Телекс релиз коносамента что это

Телекс Релиз

Скорее всего, Вы уже не раз встречались с понятием “Телекс релиз” (Telex Release). Этот термин особенно часто используется в морских контейнерных перевозках. В данной статье мы рассмотрим определение, условия использования и историю возникновения данной дефиниции. Постараемся объяснить, что такое телекс…

Телекс релиз коносамента что это. Смотреть фото Телекс релиз коносамента что это. Смотреть картинку Телекс релиз коносамента что это. Картинка про Телекс релиз коносамента что это. Фото Телекс релиз коносамента что это

Скорее всего, Вы уже не раз встречались с понятием “Телекс релиз” (Telex Release). Этот термин особенно часто используется в морских контейнерных перевозках. В данной статье мы рассмотрим определение, условия использования и историю возникновения данной дефиниции. Постараемся объяснить, что такое телекс релиз коносамента простыми словами на доступном широкому кругу языке.

В некоторых случаях, отправитель или экспортер может сдать оригиналы коносамента агенту в порту отправления. Далее линия передает в порт назначения инструкцию о том, что груз может быть выдан получателю. При этом получатель не должен предоставлять оригиналы коносамента в порту выгрузки.

Можно сказать, что телекс релиз является обычным сообщением, содержащим вышеописанную инструкцию. Это сообщение передается между офисами линии в портах отправления и назначения.

Отправитель или экспортер обычно запрашивают у линии телекс релиз коносамента в следующих случаях.

По правилам телекс релиз может быть оформлен только если коносамент выпущен как прямой (Straight B/L).

Термин TELEX происходит от акронима выражения TELegraph EXchange service (сервис телеграфного обмена). Таким образом, сообщение, отправляемое при помощи телеграфной сети, называется Telex message. Этот вид связи был сильно распространен до 80х годов. Ему на смену пришли более современные факсимильные машины.

Таким образом, распоряжение о выпуске груза, передаваемое из порта отправления в порт назначения, называется телекс релизом. Так как в прошлом такие инструкции передавались с помощью телеграфной сети.

В настоящее время обмен информацией происходит с помощью электронной почты или в информационных системах перевозчика. Но название закрепилось, так как довольно длительный период именно использование телеграфной сети позволяло быстро передать информацию на большие расстояния.

Источник

Всё о морском коносаменте

Телекс релиз коносамента что это. Смотреть фото Телекс релиз коносамента что это. Смотреть картинку Телекс релиз коносамента что это. Картинка про Телекс релиз коносамента что это. Фото Телекс релиз коносамента что это

Основной документ при международных морских перевозках, коносамент фиксирует логистические данные, необходимые для таможенного оформления, а также подтверждает право на получение груза в порту. При этом сама система коносаментов сложна и богата нюансами. Упорядочим их, а заодно рассмотрим заполнение океанского коносамента.

Виды коносаментов и их назначение.

Коносамент (сокращённо к/с), по-английски Bill of Lading (сокращённо BL или B/L) — основной документ международного образца при морских и мультимодальных интернациональных перевозках. Является подтверждением заключения договора морской перевозки, распиской о принятии груза, а также основанием для выдачи груза в порту назначения.

В реальной практике используется с полдюжины различных видов коносаментов, которые необходимо чётко различать:

Оборотные и необоротные коносаменты

Поскольку коносамент служит не просто товаросопроводительным документом, но подтверждает право собственности на груз, он может выполнять роль ценной бумаги, но только если оформлен как оборотный (negotiable bill of lading). Такой коносамент позволяет владельцу распоряжаться ещё не прибывшим в порт грузом: купить, продать или заложить в банк. Все оборотные коносаменты относятся к так называемым ордерным (to-order bill of lading), оставляющим возможность изменять владельца груза, пока последний находит в пути, причём не один раз. Таким образом, посредством оборотного коносамента, ещё не полученный груз может быть объектом товарно-денежного оборота, что и определяет его название.

Напротив, необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) однозначно и бесповоротно фиксирует лицо, обладающее правом собственности на груз. Их также называют именными (straigth bill of lading), как противоположность ордерным.

Теоретически существует ещё одна форма — коносамент на предъявителя (bearer bill of landing), где получатель груза вообще никак не фигурирует, а груз выдаётся «предъявителю сего». Но они в реальной жизни практически не используются.

Оформление коносамента и получение груза

Коносамент указывает владельца груза, но в реальной практике не всё так просто! Чтобы успешно получить товар в порту, важно ориентироваться в нескольких важных нюансах оформления коносамента.

