Территория о чем кино

«Территория» три кино одно название

«Территория» ― почему-то очень популярное название у кинематографистов. Не менее популярное, чем «Зона», но о зонах в другой раз.

Территорий нынче три, фильм и два сериала. И все заслуживают внимания.

Прежде всего, фильм по книге Куваева (2014 год). Хорошее кино. У горняков да геологов считается культовым. Папу моего, профессора горных наук, приглашали на премьеру. Фильм ему, правда, не особо понравился, а вот банкет ― другое дело. Среди многих достоинств картины мне особо удивителен неполитический рассказ о строении власти в те далекие годы. Интересно, поймут ли юные?

Следующая «Территория» ― минисериал, снятый в 2017 году. Который, как я понял, никогда не шёл и нигде не рекламировался. Обнаружен был мною случайно. Поглядел минут десять первой серии и ощутил Кино. И фирменный стиль Вано Бурдули, восходящей грузинской звезды, снявший прекрасный фильм «Лето замерзших фонтанов». Среди продюсеров заметен Александр Цекало и это его оправдание за Вий и прочие мерзости. Потому, что это весьма клёвый триллер, да ещё и с великолепными актерами, прежде всего Кириллом Пироговым и Игорем Черневичем. Нуар среднерусской равнины. Не чернуха, а именно нуар))). Наверное, сериал собирались продать первому каналу, но не вышло. Когда узнали, что не продадут, могли бы переделать финальную серию, которая сильно уступает первым семи. Хотя и так сойдёт.

И самая свежая Территория, от режиссера Твердохлебова, 2020 год. Мистика пермского леса, воспетая ранее великим писателем Ивановым, и знаменитое пермское кино от компании «Good Story», создавшей гениальных «Реальных пацанов», восхитительных «Бедных людей», а также много всяких сериалов чуть выше среднего. И эту свежую Территорию тоже вполне можно смотреть. Впечатляющий, хоть и по киношному искаженный коми-пермяцкий фольклор, роскошные пейзажи, затягивающий сюжет. Некоторые сцены сняты впопыхах, некоторые реплики звучат фальшиво, но в целом ― неплохо. И на удивление изящный финал. Умелых развязок (особенно в детективах и мистики) почти нет в мировом кино. В «Реальных пацанах», правда, пять финалов и все великолепны, но это исключение. А тут неглупо и стильно. Если, надеюсь, продолжения не будет, иначе всё рассыплется.

Источник

Реальная «Территория» до сих пор ждет хозяина

Бывший журналист «Амурки» — о жизни на Чукотке, где происходили события книги и фильма «Территория»

«После выхода романа Олега Куваева все жители нашего района стали повально называть его «Территория»», — рассказывает о Чаунском районе Чукотки, где ему довелось прожить 22 года, бывший журналист «Амурской правды» Александр Шатыгин. Он точно знает, что в романе «Территория», экранизация которого со звездным актерским составом недавно вышла на экраны кинотеатров, описаны события, происходившие в его районе. И не сомневается, называя имя прототипа главного героя книги — одного из руководителей геологического управления «Территории» Ильи Чинкова. О том, кем был для жителей Чукотки автор культового советского романа Олег Куваев и как в реальности сложилась судьба «Территории», бывший северянин рассказал АП.

Герой Чукотки

Он попал на Чукотку в 1972 году по вызову тогдашнего местного руководства партии. По окончании строительного института он вместе с семьей решил рвануть из жаркого Казахстана, где жил в ту пору, на Крайний Север и разослал 22 письма во все «медвежьи углы» необъятной родины — от Мурманска до Сахалина. Положительный ответ пришел только из Чукотки. В те времена в порту Певек, на побережье Восточно-Сибирского моря, где и поселились Шатыгины, уже была улица имени Олега Куваева, но кто это, новоприбывший северянин тогда еще не знал.

Роман «Территория», сделавший Куваева героем Чукотки и кумиром советских геологов, да и просто романтиков, вышел только два года спустя, в 1974 году в литературном журнале, а в 1975-м — уже посмертно — отдельным изданием. В городе тогда еще работало в старом здании управление Чаунской геологоразведочной экспедиции, сотрудником которой был и сам автор книги (здание сохранилось и по сей день). В 70-х в управлении можно было увидеть его кабинет с надписью «здесь работал Олег Куваев». А немногочисленные горожане (в лучшие годы население Певека насчитывало 12 тысяч человек) ходили по тем же «коробам» теплотрасс, не упрятанным под землю из-за вечной мерзлоты и служившим тротуарами, по которым чуть больше 10 лет назад ходил автор книги.

— Куваев стал широко известен северянам именно после выхода «Территории». До этого его знали в основном геологи. Роман стал событием на Чукотке. Его читали и обсуждали, а автора стали уважать и чтить все местные жители. Мы все стали частью «Территории» и гордимся этим, — признается Александр Шатыгин. — Певек, выведенный в романе, как Поселок, где находилось управление «Территории», и появился на карте благодаря геологам. Его основали именно потому, что в этих краях шла добыча олова. В нем есть улица, названная в честь бывшего начальника экспедиции Николая Чемоданова, который на свой страх и риск начал искать здесь золото. Он и стал прообразом главного героя книги Ильи Чинкова.

Под угрозой расстрела

По словам бывшего северянина, Николай Чемоданов был легендарной личностью — геологи едва ли не молились на него. Кстати, по книге прозвище Чинкова — Будда. И в те времена, и позже у всех геологов и старателей тех мест были клички, по которым их знали чуть ли не лучше, чем по именам. Среди кличек были и «Рюкзак», и «Альпинист» (так прозвали Шатыгина), и «Кихты канахты» (в переводе с чукотского «снимай штаны»), и еще менее приличные.

— До Чемоданова здесь добывали только ртуть и олово. Никто не верил, что здесь есть золото, а он чувствовал это. И попросил доверенных людей разведать для него золотоносные места. Приехав в Москву с россыпью добытого в провинции золота, он получил в министерстве разрешение на разведку золотых месторождений «Территории». Но если бы его поймали на нецелевом расходовании средств — ему грозил бы расстрел. Он был очень смелый человек, — погружает в исторические реалии Александр Мефодьевич.

Избушка Куваева

Чаунский район — арктическая зона, где, если верить местным анекдотам, холодно лишь три летних месяца, а все остальное время очень холодно, и температуры опускаются до –55 градусов. В этих условиях работали Куваев и его коллеги. Съемки фильма Александра Мельника «Территория» проходили в Провиденском районе Чукотки, расположенном на побережье Тихого океана, где климат куда мягче. Во времена событий, описываемых в романе, геологи перемещались по тундре в основном пешком, а по дороге добывали себе «подножный корм», рыбача и охотясь на зайцев, оленей и другую живность.

Местные жители относились к ним почтительно и в случае необходимости всегда приходили на помощь. «Чукотские женщины воспринимали белых людей, как продолжателей рода, приносящих свежую кровь. Поэтому часто бывало, что геолога гостеприимно встретят в стойбище, накормят, а ночью потребуют с него «плату». Так что потомков геологов на Чукотке очень много», — смеется Александр Шатыгин.

В тундре геологи ставили временные избушки. В одной из таких, построенной как раз Олегом Куваевым, посчастливилось побывать Александру Шатыгину. Домик стоял неподалеку от истока реки Энмываам, вытекающей из озера Эльгыгытгын — места, куда автору «Территории», по его собственному признанию, хотелось возвращаться снова и снова.

— В 1983 году мы с тремя товарищами предприняли отчаянный сплав. Вертолетом нас забросили на озеро, находящееся в центральной части Чукотки. Это безлюдные места, куда очень трудно добраться. И там мы обнаружили домик, построенный Куваевым. Об этом свидетельствовали его размышления, нацарапанные на стенах. Как мы поняли, в этих местах пролегали его маршруты, но там он ничего не нашел, — вспоминает бывший житель Чукотки. — Мы двое суток ночевали в его избушке в ожидании погоды. А потом по местным речкам 21 день сплавлялись до Анадыря. Этот маршрут мало кто проходил. Впечатления от него у нас остались на всю жизнь.

Романтики и прагматики

Как и предвидел Чемоданов, золота на Чукотке оказалось много — в 70-е годы на всю страну гремел Комсомольский ГОК, в больших объемах добывавший его. Несмотря на то что геологи напрямую имели дело с презренным металлом, за наживой они не гнались. «Украсть, утаить — это презиралось в их среде. Это были редчайшие случаи. В то время все в первую очередь думали о родине, — рассказывает Александр Мефодьевич. — А вот психологические срывы, из-за которых случались, в том числе и убийства, бывали. Хотя геологи в большинстве своем отшельники, привычные к жизни вдали от мира».

По его словам, среди жителей севера той поры можно было выделить три группы людей: одержимые романтикой, которые и задерживались в тех местах; те, кто бежал от жизненных неурядиц или охотился за высокой зарплатой, и те, кто был сослан туда еще в сталинские времена. И если в начале 70-х доля романтиков была заметной, то к середине 80-х, когда и сам Шатыгин подался в старатели, их почти полностью вытеснили прагматики, которых привлекали тройные северные зарплаты.

В 90-е добыча природных богатств, ради разведки которых выбивались из сил, а порой и отдавали жизни участники первых геологических экспедиций, пришла в упадок. И, словно в противовес временам освоения Чукотки, многие геологи уехали с севера на «большую землю».

— Я счастлив, что мне удалось пожить и поработать в тех местах. Это чудесный край, в который я влюбился сразу, как только увидел, — говорит Шатыгин, перебравшийся из Чукотки в Приамурье в 1994 году.— Эту «Территорию» нужно возрождать. Надеюсь, с началом освоения Арктики оттуда снова пойдут олово, золото, ртуть и вольфрам.

Сейчас основными добытчиками золота на Чукотке являются не российские, а канадские компании. Спустя почти 60 лет после событий, описанных Куваевым, опустевшая «Территория» вновь ждет освоения.

ДОСЬЕ АП

Александр Шатыгин

С 1998 по 2003 год — журналист «Амурской правды». С 1999 года возглавлял отдел писем редакции. После «Амурки» успел поработать в газетах «Эхо», «Амурская неделя» и «В мире тайн». Сейчас на заслуженном отдыхе.

ОЛЕГ КУВАЕВ

Советский геолог, писатель. С 1957 года работал на Чукотке. В конце 60-х он уходит из геологии, чтобы полностью посвятить себя литературе. Автор документально-географических произведений, но прежде всего — рассказов, очерков, повестей о геологах, работающих на севере. Наибольшую известность ему принес роман «Территория», издававшийся за рубежом, и экранизированный в 1978 году. После смерти писателя в возрасте 41 года неоконченным остался роман «Правила бегства».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

1. Безграничное состояние: рецензия на фильм о советских геологах «Территория»

Источник

Территория 2015 vs Территория 1978

Жанр: драма
Год выпуска: 1978
Продолжительность: 01:33:00

Режиссёр: Александр Сурин
В ролях: Донатас Банионис, Владимир Летенков, Юрий Шерстнёв, Евгений Герасимов, Нина Засухина, Леонтий Полохов, Владимир Ломизов, Дмитрий Кузнецов (II), Николай Волков (младший), Валентин Печников, Михаил Глузский, Николай Засухин, Александр Тавакай, Зоя Чооду, Елена Мельникова

«Таков печальный итог», — думал Жора, оставшись
один. Слова эти привязались к нему два дня назад,
когда он наткнулся на останки человека в узкой горной
долинке. Истлевший брезент пророс уже травой и полярной
березкой. На поясе лежал наган — кобуру съели мыши.
Мыши съели и полевую сумку. Бумаги превратились в
замазку. Только геологический молоток на длинной
ручке выглядел как новенький. Жора забрал наган, молоток,
остатки полевой сумки. Остальное оставил как есть.
Таков печальный итог.
О. Куваев «Территория»

«…Рейс ваш окончится не на той планете, с которой начался. Вас ожидает прохладный и влажный воздух, черный и желтый пейзаж, если вы прилетели летом, и некая суровая снежная обнаженность, которую трудно передать словами, если вас затащило туда зимой. Нет тут берез, кленов, ясеней, сосен, лиственниц. Есть сопки и тундра, чудовищно, даже как-то клинически голые…»

Теперь что касается фильма 1978 года, по своему бюджету и масштабу, эти фильмы конечно не сопоставимы, однако не вооруженным глазом видно, что фильм снимал профессионал, драматургия выстроена отлично, актерская игра превосходна, несмотря на не самый звездный состав. Итак, перейдем к персоналиям:
Илья Николаевич Чинков по прозвищу Будда имеет конкретный прототип, Николай Ильич Чемоданов, один из первооткрывателей золотоносных месторождений Чукотки.

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем киноНиколай Ильич Чемоданов
Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино

«…Чинков в своем большом и пустом кабинете сидел в странном кресле из черного дуба с уходящей под потолок спинкой и медными квадратными бляшечками орнамента. Зеленого сукна стол перед ним был чрезвычайно чист: ни карандаша, ни бумажки, ни даже пылинки. Те из геологов, которые успели до отъезда в тундру познакомиться с главным инженером, отметили странную эту привычку: сидеть в кресле перед пустым столом. Взгляд тяжко опущен, поза разбухшего идола, темный костюм, темная рубашка, черный галстук, и лицо тоже темное, чугунного цвета.»

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино

Чинков – Лавроненко же совершенно не вписывается в образ Будды, не внешне, не внутренне, да и сыграл он слабо, плоско и банально. Чинков – Банионис гораздо убедительней, хотя тоже на 100% не попадает, кажется просто это не его роль.

Вторым по значению персонажем я считаю начальника поисковой партии Владимира Монголова, прототип Василий Алексеевич Китаев. Бывший офицер, воплощение внутреннего долга, самодисциплины (он один брился в партии каждый день) и по настоящему отеческого отношения к своим людям.

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино

«…Монголов гладил сухое бритое лицо и смотрел на карту… жизнь Монголова прошла под словами «приказ» и «необходимо». Он служил кадровым офицером, потому что его направили в армию, потом стал горняком, ибо так требовалось, стал оловянщиком, потому что стране позарез было нужно олово, пошел на фронт, когда началась война, и оставил войну по приказу, ибо в олове война нуждалась больше, чем в командире батареи».

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино

На мой взгляд, Бероев совершенно завалил роль, его как будто вовсе нет на экране. Да его собственно и нет как актера, каким образом он попал в проект, наверное, знает один Мельник, а каким образом он попал в кино, вообще вопрос риторический.
Сама идея переноса времени действия на десять лет в будущее, кажется очень спорной, возможно восстановить антураж шестидесятых, показалось создателям проще (однако Ми-2 в шестидесятом году, кажется чересчур), возможно были и другие соображения, но считаю что это не оправдывает значительное историческое несоответствие образовавшееся в этой связи. «Дальстрой» прототип «Северстроя» был памятником уходящей эпохи и был расформирован именно в пятидесятых годах, связанная с этим коллизия несет изрядную смысловую нагрузку в романе, при переносе же в шестидесятые теряется эта часть вовсе, железобетонный «Северстрой» («Дальстрой») стоящий на судьбах и жизнях многих тысяч становится пустым звуком. И это изрядный минус сценаристам.

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем киноОлег Куваев 1960

Третий главный персонаж, конечно же, Сергей Баклаков, честолюбивый молодой специалист, физически и морально готовый к любому испытанию (сделай или умри). Принято считать, что это собирательный образ, однако каждый, ознакомившись с биографией самого Олега Куваева, найдет здесь много пересечений с персонажем, тем он и дороже, раз автор вкладывал в него свои собственные мысли и эмоции, однако ничего этого в фильме вы не увидите вследствие весьма схематично и упрощенно прописанной роли. Возможно Добрыгин и неплохой актер, но в фильме ему просто не дали пространства.

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино
Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино

В отличие от фильма Сурина, где актер Латенков (если кому то, что-то говорит эта фамилия) на мой взгляд, отлично справился с задачей.

Еще один персонаж, имеющий вполне конкретный прототип, Куценко по прозвищу Скарабей, это очень известный и уважаемый человек в «Дальстрое» Алексей Константинович Власенко, поисковик, внесший огромный вклад в открытие месторождений золота на Колыме и Чукотке. Одна из немногих ролей в картине Мельника сыгранная достойно.
Вообще, как и в первой картине Мельника «Новая земля», в «Территории» наиболее удачными вышли актерские работы второго и третьего плана, и это уже похоже на «фирменный стиль».

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино

«На фронте Куценко не был: он служил в охране морского порта «Северстроя». После демобилизации остался, чтобы подзаработать на шурфах перед возвращением на разоренную войной Украину… Чинков дал ему в руки лоток, и к лотку Куценко отнесся с истовой положительностью, как относился к службе в охране, ежедневным политинформациям с их не знающими сомнения формулировками, как раньше относился к своей хате и огороду… Его звезда взошла, когда он делал контрольный маршрут по ручью Надежда… Куценко провозился на ручье вдвое больше положенного и намыл золото: он знал, что, по убеждению Чинкова, золото на Надежде есть. С того времени он стал Климом Алексеевичем. И как раз тогда же оборвались нити, связывающие Куценко с «материком». Он получил письмо, что жена его ведет себя «неправильно»… Село на Полтавщине уцелело, цел был и дом Куценко, но он еще дорогой смутно понял, что судьба его — в «Северстрое», где он был именно Клим Алексеевич. Куценко избил жену, устроил загул на все село, обозвал всех дальних и близких родственников бендеровцами. Почтение односельчан к деньгам и вольному, «сильному» поведению лишь больше разжигало Куценко».

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино

А вот в фильме Сурина, исключительно сбалансированная актерская группа, просто не к чему подкопаться.

Мне кажется очень важным в романе персонаж «единичного философа» инженера Гурина, прототип Генрих Иванович Гурьев, мысли озвученные по ходу повествования Гуриным, удивительным образом современны, но изображать геолога шестидесятых, таким экстремалом-пикапером принесенным машиной времени из две тысячи четырнадцатого, это уже чересчур. В таком контексте Циганов конечно идеален, но тогда Мельник снял научную фантастику.

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино
Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино
Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино

Что касается журналистки Сергушовой, персонаж в роман был введен с середины, исключительно для обозначения конфликта между Баклаковым и Гуриным. В фильме Сурина эта линия вовсе отсутствует, и это один из минусов старого варианта, а вот в фильме Мельника полностью изменена, и возможно это единственная сценарная удача. Журналистка включена в сюжет с самого начала, более того от ее лица читается закадровый текст, так вот, если бы не это усиление, а так же подписи микроскопическими буковками, то понять что либо в фильме было бы просто нереально, настолько рваным по сценарию вышло действие. Актриса кстати сыграла хорошо, ну и использовать ее только для закадрового текста было бы конечно архи глупо, посему…

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино

…последовали тексту оригинала, зачем-то, исключив то, ради чего собственно все и затевалось, а именно конфликт героев. Если все, всё поняли (какой фильм, такая и критика)… то последуем дальше…
Циган и Малыш, простые работяги с непростой судьбой, одна из самых сильных линий в романе. Просто обидно как с ними обошлись режиссеры, у Сурина здоровяк Малыш превратился в «Малыша и Карлсона».

Однако в фильме Сурина поступкам дается хоть какое-то обьяснение. У Мельника же эпизод совершенно невнятен, Циган у него превращается в Якута!? Малыш вообще не пойми чего, и от этого очень сильный эпизод с выброшенными самородками, утрачивает смысл. А жаль, ведь прииски и геологические партии невозможно представить без бывших зека, лагеря находились тут же, по соседству.

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино

«Малыш медленно разогнулся и повернулся к Монголову корпусом. Внешне промывальщик напоминал литую глыбу с мягкими кошачьими движениями. В Поселок он попал из цирка, где работал силовым акробатом. Бережно слив из лотка последнюю воду, Малыш бесшумно и даже изящно вышел из воды, вытер об узкое бедро ладонь и так же бережно пожал руку Монголова. Именно ровная вежливость, а не умение разнимать драки двумя движениями пальцев создали Малышу авторитет среди вольных людей, не боявшихся ни финки, ни лома, ни расправы многих с одним».

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино

«Жизнь Салахова, по кличке Сашка Цыган, делилась на три этапа. В первом этапе была жизнь в Прикубанье: школа, армия, служба в десантных войсках. После армии он вернулся домой и женился. Устроился шофером на консервный завод. Валентина, его жена, хотела, чтобы все в доме вызывало зависть соседей и еще, чтобы имелся достаток тайный, неизвестный соседям. Из-за этого сержант-десантник Салахов связался с «левым» товаром, вывозимым с завода. Получил восемь лет».

Еще один важный персонаж романа Жора Опрятин, романтик, этакий «русский Смок Белью», у Сурина играет Евгений Герасимов, на мой взгляд играет отлично, а вот у Мельника актер Абашин слегка переигрывает.

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино
Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино

Относительно оленевода Кьяе, Олег Куваев с большим уважением относился к местным жителям, философия, образ жизни и быт пастуха описаны с большой теплотой. Мне кажется Мельник все таки сделал ставку на внешнюю экзотику.

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино
Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино
Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино

В некоторых комментариях к фильму я читал критику относительно этих эпизодов, дескать, люди бывалые, ничего подобного в тундре не видели, однако справедливости ради надо сказать, что эпизоды эти есть у Куваева, и есть большое доверие к его тексту.

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино

К слову Сурин тоже был не чужд, в данном случае придерживаться авторского текста.

В самом начале романа есть эпизоды с персонажами Кефир и Бог Огня, очень живые эпизоды, ярко рисующие простых работяг. Комичный эпизод с Кефиром, отлично получился у Сурина, всем прекрасно известно, что сыграть смешной сюжет намного тяжелей, чем например трагический, вероятно поэтому Мельник почти совсем нивелировал данную тему, резонно посчитав, что и не стоит связываться.

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино
Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино

Шурфовщик Кефир танцует «индусский танец Ганг».

С Богом Огня эпизод трагикомичный и вот тут у Мельника неплохо вышло.

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино

Пара слов о костюмах и гриме, а так же о реквизите и декорациях, в обоих случаях все сделано на высшем уровне, (в фильме Мельника где-то даже слишком) с учетом конечно разницы в бюджетах, причем надо полагать что для съемок первой «Территории», не возили доски для декораций за полярный круг.

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино
Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино

Что касается саундтрека, с моей точки зрения тут придраться не к чему, и в первом и во втором фильме музыка здорово усиливает визуальный ряд и подчеркивает идею соответственно. В первом фильме музыка Эшпая, некая мрачно-торжественная психоделика соответствующая той самой «суровой обнаженности, которую трудно передать словами». А во втором, в основном песни шестидесятых, с большим тактом адаптированные к современному звучанию, но призванные подчеркнуть дух времени, особая благодарность за песню на стихи Олега Куваева, хорошая песня получилась под красивейшую картинку. К слову хороший клип тоже еще надо суметь снять.

Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино
Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино
Территория о чем кино. Смотреть фото Территория о чем кино. Смотреть картинку Территория о чем кино. Картинка про Территория о чем кино. Фото Территория о чем кино

Попытаюсь как-то подытожить, в обоих фильмах заложена хорошая литературная основа, распорядиться таким роскошным материалом как следует, зависит от многих факторов, от мастерства сценаристов, режиссеров, актеров, от технических и финансовых возможностей. Что мы имеем на сегодняшний день, чтобы получить на выходе, действительно хорошее кино? Как видно на примере этих двух фильмов, технические и финансовые возможности в индустрии возросли многократно, чего не скажешь о мастерстве (особенно актерском). Что касается режиссера Мельника, так же как и его сына, которого, кстати, вполне можно считать опытным продюсером, то их инициатива и энергия конечно достойны уважения, еще большего уважения они заслужили бы если с такой же энергией попытались что то изменить в нашей системе кинематографии, давно нуждающейся в реформах. Ну а фильм, все же советую посмотреть всем, хотя бы по причине, изложенной в самом начале этого обзора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *