит подключение по протоколу RDP (удаленный рабочий стол).
Такая загрузка для обычного пользователя визуально не отличается от обычной загрузки системы.
Преимущества VDI
Можно выделить следующие группы достоинств виртуальной инфраструктуры:
снижение нагрузки на системного администратора,
Оптимизация ресурсов
VDI оптимизирует физические и программные ресурсы ИТ-инфраструктуры предприятия.
Тонкий клиент долговечнее обычного компьютера, в случае поломки его легче заменить: достаточно выдернуть несколько проводов из старого устройства и воткнуть их в новое, после чего пользователь может продолжить работу с того места, на котором остановился.
Оптимизация ресурсов ИТ-инфраструктуры помогает бизнесу:
повысить качество офисной ИТ-инфраструктуры,
снизить расходы на рабочие места для сотрудников,
снизить трудозатраты на администрирование.
Безопасность данных
Все данные хранятся на специальном сервере и вся работа с ними происходит внутри этого пространства. Сервер защищен лучше, чем персональный компьютер в плане физической сохранности и утечки информации.
Кроме того, постоянно создаются резервные копии данных. У сервера есть резервное питание и охрана. В случае чего, данные не потеряются, их не получится скачать, передать через интернет или вынести вместе с жестким диском.
Пользователь не сможет специально или случайно загрузить в систему вредоносные приложения. А если настроенные скрипты заметят подозрительную активность, они заблокируют рабочее место. Более того, у системного администратора есть доступ к пространству сотрудников, он контролирует все, что на нем происходит.
Виртуальные машины внутри сервера изолированы, поэтому в критической ситуации пострадает виртуальный стол только одного пользователя, и проблема не распространится.
Снижение нагрузки на системного администратора
Отдельным пунктом стоит подытожить, что виртуальная инфраструктура снижает нагрузку на системных администраторов и ИТ-специалистов на предприятии.
Преимущества VDI для сисадмина:
централизованный контроль за рабочими столами пользователей,
быстрая и удаленная настройка рабочих мест,
оперативная организация любого количества мест: от одного сотрудника до целого филиала,
легкое обслуживание и быстрая замена ПК в случае поломки или неисправности.
Удаленный доступ
Виртуальная инфраструктура позволяет подключиться к серверу с любого устройства, которое будет выполнять роль тонкого клиента. Работать с данными на сервере можно из любой точки мира, где есть стабильное интернет-соединение. Это позволяет сотрудникам работать вне офиса на любых устройствах, которые поддерживают интернет.
С тарифными планами VDI для предприятия вы можете ознакомиться по ссылке.
VDI: плюсы, минусы, подводные камни для крупного бизнеса, НПО и КБ
Один из пожилых инженеров решил, что у него в руках сверхсовременный секретный кластер для 3D-расчётов. Мы были жестоки и не стали говорить, что это всего лишь тонкий клиент.
VDI — это инфраструктура виртуальных рабочих столов. В отличие от «обычного» терминального доступа, упрощая, речь идёт не о нескольких одновременных пользовательских сессиях на одном сервере с операционной системой, а о нескольких виртуальных машинах на физическом сервере. Каждый пользователь получает свой собственный виртуальный ПК, куда может подключаться хоть с телефона.
Есть миф, что VDI — это всегда очень дорого. В целом это была правда до последних лет. В моей практике только в прошлом году VDI начали использовать, как решение для экономии на инфраструктуре. До этого VDI чаще всего была необходимыми затратами на безопасность корпоративных данных.
Не так давно появился пример снижения стоимости рабочего места: есть конструкторское бюро в Москве, и есть заводы по России. Чертежи поступают на заводы в 3D-формате, необходим было вносить небольшие изменения. На заводах не могли вносить изменения без дорогостоящей инфраструктуры. Закупалась очень мощная машина серверного уровня, на неё ставился дорогой комплект ПО. Затем эта машина и это ПО поддерживались администраторами из головной организации — при сложных случаях доходило до неблизкого выезда. С внедрением VDI всё стало происходить в дата-центре в Москве.
Общие моменты
Примерно до 2013 года основной проблемой внедрения VDI была очень высокая цена на инфраструктуру. Примерно половину расходов составляла стоимость СХД. Благодаря снижению стоимости на гибридные технологии HDD+Flash в 2014 году начался своего рода бум VDI-сред.
Первый фактор, который всегда был критерием выбора VDI, — это безопасность. Как известно, если безопасник говорит «надо», бизнес, страдальчески закрывает глаза на счёт и молча подписывает. Потому что научены жизнью. Именно так — со страдальческим лицом админа — шли первые внедрения в России, в которых я участвовал. Даже современные коммерческие директора после внедрения (например, в колл-центре) приходят попробовать воткнуть клавиатуру в тонкий клиент (она подключается к VDI-машине), а потом втыкают флешку. Она не подключается. Втыкают вторую флешку, третью… Но политика безопасности запрещает вынос данных за пределы VDI, поэтому ничего не выходит. Коммерческий директор отходит от рабочего места немного более спокойным: вроде, потратил много денег, но теперь нет проблем с тем, что его коммерческая тайна всплывёт у конкурента. Или ещё где похуже.
Но вернёмся к первым серьёзным внедрениям. Итак, страдальческое лицо администратора в какой-то момент начинало разглаживаться. Дело в том, что он понимал, что происходит просто невероятное устранение разного реального геморроя с администрированием отдельных машин. Особенности тонкого клиента такова, что при поломке на стороне пользователя его проще взять и поменять, не особо разбираясь. Все пользовательские машины по железу и ОС абсолютно одинаковы.
Так вот, VDI — это ещё когда тысяча станций может обслуживаться одним человеком из одного места. И это стало вторым фактором выбора VDI-решений для крупного бизнеса. А сегодня в некоторых случаях (чаще всего, как с тем КБ) можно говорить об экономии. Экономия достигается только при просчёте снижения рисков, повышения стабильности инфраструктуры и оценки со стороны безопасников. Сама же VDI по структуре стала сложнее и приобрела больше функций, но суть осталась прежней. В целом.
Несколько лет назад в России как-то внезапно оказалось, что VDI — это своего рода best practice для типовых офисов западного типа, для типовых крупных колл-центров и так далее. А в этом году цены стали более разумными, и те, кто заботится о долговременной экономии, начали присматриваться уже всерьёз.
Железо и ПО пользователей
В конце 80-х почти все думали, что IT-инфраструктура будет выглядеть как достаточно маломощные, легко заменяемые терминалы и суперкомпьютеры, к которым идут подключения. Всё медленно шло к этому (и это было логично), но в конечном итоге победила парадигма хранения данных на локальных узлах. В чём немалая заслуга Microsoft, кстати. В довиртуальной инфраструктуре у каждого есть системный блок и жёсткий диск внутри. Там обрабатываются данные, и только результаты отправляются на сервер.
Основная идея VDI в том, чтобы унести все данные с компьютеров пользователей на центральный узел. Используется тонкий клиент, на котором абсолютно нет никаких жёстких дисков, физически нет никаких данных пользователя. Терминал — это просто средство связи между монитором пользователя и центром обработки данных. И все данные пользователя, все его файлы хранятся в ЦОДе, который по определению гораздо более защищён, чем локальное рабочее место сотрудника.
Тут обычно приходят безопасники со словами: «Дорогой наш директор по ИТ, у нас плохо защищаются данные. Много мы теряем информации, потому что она уносится. Потому что данные хранятся у пользователей». Потом приходит коммерческий директор: «Дорогой директор по ИТ, я хочу, чтобы наши сотрудники работали по 24 часа в сутки даже на деревне у бабушки. Будем повышать надои! И ещё мне удобно с телефона в командировке заходить, тоже прикрути там заодно». И уже дальше админ, разглядывая систему, приходит к выводу, что с ней жить будет проще. Хотя, конечно, понадобится многому учиться, и не все готовы так быстро поменять мировоззрение и получить новые данные. Чаще боятся потерять рабочее место, потому что их знания «окажутся невостребованными». Сразу скажу, страх вполне обоснованный — с внедрением VDI чаще всего сокращают эникейщиков по ненадобности, но основные лица ИТ-отдела остаются. И получают такой опыт и такой уровень контроля, который делает их ещё более ценными для основного бизнеса.
В роли терминала для доступа к VDI может выступать любое устройство с экраном, процессором и средствами ввода-вывода. Планшет, телефон, обычный ПК, ноутбук и тонкий клиент. По сути, такой моноблок — это ПАК, максимально оптимизированный под удешевление стоимости за единицу и простоту замены.
Вот пример устройства рабочего места с тонким клиентом Dell Wyse D10DP:
По цене сравнимо с современным хорошим внешним жёстким диском. Архитектура железа и софт рассчитаны на работу 24/7 под непрерывной нагрузкой «на убой». Обычные рабочие станции постепенно замусориваются на уровне софта (особенно Win-машины), плюс подвержены износу. Здесь установлены оптимизированные именно под такой режим работы ОС, а железо ставится слабым, но надёжным. Слабым — это потому, что лет 7..10 менять его никто не будет, и надёжность важнее. В корпусе минимум движущихся частей, даже вентилятора нет, только пассивное охлаждение радиатором (видите, сколько отверстий на фото выше?). Пыль тоже не набивается, кстати (не больше чем внутрь монитора), а если набивается — не особо мешает эксплуатации.
