Тмт отрасль что это

Пять перспективных направлений ТМТ-сектора

Тмт отрасль что это. Смотреть фото Тмт отрасль что это. Смотреть картинку Тмт отрасль что это. Картинка про Тмт отрасль что это. Фото Тмт отрасль что это

За время пандемии мир начал уверенно вставать на цифровые рельсы, и инвесторы стали больше внимания обращать на развивающиеся информационные технологии, в частности, смотреть в сторону ТМТ-сектора (технологии, медиа, телекоммуникации). Аналитики «ФИНАМа» в стратегии «Сектор TMT умер. Да здравствуют T, M и T!» отмечают прогнозируемые рекордно высокие темпы прироста выручки в секторе, которые в среднем составят 8,4%.

Finam.Ru рассказывает о самых перспективных для инвесторов направлениях ТМТ-сектора.

Телекоммуникации

В ходе онлайн-конференции «Инвестиции в IT: как заработать на перспективном рынке?» Артём Михайлин, аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал», отметил, что в России телекоммуникации считаются больше дивидендной историей, потому что новых абонентов у операторов мало, и они стараются расширять свой пакет услуг за пределы предоставления связи, а также ориентироваться на работу с компаниями. При этом он подчеркнул, что приход технологии 5G в Россию расширит возможности сектора.

Технология 5G

По мнению Делицина, технология 5G увеличит скорость передачи данных более чем в 100 раз, её внедрят в основные технологические процессы. Например, к «интернету вещей» при помощи 5G будут подключено свыше 43 млрд устройств.

Делицын при этом отмечает, что шаг Apple, которая в 2022 году добавит модуль 5G во все свои смартфоны, означает уверенность корпорации в том, что мобильная связь пятого поколения заработает в США в обозримом будущем. Больше половины американцев пользуются iPhone.

Между тем, согласно информации «Связного», в России по итогам 2 квартала 2021 года было продано 524 тыс. гаджетов с 5G на сумму 43,3 млрд рублей, что в 14 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом средняя цена смартфонов с 5G выросла на 29% год к году.

Тмт отрасль что это. Смотреть фото Тмт отрасль что это. Смотреть картинку Тмт отрасль что это. Картинка про Тмт отрасль что это. Фото Тмт отрасль что это

Искусственный интеллект и кибербезопасность

В сфере искусственного интеллекта, в частности на облачном рынке, аналитики «ФИНАМа» называют среди лидеров такие крупные компании, как SalesForce (CRM), Oracle (ORCL), VMWare (VMW), а также Microsoft (MSFT).

Айнур Дуйсембаева, аналитик «БКС Мир инвестиций» среди перспективных IT-направлений выделяет облачные вычисления и кибербезопасность, рост которых за пять лет составит 20% и 10% соответственно.

Электронная коммерция

Россия входит в десятку стран, лидирующих по темпам прироста электронной коммерции.

Среди китайских компаний в сфере онлайн-торговли аналитики «ФИНАМа» выделяют крупнейшую онлайн-платформу Alibaba, а в России Ozon и Wildberries.

Аппаратное обеспечение

Больше всего в секторе информационных технологий в 2020 году пострадал рынок аппаратного обеспечения. По оценкам Gartner, выручка в нём снизилась в прошлом году на 7%.

Аналитики «ФИНАМа», в свою очередь, считают, что вместе с традиционной экономикой вернется прибыль и в сегмент аппаратного обеспечения, который максимально выиграет от восстановления мировой экономики после пандемии. После восстановления сектор продолжит расти в среднем на 3% в год.

Среди лидеров рынка аппаратного обеспечения аналитики «ФИНАМа» выделяют компании Intel, Allegro Microsystems и Nvidia.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Источник

Сектор технологий, медиа и телекоммуникаций (TMT)

Что такое Сектор технологий, медиа и телекоммуникаций (TMT)?

Ключевые моменты

Понимание сектора TMT

Сектор TMT включает в себя широкий круг компаний, которые зависят от исследований и разработок ( R&D ). Они сосредоточены на патентах и ​​другой интеллектуальной собственности и предпочитают быстрый рост компании. В результате инвесторы в секторе TMT часто терпят относительно высокие отношения цены к прибыли (P / E) в пользу отношения стоимости предприятия к продажам (EV / Sales).

Краткая справка

Многие акции TMT имеют высокий потенциал, чтобы превзойти рынок, но они также сталкиваются с более высокими рисками снижения.

Особые соображения

Поскольку этот отраслевой сегмент охватывает широкий диапазон, часто бывает полезно разделить TMT на подсекторы, такие как оборудование, полупроводники, программное обеспечение, средства массовой информации и телекоммуникации. Сектор TMT включает новые и высокотехнологичные компании, поэтому в нем происходит большое количество слияний, поглощений и первичных публичных размещений ( IPO ). Каждый подсектор также имеет разные показатели роста и перспективы. Например, в телекоммуникационном секторе движется переход к беспроводной связи.

К производителям оборудования относятся производители компьютеров – IBM, Dell и HP, а также производители серверных систем, мобильных телефонов, планшетов и устройств хранения, таких как жесткие диски и память. В области аппаратного обеспечения производители полупроводников разрабатывают и производят интегральные схемы и микрочипы, используемые во всех видах приложений. Некоторыми представительными фирмами являются Intel, AMD, Texas Instruments и Nvidia.

Компании-разработчики программного обеспечения производят компьютерные или мобильные приложения как для частных лиц, так и для предприятий. Microsoft, Adobe и SAP входят в число ведущих производителей программного обеспечения.

Примеры

Участники рынка могут классифицировать компании TMT по разным подсекторам, поэтому существует множество примеров компаний в нескольких подсекторах TMT. Facebook можно рассматривать как интернет-компанию или медиа-компанию. Apple может быть отнесена к категории Интернета, оборудования, программного обеспечения или мультимедиа, в зависимости от того, кто оценивает компанию.

Источник

Сектор TMT умер. Да здравствуют T, M и T!

TMT-сектор: ускорение и специализация

В настоящее время как информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ), так и медиа находятся на этапе зрелости. Затраты на ИКТ составляют приблизительно 5% мирового ВВП и следуют за ростом мировой экономики.

Результаты опроса 500 экономистов, проведённые агентством «Рейтер», выявили ожидания быстрого восстановления экономики с максимальными темпами за последние 50 лет. В этот период инвесторам очевидны преимущества вложения в компании восстанавливающихся отраслей, и наиболее популярной идеей инвестиций становятся акции стоимости.

Ожидания быстрого восстановления, основанные на успехах вакцинации и государственном стимулировании, начинают сбываться, в том числе и в TMT-секторе. Новые отраслевые прогнозы предсказывают рекордно высокие темпы прироста выручки практически во всех сегментах сектора. В среднем темпы составят 8,4%.

Информационная безопасность, большие данные, искусственный интеллект, облачные технологии, финтех и электронная коммерция продолжат вызывать интерес инвесторов. Соответствующие рынки очень велики и позволяют увеличивать капитализацию не только стартапам, но и крупнейшие корпорациям. При этом, чтобы заработать на новых индустриях, следует ориентироваться на инвестиционный горизонт не менее пяти лет.

Тмт отрасль что это. Смотреть фото Тмт отрасль что это. Смотреть картинку Тмт отрасль что это. Картинка про Тмт отрасль что это. Фото Тмт отрасль что это

Новым драйвером роста должны стать истории успеха внедрения искусственного интеллекта третьей и четвёртой волны. В первую очередь внедряться будут новые сервисы на основе стандарта 5G, «умные» устройства и беспилотный транспорт.

Как отмечал Клаус Шваб, апологет концепции Четвертой промышленной революции, новейшие технологии отличаются глубоким взаимопроникновением, и успех одной зависит от успеха с ней сопряжённых. Для понимания сути бизнеса предпочтительно поэтому его упрощение и более точное фокусирование, что хорошо проявляется в ходе новых IPO, когда компании позиционируют себя как лидеры в очень узких рыночных нишах. В таком качестве их и готовят к IPO инвесторы предшествующих раундов.

На наш взгляд, инвесторы устали ждать эффекта синергии от TMT-холдингов, поскольку сложность управления разноплановыми активами перевешивает преимущества от диверсификации. Отдельные технологические компании (T), медийные компании (M) и телекомы (T) сейчас интересны рынку больше, чем TMT-холдинги. От последних ожидают в первую очередь выгодной продажи непрофильных активов и прочной ассоциации с конкретной технологической волной.

Впереди два года аномально быстрого роста ИКТ-сектора

Таблица 1. Глобальные затраты на ИТ ($ млрд) по данным и прогнозам Gartner

2019

2020

2021

2022

Итого

3811

3757

4073

4296

Источник: Gartner, апрель 2021, январь 2021 г.

При помощи нижней строчки таблицы легко вычислить, что относительная амплитуда падения ИКТ-рынка в 2020 году составила 1,4%. Уместно напомнить, что год назад исследователи Gartner прогнозировали снижение рынка на 7,3% (заметим, что в апрельском пресс-релизе Gartner говорится о падении рынка не на 1,4%, а на 2,2%. Это означает, что исследователи задним числом скорректировали объём рынка за 2019 год, то есть вместо 3811 млрд теперь используют не ту же величину, которую публиковали в январе).

В любом случае, прогноз катастрофического падения рынка оказался настолько ошибочен, чтобы требовалось обсудить возможные причины этого. Во-первых, оценки Gartner получены на основе опросов лиц, принимающих решения об использовании ИКТ. Год назад, когда вводились режимы изоляции, руководители готовились к худшему и планировали жёсткое и резкое сокращение издержек, которого в итоге удалось избежать. Второе объяснение состоит в том, что технологические волны относительно нечувствительны к экономическим условиям, а иногда, напротив, даже усиливаются, если использование новых технологий позволяет сокращать издержки. Если это объяснение правильное, то минимально пострадать должны были бы самые новые сегменты ИКТ-сектора, в то время как традиционные могли упасть значительно.

Проверить это предположение поможет таблица темпов прироста затрат, вычисленных на основе опубликованных Gartner данных.

Таблица 2. Темпы прироста глобальные затрат на ИТ

2019

2020

2021П

2022П

Итого

Первым делом обращает на себя внимание прогноз роста телекоммуникационной индустрии на 5% в 2021 году и на 4% в 2022 году. В 2021 году рост будет высок за счёт увеличения потребления передачи данных благодаря росту электронной коммерции и переходу на дистанционную работу. В 2022 году рост станет ожидаемым результатом от идущего сейчас в США внедрения стандартов 5G.

Телекоммуникационная отрасль относительно устойчива к коротким экономическим кризисам, поскольку связь, во-первых, стала сервисом первой необходимости: даже государственные услуги предоставляются через интернет, а политики предлагают включить его в число базовых потребностей. Кроме того, чтобы успевать за спросом, отрасли удаётся увеличивать полосу пропускания на 60% в год, а это требует непрерывного потока инноваций и максимального напряжения сил исследовательских и производственных подразделений телекомов и производителей оборудования. Исследования и разработки планируются с горизонтом около 5 лет, и кратковременные кризисы не останавливают ни создания, не внедрения технологий.

Наилучшим образом подтверждает наблюдение о нечувствительности инновационных индустрий к кризису тренд затрат на дата-центры. Даже в 2020 году компании не прекратили строить дата-центы, увеличив траты на 5%. В текущем году темпы выросли до 8%, а в 2022 году вернутся на уровень 5%.

Можно было бы опасаться, что без сильного провала не будет и восстановления, но это оказывается не так. Gartner ожидает, что сектор ИКТ в целом вырастет в 2021 году на 8,4%, то есть на величину, почти вдвое превосходящую предшествующий прогноз (4,3%). Прогнозные темпы прироста на 2022 год составляют 5,4%.

Из анализа таблиц вытекает, что выдвинутая нами весной 2020 года идея о том, что инвестиции в ИТ-сектор в целом менее привлекательны, чем в крупнейшие компании («бигтех»), перестает быть актуальной. Идея инвестировать в ИКТ-сектор в целом снова выглядит обоснованной, потому что быстрый рост предсказывается практически во всех его сегментах. В период постпандемийного восстановления фаворитами среди инвесторов становятся компании стоимости, но в долгосрочном плане сектор TMT в целом сохраняет привлекательность. Корпоративные потребители перешли на стадию активного планирования цифрового будущего, в котором ИКТ будут играть в их бизнес-моделях более важную роль, чем сейчас. Поэтому затраты на ИКТ корпорации планируется увеличивать значительнее, чем ожидалось ранее.

Тмт отрасль что это. Смотреть фото Тмт отрасль что это. Смотреть картинку Тмт отрасль что это. Картинка про Тмт отрасль что это. Фото Тмт отрасль что это

От TMT назад к телекомам и медиа

На наш взгляд, простота стратегии, основанной на поглощении медиактивов телекомов, совершенно обманчива. В прошлом телекомы приобрели немало видеоресурсов, но пока так и не продемонстрировали значительных успехов извлечении эффекта синергии. Складывается ощущение, что фондовый рынок верит в синергию не больше, чем в поиски философского камня. Сейчас чисто телекоммуникационные и чисто медийные активы рынку интереснее, чем TMT-холдинги.

Приведём в качестве иллюстрации две медиакомпании и два TMT-холдинга.

Компания TMobile (NASDAQ: TMUS) входит в тройку крупнейших американских телекомов и считается лидером по скорости внедрения стандарта связи 5G. В основе инвестиционной идеи лежит надежда, что именно 5G станет драйвером роста телекоммуникационной индустрии в этом десятилетии. Потребителями широкой полосы станут «умные» города и промышленность, «умные» транспорт и здравоохранение, а также сто миллиардов подключённых сенсоров («Интернет вещей»).

Медиакомпании

TMT-холдинги

Мы приходим к заключению, что рынок не видит эффекта синергии в TMT-холдингах, а медиаактивы телекомов считает скорее проблемой, от которой следует избавиться, чем необходимым компонентом стратегии.

Принадлежащая холдингу Tencent Pictures, издаёт и дистрибутирует фильмы и телевизионные программы, лицензирует контент, а также зарабатывает на мерчандайзе, то есть продаже игрушек, одежды и сувениров с символикой, связанной с кино-, телевизионными и игровыми персонажами. Среди блокбастеров, произведённых с её участием, «Люди в черном» и «Веном». Аудитория медиапроектов Tencent охватывает 700 миллионов человек, а число платных подписчиков сервисов холдинга превышает 120 млн.

Основным фактором риска является высокая скорость роста холдинга, и не только в связи со сложностью управления. Опасаясь, что стремительно растущие новые корпорации уничтожат конкуренцию и предпринимательство, китайское правительство пытается регулировать их деятельность, что, безусловно, можно сдерживать дальнейший рост. Однако глобальный характер операций компании смягчает зависимость от ситуации непосредственно на домашнем рынке.

Российские телекомы не успели обзавестись медиаактивами, и активно вторгаются в системную интеграцию, облачные технологии, финансовые услуги.

ПАО «Ростелеком», выручка которого за 2020 год (с учётом приобретённой Tele2) составила 546,9 млрд руб. (+15% к предыдущему году), приобрёл статус крупнейшей российской компании TMT-сектора, максимально выигрывающей от перехода экономики на цифровые рельсы. Стратегия «Ростелекома» является стратегией роста в той степени, в которой это вообще возможно для крупнейшего национального оператора. Достижение выручки в 700 млрд руб. в 2025 году означает средние темпы прироста в 5%, что гораздо выше типичного в последние годы для отечественных телекомов показателя. Ни одна другая российская компания TMT-сектора при выполнении таких планов не сумеет приблизиться к «Ростелекому» по объёму выручки. При этом увеличивать CAPEX в ближайшие годы компания не планирует.

«Ростелеком» усиливает дивидендную политику. Компания планирует ежегодно увеличивать дивидендные выплаты не менее чем на 5% год к году, базируясь от стартовой точки в 5 рублей на обыкновенную и привилегированную акцию. На дивиденды будет аллоцировано не менее 50% чистой прибыли. Однако в будущем дивиденды будут выплачиваться один, а не два раза в год, и российские инвесторы отреагировали на эти перспективы продажами акций. 29 июня на годовое акционерное собрание утвердило выплату дивидендов по результатам 2020 года на обыкновенные и привилегированные акции в общей сумме 17,5 млрд рублей (77% от свободного денежного потока за 2020 год), или по 5 рублей на одну акцию каждого типа.

В случае, если компании удастся обеспечить запланированная темпы прироста, она сохранит значительный отрыв по показателю выручки от других компаний сектора.

Мы рекомендуем покупать обыкновенные акции «Ростелекома», целевая цена на конец года составляет 115,0 рублей, что на 16,5% выше их текущей стоимости.

Основным риском продолжает оставаться скепсис российских игроков фондового рынка, которые полагают, что для реализации потенциала цены нужен покупатель, и если акции по тем или иным причинам неинтересны американцам, то покупателя-оптимиста может в ближайшие годы не найтись. Российский массовый инвестор исходит из дивидендов в размере 5 рублей на акцию и, рассчитывая на доходность не менее 5%, не может оценить бумаги значительно выше ста рублей.

ПАО «МТС» также продемонстрировало в 2020 году высокие результаты: рост выручки на 5%. Прогнозируемый рост выручки на 4% в 2021 году не сократит образовавшийся отрыв от «Ростелекома». Тем не менее, очевидно, что МТС строит одну из крупнейших в нашей стране цифровых экосистем, включающая телеком, банк и облачного оператора. Приоритетом оператора является выплата высоких дивидендов, что необходимо основному акционеру и устраивает миноритариев, хотя и не способствует стоимости роста акций оператора.

Рынок аппаратного обеспечения, переживший максимальное в секторе ИКТ снижение, максимально выигрывает от периода восстановления

Основные драйверы роста стоимости NVIDIA:

— повышение реалистичности компьютерных игр и требований к производительности графических систем;

— распространение дисплеев с высоким разрешением;

— применение графических процессоров для искусственного интеллекта, глубокого обучения;

— применение в супервычислениях и ЦОД;

— рост спроса со стороны индустрии видеоигр;

— расширение применения чипов NVIDIA в автомобильной отрасли.

Мы сохраняем рекомендацию «Держать» акции NVIDIA на текущем уровне цен.

Тмт отрасль что это. Смотреть фото Тмт отрасль что это. Смотреть картинку Тмт отрасль что это. Картинка про Тмт отрасль что это. Фото Тмт отрасль что это

Облачные компании и искусственный интеллект по приемлемой цене

На облачном рынке лидируют такие IT-гиганты как SalesForce (CRM), Oracle (ORCL), VMWare (VMW), а также и Microsoft (MSFT). Эти компании усиливают присутствие и на смежном рынке больших данных и бизнес-аналитики.

При этом благодаря высокой и растущей выручке мультипликатор EV/Revenue составляет прочную величину 9,89, а P/S 10,22.

Рынок инфобезопасности ждёт пополнения

Мы рекомендуем «Держать» акции Fortinet.

Электронная коммерция: исследователи повышают планку

Доля онлайн-продаж составляет пока лишь 17,8%. Ожидается, что в 2025 году эта доля возрастёт до 24,5%. В России аналогичная доля по оценке DataInsight составила в 2020 году 8%. К 2025 году она увеличится до 26%.

Основным риском для Alibaba является регуляторное давление со стороны китайского правительства.

Выручка Ozon по итогам 2020 года увеличилась на 80%. Выручка крупнейшего российского маркетплейса Wildberries выросла на 96%. Хотя успехи средних магазинов были намного скромнее, чем у лидеров, полный объём российского рынка вырос на 59% до 2,7 трлн рублей.

С учётом этих результатов исследователи DataInsight опубликовали оптимистический прогноз развития российской электронной коммерции. Темпы прироста сохранятся на среднем уровне 34% вплоть до 2025 года, по итогам которого оборот достигнет 10,9 млрд руб., или 26% всего торгового оборота России.

В итоге в России наблюдается бум экосистем, включающих обычно в ядре банк (как в случае «Сбера») или ИТ-холдинг (как в случае с «Яндексом»), намеренных заработать на рынке электронной коммерции, используя большие данные и искусственный интеллект и встречное движение маркетплейсов, спешно приобретающих банки и также накапливающих данные.

Таблица 3. Месячная аудитория российских онлайн-проектов по данным Mediascope

Проект

Аудитория

за месяц (млн.)

Доля российского населения

Источник

Определение технологии, медиа и телекоммуникаций (TMT) | Investoredia 2021

Table of Contents:

Что такое сектор технологий, медиа и телекоммуникаций (TMT)

Сектор технологий, средств массовой информации и телекоммуникаций (TMT), иногда также называемый технологией, средствами массовой информации и коммуникациями (TMC), является отраслевым сектором, используемым инвестиционными банкирами, инвесторами, трейдерами и другими участниками рынка. Поскольку этот сегмент отрасли охватывает широкий диапазон, часто полезно разбить TMT на подсектора, такие как полупроводники, аппаратные средства, программное обеспечение, мобильный, Интернет, сети и т. Д. Поскольку этот сектор содержит новые и высокотехнологичные фирмы, он испытывает большое количество слияний, приобретений и первичных публичных размещений (IPO).

РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Сектор технологий, средств массовой информации и телекоммуникаций» (TMT)

В секторе технологий, средств массовой информации и телекоммуникаций есть широкий спектр компаний, но они взаимосвязаны тем, что они в значительной степени зависят от исследований и разработок (НИОКР), ценности патентов и других видов защиты интеллектуальной собственности и предпочитает быстрый рост компании. В результате оценка компаний в этом сегменте отрасли может относиться к относительно высоким ценам с точки зрения прибыли (P / E) в пользу стоимости предприятия для продаж (EV / Sales).

Телекоммуникации сосредоточены на телекоммуникационных компаниях, таких как телефоны, телевидение и интернет-провайдеры, и включают таких игроков, как AT & T, Verizon и Sprint.

Аппаратное обеспечение включает в себя производителей компьютеров (IBM, DELL, HPQ), а также производителей серверных систем, мобильных телефонов, планшетов и устройств хранения данных, таких как жесткие диски и память.

Интернет-компании существуют в Интернете и включают такие компании, как Facebook, Groupon, LinkedIn и Zynga.

Компании-производители программного обеспечения производят компьютерные или мобильные приложения как для физических лиц, так и для предприятий и включают Microsoft, Adobe и SAP.

Сетевые компании поддерживают, устанавливают и производят компоненты для проводных и беспроводных компьютерных сетей, включая волоконно-оптический кабель, коммутаторы и маршрутизаторы. Некоторые крупные игроки в сетевом пространстве включают Cisco Systems, Juniper Networks, Netgear и Ciena Corporation.

Медиа-компании разрабатывают, производят и распространят мультимедийный контент на телевидении, радио, в печатном и онлайн-режиме. Телевизионные сети, провайдеры кабельного телевидения, производственные студии и компании в социальных сетях могут быть включены в этот подсектор.

Источник

Индустриальная специализация – ТМТ

Индустриальная специализация – ТМТ

Индустриальная специализация продолжает оставаться одним из основных трендов юридического бизнеса в нашей стране. Растет спрос на юристов с глубокой отраслевой экспертизой. Таких специалистов имеют в своем распоряжении как юридические фирмы полного цикла (в составе индустриальных команд), так и специализированные юридические бутики, которые часто оказывают услуги в одной практике или сосредоточены на одной индустрии. Профессиональный юрист правильно и точно проанализирует или составит необходимые документы, внесёт изменения в уставные документы предприятия с возможностью изготовления новых печатей и штампов (см. подробнее http://centrnp72.ru/57-izgotovlenie-pechatei.html).

Тенденцию такой фокусировки можно объяснить интересом клиентов к узкоспециализированным индустриальным знаниям и желанием получить советника, который понимал бы бизнес и ситуацию на рынке не хуже, чем сами владельцы бизнеса, а в некоторых случаях мог бы действовать проактивно, на опережение, решая вопросы клиентов еще до их возникновения. Отраслевой опыт, глубокое понимание бизнеса и наработанные контакты позволяют консультантам предлагать комплексные инновационные стратегии и эффективные решения наиболее сложных вопросов, с которыми даже опытным юристам «не из области» было бы проблематично справиться.

Телекоммуникации, медиа и технологии (ТМТ) на сегодняшний день является одной из самых привлекательных индустрий для юридических консультантов. Согласно последнему исследованию «50 ведущих юридических фирм нашей страны», индустриальный срез рынка юридических услуг выглядит достаточно интересно. Судьба ТМТ, если совместить показатели трех отдельно указанных отраслей (IT – 5,1%, телекоммуникации – 3,5%, медиа и реклама – 1,6%) совокупно составляет 10,2% рынка. Большее присутствие на рынке имеют лишь индустрии банковского сектора и финансовых учреждений – 18,9%, а также сельского хозяйства и пищевой промышленности – 10,9%.

Такая существенная доля юридического рынка связана, очевидно, с довольно стабильным, а в некоторых случаях даже стремительным развитием отраслей высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ вопреки сложной экономической ситуации в стране. ТМТ – это интеллектуально емкая и высокотехнологичная отрасль, которая в целом демонстрирует творческий и интеллектуальный потенциал страны и нуждается в значительной поддержке, в т.ч. юридического.

Живой интерес юридического сообщества к индустрии ТМТ можно было наблюдать и на первом в своем роде профильном мероприятии Technology. Media. Telecommunications Legal Forum, который состоялся в конце 2016 г. в Киеве и собрал большую аудиторию экспертов, создал эффективную площадку для широкого обсуждения проблемных и острых вопросов в этой сфере.

Отрасль ТМТ, безусловно, имеет свою специфику. Секторы одновременно и похожи, и существенно различаются между собой. Для примера, до телекоммуникаций можно отнести интернет, мобильная связь, сети передачи данных (беспроводные, оптоволоконные и т.д.), спутниковые системы связи, цифровое и аналоговое телевидение, телефонная связь, электронный банкинг и тому подобное, к медиа – телевидение, радио, пресса, носители наружной рекламы и др., к IT – обработку, хранение и передачу данных, программирование, компьютерные технологии и тому подобное.

Но самое большое отличие этих направлений чувствуется в разрезе правого регулирования. Так, отрасль телекоммуникаций с точки зрения права является строго регламентированной, и ее смело можно отнести к регуляторной практики. IT, напротив, фактически не зарегулированный сектор, однако он требует практически полной дерегуляции, чтобы государство не мешала, дала бизнесу возможность развиваться, а иногда и самоопределяемость. Медиа существенно зависит от изменений регуляторной политики, бизнес-среды, политических процессов и, как показывает опыт, даже внешних вызовов страны. Все указанные отрасли в современных условиях являются достаточно капиталоемкими и перспективными, однако IT, учитывая стремительный рост в последние годы, здесь можно выделить отдельно.

По своей сути все три сектора является чрезвычайно технологическими, с ярко выраженной интеллектуальной составляющей, очень динамично развиваются и меняются. Следовательно и юрист, который практикует в данной области или работает in-house, должен полностью соответствовать тем же критериям, быть чрезвычайно прогрессивным, понимать потребности бизнеса и непосредственно сами продукты индустрии.

Команда и практики

В сравнении с другими отраслями ТМТ, по сути, является уникальной. В разрезе индустриальной юридической специализации, пожалуй, будет трудно найти индустрию, в которой были бы задействованы юристы такого большого количества отраслей права. Интеллектуальная собственность, корпоративное право и M&A, антимонопольное и налоговое право, уголовное право, судебная практика и арбитраж – это лишь неполный перечень отраслей права, ориентироваться в которых необходимо юристам команд ТМТ.

На рынке есть разные подходы к формированию индустриальных команд юристов. Если говорить о ТМТ-группы в рамках средних и крупный юридических фирм, то это, как правило, проектно-ориентированные интегрированные команды, которые могут состоять из 5-10 юристов, обладающих опытом проектной работы в конкретном секторе, ценными контактами и глубокими отраслевыми знаниями в нескольких практиках. Такие юристы должны быть способны погрузиться в бизнес-процессы конкретного клиента и понять его специфику с самого начала сотрудничества. При этом отраслевая команда ТМТ должна знать специфику всей отрасли и, желательно, иметь большой опыт работы в каждом ее сегменте, очень внимательно и тщательно следить за новостями и изменениями бизнес-среды и оперативно на них реагировать.

Определить типичные услуги, которые предоставлялись бы юридическими фирмами для ТМТ-компаний, довольно трудно. Индустриальная экспертиза, а также практический опыт юридического сопровождения проектов в этой отрасли должны помогать юристам находить для клиентов эффективные решения для широкого спектра сложных правовых, регуляторных, финансовых, договорных и судебных вопросов, начиная с разработки стратегии соблюдения нормативно-правовых требований и заканчивая комплексными патентными спорами и трансграничными сделками M&A.

Согласно экспертным прогнозам, рынок юридических услуг в ближайшее время может претерпеть определенные изменения, которые обуславливаются, в первую очередь, внедрением судебной реформы, введением «адвокатской монополии», евроинтеграционным курсом и обязательствами нашей страны перед международным сообществом, которые могут повлечь изменения в регуляторной сфере. В ближайшие годы есть основания для сдержанного оптимизма относительно дальнейшего роста сегмента ТМТ. Есть ожидания, что индустриальная специализация будет углубляться, и потребность в комплексной отраслевой экспертизе будет возрастать, что необходимо учитывать в условиях жесткой конкурентной борьбы на юридическом рынке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *