Теология это что кратко
Почему в мире теология — наука, а в России — нет
Что такое теология?
Теология — это наука о религиозном учении, раскрытие его догматов, обычаев и устоев. Отличается от религиоведения и философии религии тем, что старается обосновать и защитить вероучение о Боге и Его откровении.
Почему теология — наука?
Архимандрит Кирилл (Говорун)
— Почему теология – наука?
— В богословии мы различаем знание Бога и знание о Боге. Первое приобретается через общение с Богом во втором лице, а второе — через общение с другими людьми, когда о Боге говорят в третьем лице. Собственно богословие является вторым видом знания, которое зиждется на первом и при этом его верифицирует. Без знания Бога знание о Боге является пустым сотрясанием воздуха, а знание Бога без знания о Боге нередко приводило к искажению знания Бога, что, в свою очередь, в конце концов искажает и знание о Боге. Это нередко порождало ереси, которые являются не просто логической ошибкой, но представляют опасность для духовного развития христианина.
Различение между знанием Бога и знанием о Боге среди прочего означает, что хотя богословие и зиждется на опыте, само таковым опытом не является и опыт собой не заменяет. Игнорирование этого различения приводит к двум ошибкам: те, кто ценят только духовный опыт, считают богословие его симулятором, опасным для самого опыта. Те, кто не понимает, что такое духовный опыт, считают богословие симулятором знания, опасным для знания. Этих совершенно разных людей, которых условно можно назвать фундаменталистами и секуляристами, объединяет то, что они считают богословие опасным или как минимум бесполезным.
Между тем, богословие хотя и вербализует опыт Богообщения, делает это с помощью тех же выразительных средств, которые использются в человеческой культуре в самом широком смысле этого слова. Это может быть язык поэзии — в литургии, например, а может быть язык философии — в богословских трактатах. Когда используется язык философии, он подлежит тем же законам, что и язык гуманитарной науки. В этом смысле богословие является наукой.
— Какие у нее есть признаки науки?
— Науку в наше время принято делить на три области: точные, общественные и гуманитарные науки. Они отличаются между собой предметом и методами исследования. Говоря очень схематично, точные науки изучают материальный мир и базируются на эксперименте; общественные науки изучают человеческие сообщества и базируются на социальных опросах; область и методы гуманитарных наук шире и размытее. Гуманитарные науки изучают феномен человека в широком смысле. Этот феномен можно подвергать различного рода анализу и интеллектуальным спекуляциям.
Богословие входит в область гуманитарных наук, поскольку в его фокусе — восприятие человеком Бога. В этом смысле богословие отличается от Откровения, хотя и зиждется на нем. Откровение — это то, как Бог обнаруживает себя: движение сверху вниз. Богословие — это человеческое восприятие Откровения: движение снизу вверх. Бог проявляет Себя через несотворенные божественные логосы, а человек осознает и артикулирует их в виде смыслов, которые являются конвенциональными, то есть сотворенными человеческим разумом. Подобные конвенциональные смыслы изучает философия и в целом гуманитарное знание. Методы всех подразделений гуманитарного знания, включая теологию, похожи.
Методы теологии
— Какие методы она использует?
— Эти методы варьировались от эпохи к эпохе и определялись философским мэйнстримом каждого времени. Золотой век христианского богословия — четвертое столетие — было ознаменовано философской тенденцией сортировать опыт познания с помощью категорий. Этот диалектический метод уходил корнями в философию Аристотеля и был обновлен на основе синтеза с Платонизмом в том, что мы сейчас называем неоплатонизмом. Неоплатоническое обновление классического аристотелизма произошло приблизительно в эпоху формирования христианской доктрины, которая и использовала язык и методы неоплатонизма. Основополагающим методом Каппадокийцев, например, стало применение диалектических категорий, например таких как общее и частное, к Богу, а также заимствование философских лексем, таких как сущность и ипостась. Это был первый случай христианской схоластики.
Я понимаю, что после идей о. Георгия Флоровского о западной схоластической псевдоморфозе православного богословия у нас принято относиться к схоластике с большим подозрением, однако схоластика была изобретена не на западе и не в средние века, а на востоке и в период поздней античности. Формальным признаком схоластики является процедура различения категорий, являющихся производными от категорий, описанных в одноимённом трактате Аристотеля (Категории). Классическое восточно-православное богословие, которое было схоластическим еще в четвертом веке, но особенно проявило это свойство в шестом столетии, опиралось на неоплатоническую интерпретацию категорий, главным образом в авторстве Порфирия. Даже «мистическое» богословие, как у псевдо-Дионисия Ареопагита, и по языку и по опыту в значительной степени отражало неоплатонизм — на сей раз в авторстве Прокла.
Богословские методы, получившие распространение в эпоху поздней античности, утратили актуальность в наше время. В двадцатом веке главной, хотя и не единственной философской рамкой для православного богословия стал персонализм: и о Боге, и о человеке богословы начали писать с точки зрения понятия личности. Эта категория, неизвестная в период античности, заменила собой традиционные богословские категории общей и частной сущности. Философский инструментарий нашего времени намного богаче, чем он был в период античности или средних веков.
Я, например, в своих книгах для анализа феномена Церкви наряду с традиционной аристотелевско-порфириевой диалектикой использовал категориальный аппарат феноменологии, аналитической философии, структурализма и постструктурализма. Можно использовать и другие методы и философские языки. При этом, на мой взгляд, для успешного развития современного богословия важен метод критического анализа, который я также использовал при изучении административных структур Церкви.
— Чем похожа и чем отличается от других гуманитарных наук?
— О сходстве богословия и других гуманитарных наук я уже сказал. Можно добавить о различиях. Богословие — это слово человека о Боге. Оно невозможно без Бога, тогда как другие гуманитарные знания без Бога возможны. Хотя даже они часто говорят о Боге — например, при изучении творчества Баха или Достоевского.
-Какие есть основные претензии к теологии и каковы ответы на них?
Чаще всего говорят, что богословие нельзя считать наукой, потому что оно о Боге, в которого не все верят, а даже если верят, то это все равно субъективный опыт. Однако тогда научно нельзя изучать, например, и философию Прокла, мистика которого не менее субъективна, чем у псевдо-Дионисия. Если в университетах нельзя изучать Библию, тогда тем более нельзя изучать «Илиаду» с «Одиссеей» — «библейские» книги античного мира, интерпретировавшие отношения человека и богов, в которых верили античные люди и в которых никто не верит сейчас.
— Почему в России подвергается критике научность теологии?
— Потому что в России, как и других постсоветских странах, было очень слабо развито гуманитарное знание. В советское время настоящей наукой была только точная наука, и она заменила собой тот симулякр, который назывался гуманитарным знанием. Само по себе это неплохо, потому что точные науки служили хоть каким-то барьером на пути проникновения идеологии, а кроме того, они лучше дисциплинируют мышление.
Однако это имеет и свой побочный эффект — критерии научности условной физики в пост-советском контексте по-прежнему принято экстраполировать на критерии научности условной лирики. И в этом серьезная логическая ошибка физиков. Потому что критерии истинности в точной науке, а именно максимальная объективизация знания на основе эксперимента, не работают в гуманитарном знании. Они не всегда работают и в самой науке, как в случае квантовой механики, например, которая не может исключить субъективности наблюдателя эксперимента. Богословам одно утешение — те же претензии физики могут предъявить и к социальным и гуманитарным наукам.
Теология в России и в мире
— Почему в других странах мира спокойно живут с теологией и защищаются в этой области?
— Потому что на западе и в России разное происхождение университетов. На западе университеты начинались как теологические школы. Теологический факультет Оксфорда, например — старейший в этом учебном заведении. А Гарвард, Йель и Принстон вообще вначале были семинариям, причем фундаменталистскими. Современная Московская духовная семинария по сравнению с Гарвардом в восемнадцатом веке выглядит как форпост либерализма. В России же теология изначально была исключена из университета — для нее была создана особая образовательная система, включившая в себя церковно-приходские школы, духовные училища, семинарии и академии. Эта система соответствовала сословной структуре российского общества в период империи и предназначалась для духовного сословия. Когда сословность была разрушена после революции 1917 года, духовное образование по-прежнему осталось в гетто — теперь из-за официально объявленного атеизма. Этот статус кво богословия и хотят продлить.
Как на западе богословие по инерции остается частью университета, хотя многие интеллектуалы мечтали бы его оттуда уже изгнать, так в России богословие по инерции остается за пределами университета. Те, кто выступает против теологии в университете — как ни парадоксально это звучит, живут прошлым.
— Чего не хватает в России, чтобы это было так?
— России не хватает того, чтобы перестать смотреть в свое прошлое — имперское и советское, и начать смотреть в будущее.
Читайте также
Что такое теология и что она изучает
Трактовка термина
Давайте для начала узнаем, что нам говорит Википедия о том, что такое теология и как ее понимать. Данный термин имеет греческое происхождение, и состоит он из двух слов: «Тео» – Бог и «логос» – слово или знания.
Получается, что изучает вопросы Бога, религии и вообще всего духовного научная дисциплина.
Для многих такое суждение кажется на первый взгляд диким, но стоит лишь прикоснуться в данной отрасли знаний, как сразу все станет на свои места.
Если дать более точное определение тому, что такое теология, то можно сказать, что это наука, которая занимается систематическим изложением, а также толкованием определенного учения о Боге или о религии.
Изучаются догматы, история, зарождение и особенности применения на практике того или иного верования.
Обратите внимание! Стоит помнить о том, что теология – это область знаний, отличная от философии религии или религиоведения. В двух последних предметах подразумевается сухое изложение фактов, а также непредвзятая критика. То есть, если имеются видимые опровержения в том или ином месте божественности, они принимаются во внимание. А вот теология – наука, где изложение знаний ведется в соответствии с общепринятыми формами Богопочитания.
Московская Сретенская Духовная Семинария
Михаил Бычков 30.11.20178571
Теология и богословие – это одно и то же слово или принципиально разные понятия? В чем заключается сходство и различия между ними? И могут ли они взаимодействовать? Над этими и другими вопросами рассуждают студенты Сретенской духовной семинарии.
Для того чтобы разобраться, в чем сходство и различие теологии и богословия, представляется не лишним разобрать историю формирования данных понятий, поскольку она оказала значительное влияние на их современное понимание.
Слово «теология» происходит от слов «Теос» – Бог и «логос» – слово и переводится, собственно говоря, как слово о Боге, слово от Бога или богословие. Это понятие изначально употреблялось в языческой среде, когда говорилось о происхождении и жизни богов. Христианские авторы избегали этого слова, тем более что в Священном Писании этот термин не встречается. Однако позже его значение было переосмыслено и стало использоваться христианами. К значению «слово о Боге» добавился и другой смысл, а именно особая практика богообщения, когда человек, достигший определенного уровня святости, лично общался с Богом и Бог открывался ему. В то же время в Церкви выделяются только трое святых, имеющих звание «Богослов»: апостол Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов, что означает высокий уровень дарований, данный им Богом.
Смешение восточной и западной традиций понимания теологии повлекло за собой развитие богословской науки
На Западе пошли другим путем. Под влиянием античных философов в Средневековье и в более поздние времена в Европе сформировалось представление о теологии как о науке, которая с рациональной точки зрения пытается осмыслить и саму веру, что в итоге привело лишь к отделению знания от веры, и, как следствие, к дальнейшему отдалению от Бога. Попытки отдельных философов переосмыслить место теологии ни к чему не привели, и подобная ситуация сохраняется на Западе до сих пор. Теология изучается во многих университетах, есть даже отдельные кафедры, но все больше и больше западных теологов сомневается даже в подлинности некоторых книг Писания, не говоря уже о святоотеческом наследии. В то же время такой подход позволяет православным более вдумчиво подойти к таким вещам, которые могли казаться само собой разумеющимися, или исправить некоторые ошибки, которые появились со временем от неглубокого изучения того или иного вопроса.
Русь традиционно воспитывалась на византийском богословском наследии, которое успешно перенимала. Но со времен петровских преобразований многое было заимствовано с Запада, в том числе и схоластический подход к богословию. Это было сильно заметно в духовных семинариях и академиях, где преподавание велось не на русском, а на латинском языке, а само богословие зачастую приобретало католический и протестантский характер.
Богословие рождает знание от веры, а теология пытается родить веру от знания
В то же время смешение восточной и западной традиций понимания теологии повлекло за собой развитие богословской науки, поскольку требовалось найти ответы на самые различные и противоречивые вопросы. Тогда же было переведено значительное количество трудов как восточных, как и западных авторов на русский язык, сформировались такие дисциплины как «пастырское богословие» и многие другие предметы. При этом сохранился некоторый налет схоластики, который выражается в попытке все систематизировать и разложить «по полочкам», что не всегда доступно в силу непознаваемости Бога до конца.
Еще один яркий пример взаимодействия теологии и богословия можно увидеть на примере Парижской школе богословия, когда эмигранты из России вносили в западную теологию осмысление богословия отцов Восточной Церкви на базисе западной науки. Здесь можно вспомнить таких выдающихся деятелей как митрополит Антоний (Храповицкий), протоиерей Георгий Флоровский, В.Н. Лосский и многие другие.
Сегодня под теологией обычно понимается светская область, изучающая различные религии, будь то христианство, буддизм или иудаизм, а под богословием – систематическое учение о Боге, основанное на изучении Священного Писания и Священного Предания Церкви, а также прикладные дисциплины, направленные на более глубокое изучение места Православия в мире, основ христианской жизни и так далее.
При правильном взаимоотношении этих двух понятий, оба они служат одной цели – достижению единства с Богом
Из такого краткого обзора видно, что теология и богословия на различных этапах своего развития имели различное значение: на Востоке это преимущественно форма богопознания и богообщение, а на Западе – наука, изучающая Бога, пытающаяся понять Его ограниченным человеческим разумом. Сходство теологии и богословия заключается в том, что у них одна область интересов – божественная, проявление Бога в мире, ведь по происхождению это один термин, а различия заключается в методах и целях деятельности. Богословие использует личную аскезу для очищения себя от страстей и приближения к Богу, а цель – богообщение и, в конечном итоге, обожение. Теология же – это попытка познать Бога ограниченным разумом, в надежде найти веру.
Другими словами, богословие рождает знание от веры, а теология пытается родить веру от знания. С другой стороны, богословие в чистом виде нам не доступно, а рационалистические доводы позволяют сообщать миру истину о Боге на его языке или бороться с тем или иным отклонением от веры. В конечном итоге, при правильном взаимоотношении этих двух понятий, оба они служат одной цели – достижению единства с Богом.
Студент 1 курса магистратуры
Ключевые слова: богословия, теология, богопознание, наука, разум, вера.
В широком значении
Так как Википедия дает нам весьма «сухое» понятие, мы решили расширить его, узнав более детально все тонкости рассматриваемой дисциплины.
Ее можно идентифицировать как исследование природы и всего, что нас окружает, с критической, но вместе с тем с Божественной точки зрения.
Суть ее изложения заключается в том, что Бог присутствует абсолютно во всем, что нас окружает, – в физических предметах, в природных явлениях, в наших переживаниях, мыслях и действиях, даже в паранормальных явлениях.
Интересно! Антарктида: церковь в честь Святой Троицы в Антарктике
Изучение этой дисциплины в университетах ранее велось в рамках определенных предметов – философия религии, нейропсихологии и религиоведение. Совсем недавно появился факультет под названием «Теология», обучение на котором проходит сопряжено с посещением духовной семинарии.
Стоит четко понимать, что данная наука изучает природу, основы и догмы религии. Здесь нет места опровержению чего-либо, но есть место критике. Здесь не руководствуются точными фактами или формулами, но обращают внимание на аргументы, доказательства и законы Божьи.
Возведение этого учения в ранг наук позволит современным духовникам и их последователям более точно интерпретировать религию, понять ее суть, происхождение и предназначение.
Возможно, некоторые факты, в которые ранее нас заставляли верить, отвернутся, появятся новые. Но основа останется незыблемой – все, что нас окружает, пропитано энергией Всевышнего.
Интересно! Почему акафист Ангелу Хранителю нужно читать по понедельникам
Теология — это наука или нет?
Теология — это наука о Боге, о философском познании его сущности, о природе религиозных истин. Современная концепция дисциплины имеет истоки в древнегреческой философии, но своё основное содержание и принципы она получила с появлением христианства. Продуманная этимологически (от греческих слов – «Theou» и «logos»), объективно она означает учение, субъективно — совокупные знания исключительно в контексте «богооправдания».
Если говорить о языческой мифологии или еретических идеях, содержащих, по мнению Церкви, серьезные ошибки, то в этом случае она рассматривается как ложная. По словам влиятельнейшего философа и политика эпохи раннего средневековья Аврелия Августина, теология – это «рассуждения и обсуждения относительно Бога». Она прочно связана с христианскими доктринами.
Какова её цель? Дело в том, что существует очень много ученых, позиционирующих себя в качестве теологов, но некоторые из них занимаются лишь накоплением определенных фактов. Только немногие работают над исследованиями и в состоянии высказать собственное мнение. Слишком часто случается так, что многие люди только доказывают друг другу что-то, забывая о том, что теология – это, прежде всего, научная дисциплина, и она должна соответственно функционировать, опираться на исследования и понимание новых идей.
Богословы используют различные формы её анализа: философский, исторический, духовный и другие. Это должно помочь объяснить и сравнить, защитить или продвинуть любые из бесчисленных религиозных тем, обсуждаемых неодинаково различными движениями. Например, известное движение «теология освобождения» интерпретирует учение Иисуса Христа в связи с необходимостью освобождения бедных людей от тяжелых экономических, политических, социальных условий. Надо сказать, что сегодня в академических кругах дисциплины проходят дебаты и относительно того, является ли она специфической для христианства или может распространяться на другие культовые традиции. Хотя, как известно, научные запросы характерны, например, для буддизма. Они также посвящены исследованию понимания мира, только, соответственно, в контексте этого учения. Но поскольку в нем отсутствует концепция теизма, его предпочитают обозначать как философию.
Существует пять видов научного познания. Естественное, библейское, догматическое, практическое и «собственное» богословие. Первое ограничивается фактом существования Бога. Самый известный труд, имеющий непосредственное отношение к этому убеждению, — «Сумма теологии» Фомы Аквинского, в котором он доказывает существование Бога аргументами, известными как «пять путей». Второе ограничивается библейским откровением, его единственным источником, независимо от каких-либо философских систем, является Великая Книга. Третье относится к тем истинам, в которые абсолютно уверовали. Четвертый вид связан с тем, каковы функции этих убеждений, какую роль они играют в жизни реальных людей. Пятый вид — это понимание и познание Бога человеком.
Так или иначе, но возникает вопрос: «Действительно ли теология – это наука в подлинном смысле этого слова, учитывая её существенную зависимость от Церкви?» Не являются ли все доказательства, должные продемонстрировать истинность и непогрешимость догмы, всего лишь диалектической игрой? Сегодня эта дисциплина во всем мире испытывает определенный регресс. Во многих странах теологические факультеты, все еще существующие в государственных университетах, рассматриваются как бесполезный балласт, слышатся требования перевести их в епископские семинарии, чтобы они не могли больше «травмировать» интеллектуальную свободу людей.
Теология в различных религиях
Несмотря на то, что наука, факультет и, как следствие, специальность теология появились только в конце ХХ столетия, сама суть данного термина и название имеют древнегреческие корни.
Впервые слово появилось в 4 веке до н.э., и использовал его Платон в качестве обозначения своих «размышлений о Боге».
Несколько веков спустя данная область знаний перекочевала в Римскую империю, а после, словно по наследию, перешла в руки средневековых духовников.
Примерно в этот период она начала изучаться одновременно и как христианская догма, и как академическая дисциплина, в ходе которой исследовались проблемы библейского языка и фактов, которые там описаны.
Интересно знать! В эпоху Ренессанса наука о Боге окончательно разделилась на две ветви. Первая продолжала изучать Божье слово, в строгом соответствии с христианскими канонами. Вторая же стала отправной точкой для формирования отдельной философии.
С XVII столетия официально появилась специальность «теология», которую определили как изучающую дисциплину для всех существующих в мире религий. Она исследует как аспекты, объединяющие верования различных людей, так и те факторы, которыми они разнятся.
В христианстве – самой обширной мировой религии, которая ныне разделена на большое количество ветвей, теология играет крайне важную роль.
Самого первого теолога, который был найден в письменных источниках, звали Фома Аквинский, и его высказывания относительно предназначения данной науки остаются актуальными по сей день. Он полагал, что полностью познать мир относительно Бога как его создателя можно, руководствуясь исключительно Библией и христианскими обычаями.
Важно!В чем смысл заповеди «не сотвори себе кумира»
Буддизм считается самой древней из всех ныне существующих религий, и примечателен он тем, что в нем нет божества, сравнимого с Господом.
Поэтому для его изучения был введен специальный термин – «буддистская теология», которая базируется преимущественно на принципах и духовном завете Будды.
Ислам и христианство имеют очень много общего, и самой главной объединяющей чертой для двух религий является наличие единого идола, который был послан Божественной силой с небес на землю.
В исламе также имеется своя теология, которая именуется Калам. Однако стоит отметить, что мусульмане верят в своего Бога, не задумываясь и не сомневаясь в его существовании и истинах. Поэтому Каламу отведено в исламе на так много внимания, как теологии в христианстве.
Познавательно!Для чего нужна красная нить на запястье: значение в христианстве
Как мы знаем, иудеи – народ скрытный, даже в ряды верующих они посвящают посторонних неохотно. Их теология передавалась как устное народное творчество, и до сих пор так и не возымела статуса академической науки.
Теология
«Вначале было Слово… и Слово было Бог…» Эти строки из Священного Писания знаменуют собой тот сакральный смысл, которым издревле наполнялось содержание священных библейских канонов. Верующие издавна стремились к рациональному и чувственному постижению данного смысла — и для удовлетворения их нужд была создана совокупность религиозных доктрин, известная в настоящее время как теология.
Богу — богово
Само слово «теология» происходит от сращения двух слов — «theos» (бог) и «logos» (слово). Более привычное для нашего уха «богословие» является калькой с данного греческого термина. Ещё Гесиод подразумевал под теологией совокупность преданий, повествующих о богах, их нравах и деяниях. Впоследствии Аристотель включил теологию, наряду с физикой и математикой, в систему философского знания.
В средневековье под гнётом христианской морали внутреннее содержание данного понятия было поставлено на службу христианству. Отныне теология стремилась пролить свет на смысл Священного Писания и содержащихся в нём религиозных доктрин о сущности Господа Бога. Используя рациональные аргументы для трактовки библейских постулатов, отцы церкви пытались утвердить концепцию христианской религии как институционального вероучения.
Действительно, теология неотделима от церкви как от духовного института. Она невозможна без определённой социальной организации — и без паствы, которой и адресуются послания со стороны теологов. По сути дела, теология является своеобразным «рупором», через который церковью транслируется и обосновывается культ веры. Недаром в настоящее время теология является неотъемлемым атрибутом всех теистических религий — христианства, ислама, и иудаизма.
Всё во имя веры
Для теолога вера издавна представляла собой глобальную универсальную истину, нуждающуюся в рациональном обосновании. Для этого активно эксплуатировалась методология других наук — в том числе логики и философии. Полученные таким образом стройные системы доводов использовались для подкрепления внутриконфессиональных культовых норм, а также для борьбы с различными еретическими лжеучениями.
Знаменитый философ Тертуллиан, известный как автор риторической максимы: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?», задавался вопросом о том, каким образом можно объединить в рамках единой религии рациональное, логически прозрачное знание, и сокровенные, ведущие к катарсису интуитивные озарения. Именно теология как метод успешно позволяет разрешить данный амбивалентный запрос. Ведь она совокупно олицетворяет двойственную природу стремления к богопознанию — ведь верующие стремятся проникнуть в суть божества как умом, так и сердцем.
За две тысячи лет существования теистических вероучений теология обросла множеством разноликих внутренних направлений. Уже в XX веке появились многие новые теологические направления, в числе которых чёрная теология, феминистская теология, секулярная теология… Важно, что в настоящее время теология уже не мыслится как парадигма, объясняющая первопричины и принципы всего нашего существования. Однако, она продолжает отвечать на те вопросы, которые пытливые умы, задавшиеся целью обрести знание относительно природы Божества, сегодня обращают к иерархам церкви.
Великий раскол
Разделение христианства в период раннего Средневековья на православие и католицизм стало толчком к образованию новой науки по изучению Святого догмата.
Таковой стала «новая теология», задачи которой направлены на исследования Нового Завета в рамках католицизма.
Следует отметить, что данная область знаний до сих не определяется как отдельная школа или наука. Ведь как мы знаем, католицизм – течение в христианстве, которое характерно строгостью и бескомпромиссностью.
Потому в рамках новой ветви науки не принято задаваться лишними вопросами – на истины, которые изложены в Библии, смотрят как на единственно верную догму.
Интересно! Расписание богослужений в храме святого Иоанна Кронштадтского
Обучение и трудоустройство
Кто такой теолог в современном мире? Как на него выучиться и где потом работать с таким дипломом?
Как утверждают сами представители данной отрасли деятельности, теолог – это не профессия. Это состояние души, показатель духовной развитости, интеллекта и саморазвития.
Для начала скажем, что теологом можно стать, окончив как университет, так и духовную семинарию. Ранее данная профессия была доступна только выпускникам второго учебного заведения, но в наши дни идет активное возрождение религиозного наследия нашей страны. Поэтому работа теолога становится востребованной и престижной.
Интересно знать! Работа для настоящего теолога – это исключительно саморазвитие и открытие новых знаний. Именно расширяя свой кругозор, он становится лучшим специалистом и может все свои знания передать прихожанам/ученикам. Более того, быть теологом – значит быть человеком, который знает практически все в области гуманитарии, начиняя от истории и философии, заканчивая геополитикой и филологией.
Давайте теперь более конкретно узнаем, где может работать теолог и какие должности ему подойдут: