Терция на гитаре что это

Интервалы на гитаре

Устройство звукоряда гитары позволяет легко осуществлять относительные интервальные построения от любой ноты благодаря зрительным шаблонам, рассмотренным на предыдущем занятии, но для наглядной демонстрации основ и системы этих построений мы воспользуемся фортепианной клавиатурой.

Если нужно получить больше 12 звуков, то добавляется ещё одна октава и т.д. На изображении 2 рис.1 показаны три фортепианные октавы.

Как вы знаете, в музыке наиболее распространены семь основных ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для получения 12 интервалов они дополнены пятью производными ступенями, которые являются повышением (♯) или понижением (♭) на полутон некоторых основных ступеней: до♯ (ре♭), ре♯ (ми♭), фа♯ (соль♭), соль♯( ля♭), ля♯( си♭). Гитаристы чаще пользуются (и привыкают пользоваться) вариантами с повышением основных ступеней с использованием ♯. Для удобства там можно делать, но при этом нужно знать, что далеко не всегда повышение ступеней приводит к правильным построениям в музыке.

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Рис. 1. 12-ти полутоновый равномерно-темперированный строй

Клавиатура фортепиано наглядно показывает основные и производные звуки, что очень помогает клавишнику при выполнении разных интервальных построений. У гитариста нет такого зрительного ориентира, по причине чего ему приходится мысленно представлять данное деление. Благодаря черным клавишам интервалы на белых клавишах можно определить моментально, а на грифе, скорее всего, придётся посчитать лады, чтобы понять, какой интервал играется на одной струне или что зажато на разных струнах через несколько ладов. Октавы на клавиатуре располагаются друг за другом, а на грифе друг за другом и друг над другом (рис. 1 изображения 2 и 4), что требует от гитариста навыка мышления в двух измерениях.

Интервальные построения от ноты С (до) проще и нагляднее осуществляются на фортепианной клавиатуре, а относительные интервальные построения от разных нот (с использованием относительно небольших интервалов) проще и нагляднее выполняются на грифе гитары.

Рекомендую зрительно запомнить расположение клавиш на клавиатуре фортепиано и ступеней на них в пределах одной октавы от ноты до. Это поможет вспомнить последовательность ступеней, если определение их на грифе вызывает сложности.

Гармонические интервалы и восходящие мелодические интервалы читаются вверх от основания.

На одной струне можно сыграть только мелодический интервал.

От одной ноты можно построить 13 простых интервалов (рис. 2).

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Рис. 2. Интервалы на одной струне.

Числа над дугами показывают количество полутонов. Например, секунда малая состоит из одного полутона, и её тоны зажимаются на соседних ладах, секунда большая состоит из двух полутонов, и её тоны зажимаются через лад и т.д. Расшифровка сокращённых обозначений:

Построения интервалов на рис. 2 дано от ноты до (С), а основные и производные ступени выделены цветом клавиш как на фортепиано, что, при необходимости, позволит наглядно сравнивать построения интервалов на грифе и клавиатуре.

Вместо привычного для гитаристов повышения основных ступеней при помощи диеза на схеме рис. 2 указано их понижение при помощи знака бемоль. Это необходимо для правильного определения интервалов. В средние века пользовались семиступенным строем, который состоял из 7 основных ступеней, благодаря чему интервалы и получили свои названия:

Возможно, с обозначениями интервалов вам придётся сталкиваться очень редко и непонятно, для чего мы потратили столько времени на это. Отвечаю: все построения в музыке основываются на ступенях и о них нужно иметь хотя бы общее представление.

При игре на гитаре используется понятие позиции это группа из четырех расположенных рядом ладов, которые можно охватить четырьмя пальцами. Номер позиции определяется по нижнему (крайнему левому ладу). Например, в пятой позиции пальцы левой руки с указательного по мизинец находятся над соответствующими ладами V, VI, VII, VIII. В одной позиции можно играть на любых струнах в пределах этих четырех ладов.

Интервалы, которые можно сыграть в одной позиции вверх, показаны на рис. 3

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Рис. 3. Простые интервалы вверх в пределах одной позиции.

В общем случае, можно сыграть 12 интервалов вверх и 12 интервалов вниз (не выходя за пределы звукоряда струн), но на рис. 3 получилось десять интервалов. Два интервала сыграть нельзя. Обидно. Сыграть все 12 интервалов можно в расширенной позиции (рис. 4), когда мизинец левой руки способен дотянуться до пятого лада в позиции. Непросто, но после некоторой тренировки возможно, что очень пригодится при игре мажорных гамм и не только.

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Рис. 4. Простые интервалы вверх в пределах одной расширенной позиции.

Один и тот же интервал в гармоническом и мелодическом виде имеет разные свойства и применение. Когда речь идет о свойствах интервалов, то по умолчанию подразумевается отдельно звучащий гармонический интервал в среднем регистре. Обычно из контекста понятно, о чём идет речь, но желательно уточнять свою мысль, так как, например, фраза о том, что малая секунда является острым диссонансом, справедлива только в отношении гармонического интервала, но никак не мелодического. Более того, на практике интервалы берутся в разных регистрах и находятся в окружении разных звуков (что-то звучало перед ним, одновременно с ним и после него), что безусловно влияет на их восприятие.

Интервалы на закрытых струнах

При игре интервалов на закрытых струнах открытые струны не используются.

На рис. 5 показаны шаблоны простых интервалов (слева цифрами обозначены номера струн).

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Рис. 5. Шаблоны простых интервалов.

Заметим, что медиатором можно сыграть гармонические интервалы только на соседних струнах. Септимы и октаву, показанные на рис. 5., можно сыграть одновременно медиатором и безымянным пальцем правой руки.

Рассмотрим простые интервалы, которые можно сыграть медиатором, подробнее.

Наименьшим интервалом, который состоит из двух разных звуков, является малая секунда (рис. 6).

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Рис. 6. Малая секунда.

Нетрудно увидеть, что звукоряды соседних струн не позволяют сыграть некоторые интервалы. Например, на шестой струне сыграть малую секунду возможно начиная от пятого лада.

Почему интервал от 3-й струны (голубые круги) строится иначе, чем от всех остальных? Если вы не знаете ответ на этот вопрос, то настоятельно рекомендую сначала пройти предыдущее фундаментальное занятие.

Интервал малой секунды в гармоническом виде является острым диссонансом. Острый диссонанс можно представить как острую приправу, например, горчицу: отдельно есть затруднительно, а в блюде она позволяет улучшить вкус. Так и в музыке: отдельно диссонансы играются относительно редко, но часто используются в аккордах, где общее звучание смягчает их, а они, в свою очередь, дополняют общее звучание новыми обертонами, в результате чего аккорд звучит богаче. Но это не значит, что диссонансы нужно вставлять во все аккорды, как и накладывать горчицу во все блюда.

В мелодической форме малая секунда используется достаточно часто для получения плавного движения.

Пример 1. Мелодические секунды.

О свойствах мелодических интервалов мы подробнее поговорим на следующих занятиях, а сейчас уделим всё внимание гармоническим.

Пример 2. Гармоническая малая секунда.

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Рис. 7. Большая секунда.

Он также является диссонансным, но звучит не так резко, как малая секунда. В гармонической форме он может использоваться не только в аккордах (включая аккорды с задержанием sus2), но и совместно с другими интервалами.

Для создания большего напряжения можно использовать его вместе с малой терцией. Малая терция имеет минорное наклонение, что придаёт звучанию тревожность, пессимистический настрой, ожидание худшего и т.д.

Пример 3. Большая секунда и малая терция

Если использовать большую секунду с большой терцией, которая имеет мажорное наклонение, то получим оптимистичное и жизнеутверждающее настроение.

Пример 4. Большая секунда + большая терция

Терции показаны на рис. 8.

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Рис. 8. Малая и большая терции.

Терции отлично дружат друг с другом при их мелодическом движении и часто употребляются в двухголосии.

Пример 5. Мелодическое движение терций.

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Рис. 9. Кварта и квинта.

Это нейтрально звучащие по отношению к мажору и минору интервалы, по причине чего они не только хороши в сочетании с другими интервалами, но и могут легко отправиться в самостоятельное плавание.

Кварта часто используется совместно с терцией для игры задержания и в аккордах с задержанием sus4.

Пример 7. Кварта + терции

Дополним большую секунду и малую терцию квартой.

Пример 8. Большая секунда, малая терция и кварта.

Вот это уже на что-то похоже! Оказывается, комбинируя интервалы можно получить интересные гитарные риффы! Этому определенно стоит уделить время и внимание!

При помощи двух интервалов несложно получить секвенцию (игра одной и той же фразы от разных нот)

Пример 9. Секвенция с использованием квинты и большой терции.

Дополнительно к кварте и квинте обратите внимание на тритон (рис. 10). В средние века этот интервал был под запретом и называли его «дьяволским интервалом». К счастью, времена те остались в истории, да и музыкальная система претерпела значительные изменения. В настоящее время этот интервал встречается достаточно часто.

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Тритон является сильным диссонансом, который неплохо звучит вместе с квинтой.

Пример 10. Квинта и тритон

Пример 11. Квинта + большая секста.

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Интервалы с использованием одной или двух открытых струн

Септимы сыграть на двух соседних закрытых струнах невозможно, но их можно сыграть, если одна из струн будет открытой.

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Пример 12. Малая септима и другие интервалы в ассортименте

Большая септима звучит острее малой, но и для неё можно найти применение.

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Для гитариста октавы ценны ещё и тем, что помогают быстро определять и находить нужные ноты на грифе. А вот об этом подробнее, пожалуйста!

Для начала нужно запомнить расположение звуков на пятой и шестой струнах, после чего ноты на остальных струнах можно определить при помощи простых шаблонов:

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Рис. 14. Шаблоны октав для определения нот на грифе.

В пределах одной октавы (12 ладов) основная или вспомогательная ступень встречается только один раз.

Пользуясь сказанным выше получаем основной шаблон для быстрого нахождения нот на грифе (рис. 15).

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Рис. 15. Шаблон для быстрого определения нот на грифе.

Незаметно мы перешли к игре интервалов на соседних струнах, одна из которых является открытой. Данный способ игры интервалов применяется достаточно широко, но имеет ограничение, связанное с невозможностью изменения нижнего или верхнего тона, который берется на открытой струне, что существенно сокращает количество интервалов, которые можно сыграть данным способом. Например, если используется 6-я открытая струна, то нижним звуком в этом случае будет звук E (ми) большой октавы.

Звучание гармонической октавы ещё больше наполнено пустотой в сравнении с гармонической квинтой. Это нейтрально звучащий интервал, который часто используется в аккордах, для поддержки баса или для игры интервалов больше октавы, которые называются сложными (составными).

Пример 14. Октава с нижней открытой струной и сложные интервалы

Гармоническую приму также можно сыграть с использованием открытой струны (рис. 16)

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Рис. 16. Гармоническая прима.

Пример 15. Гармоническая прима, секуда и терция

В нижнем звуковом диапазоне звуки по частоте располагаются ближе друг к другу, да и не столь хорошо различаются слухом, что накладывает ограничение на использование интервалов в нижнем диапазоне. Короткие интервалы, взятые от шестой струны, будут восприниматься как грохот. Как определить наименьший интервал, который более или менее хорошо будет звучать от шестой струны?

Подведём итог. Гармонические интервалы можно условно разделить на интервалы:

Нейтральные интервалы могут использоваться самостоятельно, а интервалы напряжения чаще используются совместно с другими интервалами.

На следующем занятии мы коснемся аккордов, а пока попробуйте попрактиковаться в игре разных сочетаний интервалов. Успехов!

Источник

Теория 5 : Интервалы

Доброго времени суток. Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что этоОпять возвращаюсь к теории музыки. И сегодня речь пойдет об интервалах.

Что же за интервалы такие в музыке? Интервал — латинское слово, первоначально означающее расстояние между насыпными валами военных укреплений! Затем оно перекочевало во многие другие языки для определения расстояния, промежутка, а в музыке — расстояния между двумя звуками.

Измеряют интервалы для простоты в тонах и ступенях. Интервал — это сочетание двух звуков взятых последовательно (мелодический интервал) один за другим, или одновременно (гармонический интервал). Если мы сыграем на гитаре сначала бас МИ (шестая струна), а затем ЛЯ, мы сыграем мелодический интервал!

1. Первый — прима!

Это самый простой интервал — повторение одного и того же звука. Допустим, мы извлекаем звук ЛЯ на пятой струне последовательно два раза — это мелодический интервал — прима. А как же взять гармоническую приму? На гитаре такая возможность — взять один и тот же звук два раза одновременно есть, в отличие от рояля, например. Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что этоНайдем ЛЯ на шестой струне — это пятый лад, а теперь дергаем шестую и пятую струны вместе — вот она гармоническая прима! Я говорил, что интервалы имеют тоновую величину. Прима — это повторение одного и того же звука, поэтому у нее тоновая величина отсутствует — равна нулю. То же и с количеством ступеней входящих в интервал — у примы только одна ступень. Отсюда и название: прима — первая.

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

2. Секунда

Теперь возьмем на пятой струне ноту ДО, а затем РЕ на открытой четвертой струне — это большая секунда. Послушайте, как звучит этот интервал — такие интервалы называются диссонирующими (звучат резко). В музыкальном словаре 1475 года о диссонансе написано: «диссонанс — это смешение разных звуков, по природе оскорбляющие ухо». Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что этоВ то время в музыке отдавали предпочтения консонансам — «благозвучные» интервалы, в которых звуки как бы сливаются, звучат мягко!

Немного истории: европейцы до начала нашего века не проявляли никакого интереса к негритянской музыке, считая, что блюзы и спиричуэлы звучат «грязно»! И лишь после вторжения в классическую музыку импрессионистов, широко использовавших диссонансы, наиболее прогрессивные европейцы открыли для себя удивительный мир негритянской музыки.

А теперь определим величину секунды в ступенях и тонах. Две ступени: ДО, РЕ. И один тон! Поэтому секунда обозначается цифрой 2 (смотрим табличку). Однако тоновая величина может быть другой. Сыграйте теперь СИ на открытой второй струне, а затем ноту ДО на первом ладу пальцем. Это тоже секунда, так как у нас снова две ступени (СИ и ДО), но расстояние в тонах между ними — полтона (один лад). Это есть малая секунда! Чтобы сыграть гармоническую малую секунду от ноты, СИ например, берем на третьей струне ноту ДО (пятый лад) и одновременно дергаем открытую вторую струну СИ.

3. Третий интервал — это терция

Именно терциями строятся аккорды! Про построение аккордов поговорим в следующем посте. Послушаем, как звучит терция: берем открытые вторую и третью струны последовательно (мелодический интервал) и одновременно (гармонический) — это большая терция от ноты СОЛЬ. Звучит красиво. Часто в песнях второй голос поют именно в терцию! Ступени здесь три: СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Тоновая величина — 2 тона!

4. Кварта

Следующий интервал — кварта — четвертая! Мы ее упоминали в начале поста. Давайте я не буду каждый интервал расписывать, иначе пост будет гигантский и не читаемый. В остальных интервалах попробуйте разобраться сами по табличке (ее можно увеличить, нажав на картинку).

В конце выкладываю файлик табулатуры для программы GP6, где я расписал все интервалы от ноты ДО — полезно послушать, как они звучат. Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что этоТакже полезно будет попробовать самим построить интервалы от других нот, а также попытаться на слух различать, что за интервал звучит: малая терция или большая секста? Поэтому если вы хотите играть по нотам, а, услышав песню, самостоятельно записывать ее на бумаге и быстро определять звуки, входящие в тот или иной аккорд, то без знания интервалов не обойтись! Так что изучайте теорию и не забудьте подписаться на новые посты моего блога! В следующий раз будем разбираться, как строить аккорды!

Не пропадайте. Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Источник

Урок 5. Интервалы на гитаре

Интервал — разница в высоте звучания между двумя звуками.

Интервалы обозначают цифрами и измеряют в тонах.

½ тона (полтона) — это разница в высоте звучания между открытой струной и I ладом той же струны, или между I и II ладом, или II и III ладом и т.д. В общем, полтона — это расстояние между соседними ладами одной струны, самый маленький интервал на гитаре.

1 тон — расстояние между открытой струной и вторым ладом или между первым и третьим ладами и т.д., то есть через лад.

1½ тона (полтора) — расстояние через два лада.

Зная величину интервала в тонах, можно сосчитать, как его сыграть.

Название интервалов — это название чисел на итальянском языке.

Прима

1 — Прима — первый музыкальный интервал. Когда два человека поют (или играют) один и тот же звук, разница в звучание равна нулю, это и есть интервал прима, его обозначают ч.1 Примой так же называют первый звук аккорда, от которых отсчитывают расстояние до других звуков.
Сокращение ч. обозначает чистая

Секунда

Расстояние между звуками, идущими по порядку, — секунда

Пример: Звуки идут по порядку

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Терция

Пример: Звуки идут через один

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Звуки в парах «C — E» и «G — B» — находятся на расстоянии большой терции (обозначение б.3, величина 2 тона) друг от друга.
Звуки в парах «A — C» и «E — G» — находятся на расстоянии малой терции (обозначение м.3, величина 1½ тона) друг от друга.
Для тренировки самостоятельно поищите большие и малые терции от других звуков, как обычных, так и от звуков с диезами и бемолями.
Когда звуки идут через один, интервал между двумя соседними звуками всегда терция, т.е. в аккордах звуки идут по терциям.

Теперь, когда Вы научились находить от разных звуков терцию, — самый важный музыкальный интервал, расскажем о других интервалах, которые используются при построении аккордов и в обозначениях аккордов по буквенно-цифровой системе.

Таблица — Простые интервалы

ИнтервалОбозначение интервалКоличество тонов
Прима — 1ч.10 тонов
Секунда — 2м.2½ тона
б.21 тон
Терция — 3м.31½ тона
б.32 тон
Кварта — 4ч.42½ тонов
Квинта — 5ч.53½ тонов
Сэкста — 6м.64 тона
б.64½ тон
Сэптима — 7м.75 тона
б.75½ тон
Октава — 8ч.86 тонов

Интервалы сокращённо обозначают: ч. — чистый; это интервалы прима, октава, кварта и квинта (величина чистых интервалов всегда одинакова и они не бывают большими и малыми). Б — большой, м. — малы; это интервалы секунда, терция, сэкста, сэптима.

Интервалы можно увеличивать или уменьшать на ½ тона. тогда их называют и обозначают соответственно. Например, ув.5 — увеличенная квинта (4тона), или ум.5 — уменьшенная квинта (3 тона). Исключением является прима и октава, их не уменьшают.

Пример: Простые интервалы от звука A на гитаре

Терция на гитаре что это. Смотреть фото Терция на гитаре что это. Смотреть картинку Терция на гитаре что это. Картинка про Терция на гитаре что это. Фото Терция на гитаре что это

Аналогично можно найти расстояние между любыми другими звуками.

Таблица: Составные интервалы

ИнтервалКак получают интервал
нона — 9октава + секунда
децима — 10октава + терция
ундецима — 11октава + кварта
дуодецима — 12октава + квинта
терцдецима — 13октава + сэкста

Составные интервалы получают прибавлением простых интервалов к октаве.

Когда к октаве добавляют чистые простые интервалы, составные интервалы получаются чистые.

Когда к октаве прибавляют большие и малые простые интервалы, составные интервалы получаются большими и малыми. Например, октава + малая секунда = малая нона, октава + большая секунда = большая нона, октава + малая терция = малая децима и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *