Тесей бросил ариадну потому что
Этот фразеологизм связан с легендой о древнегреческом герое Тесее, который победил человека-быка Минотавра. Людоед Минотавр жил в запутанном дворец Лабиринте, и выбраться оттуда Тесею помогла подаренный царевной Ариадной клубок ниток. Герой привязал один конец нити у входа в лабиринт, а затем с ее помощью нашел дорогу обратно.
Миф о Тесее и Минотавре
Тесей решил положить этому конец. Вместе с приговоренными он сел на корабль с траурными черными парусами и отправился на Крит. На помощь он призвал богиню любви Афродиту.
Афинские пленники предстали перед царем Миносом. И в Тесея с первого взгляда влюбилась дочь царя Ариадна (чувство в ней помогла пробудить богиня Афродита). Девушка решила помочь герою, подарив ему острый меч и клубок ниток.
Войдя в Лабиринт вместе с другими приговоренными, Тесей привязал нить у входа и стал разматывать клубок. В сердце Лабиринта герой встретился с Минотавром и сразил его мечом. Убив чудовище, юноша вернулся назад с помощью нитки.
Что было с Ариадной и Тесеем дальше?
Пора было бежать с Крита. Тесей снарядил корабль и вместе со спасенными отправился обратно в Афины. Ариадна сбежала вместе с ним, однако девушке не суждено было стать супругой афинского царевича.
Тесей оставил Ариадну на пустынном острове Наксос. По одной из версий легенды, он сделал это по воле богов, у которых были свои виды на девушку. Ариадна в итоге стала женой бога вина Диониса и обрела бессмертие.
Тесей же так торопился домой, что забыл об обещании, данном отцу: если останется жив, то в знак победы вместо черных парусов поднимет белые. Герой не сменил паруса, и Эгей, завидев судно, решил, будто его сын погиб. В отчаянии царь бросился со скалы в море. С тех пор это море называют Эгейским.
Вернувшись в мир живых, Тесей уже не вернулся на трон. А погиб великий герой от руки предателя: Царь Скироса Ликомед заманил Тесея на утес и сбросил в море.
Тесей и Ариадна. Древнегреческий миф
Правитель добрый, царь Афин Эгей,
Переживал все время оттого,
Что очень долго не имел детей.
Наследника хотел он своего.
Он в Дельфах* посетил жилище Аполлона*,
Вопрос свой задал оракулу его.
К нему оракул отнесся благосклонно,
Сказал царю, что все решить легко.
Когда получен был оракула ответ,
Царь долго смысл его не мог понять.
Стал думать, кто откроет сей секрет,
Поможет ему тайну разгадать.
Отправился он к мудрому Питфею.
Царь Арголиды* ответ тот разгадал.
Чтоб подвести загадку к апогею,
Он свою дочку Эфру ему в жены дал.
Оракул ведь сказал в своем завете
О том, что сын Эгея героем станет,
И будет лишь таким один на белом свете,
Своими подвигами он себя прославит.
Родился долгожданный сын Эгея,
Но был, на самом деле, сыном Посейдона*.
Эфра назвала его Тесеем,
Что значит сильный, в этом есть резон.
Шестнадцать лет исполнилось Тесею,
Он стал красивым, высоким, очень сильным.
Решил покинуть он царствие Питфея,
Отца собрался навестить в Афинах.
Тесей, придя в Афины, увидал
Перед глазами грустную картину-
Вся Аттика* погружена в печаль,
Своих детей предвидя скорую кончину.
Раз в девять лет они должны прислать
На Крит семь юношей и столько ж дев.
Их Минотавру* всех должны отдать,
Царь Минос этим утолял свой гнев.
А кару эту Афины заслужили
За то, что, много лет назад,
На играх сына царского убили.
С тех пор возмездья им не миновать.
В порту Афин стоял корабль снаряженный,
Готовый с данью отправиться на Крит.
То юноши и девы в жертву принесены
Убийце Минотавру в громадный Лабиринт*.
Уж в третий раз корабль посылали
С ужасной данью на его борту
И черными на мачте парусами,
Как знаком скорби, подчеркнув беду.
Решил Тесей отправиться на Крит,
Чтоб прекратить уплату этой дани.
Задумал Минотавра победить,
На это не имея никакого плана.
На Крит корабль прибыл утром рано,
Всех афинян доставили к царю,
Сидящего под сенею платана,
Встречавшего любимую зарю.
На юношу царь обратил вниманье,
Заметила его и дочь царя,
Почувствовав его очарованье,
Своей любовью Тесея одаря.
То Афродита* очень постаралась,
Внушила Ариадне, что любовь
Тесею от нее быстрей б досталась,
Такая, которая волнует кровь.
Тесей призвал отца и прыгнул в море,
Где ждал его огромный бог Тритон.*
Пока царевна пребывала в горе,
С любовью сына встретил Посейдон.
Тесею перстень Миноса он дал,
Тритон до берега его доставил.
Своим поступком Тесей всем доказал,
Чей сын он и себя прославил.
Решив помочь любимому в сраженье,
Она Тесею острый меч преподнесла,
И, выход чтоб найти из подземелья,
Нить путеводную герою отдала.
Тесей шел впереди по мрачным переходам,
Разматывая за собою свой клубок.
А нить за ним обозначала путь к свободе,
Он свято верил, что ему поможет Бог.
Все дальше шел Тесей по подземелью,
Пока он не услышал грозный вой.
Он понял, что находится пред целью,
И разгорелся в Лабиринте* страшный бой.
Тесей атаки Минотавра отразил
и, изловчившись, схватил его за рог.
Он острый меч в чудовище вонзил,
Тот замертво упал у его ног.
Тесей быстрее свой корабль снарядил,
И, чтоб догнать его никто не смог,
Всем критским кораблям он днища прорубил.
Попутный ветер убежать помог.
Корабль помчался по морю домой,
Попутным ветром надувало паруса.
Он Ариадну и афинян вез с собой,
Приветственные с неба слыша голоса.
На Наксосе* он сделал остановку,
Уставшим спутникам он отдых дал.
На берегу остановился на ночевку,
Во сне он бога Диониса* увидал.
Почувствовал Тесей, что не все ладно,
А тот поведал о мнении богов,
Назначить ему в жены Ариадну.
Ослушаться решения Тесей не мог.
Тесей, проснувшись, быстро в путь собрался,
Оставив Ариадну навсегда.
Утратой опечаленный он мчался,
Не поменяв на мачте паруса.
Богиней вскоре Ариадна стала,
Женою бога Диониса.
Она об этом даже не мечтала.
Тесей – один, из-за богов каприза.
Эгей стоял на высокой скале,
Вглядываясь молча в морскую даль.
Радость была у него на челе-
Он точку в просторе морском увидал.
Вгляделся Эгей – черны паруса,
Случилась беда, Тесей не вернулся.
Не вняли молитвам его небеса.
От мысли такой Эгей содрогнулся.
В отчаяньи бросился вниз со скалы,
И тело исчезло в морской пучине,
Лишь только катились по морю валы.
Не смог он смириться с гибелью сына.
Тело на берег вынесли волны.
Тесей с почетом отца похоронил.
Невольно став причиной смерти,
Себя он в происшедшем обвинил.
Тесей на царстве заменил Эгея.
Он справедливо Афинами правил.
О своем государстве радея,
Ярчайший след в истории оставил.
Могущество Дельф основывалось на сказочном богатстве, города-государства и все средиземноморские колонии состязались в щедрости даров оракулу. Каждые четыре года в память о победе Аполлона над змеем Пифоном проводились Пифийские игры. Во времена римского владычества Дельфы были разграблены Нероном и Суллой, но позже восстановлены Адрианом. Оракул был в конце концов упразднен византийским императором Феодосием I в конце IV века.
*Аполлон, сын Зевса, бог света и солнца, охранитель жизни и порядка.
*Троисена,в Древней Греции главный город царства Арголида.
*Посейдон, в древнегреческой мифологии верховный морской бог.
*Минотавр, в древнегреческой мифологии, чудовище с телом человека и головой быка, жившее в Лабиринте на острове Крит.
*Афродита, в древнегреческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов.
*Тритон — древнегреческий бог, вестник глубин, сын Посейдона и Амфитриты.
*Лабиринт. в Древней Греции — здание с многочисленными запутанными ходами, из которого трудно найти выход. Лабиринт на Крите был построен по приказу царя Миноса известным древнегреческим инженером Дедалом.
*Дионис, в греческой мифологии вечно юный бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия.
Тесей бросил ариадну потому что
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Миф об Ариадне
Некоторое время Олег Сус, зная о моём интересе к инициациям, дал мне ссылку на разбор мифа об Ариадне в свете женской и мужской инициации. Как мне тогда показалось, и кажется сейчас, этот разбор слишком прямолинеен и фрагментарен, и я решил написать свой пост на эту тему. Хотя здесь я не предоставляю детального разбора этого мифа, но стараюсь указать на неявняе взаимосвязи, предоставив читателю далее самому для себя трактовать этот миф.
По другой версии, Минотавр никогда не существовал и Ариадна не была похищена Тесеем, а досталась ему в жены вполне законно. Лабиринт был просто хорошо охраняемой тюрьмой, в которой содержали афинских юношей и девушек, намеченных в жертвы на погребальные игры в честь Андрогея, а также в качестве призов победителям. Жестокий и надменный критский военочальник Тавр каждый год забирал их себе, выигрывая все соревнования. Он злоупотреблял доверием Миноса, вступив даже в любовную связь с Пасифаей (один из ее сыновей очень походил на Тавра). Поэтому Минос с радостью разрешил Тесею побороться с Тавром. Ариадна влюбилась в Тесея, наблюдая за его победой в поединке. Миносу зрелище поверженного Тавра тоже доставило огромное удовольствие, и он не только отменил жестокую дань с Афин, но и отдал свою дочь в жены Тесею.
Несколько дней спустя, высадившись на остров Наксос, Тесей оставил спящую Ариадну на берегу, а сам уплыл. Мотивы этого его поступка объясняют по-разному. Одни говорят, что он покинул ее из-за новой возлюбленной по имени Эгла, дочери Панопея, другие – что он опасался неприятностей, которые мог вызвать приезд Ариадны в Афины, третьи – что он оставил её на острове из-за разыгравшейся бури, четвёртые – что влюбившийся в Ариадну бог Дионис явился Тесею во сне и потребовал отдать девушку ему. Как бы то ни было, но жрецы Диониса в Афинах подтверждают, что когда Ариадна обнаружила, что осталась одна, покинутой на острове, она стала горько причитать, проклиная Тесея, ради которого она бросила родителей и родину.
Тогда для спасения Ариадны явился нежный и ласковый Дионис со своей веселой свитой сатиров и менад. Он без промедления женился на ней, а она родила ему много детей.
Боги услышали проклятья Ариадны, и ее месть настигла Тесея. Возможно, из-за того что потерял Ариадну, возможно, от радости при виде родного берега, но он забыл о своем обещании отцу поднять белый парус. Эгей, наблюдавший корабль с акрополя, увидел черный парус и с горя бросился с утеса в море, которое с тех пор зовется Эгейским.
Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия. После свадьбы с Дионисом Зевс ради своего сына сделал Ариадну бессмертной.
Ариадна очень близко ассоциируется с богиней любви и красоты Афродитой, и на Кипре существовал культ Ариадны-Афродиты. Вообще-то некогда Ариадна была богиней луны на Крите, но в греческой мифологии она выступает в качестве униженной смертной женщины, которая снова становится богиней благодаря Дионису.
Трактовать это миф можно на нескольких уровнях, соединение которых вполне может дать целостную картину.
Дионис самый женственный из всех Олимпийских богов-мужчин, бог без матери (которая была убита Зевсом до его рождения в следствии интриги Геры), но с самого детства окружённый женщинами, которые в его детские годы были для него мамочками, в юношеские – любовницами. И, кроме того, Дионис единственный из богов, который вознёс на Олимп и обессмертил двух женщин – свою жену Ариадну, и мать (за которой он спускался в царство Аида) – Семелу.
Если внимательно изучать мифологию доэллинистических времён, то можно узнать, что Ариадна (жена Диониса) почиталась как богиня Луны, а Семела (его мать) – как богиня Земли. Таким образом Дионис восстановил в правах этих богинь, которые изначально в мифе предстают в виде смертных женщин (по аналогии – свергнутые богини в результате завоевания народов, поклоняющихся женским богиням, и их замены на патриархальный Олимпийский пантеон), в последствии обретая бессмертие и былое уважение.
Обе женщины мифологически перед вознесением оказались убитыми: Семела от молний Зевса, Ариадна – после предательства Тесеем была «убита горем».
Интересно, что в таком случае у Симелы и Ариадны очень много общего. Обе они были беременны, обе умерли во время родов, обе воскрешены Дионисом и вознесены на Олимп обретя бессмертие.
Следует так же вспомнить, какое влияние оказывал Дионис на женщин. Он пробуждал в них их женственную сущность, подавляемую социумом (особенно в патриархальном обществе).
Учитывая это всё можно проследить инициативный путь, который необходимо пройти женщине, для обретения её «бессмертия». В мифологии ещё лучше прописан инициативный путь мужчины-Диониса, но это тема отдельного разговора.
Глава 8. Тесей и Ариадна
Вечная Драма: внутренний смысл греческой мифологии
Эдвард Эдингер
Глава 8
Тесей и Ариадна
Мифы Тесея и Персея тесно переплетены: первый повествует про отца-монстра и аспектах отцовского комплекса, второй – о матери-монстре и материнском комплексе. Сравнение этих мифов весьма интересно.
Как и у других героев, у Тесея двойственное происхождение. Отцом Тесея был царь Эгей, однако, ходили слухи, что во время его визита в Трезен, его мать, Эфру, посетил Посейдон. Таким образом, у Тесея было двое отцов: бог и смертный. Так или иначе, когда Эгей уезжал в Афины он сказал Эфре, что спрятал свой меч и сандалии под огромным камнем, и когда его сыну исполниться шестнадцать лет она должна отвезти его к этому камню. Если Тесей будет способен поднять этот камень и извлечь меч и сандалии то этим докажет, что Эгей действительно его отец и должен будет отправиться к нему в Афины.
Это перекликается с темой прохождения сыном испытания по достижению совершеннолетия для получения наследства отца. Прохождение испытаний сопутствует всем основополагающим решениям молодого человека, в особенности это характерно при определении призвания – наиболее важном из всех решений. Молодой человек не сможет полноценно принять решение, пока не установит связь со своим внутренним маскулинным наследием. Может ли этот мифологический образ быть применен к женщинам и выбору ими своего пути? Согласно Нойману[i], и я согласен с ним, миф о герое так же относиться и к женщинам, так как мифы говорят о процессе развития сознания как такового, и этот процесс символически маскулинный, независимо от половой принадлежности индивида.
После того как он с легкостью поднял камень и достал меч и сандалии Тесей отправился в путешествие в Афины дабы встретиться с отцом. Вместо того, чтобы выбрать прямой и безопасный путь по воде, Тесей выбрал более длинный путь по округлой линии побережья, которая, как известно, была заселена головорезами. Он мечтал о свершении героических подвигов и поэтому выбрал путешествие по столь опасной дороге.
Далее Тесей встретился со Скироном, который заставлял путников мыть ему ноги. Когда путешественник наклонялся, Скирон пинал его и тот летел с утеса в море, где огромные черепахи пожирали его. Это образ может быть отнесен к опасности ложных скромности и смирения, раболепного отношения, предполагающих мытье ног. Другими словами, этот разбойник использовал тенденцию человека быть услужливо-покорным или подчиненным, а затем уничтожал его за нее. Тесей отплатил ему той же монетой.[ii]
За Скироном последовал Керкион, злонамеренный борец, который вызывал каждого путника на бой и убивал их при помощи своего захвата. Тесей победил его, используя стратегические принципы борьбы, которую сам изобрел. Победа Тесея над Керкионом, достигнутая не путем использования грубой силы а при помощи мастерства и изобретательности сознания предполагает, что сознание должно использовать свои собственные принципы при совладании с бессознательными силами на их территории.
