Техприз что это такое
Понятие технологического присоединения и процедура его осуществления
Технологическое присоединение – это услуга, оказываемая сетевой организацией для подключения энергопринимающих устройств юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей к электрическим сетям.
Действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения к системам электроснабжения, входящим в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в целях увеличения максимальной мощности в отношении энергопринимающих устройств, находящихся в помещениях, расположенных в многоквартирном доме.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, к электрическим сетям сетевой организации не допускается без использования внутридомовой системы электроснабжения, входящей в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, к электрическим сетям сетевой организации осуществляется не ранее технологического присоединения систем электроснабжения, входящих в состав общего имущества, соответствующего многоквартирного дома.
Перечень мероприятий по технологическому присоединению включает в себя:
Что такое техприсоединение. Объясняем простыми словами
То есть в широком смысле — это подключение к какой-то общей сети. Например, подключение объектов нефтедобычи к магистральному трубопроводу тоже будет называться технологическим присоединением.
Для каждого вида подключения существуют свои стандарты и правила, их устанавливает Градостроительный кодекс и отдельные законы, например законы «Об электроэнергетике», «О газоснабжении». Также правительство и местные власти регулируют тарифы на подключение к сетям общего пользования.
Подсоединить к коммуникациям можно как жилое помещение, так и нежилое — торговый центр, завод, банк, школу, ларёк с шаурмой. Техприсоединение может быть на постоянной основе или вестись по временной схеме (например, когда стройплощадку подключают к электричеству).
Пример употребления на «Секрете»
«Запретить продавать электричество в общую сеть могут из-за отсутствия документов на технологическое присоединение или же из-за несоответствия энергоустановки критериям микрогенерации. Под эту категорию попадают объекты, вырабатывающие от 15 до 150 киловатт».
(Из новости о том, как россиянам разрешили зарабатывать на электричестве.)
Нюансы
Для подключения к коммуникациям нужно соблюсти ряд условий и действовать по утверждённому алгоритму. Например, для подсоединения частного дома к электросети требуется следующее:
Случай из жизни
Иногда то, что легко выглядит на бумаге, очень сложно реализуется на практике. Например, компания IKEA, несмотря на штат технических специалистов и юристов, не смогла в 2006 году подключить к электросетям два мегамолла под Петербургом — «Мега-Дыбенко» и «Мега-Парнас».
Одним из самых экзотических видов технологических присоединений остаётся подключение к проводному радио. Радиоточки по-прежнему устанавливают в новостройках, поскольку согласно своду правил «Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях» многоэтажки могут сдаваться в эксплуатацию только при технологическом подключении к сети проводного радиовещания и оповещения.
Договор технологического присоединения к электрическим сетям: 3 срока в договоре
Проектный юрист, налоговый консультант
специально для ГАРАНТ.РУ
Договор технологического присоединения (далее – ДТП) – правовой документ, опосредующий присоединение нового или реконструируемого объекта к существующим объектам электросетевого хозяйства.
Из анализа Постановления № 861 можно выделить три важных срока:
Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены иные сроки (но не более 4 лет).
Таким образом, максимальный срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 года.
Срок действия технических условий не может составлять менее 2 лет и более 5 лет (п. 24 Правил).
Технические условия определяют точки подключения, обязательства сторон по выполнению мероприятий по осуществлению технологического присоединения и требования к устройствам защиты.
При невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий (п. 27 Правил).
Является ли срок действия ТУ пресекательным
Срок действия технических условий (в том числе продленных), в любом случае не может превышать предельные сроки, установленные Постановлением № 861.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение – это состоящий из нескольких этапов процесс, целью которого является создание условий для получения электрической энергии потребителем через энергоустановки сетевой организации, завершающийся фактической подачей напряжения и составлением акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акта об осуществлении технологического присоединения (п. 7 Правил).
Существенные условия, которые должен содержать договор об осуществлении технологического присоединения, приведены в п. 16 Правил. В силу подп. «б» п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 4 лет (для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт), относится к существенным условиям договора о технологическом присоединении.
В соответствии с п. 27 Правил при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий. При этом дополнительная плата не взимается.
Однако, исходя из анализа положений п. 27 и п. 16 Правил в их совокупности, срок, на который сетевая организация вправе продлить действие ранее выданных технических условий, не может превышать пресекательный срок технологического присоединения, установленный подп. «б» п. 16 Правил, который исчисляется со дня заключения договора и составляет два года для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт; для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены иные сроки (но не более 4 лет).
