Теория поведения потребителей предполагает что потребитель стремится максимизировать
Теория потребительского поведения
Теория потребительского поведения
Поведение потребителя в рыночной экономике представляет существенный интерес в теории экономического развития.
Чтобы его понять, необходимо проанализировать факторы, влияющие на поведение потребителя.
1. Разумное поведение. Типичный потребитель стремится получить за свои деньги «все, что можно», или, используя специальную терминологию, максимизировать совокупную полезность.
Иначе говоря, он хочет приобрести максимум товаров и услуг при минимуме расходов. Такой «шаг» потребителя рассматривается как разумное поведение.
2. Предпочтения. Средний потребитель имеет достаточно отчетливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Покупатели прекрасно представляют себе, какую предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они могут надумать купить.
3. Доход потребителя. Иначе этот «шаг» рассматривается как «бюджетное сдерживание». Денежный доход имеет ограниченную величину, поэтому можно купить ограниченное количество товаров. За несколькими возможными исключениями — Рокфеллеры, Майкл Джексон и король Саудовской Аравии — все потребители испытывают на себе сдерживающее влияние бюджета.
4. Цены. Поскольку величина дохода ограниченна, а товары имеют заданные цены, потребитель не может купить все те продукты, которые ему хотелось бы. Потребителю приходится подбирать такую комбинацию товаров и услуг, которая максимизировала бы удовлетворение его потребностей. В связи с этим возникает вопрос: как потребителю удается, не выходя за пределы своего бюджета, приобрести именно те товары и услуги, при помощи которых можно максимизировать удовлетворение потребностей? Ответ на этот вопрос лежит в правиле максимизации полезности. Однако сейчас по-новому рассмотрим действие закона спроса в рыночной экономике.
Два объяснения закона спроса
Первое объяснение: закон спроса можно объяснить при помощи эффектов дохода и замещения.
Эффект дохода указывает на то, что если цена продукта падает, например, цена куриных ножек, то покупательная способность человека растет. Он может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо других товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату.
Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене, скажем, на куриные ножки, у потребителя появляется стимул приобрести данный дешевый товар вместо товаров-заменителей (например, говядины), которые относительно дороже.
Таким образом, потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.
Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникают способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.
Второе объяснение: закон спроса можно объяснить при помощи закона убывающей предельной полезности.
Чтобы понять закон убывающей предельной полезности, его точный смысл, необходимо рассмотреть составные части этого закона.
Каждый продукт должен обладать полезностью или, по Марксу, потребительной стоимостью. Полезность — способность товара или услуги удовлетворять те или иные потребности. Например, хлеб удовлетворяет физическую потребность человека, а книги — духовную. Но в экономическом анализе важное значение приобретает не просто полезность, а предельная полезность продукта. Предельная полезность — это добавочная полезность, извлекаемая потребителем из каждой дополнительной единицы продукта. Например, купил пирожок. Съел. Захотелось еще — уж очень вкусные пирожки! Купил второй. Съел.
Если есть деньги в кошельке, то можно купить и третий, и четвертый, и т. д. Однако здесь большое НО! Практика показывает, что полезность каждой последующей единицы продукта (в нашем случае — пирожка) будет падать. И такая связь носит постоянный и устойчивый характер. Отсюда экономисты-маржиналисты вывели закон убывающей предельной полезности — по мере того, как потребитель увеличивает потребление товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается. Согласно данному закону производители должны понижать цену для того, чтобы побуждать потребителей к увеличению покупок такого продукта.
Таким образом, предельная полезность выражает степень удовлетворенности от потребления дополнительной единицы продукта.
В связи с этим экономисты вывели правило максимизации полезности. Рассмотрим его.
Правило максимизации полезности. Предельная полезность и кривая спроса
Суть правила максимизации полезности состоит в следующем: доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последний доллар, израсходованный на каждый товар или услугу, приносил равную предельную полезность. Предельная полезность каждого товара или услуги, деленная на его или ее цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг.
На языке алгебры правило максимизации полезности выглядит следующим образом:
MU продукта А / Цена продукта А = MU продукта В / Цена продукта В
где MU — предельная полезность.
Правило максимизации полезности требует, чтобы эти соотношения были равны, а доход полностью израсходован. Например, потребитель располагает 12 долларами. Давайте предположим, что комбинация из 6 ед. товара А (по цене 1,5 дол.) и 3 ед. товара Б (по цене 1 долл.) отвечает требованиям максимизации полезности. Вследствие этого 12-долларовый доход потребителя будет истрачен полностью.
Зная о правиле максимизации полезности, легко объяснить нисходящий характер кривой спроса. Основными факторами, определяющими кривую спроса на определенный продукт, являются: 1) денежный доход; 2) цены на товары и услуги, а также 3) предпочтения и вкусы. Правило максимизации полезности и кривая спроса логически согласуются друг с другом.
Полезность, как и предельная полезность, включает важный психологический компонент: люди хотят потреблять только те продукты, которые приносят им удовлетворение, и отказываются от вещей, к которым они безразличны. В связи с этим более глубокое объяснение поведения потребителя можно дать при помощи: 1) бюджетных (доходных) линий и 2) кривых безразличия.
Кратко рассмотрим их.
Потребительский выбор и бюджетное сдерживание. Кривые безразличия
Бюджетное сдерживание — величина дохода, которым располагает потребитель в определенный период времени, или ЧТО может приобрести потребитель при неизменном доходе.
Предположим, что: 1) покупатель располагает доходом в 12 долл.; 2) покупателю нужно всего два продукта: видеокассета (продукт А по цене 1,5 долл.) и сладкая булочка (продукт Б по цене 1 долл.). Что в этом случае может приобрести потребитель?
Ответ: он может приобрести или 8 видеокассет, или 12 булочек, или 6 видеокассет и 3 булочки. И так далее — в зависимости от своих потребностей. Изображая желания потребителей на рис. 11.1, мы видим, что наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара Б к цене товара А., т. е. 1 долл./1,5 долл.
Расположение бюджетной линии зависит от двух факторов:
1) величины денежного дохода и 2) цен. Конкретизируем:
1) увеличение дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо, а уменьшение — влево; 2) снижение цен обоих продуктов (подобно увеличению дохода) перемещает график вправо и, наоборот, повышение — влево. Движение бюджетных линий вправо и влево экономисты определили как карту безразличия, а кривые как кривые безразличия. Они подобно бюджетным линиям определяют, ЧТО предпочитает потребитель (см. рис. 11.1).
Анализ кривых безразличия позволяет выразить графически предпочтения потребителя.
Из рисунка видно, что потребитель предпочитает ту или иную комбинацию продуктов, если она удовлетворяет его потребность.
Потребитель безразличен к любой другой комбинации продуктов.
Экономическая ценность времени
Теория потребительского поведения должна учитывать экономическую ценность времени. И потребление, и производство имеют одну общую черту — они требуют времени. Следовательно, время представляет собой ценный экономический ресурс.
Поэтому логично утверждать, что цены потребительских товаров должны на самом деле включать в себя не только рыночные цены, но и ценность времени, необходимого для потребления данного товара. Следовательно, знаменатели в правиле максимизации полезности должны отражать полную цену: рыночная цена + ценность времени, необходимого для потребления интересующего нас товара. Практика показывает, что экономическое развитие не способно одновременно обеспечивать изобилие товаров и изобилие времени. Оказывается, экономика передовых государств богата товарами, но бедна временем. Они живут по принципу: «Время — деньги»! И наоборот, слаборазвитые страны богаты временем, но бедны товарами. И принципы у них другие. Сформулируйте сами.
Экономическая теория. Тест 29
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Какой из следующих перечней значений предельной полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности
200, 150, 150, 150
200, 200, 200, 200
200, 150, 100, 50
200, 300, 400, 500
200, 250, 270, 280
2. Какой из следующих перечней значений предельной полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности
200, 150, 150, 150
200, 200, 200, 200
200, 150, 100, 50
200, 300, 400, 500
200, 250, 270, 280
3. Закон убывающей предельной полезности означает, что
полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения дохода потребителя
отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров
отношение предельных полезностей к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости
полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров
4. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать
среднюю полезность
общую полезность
каждую из перечисленных величин
разницу между общей и предельной полезностью
5. Увеличение дохода потребителя графически выражается в
параллельном сдвиге бюджетной линии влево
изменении наклона бюджетной линии
увеличении наклона бюджетной линии
параллельном сдвиге бюджетной линии вправо
уменьшении наклона бюджетной линии
6. Среди следующих утверждений одно является неправильным
все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень удовлетворения потребностей
все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень денежного дохода
каждая точка на бюджетной линии означает различную комбинацию двух товаров
каждая точка на кривой безразличия означает разную комбинацию двух товаров
все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень денежного дохода
7. Общая полезность растет, когда предельная полезность
увеличивается
является величиной отрицательной
увеличивается или уменьшается, но является величиной положительной
уменьшается
увеличивается в медленном темпе
8. Предельная норма замещения товара А товаром В означает
от какого количества единиц товара А потребитель готов отказаться в обмен на получение одной единицы товара В, чтобы общая полезность осталась неизменной
в какой степени увеличивается предельная полезность, если потребление товаров А и В увеличивается на 1 единицу
ни один из ответов не является верным
сколько единиц товара В потребитель покупает, когда его доход возрастает, а потребление товара А остается прежним
сколько единиц товара А потребитель приобретает, когда цена товара В уменьшается на 1 дол
9. Чтобы оказаться в положении равновесия (т.е. максимизировать полезность) потребитель должен
быть уверенным, что цена каждого товара равна предельной полезности денег
уравновешивать предельные полезности последних единиц приобретаемых товаров
не покупать недоброкачественных товаров
быть уверенным, что цены всех приобретаемых им товаров пропорциональны общим полезностям
распределять доход таким образом, чтобы последний доллар, истраченный на покупку какого-либо товара, приносил такой же прирост полезности, как и доллар, истраченный на покупку другого товара
10. Цена товара Х 1,5 руб., товара Y – 1 руб. Если потребитель оценивает общую полезность товара Y в 30 ютил. Какова будет общая полезность товара Х при максимизации удовлетворения от покупки товаров Х и Y
15 ютил
в условии не содержится достаточной информации для ответа на вопрос
30 ютил
45 ютил
20 ютил
11. Положение и наклон кривой безразличия для отдельного потребителя объясняется
предпочтениями, размерами дохода и ценами покупаемых товаров
только его предпочтениями
ценами покупаемых товаров и размерами дохода
его предпочтениями и размерами дохода
только ценами покупаемых товаров
12. Эффект дохода имеет место в следующем случае
объем покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов людей
если доходы людей падают, они покупают меньше данного продукта
по мере того, как доходы людей растут, они сберегают увеличивающуюся часть дохода
удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объема приобретения других товаров
13. Цена товара Х 1,5 руб., товара Y – 1 руб. Если потребитель оценивает предельную полезность товара Y в 30 ютил и желает максимизировать удовлетворение от покупки товаров Х и Y, тогда он должен принять предельную полезность товара Х за
15 ютил
45 ютил
30 ютил
в условии не содержится достаточной информации для ответа на вопрос
20 ютил
14. Предположим, что потребитель имеет доход в 8 рублей. Цена товара А равна 1 рубль, а цена товара В – 0,5 рубля. Какая из следующих комбинаций товаров находится на бюджетной линии
4А и 4В
6А и 6В
5А и 6В
8А и 1В
7А и 1В
15. В краткосрочном периоде фирма производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 2 рубля, средние постоянные – 0,5 рубля. Общие издержки составят
750 рублей
невозможно определить на основе имеющихся данных
2,5 рубля
1 100 рублей
1 250 рублей
Annashtoltz’s Blog
ТЕСТ2
Тест №2 по теме “Теория потребительского выбора”
I. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?
а) 200,300,400, 500; б)200,450,750,1100; в) 200,400,1600, 9600;
r ) 200,250,270,280; д)200,350,450,600.
2. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать:
а) разницу между общей и предельной полезностью;
б) общую полезность; в) среднюю полезность; г) предельную полезность;
г) каждую из перечисленных величин.
3. Цена товара Х составляет 1,5руб. Цена товара Y составляет 1 руб. Если потребитель оценивает предельную полезность товара Y в 30 ютилей и желает максимизировать удовлетворение от покупки товаров Х и Y, тогда он должен принять предельную полезность товара. Х за:
а) 15 ютилей; б) 20 ютилей; в) 30 ютилей; г) 45 ютилей;
д) В условии не содержится достаточной информации для ответа на вопрос.
КОМЕНТАРИИ: При покупке множества товаров и услуг потребитель соблюдает правило максимизации полезности: потребитель достигает максимального удовлетворения, если предельные полезности приобретаемых благ в расчете на одну ден.ед. оказываются одинаковыми. MUa/Pa = MUb/Pb = … = MUn/Pn, MUx=MUyPx/Py=30*1,5/1=45
4. Каждая точка, лежащая на кривой безразличия, отражает одинаковый доход потребителя.
КОМЕНТАРИИ: Это место точек, которое показывает различие комбинаций 2х товаров, имеющих одинаковую полезность.
5. Предельная норма замещения товара А товаром В означает:
б) В какой степени увеличивается предельная полезность, если потребление товаров А и В увеличивается на одну единицу.
в) Сколько единиц товара В потребитель покупает, когда его доход возрастает, а потребление товара А остаётся прежним.
r) От какого количества единиц товара А потребитель готов отказаться в обмен на получение одной единицы товара В, чтобы общая полезность осталась неизменной.
6. Потребительское равновесие на карте безразличия — это:
а) Любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия.
б) Любая точка на самой высокой из кривых безразличия.
в) Та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия.
г) Любая точка, расположенная на бюджетной линии.
д) Любая точка, расположенная в пространстве, ограниченном бюджетной линией.
7. Потребитель четырем стаканам кока-колы предпочитает один стакан сока. Какова предельная норма замещения (MRS) сока. кока-колой?
8. Кривая безразличия — это кривая:
а) все точки которой показывают разное сочетание идентичных наборов товаров;
б) проходящая по касательной с бюджетной линией, указывая “равновесие потребителя”.
в) на которой представлены все уровни дохода потребителя.
9. Если реальный доход потребителя возрастет, линия бюджетных ограничений:
а) сместится влево; б) сместится вправо; в) изменится наклон бюджетной линии.
КОМЕНТАРИИ: т.к. при изменении дохода потребителя бюджетная линия параллельно смещается в соответствующую сторону.
10. Если повышаются цены потребительских товаров:
а) изменяется наклон кривой безразличия;
б) снижаются реальные доходы потребителя;
в) возрастают номинальные доходы потребителя.
11. Если происходит снижение цен товаров:
а) начинает действовать эффект дохода;
б) потребители покупают меньше товаров;
в) точка “равновесия потребителя” смещается вниз, что соответствует снижению благосостояния.
12. Потребительские предпочтения определяют:
а) положение и наклон кривой безразличия;
б) положение и наклон линии бюджетных ограничений;
в) эффект дохода и эффект взаимозамещения.
13. Закон снижающейся предельной полезности означает:
а) снижение предельной нормы замещения одного товара Другим;
б) снижение полезности каждой последующей единицы товара по мере увеличения общего объема закупок этого товара;
в) приведенные выше ответы неверны. Правильный ответ таков (напишите его).
14. Точка касания, в которой наклон линии бюджетных ограничений и наклон кривой безразличия равны:
а) называется точкой потребительского равновесия;
б) называется точкой равновесия цен и доходов;
в) является одной из многих точек пересечения линии бюджетных ограничений и кривых карты безразличия.
15. Сочетание товарных наборов с примерно равной полезностью можно показать:
а) на линии бюджетных ограничений;
б) на линии, называемой кривой безразличия; в) оба ответа правильны.
16. Количественное соотношение товаров, которыми покупатель “жертвует” ради приобретения одной дополнительной единицы другого товара, называют:
а) предельной нормой замещения товаров:
б) эффектом присоединения к большинству покупателей при выборе товаров (эффект толпы);
в) эффектом сноба, когда у покупателя доминирует стремление “выделиться из толпы” других покупателей.
17. Правило потребительского поведения, предполагающее максимизацию полезности покупаемых товаров, означает:
а) что покупатель извлекает некую разность между общей и предельной полезностью товаров;
б) что покупатель уравновешивает расходы так, чтобы последняя денежная единица, затрачиваемая на любой товар, приносила равновеликую полезность;
в) что покупатель не должен покупать низкокачественные товары.
18. Наташа потребляет в месяц 2 кг мяса по цене 15 руб. за кг и 5 кг хлеба по цене 2 руб. за кг. Предельная норма замены мяса хлебом в состоянии равновесия для нее равна:
а) 3/4; б) 5/12; в) 5/2; г) 2/15.
КОМЕНТАРИИ: MRSxy = Px/Py=2/15
19. Для Саши потребление буханки хлеба ценой 2 руб. приносит удовлетворение в размере 10 ютилей. Какое количество ютилей удовлетворения принесет ему потребление литра молока по цене 5 руб., если он находится в состоянии равновесия:
а) 10; б) 20; в) 25; г) 50.
КОМЕНТАРИИ: MUx:Mum=Px:Pm=10:2=x:5; x=25
20. Если MUx – предельная полезность хлеба, а MUв – предельная полезность вина и Рx – цена батона хлеба, Рв — цена бутылки вина, то для рационального потребителя в состоянии равновесия будет верным следующее утверждение:
21. Изменение цены товара вызывает:
а) эффект замещения; б) эффект дохода; в) эффект Гиффена; г) верно а и б.
22. Предпочтения потребителя имеют следующий вид:
Количество единиц товара, шт. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Общая полезность | 100 | 120 | 135 | 145 | 153 |
Предельная полезность потребителя третьей единицы блага равна:
а) 20; б) 15; в) 10; г) 8.
23. Доход Пети составляет 10 руб. в день. Коробок спичек стоит 10 коп., а пачка сигарет 5 руб. Наклон линии бюджетного ограничения Пети, если он тратит доход полностью на спички и сигареты, будет равен (спички на вертикальной оси):
а) 1/50; б) –1/50; в) 50; г) –50.
24. Какой из следующих товаров окажет наибольший эффект дохода:
а) алкогольные напитки; б) холодильники; в) бензин; г) жилье.
25. Какой из следующих товаров покажет наименьший эффект дохода:
а) соль; б) мясо; в) картофель; г) клубника.
26. “Эффект дохода” для нормальных товаров свидетельствует что:
а) при увеличении цены товара Х потребитель будет приобретать в меньших количествах как товар Х, так и другие товары;
б) уменьшение цены товара Х приводит к увеличению потребления этого товара, поскольку он становится дешевле товаров-заменителей;
в) когда цена товара Х изменяется, то потребитель должен так перераспределить покупки, чтобы удовлетворялось равенство MUx : Рх = MUу : Ру;
г) все утверждения верны.
КОМЕНТАРИИ: Из эффекта дохода следует, что при снижении цены потребитель получает возможность воспользоваться ростом реального дохода, т.к. теперь то же количество товара он может купить за меньшие деньгию
27. Когда цена нормального товара Х подает, то:
а) эффект дохода будет побуждать покупателя приобретать больше, а эффект замещения – меньше единиц товара Х;
б) вследствие и эффекта дохода, и эффекта замещения потребитель приобретает больше товара Х;
в) из-за эффекта дохода количество приобретаемых единиц Х снизится, а эффект замещения способствует увеличению покупок Х;
г) и эффект дохода, и эффект замещения приведут к снижению потребления товара Х.
КОМЕНТАРИИ: Из эффекта замещения следует, что когда цена товара снижается, то для покупателя он становится более доступным, чем все другие товары. Поэтому потребитель будет охотнее покупать именно этот товар, замещая им все остальные.