Теория справедливости утверждает что
Вопрос №2 Теория справедливости
Теория справедливости дает другое объяснение тому, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей. Теория справедливости утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за аналогичную работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости ликвидировать дисбаланс.
Работники могут восстановить баланс или чувство справедливости, либо изменив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения. Таким образом, те работники, которые считают, что им недоплачивают по сравнению с другими, могут либо начать работать менее интенсивно, либо стремиться повысить вознаграждение. Те сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне или даже увеличивать ее. Исследования показывают, что обычно, когда люди считают, что им недоплачивают, они начинают работать менее интенсивно, а когда они считают, что им переплачивают, они менее склонны изменять свое поведение и деятельность.
Главный вывод теории справедливости для практики управления состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться снизить интенсивность труда. Однако восприятие и оценка справедливости носит относительный, а не абсолютный характер. Люди сравнивают себя с другими сотрудниками своей организации или с сотрудниками других организаций, выполняющих аналогичную работу. Поскольку производительность труда у сотрудников, оценивающих свое вознаграждение как несправедливое, будет падать, менеджерам надо им объяснить, почему существует такая разница; например, более высокооплачиваемый коллега получает больше потому, что он обладает большим опытом, позволяющим ему производить больше. Если разница в вознаграждениях обусловлена разной эффективностью труда, то необходимо разъяснить сотрудникам, получающим меньше, что когда их результативность достигнет уровня их коллег, они также будут получать повышенное вознаграждение.
Дата добавления: 2015-08-14 ; просмотров: 2469 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Теория справедливости Адамса: базовые положения и области применения
Многие философы от Платона и до современных мыслителей пытались понять, что означает справедливость.
И если, в общем, они пришли к более или менее универсальному определению, то измерить её еще никому не удавалось. Ведь у каждого своё понятие о справедливости.
А ключ к этому лежит на поверхности: каждый сравнивает себя с другими и решает эту задачу, исходя из своего понимания справедливости.
Что такое справедливость и при чем здесь Адамс
Теория справедливости основывается на определении того, справедливо ли распределение ресурсов для партнеров, делающих одно дело и находящихся на равных позициях.
Предполагается, что люди, воспринимающие себя недооценёнными или, наоборот, переоценёнными, испытывают дискомфорт, который снижает их мотивацию к выполнению рабочих обязанностей.
Каждый человек хочет получать награду за свой труд
Любой работник понимает, что он продает свой труд и хочет получить за это вознаграждение.
Если он считает, что ему недоплачивают, то его отношение к организации будет негативным, подобное отношение будет распространяться и на его коллег.
В этом случае ждать от него лояльности по отношению к фирме не приходится.
Более того, поведение неудовлетворенного сотрудника демотивирует и окружающих его людей.
В варианте переоценки работника последний будет ощущать некую вину за то, что он не оправдывает возлагавшихся на него ожиданий.
Помимо непосредственных финансовых потерь организации, связанных с выплатой неоправданно высокого вознаграждения, испытывающий чувство неполноценности сотрудник плохо влияет на окружающих.
Эти выводы были сделаны американским психологом Джоном С.Адамсом на основании исследований, проведенных им в 1960-1962 гг. в компании Дженерал Электрик, и получивших дальнейшее развитие в трудах многих его последователей.
От каждого по способностям каждому по труду
Главный постулат теории Адамса заключается в том, что человек, как существо социальное. не воспринимает себя вне окружающих его людей.
Вольно или невольно он всегда сравнивает себя с коллегами. Ему интересно, чем они занимаются, и сколько они за это получают.
И если при прочих равных условиях он обнаруживает, что получаемое вознаграждение отличается от того, что имеет сосед, то счастливым он от этого себя не чувствует.
В своей теории Адамс ввел понятия «вход» и «выход» и необходимость баланса между ними.
Вход – это то, что работник приносит своей организации. Выход – это, соответственно, то, что он получает в результате своего вклада в деятельность фирмы.
В этой теории приведены основные показатели того, что можно понимать под «входом»:
Люди всегда сравнивают друг друга, в том числе и на работе
Для каждого работника любой из этих показателей может иметь различную ценность и приоритет. То же относится и к работодателю.
Вот здесь и возникает понятие баланса, то есть шкала ценностей как для работника, так и для работодателя должна максимально совпадать.
Каждый сотрудник работает хорошо по разным причинам
В понятии «выход» тоже есть свои составляющие:
И здесь у разных людей могут быть различные побудительные мотивы к добросовестной работе.
У одного определяющим является гибкий рабочий график, другому важна зарплата, а третьего стимулирует возможность взять на себя максимум ответственности за дело.
Задача работодателя – понять мотивы, движущие подчиненными ему людьми, и правильно определить, что дать каждому из них.
Четыре кита, на которых стоит теория справедливости
Теория справедливости Адамса строится на четырех основных положениях, рассматривающих как внутреннюю, так и внешнюю мотивацию применительно к индивидууму и группе:
Чем глубже пропасть между справедливостью и ее отсутствием, тем сильнее стремление человека преодолеть ее.
Референтный другой, почему мой сосед лучше меня
Все в мире относительно. Это не только постулат из физики, но и суть отношений между людьми. Мы все себя постоянно с кем-нибудь сравниваем дома, на работе и даже на улице.
Чувство несправедливости может возникнуть у сотрудника не только из-за денег
Ведь, чтобы определить собственную ценность, необходима точка отсчета или референт.
Тут и появляется новый термин в теории справедливости: «референтный другой».
Все рассмотренные выше понятия о «входе» и «выходе» достаточно абстрактны и измерению не подлежат.
Но как только появляется референтный объект, то все становится предельно ясным.
Токарь шестого разряда сравнивает свою зарплату с заработком своего коллеги, работающего за соседним станком. При равенстве квалификационной категории и одинаковой часовой ставке никакого дискомфорта у него не возникает, его чувство справедливости не задето.
Предположим, его сосед получил некую льготу в виде свободного графика при сохранении месячной часовой нормы. Зарплата этих токарей не изменилась, но у нашего сразу возникает вопрос: «Почему ему можно, а мне нет?». И у нас на ровном месте возникает конфликтная ситуация.
Предметами подобного неравенства может быть что угодно, все зависит от предпочтений человека. Кому-то важна зарплата, а для некоторых признание и репутация важнее денег.
Конкуренция и справедливость, теория в практическом применении
“Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо.” Эти слова Мефистофеля из великой трагедии И.Гете как нельзя лучше подходят для нашего случая.
Ведь все предыдущие умозаключения нужно перевести в практическую плоскость, и на их основе построить правильную систему мотивации персонала.
Маслоу и его знаменитая пирамида
Многим известна пирамида потребностей Маслоу. Первая задача человека – выжить и, соответственно, иметь средства для этого.
С решением этой задачи возникают новые потребности, не связанные с денежными отношениями.
Это и потребность в любви, уважении, признании и так далее.
Как нет одинаковых людей, так нет и одинаковых потребностей.
Кому-то нужно забраться на вершину пирамиды, а для некоторых достаточно иметь возможность удовлетворить лишь свои материальные желания.
Выстраивая систему мотивации на предприятии, необходимо учитывать характер потребностей того или иного сотрудника. Ведь для женщины, имеющей малолетних детей, сокращенный рабочий день гораздо важнее карьерного роста.
А для отца многодетного семейства именно деньги и карьера являются определяющими факторами.
Во многих компаниях во избежание конфликтных ситуаций, связанных с несбалансированной оплатой труда, от сотрудников требуют не разглашать размер своей зарплаты. Но лучшим выходом из подобной ситуации является открытая система начисления денежного эквивалента затраченных усилий.
Здесь у коллег снова возникает момент сравнения, но уже не с элементами зависти, а с желанием достичь подобного результата. Конкуренция ведь не только двигатель прогресса, но и инструмент повышения производительности труда.
Критика теории Адамса
Многие ученые скептически относятся к данной теории ввиду очевидной простоты данной модели. Они утверждают, что на восприятие людьми справедливости влияют множество демографических и психологических переменных величин.
Более того, большая часть исследований в рамках этой теории была проведена Адамсом в лабораторных условиях, что дает повод критикам сомневаться в применимости ее к реальным ситуациям.
Но для практиков, которые в своей работе сталкиваются с живыми людьми, и не понаслышке знакомы с человеческими достоинствами и недостатками, теория справедливости может служить хорошим инструментом для выстраивания правильных отношений внутри компании.
В этом видео вы подробнее узнаете о пирамиде потребностей Маслоу:
Теория справедливости Джона Ролза
Libertarian Social Justice
Jul 16, 2020 · 11 min read
Профессор Гарвардского университета Джон Ролз считается одним из наиболее влиятельных философов XX века. Его основная работа «Теория справедливости» была опубликована в 1971 году и легла в основу современной концепции государства всеобщего благосостояния. В этой книге Ролз подробно изучает вопросы справедливого распределения благ — а именно каким образом люди должны делить между собой богатство, власть и возможности.
Общественный договор
Подписывали ли вы когда-нибудь общественный договор с государством? Наверняка нет. Нас никто никогда не спрашивал, согласны ли мы соблюдать конституцию. Так почему мы должны подчиняться закону?
Джон Локк сч и тал, что мы даем молчаливое (имплицитное) согласие на заключение договора, пользуясь услугами, которые предоставляет государство всем своим гражданам (например, когда мы ездим по общественным дорогам).
Джон Ролз утверждает, что правильный способ размышления о справедливости — это постановка вопроса о том, с какими принципами мы согласились бы, пребывая в первоначальном состоянии равенства. Ролз, как и Кант, считает, что принципы справедливости можно вывести из гипотетического общественного договора, а не из реального. Прием использования гипотетического договора в качестве аргумента применяется Ролзом для теста на желательность и достижимость принципов, которые приписаны в этом договоре.
Предположим, что мы все вместе собрались, чтобы разработать принципы, которые будут управлять нашей коллективной жизнью, то есть составить общественный договор. Прийти к согласию чрезвычайно сложно, если учесть различия интересов каждого из нас. Среди нас есть богатые и бедные, сильные и слабые, могущественные и беспомощные, участники больших сообществ и члены меньшинств. Каждый из нас заинтересован в увеличении своей доли выгоды и уменьшении выгод, которые будут в результате общественного сотрудничества распределены на всех остальных. Даже если мы и придем к компромиссу, то он будет отражать превосходство, которое при переговорах одни имеют над другими.
Ролз также приводит допущения, при которых происходит разработка договора. Во-первых, имеет место недостаток распределяемых ресурсов (в случае изобилия ресурсов вопрос справедливости не был бы актуален). Во-вторых, мы не являемся ни чистыми эгоистами (иначе весь процесс сведется к войне всех против всех), ни чистыми альтруистами (иначе каждый начнет жертвовать собой ради других, что тоже сделает справедливость излишней).
Вуаль неведения
Ролз выдвигает еще одно, ключевое для этого мысленного эксперимента условие — вуаль неведения. Предположим, что мы временно не знаем, какие между нами различия: к какому классу и полу, к какой расе или этнической группе мы принадлежим, каковы наши политические или религиозные взгляды, состояние здоровья, занимаемое положение, образование и благополучие семьи. Нам также неизвестно, в какую сторону пойдет развитие нашего общества. В сущности, мы находимся в состоянии равенства. И теперь принципы, которые мы разработаем, будут справедливы, поскольку никто не будет иметь преимущества при их обсуждении. Договаривающиеся индивиды должны быть беспристрастны, а потому лишены тех знаний, которые являются причиной пристрастности.
Но что тогда не скрыто вуалью неведения? Джон Ролз пишет, что мы должны знать лишь самые общие факты, которые могут повлиять на наш выбор:
Предполагается, что они имеют общие сведения о человеческом обществе. Они понимают политические проблемы и принципы экономической теории; они знают основы социальной организации и законы человеческой психологии.
Можно попробовать предположить, какие принципы бы мы выбрали. Очевидно, принципы справедливости не могут быть основаны на грубом утилитаризме, иначе каждый из нас мог бы оказаться членом угнетенного меньшинства, интересы которого ущемляются ради общего блага.
Например, общество, основанное на рабстве, будет несправедливым, так как сняв вуаль неведения и попав в реальную жизнь любой из нас может оказаться рабом. Аналогично будут несправедливы общества, основанные на национальной, кастовой или религиозной дискриминации. Общества, в которых допустимо жертвовать кем-то ради общего блага, Ролз считает несправедливыми:
Каждый, по справедливости, имеет право на неприкосновенность. Даже благополучие целого общества не может подавить права, которые положены нам по справедливости. Они не подлежат обсуждению в рамках политики, не используются в вычислениях общественной пользы
Не подходит и крайнее либертарианство, ведь мы заведомо не знаем, будем ли мы иметь собственность и возможность ее заработать в условиях отсутствия какой-либо гарантированной помощи. Сняв вуаль неведения можно оказаться как Биллом Гейтсом, так и бездомным инвалидом.
По мнению Ролза, нам придется выбирать весьма осторожно и исходить из возможности наихудшего варианта, иначе, когда спадет вуаль неведения, мы можем стать низвергнуты в нищету и забвение. Поэтому мы, скорее всего, будем придерживаться «стратегии максимина», которая предполагает, что в ситуации неопределенности следует выбирать такой вариант поведения, который дает наилучший результат при наихудшем стечении обстоятельств и тем самым сводит риск к минимуму.
Два принципа справедливости
Ролз предполагает, что индивиды, находясь в исходном положении в рамках гипотетической мыслительной конструкции, согласились бы построить общество, основываясь на следующих принципах:
Первый принцип: Каждый индивид должен обладать равным правом в отношении общей системы равных основных свобод, соотносимой со свободой всех.
Под основными свободами Ролз подразумевает политическую свободу (право голосовать на выборах и занимать официальную должность), свобода слова и собраний; свобода совести, свобода мысли; свобода личности, включающая свободу от психологического подавления, физической угрозы и расчленения (целостность человека); право иметь личную собственность и свободу от произвольного ареста и задержания, как то определено правлением закона. Эти свободы должны быть равными.
Второй принцип состоит из двух частей:
Второй принцип: Социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, что они одновременно:
2.1) принцип честного равенства возможностей: относились к позициям и должностям, открытым для всех при условии честного равенства возможностей.
2.2) принцип различия: служили благу наименее преуспевающей части общества в соответствии с принципом справедливых сбережений
Поясняя второй принцип, Ролз говорит, что, хотя различия в распределении доходов и власти среди субъектов ожидаемо, но необходимо эти доходы и власть использовать для получения преимущества для всего общества; кроме того, должности должны быть доступны всем. Другими словами, неравенство может быть допустимо лишь при условии, если оно выгодно всем.
Первый принцип должен быть всегда первичен по отношению ко второму:
Не могут быть оправданы нарушения основных свобод, защищенных первым принципом, или же компенсация нарушения большими социальными и экономическими преимуществами.
Таким образом, принцип свободы получает первенство над соображениями общественной пользы и благоденствия. Свободы должны быть обеспечены в первую очередь.
Кроме того, принцип честного равенства возможностей (2.1) имеет приоритет по сравнению с принципом различия (2.2).
Принцип равных возможностей
Первый принцип Ролза достаточно привычен для классического либерала или либертарианца, так как имеет отсылку к естественным правам и свободам человека. Единственным ограничением этих свобод может быть только свобода других. В этом смысле Ролз просто следует либеральной традиции. Но второй принцип нуждается в пояснении.
Ролз размышляет над тем, что обеспечения базовых свобод недостаточно для того, чтобы оградить себя от риска оказаться в крайней нищете. Возможно, чтобы обезопасить себя, нужно принять принцип равного распределения богатств и доходов? Но тогда он войдет в сильное противоречие с первым принципом, который гарантирует свободу распоряжения своей собственностью.
Идея Ролза заключается в том, что распределение доходов и возможностей не должно быть основано на факторах, произвольных с моральной точки зрения.
Возьмем, например, общество феодальной аристократии. В нем распределение доходов, возможностей и власти полностью зависит от того, в какой семье вы родились. Если вам посчастливилось родиться в благородном сословии, у вас есть права и возможности, в которым отказано тем, кто родился крепостным. Но обстоятельства рождения — результат не ваших усилий, поэтому такое общество несправедливо.
Рыночное общество справедливо в куда большей степени, так как оно открывает возможности карьеры для людей, обладающих необходимыми талантами, обеспечивает равенство всех перед законом и формально позволяет каждому добиваться целей и конкурировать. Однако на практике возможности могут быть далеко не равными. Представим себе забег, где участвовать может каждый, но только все начинают с разных позиций. Люди, которые пользуются поддержкой своих семей и имеют хорошее образование, обладают явными преимуществами над теми, у кого нет ни семейной поддержки, ни образования.
В то же время, Ролз отвергает радикальное решение о введении квот для всех социальных слоев. Необходимо не равенство результатов, а устранение барьеров. Например, правительство должно гарантировать возможности образования для малообеспеченных детей в рамках реального конкурса, но не вводить квоты для данной социальной группы.
В итоге мы приходим к меритократическому устройству общества, в котором существуют институты, способствующие помещению всех на одну линию перед началом конкурса. Поддержка бедных слоев населения и бедных школ обеспечивает равный доступ к образованию. Но по мнению Ролза такой подход все равно не позволяет компенсировать случайные с точки зрения морали естественные факторы. Даже если в гонке изначально все находятся на одной стартовой линии, победит тот, кто бегает быстрее остальных.
Принцип различий
Даже свободный рынок, функционирующий в обществе равных возможностей, не гарантирует справедливого распределения доходов и богатств, поскольку все люди от природы обладают разными способностями.
Но как нам решить проблему неравенства естественных талантов и способностей? Если нас тревожит факт, что некоторые бегуны бегут быстрее других, не следует ли выдавать одаренным бегунам спортивную обувь со свинцовыми подошвами, дабы обеспечить абсолютное равенство стартовых возможностей?
Однако, у Ролза есть рецепт, как исправить неравное распределение талантов и дарований, не создавая препятствий для талантливых людей — нужно поощрять одаренных развивать и практиковать их таланты, но при условии, что вознаграждения, получаемые за эти таланты на рынке, принадлежат обществу в целом. Структуру общества нужно организовать так, что естественные различия людей будут работать на благо наименее успешных:
Тем, кому повезло от рождения, позволено зарабатывать больше, но все их достижения должны помогать улучшать жизнь тех, кто оказался менее удачлив.
Поэтому Ролз не выступает против неравенства как такового. Но он настаивает, что неравенство оправдано, если оно приносит выгоды всем, а особенно самым бедным. Например, если мы станем платить врачам больше, чем водителям автобусов, то в результате возникнет неравенство. Но в то же время мы повысим качество здравоохранения и его доступность для населения обнищавших сельских районов. Если Билл Гейтс платит налоги со своего богатства и они идут на нужды здравоохранения, образования и благосостояния бедных, то система улучшает положение бедных и неравенство оправдано.
Институты справедливого общества
Во второй части «Теории справедливости» Джон Ролз переходит к практическому применению свою принципов в деятельности общественных институтов. Институты, которые провозглашает Ролз, — это традиционные институты конституционной либеральной демократии, поскольку именно эти институты вытекают из двух принципов справедливости. Общественное устройство формируется участниками конвенции в четыре этапа, после прохождения каждого из которых вуаль неведения постепенно приподнимается до тех пор, пока не спадает вовсе.
На первой ступени были выбраны основные принципы справедливости, описанные выше.
На второй ступени участники конвенции уже знают принятые ранее принципы справедливости и наиболее общие факты своего собственного общества. Справедливая конституция предполагает обширную свободу, которую не будет ограничивать ни религиозный идеал, ни национальная идея. Однако правительство может ограничивать свободу граждан, но только для поддержания безопасности. Граждане получают возможность свободного участия в политическом процессе, для этого понадобится разделение властей и билль о правах как гарантия их сохранения.
На третьей ступени рассматриваются справедливые законы и закладываются механизмы экономической и социальной политики. Именно здесь важно принять такие законы, которые бы соответствовали принципу равных возможностей. Правительство должно обеспечить равный доступ образованию и культуре путем субсидий общественному образованию, это гарантирует всем социальный минимум. Экономическая справедливость обеспечивается соревновательной системой цен, поддержкой полной занятости и социального минимума, распределением путем налогообложения и бережным отношением к исчерпаемым природным ресурсам.
На четвертой ступени, когда занавес неведения уже совершенно отсутствует, рассматриваются проблемы формальной справедливости — беспристрастного применения справедливых правил и законов судьями и чиновниками.
Критика
Есть несколько основных возражений против теории Джона Ролза.
Рациональность
Ролз считает, что при составлении общественного договора люди будут руководствоваться рациональным выбором. Однако, это только один из возможных вариантов поведения в условиях неопределенности. Возможно, некоторые решат рискнуть и выбрать такие принципы, которые в случае удачи обеспечат им выгодное положение в обществе.
Однако, Ролз не считает, что люди, избирающие принципы регулирования их фундаментальных жизненных перспектив, воспользуются такими шансами, так как склонность к риску также скрыта за вуалью неведения.
Гипотетический характер
Все выводы Ролз строит на основании мысленного эксперимента о составлении гипотетического соглашения. Но почему результаты этого эксперимента должны быть одобрены людьми в реальных условиях? Как гипотетическая ситуация создаст реальные моральные обязательства? По выражению Р.Дворкина: «гипотетический договор это не просто слабая форма договора, это вовсе не договор».
Мотивация
Будут ли талантливые люди развивать свои дарования, если выгоды, которые они получают, будут распределяться среди других людей? Может быть они предпочтут работать меньше или совсем не развивать свои способности? Будет ли у Майкла Джордана стимул улучшать свою технику или он просто уйдет на пенсию?
Но Ролз не против стимулов. Стимулы имеют право на существование, если они способствуют улучшению положения наименее успешных. Например, можно повысить зарплату директору фирмы или снизить налог на богатых, если в результате положение бедных станет лучше (например, за счет той пользы, которую приносит всем деятельность подобных фирм), чем было бы без этих стимулов.
Старания
Врожденные таланты людей не являются результатами их собственных усилий. Но как быть с напряженной работой и усилиями, которые люди прикладывают для того, чтобы развить свои таланты? Чтобы создать и привести к успеху Microsoft, Билл Гейтс напряженно и долго трудился. Разве эти люди не заслуживают вознаграждений, принесенных их усилиями, даже несмотря на их таланты и дарования?
Джон Ролз, однако, отмечает, что и результат усилий и само стремление к усилиям зависит от счастливой семьи, благоприятных социальных обстоятельств и прочих случайных факторов. Возможно, кто-то прикладывал не меньше усилий, чем Билл Гейтс, чтобы добиться успеха, но в силу случайных обстоятельств потерпел неудачу. В конце концов, даже те, кто критикует теорию Ролза с позиции затраченных стараний, в действительности не считают, что человек должен получать вознаграждение только за затраченные усилия, а не за общий вклад в дело.
Самопринадлежность
Принадлежим ли мы себе, если нашими талантами могут пользоваться все? Справедливо ли облагать наиболее талантливых людей высокими налогами, чтобы обеспечить для всех равенство возможностей? Забрать у Билла Гейтса часть его прибыли — значит обокрасть его.
Ролз парирует, что, вероятно, мы не так уж и принадлежим себе в этом смысле. Государство не владеет человеком в том смысле, чтобы приказывать ему, что делать — это запрещает принцип свободы, который гарантирует равенство прав. Но Ролз считает, что возможность распоряжаться своими природными талантами и способностями на свободном рынке — это привилегия, а не право. Даже если вы уверены, что ваши таланты и усилия принадлежат только вам, то выгоды, которые вы от них получаете, зависят исключительно от случайных обстоятельств, например, наличия спроса на ваши способности в современном обществе. Представим, что мы с нашими способностями жить в технически продвинутом мире, перенеслись в общество охотников или воинов. Даже там, несмотря на отсутствие необходимых навыков, мы не станем менее достойными людьми.
Заключение
Джон Ролз дискутирует с довольно популярными взглядами среди либертарианцев и правых либералов, что «жизнь изначально несправедлива» и не дело государства исправлять эту несправедливость, а вместо этого нужно пользоваться теми благами, которые приносит эта несправедливость всем и каждому. Ролз отвечает на это:
Естественное распределение не является ни справедливым, ни несправедливым; не является несправедливостью и то, что люди рождаются и с рождения занимают какое-то определенное положение в обществе. Это — всего лишь факты природы. Справедливым или несправедливым является способ, которым институты справляются с этими фактами.
Ролзу удалось уйти от недостатков крайнего утилитаризма, при этом сохранив разумную долю консеквенциализма в принципе различий. Утилитаристы допускают существование неравенства, если неравное распределение увеличивает общую или среднюю пользу общества в целом. В отличие от утилитаристов, которых интересует только общий результат распределения, Ролза интересует также и то, кто именно получает преимущества (наименее преуспевающие), что весьма существенно.
Несмотря на деонтологический характер, теория Ролза не накладывает жестких ограничений на индивидов, вместо этого предъявляя их к институтам и власть имущим. Благодаря этому, либерализм Ролза занимает выгодную позицию между крайностями утилитаризма и деонтологии.
«Теория справедливости» Ролза заслуженно считается одной из самых серьезных работ в области аналитической философии XX века наравне с «Анархией, государством и утопией» Роберта Нозика. Несмотря на отмеченные недостатки, сама идея справедливости как ансамбль свободы, равенства возможностей и защиты наименее удачливых выглядит многообещающе. Необходимо продолжать исследования в этом направлении, чтобы в итоге прийти к обществу, которое построено на схожих принципах, но не обременено непомерным патерналистским государством.