При этом, оценивая невозможность исполнения ДТП после истечения ТУ, необходимо сделать следующие выводы:
В целом вопрос о возможности продления срока действия ТУ сверх срока является открытым, поскольку нередко суды делают косвенные выводы о возможности исполнение срока за пределами срока действия ТУ.
Когда возникает ответственность?
Значимым с точки зрения возникновения ответственности сроком, является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. При этом, такая ответственность наступает и для заявителя, и для сетевой компании.
При этом, судебная практика (Определение Верховного Суда РФ от 25 февраля 2020 г. № 301-ЭС19-28463, Определение Верховного Суда РФ от 17 февраля 2020 года № 305-ЭС19-27306) идет по пути признания невозможным начисления неустойки по окончанию срока действия технических условий, в силу недопустимости начисления неустойки в том числе на сумму надлежаще исполненных ответчиком обязательств и времени истечения срока технических условий, возможное исполнение которых обеспечивает неустойка. Хотя встречается и обратная практика (Определение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2019 г. № 304-ЭС19-3284).
Прекращает ли действие ТУ действие договора?
Истечение срока действия технических условий, как особого специального разрешения на выполнение определенных действий, само по не прекращает договор технологического присоединения в целом, поскольку заявитель в течение срока действия договора сохраняет право на инициацию продления срока действия технических условий или выдачу новых технических условий, что легитимирует потенциальное выполнение мероприятий по технологическому присоединению (Постановление Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 8 октября 2020 г. № А03-4988/2019), в данной ситуации необходимо проанализировать совокупность обстоятельств: сохранение интереса заявителя к сохранению договора, установления обстоятельств по чьей вине подключение произведено не было. При этом наличие действующих ТУ – необходимое условие исполнение ДТП (Определение Верховного Суда РФ от 22 февраля 2020 г № 301-ЭС19-28463, Определение Верховного Суда РФ от 18 февраля 2019 г. № 304-ЭС18-2539, Определение Верховного Суда РФ от 21 января 2019 г. № 304-ЭС18-24056).
Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что истечение ТУ тогда прекратит действие договора, когда будет установлено, что во-первых, заявитель утратил интерес к исполнению договора, а кроме того на момент истечение ТУ отсутствует техническая возможность технологического присоединения.
Технологическое присоединение по индивидуальному проекту: практические аспекты
В статье «Технологическое присоединение по индивидуальному проекту» автор Артем Туксин рассмотрел теорию подключения к электрическим сетям по процедуре индивидуального проекта. Однако на практике в случаях применения данного механизма установления платы за технологическое присоединение могут возникать различные вопросы, как у электросетевых организаций, так и у самих потребителей.
В данной статье рассмотрим данную процедуру с точки зрения каждой из сторон договора об осуществлении технологического присоединения.
Первое упоминание о технологическом присоединении по индивидуальному проекту можно найти в пункте 8(1) Правил технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Правила). Согласно пунктам 8 и 8(1) Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.
Что же на практике означает данное отступление?
По сути, это возможность для потребителя:
Но есть категория потребителей, для которых такой вариант подключения является наиболее выгодным по следующим причинам:
Такой подход позволит потребителю контролировать схему внешнего электроснабжения, существенно экономить денежные средства на оплате за потребленные объемы электрической энергии, либо извлекать прибыль за счет сдачи в аренду (пока что это возможно в соответствии с действующим законодательством РФ).
К существенным недостаткам присоединения по индивидуальному проекту для потребителя, помимо уже обозначенных непрофильных расходов, стоит отнести более длительные сроки утверждения платы за подключение и выдачи оферты договора об осуществлении технологического присоединения, поскольку плату за присоединение по индивидуальному проекту утверждает соответствующий региону орган регулирования, которому для этого дается до 30, а в некоторых случаях до 45 рабочих дней. Кроме того, нередки случаи, при которых сетевой организации в соответствии с Правилами требуется урегулировать отношения с вышестоящими сетевыми организациями. В таком случае срок выдачи оферты договора продляется на срок урегулирования таких отношений. На практике нередко выходит так, что потребитель получает оферту договора только через полгода – год.
Что такое технологическое присоединение по индивидуальному проекту для электросетевой организации?
Из теоретической части мы знаем, что технологическое присоединение по индивидуальному проекту выполняется исключительно в случаях, при которых отсутствует техническая возможность подключения. Считается, что техническая возможность присоединения отсутствует исключительно в случаях, когда не соблюдается хотя бы один из критериев, указанных в пункте 28 Правил.
Функции определения и установления наличия, либо отсутствия технической возможности присоединения лежат на сетевой организации, к которой обращается заявитель.
Потребитель, не желающий, чтобы его энергопринимающие устройства были подключены по индивидуальному проекту, может привлечь соответствующее Управление Ростехнадзора для проверки обоснованности отсутствия технической возможности технологического присоединения.
Сам по себе механизм технологического присоединения по индивидуальному проекту разработан с целью решения нескольких задач:
Главной целью данного вида технологического присоединения является повышение доступности электроэнергетической инфраструктуры, что достигается за счет развития (расширения, реконструкции и нового строительства для организации связи между сетями разных сетевых организаций) объектов электрических сетей.
Для сетевой организации – это развитие профильных активов, рост их стоимости и, как правило, прибыли. Реконструкция существующих объектов зачастую может быть сопряжена с модернизацией устаревшего и физически изношенного оборудования в рамках требований современных нормативных актов в части повышения энергоэффективности, снижения эксплуатационных затрат и прочих выгодных для сетевой организации условий, учитываемых при проектировании и реконструкции.
Есть и риски для сетевой организации, которые необходимо учитывать, при технологическом присоединении по индивидуальному проекту. К числу основных можно отнести риски несоблюдения установленных Правилами сроков по каждому этапу процедуры, риски неполного и растянутого по времени возмещения понесенных расходов, а также производственные риски, связанные со сложным технологическим процессом реконструкции существующего объекта, выводом (частичным выводом) его из работы на период реконструкции.
Важно то, что для обеих сторон договора об осуществлении технологического присоединения подключение по индивидуальному проекту может быть как выгодным, так и не очень.
Возможны случаи, при которых экономический эффект от такого технологического присоединения для обеих сторон очевиден. Такое сотрудничество в полной мере можно назвать симбиозом.
Техприз что это такое
Ст. 52.1 (в ред. ФЗ от 01.07.2021 N 276-ФЗ) не применяется к отношениям по подключению (технологическому присоединению) к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения на основании технических условий, выданных до 01.09.2021. О регулировании см. указанный закон.
ГрК РФ Статья 52.1. Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения
(введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 276-ФЗ)
3. Технические условия выдаются в целях заключения договора о подключении (технологическом присоединении) без взимания платы в течение семи рабочих дней по запросам лиц, указанных в части 5.2 статьи 48 настоящего Кодекса, частях 5 и 6 настоящей статьи, за исключением случаев технологического присоединения к электрическим сетям.
4. Срок действия технических условий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается правообладателем сети инженерно-технического обеспечения не менее чем на три года или при комплексном развитии территории не менее чем на пять лет, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
5. Для заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к правообладателю сети инженерно-технического обеспечения вправе обратиться:
1) правообладатель земельного участка и (или) объекта капитального строительства;
2) лицо, которому в предусмотренных земельным законодательством случаях выдано разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, а также лицо, являющееся обладателем сервитута или публичного сервитута, которые установлены в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством;
3) лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, при наличии утвержденных в установленных порядке проекта планировки территории комплексного развития, комплексной схемы инженерного обеспечения территории комплексного развития, схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, градостроительного плана земельного участка.
6. В случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48, частью 7.3 статьи 51 настоящего Кодекса, в целях строительства объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения договор о подключении (технологическом присоединении) может быть заключен при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом, созданным Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, а также с иными юридическими лицами при наличии решения о предварительном согласовании предоставления им земельного участка в указанных целях. Такой договор заключается при наличии утвержденного проекта межевания территории и (или) выданного в соответствии с частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса градостроительного плана земельного участка и утвержденной в соответствии с земельным законодательством схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Случаи заключения такого договора в соответствии с настоящей частью с юридическим лицом, созданным Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, иным юридическим лицом определяются Правительством Российской Федерации.
7. В случаях, определенных правилами подключения (технологического присоединения), лицо, с которым заключен договор о подключении (технологическом присоединении), по согласованию с правообладателем сети инженерно-технического обеспечения вправе обеспечить архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию сети инженерно-технического обеспечения, расположенной за границами принадлежащего ему земельного участка, в целях подключения (технологического присоединения) построенного, реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
8. Правилами подключения (технологического присоединения) могут устанавливаться случаи, когда в границах земельных участков, предоставленных в целях жилищного строительства и (или) в целях комплексного развития территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция сетей инженерно-технического обеспечения осуществляются правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения, с которыми заключены договоры о подключении (технологическом присоединении).
9. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении или о связи предусмотрено установление платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке, лица, указанные в частях 5 и 6 настоящей статьи, вправе запрашивать и получать от правообладателя сети инженерно-технического обеспечения, с которым подлежит заключению договор о подключении (технологическом присоединении), сведения, документы, материалы, направляемые в целях установления такой платы в орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с законодательством об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении или о связи.
10. Порядок и сроки внесения платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства устанавливаются в соответствии с правилами подключения (технологического присоединения) с учетом особенностей, предусмотренных частями 11 и 12 настоящей статьи.
11. В случае осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, общественно-делового назначения и необходимых для их функционирования объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в соответствии с утвержденным проектом планировки территории порядок и сроки внесения платы за подключение (технологическое присоединение) таких объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливаются исходя из этапов архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении), при условии обеспечения финансирования экономически обоснованных затрат правообладателей сетей инженерно-технического обеспечения, связанных с осуществлением на каждом этапе мероприятий по подключению (технологическому присоединению) таких объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с графиком оплаты указанных мероприятий, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении).
12. В случае, если в соответствии с частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса подготовка проектной документации осуществляется применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, либо проектом планировки территории предусматриваются этапы архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, либо разрешение на строительство предусматривает строительство, реконструкцию нескольких объектов капитального строительства, порядок и сроки внесения платы за подключение (технологическое присоединение) таких объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения по согласованию с правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения могут быть установлены исходя из этапов строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренных проектной документацией, проектом планировки территории, разрешением на строительство, при условии обеспечения финансирования экономически обоснованных затрат правообладателей сетей инженерно-технического обеспечения, связанных с осуществлением на каждом этапе мероприятий по подключению (технологическому присоединению) таких объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с графиком оплаты указанных мероприятий, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении).
13. В целях строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах элементов планировочной структуры и (или) их частей уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления может быть утверждена комплексная схема инженерного обеспечения территории (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, размещение сетей связи), на которой планируется осуществлять строительство объектов капитального строительства. Комплексная схема инженерного обеспечения территории может быть подготовлена в составе материалов по обоснованию проекта планировки территории.
14. Подготовка комплексной схемы инженерного обеспечения территории осуществляется с учетом утвержденных схем и программ перспективного развития электроэнергетики, схем теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения и размещения сетей связи, утвержденных инвестиционными программами правообладателей сетей инженерно-технического обеспечения.
15. Комплексная схема инженерного обеспечения территории подлежит согласованию с правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения, которые расположены на соответствующей территории и (или) к которым планируется осуществлять подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства.
16. Содержание комплексной схемы инженерного обеспечения территории, порядок ее разработки и утверждения, а также порядок и сроки ее согласования с правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
17. Правообладатели объектов капитального строительства, которые в установленном порядке подключены (технологически присоединены) к сетям инженерно-технического обеспечения, при условии отсутствия технических ограничений и исполнения ими в полном объеме обязательств по оплате подключения (технологического присоединения) таких объектов капитального строительства вправе снизить объем подключенной (технологически присоединенной) мощности (нагрузки) в отношении таких объектов капитального строительства, указанной в документах о подключении (технологическом присоединении), с одновременным перераспределением (уступкой права на использование) высвобождаемой мощности (нагрузки) иным лицам, заинтересованным в подключении (технологическом присоединении), либо в пользу организации, которая осуществляет подключение (технологическое присоединение), в целях последующего подключения (технологического присоединения) иных лиц, заинтересованных в подключении (технологическом присоединении).
18. Порядок и условия указанного в части 17 настоящей статьи перераспределения (уступки права на использование) высвобождаемой мощности (нагрузки) применительно к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, а также перечень случаев, в которых такое перераспределение (уступка права на использование) не допускается, по каждому виду ресурсов определяются правилами подключения (технологического присоединения).
19. При указанном в части 17 настоящей статьи перераспределении (уступке права на использование) высвобождаемой мощности (нагрузки) сетей электроснабжения такое перераспределение (уступка права на использование) допускается в рамках трансформаторной и иной подстанции.
20. При указанном в части 17 настоящей статьи перераспределении (уступке права на использование) высвобождаемой мощности (нагрузки) сетей теплоснабжения такое перераспределение (уступка права на использование) допускается в рамках одной зоны теплоснабжения.