По прибытию в Афины, Тесей чуть не был отравлен Медеей, которая в то время была женой Эгея. Медея сказала Эгею, что этот юноша – шпион и он должен содействовать в его устранении, но в решающий момент Эгей выбил чашу с ядом из рук юноши, увидев у него меч, оставленный им для своего сына годы назад. Что это может означать? В качестве одного из вариантов интерпретации мы можем предположить, что как только Эго завершит одну из стадий установления отношений с отцовским комплексом, оно почти отравлено собственной регрессивной материнской тоской. Также мы можем сказать, власть имущие не хотят допускать вступления новой власти в свои права. Поддерживается статус-кво и новым, зарождающимся силам приходиться бороться с ним.
Тесей был узнан отцом и встречен им с распростертыми объятиями. Итак, он восстановил отношения с отцом, внутренним маскулинным принципом, которому обязан своим существованием. Но Тесея уже поджидало другое испытание. На Крите, царь Минос однажды взмолил Посейдона о проявлении его особого отношения и получил ответ – из моря явился прекрасный белый бык. Подразумевалось, что бык немедленно будет принесен в жертву Посейдону. Но Минос подумал, что этот бык слишком прекрасен, дабы быть принесенным в жертву и заменил его другим. Посейдон из мести возбудил в Пасифае, жене Миноса, страсть к быку, она совокупилась с ним и от этой связи родила чудовище с головой быка и телом человека – Минотавра. Это жуткое существо заточили в лабиринте. Если Эго использует трансперсональные или инстинктивные силы исключительно в собственных интересах, как поступил Минос, это никогда не остается незамеченным.
За провину Критского царя (в то время Афины подчинялись Криту) было принято решение, что каждые девять лет Афины обязаны отправлять семь юношей и девушек на съедение Минотавру. Тесей прибыл как раз когда очередная партия молодых людей готовилась к отплытию и предложил себя как одного из юношей для дани, намереваясь уничтожить Минотавра.
Это образ передачи человеческой сути целям монстра; такая ситуация возникла потому, что прекрасный бык, вышедший из моря не был добровольно принесен в жертву. Первобытная инстинктивная энергия, символизируемая быком, не была пожертвована высшей цели, и ценой этого отказа стали человеческие качества, олицетворяемые данью из юношей и девушек, которые должны быть принесены в жертву быку. Вместо прогрессивного поступательного движения, которое может быть приравнено к расширению сознания, происходит регрессивное движение: более осознанные люди приносятся в жертву менее осознанному Минотавру.
Мы снова возвращаемся к символизму быка. Из данных археологических раскопок на Крите мы знаем о существовавшем там примечательном виде спорта, похожего на танец с быками, в котором танцор пытался захватить рога быка и совершать прыжки кувырком на спину и со спины быка. Очевидно, что этот спорт является прототипом корриды. Для человеческого существа встреча с быком и покорение его мощи имеет глубинный психологический смысл. Бык олицетворяет то, чему мы должны бросить вызов и продемонстрировать его покорение силе человека. Без смысла этого уровня сложные ритуалы противостояния человека с быком не могут быть поняты в психологическом аспекте.
Другой важной символической системой, в которой образ быка играл важную роль, был Митраизм. Митраизм был главной религией римских легионов в первых столетиях нашей эры, и согласно мнению некоторых исследователей, если бы за ним не последовало христианство, митраизм мог бы стать мировой религией. Его центральным образом был Митра, приносящий в жертву быка.
Говоря языком психологии, бык – это изначальная непреодолимая энергия маскулинного архетипа, деструктивная для сознания и Эго при условии идентификации с ней. Таким образом, она должна быть принесена в жертву и посредствам этой жертвы осуществляется трансформация, так что энергия, символизируемая быком, служит переходу на другой уровень содержания. С этой точки зрения не будет преувеличением сказать, что жертва или преодоление быка символизирует базовую задачу человеческой цивилизации.
Миф о Тесее – это история о встрече с позитивным отцом и негативным отцом. Эгей, позитивный отец, помогает своему сыну найти отца и встречает его с распростертыми объятиями. По прибытию на Крит Тесей сталкивается с негативным отцом, царем Миносом. Как только прибыл корабль из Афин, Минос приметил одну из греческих дев, и собирался изнасиловать ее прямо в порту. Тесей вмешался и в последовавшей ссоре доказал свою связь с Посейдоном, подняв со дна кольцо, выброшенное Миносом в море. Эта исходная демонстрация чудовищной природы позволяет провести некоторые параллели между Миносом и Минотавром, даже их имена схожи, что указывает на противостояние Тесея маскулинному монстру, негативному аспекту образа отца, тому, что нередко приходиться преодолевать сыновьям, сталкивающимся с определенными типами отцов.
Интересно, что хотя Эгей был позитивным отцом, его супруга, Медея, была деструктивной, негативным проявлением феминности, связанным с позитивным отцом. На Крите ситуация противоположна: Ариадна, дочь Миноса, помогает Тесею – негативный отец дополнялся позитивной Анимой. У этой модели есть психологический подтекст. На определенном уровне развития позитивных отношений в любви сына к отцу скрывается негативный, опасный бессознательный аспект, олицетворяемый Медеей. Но как только сын понимает, что его отношение к отцу не абсолютно положительное, как ему казалось ранее, и в реальности отец также может быть негативной и несколько сомнительной фигурой, и как только это новое понимание реализуется в соответствующем поведении, то возникает позитивная Анима (в данной истории представленная Ариадной).
Чтобы встретиться с чудовищем, Тесей прокладывал свой путь в лабиринте с помощью Ариадны, которая была сводной сестрой Минотавра. Это так, как если бы она обладала знанием о Минотавре по причине того, что и сама обладает некоторыми его качествами, и это отображает характерную тему связанности Анимы с чудовищем, которая может выражаться в разнообразных формах. Обычно, Анима удерживается в плену феминным чудовищем, как в мифе о Персее, но здесь мы видим маскулинное чудовище, которое не удерживало Ариадну в рабстве, но было связанно с ней; она могла бы стать свободной только после его смерти. Минотавр был успешно побежден при помощи феминности: клубок ниток, данный Ариадной, был важнейшим указателем движения в лабиринте. Мы можем рассматривать нить Ариадны как нить чувств; индивид инстинктивно держится за нить, обеспечивающую ему связь с чувствами: эта нить обеспечивает ему безопасность при столкновении с первичными яростью и похотью, помогает ориентироваться и не заблудиться в лабиринте бессознательного. У каждого из нас в лабиринте души живет свой минотавр, и пока мы не встретимся с ним лицом к лицу, он будет регулярно требовать жертвоприношения наших целей и ценностей. Так, принцип Эроса или связанности дает Тесею возможность встретиться с Минотавром. Можно провести параллель между этим образом и средневековой идеей единорога как дикого, норовистого, абсолютно неуправляемого существа, которое может быть укрощено только девственницей.
[i] Эрих Нойманн «Происхождение и развитие сознания»
[ii] На поверхностном уровне этот образ напоминаем нам то, как Иисус мыл ноги своим ученикам. Но библейский образ принадлежит более высокому уровню развития Эго, и, следовательно, обладает иным смыслом. Архаический образ относиться к более ранней стадии развития Эго. Вся система христианских добродетелей и запретов не слишком подходит для молодежи. Индивиду необходимо обладать чем-то, чем можно пожертвовать, прежде чем придавать своему эгоцентризму какое-либо значение. Часто бывает, что задачей развития здорового, сильного, активного Эго пренебрегают ради принятия этих так называемых добродетелей самопожертвования и это скорее срывает жизненные процессы, мешает им, а не способствует их реализации.
Лабиринт с бродящим в нем Минотавром – образ, порождающий множество мыслей, эмоций, ассоциаций. Значение этого конкретного мифа в преодолении Тесеем лабиринта, в котором скрывается деструктивный аспект бессознательного, требующий постоянных человеческих жертвоприношений – невыносимая ситуация, которая не может измениться, пока чудовище не будет побеждено в схватке с сознанием. При рассмотрении этого мифа с другой перспективы Минотавр предстает как некого рода страж, защитник центра. Лабиринт олицетворяет бессознательное, как место, где опасно потеряться. Согласно мифологии одной из наиболее значимых характеристик лабиринта является наличие в центре очень ценного артефакта. Этот артефакт не описан в истории Тесея, но подразумевается, что это Ариадны. Ариадна была той наградой, которую Тесей вынес в результате прохождения лабиринта.
Тесей сделал так, как его научила Ариадна, смог преодолеть Минотавра и найти выход из лабиринта благодаря нити, принципу связанности. Дабы понять значение этого мотива, необходимо представить себя возбужденным, взбешенным, ревущим Минотавром. Противостоять Вашей ярости будет безопаснее, держась за нить – чувство сопричастности человечеству, родства и связанности – так Вы не потеряете себя в ярости и не впадете в идентификацию с ней.
Есть еще один важный эпизод в этой истории. Когда Тесей отплывал из Афин то договорился со своим отцом о том, что если его путешествие будет удачным, он заменит черные паруса своего корабля на белые. Но Тесей забыл о своей договоренности и не сменил паруса. Эгей, увидев черные паруса, переполненный отчаянием из-за неудачи сына, сбросился с утеса в море (название моря было образованно от его имени: Эгейское). Мы знаем, что забывание имеет смысл и это является частью центрального значения мифа: отец, Эгей, должен умереть. Теперь Тесей стал отцом, так сказать, преодолел зависимое отношение к фигуре отца и свою необходимость в отце как посреднике, связующем звене между ним и маскулинным принципом. Со смертью отца индивид становиться напрямую связан с маскулинным принципом.
Тесей выступает в разных ролях в мифе об Ипполите, который уже затрагивался нами в параграфе об Афродите. Тесей играет роль отца, наделенного «бычьими» характеристиками в отношениях со своим сыном Ипполитом. Как мы помним, Ипполит навлек на себя гнев Афродиты по причине его преданности Артемиде и отречения от любви. Афродита внушила Федре любовь к Ипполиту, и когда от отверг ухаживания своей мачехи, она сказали Тесею, что Ипполит домогался ее. Это старая тема, возникающая, когда молодой человек живет в доме зрелого мужчины и остается в подчинении слишком долго. Подчиненный статус молодого человека оспаривается символически, когда жена зрелого мужчины начинает воспринимать его как мужчину, а не как мальчика. Эротические осложнения инициируют необходимый конфликт между юношей и мужчиной.
Однажды пациент дал мне очень яркий пример на эту тематику. Его отец также обладал качествами «быка» и активно подталкивал его к достижениям в различных сферах жизни. Эта активность, настойчивость интериоризировалась и породила внутреннего «толкателя», компульсивную потребность в достижениях, которые была абсолютно противоположны его подлинному естеству. Его достижения были по своей сути пустыми, ложными; в своей жизни он воспроизводил историю Тесея, передавая Афинских юношей и девушек своему внутреннему Минотавру. Его истинные человеческие цели и стремления кормили это жуткое чудовище. В ту ночь, когда он впервые решил пройти анализ, пациенту приснился сон о том, что он должен был пройти лабиринт и в конце лабиринта был человек, ставший его аналитиком. Ровно через год, день в день, ему приснился сон:
Я в тюремном лабиринте. Внезапно я увидел отверстие, проход. Я ожидал выстрелов, но застал их врасплох. Я пересек границы. Теперь я стал свободен, и знал, что другие тоже смогут. Это было так, как будто бы я исполнял ежегодный ритуал, и другие теперь будут свободны. Я повернулся и пошел обратно. Когда я возвращался, разные люди подходили ко мне, как если бы они вставали из своих могил. Молодые и старые, мужчины и женщины. Я останавливал каждого и издавал глубокий, гортанный звук. Я передавал им свою свободу.
Этот символизм целиком проистекает из истории Тесея-Минотавра, доказывая, что он все еще продолжает действовать – мы имеем дело не просто со старой сказкой.