Токсичный сотрудник в коллективе что делать руководителю
Как управлять токсичными сотрудниками
При упоминании слова «токсичный» многие вспомнят о том парне, вытягивающим всю энергию из команды за считаные минуты, или о сотруднице, которая постоянно жалуется на то, что «все плохо, но она не может ничего с этим сделать».
Негатив, сплетни, дежурные жалобы, срыв дедлайна, саботаж и другие вредные привычки одних сотрудников, напрямую влияют на вовлеченность и удержание других. Люди не любят работать в неблагополучных местах. Организации могут долго держаться за этих эмоциональных вампиров, нанося тем самым вред добросовестным работникам.
О том, как выстроить стратегию работы с токсичным персоналом, читайте в статье практического психолога, основательницы компании Mind Practice Лизы Майер-Мараховска.
Стратегия работы с токсичными сотрудниками
Руководителю не стоит брать на работу токсичных людей — как только они окажутся в команде, от них будет сложно избавиться. Даже если нужно срочно закрыть вакансию, наем неподходящего человека принесет больше вреда, чем пользы. Токсичные сотрудники стоят вам денег, времени и ресурсов. Если в штате уже есть такой работник, то эту проблему так или иначе придется решать.
1. Выявите причины токсичного поведения
Этот человек недоволен работой? У него проблемы в личной жизни? Разочаровался в коллегах?
Если токсичное поведение ранее не было свойственно этому человеку, то не исключено, что сейчас он, например, переживает развод или находится в депрессии. Возможно, поведенческие проблемы связаны с заболеванием, расстройствами психики, злоупотреблением алкоголем или другими психоактивными веществами.
Если обнаружите, что существует веская причина, объясняющая его поведение, то предложите посильную помощь в разрешении ситуации.
2. Поговорите наедине
Иногда люди ведут себя неэкологично из-за событий, происходящих в личной жизни. Они не осознают, что проявляют этот внутренний стресс деструктивным или неуважительным поведением на работе. Вы не узнаете основную причину токсичного поведения, пока не поговорите с сотрудником без посторонних.
Обсудите его поведение. Бывает так, что работник не понимает, как действовать иначе, он признает: «Да, я знаю, что срываюсь и кричу на собраниях, но я совсем не хотел этого делать», тогда это удачное время, чтобы подумать о привлечении психолога или тренера, который поработает с этим человеком.
3. Комментируйте поведение, а не личность
Не говорите сотруднику, что он плохой человек или чего-то недостоин. Так вы не добьетесь успеха, а только усилите проблему.
Вместо этого прокомментируйте: «Когда вы сказали на совещании, что несогласны с идеей, вы использовали отрицательный, враждебный тон. Такое поведение недопустимо». Спросите, какого результата он ожидал, когда вел себя подобным образом? Сосредоточьтесь именно на поведении, которое наблюдали. Озвучьте, какие именно изменения в нем вы хотите увидеть в будущем.
«Книжная полка РШУ» — подкаст о классике мировой бизнес-литературы.
Слушайте обзоры книг от наших экспертов.
4. Объясните последствия
На возможные убытки мы реагируем сильнее, чем на потенциальные выгоды. Важно показать таким сотрудникам, что они потеряют или чего лишатся, если не улучшат свое поведение.
Если токсичный работник не желает исправляться, выясните, что его больше всего волнует, например, привилегия работать из дома или бонусы, и поставьте это на карту. Для большинства угроза продвижению по карьерной лестнице или финансовые последствия будут стимулом к «цивилизованному» поведению.
5. Фиксируйте действия и поведение сотрудника
Обращайтесь к этому списку при встрече, когда будете обсуждать его работу. Конкретные примеры помогут распознать типы поведения, которые он, возможно, даже и не осознает. Дайте шанс изменить ситуацию, привлекайте помощь со стороны — попросите совета у HR-менеджера или корпоративного психолога.
6. Выявите сопротивление к изменениям
Сопротивление неизбежно: чем сильнее человек, тем больше оно будет проявляться. Объясните токсичному сотруднику, что вы не ведете дискуссий. Выясните, что он готов сделать, чтобы справиться с неэкологичными моделями поведения.
Помните, что вы руководитель. Если токсичные сотрудники не хотят или не справляются со своим деструктивным поведением, которое вредит команде, то вам целесообразнее расстаться.
7. Будьте готовы расстаться
Действительно, токсичные люди будут спорить, отрицать и обесценивать ваши слова. Помните, что вы защищаете не только интересы компании, но и остальных сотрудников. Будьте готовы сказать «нет», и не бойтесь занять жесткую позицию.
Сфокусируйтесь на том, какую корпоративную культуру вы развиваете в компании. Если токсичный человек не готов принять корпоративные ценности, двигайтесь дальше без него. Зачем вкладывать энергию в негативно настроенного сотрудника, лучше направить ресурсы позитивным людям, которые хотят работать в компании с благоприятным психологическим климатом.
О токсичных сотрудниках и методах борьбы с ними
Кто такие токсичные сотрудники
Токсичный сотрудник – человек в буквально смысле отравляющий атмосферу в коллективе. Такой специалист не разделяет ценностей компании, не готов искать компромисса, стремится исключительно к личной выгоде. Все это, формируя неблагоприятный психологический климат в коллективе, ведет к текучке кадров, горящим дедлайнам, падению эффективности сотрудников. При этом, к слову, такой специалист может быть высококлассным экспертом в своей области.
Согласно нашим собственным исследованиям, основанным на мониторинге загруженности персонала, бизнес может понести до 20% ущерба в связи с действиями токсичных сотрудников. Если преобразовать проценты в деньги, сумма получится немалая.
Яркие типы токсичных сотрудников
Тип: Страдалец
Кто это: человек с негативным взглядом на проблемы, нововведения, инновации и жизнь в целом. У него всегда все плохо, он привык драматизировать каждый чих и вздох. Кто-то улыбнулся шутке коллеги, а человек думает, что смеялись над ним и сидит с кислым видом. Такие специалисты не склонны к инициативе, быстро опускают руки, любят отвечать «Ну я же еще хуже сделал/Да куда уж мне/Да я ни на что не способен/Я больше не знаю, как вам угодить». Сотрудник ищет жалости, любит посетовать на «нелояльного и негибкого» руководителя, непонятные задачи, нереальные дедлайны, строгих коллег. Команда очень быстро считывает такое поведение, и кто-то начнет задумываться – а вдруг это действительно правда, что вокруг все «злые». Падает эффективность, начинаются упаднические настроения. Людям морально тяжело находиться рядом с человеком, который является воплощением вселенской драмы.
Что делать: первое – переговорить с человеком тет-а-тет. Возможно, у него действительно какие-то проблемы, и сотрудник нуждается в поддержке. Если же ситуации повторяются, а как правило так и есть, то человека нужно максимально загружать задачами, где будут раскрываться его наиболее сильные стороны. Так специалист будет ощущать себя полезным, не сможет постоянно делать акцент на «драмах» и будет постепенно морально готовиться к усложнению своих профессиональных обязанностей.
Тип: Перфекционист на максимуме
Кто это: главная проблема такого специалиста – святая уверенность, что он один способен выполнить что-то в сроки и с нужным качеством. Он не будет спать ночами, работая над задачами, но не упустит момента высказать, что «в отличие от некоторых, полностью посвящает себя работе». Типичные признаки – неумение (или нежелание) делегировать, жесткий контроль даже рутинных операционных задач, нагромождение внутренней отчетности и бумажек.
Мы столкнулись несколько лет назад с таким сотрудником внутри компании. Твердая позиция «есть мое мнение и неправильное», отказ идти на компромисс и дать больше доверия подчиненным, отсутствие восприятия своих подчиненных как грамотных специалистов вынудило нас пойти с этим человеком разными путями. Однако это – больше радикальный шаг.
Что делать: подбирайте такому специалисту соответствующую команду, вероятность найти общий язык будет выше благодаря общности «интересов».
Тип: Бездельник
Кто это: один из самых опасных и распространенных типов не только ввиду отсутствия результатов, но и в качестве образца для других коллег. «Если Иванов Иван Иванович сидит и, ничего не делая, получает зарплату, то почему я не могу так?» – дурной пример заразителен. И это не мимолетная прокрастинация, а стабильный и разрушительный процесс.
Что делать: ставить жесткие конкретные KPI. Человек осознает, что у него есть ряд обязательных «пунктов», не выполнить которые не может. По началу можно воспользоваться фотографией рабочего дня, которая ежедневно сдается руководителю на проверку. И если поначалу там могут оказаться «исследования» и «изучения», то в дальнейшем сдавать ФРД с одной-двумя отметками о делах никто не будет, что заставит бездельников активнее вливаться в работу.
Тип: Сплетник
Кто это: общительный человек, часто «душа компании», который воспринимает офис как некую площадку для неформальных коммуникаций, а не выполнения служебных обязанностей. У него в приоритете чай/кофе/перекуры/длительные беседы с коллегами не нерабочие темы. Часто эти посиделки превращаются в обсуждения коллег не в самом лучшем свете. Такому человеку свойственно «злое» чувство юмора, когда его шутки остры и призваны не разрядить атмосферу, а поддеть или болезненно уколоть другого.
Что делать: сплетни – признак нездорового климата в коллективе. Они могут разрушать бренд работодателя, «убить» мотивацию других коллег и в конечном счете привести к текучке кадров. Первым шагом проверьте уровень рабочей загрузки сотрудник, замеченных за сплетнями. Откуда у них столько свободного времени? Присмотритесь к его показателям трудовой дисциплины – не числится ли за сотрудником прогулов и опозданий. Поговорите тет-а-тет и четко обозначьте, что ряд его действий неприемлем в рамках компании.
Рекомендации
Если говорить об «универсальных рекомендациях» то я бы сделал акцент на следующем:
Какой бы дружной и порой неформальной не была атмосфера на работе, люди должны четко понимать и осознавать, что главная их задача – качественно выполнять свои профессиональные обязанности.
Как управлять токсичными сотрудниками
Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.
Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.
Кто такие токсичные сотрудники
Термин «токсичность», применимый к общению и людям, появился не так давно. В 2018 году его назвали словом года в Оксфордском словаре. Четкой трактовки термина нет, но обычно предлагается лишь перечисление признаков характера и поведения людей, которых другие называют токсичными.
Токсичность — синоним «ядовитости», поэтому токсичными называют тех людей, которые могут «отравить» атмосферу в коллективе или настроение собеседника, причем без какой-то особой причины и цели, а своим привычным поведением.
Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.
Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.
Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников
Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.
Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.
Игнорирует корпоративные ценности
Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.
Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.
Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.
В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.
Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA
Считает себя лучшим
Человек уверен, что никто лучше него не справится с любой задачей. Подобное мышление проявляется и в отношении к коллегам — зачастую «лучший» пренебрежительно отзывается о результатах чужой работы, видит в них ошибки, постоянно критикует деятельность окружающих. Дождаться от него похвалы сложно. Даже если он и заметит что-то хорошее, то в оценке все равно сделает акцент на плохом.
Такие сотрудники искренне считают, что лучше них никто не справится с поставленными задачами. Поэтому вместо грамотного делегирования будут сидеть сутками и выполнять все самостоятельно. А если вдруг попробуют что-то перепоручить, то будут контролировать досконально каждый шаг и вздох исполнителя, задавать миллион вопросов и обвинять людей в некомпетентности. В командах, которыми руководят такие специалисты, нет согласованности и организованности, сильная «внутренняя бюрократия».
Мы столкнулись однажды с таким случаем. Находить общий язык с коллективом и руководством человек отказался, предпочитая делать акцент на своем мнении. С сотрудником пришлось расстаться».
Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»
У него негативное отношение ко всему
Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.
Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.
Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.
Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.
Он постоянно все критикует
Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.
Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.
Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.
У него есть склонность к интригам
В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.
Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.
Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.
У него много активности, но мало результатов работы
Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.
Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.
Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.
Такие люди есть в каждом коллективе, независимо от размера компании и ее специфики. Я знаком с подобной ситуацией. Анализ загруженности отдела крупной проектной организации показал, что у одного сотрудника продуктивность составила 13 %! Практически все свое свободное время он тратил на выполнение «левых» заказов, общение в соцсетях и чтение новостных лент, предпочитая решать свои задачи чужими руками.
Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»
Он не принимает ответственность
В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.
Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.
Как бороться с токсичными сотрудниками
Расстаться с токсичным коллегой не всегда возможно. Порой задач слишком много и нет возможности выделять ресурсы на поиск нового сотрудника. Поэтому руководителю приходится учиться управлять такими работниками. Ключевое в этом процессе — снизить ущерб для компании и попытаться направить токсичного сотрудника в продуктивное русло.
Ищите причины токсичного поведения
Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.
Начать стоит с разговора, лучше тет-а-тет и в обстановке, когда от беседы ничего не будет отвлекать. Разговаривать при других сотрудниках не стоит, токсичный работник может начать «играть на публику», и коммуникация не будет эффективной.
Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.
Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.
Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect
Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.
Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.
Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.
Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.
Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io
Дайте обратную связь
Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.
Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.
Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.
Будьте аккуратнее с ярлыками
Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.
Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.
Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.
Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.
Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly
Если не получается — расставайтесь
Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.
Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.
Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.
Анастасия Боровская
директор «Русской Школы Управления»
Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.