Толстой отрочество чему учит
Повесть Л. Н. Толстого «Отрочество» для читательского дневника
Произведение Л. Н. Толстого «Отрочество» было написано в 1854 году. Это вторая повесть трилогии писателя. В ней описывается период взрослении юноши, который переживает любовь, дружбу, но и подлость, лицемерие, предательство. Краткое содержание повести Толстого «Отрочество» для читательского дневника поможет выяснить его главную мысль, понять, что автор хотел передать своим читателям.
Анализ произведения
Жанр — автобиографическая повесть. Сюжет развивается в XIX веке в России, а именно в ее столице. Семья Иртеньевых переехала туда после смерти матери Николеньки.
Краткое содержание
Главному герою Николеньке исполнилось 14 лет. Вместе со своей семьей он живет в Москве у бабушки. Юноша повзрослел, стал понимающе относиться к чувствам и поступкам других людей. Неожиданно для него было испытать влечение к горничной Маше. Это была молодая и красивая девушка. Парень себя не считал красавцем, особенно на фоне брата. Он думал, что в его жизни не будет счастья из-за этого, поэтому проживет всю свою жизнь в одиночестве.
С семьей в столицу переехал их гувернер Карл Иваныч. Ребята как-то играли с порохом, это увидела бабушка. Женщина обвинила учителя в безалаберности и уволила его. Вместо него был приглашен московский педагог. Николенька сильно расстроился из-за этого, переживал. Перед уходом Карл Иваныч рассказал юноше трагичную историю своей жизни.
С новым учителем Николай не смог найти общий язык, дерзил ему, вел себя вызывающе. Он сам не понимал, почему себя так ведет. Вскоре за такое поведение отец запер его в чулан и сказал, что выпорет розгами. Юноше стало стыдно, он попросил прощения, а после этого у него был припадок. Это сильно взволновало родных. Николай замкнулся в себе, чувствовал одиночество, непонимание. Он часто размышлял, наблюдал за близкими.
Вскоре Николенька узнал про отношения между Машей и портным Василием и не мог понять, как эти грубые плотские отношения можно относить к любви.
В это время в университет поступил его старший брат. Николай завидовал ему, так как Володя стал совсем взрослым и самостоятельным. Николенька решил учиться еще усерднее, чтобы в будущем тоже поступить. Юноша анализировал себя, осознал, что самым большим его недостатком является склонность к постоянной бездеятельной философии.
Чуть позже он познакомился с молодым князем Дмитрием Нехлюдовым. Именно этот человек укрепил в молодом парне решимость бороться с недостатками. Николай решил встать на путь саморазвития, чтобы быть лучше, помочь миру.
Характеристика героев и основная мысль
Главный герой в «Отрочестве» Толстого — Николай Иртеньев, в семье его все зовут Николенька.
Ему 14 лет, это добродушный и отзывчивый юноша, который переживает взросление.
Николенька живет вместе со своими сестрами, братом, отцом и бабушкой:
На примере главного героя видно, что ребенок по мере взросления испытывает множество волнительных открытий, но они могут быть не только радостными. Подросткам открывается новый мир, они начинают понимать и переосмысливать духовные и материальные ценности. В этот период им особенно нужна поддержка, направление. У Николеньки не складываются отношения, он испытывает бурю эмоций, нуждается в понимании.
Автор хотел донести до читателей те ощущения, которые испытал мальчик. Ведь через путь взросления проходят все люди. Подростковый возраст — самый непростой период, но очень важный. Именно в это время закладываются основы личности, формируется характер.
Л. Н. Толстой хотел проанализировать сущность человека, показать его развитие.
Он описал становление личности в период детства, отрочества и юности. Именно в эти периоды человек наиболее полно ощущает себя в мире, происходит осмысление себя и всего, что окружает.
Таким образом, повесть учит следующему:
Именно эти качества помогут преодолеть все трудности жизни, решить нравственные проблемы на этом этапе взросления.
Отзывы о книге
Основная мысль произведения в том, чтобы показать формирование характера человека, его личности, а также образ мыслей и поведение. Книга может стать примером для самоанализа, поспособствует самокопанию. А также для родителей подойдет, позволит лучше понимать своего ребенка, помочь ему в период взросления. Советую.
Я читала всю трилогию автора, осталась в восторге. Мне безумно нравятся все произведения Л. Н. Толстого. Он всегда затрагивает философские мысли, поиск смысла существования, цели в жизни. Очень интересно наблюдать за становлением личности Николеньки. Порой видела сходство с собой, временами было стыдно, ведь в таком возрасте не всегда осознаешь, что произойдет, если совершить какой-то поступок. Только когда вырастаешь, понимаешь, как был неправ. Советую прочитать, это очень полезное произведение.
В школе по этому произведению нам задавали написать сочинение, сделать реферат. Я изучил Википедию, оказалось, что повесть автор писал в течение двух лет, есть продолжение. Книга довольна интересная, понравится даже взрослым. В ней много полезных высказываний, есть о чем подумать. Рекомендую, время с этой книгой можно провести с пользой.
Отрочество Толстой Л.Н. — читательский дневник
Предлагаем изучить читательский дневник по произведению Толстого «Отрочество», где компактно изложены основные моменты повести. В повести «Отрочество» описан подростковый период главного героя. Это одна из частей трилогии Льва Толстого, рассказывающая об этапах развития мальчика Николеньки, до момента его вступления во взрослую жизнь.
Повесть создана в 1854 году. В произведении описаны жизнь, быт, семейные традиции русских дворян 19 века.
Николенька Иртеньев – подросток из дворянской семьи. Он – чувствителен, стремится найти смысл в происходящем;
Брат Володя – успешный подросток, у которого многое получается делать на 5+.;
Папа – спокойный, рассудительный человек, но он – картежник, отстранен от детей;
Бабушка – графиня, с жесткими правилами и нормами поведения. После смерти матери Николеньки семья Иртеньевых переехала именно к ней в Москву;
Любочка – сестра, напоминающая Николеньке мать;
Карл Иванович – гувернер, заботливый и добрый, воспитавший Николеньку и любящий его;
Мальчик Николенька – представитель русского дворянства тех времен. Он, как и любой подросток, получает множество впечатлений, общаясь с людьми. Николенька остро воспринимает события, поскольку невысокого мнения о себе. Мальчик анализирует все то, что происходит с ним, пытается разобраться в жизни. И он успешно проходит этап отрочества – одну из ступеней на пути к взрослению.
Я думаю, что произведение учит спокойному отношению к себе – принятию своих действий, мыслей и чувств.
Толстой с сочувствием и пониманием относится к любым чувствам и поведению Николеньки. Автор понимает, что ребенок учится жить. Толстой относится ко всему, что чувствует и делает мальчик, как к детскому и подростковому опыту, который в дальнейшем уже сформирует зрелую личность. И действительно, с годами для Николеньки многие противоречия стираются.
В главном герое есть одна важная черта – ему нравится анализировать. Есть ощущение, что Толстой с радостью описывает его мысли. В том, что для Николеньки интересен его внутренний мир, Толстой видит много позитива, раскрытие его способностей в будущем.
Читая «Отрочество», я чувствую отношение автора ко своему главному герою. Мне нравится, что Толстой не занимается «морализацией». Для него Николенька Иртеньев – живой, реальный мальчик, для которого ничего человеческое не чуждо. Подросток может быть и добрым, и злым, и любящим, и ненавидящим. Николенька слишком сильно критикует себя, и к этому юношескому максимализму Толстой относится со снисхождением. Есть моменты, которые даются ему не слишком легко в отличии от его старшего брата. Сам Толстой опровергал мнение, что повесть автобиографическая. Я же вижу в ней исповедь классика о своем детстве. Будучи взрослым человеком, Толстой еще раз проживает события детских лет, относясь к ним уже совершенно по-другому. Он во всем принимает себя в образе своего главного героя и сочувствует ему.
Толстой разграничивает различные этапы взросления Николеньки, описывая его переезд в Москву. Мальчик уже не ребенок, а подросток. Для него открывается целый мир, который не ограничивается только его семьей.
И в этой новой жизни Николенька общается с другими людьми – детьми и взрослыми. Часто его близкие люди: бабушка и отец, не понимают его, с образами которых он явно или скрыто конфликтует. Особенно это противостояние происходит с гувернером Сен-Жеромом. Мальчик расстроен, что первый гувернер, с которым он находится в единении, уволен и уходит из семьи. Толстой показывает, как сложно ребенку отстаивать себя, объяснить взрослым, что во многих его действиях нет злого умысла.
Образы главного героя и девочек, девушек конфликтуют друг с другом. И Сонечка, и Маша не интересуются подрастающим Николенькой, из-за чего мальчик сильно переживает.
Николенька взрослеет, и стираются многие конфликты. Отношения с Машей меняются: Николенька становится спасителем для влюбленной пары, которая смогла пожениться. Ненависть к Сен-Жерому переходит в теплое отношение к нему. И гувернер радуется успехам своего ученика, хвалит его. Конфликты между этими образами стирается, исчезает. Когда читаешь об этом, то становится легче и радостней.
Бричка – легкая повозка на колесах, иногда крытая верхом;
Ракита – простонародное название деревьев из рода ивовых;
Аршин – мера длины, 0,711 метра;
Котомка – сума, мешок на лямках, который носят за плечами;
Форейтор – верховой, слуга, восседающий на передней лошади;
Козлы – место для кучера впереди повозки или экипажа;
« Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни, вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной? Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества. ».
« Мысли эти представлялись моему уму с такою ясностью и поразительностью, что я даже старался применять их к жизни, воображая, что я первый открываю такие великие и полезные истины. ».
« Жалкая, ничтожная пружина моральной деятельности – ум человека! ».
« Неужели в то время я мог бы думать, что останусь жив после всех несчастий, постигших меня, и что придет время, когда я спокойно буду вспоминать о них. ».
« Ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее. ».
Краткий и полный анализ повести Л. Н. Толстого «Отрочество»
Год написания – 1854 г.;
История создания – В 50-е годы Лев Толстой переживает собственный кризис. Он уезжает на Кавказ, светские развлечения он оставив в прошлом. Толстой пишет: «Мне 24 года, а я еще ничего не сделал», а на следующий день получает письмо от Некрасова с наилучшими отзывами о его рукописи «Детство». После этого Толстой и задумывает повесть, где будут описаны различные этапы жизни человека.
Жанр – псевдо-автобиографическая повесть;
Направление – реализм;
Основная идея – раскрытие внутренних процессов, протекающих в человеке, на примере событий, происходящих с мальчиком-подростком. Толстой показывает, как формируются взгляды и закладывается основа дальнейшего развития личности;
Тема – Отражение процесса развития и взросления главного героя.
Индивидуальность человека раскрывается уже в детском возрасте. В подростковый период она проявляется наиболее резко и ярко;
Проблема – Внутренний конфликт ребенка, его отношение к себе, к своим мыслям, чувствам и к происходящим событиям;
Композиция – Простая, повесть описывает череду последовательных событий из жизни главного героя и его окружения;
п.1. Тематика и проблематика
Тема: 1. Развитие личности, ее становление
Толстой описывает этапы взросления человека. Автор передает не сухие факты, а мысли и чувства 14-летнего подростка. И процесс взросления очень хорошо понимаешь и чувствуешь.
Толстой описывает реального мальчика, не идеализирует его. Он показывает, что мысли и чувства главного героя бывают разными. В одних ситуациях Николенька добрый и отзывчивый, в других – завистливый и злой. Мальчик дважды наступает на платье своей гувернантки, чтобы развеселить детей на празднике и обратить на себя внимание. Или он переворачивает стол старшего брата, разозлившись на него. Но тот же Николенька очень помогает горничной Маше, которой удается выйти замуж за Василия. Николенька может быть и добрым, и злым, и Толстой не осуждает его.
Тема: 2. Отношение к себе
Николенька чувствует себя ненужным, неспособным, одиноким. Он думает, что никто не любит его.
Николенька видит себя неспособным к обучению, уродливым. Он чувствует зависть к брату. Раньше братья были дружны, но потом отдалились друг от друга. Возможно, здесь сыграла роль успешность Володи и «никчемность» Николеньки. Его стеснительность не позволяет оказывать знаки внимания противоположному полу. Николенька не смог на себя обратить внимание Сони. А чувства к горничной Маше так и останутся невыраженными. Но Николенька сделал для нее очень много, уговорив отца дать разрешение на брак.
Тема: 3. Взаимоотношения со взрослыми и их воспитание. Роль учителя
События детских лет закладывают основу человека и влияет на его судьбу. В эти годы наиболее важна помощь со стороны взрослых, их поддержка, понимание, любовь.
Николенька любит своих близких: отца и бабушку, но скрыто или явно конфликтует с ними. Мальчик растет без матери, и ему важно иметь рядом взрослого, который любит его всей душой. Карл Иванович гувернер, который искренне привязан к ребенку, но именно его бабушка увольняет, что усилит внутренний конфликт ребенка. Нового гувернера мальчик ненавидит всем сердцем, но, по мере взросления ребенка, эта ненависть уходит. Гувернер будет хвалить своего ученика, а Николенька станет относиться к нему с теплотой и даже любовью.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Читая повесть, мы чувствуем, как для Николеньки значимы его подростковые переживания. Вмести с ним мы проживаем его впечатления по поводу произошедших событий.
Толстой описывает всю гамму переживаний Николеньки к происходящему. Автор, как бы говорит в своем произведении, насколько сильны и важны чувства и эмоции этого 14-летнего мальчика. И как важно со стороны взрослых бережно и с пониманием относиться к его мыслям и желаниям. Автор показывает, как несладко бывает ребенку, который только формируется, приобретает первый опыт жизни. Он еще не знает, как поступать, удивляется своим противоречивым чувствам. Читая о внутреннем конфликте ребенка, проникаешься состраданием к мальчику, когда взрослые не понимают и не чувствуют его.
Основной идейно-эмоциональный акцент Толстой делает не на нравственности подростка, а на «движении сердца», которые при удачном формировании личности переходят в «огненный восторг» души.
Эмоционально и с интересом Толстой описывает тот самоанализ, который присущ мальчику и видит в нем большие перспективы для развития. Это созвучно с концепцией автора, что проблема зла решается не через изменение внешней среды, а через самоанализ и внутренний духовный поиск. Я считаю, что именно в этом пафос и идея произведения.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Образ Николеньки противоречив, его ощущаешь живым и реальным. Он находится в конфликте с образом старшего брата Володи. Николенька завидует его успехам, но, эти образы находятся и в единстве, поскольку они – родные братья, и в детстве были дружны. Хоть мальчик любит близких, но и конфликтует с ними. Противодействие чувствуется в отношении с бабушкой, а также с отцом, которого больше интересуют карты, чем собственные дети.
Николенька находится в единении с образом первого гувернера, Карла Ивановича, но их разлучают. Добрый и значимый человек навсегда уходит из жизни мальчика.
Николенька противопоставлен всем женским образам, к которым он испытывает влечение. Таковы Маша и «изменница» Сонечка. Впоследствии, главный герой, как бы, соединяется с образом Маши, помогая ей осуществить ее большую мечту – выйти за Василия замуж. Толстой отмечает, что после этого подросток освободился от чувства влюбленности. Он понял то, что Маша любит Василия. Мальчик помог им пожениться, совершив благородный поступок и поставив для себя точку во всей этой истории.
По мере взросления подростка большинство конфликтующих образов начинает ощущаться в единстве. Ситуации меняются, стираются противоречия.
п.4. Литературные приёмы
В повести символичен переезд семьи главного героя в Москву. Символ переезда, как бы, проводит черту, разграничивая основные этапы жизни Николеньки – переход от детства к отрочеству. В его жизни появляется много новых людей, с которыми ему важно научиться создавать отношения.
п.5. Конфликт произведения
Я думаю, что основной конфликт повести – это внутренний конфликт главного героя. Мальчик теперь живет в Москве, он дружит, учится, интересуется противоположным полом. Внутренний мир Николеньки конфликтен. Он – стеснителен, считает себя некрасивым, думает, что его нельзя любить. Этот комплекс неполноценности усиливается на фоне красивого и успешного старшего брата.
Мальчик взрослеет, и его представления о мире меняются. К примеру, он видит слабости отца, и какая может быть любовь на примере отношений Василия и Маши. Этот непростой процесс вызывает в нем множество противоречивых чувств. Мальчик расстается с иллюзиями, видит мир более реалистично.
Научившись рассуждать еще с детских лет, он еще больше анализирует себя, свое поведение, события жизни. Чувствуется, что Толстой сопереживает своему герою, и видит в его самоанализе большие возможности.
«Отрочество» — читательский дневник по повести Л. Толстого
«Отрочество» — вторая повесть трилогии Льва Толстого впервые была опубликована в 1854 году в журнале «Современник».
Описание книги для читательского дневника
Автор: Толстой Лев Николаевич
Название произведения: «Отрочество»
Жанр: повесть
Год написания: 1854
Издательство: Азбука
Год издания: 2020
Главные герои и их краткая характеристика
Николай Иртеньев (Николенька) – добрый, отзывчивый четырнадцатилетний подросток, остро переживающий свое взросление.
Владимир – старший брат Николеньки, который был для него примером для подражания.
Катя, Люба – сестры Николеньки.
Бабушка – добрая, любящая женщина, которая так и не оправилась после смерти дочери.
Старший Иртеньев – отец Николеньки, добрый, строгий, но справедливый человек.
Карл Иваныч – старый гувернер Николеньки и Володи, который искренне привязался к мальчикам.
Дмитрий Нехлюдов – молодой князь, студент, ставший лучшим другом Николеньки.
Время и место действия
Действие повести происходит в первой половине XIX века в Москве, куда семейство Иртеньевых переехало после смерти матери Николеньки.
Краткое содержание и сюжет
Николеньке Иртеньеву уже четырнадцать лет. После смерти горячо любимой матери он вместе с отцом, старшим братом Володей и сестрами Любой и Катей переехал в Москву. Семья поселилась в доме бабушки по материнской линии. В этот период повзрослевший подросток стал лучше понимать чувства и поступки других людей. Неожиданным для него стало непонятное влечение, которое вызывало у него молодая и красивая уборщица Маша.
Николенька был убежден в своем уродстве, которое, по его мнению, особенно остро выделялось на фоне красавца Владимира. Он все больше задумывался над тем, что в его жизни не будет счастья, и остаток своих дней он проведет в гордом одиночестве.
Когда бабушка узнала, что мальчики играли с порохом, она обвинила в безалаберности их старого гувернера Карла Иваныча, и заменила его столичным гувернером. Николенька остро переживал расставание с верным другом. Напоследок Карл Иваныч рассказал ему печальную историю своей жизни.
У мальчика сразу не сложились отношения с новым гувернером. Он стал вести себя излишне дерзко, вызывающе, и даже самому себе не мог объяснить перемены в поведении. После очередной некрасивой выходки отец запер Николеньку в чулан и пригрозил выпороть розгами. Мальчик, чувствуя острый стыд за свое дурное поведение, попросил прощение, и сразу после этого с ним случился припадок, который взволновал все семейство.
После этого досадного случая Николенька замкнулся в себе. Чувствуя себя одиноким, никем не понятым, он предавался уединенным размышлениям и наблюдениям за домашними. Его неприятно поразила связь портного Василия и горничной Маши. Юноша не понимал, как такие грубые, плотские отношения можно называть любовью.
Тем временем Володя поступил в университет, и Николенька завидовал, каким взрослым и самостоятельным стал его брат. Он стал еще более усердно учиться, чтобы в скором будущем поступить на математический факультет. Анализируя свой характер, Николенька понял, что наибольшим его недостатком является склонность к бездеятельной философии. Знакомство с молодым князем Дмитрием Нехлюдовым окончательно укрепило в нем решимость бороться с собственными недостатками. Николенька решил встать на путь самосовершенствования, чтобы стать лучше самому и изменить все человечество.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Николенька после приезда в Москву заметил, что изменился. Он начал уметь понимать поступки других и сострадать. Например он братца простил после ссоры, и бабушке посочувствовал которая была убита горем после того как ее дочка умерла. Еще Николенька влюбился в горничную, но считает, что он из-за своей неказистой внешности так и останется на всю жизнь один. Бабушка выгоняет гувернера Карла Ивановича и Николеньке и с ним трудно расстаться, а вот с новым гувернером у него совсем не складываются отношения. Он дерзит, капризничает и даже удивляет этим старшего брата. Мальчика в чулан запирают и на нервной почве у него случается эпилепсия. До поступления в институт Николеньке остается всего лишь несколько месяцев.
План пересказа
1. Иртеньевы едут из деревни в Москву.
2. Новые ощущения входят в жизнь героя.
3. Учитель Карл Иванович рассказывает юноше свою историю.
4. День рождения Любочки.
5. Николай ломает маленький ключик от отцовского тайника.
6. Выходка мальчика по отношению к Сен-Жерому. Мальчик наказан.
7. Брат Володя поступает в университет. Его друг Нехлюдов становится другом и Николая.
8. Николай отмечает, как повзрослели его сестры. Он начинает критически оценивать поведение отца.
9. Бабушка умирает, оставив все состояние Любочке.
10. Николай готовится к поступлению в университет.
Основная мысль
Подростковый возраст – непростой, и очень важный период в жизни каждого человека, во время которого закладываются основы его личности.
Чему учит
Произведение учит спокойному отношению к себе – принятию своих действий, мыслей и чувств.
Отзыв и что понравилось
В повести «Отрочество» показан сложный процесс взросления, перехода из одного состояния в другое, изменение чувств и убеждений в душе подростка. В произведении собрано множество важных мыслей, которые рано или поздно касались нашей души в ранние годы жизни. И тем интереснее наблюдать, как приходит к ним герой.
Вывод и мое мнение
Когда ребенок вступает на путь взросления, его ждет множество волнительных открытий, как радостных, так и не очень. Перед ним открывается новый, ранее неизведанный мир, который живет по своим правилам и законам. У подростков происходит полное переосмысление жизненных ценностей, и в этот период очень важно поддержать их, мягко направить на правильный путь.
Пословицы
Словарь новых и незнакомых слов
Бричка – легкая повозка на колесах, иногда крытая верхом
Ракита – простонародное название деревьев из рода ивовых
Аршин – мера длины, 0,711 метра
Котомка – сума, мешок на лямках, который носят за плечами
Форейтор – верховой, слуга, восседающий на передней лошади
Козлы – место для кучера впереди повозки или экипажа
Понравившиеся цитаты из текста
« Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни, вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной? Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества. ».
« Мысли эти представлялись моему уму с такою ясностью и поразительностью, что я даже старался применять их к жизни, воображая, что я первый открываю такие великие и полезные истины. ».
« Жалкая, ничтожная пружина моральной деятельности – ум человека! ».
« Неужели в то время я мог бы думать, что останусь жив после всех несчастий, постигших меня, и что придет время, когда я спокойно буду вспоминать о них. ».
« Ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее. ».