Оригинал, копии и драфт коносамента

Самое важное, что следует знать и помнить, — груз выдаётся лишь обладателю оригинала коносамента (original B/L). Никаких исключений!

Оригинал обычно выпускается в трёх экземплярах, каждый из которых имеет свой порядковый номер и общее количество. Обычно один остаётся в линии, а два других передаются отправителю.

Для получения груза по именному коносаменту (straight, non-negotiable BL) достаточно предъявить один любой оригинальный экземпляр. Если же речь идёт об ордерных коносаментах, то в линию сдаются все оригиналы для поиска и проверки последней записи о владельце груза!

Копии коносамента пригодятся для целей таможенного оформления партии, оприходования на складе, других юридических действий с товаром. Во всех вопросах кроме получения груза они полностью эквивалентны оригиналу.

Черновик или драфт коносамента (BL draft) — это предварительно заполненный документ, направляемый перевозчиком для проверки данных, не имеет юридической силы. Выпуск черновика предшествует изготовлению оригинала.

Телекс-релиз и сданный коносамент

Передача бумажного оригинала коносамента получателю груза посредством международного почтового отправления — отдельная «головная боль». Помимо забот для обеих сторон, такой способ сопряжён с риском задержки или даже потери бесценного документа (вспомните почту России).

Суть её заключается в следующем. После загрузки товара на борт судна и выпуска океанского коносамента, отправитель несёт оригинал не на почту, а в офис морской линии на «своём берегу», который, получив и проверив MBL, тут же даёт своим коллегам в порту прибытия разрешение выдать груз указанному в коносаменте получателю. На принятом линией коносаменте ставится штамп, и коносамент считается «сданным» (surrendered Bill of Lading).

Таким образом, на момент захода судна в порт назначения все условия для выдачи груза оказываются выполнены: получатель определён в коносаменте, и оригинал предъявлен в линию. Разница лишь в том, что это было сделано не в порту прибытия, а в другом офисе.

Когда описанный способ появился, подтверждение передавалось посредством телекса, отсюда и появилось название «телекс-релиз». Сейчас для этих целей используется Интернет.

Помимо обоюдного удобства, телекс-релиз помогает в исполнении сторонами финансовых обязательств по контракту. Очень часто вариант окончательного расчёта за товар до момент его отправки не устраивает покупателя, а выдача груза без оплаты — абсолютно неприемлема для продавца. В силу своих особенностей, коносамент помогает найти компромисс. Оставаясь на руках у поставщика товара, оригинал коносамента выполняет роль обеспечения выполнения покупателем своих обязательств по оплате. А возможность телекс-релиза делает схему технологичной и быстрой: покупатель производит оплату по факту прибытия груза в порт, а продавец сдаёт оригинальный MBL в линию, чуть только видит деньги на своём счету. Вся процедура занимает от силы два рабочих дня!

Заполнение коносамента

Как выглядит и что содержит коносамент? Обязательные реквизиты коносамента и место каждого в документе неизменны, вне зависимости от маршрута и компании-перевозчика. Найти их полный список не составляет труда.

Важно, что коносамент содержит логистическую информацию, используемую на таможне (подробнее о пакете документом читайте в этой статье). Поэтому остановимся на основных графах, значимых с точки зрения таможенного оформления партии (номера в списке соответствуют индексам на изображении):

Источник

Коносамент: что это такое?

Коносамент (Bill of Landing, B/L) – один из основных документов во всей морской логистике и имеет три базовые цели или задачи: Подтверждение договора на перевозку. Многие считают, что коносамент — это коммерческий или транспортный договор. Оба этих утверждения не являются…

Телекс релиз коносамента что это. Смотреть фото Телекс релиз коносамента что это. Смотреть картинку Телекс релиз коносамента что это. Картинка про Телекс релиз коносамента что это. Фото Телекс релиз коносамента что это

Коносамент (Bill of Landing, B/L) – один из основных документов во всей морской логистике и имеет три базовые цели или задачи:

Типы коносаментов

На основе вышеописанных целей документа можно обозначить следующие основные типы коносамента.

«Именной» коносамент (Straight Bill of Landing)

Коносамент называется именным или прямым (Straight), если оригиналы документа выпускаются на конкретного получателя (Consignee). Такой тип является необоротным, и не подлежит передаче другому лицу (Non-negotiable & Non-transferable). Получение груза в месте назначения возможно только указанным получателем. Также нужно предъявить оригиналы распечатанного коносамента перевозчику или оформить «Телекс релиз» (Telex Release).

Этот тип соответствует только первым двум ролям («подтверждение договора на перевозку» и «доказательство передачи товара»). Третья цель не реализуется полностью, так как документ не является передаточным (оборотным).

Морская накладная (Sea Waybill)

Если коносамент оформляется на конкретного получателя без выпуска оригиналов, его называют морской накладной (Sea Waybill). Этот вид также является необоротным и не подлежит передаче другому лицу (Non-negotiable & Non-transferable).

Морская накладная обычно используется:

Получение груза происходит на основе «экспресс релиза» (Express Release), то есть автоматически. Данный тип коносамента также соответствует только первым двум ролям.

Оборотный или ордерный коносамент (Negotiable B/L or Order Bill)

Оборотный коносамент выпускается в оригинале, и в нем не обозначается конкретный получатель. Графа «Consignee» может иметь значения: «To Order», «To Order of Shipper», «To Order of Bank».

Основное преимущество ордерного коносамента – возможность использовать его как гарантийное средство платежа между продавцом и покупателем.

Груз можно получить, только после предоставления оригинала коносамента перевозчику в порту назначения. На обороте коносамента должен стоять индоссамент (обычно это печати отправителя и получателя).

Ордерный коносамент выполняет все три цели, обозначенные в начале статьи.

Виды коносаментов

Обычно выделяются следующие виды коносамента, их больше, но мы представим три основных.

Океанский коносамент (Ocean or Port to Port B/L)

Ответственность перевозчика начинается в порту отправления и заканчивается в порту выгрузки. Поля «Place of Receipt» или «Place of Destination» не должны быть заполнены.

Мультимодальный коносамент (Multimodal Transport B/L)

Этот вид коносамента применяется при мультимодальной перевозке. Такая транспортировка состоит из нескольких этапов, которые выполняются различными видами транспорта.

В процессе перевозки участвует несколько видов транспорта от места выпуска коносамента, до места итоговой доставки. Все обозначенные этапы перевозки находятся под ответственностью морской линии.

Сквозной коносамент (Througt B/L)

Данный вид похож на мультимодальный коносамент, но перевозчик несет ответственность только за морское плечо. В наземной транспортировке линия участвует только как посредник.

Источник

Процесс получения телекс-релиза. Телекс релиз коносамента что это. Смотреть фото Телекс релиз коносамента что это. Смотреть картинку Телекс релиз коносамента что это. Картинка про Телекс релиз коносамента что это. Фото Телекс релиз коносамента что это

Важный момент, на который следует обратить особое внимание. Telex release может быть выдан только на именной коносамент, но он никогда на выдается на ордерный коносамент. В случае с ордерным коносаментом агент в порту назначения (он же, как правило, Нотифай в коносаменте) разрешает выпустить груз только после получения оригиналов коносамента.

Часто участники процесса задают следующие вопросы:

После того, как именной коносамент был сдан обратно в судоходную линию, можно ли считать, что грузоотправитель отказался от собственности на груз и передал ее грузополучателю «виртуально»?

Будет ли отзыв telex release означать, что оригиналы коносамента могут быть возвращены грузоотправителю, который в таком случае вернет себе право собственности на груз?

Мы не сталкивались с такой ситуацией на практике, поскольку данное действие противоречит логике понятия телекс релиза и процессам, связанным с его получением.

Наглядно ситуацию можно описать на следующем примере:

Допустим, telex release был издан и отправлен морской линией в порт выгрузки своему агенту, а грузоотправитель попросил отозвать его, и эта просьба была выполнена. Подобные действия могут повлечь серьезный конфликт интересов грузоотправителя и грузополучателя. Морская линия не будет брать на себя такую ответственность и вмешиваться во взаимоотношения между экспортером и импортером.

Если выпуск груза уже был осуществлен в порту назначения, то данная просьба не будет иметь никакого смысла.

Материал подготовлен экспертами компании G lobal F reight S olutions.

Источник

Экспедиторские коносаменты: телекс-релиз по электронной почте

Телекс релиз коносамента что это. Смотреть фото Телекс релиз коносамента что это. Смотреть картинку Телекс релиз коносамента что это. Картинка про Телекс релиз коносамента что это. Фото Телекс релиз коносамента что это

Экспедитор выдаёт груз против оригиналов «домашнего» коносамента своего иностранного партнёра, выступая деливери-агентом в порту доставки, при этом сам экспедитор указывается в качестве получателя в коносаменте океанского перевозчика. Однако зачастую иностранный агент по электронной почте просит выдать груз без оригиналов, указывая, что весь комплект уже им получен. Является ли такая процедура приемлемой и достаточно ли простого электронного сообщения, чтобы выдать груз без оригинала коносамента?

Процесс, описанный выше, называется телекс-релизом. Отправитель с комплектом коносаментов на руках после получения оплаты за груз не посылает их курьером грузополучателю и не пускает в дальнейший оборот, а возвращает перевозчику или его агенту, обычно (но не обязательно) в порту погрузки. Одновременно он требует организовать телекс-релиз. Затем перевозчик инструктирует своего агента в порту выгрузки выдать груз лицу, уполномоченному в инструкции отправителя. Возвращаемый коносамент штампуется печатью «сдан судовладельцу» или «телекс-релиз» и сдаётся в архив. В последние годы перевозчики всё чаще передают инструкции телекс-релизов агентам по электронной почте или вовсе через свои внутренние системы, что позволяет всем офисам видеть эту информацию в режиме реального времени.

Другой вариант: перевозчик распечатывает коносамент, но реально в руки грузоотправителя его не передает. Как только отправитель получил платёж, он просит перевозчика выдать груз получателю. Перевозчик должен лишь убедиться, что условия на лицевой и оборотной сторонах коносамента полностью воспроизведены в договоре перевозки. Иногда коносаменты не распечатывают, а сохраняют в компьютерной системе перевозчика, хотя в этом случае есть вероятность, что «виртуальный» коносамент не признают оригинальным документом согласно применимым конвенциям и национальному законодательству.

Зачем же нужен телекс-релиз, то есть выдача коносаментов с последующим их возвратом перевозчику в порту отгрузки? Одна из причин заключается в том, что многие страны не признают морскую накладную, или она просто не прижилась для некоторых типов транзакций. Между тем, телекс-релиз, как и накладная, позволяет избежать риска отправки оригиналов документов по почте.

Также встречается неверное толкование сообщений по электронной почте. Например, перевозчик инструктирует: «Отправитель подтвердил COD, коносаменты сданы. Доставку подтверждаем». Это – подтверждение, означавшее лишь дальнейшую доставку на оговоренных в коносаменте условиях, а агент ошибочно воспринял их как указание выдать груз получателю.

При обмене данными через внутреннюю систему нужно чётко определить, кто отвечает за ввод информации. Известен случай, когда перевозчик исправно ввёл телекс-релиз в систему, но не отменил его по получении новой инструкции клиента, что привело к выдаче груза стоимостью несколько сотен тысяч долларов.

Для предотвращения мошенничества стоит помнить, что если в далёком прошлом мошенники посылали поддельные факсы, чтобы завладеть грузом, то сейчас то же самое регулярно происходит с электронной почтой. Не стоит сразу нажимать кнопку «Ответить всем»: от агента требуется перепроверка сообщения и реального адреса перевозчика и дополнительный запрос подтверждения.

Чтобы предупредить ситуации мошенничества, необходимо обезопасить себя заранее. Мы рекомендуем всегда использовать простой чек-лист для деливери-агента, чтобы убедиться в полноте инструкции по телекс-релизу груза:
• наличие подтверждения;
• оригиналы сданы (причем если коносаменты ордерные, то надлежащим образом индоссированные);
• все сборы получены;
• указаны полные детали груза и его получателя.

Если морские линии определяют процедуры телекс-релизов в руководствах для своих агентов, то экспедиторские документы редко содержат чёткие ссылки, в том числе при работе с «домашними» коносаментами. Они могут не подразумевать письменных соглашений, что приводит к ошибкам и последующим претензиям. Также важно различать телекс-релиз и экспресс-коносамент (накладная) и иметь в виду, что понятия «экспресс-релиз» не существует.

Перевозчики не обязаны заменять обычную коносаментную доставку на телекс-релиз. Однако они готовы предоставить такой сервис своим клиентам, при этом телекс-релиз, очевидно, несёт дополнительный риск. Рекомендуется разработать форму гарантии для подписи клиентами, которая определит точное место сдачи всего комплекта оригиналов коносамента, предусмотрит ситуацию отказа или изменения требования телекс-релиза, будет защищена контргарантией первоклассного банка, а также подтвердит применение всех условий коносамента, если он не был выдан.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *