Тесак это кто и за что сидит
Страшная тайна камеры Тесака: «Оттуда много покойников вынесли»
«Сиделец» из Челябинского СИЗО рассказал почему Марцинкевич мог покончить с собой
Собеседник «МК» Михаил (попросил не называть его фамилию – прим. авт.) с рождения проживает в Челябинске. В прошлом мужчина отсидел три года в СИЗО №3, в том числе и в «одиночке», где нашли тело Марцинкевича. Мужчина периодически выходит на связь с людьми из своей прошлой жизни, поэтому знает некоторые детали происшествия, что называется, из первых уст.
— Михаил, многим показалось странным, что Тесак находился в одиночке.
— Камера, в которой он сидел, находится в спецкорпусе изолятора. Чтобы было понятнее, это тюрьма в тюрьме. Если в обычном корпусе, например, можно договориться с администрацией и сходить в гости в другую камеру, то в спецкорпусе это исключено. Многие камеры в спецкорпусе рассчитаны на двух человек, но, как правило, держат там по одному. Это не считается одиночным содержанием. И, естественно, это не афишируется. Если неожиданно приезжает комиссия, то выдают подготовленную легенду, мол, один сидит временно, не успели подсадить.
— Кто попадает в спецкорпус?
— Попадают туда те, кто находится в контрах с администрацией. И те, кого администрация изолирует от остальных по каким-либо причинам. Тесак был как раз из последних.
— Почему?
— За него был прогон одного из смотрящих (письменное обращение к заключенным – прим. авт.) как за «гада».
— Поверьте, в тюрьме абсолютно все меняются за неделю. И Тесак не исключение. «Гад» — это тот, кто пошел против арестантских понятий. Тесак таким был. Поэтому при любом удобном случае зэки его били, напоминая ему, кто он есть.
— Почему?
— А из-за его националистических взглядов могли быть конфликты с зэками?
— Это вряд ли. Ну, могли ему некоторые предъявлять что-то, но не сильно.
— Как же тогда Тесаку удалось отсидеть почти весь срок?
— «Гадов» при встрече избивают до полусмерти. Но не убивают, следят, чтобы не умер. Потому что он должен жить и помнить, кто он есть. Я неоднократно встречал таких, как Тесак. Они в лучшем случае становятся «красными» по пояс и живут, пока нужны администрации или «погонам».
— Что значит, «красными»?
— Это значит, что они сотрудничают с администрацией и та их поддерживает и защищает. У Тесака, скорее всего, на каком-то этапе возник конфликт с администрацией, и он лишился «крыши». А это, я вам скажу, страшно. Потому что когда ты знаешь, что тебя поддерживает братва — это одно. Когда с тобой вообще никто не разговаривает — это ужас. Он сделал для себя выбор. Это мое мнение. Как там было на самом деле, одному Богу известно.
— То есть вы исключаете преднамеренное убийство?
— Как вы попали в эту камеру?
— Я туда попал, потому что во многом был не согласен с администрацией. Сначала очень тяжело было. В основном из-за отсутствия общения с живыми людьми. Мне помогали книги. Я их много тогда читал, поэтому не свихнулся. Многие же не выдерживают и накладывают на себя руки. Эта камера этим и известна.
— Да. Оттуда много покойников вынесли. Это тоже не афишируется. На первый взгляд, обычная камера. Только когда знаешь, где сидишь, становится не по себе. Многие, кстати, боялись туда заходить и соглашались на многое, только чтобы не быть там.
— Только из-за самоубийств?
— Там еще легенды ходят.
— Какие?
— И все-таки, говорят, что у Марцинкевича было очень много травм. Говорят, что его пытали.
— Этот так. Мой знакомый сам видел, как его вели по коридору СИЗО под руки, то есть он сам передвигаться не мог. Но его уже привезли в Челябинск таким.
— И у него были порезы на икрах. Откуда они?
— Ну, это известный прием зэков.
— Что сейчас происходит в СИЗО?
— Там до сих пор все стоят на ушах. Насколько мне известно, проводят постоянные проверки из-за этого случая. Но я уверен, что это было самоубийство. Просто Тесак стал не нужен администрации, а со стороны братвы поддержки не было. Тем более он сознался в ряде эпизодов, и ему грозил новый срок. Он принял решение уйти, потому что понимал: очередного срока в таких условиях не выдержит.
Тесак это кто и за что сидит
Максим «Тесак» Марцинкевич. Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ
В камере челябинского СИЗО нашли мертвым неонациста Максима Марцинкевича, больше известного как «Тесак». По версии ФСИН, он совершил самоубийство. Защитники в эту версию не верят и говорят, что Марцинкевич рассказывал им, как в последние месяцы его пытали, требуя признательных показаний по делам об убийствах начала двухтысячных. «Медиазона» вспоминает о Тесаке и его длинном тюремном пути.
Днем 16 сентября сразу несколько изданий со ссылкой на источники сообщили, что неонацист Максим «Тесак» Марцинкевич совершил самоубийство в челябинском СИЗО-3. Позже эту информацию официально подтвердили в областном управлении ФСИН и адвокат Марцинкевича Валентина Трофимик. По информации издания Baza, первым сообщившего о суициде, Марцинкевич находился в одиночной камере.
Как писала Baza, не раскрывая источники информации, в своей предсмертной записке Марцинкевич сообщил, что не хочет доставлять неприятностей администрации СИЗО, а также попросил передать своей девушке, живущей в Екатеринбурге, книгу «Протекционизм и коммунизм» и личный дневник. Записку он закончил словами «Простите меня». Позже обрезанный тетрадный лист с таким содержанием и датой — 15 сентября 2020 года — опубликовал канал НТВ. Областное управление СК предварительно подтвердило, что умерший оставил записку; ведомство начало доследственную проверку.
Защитник Марцинкевича Владимир Краснов в разговоре с Business FM со ссылкой на челябинского адвоката сообщил, что из его подзащитного выбивали показания. «Там очень неприятная история, я располагаю информацией о ней косвенно, через третьи руки. Адвокатесса, которая была у него на пересылке, говорила, что якобы его систематически избивали, добиваясь признаний в совершении неких убийств. Приезжали специально обученные люди из Москвы и вместе с местными специально обученными товарищами добивались признательных показаний в совершении неких убийств», — сказал Краснов. Он также знает про явку с повинной. Адвокаты и родственники ждали его в Москве «недели через две», чтобы «подключиться и все выяснить».
Еще один адвокат Тесака Алексей Михальчик также рассказал изданию «Подъем», что 9 сентября у Марцинкевича была местная защитница, которой заключенный рассказал, что его «последние три месяца пытали, заставляли подписать какие-то явки с повинной по убийствам в Москве 90-х годов».
Адвокат Иван Сидоров, представлявший интересы Марцинкевича в ходе разбирательства по последнему делу и во время отбытия наказания, рассказал «Медиазоне», что летом имел возможность пообщаться с ним по видеосвязи во время рассмотрения административного дела о компенсации за затянутое судопроизводство. Марцинкевич рассказал, что у него серьезные неприятности: пришлось написать явку с повинной.
«Потом было еще одно заседание [по административному делу], и он вроде сказал, что явка не подтвердилась — якобы показания он дал, но дело возбудить не удалось, поскольку они за сроком давности все прекратились, — вспоминает защитник. — Но потом поступила новая информация от адвоката, что какие-то дела они все же решили возбудить или по крайней мере проверить информацию, в связи с чем его везли из Красноярска в Москву. Везли его через Новосибирск, и Челябинск должен был быть отправной точкой».
Марцинкевич выступает во время заседания в Мосгорсуде по видеосвязи из СИЗО Красноярска в мае 2020 года. Фото: t.me/maksim_tesak
Адвокат Сидоров считает, что с самоубийством Тесаку «помогли»: «Не было какой-то конкретики, он говорил: мы встретимся в СИЗО с адвокатом, и я все расскажу. Конкретно не говорил, говорил, что 105-я [статья УК], что за 99-й год какое-то ему вешали убийство, в котором заставили его сознаться. События 99-го года, в которых он якобы признался добровольно спустя 21 год. Сказал, что все расскажет в Москве».
Красноярский адвокат Валентина Трофимик рассказала «Медиазоне», что в последний раз видела Марцинкевича в конце августа. Позже она разместила на сайте своей адвокатской коллегии заявление, в котором подчеркнула, что ей о причинах смерти подзащитного официально не сообщалось: «Достоверных сведений о применении мер физического воздействия во время содержания в СИЗО-1 нет. Полагаю, что на моего подзащитного могло быть оказано психологическое воздействие, поскольку он находился в нестабильном психо-эмоциональном состоянии».
Дела Тесака
Марцинкевич никогда не скрывал своих неонацистских взглядов, с юности он кочевал по разным ультраправым организациям и, как большинство наци-скинхедов конца девяностых и начала двухтысячных, вероятно, был причастен к уличному насилию — впрочем, обвинений в этом ему никогда не предъявляли. В середине двухтысячных он организовал небольшую группировку «Формат 18», это число — принятое в среде ультраправых цифровое обозначение первых букв в имени Адольфа Гитлера. Через несколько лет ее признают экстремистской организацией.
Участники «Формата 18», который сам Тесак называл «творческим объединением», снимали ролики с рассуждениями о превосходстве «белой расы» и постановочными «казнями» мигрантов. Большей частью эти ролики, видимо, и правда не были документальными, но их популярность породила вал видеозаписей уже реальных нападений и убийств, которые в те годы совершали многочисленные ультраправые банды.
Марцинкевич в заключении. Фото: t.me/maksim_tesak
Примерно в то же время Тесак примкнул к Национал-социалистическому обществу (НСО) Дмитрия Румянцева — оно вскоре тоже будет запрещено как экстремистское. Участников «НСО-Север», одного из подразделений организации, в конце двухтысячных осудили почти за три десятка расистских убийств. Один из лидеров неонацистов Максим «Адольф» Базылев скончался после задержания в 2009 году — по официальной версии, он перерезал себе вены в ИВС. Эту версию сам Марцинкевич не считал убедительной: в 2014 году в письме из СИЗО он писал, что «ликвидировать человека в этой системе стоит недорого», и просил соратников не верить возможным сообщениям о своем суициде в будущем; в конце 2019 года он повторял, что «суицида с моей стороны не может быть ни в коем случае».
В 2009-2011 годах по приглашению режиссера Ильи Хржановского Тесак принял участие в съемках кинопроекта «Дау», где во время импровизационного «разрушения мира «Дау»» отрезал голову свинье под песню «С чего начинается Родина».
Марцинкевича обвинили в возбуждении ненависти с угрозой применения насилия (часть 2 статьи 282 УК) и приговорили к трем годам в колонии-поселении. Вскоре к этому сроку добавились еще шесть месяцев за один из роликов «Формата 18».
Выйдя на свободу в 2010 году, Марцинкевич опубликовал книгу о тюрьме под названием «Реструкт!», уделив в ней немало места рецептам блюд, которые можно готовить в условиях СИЗО. Через несколько лет и эта книга уже привычно оказалась в перечне экстремистских материалов.
«Вот как сварить суп в чайнике? Надо нарезать лук, морковь, помидоры, нарезать мясо (его можно или взять из диеты или, если повезет, выловить из баланды), два пакетика приправ, обязательно капусты, все это в двухлитровый чайник засыпать, успеть все это проварить и потом успеть снять и перелить в пластиковый контейнер до того момента, как запах пойдет на продол. Чайник необходимо сполоснуть, налить туда воды и поставить кипятиться! Потому что, как только продольные унюхают внутрикамерную кулинарию — тут же открывается кормушка и засовывается голова мусора, который говорит: «Покажите-ка мне чайник! Что вы в нем варите?» И если что-то варится, то чайник забирают где-то на неделю примерно, и камера вынуждена просить кипяток у продольных. Короче, быт портится, сидеть так сидеть тяжело и неинтересно»
Рецепт из книги Марцинкевича «Реструкт!»
Он завел блог на ютубе, и его проект «Оккупай-педофиляй» с роликами, участники которых издевались над предполагаемыми педофилами, быстро набрал популярность среди ультраправой молодежи. Параллельно Тесак вел платные семинары о поведении в тюрьме и воровстве продуктов в магазинах, продавал книгу, пытался организовать финансовую пирамиду Tesak Money.
Во время протестов 2011-2012 года Марцинкевич пытался выступать со сцены на Болотной площади (его не пустили) и избраться в Координационный совет оппозиции (тоже безуспешно, ему отказали в регистрации). Эти запреты активно освещала лоялистская пресса как доказательство двойных стандартов оппозиционеров-либералов.
В ноябре 2013-го на него снова завели дело по 282-й статье — внимание следователей привлекли видеоролики «Выкинуть чурок! Предвыборная агитация!», «Тесак о фильме «Сталинград» и ситуации в Бирюлево» и «Тесак о фильме «Околофутбол»» — но Марцинкевич успел сбежать на Кубу. Оттуда его выдали России уже в январе.
По этому делу он получил 2 года и 9 месяцев заключения (вынесенный районным судом пятилетний срок сократил Мосгорсуд). Пока Тесак сидел, силовики плотно занялись его последователями из движения «Реструкт», участвовавших в «сафари» на предполагаемых педофилов и наркоторговцев. Одно из дел было возбуждено после ролика «Оккупай-Наркофиляй №8», на котором Марцинкевич и его соратники ловят, как они утверждают, продавца спайса, рвут ему рубашку, бьют и заставляют есть обнаруженное при нем растительное вещество.
В декабре 2018 года Бабушкинский районный суд Москвы приговорил неонациста к 10 годам колонии строгого режима по делу ультраправого движения «Реструкт». Подсудимого признали виновным в разбое (часть 2 статьи 162 УК) и хулиганстве (часть 2 статьи 213 УК).
По версии следствия, в 2013 году Марцинкевич вместе с соучастниками избили Хамидилло Мухтарова, которого заподозрили в торговле наркотиками, и украли его телефон.
Марцинкевич отбывал наказание в Республике Коми. В октябре 2019 года Сыктывкарский городской суд смягчил ему наказание с 10 до менее чем девяти лет, сняв обвинения в экстремизме (часть 1 статьи 282 УК) в связи с декриминализацией статьи.
«Эти восемь лет — с учетом того, что там часть срока зачли «день за полтора», когда он находился в «Матросской тишине», в [Краснопресненской пересыльной тюрьме], — у него заканчивались в апреле-мае 2021 года», — говорит адвокат Иван Сидоров.
В заключении Марцинкевич стал интересоваться либертарианством и переосмыслил отношение к наркопотребителям. В Красноярск осужденный прибыл зимой этого года, и там начались проблемы: его сторонники в своем канале писали, что его уже несколько месяцев то увозят в больницу, то возвращают в СИЗО, а адвокатов «пускают раз через три-четыре» — в том числе из-за карантина по коронавирусу.
«Будем обжаловать решения Сыктывкарского суда, Чтобы пересчитали, как мы считаем, верно, и Максим вышел раньше этого срока, — писали сторонники Тесака в мае. — Конечно, УДО и прочее ему не светит».
Редактор: Сергей Смирнов
Обновлено в 23:00. Добавлена информация из заявления адвоката Трофимик.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Адвокат сообщил о «существующих только на бумаге» убийствах в деле Тесака
Адвокат Алексей Михальчик, представляющий интересы семьи Максима Марцинкевича (Тесака) заявил, что Тесака посмертно обвиняют в трех убийствах по написанным им явкам с повинной, но как минимум два из них «существуют только на бумаге» — нет ни ФИО якобы погибших, ни свидетелей, ни тел. Об этом в пятницу, 3 декабря, Михальчик рассказал «Ленте.ру».
Материалы по теме
«Умереть как викинг — в бою! Или на девушке»
«Не хочу иметь ничего общего с этим государством»
По словам Михальчика, в СИЗО Красноярка Марцинкевич написал, по разным источникам, от 9 до 12 признаний в различных преступлениях, в том числе в трех убийствах. В двух из них следствие даже не установило личности убитых и не обнаружило их тел. Жертвой еще одного убийства, инкриминируемого Тесаку, стал уроженец Таджикистана. Это преступление было записано на видео, однако ранее Следственный комитет России (СКР) признал его инсценировкой.
«Красноярское СИЗО — это фабрика пыток, где Марцинкевича полгода пытали и не пускали к нему адвокатов. Независимый эксперт говорит, что на его теле имелись застарелые следы пыток. Максим Марцинкевич оказался в СИЗО в таком положении, что писал все, что ему скажут», — сообщил адвокат Михальчик.
В ближайшее время адвокат намерен ставить вопрос о прекращении посмертного уголовного преследования Марцинкевича в связи с тем, что его признания были получены незаконным путем.
«Лента.ру»: Чем, на твой взгляд, закончится новое судебное разбирательство? Как ты относишься к тому, что срок твоего заключения может быть продлен? Готов ли к этому?
Марцинкевич: Если брать по закону, то закончиться новый суд может исключительно снятием обвинений или оправданием. Дело в том, что в обвинении допущены фундаментальные нарушения, которые невозможно устранить в суде. Они, собственно, слагаются из сфабрикованного обвинения, бездарного следствия, страдающего Альцгеймером прокурора и очень сильным, политически мотивированным желанием закрыть меня и все движение «Реструкт».
В первый раз судья Глухов согласился с тем, что государственный интерес выше закона, вынес мне и ребятам обвинительный приговор. Ну, а косяки следствия прикрыл тем, что сфальсифицировал протокол судебных заседаний, показания потерпевших, свидетелей и обвиняемых. Но в Мосгоре чудом, которое я отношу на счет моего адвоката Краснова, приговор по моему и еще двум эпизодам был отменен.
В этот раз? По закону — оправдание. По логике, новая судья не должна бы сознательно нарушать закон там, где вышестоящая инстанция прямо сказала: нарушений не допускать.
А по факту что будет? Россия же. Ну, вынесут они мне снова 10 лет. Могут же договориться, чтоб устоял приговор? Могут.
Жалуйся потом в ЕСПЧ. Или опять через год отменят по апелляции. Ну, накажут судью. Мало ли их? И снова суд. Есть такой лайфхак, если не жалко судей и прокуроров, которые получают взыскания за отмены. Статья до 10 лет? Вот 10 лет и можно так кружиться.
Максим Марцинкевич (Тесак)
Фото: Сергей Пономарев / AP
Естественно, что я хочу поскорее выйти. Я и так за 4,5 года самое интересное пропустил. Но что значит «готов ли ты к этому»? Кто спрашивает-то? Если считать за подготовку список книг, то да — года на два вперед составлен. Именно тюремного чтения, часов по восемь в день. А на волю я всегда готов — только и взять что блокнот со стихами и одну фотографию.
Рано или поздно ты выйдешь на свободу. И чем ты планируешь заняться? Не сразу после освобождения, а глобально. Вернешься ли к активной общественной деятельности и в какой роли?
Планов у меня очень много, это факт. Самое первое, что я сделаю, — уеду из России и откажусь от ее гражданства. Не хочу иметь ничего общего с этим государством и его политикой.
Если пропустить относительно мелкие цели типа «прокатиться на собачьей упряжке через Аляску» или «залезть на Эверест», а перейти к основному, то это будет культурологический проект глобального масштаба. Основной вопрос: почему одни страны процветают, а другие нет? Разговоры об империализме и эксплуатации сильно устарели. Хотя леваки еще пользуются. Но если смотреть реально, то у каждого народа в каждой стране есть ряд вполне четких характеристик, от которых зависит прогресс.
Законопослушность, социальная мобильность, экономическая активность, тяга к образованию, восприятие коррупции, принятие личной ответственности, жажда свободы. От чего это все зависит? Прежде всего — от культуры. Вот, скажем, пунктуальность. Все знают о немецкой и японской пунктуальности. А кто знает, что в Эквадоре из-за опозданий на работу теряется 5 процентов ВВП? Как исправить?
Или возьмем Россию. Вот есть моногород, в котором закрылся градообразующий завод. Все, он уже никому не нужен, он экономически невыгоден. А жители требуют открыть и платить зарплаты. Это мышление такое патерналистское. Нет чтобы сразу переехать в другое место, получить новую специальность и спокойно жить. Как же можно уехать из родного города? Как же в 45 лет учиться?
А несоблюдение закона в России? Часто можно увидеть по телевизору, как упитанный законодатель в пиджаке сокрушается о правовом нигилизме. Но ведь законопослушность начинается не с соблюдения закона, а с его принятия. Закон ведь должен быть справедлив, исполним, общеизвестен и применяться ко всем одинаково. И кого у нас смущает принятие закона, о котором заранее известно, что выполнен он не будет? Абсолютно никого. То майские указы — абсолютно нереализуемые, но приятные. То «закон Яровой» — ужас, но все равно работать не будет. И откуда это идет? Вот куда интересно копнуть.
Как ты оцениваешь результаты и эффект проекта «Реструкт»? Повлиял ли он как-то на общество?
Если честно, то эффект от «Р» для общества мне сложно оценивать из этой подводной лодки 99/1. Мне многие до сих пор пишут — мол, спасибо, благодаря твоему творчеству бросил бухать и курить, занялся спортом и начал читать. Это очень радует. А что касается общества в целом… Вся социальная активность в стране подавлена. Те общественные движения, что я вижу (опять же по телевизору), вызывают только раздражение жуткое.
Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»
«Лев против» — чистые дружинники, почти менты. «Белая гвардия» — по борделям ходят, еще грустнее. «Трезвая Россия» — помесь шариатского патруля и ДПС. «Стопхам» легко можно заменить несколькими видеокамерами, выписывающими штрафы.
Я считаю, что это имитация общественной деятельности и социального активизма, направленная на дискредитацию самой этой идеи. Типа сидите лучше, ребята, по домам. Ясно, что ничего мало-мальски полезного государство грантами не снабдит.
Единственное — канал «Пятница» радует своими проектами. Я одно время даже переживал, как бы Лену Летучую не закрыли. А что? Написал бы какой-нибудь уборщик, что она телефон у него сперла, и вперед. Сейчас «Инсайдеры» смотрю. То там, то там периодически встречаю отголоски проекта «Реструкт». Социальная эволюция идет быстрее эволюции видов. А еще иногда слышу у молодых ведущих свои фразы — смотрели ролики, значит, недавно. Прикольно.
Как ты относишься к законодательной инициативе установить пожизненный срок для педофилов?
Я против педофилии, конечно. Но, сидя в тюрьме и особенно наглядно воспринимая тот беспредел, что называется правосудием, никакие ужесточения я приветствовать не могу. Ведь не только в экстремизме и разбое оправдаться нереально. Что угодно тебе предъявят — и сиди. Вон историка Дмитриева судят за педофилию, чтоб чекистские полигоны и места захоронений не раскапывал.
Что бы ты изменил в своей жизни, если бы мог? Были ли конкретные эпизоды, когда все пошло не так, как ты планировал, и это повлияло на твою судьбу? Приведи пример, если были.
Вообще я не склонен в таком ключе рассуждать о жизни. Но есть один момент, который мне прямо в глаза бьет. Не надо было улетать из Киева на Кубу. Здесь речь об одном конкретном решении, которое портит мне жизнь уже 4,5 года. Все остальные события складываются из цепочек решений — значит, надо изменять все мышление, а это невозможно. Я не говорю «зря я поехал того барыгу ловить, за которого сижу». Его никто не грабил — это просто повод меня закрыть. Но не было бы его, попросили бы написать заявление какого-нибудь педофила. Я ж их 115 штук поймал. Как тут защититься? Абсолютно никак. Если только ничего не делать. Но это уже не я должен быть.
Считаешь ли ты себя по-прежнему неонацистом? Можешь кратко и емко определить свою идеологию? Какова цель твоей жизни (достижимая)?
Для СМИ я буду неонацистом всегда, это ясно. А если говорить строго, то речь об идеологии национал-социализма. С «социализмом» я ситуацию разъяснил для себя и полностью его отвергаю. С «национализмом» сложнее, но многие его аспекты для меня неприемлемы.
Я русский, но если брать социальные установки русской нации, то, боюсь, совпадений совсем немного. Гетеросексуализм и русский язык. Все. Ценности — стремление к совершенству, ответственность, саморазвитие, свобода.
Сейчас я все глубже изучаю либертарианство. Кратко и емко определить свою идеологию я не могу. Мне еще многое надо уточнить, обсудить, проверить, изучить. А затем, скорее всего, придумать название и дать описание тому, что получится. Этим я и буду заниматься в ходе своего культурологического проекта.
Цель моей жизни… Глубокий вопрос. Я атеист. Так что исхожу из того, что мы все умрем, и это навсегда. И Солнце погаснет. Все, что мы могли бы в этой жизни сделать, исчезнет. Следовательно, все наши жизненные пути ведут в могилу. Разница лишь в том, есть ли на этом пути сердце. Я живу так, как считаю правильным, как подсказывает мне сердце. Вот и все. Если копнуть глубже, то жизненные цели людей определяются страхом смерти. Оставить след после себя — так или иначе. Дети, богатство, искусство — что угодно. Надо понимать, что все это — лишь желание продлить свою жизнь за порог собственной смерти. Вот как раз на эту тему стих у меня есть.
Страх смерти обитает внутри каждого из нас.
Его не победить, он всеобъемлющ и силен.
До тех пор, пока огонь не погас,
Он жизни подчиняет себе с зари времен.
Мечтаешь о детях, чтобы свой продолжить род.
Потомкам, конечно, жизнь надо дать!
Не переведется поэтому народ —
В кругу детей и внуков не так страшно умирать!
Пытаешься денег побольше накопить,
Развиваешь бизнес, пополняешь запас.
Хоть все деньги мира на счет сможешь положить —
Счет никого еще от смерти не спас!
Хочешь в истории след оставить свой.
Рисуешь картины, книги пишешь, поешь…
Остынет Солнце, землю льда покроет слой,
А значит, и ты с бессмертным творчеством умрешь!
Может, молишься богу, чтоб душу спасти?
Вечную жизнь обеспечить в раю?
Только и рай, и бога придумал человек,
Эксплуатирующий боязнь смерти твою.
Помни о смерти — в этом секрет!
Она всегда рядом, ей всегда по пути!
Устал, все [плохо] — она скажет: «Нет!
Ты жив, значит, должен к цели идти».
Санкт-Петербург. Задержание участников несогласованной акции против повышения пенсионного возраста на Малой Садовой
Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Какое родство важнее — идеологическое или по крови? Какие качества ты ценишь (ненавидишь) больше всего в людях? Разделяешь ли ты принципы уважения к врагам, правила честного поединка?
Это смотря в каком аспекте. Слишком абстрактный вопрос. Ненавижу больше всего — глупость, слабость, трусость, лень, лживость, интриганство. Ценю, соответственно, противоположное. Я сторонник фон Клаузевица, так что правила честного поединка и уважения к врагам могу отнести только к спорту. Врага надо победить, а не уважать. Да мне и самому наплевать, уважают ли меня враги. Другой вопрос, который обычно путают с вопросом об уважении: необходимо ли соблюсти определенные правила. Да — при условии, что ты сам на них согласился.
Кто такой русский и каким ты видишь будущее твоего народа, исходя из сегодняшней ситуации?
Если без романтики, то русский — любой европеоид, говорящий на русском языке, усвоивший русскую культуру и идентифицирующий себя как русского. Хотя бывает, что этот европеоид и языка не знает, и с культурой не знаком, и живет в другой стране, но считает себя русским потому, что его предки — русские. Не знаю, уже спорно.
А будущее моего народа, если ситуация не изменится, очень печально. Правительство раздаст паспортов иммигрантам и приложит все силы к смешению. У нас же рабочих рук не хватает — почему бы и не заместить по этому случаю народ? Главное, что ситуация критическая — у нас одновременно и безработица, и нехватка рабочих рук.
Как и на какой основе следует объединить правые националистические движения в стране, чтобы они стали реальной силой? Или это невозможно сделать?
Вопрос поставлен так, как будто нацдвижения перессорились и развалились сами по себе, а не были уничтожены спецслужбами. Все лидеры или сидят, или сбежали за границу, или залегли на дно. Нет смысла говорить об основе для объединения, пока гайки так закручены. А, нет, есть одна основа! Согласование позиции в АП и получение там же грантов: «Крым наш!», «Русский мир!», «За православный интернет!», «Смерть бандеровцам!» и так далее. Идеальная и политически верная основа.
Следишь ли ты за тем, что происходит в стране? Какие актуальные темы тебя волнуют — Украина, Сирия, футбольный чемпионат, Крымский мост?
Слежу. Украина в том ракурсе, в каком ее обсуждают в СМИ, меня не волнует. На Сирию, футбол и Крымский мост мне вообще положить. Интересна общая тенденция закручивания гаек и обнищания в России. Образование новых и новых протестных страт. Дальнобойщики, студенты, фермеры, теперь еще пенсионеры… Этот процесс не может быть бесконечным. Веселят законодательные инициативы — уже фантазии не хватает, где бы еще денег выжать. Причем свойство у чиновников есть одно: чтоб отнять десять рублей, они нагадят на тысячу. Интересно, когда рванет?
Еще слежу за тем, как правеет Европа. Хорошо и модно говорить о толерантности, но если у тебя в доме парочка десятков диких беженцев поселится — толерантность подослабнет.
Члены неофашистских формирований в ГДР. Март, 1990
Фото: Борис Бабанов / РИА Новости
Раньше по улицам открыто ходили бритоголовые, порой и со свастикой на рукаве. Теперь людей сажают за экстремистские репосты в соцсетях. Как тебе такая эволюция? И вообще, много ли общего между неонацистами конца 90-х и сегодняшними?
Да, эволюция печальная. Абсолютное большинство сегодняшних правых — это те, кого скины раньше звали Divan skins front. Но раньше они рисовали свастики в тетрадках, а сегодня делают репосты во «ВКонтакте». Они абсолютно безобидны. Но сажают-то их не из-за исходящей от репостов угрозы конституционному строю, а потому, что надо же кого-то сажать. Чтоб отчетность была, чтобы звездочки новые вкручивались, премии шли. Наплодили антиэкстремистских подразделений — они и сидят, кушать хотят.
Как к интернет-экстремистам относятся на зоне? Как относятся к «политическим» обычные уголовники? Как относятся к неонацистам зэки с Кавказа?
Кто-то «за хатой смотрит», кто-то «на дороге стоит», кто-то просто сидит, кто-то «шныряет».
Конечно, зэки с Кавказа против русского национализма. Да и то не все — у них свои межнациональные войны. А русские — против ислама. Я вообще против религии в принципе. Но надо же как-то уживаться, раз в камере нас заперли.
Не жалеешь ли ты втянутых тобой в «Реструкт» парней и девушек, получивших за это тюремные сроки, испытывающих теперь проблемы с трудоустройством и т.д.?
Жалость — плохое чувство, оно говорит о том, что ты чувствуешь себя выше того, кого жалеешь. У всех был выбор. Конечно, я сочувствую парням. И сочувствую Лизе. Но это было ее решение — не уезжать из России, ходить на суды, на приговор.
Мы сели не потому, что совершали преступления. Этого не было. Была зачистка неподконтрольных власти общественных объединений. А «Р» был самым заметным. Видели ли ребята, что по нам начали работать? Да, конечно. Но они посчитали своим долгом продолжать. Это был их путь сердца.
Фото: Rebecca Blackwell / AP
Как тебя меняет заключение и нравятся ли тебе эти перемены?
На этот вопрос, мне кажется, должен бы отвечать кто-то со стороны, знавший меня до посадки. Пока единственные наглядные перемены — это несколько седых волос в бороде и редеющие волосы. Не нравится.
Знаний немало накопил — постоянно читаю и пью ноотропил с глицином. Когда я сел в 22 года, то постоянно замечал, что в спорах мне не хватает аргументов. Спорим-спорим, и я натыкаюсь на стену, за которой мои знания исчерпаны. А оппонент, особенно из экономических, проходит ее и идет дальше. Что же я, думаю, балбес?! Тогда-то за книги и взялся. Сейчас ситуация обратная.
Если учесть, что интеллект — единственное, что отличает человека от остальных животных, то изменения, вызванные тюрьмой, можно только поприветствовать. Но пора уже и на практике все применять. Хватит подготовки!
Видишь ли ты себя после сорока лет добрым семьянином с иномаркой, загородным домом и собакой? Каким образом ты бы хотел умереть, если получил бы выбор?
Нет, кем я себя точно не вижу — это добрым семьянином. И злым тоже. Сейчас решается вопрос, будет ли у меня одна любимая девушка или гарем нимфоманок. Хотелось бы, конечно, первого. Но, боюсь, придется довольствоваться вторым.
Как умереть? Красиво. Как викинг — в бою! Или на девушке. Или замерзнуть на вершине Эвереста. Хотя, по большому счету, это неважно.