Теперь известно что объем человеческой памяти очень велик

Упражнения по теме «Сложное предложение»

СПР1. Дайте развёрнутые ответы на данные вопросы и выполните задания.

СПР2. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Обозначьте союзы, укажите их разряд.

1) Римский постарался изобразить на лице улыбку и от этого оно сделалось кислым и злым.

2) В окно бил ветер и хлестал дождь а здесь было тепло и уютно и спокойно.

3) Иль чума меня подцепит иль мороз окостенит иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид. (А.С. Пушкин)

4) Смуглый отрок бродил по аллеям у озёрных грустил берегов и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов. (А. Ахматова)

5) Дышать стало гораздо легче и свободнее и голоса под липами звучали тише и мягче.

6) И вот Гомер молчит и море Чёрное витийствуя шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью (О. Мандельштам)

7) И мы пришли и встретил нас Куницын приветствием меж царственных гостей тогда гроза двенадцатого года е щё спала ещё Наполеон не испытал великого народа. (А.С. Пушкин)

8) Села бы баба за стол да стол за ворота ушёл сварила бы баба щи да кастрюлю пойди поищи. (К.И. Чуковский)

9) Я звал тебя но ты не оглянулась я слёзы лил но ты не снизошла. (А.А. Блок)

10) За окном медленно падал снежок и снежный свет лежал на стенах комнаты. (А. Толстой)

11) Месячный свет падал из окон бледно-голубыми бледно-серебристыми арками и в каждой из них был дымчатый теневой крест мягко ломавшийся по озарённым креслам и стульям (И. Бунин).

12) В саду было тихо и только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях да нежно охали древесные лягушки да плескалась рыба в пруду. (А. Н. Толстой).

СПР3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы.

1) Я от тяжести такой горблюсь но иначе жить нельзя если всё зовет меня его голос всё звучит во мне его песня. (Р.И. Рождественский)

2) Мы вышли в дорогу когда рассеялся туман и когда начало светить солнце.

3) Когда труд удовольствие жизнь хороша. (М. Горький)

4) Мой старший брат когда учился в институте стал печататься в выходившем ежемесячно журнале «Юность». (М. Валтагин)

5) Теперь известно что объём человеческой памяти очень велик и чтобы легче «заполнялась» память её надо не расслабляясь ни на день тренировать особенно в пожилом возрасте. (П. Капица)

6) Честь российского народа требует чтоб показать способность и остроту его в науках. (М. Ломоносов)

7) Знать чего ты хочешь достичь в жизни большое счастье и счастье это дано не каждому. (Е. Патон)

8) Осень пожалуй самое красивое время года и недаром Пушкин воспевал «пышное природы увяданье» и «в багрец и золото одетые леса». (О. Марфина)

СПР4. Промежуточное тестирование по теме «Сложное предложение». Переписывать предложения не нужно. Ответы необходимо представить в формате литеры задания и номеров ответов, например, А.23

А. Расставьте знаки препинания. Укажите номера сложноподчинённых предложений.

1) Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе когда она с наступлением весны вдруг выкажет всю свою мощь все дарованные ей небом силы опушится разрядится упестрится цветами.

2) Дорога моя шла по набережной канала на которой в этот час не встретишь ни души. (Ф. Достоевский)
3) Вильгельм влюблёнными глазами глядел как Грибоедов неторопливо двигается по комнате. (Ю.Н. Тынянов)
4) Он посмотрел на Рылеева ясными выпуклыми глазами взгляд его был весел.

Б. Расставьте знаки препинания. Укажите номера простых осложнённых предложений.

1) Обратив свой взор к подножию холма Левий приковался к тому месту где стоял рассыпавшись кавалерийский полк и увидел что там произошли значительные изменения. (М. Булгаков)
2) И в мире нет таких вершин что взять нельзя. (В. Высоцкий)
3) В семь часов вечера этого последнего дня его жизни он вышел из своей квартиры нанял извозчика уселся сгорбившись на санях и поехал на другой конец города. (В. Гаршин)
4) Остановившись в медленном пути смотрю как день играя расцветает. (Н. Рубцов)

В. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых придаточное присоединяется союзным словом.

1) Он уже не может управляться с ребятами хотя и выздоровел и по-прежнему красит без подмостков купола на колокольнях. (А.П. Чехов)
2) То что я пережил не прошло даром. (А.П. Чехов)
3) Из-за провисающих плетней одиночками смотрели вдаль бледные худощавые мальвы похожие на хуторянок в рубахах которых жара выгнала из душных хат подышать свежим воздухом. (Б.Л. Пастернак)
4) При желании можно было вслушавшись различить всё что на площади говорилось. (Б.Л. Пастернак)

Г. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых придаточное присоединяется союзным словом.

1) Бывает час в преддверьи сна когда беседа умолкает нас тянет сердца глубина а голос собственный пугает. (И.Ф. Анненский)
2) Я жить хочу чтоб мыслить и страдать. (А.С. Пушкин)
3) Я выходил в такое время когда на улице ни зги и рассыпал лесною темью свои скрипучие шаги. (Б.Л. Пастернак)

4) И ты ушёл куда мы все идём. (Ф.И. Тютчев)

Д. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых две грамматические основы.

1) Только камни нам дал чародей да Неву буро-жёлтого цвета да пустыни немых площадей где казнили людей до рассвета. (И.Ф. Анненский)
2) Нет если ты небес избранник свой дар божественный посланник во благо нам употребляй. (А.С. Пушкин)
3) Когда дядя Флёри увидел и услышал русского поэта тогда он ещё больше удивился. (Ю.Н. Тынянов)
4) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать но ближе к милому пределу мне все б хотелось почивать. (А.С. Пушкин)

Е. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых придаточное присоединяется союзом.

1) Быть умным значит не спрашивать на что нельзя ответить. (В.О. Ключевский)
2) Сначала стало тихо так тихо что даже петухи крепились и сдерживали свой пыл. (В. Белов)
3) Хозяева присылают спросить не хочу ли я обедать. (А.П. Чехов)
4) Со мною вежливы и в домах где я работаю меня угощают чаем. (А.П. Чехов)

Ж. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы. Обозначьте союзы там, где они служат для соединения частей сложного предложения.

1) Ещё недавно нам трудно было разобраться в синтаксисе зато теперь мы изучили сложносочинённые и сложноподчинённые и бессоюзные предложения и готовы выполнить контрольную работу любой сложности.

2) Этим предпочтением он мог нанести укол властным монархам и от этого у него прошла хандра зато она слишком резко уступила место нетерпению составлявшему самую сильную черту характера герцога. (Н.С. Лесков)

3) Словом картина была самая мирная а между тем в двух шагах отсюда был базар и притом базар очень завозной и дешёвый. (Н.С. Лесков)

4) Арише удалось устроиться в кордебалет Большого театра и молодые переехали в Москву причём они сразу получили жильё а ведь это были трудные тридцатые годы. (По В.А. Каверину)

5) У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу. (Н.В. Гоголь)

6) Это конечно не стало неожиданностью для всех однако настроение было испорчено да и работа немного затормозилась. (К. Симонов)

7) Мы с сестрой плакали от счастья мать так(же) плакала и слёзы эти пробудили в каждой из нас давно не испытываемые эмоции.

8) Не только не видно нигде следов роскоши но и самые комнаты были пусты. (Ю. Тынянов)

9) Губы Кати не улыбались и тёмные глаза выражали недоумение. (И.С. Тургенев)

10) Она обещала зайти ещё раз и стала приходить всё чаще но адреса она им не дала да у неё и не было настоящего адреса. (Н. Берберова)

СПР5. Тест по теме «Сложные предложения». Расставьте знаки препинания во всех предложениях, выделите грамматические основы и дайте ответы на вопросы.

1. В каких предложениях слово что является союзным словом?

1) У Чарльза Диккенса спросите что было в Лондоне тогда. (О.Э. Мандельштам)

2) Много дум я в тишине продумал много песен про себя сложил и на этой земле угрюмой счастлив тем что я дышал и жил. (С.А. Есенин)

3) И старый пёс ложась у ваших ног вздохнёт о том что тоже одинок. (Ю. Левитанский)

4) Ничего голубка Эвридика что у нас студёная зима. (О.Э. Мандельштам)

5) Что делать и куда обращаться мы в тот вечер так и не решили.

2. В каких предложениях слово как является союзным словом?

2) Мой стих трудом громаду лет прорвёт и явится весомо грубо зримо как в наши дни вошёл водопровод сработанный ещё рабами Рима. (В.В. Маяковский)

3) А вы на земле проживёте как черви слепые живут ни сказок про вас не расскажут ни песен про вас не споют! (М. Горький)

4) Хочешь знать как всё это было? (А.А. Ахматова)

5) О том как нужно доказывать теорему он уже забыл однако всеми силами старался вспомнить ход доказательства.

6) Послушай мой рассказ о нашей Родине о нас о тех кто много лет назад подняв Москву и Петроград под красным знаменем в бою свободу отстоял свою. (С.В. Михалков)

3. В каких предложениях слово когда является союзным словом?

2) Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины жёлто-красной слагаю я весёлые стихи о жизни тленной тленной и прекрасной. (А.А. Ахматова)

3) Никому не было известно когда он вернётся да и вернётся ли.

4) Когда ехали обратно в загородном саду уже играла музыка и солнце спряталось за кладбище и половина неба была багрова от зари. (А.П. Чехов)

5) Когда состоится собрание никто не знал да и не хотел знать ибо собираться ещё раз было незачем.

Комната в которую вошёл Пётр Петрович была совершенно пуста.
1) дополнения

5) не является членом предложения

Они поняли друг друга по тому отчаянию которое прочитали друг у друга в глазах.

5) не является членом предложения

6. В каких предложениях союзное слово который является дополнением?

1) Это такой человек который своего не упустит и который всегда извлечёт выгоду.

2) Который год это продолжается трудно вспомнить.

3) Площадка на которой мы должны были биться изображала почти правильный круг.

4) Такими жалкими оказались сапожники которых Нехлюдов увидел работающими в окне одного подвала.

5) Язык на котором говорили в Древнем Египте не имеет ничего общего с языком современных египтян.

7. В каких предложениях выделенное союзное слово является подлежащим?

1) Город который находился примерно в пятидесяти верстах от Великого Новгорода показался чересчур провинциальным.

2) От жизни той что бушевала здесь, от крови той что здесь рекой лилась что уцелело что дошло до нас?

3) Кто знает чей голос пройдет сквозь столетья.

4) Всё то что делает завод всё то что фабрика даёт чем мы сильны на страх врагам всё это наше это нам. (С.В. Михалков)

5) Мы далеко вперёд глядим мы видим цель свою и то что мы создать хотим мы общей волей создадим в своём родном краю! (С.В. Михалков)

6) Да объясните мне как её похитил Казбич?

8. В каком предложении выделенное союзное слово является сказуемым?

1) Нужно было видеть какое благоговейное молчание воцарилось.

2) Ты не спросил ещё каков мужик у Чичикова.

3) Оттого и дороги мне люди что живут со мною на земле.

4) Председатель обратился к Мите с вопросом что может он сказать насчет данного показания.

5) Важно понять каков урок преподносимый нам этой книгой.

WWW.MOSLINGVIST.RU 2011-2021

© Осмоловский М.В., Осмоловская И.Ю.

Источник

Упражнения по теме «Сложноподчиненное предложение»

Упражнение 1.

Запишите предложения. Объясните в них пунктуацию. Составьте схемы сложноподчинённых предложений. В чём особенность грамматической основы в придаточных предложениях (3, 4 и 6-е) и в главных (5-е и 6-е).

1) Юность — весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни. (Я. Княжин) 2) Жизнь человека замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала. (К. Ушинский) 3) Человек перестаёт осуждать других, как только победит самого себя. (Л. Толстой) 4) Хороший человек — это тот, вблизи которого легко дышится. (П. Павленко) 5) Если у вас отсутствует доброжелательство к людям, выработайте его у себя. (К. Станиславский) 6) Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А Чехов)

Упражнение 2.

Выпишите из текста сложноподчинённые предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте в главном и придаточном предложениях грамматические основы и заключите в овал средства связи — союз или союзное слово (относительное местоимение). В каких предложениях использованы относительные местоимения для связи главного и придаточного? Назовите их.

Запишите сложноподчинённые предложения, расставляя запятые и выделяя графически все признаки, позволяющие обнаружить придаточное предложение (грамматическую основу придаточного, союз или относительное местоимение — союзное слово, вопрос к придаточному). Составьте схемы 2-го и 3-го предложений с указанием грамматических основ и вопроса от главного предложения к придаточному

1) Мы вышли в дорогу когда рассеялся туман. 2) Когда труд — удовольствие жизнь хороша. (М. Горький) 3) Мой старший брат когда учился в институте стал печататься в журнале «Юность». 4) Теперь известно что объём человеческой памяти очень велик. Чтобы легче «заполнялась» память её надо тренировать. (П. Капица) 5)Каждый должен считать что его работа самая важная. (П. Капица) 6) Честь российского народа требует чтоб показать способность и остроту его в науках. (М. Ломоносов) 7) Знание — богатство которое может получить каждый. Надо только учиться. Всю жизнь. (Б. Петров) 8) Знать чего ты хочешь достичь в жизни — большое счастье. (Е. Патон)

Упражнение 4.

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схему каждого предложения. Проведите морфологический разбор союзов.

1) Солома была гн_лая и рыхлая так(что) волчиха едва (не)пров_лилась. 2) Едва она пос_лилась (в)комнатке всё просв_тлело (в)доме. 3) Лодка и_чезла (в)волнах но тот(час) из глубокой ямы ск_льзнула (на)высокий холм так(что) можно было разл_чить людей и даже вёсла. 4) Лодка билась (о)сваи хотя мол заг_раживал её от большой зыби. 5) Потом я слышал как на те(р, рр)а(с, сс)е пили чай. 6) Хочется что(бы) вся жизнь была такою. (А. Чехов)

Упражнение 5.

Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой приём вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях?

1) Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен, что она самая живописная. (К. Паустовский) 2) То, что тихо я тебе рассказываю, так на спящие дали похоже. (Б. Пастернак) 3) В берёзовом лесу всегда светлее, как будто берёзы сами светятся тихим светом и освещают пространство вокруг себя. (В. Солоухин) 4) Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала. (К. Ваншенкип) 5) Я уверен, что земляничный аромат ни с чем не спутаешь. (В. Солоухин) 6) Кто словом скор, тот в делах редко спор. (Пословица) 7) Было ясно, что надо торопиться. 8) То, что написано пером, не вырубишь топором. (Пословица) 9) Каков пастух, таково и стадо. (Пословица)

Упражнение 6.

Спишите предложения, подчеркните грамматические основы, составьте схемы. Установите, подчинительным союзом или союзным словом соединяются части в каждом предложении.

1) Кто может знать, что ждёт меня? (А. Пушкин) 2) С реки доносились какие-то звуки, словно тихо охала чья-то могучая, тоскующая грудь. (М. Горький) 3) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли. (А. Ахматова)

Упражнение 7.

Запишите сложноподчинённые предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы. Определите, союзом или союзным словом соединены части в каждом предложении. Сделайте вывод.

1) Маша так друж_любно и крепко стиснула его руку что сер(?)це у него з_билось от радсти. (И. Тургенев) 2) Что с возу упало то прпало. (Пословица) 3) (Не)было (ни)какой н_дежды что небо про_сни(тся, ться). (А. Чехов) 4) Марина полюбила Верочку и умела угад_вать по гл_зам что ей нрав_лось. (И. Гончаров) 5) В сложной би_графии Андерсена (не)легко устновить то время когда он нач_л писать свои первые пр_лес(?)ные ска_ки. (К. Паустовский) 6) Он говорил о вр_менах гр_дущих когда народы распри поз_быв в в_ликую семью со_диня(тся, ться). (А. Пушкин) 7) Путешествие (не)пок_залось ему столь ужас(?)но как он того ож_дал. (А. Пушкин) 8) Этот сл_пой (не)так слеп как каже(тся, ться). (М. Лермонтов)

Упражнение 8.

Продолжите предложения так, чтобы они получились сложноподчинёнными. Составьте их схемы. Определите, на основе каких примеров можно составить сложноподчинённые предложения. Почему?

Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, используя данные указательные слова, а также союзы и союзные слова.

Упражнение 10.

Преобразуйте сложносочинённые предложения в сложноподчинённые. Сравните синтаксические синонимы, сделайте вывод. Проведите синтаксический разбор третьего предложения.

1) Начался урок, и ученики приступили к выполнению самостоя-тельной работы. 2) Кончился письменный экзамен по русскому языку, и девятиклассники стали с нетерпением ожидать результатов. 3) В аудитории стало душно, и нам пришлось открыть форточку.

Упражнение 11.

Спишите, выделяя запятыми придаточные предложения. Обозначьте средства связи в сложноподчинённых предложениях: союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения.

1. Я знал что утром мать пойдёт в поле жать рожь. Мне очень хотелось с матерью на жнитво, и я боялся чтобы не проспать чтобы она не ушла от меня. 2. Уж одно ощущение что выспался есть наслаждение жизнью. Я бессознательно наслаждался этим, и было у меня смутное ощущение чего-то ещё очень интересного и хорошего что ждёт меня вп..реди. 3. Как бы ни была богата последу(?)щая жизнь восп..м..нания детства ни с чем (не) сравнимы. Я стараюсь найти где и когда зар..дились во мне те или иные душевные качества либо недостатки. 4. У человека самая яркая пора — детство. Всё что связано с детством кажется потом прекрасным. Детство человека — это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответ¬ственный ибо именно в детстве формируется характер человека именно в детстве его пост..гают всякие неожидан(?)ости, способные оборвать ниточку жизни. То что страшно яблоневому ростку не страшно взрослой крепкой яблоне.
(В. Солоухин)

Упражнение 12.

Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения.

1. Облачко обратилось в белую тучу которая тяжело подымалась росла и постепенно облегала всё небо. (А. Пушкин) 2. Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом. (А. Чехов) 3. Как ни был яростен ураган он ослабевал. (М. Булгаков) 4. Я хочу знать как это делается. 5. Я тот чей взор надежду губит едва надежда расцветёт. Я тот кого никто не любит и всё живущее клянёт. (М. Лермонтов) 6. Прокатился такой звук какой бывает когда с грузовика сбрасывают на землю листовое железо. (М. Булгаков) 7. Не тот мужествен кто лезет на опасность не чувствуя страха, а тот кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности не подчиняясь страху. (К. Ушинский) 8. Чего в других не любишь того и сам не делай. (Пословица) 9. Кто за счастье борется к тому оно и клонится. (Пословица) 10. Терпенье — цветок который растёт не в каждом саду. (Пословица)

Тест по теме «Сложноподчинённое предложение»

1. Укажите номера трёх сложноподчинённых предложений.

1) Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю свою мощь, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами. (Ф. Достоевский)
2) Дорога моя шла по набережной канала, на которой в этот час не встретишь ни души. (Ф. Достоевский)
3) Вильгельм [Кюхельбеккер] влюблёнными глазами глядел, как Грибоедов неторопливо двигается по комнате. (Ю. Тынянов)
4) Он посмотрел на Рылеева ясными выпуклыми глазами; глаза были весёлые

2. Укажите номера трёх сложноподчинённых предложений.

1) Обратив свой взор к подножию холма, Левий приковался к тому месту, где стоял, рассыпавшись, кавалерийский полк, и увидел, что там произошли значительные изменения. (М. Булгаков)
2) И в мире нет таких вершин, что взять нельзя. (В. Высоцкий)
3) В семь часов вечера этого последнего дня его жизни он вышел из своей квартиры, нанял извозчика, уселся, сгорбившись, на санях и поехал на другой конец города. (В. Гаршин)
4) Остановившись в медленном пути, смотрю, как день, играя, расцветает. (Н. Рубцов)

3. Укажите номера трёх предложений, в которых придаточное присоединяется союзным словом.

1) Он уже не может управляться с ребятами, хотя и выздоровел и по-прежнему красит без подмостков купола на колокольнях. (А.П. Чехов)
2) То, что я пережил, не прошло даром. (А.П. Чехов)
3) Из-за провисающих плетней одиночками смотрели вдаль бледные, худощавые мальвы, похожие на хуторянок в рубахах, которых жара выгнала из душных хат подышать свежим воздухом. (Б. Пастернак)
4) При желании, вслушавшись, можно было различить всё, что там [на площади] говорилось. (Б. Пастернак)

4. Укажите номера трёх предложений, в которых придаточное присоединяется союзным словом.

1) Бывает час в преддверьи сна, когда беседа умолкает, нас тянет сердца глубина, а голос собственный пугает. (И. Анненский)
2) Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А.С. Пушкин)
3) Я выходил в такое время, когда на улице ни зги, и рассыпал лесною темью свои скрипучие шаги. (Б. Пастернак)
4) И ты ушел, куда мы все идём. (Ф. Тютчев)

5. Укажите номера двух предложений, в которых придаточное присоединяется союзом.

1) Только камни нам дал чародей, да Неву буро-жёлтого цвета, да пустыни немых площадей, где казнили людей до рассвета. (И. Анненский)
2) Нет, если ты небес избранник, свой дар, божественный посланник, во благо нам употребляй. (А.С. Пушкин)
3) Когда дядя Флёри увидел и услышал русского поэта, тогда он ещё больше удивился. (Ю. Тынянов)
4) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне все б хотелось почивать. (А.С. Пушкин)

6. Укажите номера двух предложений, в которых придаточное присоединяется союзом.

1) Быть умным значит не спрашивать, на что нельзя ответить. (В. Ключевский)
2) Сначала стало тихо, так тихо, что даже петухи крепились и сдерживали свой пыл. (В. Белов)
3) Хозяева присылают спросить, не хочу ли я обедать. (А.П. Чехов)
4) Со мною вежливы, и в домах, где я работаю, меня угощают чаем. (А.П. Чехов)

7. В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова?

1) Я знаю, что мужество вас не покинет.
2) Он не отвечал на звонки лишь потому, что не слышал их.
3) Если поезд опоздает, то я не смогу встретить друга.
4) Кто не видал Венеции в апреле, тому едва ли знакома вся несказанная прелесть этого волшебного города.

8. В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова?

1) Поразил тон, каким все это было сказано.
2) Он употребил все свое красноречие, дабы отвратить Акулину от ее намерения.
3) Теперь, по-видимому, никого нет дома, так как никто не выходит на лай собак.
4) Уж раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

9. В каких случаях придаточное предложение соединяется с главным при помощи союза?

1) Какими бы фальшивыми идеями ни прикрывались хищные эгоисты, они для меня не люди.
2) Мы встретились в городе, где жили наши друзья.
3) Он сделал еще одно движение, чтобы остановить нарушителя.
4) Даже удивительно, откуда у Анфисы берутся такие мысли.

10. В каком случае слово что является союзным словом?

1) У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда.
2) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил.
3) И старый пес, ложась у ваших ног, вздохнет о том, что тоже одинок.
4) Ничего, голубка Эвридика, что у нас студеная зима.

11. В каком случае слово как является союзным словом?

12. В каком случае слово когда является союзным словом?

1) Когда же свеча последняя догорит, смущенно — я умираю — он говорит.
2) Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи.
3) Никому не было известно, когда он вернется.
4) Когда ехали обратно, в загородном саду уже играла музыка.

13. Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который?

Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста.
1) дополнения
2) определения
3) обстоятельства
4) сказуемого

14. Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который?

Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочитали друг у друга в глазах.

1) дополнения
2) определения
3) обстоятельства
4) подлежащего

15. В каком предложении союзное слово который является дополнением?

1) Это такой человек, который своего не упустит.
2) Который год это продолжается — трудно вспомнить.
3) Площадка, на которой мы должны были биться, изображала почти правильный круг.
4) Такими жалкими оказались сапожники, которых Нехлюдов увидел работающими в окне одного подвала.

16. В каком предложении выделенное союзное слово является подлежащим?

1) А знаете, какую бы глупость он сделал?
2) От жизни той, что бушевала здесь, от крови той, что здесь рекой лилась, что уцелело, что дошло до нас?
3) Кто знает, чей голос пройдет сквозь столетья.
4) Да объясните мне, как ее похитил Казбич?

17. В каком предложении выделенное союзное слово является сказуемым?

1) Нужно было видеть, какое благоговейное молчание воцарилось.
2) Ты не спросил еще, каков мужик у Чичикова.
3) Оттого и д?роги мне люди, что живут со мною на земле.
4) Председатель обратился к Мите с вопросом, что может он сказать насчет данного показания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *