Тело дженнифер про что
Тело Дженифер
Опять обман! У людей нет ни грамма совести!
Где обещанное тело? — хочу разгневанно спросить я (а в моем лице — сотни тысяч возмущенных зрителей). Какое моральное право имеете вы, товарищи создатели, называть фильм «Тело Дженнифер» и не показывать при этом тело Дженнифер?!
Вот и называли бы тогда «Голова Дженнифер» или, там, «Зубы Дженнифер», в крайнем случае — «Одетое тело Дженнифер».
Одним словом, требуем срочной сатисфакции.
Сто тысяч подписей.
Для тех, кто не в курсе, рассказываю, в чем суть.
Две подруги — одна красавица (Меган Фокс), другая, плохо замаскированная под дурнушку, тоже красавица (Аманда Сэйфрид) отправляются однажды в местную забегаловку на концерт. В местной забегаловке случается пожар (зачем он был нужен, я так и не понял; впрочем, я много чего в этом фильме не понял).
В результате Дженнифер (основная красавица) уезжает куда-то ночью в трейлере с пятью мужиками (музыкантами), а Ниди идет домой переживать. Но переживала Ниди недолго, потому что вскоре к ней заявилась вся в крови Дженнифер, сожрала курицу из холодильника, заблевала (извините) всю квартиру чем-то черным, явно инфернальным и удалилась. От этого неприятного происшествия Ниди распереживалась еще сильнее.
А дальше — больше. Распоясавшаяся Дженнифер принялась пожирать мальчиков из школы. Ниди такое поведение подруги показалось странным, но как-то раз после непродолжительных, цинично прерванных на самом интересном месте, лесбийских игр (зачем они были нужны — я тоже не понял), Дженнифер призналась, что, мол, не виноватая я, а виноваты парни из трейлера — заезжие музыканты, которые хотели принести её в жертву сатане. Но сатана принимает в жертву только девственниц, а она-то уже нет. А музыканты-то не знали (могли бы, кстати, догадаться). В результате этого досадного недоразумения толком умереть она не смогла, и хуже того — в неё вселился демон. Вот такая неприятная жизненная ситуация сложилась…
Но, как известно, выход есть из любой ситуации, нашелся он и в данном случае.
Финал у картины получился довольно неожиданным.
А еще понравились финальные титры (титры-трэш).
После просмотра фильма напрашиваются два очевидных вывода:
1. Девушки, не садитесь ночью в машины к незнакомым мужикам!
2. Сатанисты, приглашая девушку на оккультный обряд, не стесняйтесь попросить у неё справку от гинеколога!
А если кто-то скажет мне, что фильм гораздо глубже, что в нем затрагиваются некоторые аспекты женской психологии и даже психиатрии, то я на это отвечу, что некоторые аспекты психологии при желании можно найти даже в «Чебурашке и Крокодиле Гене». Я смотрел кино, не как психиатр, а как обычный зритель, и увидел в нем обычный молодежный ужастик, насыщенный непременной подростковой сексуальной озабоченностью, с некоторыми претензиями на оригинальность.
Оригинальность эта, помимо лесбийских мотивов и учителя с необоснованным крюком вместо руки, заключена в ряде красивых сцен, смысл которых я постичь не сумел. Неплохо бы дополнять такие сцены поясняющими субтитрами, мол, Дженнифер плывет по озеру, потому что её демоническая сущность в данный момент хочет плыть по озеру.
В американском прокате фильм ко всему прочему позиционируется, как комедия. В русском прокате от комедии не осталось и следа, весь юмор благополучно убит переводом.
Актеры. Точнее, актрисы.
Меган Фокс — красивая самовлюбленная картинка. Серьезных актерских задатков я в ней очередной раз не увидел.
А вот Аманда Сэйфрид — молодец. Старалась. Играла. Демонстрировала широкую гамму чувств и эмоций. В некоторые моменты, мне показалось, даже слишком. Тем не менее, впечатление оставила очень хорошее.
К актерам-мужчинам, пожалуй, тоже не буду предъявлять претензий. Вполне естественно выглядели.
Добрым словом отмечу саундтрек — актуально, молодежно, громко, агрессивно.
Фильм оставил странное впечатление. Есть у него ряд достоинств, есть недостатки. Похвально, что авторы пытались уместить в оболочку подросткового хоррора нечто большее. Жаль, что попытка эта, на мой взгляд, не слишком удалась.
По совокупности — 5 баллов.
РФО «ОНА»
«Тело Дженнифер»: профеминистский фильм, испорченный маркетологами
Авторка: Кира (Москва)
В далёком уже 2009 году на экраны вышла картина «Тело Дженнифер». Это фильм, который можно определить как феминистский хоррор с элементами комедии. Он был снят женщинами и для женщин. Режиссёркой выступила Карин Кусама, сценарий написала Диабло Коди, получившая до этого премию «Оскар» за фильм «Джуно» (благодаря чему при работе над «Телом Дженнифер» ей единственный раз в карьере дали полную творческую свободу). Главные роли исполнили Меган Фокс и Аманда Сейфрид.
У ленты трагическая судьба. Когда она только вышла в 2009, то была непонята, получила неважные отзывы. Всё потому, что маркетологи просто убили продвижение фильма, выстроив неправильную рекламную кампанию. Они зачем-то ориентировали картину, проникнутую профеминистскими мотивами и снятую для женщин, на молодую мужскую аудиторию, делая при этом акцент на сексуализации Меган Фокс. Это полностью противоречило задумке сценаристки и режиссёрки, но они ничего не могли поделать. В итоге нужная целевая аудитория на фильм не пошла, а те, на кого ориентировались рекламщики, картину не оценили. Кроме того, перед выходом этой ленты Меган Фокс рассказала о неподобающем поведении Майкла Бэя во время съёмок «Трансформеров», за что её в ответ начали травить киношники и пресса, в итоге фактически разрушив карьеру актрисы. Также сказалось то, что после «Трансформеров» Меган воспринимали как глупенькую и бесталанную красавицу, которую трудно ассоциировать с чем-то серьёзным и глубоким, как этакий стереотипный «секс-символ».
В итоге «Тело Дженнифер» стало сексуализированным телом Меган Фокс, хотя авторки вкладывали в название иной смысл. И лишь спустя десятилетие, когда началась эпоха Me Too, критики и общественность снова вспомнили об этом фильме и оценили его уже по достоинству. К настоящему моменту лента обрела культовый статус в определённых кругах.
Сюжет повествует о двух школьницах из маленького провинциального городка: типичной красавице-чирлидирше Дженнифер и ботанке в очках Ниди (имя говорящее — его можно перевести как «нуждающаяся»). Они очень разные, но стали лучшими подругами. Это выглядит странно, поэтому одна из одноклассниц даже подозревает, что у них лесбийские отношения, хотя это не так. Ниди нуждается в Дженнифер, слушает её во всём, принимает её интересы в качестве собственных.
В какой-то момент они идут на концерт мужской рок-группы, приехавшей из большого города. Дженнифер обожает солиста и мечтает влюбить его в себя. Во время концерта в баре внезапно начинается пожар, гибнут люди. Дженнифер, Ниди и участники группы спасаются. Рокеры увозят Дженнифер с собой в машине, пользуясь её не очень адекватным состоянием. В лесу они, думая, что она девственница, совершают сатанинский ритуал, чтобы при помощи «высших сил» стать известными. Солист убивает Дженнифер, но она каким-то чудом выживает. А из-за того, что девственницей она в действительности не была, ритуал не срабатывает, и в неё вселяется демон. После этого весь фильм мы наблюдаем за тем, как Дженнифер, ставшая кем-то вроде зомби, убивает разных парней, поедая их плоть, чтобы «зарядиться».
Сценаристка Диабло Коди очень хотела сделать ужастик о девушках-подростках. Она сознательно исследовала в этом фильме такие темы, как отношения между женщинами, перешедшие во взаимную ненависть, сексуальность, гибель невинности и разные политические вопросы. Всё это зрители и критики в 2009 году практически не считали, решив, что перед ними очередной глуповатый хоррор с симпатичной актрисой в главной роли. Попробуем углубиться в некоторые ключевые темы.
Главная метафора, вокруг которой построен весь сюжет, — это ритуал, совершённый над Дженнифер. Сейчас кажется очевидным, что авторки подразумевали под этой сценой акт изнасилования молодой девственницы. После этого мы наблюдает прохождение через боль и жёсткую месть главной героини в адрес культуры мужского насилия. Скажем, в качестве второй жертвы она выбирает парня, который является спортивной знаменитостью школы. Он только что потерял друга в пожаре, но практически забывает про него, откликнувшись на флирт Дженнифер, за что платит самую высокую цену.
Фильм в целом посвящён проблеме мизогинии и тому, каково быть девочкой-тинейджеркой в современном обществе. Он про то, как школьницы взаимодействуют друг с другом, про ожидания, которые навязывают им со стороны, по образы и идеалы внешнего вида, которые продвигают в медиа, про то, как у девочек-подростков отнимают внутреннюю силу. Меган Фокс сказала позднее, что её персонажка в картине — это такой архетип «внутренней дикой женщины» или даже «внутренней дикой ведьмы», если точнее. Речь идёт о важном образе, который разрабатывался в таком ключе уже во времена рождения второй волны западного феминизма.
В ленте можно обнаружить ещё много интересных моментов. Вспоминается, к примеру, эпизод в школе, когда учитель сообщает, что рок-группа обещает перечислять 3% от доходов с нового сингла в поддержку родственников тех, кто погибли при пожаре во время их концерта. Ниди саркастично спрашивает, куда же пойдут остальные 97%. Её одноклассница начинает защищать поступок музыкантов и говорит, что эти парни — герои, потому что вытаскивали пострадавших из огня. Ниди в ответ сообщает, что была не месте трагедии и что никого они не вытаскивали. Здесь обыгрывается проблема «благотворительности» и вера на слово мужчинам, даже когда есть женщина-свидетельница, которая опровергает их слова.
Можно долго разбирать фильм по косточкам. Лучше просто посмотреть или пересмотреть его в 2021 году свежим взглядом. Это профеминистское произведение, которое многие из нас долгое время не замечали и не считали таковым. Пусть картина не выдающаяся, пусть в ней есть вещи, которые можно оценить в наши дни как проблемные, но она заслуживает определённого внимания. Кроме того, профеминистские мотивы поданы в ней не нарочито в лоб, как это порой делают сегодня под влиянием духа времени, а более тонко: если не углубляться и не анализировать художественные приёмы, то фильм действительно можно посчитать всего лишь поверхностным подростковым хоррором.
Если вам понравился этот пост,
поддержите нас регулярными донатами
или сделайте разовое пожертвование.
Подпишитесь на наш сайт в Tumblr!
Идёт загрузка комментарев!
РазвлеченияПересматриваем «Тело Дженнифер»: Как хороший фильм стал жертвой плохого маркетинга
А потом всё-таки стал культовым
Картину «Тело Дженнифер» выпустили в 2009 году, но именно сейчас её не только пересматривают, но и много обсуждают. И это неслучайно — сатирический феминистский хоррор с элементами комедии, запоминающимися героями и остроумными диалогами в своё время провалился в прокате, но спустя некоторое время стал культовым. Продвижение фильма не только обрекло картину на провал, но и негативно сказалось на карьерах его создательниц. Рассказываем историю этой ленты и других жертв плохого маркетинга.
Сексуализация вместо феминизма
«Тело Дженнифер» сложно поместить в рамки одного жанра. Это сатирический ужастик с элементами комедии, зомби-хоррора, главная героиня (и злодейка, но с этим можно поспорить) которого — популярная школьница-чирлидерша Дженнифер. Сюжет фильма завязывается, когда она отправляется с подругой на концерт начинающей рок-группы и музыканты выбирают её, чтобы принести в жертву дьяволу ради мировой славы. Но обряд идёт не так, и в девушку вселяется демон, голод которого она может утолить, только убивая парней-одноклассников. При этом главными в фильме оказываются отношения Дженнифер и её лучшей подруги, тихони с говорящим прозвищем Ниди (Needy). Она всегда идёт на поводу у манипулятивной Дженнифер, почти боготворит её, и в итоге именно Ниди предстоит остановить превратившуюся в монстра девушку.
«Я хотела написать о том, что правда пугает меня. Чего я боюсь? Зомби? Возможно. Призраки? Пожалуй. Девочки-подростки? Вот это страшно!» — рассказывала сценаристка Диабло Коди в одном из интервью после выхода фильма. Как фанатка жанра, Коди всегда мечтала написать свой фильм ужасов. И после внезапного успеха «Джуно», за сценарий к которому она получила «Оскар», Коди дали полную творческую свободу (которой она, по её словам, с тех пор не получала) на следующем проекте. Она решила воплотить в жизнь свою идею хоррора о школьницах.
В режиссёрское кресло Коди позвала Карин Кусаму, известную по работе над сериалом «Секс в другом городе». По своему тону сценарий напомнил Кусаме фильм «Смертельное влечение» («Heathers»). Её привлекла идея хоррора, написанного с женской перспективы и посвящённого дружбе девушек-подростков. «С самого начала я чувствовала, что это фильм ужасов о токсичной дружбе между девушками. И глобально речь идёт о том, как союзы между девушками искажаются и извращаются патриархатом», — объясняла Кусама. Креативная пара Диабло Коди и Карин Кусамы начала работать над фильмом.
Роль Дженнифер, стереотипной, на первый взгляд, популярной и конвенционально привлекательной девушки сразу предназначалась Меган Фокс. Переговоры с другими актрисами вели, только чтобы был запасной вариант, если она откажется. Эта роль должна была стать для Фокс решающей в карьере, ведь история Дженнифер во многом оказалась аллегорией на биографию самой актрисы. Окружающие воспринимают героиню исключительно через призму её красоты (а она её осознаёт и использует отчасти от безысходности), хотя это не единственное свойство её личности. Именно Дженнифер в фильме произносит самые запоминающиеся феминистские реплики.
Эта роль должна была стать для Фокс решающей в карьере — история Дженнифер во многом оказалась аллегорией на биографию самой актрисы
Так или иначе, студия Fox Atomic решила построить промокампанию к фильму именно на стереотипном видении Фокс и её привлекательности — в этот момент как раз вышли «Трансформеры» с Фокс в одной из главных ролей, картина, благодаря которой за Меган незаслуженно закрепилась репутация красотки, но плохой актрисы. Целевой аудиторией феминистского хоррора выбрали молодых мужчин, а не девушек, для которых и о которых он был снят. Фильм обзавёлся слоганом «У неё есть вкус на плохих парней», постером с сексуализированной Фокс и трейлером, который был посвящён всё той же внешности актрисы, а не мотивации её героини. Само название «Тело Дженнифер» как будто получило совсем другой смысл.
«Режиссёр „Тела Дженнифер“ Карин Кусама и сценаристка Диабло Коди поняли, что их фильм в беде, задолго до того, как он попал в кинотеатры в сентябре 2009 года», писал BuzzFeed News в 2018 году в статье, посвящённой борьбе Коди и Кусамы с отделом маркетинга кинокомпании. Женщины не раз интересовались, почему маркетологи решили продвигать фильм именно так, — один из ответных имейлов, который Коди любит цитировать в интервью, гласил: «Дженнифер сексуальная, она может украсть твоего парня».
В прошлом году, на десятую годовщину «Тела Дженнифер», Меган Фокс и Диабло Коди дали интервью, где среди прочего обсудили реакцию критиков. Фокс сказала, что фильм, очевидно, неправильно продвигали, но удивилась, что профессионалы не оценили темы, которые затронула картина. Актриса ожидала, что её работу «как и всегда» раскритикуют, но не думала, что негативные комментарии коснутся проекта в целом. При этом и Коди и Фокс заметили, что негативная реакция на фильм среди профессионалов часто проявлялась в нападках лично на них.
Свой последующий культовый статус лента получила во многом из-за ЛГБТК-сообщества. Фильм намекает на бисексуальность Ниди
Стоит отметить, что как раз во время выхода «Тела Дженнифер» Фокс впервые заговорила о поведении режиссёра Майкла Бэя. В интервью журналу Wonderland, приуроченному к выходу «Тела Дженнифер», она сказала, что с Бэем сложно работать, что он «пытается создать имидж безумного творца». Она неудачно сравнила его с «Гитлером на съёмочной площадке». Эта фраза разлетелась по СМИ, а трое мужчин из команды Майкла Бэя написали анонимное письмо, где всячески оскорбляли саму Фокс и называли её плохой актрисой. В 2009-м все встали на сторону режиссёра, Фокс уволили из проекта третьей части «Трансформеров», её карьера, по сути, закончилась.
В статье BuzzFeed News красноречиво приводятся для сравнения заголовки статей с девятилетней разницей, которые демонстрируют, как изменилось общественное отношение к этому конфликту: «Глупости, которые говорила Меган Фокс» (2009) и «Майкл Бэй унизил Меган Фокс — а потом попытался испортить её карьеру» (2018). Тогда все вспомнили, что Майкл Бэй впервые снял пятнадцатилетнюю Фокс в фильме «Плохие парни — 2» — она была одной из танцующих в бикини женщин на вечеринке. Потом появились слухи, что в качестве прослушивания на роль Микаэлы в «Трансформерах» Фокс должна была помыть машину режиссёра, будучи в купальнике, правда, Фокс их опровергла.
В отношении Коди, как предположили в BuzzFeed, в 2009 году в индустрии сработало что-то вроде shadenfreude (радость от чужого провала). Многие как будто хотели убедиться, что женщина, получившая «Оскар» за свой первый сценарий, на самом деле звезда-однодневка. Коди подтвердила эту версию в интервью с Фокс, рассказав, что большую часть негатива получила «изнутри»: в 2009 году только начал набирать популярность твиттер, где она увидела много критики в свой адрес от других писателей и сценаристов.
Любопытно, что даже относительно позитивные рецензии на «Тело Дженнифер» посчитали его поверхностным. Фильму в каком-то смысле не повезло — уже сама его критика демонстрирует эволюцию общественного мнения. В статье 2018 года для Vice под названием «„Тело Дженнифер“ выстрелило бы, если бы вышло сейчас» Фредерик Бличерт отмечает, что некоторые темы фильма в момент его выхода просто прошли незамеченными — например, авторы рецензий не обращали внимания на то, почему Дженнифер превращается в монстра. Её миссия — не просто «нападать на мальчиков», как писал критик Роджер Эберт. «Монстром» героиня становится после того, как участники посредственной рок-группы решают принести её в жертву ради славы. Сцены, где музыканты усаживают Дженнифер в свой фургон и Ниди не удаётся её догнать, с последующим «ритуалом» довольно чётко считываются как метафора сексуализированного насилия. А перемены в Дженнифер и нападения на одноклассников — как последствия пережитой травмы и желание отомстить.
После #MeToo
Закономерно, что за последние годы картину всё-таки переосмыслили. «Тело Дженнифер» в эпоху после #MeToo посчитали особенно «актуальным». Переосмысление фильма в медиа началось за год до его юбилея. Почти все вышедшие тогда статьи о «Теле Дженнифер» упоминают громкий скандал вокруг Бретта Кавано: он был обвинён в попытке изнасилования, но всё равно получил должность судьи Верховного суда США. Но одними из первых о фильме написали в феминистском журнале о культуре The Mary Sue, однако свой материал они посвятили именно Меган Фокс: её ранней сексуализации и загубленной карьере. Сама Фокс потом сказала, что в какой-то момент стала подыгрывать навязанной ей роли «красотки» и во многом поэтому её привлекла героиня Дженнифер. Сцену ритуала над Дженнифер актриса интерпретировала как аллегорию своих отношений с киностудиями. В интервью The New York Times, Фокс сказала, что чувствовала себя как будто исключенной из фемповестки: она даже не присоединилась к #MeToo — из-за того, что в 2009 году пережила жёсткую критику на свои заявления о Майкле Бэе. Актриса говорила, что её не воспринимают как «пострадавшую, достойную сочувствия».
Самая интересная часть «Тела Дженнифер» — и наверное, та, что не позволяет заключить его в чёткие рамки жанра, — это отношения Дженнифер и Ниди. Диабло Коди и Карин Кусама сделали фильм о дружбе, сложной, наполненной соперничеством и в то же время эмоциональной зависимостью. Коди сказала, что сама считает себя похожей на Ниди, замкнутой и неуверенной в себе, а Дженнифер она писала как девушку, которую боялась в школе (и боится до сих пор). Но героиня Ниди развивается, избавляется от эмоциональной зависимости и даже влюблённости в Дженнифер и в итоге противостоит ей. Ниди становится непривычной для жанра ужасов «последней выжившей девушкой», и в итоге именно она отправляется на поиски музыкантов, чтобы отомстить им за подругу.
Когда фильм наконец дошёл до своей аудитории — девушек и квир-людей, — его темы оценили по достоинству. Он стал чем-то вроде культовой классики, был критически переосмыслен после позитивных статей 2018 года, а в 2020 году появляется в видеоэссе на YouTube.
Трейлеры, которые вводят в заблуждение
История с «Телом Дженнифер» и его маркетингом совсем не единична. Мы уже рассказывали о том, что трейлеры громких премьер часто не соответствовали фильмам и это вызывало шутки среди профессионалов индустрии, а для кинокомпаний это даже заканчивалось забавными судебными исками. В некоторых случаях производители пытались не допустить спойлеров, иногда старались усилить не слишком, как им казалось, яркий сюжет. Но гораздо хуже, когда речь идёт о сексуализации героинь и искажении идеологии и сценарного замысла — как в случае с «Телом Дженнифер».
Французская профессиональная организация UniFrance поддержала Дукуре во время скандала. Но, кажется, после выхода фильма, получившего на Sundance награду за режиссуру, большинство зрителей проигнорировали французскую ленту — на сайте IMDb у картины так и остался рейтинг в 2,9 балла.
«Тело Дженнифер» не идеальное кино, но точно интересное, забавное, необычное и достойное пересмотра с друзьями. А история его неправильного маркетинга и обесценивания труда его создательниц оказалась актуальна не меньше, чем сама картина. Коди и Фокс, как следует из их интервью, пришли к выводу, что провал фильма позволил им вырасти и вынести из этой истории бесценный опыт. Но всё же интересно, если бы «Тело Дженнифер» сразу показали людям, для которых он был сделан, сколько бы фильмов, хорроров и не только, созданных женщинами, он успел бы за эти годы вдохновить.
Тело Дженнифер — Факты
Американская чёрная комедия с элементами фильма ужасов режиссёра Карин Кусама, снятая по сценарию Диабло Коди.
Премьера фильма состоялась на Международном кинофестивале в Торонто 2009 года, после он был выпущен в Соединенных Штатах и Канаде 18 сентября 2009 года.
В качестве привязки к фильму, Boom! Studios выпустила графическую новеллу Дженнифер Боди, в августе 2009 года.
Удалённые сцены
Сюжет
Главная героиня — Ниди (Аманда Сейфрид), жительница небольшого американского городка, серая мышка в школе и красотой не блещет. У неё есть лучшая подруга Дженнифер (Меган Фокс) — самая красивая и желанная девушка в школе, капитан команды группы поддержки. Ниди встречается с парнем по имени Чип (Джонни Симмонс). В один прекрасный день подруги собираются сходить на концерт одной рок-группы в местный бар. В этом баре случается пожар (собственно инициатором которого и была столичная инди-рок группа) и погибает 8 человек. Дженнифер и Ниди спасаются. В числе выживших оказались и все парни из рок-группы, которые забрали с собой Дженнифер.
В ту же ночь после происшествия в баре Дженнифер приходит домой к Ниди и ведёт себя очень странно. Она накидывается на Ниди, у неё голод, её рвёт какой-то чёрной жидкостью, после она уходит.
Ниди смертельно ранит Джен канцелярским ножом, но тут в комнату Дженнифер входит её мать. Ниди отправляют в психиатрическую больницу для преступников. Но та приобретает сверхъестественные способности после укуса Дженнифер.
Ниди сбегает из психиатрической больницы, автостопом доезжает до гостиницы, где остановилась та самая рок-группа и убивает всех её участников, таким образом отомстив за себя,свою подругу и своего парня.