Тосол для чего применяется
Что такое тосол и зачем он нужен? Охлаждающая жидкость для автомобиля
Практически каждый более-менее опытный водитель знает, что такое тосол. Не знают этого либо девушки, либо начинающие водители, которые за рулем находятся недолго. Однако рано или поздно придется понять, что это за жидкость такая. Это необходимо знать, ведь даже в инструкции к автомобилю, которая предназначена для владельца, указан рекомендуемый уровень тосола в системе. Предполагается, что этот уровень должен контролировать владелец.
Что такое тосол? И какова его роль?
С этой задачей может справиться обычная вода летом, однако зимой она может замерзнуть. Ее замерзание приведет к образованию льда и его расширению. В результате трубы, в которых циркулирует вода, могут лопнуть. А вот антифриз или тосол не замерзают из-за специальных добавок в составе. Следовательно, они могут использоваться даже зимой. Такие охлаждающие жидкости есть в каждом автомобиле – без них работа двигателя внутреннего сгорания невозможна. Однако стоит уточнить, что тосол – это старое название данной жидкости. Сегодня используется термин «антифриз». По сути, это одно и то же, просто люди называют его по-разному.
Свойства тосола
Тосол способен обеспечить эффективный отвод тепла зимой и летом благодаря своим свойствам:
Все это позволяет эксплуатировать тосол при любых температурах воздуха на улице. Отметим, что тосол не должен замерзать при низких и закипать при высоких температурах, однако некоторые водители жалуются на то, что в расширительном бачке закипает тосол, и это сказывается на давлении внутри системы и росте температуры двигателя. Закипание возможно в том случае, если владелец сильно разбавил охлаждающую жидкость водой. Так иногда поступают, когда уровень жидкости спадает, что может свидетельствовать о протечке. В некоторых случаях закипание может произойти из-за нерабочего вентилятора охлаждения. В случае закипания тосола его необходимо заменить на новый. К счастью, данный продукт является недорогим.
Как поменять тосол?
В течение всего срока службы охлаждающая жидкость меняет свои свойства: запас щелочности снижается, склонность к пенообразованию растет, увеличивается химическое взаимодействие с металлами (может возникать коррозия). Считается, что менять тосол необходимо один раз в течение трех лет либо спустя 60 тысяч километров пробега. Также стоит учитывать, что, если тосол ранее был разбавлен водой или вместо него вообще использовалась только вода, то на стенках элементов охлаждающей системы обязательно будет образовываться накипь. Если накипь будет иметь толщину 1.2-2 мм, то эффективность охлаждения снизится. Также эксперты утверждают, что это повысит расход бензина приблизительно на 8-10%. Поэтому перед заменой необходимо промывать двигатель с использованием специальных средств для предотвращения образования накипи.
Заменить тосол проще простого – под капотом предусмотрены специальные отверстия для слива и залива охлаждающей жидкости. Для начала его необходимо слить. В нижней части двигателя есть отверстие, через которое осуществляется слив. Его необходимо открутить и подождать пару минут (пока вся жидкость стечет). В зависимости от модели мотора это отверстие может находиться в разных местах, поэтому указывать точное его местонахождение нет смысла. В любом случае в инструкции к автомобилю должно быть указано место, через которое осуществляется слив. Также там указано место, куда заливать тосол необходимо. Но это и так интуитивно понятно.
После слива старого тосола необходимо залить новый. Под капотом автомобиля вы увидите расширительный бачок для тосола. Часто на нем есть пометка, которая показывает, до какого уровня необходимо заливать тосол. Ставите лейку в бачок и заливаете тосол до отметки. Если ее нет, необходимо залить расширительный бачок до середины. Считается, что это оптимальный уровень. Если залить жидкость сверх нормы, в процессе циркуляции по системе она будет нагреваться до температуры 80-110 градусов. При этом тосол будет расширяться, в результате чего он сможет просочиться через крышку и залить все под капотом. И хотя в этом ничего страшного нет, это довольно неприятно. Поэтому не нужно слишком усердствовать и переливать требуемый уровень.
С водой и другим антифризом
Цвета
Цвет никак не влияет на физические параметры продукта. Даже бесцветные антифризы эффективно работают, а красители в них добавляют, чтобы водителям было проще различать разные типы охлаждающих жидкостей. Однако не существует жесткой стандартизации, которая бы применялась к цвету тосола, поэтому сегодня многие производители (к примеру, Volkswagen) красят антифризы в цвета, которые посчитают нужными.
Что касается смешивания между собой антифризов разных цветов и марок, то это тоже не рекомендуется, хотя активно практикуется многими водителями. Дело в том, что в разных марках антифриза могут содержаться различные присадки. Они могут плохо «ладить» между собой, из-за чего некоторые из них будут выпадать в осадок. Так, рабочие параметры жидкости поменяются, и в результате эффективность охлаждения упадет.
Подделки на рынке
Можно ли проверить качество?
К сожалению, самостоятельно нельзя проверить качество охлаждающей жидкости при покупке. Оно будет заметно спустя время и небольшой пробег. Уже после первой тысячи километров можно посмотреть на состояние жидкости в расширительном бачке, и если она будет пениться, то это значит, что тосол был плохим. Его желательно заменить на новый, ведь неизвестно, что намешали туда производители.
Где покупать?
Приобретать тосол нужно в месте, где вам ответят на все вопросы и претензии, если таковые возникнут. Магазин, где вы приобретаете тосол, должен гарантировать качество продукта. Не стоит покупать охлаждающую жидкость на рынках автозапчастей, ведь там продавцы могут подсунуть что угодно. К тому же они не выдают чеков, поэтому вероятность купить подделку в таком месте крайне высока. Ни в коем случае нельзя покупать данный продукт у продавцов, в репутации которых не уверены. Лучше немного переплатить, но купить действительно хороший продукт. В противном случае небольшая экономия пары десятков рублей может вылиться в дорогой ремонт двигателя или охлаждающей системы.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое тосол и какова его роль в системе двигателя внутреннего сгорания. Это сложный раствор, который нельзя приготовить в гаражных условиях. При производстве тосола осуществляется контроль за жидкостью на всей стадии изготовления, и изготовить его может только крупная компания с солидными производственными мощностями и сырьевой базой.
Ни один современный двигатель не обходится без антифриза, и в том случае, если в расширительном бачке или в системе в целом его не окажется по любой причине (протечка, например), то двигатель сильно перегреется и, вероятно, полностью выйдет из строя. В результате его придется везти в СТО на капитальный ремонт. Учитывая, что такое тосол и насколько он важен для мотора, стоит следить за уровнем охлаждающей жидкости в бачке и использовать только качественный, надежный продукт.
Тосол для чего применяется
В России большой популярностью пользуются антифризы отечественного производства, созданные в 1960-х годах — тосолы. Все о тосоле, его существующих типах, составе, характеристиках, особенностях, а также о применяемости и правильном выборе этого антифриза для автомобиля — читайте в данной статье.
Что такое тосол?
Тосол — общее наименование низкозамерзающих охлаждающих жидкостей (антифризов) на основе этиленгликоля с неорганическими присадками, предназначенных для применения в системе охлаждения автомобильного двигателя в холодное время года.
Зимняя эксплуатация транспортных средств, оборудованных ДВС с жидкостной системой охлаждения, всегда была связана с массой проблем. Одна из них — замерзание охлаждающей жидкости. Вода при замерзании расширяется, что может привести к разрыву радиатора, трубопроводов и даже блока двигателя. Эта проблема решается применением специальных низкозамерзающих (зимних) охлаждающих жидкостей (ОЖ) — антифризов, которые остаются в жидкой фазе при отрицательных температурах.
К таким жидкостям относится и разработанный в России Тосол. Данный антифриз впервые появился почти полвека назад, однако благодаря своей цене все еще популярен и востребован у автомобилистов.
История создания тосола
История тосола тесно связана с самыми массовыми отечественными автомобилями — «Жигулями». В первых ВАЗ 2101 – 2103, разработанных на основе Fiat 124, использовалась итальянская же охлаждающая жидкость Paraflu 11 на основе этиленгликоля (она заливалась в систему охлаждения непосредственно на автозаводе). Данный антифриз был дорогим и недоступным для рядовых автовладельцев, поэтому на рубеже 60-х – 70-х годов были разработаны отечественные охлаждающие жидкости с аналогичными характеристиками.
Работа по созданию нового антифриза проводилась в Государственном НИИ органической химии и технологии (ГосНИИОХТ), а точнее — в отделе Технологии органического синтеза (ТОС). Наименование «Тосол» родилось при объединении аббревиатуры «ТОС» и окончания «-ол», которое в химической номенклатуре применяется для образования названий спиртов. В институте была создана оригинальная рецептура антифриза (авторы — Чижов Е. Б. и Шаталов М. П.), технологии его производства и торговое название (которое со временем стало нарицательным).
До начала 90-х годов существовало три марки (шесть разновидностей) тосола, сегодня же их количество и разнообразие многократно возросло, поэтому сделать грамотный выбор среди этого многообразия бывает непросто. Облегчить этот выбор поможет знание типов, химического состава и применяемости тосолов.
Состав и особенности тосола
Как оригинальный Тосол, так и другие антифризы, продающиеся сегодня под этой маркой, состоят из трех основных компонентов:
Основу антифриза составляет этиленгликоль — двухатомный спирт, водные растворы которого обладают низкими температурами замерзания. Чистый этиленгликоль замерзает при температуре −12,9°C, раствор 50/50 с водой замерзает уже при −36°C, раствор с 66,7% этиленгликоля замерзает при температуре −75°C, а с дальнейшим повышением концентрации спирта температура замерзания повышается.
Этиленгликоль обладает рядом недостатков: высокая степень токсичности (наносит вред даже при попадании на кожу) и коррозионная активность. Простой водный раствор спирта, работающий в системе охлаждения двигателя, в считанные месяцы приведет к разрушению металлических компонентов (независимо от того, стальные они, чугунные, медные или алюминиевые), не пощадит этиленгликоль и резины с пластиками. Для снижения негативного воздействия ОЖ на металлы в его состав вводятся антикоррозийные присадки — ингибиторы коррозии и вещества, образующие на внутренних поверхностях деталей защитные пленки.
Во время движения транспортного средства и работы силового агрегата все его детали подвергаются вибрациям, толчкам и ударам, что приводит к вспениванию циркулирующего антифриза. Это может серьезно нарушить теплообмен и привести к перегреву мотора. Поэтому в состав тосола вводятся антивспенивающие присадки.
Наконец, в состав антифриза вводятся стабилизирующие присадки, которые снижают интенсивность разложения спирта и других присадок под воздействием высоких температур и химических реагентов. А для визуального определения типа тосола, его уровня в расширительном бачке и текущего состояния используются красящие добавки синего и красного цвета.
В общем случае состав тосола следующий:
Состав тосола и концентрация основных веществ зависит от его типа и характеристик.
Типы и характеристики тосола
Тосол-40 — жидкость голубого цвета
Тосол-65 — жидкость красного цвета
На территории РФ действует стандарт ГОСТ 28084-89, регламентирующий основные характеристики и особенности антифризов на основе этиленгликоля. Под действие этого документа попадает и тосол. В соответствии со стандартом, существует три типа этиленгликолевых антифризов:
Тосол-40 и Тосол-60 — готовые продукты, которыми можно заполнять систему охлаждения двигателя. Тосол-К — концентрат, который является сырьем для изготовления указанных выше типов антифризов путем разбавления их дистиллированной водой до необходимой концентрации.
Стандартом оговорено, что каждый из антифризов должен иметь определенные показатели плотности, температуры кипения, коррозионной активности, вспениваемости и других характеристик. В частности, температура кипения (температура начала перегонки) тосола должна быть не менее 100°C, коррозионная активность — не более 0,1 г/кв. м в сутки для металлов и 0,2 г/кв.м в сутки для припоев, объем пены в системе не должен превышать 30 куб. см (причем она должна оседать в течение 3-5 секунд после успокоения жидкости), а кислотность (pH) — в пределах 7,5-11.
Однако состав антифризов стандартом не регулируется, поэтому производители вольны сами решать, какие пакеты присадок использовать в тосоле — главное, чтобы продукт соответствовал прописанным в документе характеристикам. Интересно, что даже массовая доля этиленгликоля не регламентирована жестко — стандартом лишь указывается максимальная массовая доля воды, которая может содержаться в тосоле. Именно поэтому сегодня на рынке представлено такое широкое разнообразие антифризов с названием «Тосол», которые значительно отличаются друг от друга составом и характеристиками.
Еще нужно обратить внимание, что оригинальный Тосол был двух марок: Тосол-А — автомобильный, и Тосол-АМ — автомобильный модернизированный, каждый из них делился на группы «концентрат», «40» и «65» — итого шесть типов антифризов. Сегодня оригинальный Тосол не производится, а в стандарте антифризов с индексами «А» и «АМ» не предусмотрено. Однако на рынке можно встретить продукты «Тосол-А40», «Тосол-А40М», и т.д. — эти антифризы могут соответствовать указанному выше стандарту, но чаще всего производятся по корпоративным ТУ.
Возможности и ограничения по применяемости тосола
В соответствии с принятой классификацией тосол относится к антифризам традиционного типа — низкозамерзающим ОЖ, в основе которых лежит этиленгликоль и пакет неорганических присадок. Такие антифризы имеют ряд недостатков: уже озвученная выше химическая активность этиленгликоля и неорганические присадки, которые в процессе работы двигателя оседают на внутренних поверхностях деталей системы охлаждения, ухудшая теплообмен. Современные карбоксилатные и лобридные антифризы с органическими присадками лишены этих недостатков, поэтому многие автопроизводители полностью перешли на их применение в своих автомобилях.
Если производителем четко указано, что на данной конкретной модели автомобиля необходимо использовать какой-то определенный тип антифриза — лучше последовать этой рекомендации и отказаться от применения тосола. При использовании тосола очень высок риск повреждения двигателя, а в случае с новым автомобилем — еще и потери гарантии.
Если же автопроизводитель допускает применение традиционных антифризов, то в двигатель смело можно заливать тосол. Однако во избежание быстрой выработки ресурса мотора и повреждения деталей его системы охлаждения следует регулярно производить замену отработанного тосола. Ресурс антифриза зависит от многих факторов, он может существенно отличаться в зависимости от температурного режима силового агрегата, поэтому автовладелец должен сам следить за состоянием тосола — достаточно обращать внимание на его цвет (со временем он изменяется и блекнет) и консистенцию. При своевременной замене тосола двигателю будет нанесен минимальный вред, а автовладелец предотвратит лишние затраты на ремонт.
ТОСОЛ
В.: Как расшифровывается аббревиатура «ТОСОЛ»?
О.: «ТОСОЛ» – это аббревиатура названия отдела, где он был разработан. ТОС – Технология Органического Синтеза, окончание ОЛ – обозначает в химии принадлежность к группе спиртов (метанОЛ, этанОЛ).
В.: Что такое «ТОСОЛ » и для чего он нужен?
О.: «ТОСОЛ» — укоренившееся название для охлаждающих жидкостей (ОЖ или антифризов), которые применяются в системе охлаждения автомобиля, хотя используются и другие отечественные и зарубежные названия охлаждающей жидкости. Для чего нужен «ТОСОЛ»? Чтобы зимой не замерз радиатор, ну а летом, чтобы не сливать, он остается в радиаторе. В принципе, почти правильно, но упрощенно. Главное — это защита системы охлаждения двигателя при морозе и перегреве летом. Основа «ТОСОЛа» — гликолевый эфир — моноэтиленгликоль (МЭГ) – прозрачная сладковатая жидкость с плотностью около 1,112 г/см3 с температурой кипения 197С. Для обеспечения всех необходимых для «ТОСОЛа» свойств в его состав входят около 10 различных присадок, и отсутствие даже одной из них может существенно ухудшить качество «ТОСОЛа».
В.: Какие основные свойства «ТОСОЛа»?
О.:
* не замерзает при низких температурах
* не воспламеняется
* не кипит во всем диапазоне рабочих температур двигателя
* не пенится
* не воздействует на материалы системы охлаждения
* сохраняет химическую стабильность при эксплуатации и хранении
* имеет высокую теплопроводность и теплоемкость
* малая вязкость
В.: Какие «ТОСОЛы» бывают?
О.: В СССР были разработаны 3 разновидности отечественных ОЖ, называемых «ТОСОЛ»: «ТОСОЛ-К» (концентрат), «ТОСОЛ-А40М» и «ТОСОЛ-А65М» с соответствующими минусовыми температурами замерзания жидкости. Буквы А40-М означают соответственно: А — автомобильный, М — модернизированный, 40 — температура замерзания. На данный момент указанная выше аббревиатура означает торговую марку «ТОСОЛа», выпускаемого различными производителями, в соответствии с ГОСТ 28084-89.
В.: Что такое «Антифриз»?
О.: Термин «Антифриз» происходит от латинского слова «anti — против» и английского «freeze — замерзать». Антифриз — это универсальное название автомобильных ОЖ (охлаждающая жидкость), пришедшее к нам из-за границы.
В.: Как влияет цвет «ТОСОЛа» на его свойства?
О.: Никак. Приготовленный «ТОСОЛ» бесцветен и окрашивается для того, чтобы его случайно не выпили. Обычно выбирается цвет неестественный для живой природы. Так, в наших странах привыкли к синему или светло-зеленому оттенку, в Германии принят темно-зеленый цвет, в Италии — красный.
В.: Что и как можно проверить при покупке «ТОСОЛа»?
О.: Как ни обидно — практически ничего.
— Цвет.
Как указывалось выше — не имеет отношения к физическим свойствам продукта. Даже бесцветный раствор вполне может быть работоспособным, просто в этом случае мог использоваться недостаточно стойкий краситель. Но и это — плохой признак. Обратите внимание на наличие осадка и общую прозрачность раствора.
— Вкус, запах.
МЭГ сладковат на вкус и не имеет запаха. Не пытайтесь пробовать «ТОСОЛ» на «язык». «ТОСОЛ» — вещество токсичное. Ученые утверждают, что всего 100 граммов его могут отправить человека на тот свет.
— Канистра.
Проверяйте наличие контрольного кольца, хотя и это уже пройденный этап: хорошие канистры можно недорого приобрести, а народные умельцы могут либо без труда снять крышку, либо просто закупить достаточное число таких крышек.
— Этикетка.
Обычно — это слабое место мелкого «бодяжника». Только при достаточно большом тираже стоимость этикетки не влияет на стоимость продажи канистры. Наличие штрих-кода, ссылок на изготовителя — не гарантия. Тем не менее, качественная, красочная, с элементами защиты этикетка — это все-таки скорее всего от производителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных моментов должно насторожить внимательного покупателя.
Так все-таки, где же и какой продукт выбрать?
В том месте, куда Вы можете прийти завтра, послезавтра или через год и будете уверенны, что Вам ответят на все вопросы, все претензии (если они все же возникнут), где гарантируют как на словах (на этикетках, с адресом и телефоном), так и на деле качество продукта.
Как видно из приведенных данных, производство «ТОСОЛ» — это довольно сложный технологический процесс, который в «гаражных» условия невозможен. Контроль за сырьем, соблюдение всех ТУ как на этапе изготовления, так и на выходе конечного продукта, являются основными условиями изготовления качественного «ТОСОЛа». Конечно, можно сэкономить, купив на рынке некоторый сомнительный продукт у некоей сомнительной личности. Но право же, экономия 1-2 руб. в течение срока службы антифриза несравнима с потенциальным риском для автомобиля.
Но самый главный совет: никогда не покупайте, руководствуясь только принципом «самый дешевый «ТОСОЛ» только у нас!».
В.: Как заменять «ТОСОЛ»?
О.: Если вы захотели поменять «ТОСОЛ» в системе охлаждения автомобиля, то заведите и прогрейте двигатель в течение 5 минут, при этом кран отопителя салона должен быть открыт. Остановите двигатель, слейте «ТОСОЛ» (антифриз) из радиатора и залейте чистую воду, добавьте в неё средство для промывки системы охлаждения, которые сейчас в изобилии продаются в автомобильных магазинах, дайте поработать двигателю время, указанное в инструкции средства, после этого слейте воду через сливную пробку радиатора. Промывайте всю систему охлаждения двигателя водой, пока не убедитесь, что вода сливается чистой. Заполните систему охлаждения новым «ТОСОЛом» (антифризом).
В.: Как заменять отработанную охлаждающую жидкость на новую?
О.: Слить старую, тщательно промыть водой с использованием средств для очистки от ржавчины и накипи, залить промывочный раствор, дать поработать двигателю 15-20 минут, слить и промыть водой 2-3 раза. После чего можно заливать новую. Желательно, качественную. Если летом использовалась вода, а не антифриз, процедура промывки будет такая же, потому, что наверняка на стенках системы охлаждения образовалась накипь и продукты коррозии. Напоминаем, что при толщине накипи порядка 2 мм расход топлива увеличивается аж до 10%.
В.: Как часто надо менять «ТОСОЛ»?
О.: «ТОСОЛ» в процессе эксплуатации изменяет свои характеристики: снижается запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию и увеличивается способность вызывать коррозию металлов (это происходит из-за выработки состава и испарений присадок). Обычный срок службы «ТОСОЛа» 2-3 года, или 60-80 тыс. км пробега при условии поддержания в течение этого времени требуемой плотности — не менее 1,065 кг/см3.
В.: Как часто нужно менять охлаждающую жидкость?
О.: Антифриз в процессе эксплуатации вырабатывает свои присадки и изменяет свои характеристики: расходуется запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию, возрастает способность вызывать коррозию металлов, испаряется со временем вода, повышается плотность, снижается теплопередача. Срок службы настоящего «ТОСОЛ-А40М» — около 3 лет. Срок службы других охлаждающих жидкостей обычно указывается производителем на этикетке, но не более 5 лет. Если радиатор не подтекает, двигатель не перегревается, антифриз можно поменять только после окончания срока эксплуатации. Но не мешает раз в полгода слить и посмотреть: сильно ли изменился внешний вид, нет ли осадков и продуктов коррозии, если да, нужно менять.
В.: Как разводить антифриз-концентрат?
О.: Антифриз-концентрат перед заливкой в радиатор обязательно разбавляют водой, потому, что он предназначен не для использования как таковой, а для приготовления из него охлаждающих жидкостей с различной температурой замерзания. Антифриз-концентрат — почти 100% этиленгликоль (воды не более 5%) с добавленными в него сконцентрированными присадками. Температура такого антифриза около минус 13oС. Чтобы получить охлаждающую жидкость с температурой замерзания минус 39-40oС, концентрат разводят водой в соотношении 1:1, чтобы температура замерзания была минус 30oС, в соотношении 2:3, минус 20oС — в соотношении 1:2. Лучше всего разводить дистиллированной водой, 100% гарантия, что не выпадет осадок ни при разбавлении, ни при эксплуатации. Если Вам обещают, что можно разбавлять обычной водой, то лучше сначала проверить, приготовив небольшой объем раствора антифриза в нужном вам соотношении на вашей водопроводной воде. Денек-другой пусть постоит и, если не будет помутнения или осадка, готовьте раствор и заливайте в радиатор.
В.: Можно ли «ТОСОЛ» разбавлять водой?
О.: «ТОСОЛ» — незамерзающая жидкость, заливающаяся в двигатели. Цифра на упаковке «ТОСОЛ-40», как говорилось выше, соответствует минусовой температуре замерзания жидкости, а точнее — потери ею текучести. Cамый ходовой «ТОСОЛ-40» на 45 процентов состоит из воды, на 53 процента — из этиленгликоля и на 2 процента — из присадок. Благодаря присадкам все то, что омывает «ТОСОЛ», покрывается защитной антикоррозионной пленкой. Если «ТОСОЛ» разбавить водой даже в небольшой пропорции, то пленка разрушается, и металл коррозирует в гораздо большей степени, чем, если бы вместо «ТОСОЛа» была залита просто вода. А это значит, что РАЗБАВЛЯТЬ «ТОСОЛ» ВОДОЙ НЕЛЬЗЯ!
В.: Какой срок хранения «ТОСОЛа»?
О.: «ТОСОЛ», как любой продукт, имеет свой срок хранения. Срок хранения качественного «ТОСОЛа» составляет 3-4 года.