Обычно эти коробки хранятся на складе у хозяйственника или поддержки. Как только что-то происходит в той же рознице с лампочкой в торговом зале, престарелый Семёныч, имеющий очень слабое отношение к ИТ, выходит с новой лампочкой и меняет её, а старую выбрасывает. Когда ломается тонкий клиент, со склада появляется тот же Семёныч в промасленной робе, несущий коробочку, которую ему положили туда ещё пару лет назад. Внимательно щурясь, подключает все три разъёма и тыкает в питание. Рабочее место восстановлено. Пользователь вводит свой пароль и продолжает работу с того места, где остановился — ровно с того, даже без перезагрузки.
Наш случай — розница сократила затраты на рабочее место на 47%. Задача была по кассирам, касс — 2000 штук, нужно было одновременно снизить затраты и упростить поддержку. Решение: Citrix XenDesktop + XenServer + Wyse.
Но вернёмся к машине в торговом зале. Если бы вдруг пришлось накатить на неё критичное обновление безопасности, возникла бы масса проблем. Здесь всё решается на сервере, и апдейт происходит в ЦОДе почти мгновенно и для всех в сети.
Как выбирать тонкий клиент? Как правило, под задачи. Есть специализированные заточенные решения под Citrix, есть под другое, кому-то важны тонкие клиенты на Linux из-за особенностей лицензионной политики. В общем, по ситуации. Есть программные характеристики, а есть железные (например, наличие нужных портов, часто специфических). И так по каждому уровню.
Да, кстати, под тонкий клиент необязательно закупать отдельное железо. С ним, конечно, лучше и проще, но в дело идут и все старые (часто уже по документам самортизированные, но ещё рабочие) вторые пентиумы, старые целероны, помнящие ещё разгон в средней полосе, и вообще всё железо со склада. Админ их заботливо протирает тряпочкой и отдаёт в работу. 3–4 года они точно послужат. Потом, конечно, меняют на тонкие клиенты по мере выхода из строя, и система становится гомогенной к ещё большему счастью ИТ-отдела. Но дырки под ордена «За почётную экономию» они все в свитерах крутят.
ЦОД-часть
Вот примерная таблица по нашей практике работы с большим бизнесом для связок ЦОД — терминал:
Уровень решения VDI | Производитель (вендор) |
Приложения внутри виртуальной рабочей станции | От производителя приложений; совместимое с ОС виртуальной рабочей станции (с Windows 7, например) |
Операционная система (виртуальной рабочей станции) | В основном Windows 7, Windows 8, дистрибутивы Linux (в основном RedHat), иногда Windows XP |
Менеджмент окружения пользователя | Либо встроенные в брокер VDI (см. ниже), либо, например, AppSense |
Менеджмент печати | Либо встроенные в брокер VDI (см. ниже), либо, например, Cortado (ThinPrint) |
Управление подключениями пользователей и всеми аспектами VDI | VMware Horizon, Citrix XenDesktop, Dell vWorkspace — лидеры; Microsoft RDS, RedHat 2x Software — в некоторых случаях |
Платформа виртуализации | VMware vSphere, Microsoft Hyper-V, Citrix XenServer, в некоторых случаях RedHat RHEV, Parallels Virtuozzo Containers |
Системы хранения данных (СХД) | Все классические вендоры — EMC, HP, Dell, NetApp, возможно Huawei |
ПО для оптимизации взаимодействия VDI с СХД | Atlantis, DataCore, Nexenta и т. п. |
Часть решений сертифицирована регуляторами. Это особенно важно для госсектора и различных научно-исследовательских заведений вроде опытного производства компрессоров, где ни один компрессор в глаза не видели.
Кроме ПО особо стоит остановиться на хранении данных. Дело в том, что для VDI узким местом часто становится СХД, а она стоит дорого. За последние годы производители СХД обнаружили, что достаточно большой процент их клиентов использует железо именно для VDI офисного типа, и сделали существенную оптимизацию в этом плане. Почти всё ПО, вплоть до уровня прошивки контроллеров, оптимизировано под работу с такими задачами (в частности, помогает в дедупликации данных и их защите).
Как правило, сегодня для нагруженных задач используется связка из Flash — СХД для горячих данных и дисковой для обычных, либо гибридные СХД Flash+HDD, либо, если совсем маленький бюджет, в последнее время — средства кэша вроде вот такого.
Раньше всё строилось по факту, на HDD — это сложности со случайным чтением, сборка в большие кластеры для обеспечения необходимой скорости, проблемы с резервированием и неожиданными поломками. Сегодня для СХД достаточно уже не шкафа на 150–200 дисков, а полочки. Ну, по факту — двух-трёх (с учётом ИБП) стандартных юнитов для enterprise-уровня.
Самая большая ошибка неопытных проектировщиков — это они слишком сильно перезакладывают СХД. Потому что СХД — это единая точка отказа для всей инфраструктуры. За неё боятся, и ценник резко растёт. В среднем до двух раз возрастает стоимость системы хранения данных из-за неправильного проектирования. Почему? Очень просто: неправильно собрали данные. Не стали анализировать рабочее место. Да там много причин.
Поэтому главный вопрос — посчитать все параметры инфраструктуры. Поэтому до внедрения нужно обследование, чтобы точно выяснить расчётную мощность. Обследование обычно проводится на уровне общения по бизнес-процессам и установки пользователям специального приложения, профилирующего рабочую станцию. Когда все данные за, скажем, месяц работы собираются, становится понятно, что и как делать. Месяца хватает. Да, понятно, что у бухгалтерии есть пики перед сдачей отчётности, разработка активизируется на большие релизы, маркетологи любят смотреть видео при выходе рекламы и так далее. Но эти пики не происходят одновременно, и 10–15% запаса по мощности вполне хватает, чтобы не упираться никуда по ЦОДу.
Каналы
Когда VDI разворачивается локально, всё просто. Когда удалённо – как правило, минимальное требование сегодня — гарантированные 128 Кбит/с на пользователя. Обратите внимание: гарантированные. Конечно, часто говорят про 30–40 Кб/с, но это, скажем так, неправда. Пока пользователь печатает, всё хорошо. Но когда он листает свою ленту «ВКонтакте», трафика генерится ненамного меньше, чем при просмотре видео.
К счастью, большая часть современных решений очень хорошо оптимизирована по трафику: данные не гоняются туда-сюда от машины до апликейшн-сервера, а ходят в кольце внутри ЦОДа, на уровне ОС тоже всё хорошо в плане загрузки удалённых рабочих столов.
Естественно, в Москве куда чаще встречается ситуация с гарантированными 10 Мбит/с на обычный офис, там, как правило, вообще проблем не возникает. На крупные офисы от 200–300 сотрудников (по ситуации и профилю трафика) часто ставим решения по уплотнению трафика, начиная от транспортного уровня и заканчивая дедупликацией, например, от Riverbed (http://habrahabr.ru/company/croc/blog/214693/).
Вот рабочие столы пользователей. Обратите внимание: дистрибутивы ОС рабочих станций собираются ради одной цели — оптимизации работы с VDI, в т. ч. по трафику:
Рабочий стол ОС Windows функционирующей на физической рабочей станции:
Рабочий стол ОС Windows, но функционирующей в виртуальной машине, размещённой в ЦОД:
Интерфейс программного VDI-клиента:
Кто использует VDI?
Принцип очень простой. Если вы малый или средний бизнес и администрировать пока всё относительно просто, ваш выбор — терминальный доступ. Там, где вы потратите 500 рублей на него, в VDI пришлось бы потратить 5 тысяч.
Но в какой-то момент инфраструктура становится слишком большой, риски возрастают, соотношение умных людей из ИТ-отдела на рабочее место падает, растёт технологический долг. В этот момент приходит здравое решение о внедрении VDI, просчитанное под ситуацию. Иногда внедрять рано — проще прожить ещё года два с ростом хаоса в инфраструктуре и перейти позже. Иногда требуется внедрять чисто по специфике бизнеса.
Например, в колл-центрах важны стабильность работы и меры против высокой текучки персонала. Стабильность — это когда 60 тысяч звонков на КЦ в сутки, и работают три смены без перерывов на одних и тех же местах. Я знаю тонкие клиенты, которые работают 5–6 лет без выключения на таких объектах.
Безопасность и контроль важны из-за текучки — постоянных сотрудников на линейных должностях в таких КЦ очень мало. В банковских системах и медицине очень много данных о клиентах, здесь каждый шаг по предотвращению утечки добавляет спокойного сна многим в компании — от админа до инвестора.
Крупный бизнес очень ревностно относится к СХД. Как правило, она резервируется такой же active-active, плюс системой итеративного бэкапа в другом ЦОДе вроде Avamar (http://habrahabr.ru/company/croc/blog/149306/). Потому что в VDI растёт человеческий риск. Знаю случай в одном банке, когда накатили неверный апдейт на 2000 машин. Работа встала. Правда, всего на 12 минут — админы быстро откатились.
Иногда с VDI встают к нам: у нас 3 своих коммерческих ЦОДа, они на разных площадках, есть решения повышенной надёжности (два подтверждения TIER III). Для крупных заказчиков это один контрагент, который берёт на себя весь сервис, резервирование и все вопросы по рутине.