Темная башня что это такое
Тёмная Башня
Тёмная Башня — ключевое понятие в вымышленной вселенной «Тёмная Башня» Стивена Кинга. Тёмная Башня — ось миров, цель странствия стрелка Роланда. Она в явном или неявном виде присутствует во множестве миров, которые объединяет. В явном, истинном виде существует только в ключевом мире и предстает как огромное здание тёмного цвета, стоящее на большом поле из алых роз. В неявном — обычно, как роза или травинка красного цвета.
Образ Тёмной Башни был навеян, как и многие другие образы цикла, поэмой Роберта Браунинга «Чайльд-Роланд дошёл до Тёмной Башни».
Содержание
Радуга Мерлина
С Башней тесно связана так называемая «Радуга Мерлина» — тринадцать цветных колдовских шаров, соответствующих каждому порталу. Все эти кристаллы могущественны и опасны для человека, и особенно опасен Чёрный Тринадцатый, соответствующий самой Башне. Значительное место в сюжете, кроме него, занимает Розовый шар, он же «Грейпфрут», соответствующий, вероятно, порталу Коня (в розовой стойке ворот псевдо-Изумрудного города, куда стрелок с друзьями пришли в книге «Колдун и кристалл», Джейк увидел микроскопических существ, напоминающих лошадей, в двух других — рыб и птичек, соответствующих, скорее всего порталу Рыбы и Орла). Большинство кристаллов к моменту событий цикла уже разбиты или утеряны.
Первородные демоны
При каждом из шести Лучей существует безымянный древний демон-гермафродит. В своих странствиях Роланд сталкивался с таковым демоном Луча Черепахи-Медведя дважды. В первый раз в книге «Стрелок» демон предстал в своём женском обличье, как Оракул: она пыталась сначала совратить Джейка, но потом Роланд заставил её пророчествовать в обмен на близость с ним. В третьей книге цикла демон предстает в мужском обличье, как хранитель круга камней — и на сей раз в половую связь с ним приходится вступить Сюзанне.
Первородные демоны бессмертны и безымянны, с некоторых пор — и бесплодны, но они могут сохранять в себе семя мужчин и потом оплодотворять им женщин.
«Темная Башня»: что нужно знать о главном эпосе Стивена Кинга
Первый том «Темной Башни» Стивен Кинг начал писать еще в 1970 году, за четыре года до выхода «Кэрри». Последний, седьмой, появился на прилавках в 2004. Путешествие стрелка и его друзей растянулось на тридцать четыре года, и будь на то воля самого Кинга, он бы, наверное, и вовсе не заканчивал свою эпопею никогда, ведь она стала делом почти всей его жизни.
Рассказываем о том, что такое «Темная Башня», из-за чего она стала феноменом поп-культуры и почему стоит обратить внимание на ее экранизацию.
Мир сдвинулся с места
Если описывать «Темную Башню» совсем кратко, то в ее основе лежит бесконечно долгая история о том, как суровый и немногословный мужик с револьверами пытается спасти мир. Вначале — свой, похожий на странную комбинацию Дикого Запада и постъядерных Пустошей; потом — наш; потом все миры вообще.
Согласно кинговской мифологии, все сущее держится на некоей Темной Башне, которую удерживают от разрушения Лучи. Если уничтожить Лучи — падет и Башня, и все сущее. Собственно, темные силы в романе всеми силами стараются приблизить этот момент, а стрелок — им помешать. Фэнтези? Да. Урбанистическая фантастика? Да. Мистический триллер? Да. А еще — хоррор, вестерн, научная фантастика, детектив и вообще любой жанр, который только можно себе вообразить. При этом «Темная Башня» — это не цикл отдельных романов, а один большой, со сквозными героями и сюжетом, пусть и разбитый на отдельные тома (это важно).«Башня» по структуре и тематике разительно отличается от всего остального, написанного Кингом. Большая часть этого самого остального относится к так называемому «магическому реализму». То есть автор дотошно, до мелочей описывает реальный мир, а затем аккуратно, почти незаметно вводит в него элемент сверхъестественного или ненормального. Собственно, именно это и сделало Кинга популярным во всем мире: сколь бы невероятными не казались его истории, читая их ты не просто включаешь фантазию, ты сразу же начинаешь в них жить.
С «Темной Башней» все иначе. Действие первой книги цикла, под названием «Стрелок», происходит в неназванном параллельном мире, где все чуждо и непонятно, где главные роли вместо домохозяек и американцев среднего класса играют ковбои и черные колдуны. Читается она достаточно тяжело, и, несмотря на мизерный по меркам Кинга объем, многие поклонники писателя так и не смогли осилить эту повесть до конца. Но уже во второй книге писатель смешивает чужой мир с нашим: у него всегда были проблемы с автономными вселенными, живущими по законам, отличным от законов одноэтажной Америки.
Сказки у костра
Стивен Кинг — не столько «писатель», сколько рассказчик. Вот почему его книги так многословны и объемны, и вот почему написание «Темной Башни» затянулось на треть века. Кинг редко продумывает сюжеты книг от начала и до конца, в отличие от того же Джорджа Мартина, в голове которого «Игра престолов» уже давным-давно закончилась. Для Кинга гораздо важнее сам рассказ, чем его логическое завершение. А долгий путь Роланда (так зовут Стрелка) и его ка-тета (ближайших соратников, с которыми он ищет пресловутую Темную Башню) гораздо важнее их самих.
Кингу неинтересна конечная цель этого похода, ему интересен сам поход. Именно поэтому лучшими книгами цикла считаются вторая и третья. И та, и другая, по сути, — гениальные роуд-муви, в которых щедрый на потрясающие сюжетные миниатюры Кинг рассказывает так, что в книжке хочется буквально раствориться: о безногой девушке с раздвоением личности, о гигантском медведе-роботе Шардике, о безумном поезде, который больше всего на свете любит загадки.
«Темная Башня» — это апофеоз творческого метода Кинга, то есть бесконечная история без начала и конца. Именно тем она и прекрасна. Его можно упрекать в разных вещах, но в одном ему действительно до сих пор нет равных в мире беллетристики: он — гений бытописательства. «Темная башня» — это портрет не эпохи даже, а сразу нескольких эпох на фоне красочного противостояния Роланда Дискейна и его извечного противника, Человека в черном. Мы следим за тяжелой поступью стрелка, а вместе с этим — за тем, как на протяжении этих трех с половиной десятков лет менялась наша жизнь. В этих двух плоскостях (отличная история и почти летописная хроника второй половины двадцатого века) и кроется волшебство саги.
Есть и другие миры, кроме этого
И мир «Темной Башни», и ее замысел — колоссальны по своему размаху. Во многом причина этого в том, что Кинг отчаянно сопротивлялся тому, чтобы хоть как-то приблизить Роланда к его цели. В 1997 году вышел четвертый том эпопеи, «Колдун и кристалл», и многие прочитавшие его поклонники были в ярости: прошло пятнадцать лет, а стрелок как был, так и остался бесконечно далек от своей Башни.
Через два года писателя сбила машина, и он лишь чудом остался жив, после чего на несколько лет ему пришлось забыть не только о своем главном романе, но и о писательстве вообще: речь шла о банальном выживании. Этот случай несколько отрезвил Кинга, и он понял, что рассказывать бесконечные истории — это, конечно, хорошо, но он, увы, смертен. Тогда Стивен принял решение одним махом завершить путешествие Роланда: в период с 2003 по 2004 выходят заключительные три тома цикла, которые существенно отличаются по тону и композиции от прочих. Они быстрее, динамичней и написаны словно бы нехотя: автору явно не хочется второпях покидать мир, которому он посвятил половину жизни.
К этому моменту вселенная «Темной Башни» разрослась до неимоверных размеров: ее сюжетные линии пересекаются с огромным количеством других романов и рассказов Кинга, как ранних, так и поздних. В принципе, практически все, что Кинг написал после аварии и до выхода седьмого тома цикла, так или иначе, связано с «Темной Башней». В ней стали появляться персонажи его ранних романов, а герои новых то и дело оказывались вовлечены в глобальный замысел «Башни». Она стала пугающе навязчивой идеей писателя и грозила поглотить его целиком. И это не фигура речи: в какой-то момент сам автор появляется в саге в качестве персонажа. Кинг вышел из положения самым элегантным и, по всей видимости, единственно возможным образом (финал эпопеи по-настоящему прекрасен).
Как любую другую успешную книжную серию, «Темную Башню» тут же попытались протащить на большой экран.
В отличие от остальных книг писателя, «Башня», казалась идеальной для экранизации. В конце концов, мы живем в эпоху сиквелов и блокбастеров, и раз уж «Хоббита» умудрились растянуть на три полнометражных фильма, «Темную Башню» можно и вовсе доить целую вечность. Однако ни один фильм по Кингу не сталкивался с таким количеством трудностей, как «Темная Башня».На протяжении десяти лет менялись концепции, режиссеры и киностудии, актеры и сценаристы, а фильма так не было. «Темная Башня» то превращалась в телефильм, то становилась целой серией полнометражек; образ Роланда на себя примеряли Хавьер Бардем и Рассел Кроу… и все впустую. По разным причинам один проект «Башни» отменяли за другим: так парадоксальным образом киносудьба саги отражала ее книжный путь.
Но, как бы там ни было, в какой-то момент стало ясно, что фильм, похоже, все-таки появится. Роль стрелка неожиданно досталась Идрису Эльбе (что оказалось очень хорошей идеей), а Человека в черном сыграл хамелеон Мэтью МакКонахи. Сюжет охватывает лишь небольшую часть цикла, причем его срединную часть. Большая часть действия пройдет не в мире Стрелка, а в нашей с вами реальности. Если проект удастся, последуют продолжения, если нет — он так и останется законченной историей. Еще вроде как запланирован сериал о юности стрелка, основанный на четвертом томе «Башни», но это не точно.
Человек в черном спасался бегством через пустыню, а стрелок преследовал его
Когда меня спрашивают, стоит ли смотреть «Темную Башню», я честно отвечаю: «не знаю». Сам Кинг долгое время не хотел, чтобы такой фильм появился: писатель говорил, что сотни тысяч людей на протяжении десятилетий видели каждый своего Фродо, а теперь для всей планеты он выглядит как Элайджа Вуд. Мне, признаюсь, казалось, что снять кино, достойное книги невозможно по причинам, которые я описал выше.
«Башня» была хороша в контексте того времени, когда писался тот или иной том. Как можно перенести удивительный мир «Пустошей», третьего тома саги, на циничный киноязык современности? Но потом появились трейлеры, и стало ясно, что проект как минимум любопытный. Отличные актеры, неожиданный и многообещающий режиссер, адекватная картинка… черт его знает, возможно, у этих парней что-то и выгорит.
В любом случае, книжки-то останутся. И их-то как раз точно стоит прочитать: и все семь томов основного цикла, и спин-офф, «Ветер сквозь замочную скважину», и тесно связанные с основной сюжетной линией «Талисман», «Черный дом», «Бессонницу» и «Сердца в Атлантиде», и великолепный роман «Оно», и мрачную повесть «Смиренные сестры Элурии», и, конечно же, блистательное «Противостояние». Я искренне завидую тем, кому этот путь только предстоит: «Темная Башня», без шуток, — один из главных эпосов двадцатого века, великие приключения великих героев, описанные одним из лучших рассказчиков наших дней.
Как и положено эпосу, здесь есть не только древние машины и двери в другие миры, но и ярчайшее противостояние добра и зла; одна из лучших историй о дружбе, предательстве, смысле жизни и высших предназначениях. Причем, в отличие от большинства других настолько же масштабных историй, она о том, что человек, возможно, не так уж и плох.
Темная башня — все, что надо знать (объяснение)
Если вам нравятся фантастические миры, содержащие гигантские черные строения, вам доставит немало радости «Темная башня».
Скорее всего, вы уже видели трейлер или саму картину. Тем не менее, у вас могли остаться некоторые вопросы о Вселенной, придуманной Стивеном Кингом — например, где происходят события и каково значение башни?
Мы решили уделить внимание нескольким ключевым сущностям, вокруг которых развиваются события «Темной башни»
Темная башня — что это такое на самом деле?
Если кратко, это структура, представляющая собой центр всего времени и пространства. Она буквально скрепляет Мультивселенную, о которой мы поговорим чуть позже. Также это строение является ключевым объектом одноименной серии книг — Темная башня может разрушиться и главный герой Роланд Дискейн — последний, кто может этому помешать. Однако мы точно не знаем, что может спровоцировать крах и, как Стрелок намерен его предотвратить.
Где расположена Темная Башня?
События книг в основном разворачиваются в двух местах: Срединном мире (где живет Роланд) и версии нашего мира. Действие «скачет» между двумя мирами, которые связаны друг с другом порталами в виде дверных проемов.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Темная башня — пасхалки
Срединный мир — что это такое?
Это место, где располагается как Роланд, так и сама Темная башня. Это единственный мир в Мультивселенной, где башня существует в ее обычной форме. Срединный мир похож на постапокалиптическую версию нашего мира, в которой царит упадок и беззаконие. Там есть монстры и странные цивилизации. Это мир можно разделить на три части: область, где Роланд находится изначально, Средний мир и Конечный мир — пункт назначения Роланда, где находится Темная башня.
Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…
Мультивселенная — что это такое?
Хорошо. Теперь все усложним. Дело в том, что романы Стивена Кинга и их персонажи связаны между собой.
Также, как Темная Башня скрепляет Мультивселенную, романы серии «Темная башня» сшивают воедино миры Стивена Кинга. Помните Пеннивайза, который был показан в первом трейлере «Темной Башни»? Это подтверждает, что фильм будет следовать той же схеме. Вселенная, в которой происходят события «Оно» — это та самая Вселенная, в которой происходит «Темная башня». Все в книгах Стивена Кинга взаимосвязано — это и есть Мультивселенная.
Как устроена Мультивселенная?
Дальше все будет еще более запутанно.
Темная Башня является центром Мультивселенной. Ее поддерживают 6 лучей, каждый из которых охраняется двумя животными. Если вы читали роман «Оно», то знаете, что в этой истории упоминается гигантская черепаха, которая вытошнила нашу Вселенную. Эта черепаха (Матурин) также является одним из хранителей луча Темной башни. Все связано!
Миры Мультиверса в некоторых случаях смыкаются и даже сливаются. Хотя сама Башня отсутствует в нашем мире, у нее есть иное представление — роза в Нью-Йорке.
Таким образом, Мультивселенная — это вымышленная многомерная вселенная, созданная Стивеном Кингом. Мультивселенная содержит миры и различные версии этих миров. Миры перекрываются и сливаются. В центре всего находится Темная Башня и все это довольно запутанно. Однако в фильме, в основном, представлены два мира — наш и постапокалиптический (тот, где расположена Темная башня).