Топталки и контакты что это
Выбор педалей для велосипеда
Велопедали – относительно небольшая деталь велосипеда, но очень важная и к ее выбору следует подойти очень ответственно. Многие даже и не знают, что существует огромное разнообразие различных моделей педалей с разными устройствами и особенностями.
От того, какие педали будут стоять на велосипеде, будет зависеть не только уровень комфорта, но и продуктивность педалирования.
Несмотря на это, для многих остается загадкой как правильно выбрать велопедали.
Почему выбор педалей для велосипеда так важен?
Перед тем, как купить себе педали, велосипедист должен точно определиться со стилем и периодичностью катания.
Так, например, профессионалам или продвинутым любителям уже можно раскошелиться на контактные педали с велотуфлями, а начинающим они не только будут бесполезны, но и могут даже создавать дискомфорт.
Если Вы любитель и катаетесь только в городе, то стоит выбрать обычные топталки, а не контакты, поскольку последние могут оказаться еще и травмоопасными для любителя в городских условиях.
С другой стороны покупать самые дешевые педали тоже не стоит. Дело в том, что они, скорее всего, будут низкого качества и будут весьма неудобными.
На маленьких дешевых пластиковых педалях уж точно не стоит отправляться в дальнее велопутешествие. К тому же, такие педали будут элементарно портить внешний вид всего велосипеда.
Классификация
Перед тем как выбрать себе подходящие велопедали, следует немного разобраться в том, какие же все-таки бывают их виды.
В основном все зависит от материала и назначения педалей.
Стоковые пластиковые педали
Если сегодня прийти в веломагазин и посмотреть на байки дешевле 15 тысяч рублей, то, скорее всего, на нем будут стоять маленькие черные невзрачные педальки из пластика.
Нельзя сказать, что это плохие педали, потому что для небольших вылазок пару раз в неделю при условии неагрессивного катания они подойдут в самый раз.
Однако следует быть готовым, что при ударе о бордюр, корень, камень или что-нибудь еще, придется сразу же идти в магазин за новыми педальками, и покупать такие же не стоит.
В целом такие педали подойдут только для новичков и только на первое время. Рано или поздно, но скорее всего рано, их придется поменять.
Платформенные педали
Такие педали обычно называют топталками. В отличие от предыдущих они изготавливаются из металла, более качественны и прослужат намного дольше.
Цена на них может достигать нескольких тысяч рублей, а профессиональные платформенные педали для экстремалов могут стоить и более десяти тысяч рублей.
Ботинки с подобной подошвой – лучший вариант для езды на топталках
Они обладают большей площадью, что делает их удобнее и позволяет равномерно распределять нагрузку по стопе.
Помимо этого они имеют металлические шипы или хотя бы агрессивный протектор, который обеспечивает хорошее сцепление с ботинками.
С такими педалями можно ездить хоть в обычных сандалях, но лучше использовать кроссовки с жесткой и плоской подошвой.
Можно купить и специальную профессиональную обувь для топталок, но следует быть готовым, что за нее придется неплохо заплатить.
О выборе велообуви читайте в этой статье.
Стандартные платформенные педали
Получается, что такие педали – это идеальный вариант для любителей, которые не нуждаются в контактных педалях.
Алюминиевые топталки при правильном уходе смогут прослужить не один десяток тысяч километров.
Одним из видов платформенных педалей являются складные педали.
Их название полностью говорит само за себя. Складываются они очень просто и позволяют экономить дополнительное место. Такой вариант отлично подойдет для любителей, которые возят свой байк в багажнике автомобиля.
Контактные педали
Среди профессионалов или продвинутых любителей данный вид велопедалей является самым распространенным. Они обеспечивают куда более хорошее сцепление, нежели обычные платформенные педали.
Они устроены таким образом, что шип, который находится на подошве контактных велоботинок, встегивается в педаль.
Это обеспечивает надежное крепление ноги к педали.
Благодаря этому, нога не соскочит на кочках, ей будет намного комфортнее во время езды, а так же у велосипедиста появляется возможность воздействовать на педаль по всему радиусу педалирования.
Обычные контактные педали используют велосипедисты, выступающие на соревнованиях кросс-кантри.
Новичкам крайне не рекомендуется ездить с такими педалями, поскольку у них, в виду отсутствия опыта, не всегда получается вовремя выстегнуться из педали, что часто приводит к падению.
О безопасности при езде на велосипеде читайте в этой статье.
К тому же помимо таких педалей велосипедисту придется купить еще и специальные велосипедные туфли. Такой комплект редко когда будет стоить дешевле десяти тысяч рублей.
Контактные велопедали и велотуфли
Полуконтактные педали и шоссейные контакты
Данные виды контактных педалей разработаны специально для агрессивного МТБ, такого как даунхилл или эндуро, и шоссейных гонок соответственно.
Полуконтактные педали представляют собой гибрид платформенных педалей и контактов.
Дело в том, что гонщикам, выступающим в дисциплинах даунхилл и эндуро, необходима большая площадь педали для удобства.
Помимо этого, им часто по ходу дистанции приходится убирать ноги с педалей. С обычными контактами это было бы тяжело.
Шоссейные контакты – это облегченная и частично упрощенная модель обычных контактов.
Встегнуться в такие педали получится только с одной стороны. Благодаря этому, шоссейные педали намного легче других и более жестко фиксируют ногу.
Педали с туклипсами
Подобные педали можно увидеть у бывалых велосипедистов на старых велосипедах.
Их устройство очень просто: на обычные топталки приделывается специальное удерживающие устройство, похожее на ремень, затем в него вставляется нога.
Такой механизм намного дешевле контактных педалей, но менее надежен. Тем более найти подобные педали сегодня очень тяжело, поскольку предпочтение отдается все же контактным педалям.
Педали с туклипсами сегодня можно редко увидеть у туристов, велосипедистов «старой закалки» и на городских велосипедах.
Как же сделать выбор?
Получается, что выбор педалей для велосипеда зависит от уровня мастерства гонщика, стиля катания и навыков. Начинающие велосипедисты могут без задней мысли кататься на стандартных педалях, но с обязательной последующей заменой.
Для любителей с большой ногой лучше купить педали с большой платформой.
После того, как уже получится приобрести базовые навыки катания, добиться систематичности и объемности поездок, можно смело переходить на контактные педали.
Рекомендуем посмотреть видеообзор велопедалей, и рекомендации по выбору:
Педалирование по кругу. «Контакты» и «топталки»
Нужно сказать, что под «обычными» педалями, подразумеваются не гладкие пластмассовые, а педали с шипами, которые обеспечивают хорошее сцепление с подошвой при движении во всех направлениях кроме точно вверх. Поэтому круговое педалирование не только возможно, но очень желательно. Конечно, круг не замкнут, от него остается 3/4, поскольку от подтягивания вверх — только первое движение.
Про педалирование по кругу в сети есть замечательная работа 2007 года: «The perfect pedal stroke». Приведу рисунок из статьи. Интересно отметить положение внизу с поднятой пяткой. В моем случае именно такое положение наиболее естественно при педалировании в обычных педалях. В «контактах» у меня ступня горизонтальна, чуть позже расскажу почему.
Важным преимуществом контактных педалей считается также задействование групп мышц, которые тянут педаль вверх, и которые с обычными педалями, стало быть, не задействованы.
Обычно цитируется рисунок из работы 30-и летней давности, в которой постулируется, что одни мышцы работают в одну сторону, другие — в противоположную. Причем эти мыщцы расположены на «противоположных» сторонах ноги. Это — заблуждение 🙂
Но на этом рисунке бросается в глаза огромная разница в передаваемой мощности. Мощность при движении ноги вверх несопоставимо меньше, чем при движении ноги вниз. Проще говоря, если вырезать заднюю четверть круга на рисунке, то суммарная мощность упадет незначительно.
У человека на ногах довольно много мыщц. Стефен Тордарсон (Stephen Thordarson) непосредственно измерил работу 7-и мыщц. Был опубликован итересный график, который я для наглядности разложил по мыщцам.
Видно, что все мышцы задней стороны ноги, которые как считалось, тянут вверх, работают в основном при движении вниз. Более того, все мыщцы работают на значительной части круга, а не в режиме «вкл-выкл». Как и на предыдущем рисунке, на движении вверх у всех мыщц — минимум усилий. В принципе это хорошо согласуется со статьей о «Совершенном педалировании», которую упоминал в самом начале. В ней говорится, что в фазе «нога вверх» главное — не мешать противоположной ноге, которая идет вниз, развивая максимальную мощность. В этой связи встречал так же интересное наблюдение: мышцы на подтягивание работают медленнее, чем на толкание. Ноги сконструированы так, что прыжок происходит динамичнее, чем приземление после прыжка.
Таким образом, при установившемся вращении на «средних» оборотах (значения не указываю, они могут быть у всех разными 🙂 ) разницы между обычными педалями и контактными на самом деле просто нет.
Тем не менее преимущества у контактных педалей есть. Только они не так сильно связаны с круговым педалированием. Могу отметить два преимущества.
1. За счет того, что ноги пристегнуты к педалям, они не соскакивают с педалей при большой частоте вращения. То есть, при необходимости можно раскрутить быстрее, чем позволяет техника. Вряд ли от этого будет много пользы, но тем не менее такая возможность есть.
2. Все-таки подтягивание ноги вверх. Только не на установившемся вращении, а при силовом вращении на низких оборотах. Например, при ускорении со старта, если нужно быстро раскрутить на высокой передаче. Но, самое главное, при езде в гору «в натяг». Вряд ли здесь можно говорить о такой же работе мышц как в приведенных выше исследованиях. Довольно хорошо ощущается, что когда одна нога давит вниз, а вторая тянет вверх прицепленные педали, с плавным размазыванием усилия по кругу, и это гораздо лучше, чем просто давить на обычные педали. Действия больше похожи на трогание с места паровоза, чем на педалирование по кругу 🙂 При установившемся вращении такие ощущения тоже можно ловить на пониженном каденсе, если «просится» силовое педалирование. В моем случае это каденс 60-75 оборотов в минуту.
Остается один момент, о котором считаю нужным предупредить. При силовом подтягивании ноги вверх, это нужно делать с ощущением «пятка вниз», иначе вместо подтягивания педали, вверх пойдет только пятка. У меня это приводит к тому, что ступня в нижней точке горизонтальна. В принципе это — не ошибка, об этом напишу в отдельной заметке. Для этого мне пришлось существенно опустить седло по сравнению с положением, которое было на обычных педалях. Полагаю, что при этом потерял мощность при основном движении «нога вниз». Поэтому с точки зрения темы заметки: «круговое вращение», возможно ничего и не приобрел 🙂 Но дополнительная мощность на длинных подъемах для меня все равно важнее 🙂
Я обращался к велосипедистам, которые используют контакты, с просьбой покрутить педали одной ногой, предлагая использовать это как тест высоты седла. Могут далеко не все. Для некоторых это было удивительно, они были уверены, что конечно могут крутить одной ногой, делали так когда-то. Но после этого подняли седло для увеличения суммарной мощности. И опускать не хотят. Можно ли считать, что при этом используются преимущества контактных педалей? Точно можно утверждать только, что с «контактами» педалирование не хуже 🙂
Добавлено в сентябре 2018
Так получилось, что в начале этого сезона мне нужно было передвигаться по городу на МТБ. Поэтому снял контактные педали и поставил «топталки», причем большие, «кандовые», удобные 🙂
Потом стал иногда заезжать в лес на лыжные петли и тоже на топталках. Честно говоря, про всякие «нырки-трейлы» уже давно решил, что на контактных педалях туда соваться не буду, потому что часто не успевал встегнуться второй ногой, стартуя в горку-торчок и приходилось крутить одной ногой, что сильно ограничивало и без того ограниченные возможности. Но вместо этого перестал соваться на трейлы, а на лыжных петлях контакты не мешали.
В общем, за сезон 50 раз катался по лыжной «трёшке» Альфа-Битцы на топталках и окончательно для себя решил, что там контакты мне совсем не нужны. Торчков нет, поэтому «жилы рвать не нужно» (именно в этом для меня одно из неоспоримых преимуществ контактов). А просто крутить в подъемы на «веселом каденсе» на топталках оказалось ничуть не хуже. «Веселый каденс» это когда крутишь сильно, но так, что крутишь при этом быстро, и есть запас чтобы ненадолго крутить еще быстрее. По абсолютным результатам ездил ничуть не медленнее, чем в прошлом сезоне на контактах.
Так что, контакты остались только на шоссейнике.
Вадим Никитин
Контактные или обычные педали — что эффективнее
Вернемся к вечной холиварной теме: что лучше — контактные педали или обычные топталки. Лучше в данном случае — в плане эффективности, расхода энергии на километр пройденного пути.
Одним из основных плюсов контактных педалей, который используют их почитатели в ходе убеждения сомневающихся — это более высокая эффективность.
Обосновывается это тем, что контакты позволяют непринужденно крутить педали по кругу, тогда как на платформах можно лишь давить вниз.
Видимо, вопрос сравнения типов педалей беспокоит любителей велосипеда по всему миру, поэтому велоэнтузиасты из GCN решили устроить минитест, с привлечением лаборатории и специалистов.
Условия таковы: два 10-минутных заезда на беговой дорожке, вращающейся со скоростью 20 км/ч и имитирующей подъем 6%. Замеряются три параметра: уровень лактата в крови, потребление кислорода и ЧСС.
Удивительно, но результат практически идентичный, расхождения в пределах погрешности. Означает ли это, что контакты не имеют преимуществ перед обычными педалями? На мой взгляд, это не так.
То, что там нет глобальной разницы в расходе энергии, я практически и не сомневался, но во-первых, 10 минут — это слишком маленький интервал, чтобы судить. Во-вторых, испытуемых должно быть больше, чем один.
И самое главное, эффективность контактных педалей не в том, что крутить легче, а в том, что в реальной жизни они позволяют направить большую часть энергии по назначению. Возьмите подъем или резкие ускорения, даже скептики контактов согласны с тем, что в этих режимах обычные педали уступят.
В целом, эксперимент забавный, но лишь в том, что ничего не доказывает. Я, как был, так и остаюсь при своем мнении — контакты лучше топталок. Удобнее, эффективнее, назовите, как угодно, но пересаживаться на платформы для «контактера» — мучительное дело, поверьте. 🙂 Вынужденно прокатал весь прошлый сезон на топталках — отвратительно.
Вопрос к тем, кто катает на контактных педалях — расскажите, чем обоснован ваш выбор, почему вы встали на этот путь?
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.
Читать также:
Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:
Как я с топталок решил пересесть на контакты. Попытка #1
Ездил себе, ездил уже лет 30, а тут начитался велофорумов, да решил себе затарить контактных педалей с туфлями, ибо задолбало подыхать на каждой горке, а тут обещали чуть не в 2 раза повышение кпд от кручения!
Короче, недавно, наконец-то, прикупил велотуфли от всем известной фирмы шимано, а контактные педали за номером м520 у меня валялись уже года три. Правда, еле снял старые топталки, опять забыл, в какую сторону крутить.. но WD помогла :))
Потом шипы на боты прикрутил. Вернее, все, чо было в комплекте прикрутил.
Залез в инет, нашел мануал по педалям и шипам. Понял, что пластина одна под шипом была лишней. Снял ее, отрегулировал чутка педали, сделал одинаковый натяг пружины.
Попробовал встегнуться еще раз. С 3го раза получилось, ура! Выстегнуться тоже удалось с первого раза и довольно легко.
Левую ногу тоже встегнул и выстегнул с первого раза и тут же подумал, а чего бы не прокатиться, пока светло (и совсем забыл про мысль, что на ходу будет совсем немного иначе, чем стоя на ноге).
Собрался быстро, спустился к подъезду, отошел подальше от сидящей на скамейке тётки (не, ну а вдруг не поеду и она увидит весь этот позор), встегнулся правой ногой. Ага, поехал. На ходу левую ногу встегнуть оказалось сложнее, но с третьей попытки получилось.
Проехал метров 5, повернул, уже ощутил новые очучения от затягивания педали наверх. Ну а потом зачем-то решил попробовать выстегнуться, ибо впереди маячила двухполосная дорога, а перспектива внезапно там упасть меня не очень радовала.
И это при том, что мог дальше поехать, но нет, надо ж выстегнуться.
Из потерь: ободранное колено и вырвало ручку тормоза, так что я теперь без переднего тормоза.
Думаю теперь доехать до леса на топталках и там попробовать еще раз. Падать то мягче 😀
Топталки и контакты что это
Эта статья — симметричный по градусу неадеквата ответ на видео « Шлем вас не защитит ». Весь всплывающий в дискуссиях бред сивой кобылы про контакты в популярном изложении. Распространение приветствуется.
(фото Кати Костюхиной «Поиск контакта»)
Читатели этого блога постоянно спрашивают, нужны ли контактные педали простому велосипедисту. Я проездил исключительно на контактах уже 12 сезонов, в том числе, 8 сезонов — на складных велосипедах для города (в электричках меня узнают по контактам на 20” складнике). Вожу ребенка на велосипеде 3 сезона. Уже примерно 11 лет, как я не в состоянии эффективно ездить на топталках. И с высоты полученного опыта сейчас поделюсь всей правдой, которую скрывают жадные Шимано, Кренк Бразерс, Тайм, Лук и другие страшные нерусские слова.
Так вот: контактные педали тебе, читатель, не нужны! И вот почему.
Первое. Контакты реально помогают только велогонщикам. Уважающий себя спортсмен выдаёт никак не меньше 400 ватт мощности (почти целая лошадиная сила!), а на финише победителя от проигравшего отделяют доли процента! Скажем, на прошедшей гонке Тур Юнайт 2018, если принять финишное время победителя за 100%, то время первого из проигравших составило 100,0183%.
Отсюда даже слепому видно, что гонщики бьются за сотые доли процента, и для них даже микроскопический прирост эффективности от контактов может означать разницу между подиумом и местом во второй десятке. Тогда как тебе, читатель, с твоими 30 ваттами мощности, должно быть совершенно всё равно, сможешь ли ты доехать до кафе или родного арт-пространства на 5 секунд быстрее. (Подсказка: всё равно светофоры съедят любой выигрыш.)
Второе. На контактных педалях нужно ездить в специальных ботинках. Печально, но факт, — ты, читатель, больше не сможешь выбирать обувь под цвет гардероба, под настроение и под цвет листвы на деревьях. Обувь больше не сможет служить выражением внутреннего “Я”, а будет следовать в лучшем случае канонам моды неулыбчивых ребят в лайкре с бритыми ногами из пункта 1, а в худшем — являться просто бесформенным нагромождением кожи и пластика. Ну а в брючном костюме и велотуфлях ты будешь смотреться просто по-идиотски, тут и к бабке не ходи.
Повторяю еще раз: на контактах ты будешь выглядеть, как идиот. Особенно при трогании с места, когда тебе всякий раз придется отчаянно колотить обеими ногами по педалям, добиваясь устойчивого контакта.
Третье. Контактные педали и требуемая для них обувь неоправданно дорогие, поскольку их покупают гонщики за деньги спонсоров. Здесь та же самая проблема, что и со шлемом. Если трата нескольких десятков-сотен евро на шлем еще может быть как-то оправдана “ростом безопасности” (хотя коллега Варламов убедительно доказал, что шлем только вредит ), то с учетом пункта №1, для простого велосипедиста выкладывать стоимость пары модных рюкзаков Канкен, или ужина со смузи, или прошлогоднего Айфона на вторые по счёту педали и уродливые ботинки — это просто несуразно.
Уж лучше купи прикольный рюкзак и органайзер для кед (которые уже наверняка не помещаются в шкафу) вместо контактов, на самом-то деле.
(фото товарищей из крымского велопохода 2011 г.)
Четвёртое. В велообуви практически невозможно ходить. Посмотри любую видеозапись с Тур-де-Франс и представь, что ты будешь точно так же ковылять по паркету Эрмитажа! Да тебя даже на порог не пустят, чтобы после тебя не пришлось закрывать музей на ремонт полов.
Или взять ту же обувь для кросс-кантри (это гонка такая, где много суровых дядек с бритыми ногами носятся по кругу в лесу) — если уж говорить о ходьбе, то обувь такая рассчитана скорее на бег в гору с велосипедом под мышкой, чем на дефлирование по кафешкам Невского или ночное отжигание в клубе. На носках металлические шипы в палец! Задумайся, читатель, и сделай правильный вывод для себя. Конечно, сменку можно повсюду с собой возить, однако увесистый пакет из Рив Гоша на руле здорово ухудшает управляемость, что нас подводит уже к следующему пункту…
Пятое. Безопасность. Ко всем проблемам и неудобствам контактов это ягодка на тортике, вернее, целый арбуз. Говорить об опасности контактов можно бесконечно, донесу лишь основные моменты.
Читатель, запомни: твоё обучение контактам начнется с того, что ты станешь постоянно падать, как зеленый новичок. Остановился перед светофором на переходе — бах, пешеход ступил под колёса — бах, захотел сделать селфи — бабах. Немало народу годами учатся ездить на контактах, всё это время они плачут, колются, падают. Хочешь ли ты того же для себя? Ладно еще пресловутые гонщики, им эти падения затем хотя бы компенсируются подиумами и призовыми. А тебе ничего из этого не грозит, только синяки.
Далее. Контакты клинят! Даже если ты вспомнишь и честно попытаешься выстегнуться при остановке, всё равно педаль может либо освободить твою ногу, либо нет. Контактная педаль — это сложный механизм с точными допусками. Попадёт соринка, камушек, не дай бог глина — и всё. И произойти это может в любой момент, даже на ровном асфальте. А уж зимой-то контакты вообще чаще не работают, чем наоборот. Так что даже когда ты привыкнешь к контактам, падения никуда не денутся, просто станут реже. Представь, что ты везешь на велосипеде ребенка или авоську с пивом — падать в таком случае ну никак нельзя.
И, наконец, самое главное. Как падает велосипедист на топталках? Он красиво летит отдельно от велосипеда, группируется, аккуратно приземляется и отделывается легким испугом. Как будешь падать ты на контактах? Естественно, педали не захотят тебя отпускать, ты будешь лететь намертво пристегнутым к велосипеду, наломаешь дров, потом тебя же еще и догонит великом сверху. Гонщики годами учатся правильно отстыковываться от велосипеда в падении и отводить его в сторону — а ты же наверняка не захочешь тратить часы на бесплодные тренировки? То-то же.
Про то, как “приятно” ездить на контактах по сложным дорогам, я даже распространяться не буду. Скажу лишь, что при съезде с ровного асфальта частота падений растёт минимум вдвое. Не зря же многие опытные велосипедисты в грунтовых поездках не ленятся снять контакты и прикрутить на байк обычные топталки. Например, моя жена однажды везла с собой в поход две пары педалей — контакты и топталки — и две пары соответствующей обуви. Ежу понятно, что на топталках по грунту ехать и быстрее, и приятнее, и безопаснее.
Надеюсь, читатель, ты понял, к чему ведет бездумное следование “умным советам” от велосипедных знатоков, которые сами-то едва научились ездить. Итак, подытожим: у контактов нет никаких плюсов для тебя, если только ты не борешься серьезно за подиум в велогонках. Это не только дорого, некрасиво и неудобно, а вдобавок может быть тупо опасно. Не ведись на поводу у манипуляторов и смело езди на топталках!
P.S. Повторяю, что всё вышенаписанное — бред сивой кобылы, не стоит верить ничему из этой статьи. Кроме вводного абзаца и времени победителей на ТЮ, которое по невероятной случайности действительно составило 463 954 секунды у победителя и 464 039 секунд у 2-3 мест.
И Любаня действительно везла с собой в поход на Воттоваару-2010 запасные зимние ботинки и топталки для них, потому что заказанные контактные зимние ботинки не успели приехать, и на случай заморозков хотелось быть во всеоружии. 🙂