Трансперсональная психология с чего начать
Трансперсональная психология: представители и способы направления
Трансперсональная психология и психотерапия
Трансперсональная психология («trans» и «persona» буквально можно перевести как надличностная) — это направление в современной психологии, исследующее надличностные, сверхличностные состояния сознания. Трансперсональную психологию считают четвёртой силой в ряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией.
Корни трансперсональной психологии уходят в мировые духовные практики, в историю культуры и религии. Трансперсональная психология базируется на холистической парадигме («holos» — целостный), для которой целое больше, чем просто сумма его частей. Представителями данного направления являются С.Гроф, К.Уилбер, Ч.Тарт, А.Минделл, С.Криппнер и каждый, при этом, развивает своё направление исследований, свои методы.
В трансперсональной психологии изучаются высшие состояния сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, личностные ресурсы, множественность состояний сознания, парапсихологические феномены. Человек — это целостное создание и к нему нужен интегративный подход.
Можно выделить разнообразные подходы к самопознанию: телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, холотропное дыхание, медитация, работа со сновидениями, активное воображение. В отличие от традиционных видов психотерапии трансперсональные техники делают упор на непосредственное переживание и выражение эмоций, используя которые, — человек может получить прозрения свой личной истории, увидеть свои эмоциональные затруднения и межличностные проблемы и бессознательные силы, которые им движут.
К практическим методам, используемым в трансперсональной психологии относят холотропное дыхание и ребёфинг. Ребефинг (от англ. «rebirthing» — повторное рождение) говорит нам о том, как дышать энергией так же, как воздухом. Автором этой методики — Леонард Орр.
Особенностью холотропного дыхания, предложенного С.Грофом, является более глубокое и более быстрое дыхание с гипервентиляцией легких, побуждающая музыка и помощь в освобождении энергии через специфические приемы работы с телом.
В холотропном состоянии человек может получить такие откровения, которые невозможны при интеллектуальном разборе ситуации.
Гроф выделял два вида сознания: ориентированное на осязаемую реальность и направленное к неосязаемой внутренней реальности. Оба состояния являются реальными и взаимодействие между ними ценно само по себе.
Психика человека богаче, чем мы себе представляем. Наше подсознание таит в себе такие сокровища, которые не обнаружишь в обычном состоянии. Из глубин подсознания можно вытащить такие воспоминания о своей жизни, о которых активное сознание не имеет никакого представления. Причём, эти воспоминания могут быть живыми, интенсивными и превзойти реальные переживания материального мира.
Человек, прошедший через такой опыт, испытав ощущения, связанные со смертью и повторным рождением, резко меняют представление о самих себе, об окружающем мире. Он обретает чувство радости, безмятежности, появляется вкус к жизни. Также происходят качественные изменения течения заболеваний. Трансперсональные переживания имеют огромное значение для творчества и обладают особым терапевтическим потенциалом.
Установив связь с надличностной сферой своей психики, вы сможете разобраться с любыми трудностями, встречающимися на вашем жизненном пути.
Новая школа
Спустя несколько месяцев после того, как Маслоу заявил о необходимости создания «четвертой силы», в штате Калифорния, в Менло-Парке, произошло собрание ученых, на котором присутствовали А. Маслоу, Э. Сутич, С. Гроф, М. Виз, Д. Фейдимен и С. Маргулис. Задача этой встречи – создать новую школу, которая могла бы заниматься изучением опыта, доступного человеку, включая и измененные состояния сознания. Сначала это направление получило название трансгуманистического, но после ученые пришли к общему согласию и дали ему современное имя.
Чтобы обозначить предмет трансперсональной психологии, ученые вывели два аспекта изучения: субъективный и объективный. В субъективном аспекте ученые исследуют опыт человека, которому удалось покинуть пределы собственной личности и соединиться с космосом и природой. В сегменте объективных исследований ученые изучают факторы, которые влияют на человеческое поведение и мышление.
Через два года после основания этой школы была создана Ассоциация трансперсональной психологии. После смерти А. Маслоу и Э. Сутича новое течение разделилось на три основных направления. Первое базировалось на исследованиях Станислава Грофа, второе было создано на основе учений Кена Уилбера. У третьего направления не было своего представителя, в нем были сосредоточены основные засады развития и достижения нового течения в психологии.
См. также
Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.
Сеансы холотропной терапии
Пребывая в состоянии измененного сознания, человек может вернуться в прошлое и вновь увидеть или даже заново пережить травматические события своей жизни. Наблюдая за событиями прошлого, человек получает возможность понять произошедшее, принять сложившуюся ситуацию и освободиться от груза прошлого. Стоит отметить, что индивид получает возможность посетить не только события своего прошлого, но и свои прошлые жизни. А это куда сильнее может изменить его взгляды на мир. Увидев свои прошлые воплощения, человек поймет, почему он родился именно в этом месте и времени. Он сам сможет ответить на вопросы, почему именно такие возможности у него есть, поймет, какими способностями обладает и почему его окружают именно эти люди.
На сеансах холотропной терапии человек может ощутить себя растением или животным, может общаться со сверхчеловеческими существами и испытает опыт единения с Вселенной. Даже сегодня холотропная терапия считается одним из лучших достижений трансперсональной психологии. Ощутив подобные переживания, человек больше никогда не станет прежним, нет, он не потеряет себя, наоборот, поймет, в чем состоит его истинное предназначение, и по-новому посмотрит на мир.
Трансперсональная психология – это наука, которая изучает измененное состояние сознания. Несмотря на то что ее никогда не признают в научном сообществе, она будет существовать, ведь человек — это не просто кожа да кости, но еще и душа, стремящаяся соединиться с Вселенной.
Теория Кена Уилбера
И несмотря на все преграды и непонимание, методы трансперсональной психологии продолжают развиваться. В свое время К. Уилбер был основателем отдельного подхода в ней, который получил название интегрального. В своем первом научном труде «Спектр сознания» он пришел к выводу, что человеческое сознание состоит из нескольких уровней (спектров) самосознания. Эти спектры охватывают все возможные уровни сознания, начиная от безграничного единения с Вселенной и заканчивая уровнем маски, где индивид идентифицирует себя с чем-то, подавляя свои отрицательные характеристики.
Согласно Кену Уилберу существует 5 уровней:
Сознание развивается в иерархической последовательности от самых низких уровней к более высоким.
Происхождение понятия трансценденция
(от лат. transendere — подниматься выше, или за пределы, преодолевать, превосходить)) —
выходить за пределы.
Оксфордский Словарь Английского Языка
дает следующие значения:
1) переправиться или пройти выше (физического препятствия или ограничения); вскарабкаться или подняться выше вершины (стены или горы)…
2) пройти или расшириться за пределы или над, пройти за пределы ограничений (чего-то нематериального), превзойти, выйти за пределы
3) идти вперед в некотором качестве, или атрибуте, подниматься вверх, превосходить
4) возноситься, идти вверх, восходить
трансцендировать — это выходить за пределы по вертикали, превосходить.
Особенности
Трансперсональная психология – это особый раздел в психологии, что не только исследует измененные состояния сознания, но и создает методы, которые помогут человеку решить его внешние и внутренние проблемы. Это ответвление психологии не ограничивает себя какими-то рамками или условностями. Здесь успешно совмещаются новые теории, взгляды и подходы с восточным мировоззрением.
Психологи этого научного направления изучают духовный мир человека, которому раньше не придавали особого значения.
Трансперсональная психология отличается от других течений сочетанием разных направлений и наук. Здесь присутствуют и психологические направления, и философия, точные науки и духовные практики.
Исследуемые области[править]
Трансперсональные исследования затрагивают множество различных областей[6]:
Шаги становления трансперсональной терапии
Разбирая насущные проблемы личности, многие люди начинают понимать: основы их заложены в детстве. Из глубин нашего подсознания добываются случаи, ставшие фрустраторами. Но, почему не у всех находится такой негативный опыт босоногого периода, если проблемы существуют? Можно сказать: «плохо ищите» и закрыть тему так же, как ранее Фрейд признал основой всех неврозов вытесненные и подавленные влечения.
Но, что если первопричины нынешних проблем начинаются гораздо раньше не только становления личности и появления речи, но даже раньше нашего рождения? Давайте поговорим о революционной теории, которая до сих пор вызывает споры с одной стороны, и неимоверный восторг с другой – трансперсональной психологии.
С чего начинается трансперсональная психология?
Ещё с 60-х годов прошлого века такие знаменитые психологи, как А. Маслоу, К. Уилбер и С. Гроф стали задумываться о запросах клиентов, проблемы которых выходили за пределы обычных границ Эго. Они говорили о смысле жизни, потребностях в саморазвитии и расширении сознания за пределы принятых границ. При этом клиенты боялись, что такие потребности могут быть восприняты другими как нездоровье психики или, что ещё хуже, психиатрические заболевания.
Но, люди на самом деле не выявляли клинической картины, соответствующей каким-либо диагнозам. А скорее нуждались в информации, находящейся где-то на стыке философии, психологии, ведических знаний, оккультизма и религиозного опыта. Почему такие вопросы особенно привлекли внимание упомянутых психологов? Дело в том, что в своей практике они сталкивались с определёнными феноменами и информацией, которая приходила клиентам в состоянии изменённого сознания (при холотропном дыхании или во время сильного расслабления). Эти «прозрения» более высокого порядка понимания решали и остальные насущные проблемы, разрешали внутренние конфликты.
Так, Абрахам Маслоу со своими сторонниками проводил исследования, сконцентрированные на, так называемых, пиковых переживаниях и, уже упомянутых, переживаниях изменённого сознания, введя таким образом само понятие «трансперсонального». Субъективным аспектом данного опыта был выход за принятые пределы личности и удовлетворение единения с природой, космосом или человечеством в широком смысле этого слова.
Что пытается исследовать нынешняя трасперсональная психология?
Как говорит Денис Бурхаев на своём вебинаре «Мой мистический опыт. Картография трансперсональной реальности », первопричины, приводящие нас к актуальной проблеме настоящего, могут представлять собой пирамидку. Самый первый широкий круг не всегда заложен в момент становления речи и личности человека, возможно, он заложен ещё в стадии эмбриона или плода. А что же тогда может являться штырьком, на который нанизываются все эти части? Коллективный или расовый опыт? А, возможно, опыт прошлых воплощений? Ведь несмотря на критику данного психологического подхода, физический закон сохранения энергии давно является аксиомой. Кроме того, абсолютно признанные методы и теории, тем не менее, затрагивают часть того, что выдвигает как предмет изучения трансперсональная психология. Например, символдрама признаёт проблему психологического бесплодия у женщин. То есть, признаёт, что из-за неразрешённых внутренних конфликтов (том числе непринятия) существует вероятность ставить себе подсознательный «блок» на дальнейшее продолжение рода, даже если сознательно ты пытаешься завести малыша. Так почему же, в этом аспекте, не рассматривать память переживания эмбриона, которого не хотели или который переносил дискомфорт при своём самом раннем существовании?
Трансперсональные переживания включают в себя две группы опыта. Первый опыт касается расширения границ сознания, а также расширения времени переживаний. Это и упомянутый опыт эмбриона, родовой опыт, «ясновидение» или считывание информации, которая посылается в других системах восприятия, переживание прошлых воплощений и многое другое. Вторая группа касается опыта философско-духовного: осознание и чувствование медиумического опыта, слияние со Вселенной и прочие потребности в сверхчеловеческом переживании.
Почему современный человек имеет необходимость в таком подходе?
На самом деле, наши предки имели мощнейшие способы удовлетворения своих сверхзапросов личности – это религия и мифология. До сих пор мы можем лицезреть практики шаманов, малых коренных народов, сохранивших свою самобытную культуру, медитативные подходы, йогу и прочие таинства, направленные на вхождение в изменённое сознание. Религия, верования и философия во многом дают нам ответы на вопросы более высокого порядка: «Что будет после смерти?», «Как устроен мир и вселенная, и зачем в нём нахожусь я?» и прочее. Но, такие вопросы могут не возникать столь актуально, если человек плохо удовлетворяет свои базовые потребности: борется за жизнь, еду и безопасность.
Современный человек сделал своё существование более комфортным, безопасным и сытым. Естественно, что осознание более высоких запросов стало актуальным. Но, вот проблема. В век развития техники и науки, под сомнения попали как раз религиозные, культурные и философские постулаты, обеспечивающие ответы на глобальные вопросы. Приведём грубый пример. Если мы не сторонники определённой религии, которая поясняет нам зачем живёт человек, что ждёт его после смерти физической и как он к ней должен подготовится, чтобы было лучше его душе, мы всё равно задаём эти вопросы, но не получаем на них ответы.
Таким образом, ряд психологов, затрагивающих вопросы трансперсонального, порою получают решения тех проблем, которые не удаётся решить при другом подходе. Но, ценнее, что на трансперсональные переживания, которые возникли у человека по какой-то причине, не будут косится как на «нездоровые» лишь потому, что они не вкладываются в систему ограниченного Эго и материального мира. Поэтому, если вас давно интересует данная тема, обязательно обратитесь к работам классиков или к современным наработкам, например, центра «Бурхан».
Трансперсональная психология — что это такое. Описание и обучение
Трансперсональная психология открывает то, что скрыто глубоко в подсознании. Она достает на поверхность такие детали вашей жизни, о которых вы давно забыли, а, может, и не знали. Для чего это нужно? Чтобы изменить жизнь в лучшую сторону, избавиться от бессознательных факторов, влияющих на ваше поведение и мышление. А также, чтобы очистить ваше сознание от негатива, хранящегося там долгие годы.
Что такое трансперсональная психология
Трансперсональной психологией называют науку, которая изучает измененные состояния человеческого сознания и психики. Ее основой считаются исследования Карла Юнга и Абрахама Маслоу. По мнению ученых, внутри каждого человека есть нечто бессознательное. И оно влияет на формирование личности, поведение, отношения с другими людьми. На пике переживаний это бессознательное вскрывается, что помогает справиться со многими внутренними проблемами.
Помимо Маслоу, представителями трансперсональной психологии стали Э. Сьютич, С, Гроф, Дж Фейдиман, М. Вич, С. Маргулис. Каждый из них дополнил науку, открыл в ней новое направление и провел эксперименты.
Ученые создали Ассоциацию трансперсональной психологии и выпустили посвященный ей журнал. Через несколько лет в Калифорнии был создан Институт трансперсональной психологии. Его основателем стал Роберт Фейджер. Несмотря на это, признание в научных кругах это течение еще долго не приобретало. Многие даже считали его абсурдным.
Это направление изучает сразу несколько сфер:
Еще одной сферой трансперсональной психологии является духовное развитие человека.
Основные идеи
Если говорить кратко, в основе трансперсональной психологии лежит идея о существовании бессознательной части человеческой психики. Она оказывает влияние на образ жизни, мышление, взгляды, принципы, приоритеты. Определяет поведение человека на протяжении всей его жизни.
Бессознательный пласт состоит из чувств, переживаний, эмоций, которые были вытеснены из сознания по разным причинам. Сюда же относятся воспоминания.
Трансперсональная психология изучает все аспекты личности. Но ее главная задача – изучить сознание, которое при особых обстоятельствах может выходить за привычные рамки. Это случается тогда, когда человек погружается в одно из измененных состояний.
Попасть внутрь себя можно разными способами. Для этого были разработаны различные методики и техники. В трансперсональном состоянии человек получает возможность почувствовать единство со Вселенной, вновь пережить тревожащие его события, избавиться от негативных эмоций, решить психологические проблемы.
Отличие трансперсональной психологии от других наук
Большинство направлений психологии требуют факты, аргументы и доказательства. И они должны быть достоверными. Трансперсональное ответвление базируется исключительно на бессознательных проявлениях личности.
Выделяют 5 главных принципов трансперсональной психологии:
Психологам, работающим в трансперсональном направлении, до сих пор так и не удалось научным способом подтвердить достоверность своих исследований. Но одно можно сказать точно: наука способна объединить в себе психофизику и психофизиологию.
Методики трансперсональной психологии
Условно техники трансперсональной психологии их можно разделить на 2 группы: общие и для анализа изменений сознания. К первой группе относятся:
Для того, чтобы инициализировать изменения в сознании, используют несколько методик:
Также довольно популярными считаются такие методики трансперсональной психологии, как ребефинг и тета-хилинг.
Трансперсональная психология Грофа
Станислав Гроф посвятил несколько лет изучению той бессознательной части человеческой психики, которая проявляется при измененном сознании. В процессе работы он использовал психоделические препараты. Однако вскоре их применение было запрещено. Ученому пришлось заняться разработкой нового способа проникновения во внутренний мир человека. Им оказалось холотропное дыхание.
Эта техника помогает справиться с рядом препятствий, возникающих на пути к изменению сознания. Их 4:
По мнению Грофа, глубоко в подсознании каждого человека хранятся неразрешенные проблемы, которые влияют на его жизнь. Решить их можно, если по новой пережить те события, еще раз испытать те чувства и эмоции. Это и есть главная цель холотропного дыхания.
Как пользоваться методикой? Нужно сделать несколько частых глубоких вдохов. Это поможет изменить сознание. Внутри сформируется энергия, за которой человеку и нужно идти. При этом важно поддаваться всему, что происходит вокруг. Издавать звуки, занимать неожиданные позы, что-то чувствовать. Это не сумасшествие. Таким способом из подсознания удаляется все то, что годами мешало жить. В результате человек расслабится и успокоится.
Техника ребефинга
Разработана американским ученым Леонардо Орро более 40 лет назад. Это дыхательная техника, позволяющая человеку родиться заново, избавившись от негативных эмоций в подсознании.
По мнению Орро, травмирующие психику события происходят с людьми с самого рождения. По сути, и само рождение можно записать в этот список. Все это сильно влияет на физическое и психическое здоровье. Сознание защищает человека от этих воспоминаний, пряча их в «хранилище» неосознанного. Но все равно он страдает от связанных с этими травмами страхов, комплексов, переживаний.
Ребефинг помогает справиться с вышеперечисленными проблемами. Перерождаясь, человек раз за разом переживает самые плохие моменты своей жизни. Все негативные эмоции он превращает в положительную энергию, испытывая при этом небывалую гармонию.
Во многом техника ребефинга напоминает холотропное дыхание. Выглядит она примерно так:
Для того, чтобы ребефинг принес результаты, относиться к нему следует серьезно. Также нельзя игнорировать возникающие в теле ощущения.
Техника тета-хилинг
Эта методика трансперсональной психологии была придумана Вианной Стайбл в период, когда она боролась с онкологическим заболеванием. Она помогает достичь внутренней гармонии и удовлетворения жизнью.
Попасть в состояние тета, согласно теории Стайбл, можно 2 способами.
Способ первый
План действий таков:
Все, что вам осталось, — плыть в космосе до тех пор, пока не увидите жемчужное белое свечение. Это ваша главная цель. В полете будьте осторожны, избегайте синих участков.
Способ второй
Сядьте на стул, займите удобное положение, расслабьтесь. Закрыв глаза, сделайте глубокие вдохи и выдохи. Как и в предыдущем случае, сосредоточьтесь на энергии, расположенной в области сердца. Дальше действовать нужно так:
Последний этап – единение с белым светом и некой космической желеобразной субстанцией. В результате вы сможете соединиться со Вселенной, попав таким образом в состояние тета.
Обучение трансперсональной психологии
Получить соответствующие знания можно на семинарах, посвященных эзотерике. Другой вариант – пройти обучение в ВУЗах, преподающих трансперсональную психологию. В любом случае главное – быть открытым к новым знаниям, искренне хотеть расширить границы сознания. Также у вас должно быть желание делиться своим опытом с другими.
Заключение
Трансперсональная психология и ее техники – возможность избавиться от страхов и переживаний, хранящихся в глубоких слоях подсознания. Возможно, вы уже не помните их. Но, так или иначе, они оказывают воздействие на вашу жизнь. Воспользуйтесь специальными методиками самостоятельно или под контролем специалиста. Вы увидите, насколько проще станет жить после того, как негативные эмоции покинут ваше тело.
Трансперсональная психология как псевдонаправление в психологии
В настоящее время участились попытки смешивания научно-психологического метода и тех направлений, которые в своих изысканиях опираются на предпосылки мистики и даже фантастики. Впрочем, можно ли опираться на основания такого рода? И какими последствиями чревато заблуждение? Одним из таких направлений, угроза которого является значительно недооцененной, является трансперсональная психология, разработанная Станиславом Грофом в соавторстве с его супругой Кристиной.
Что представляет собой трансперсональная психология Грофа?
Удивительно, однако на Западе Станиславу Грофу было присвоено звание доктора медицины и философии; его ученая степень — профессор [4]. Основная идея Станислава Грофа заключается в том, что залог психического здоровья — это обретение «внутренней целостности» посредством сеансов холотропного дыхания. Что стоит за этим термином? Холотропное дыхание представляет собой ускоренное дыхание, способствующее гипервентиляции и оказывающее определенный физиологический эффект на организм (о его особенностях поговорим ниже). Данная практика вводит человека в ИСС — измененное состояние сознания. Она осуществляется под звучание этнической музыки. По мере того, как практикующий продолжает ускоренно дышать, содержание кислорода в его организме падает. Кровеносные сосуды головного мозга сужаются; в конечном итоге, в корковых отделах запускаются процессы торможения, и наступает состояние ИСС.
По ходу данного сеанса участник сталкивается с некими переживаниями, которые и называются «трансперсональными». В некотором роде переживания во время холотропного дыхания сходны с теми, что возникают при осознанных сновидениях. Но трансперсональные практики вызывают более интенсивно окрашенные ощущения (вплоть до галлюцинаций), а также значительным образом изменяют физиологию человека. Авторы методики предписывают проводить действо только в группе. Оно может сопровождаться криками, резкими движениями рук и ног участников.
Псевдонаучные термины, используемые Грофом в его работах
Рассматривая терминологию, которой оперирует данное направление псевдопсихологии, можно заметить расплывчатость и неточность понятийного аппарата, а также некоторый оттенок оккультности, присущий используемым авторами терминам. Среди таких наукообразных терминов стоит особенно отметить следующие псевдонаучные понятия, которыми Гроф оперирует в своих трудах:
«Базовая перинатальная матрица».
Слово «трансперсональная» — наукообразное, отсылающее к некоторой мистической концепции. Адепты данного направления утверждают, что так называемая трансперсональность — это процесс выхода в некое особое информационное поле, «за пределы собственной личности». Во время такого выхода человек получает возможность осознания неких величественных истин, что, как считают сторонники учения, благотворно сказывается на его психике. Вместе с тем, инструментарий, используемый для подобного рода «путешествий за пределы себя», оставляет желать лучшего. Более того, данные методы представляют собой объективную опасность для жизни и здоровья человека.
Теоретические изыскания трансперсональной психологии не уточняют, для кого и в каких обстоятельствах требуется обретение данной «целостности», между какими именно частями она должна осуществляться, в чем состоят особенности и цели данного процесса. Обратимся к первоисточнику — а именно, работе Станислава и Кристины Гроф «Холотропное дыхание». В первую очередь, уже во введении, написанном Дж. Корнфилдом, бросается в глаза отсутствие научной скромности и обилие оккультной терминологии. Книга называется «пророческой»; ее читателю обещается «воссоединение с космосом», «исцеление психики». Сеанс холотропного дыхания сравнивается с возможностью входа в дантовские пространства Рая, Ада, Чистилища [3].
Авторы предупреждают читателя о том, что название «холотропный» может показаться для западного читателя необычным. В книге подчеркивается, что каждый человек переживает собственное естество «не в полной мере», и данный недостаток как раз и призвано исправить холотропное дыхание. Далее приводится цитата из индийских Упанишад. На вопрос о том, кто есть человек, в них дается ответ: «Ты есть Божество» [3].
Иными словами, авторы не дают ни исчерпывающей трактовки введенного ими термина, ни какого-либо научного обоснования использования предлагаемой методики. Несмотря на многочисленные ссылки и обилие цитат, взятых из трудов светил психологии (Фрейда, Юнга, Маслоу и проч.), данная работа не выдерживает никакой критики в силу ее апеллирования к мистицизму, отсутствия выверенного понятийного аппарата, теоретической и эмпирической базы научного характера.
Авторы данного направления рекомендуют изобретенный ими метод практически всем за редкими исключениями — в их число входят беременные женщины, люди с серьезными заболеваниями. По ходу чтения работ С. и К. Гроф складывается впечатление о том, что они дают ответ на вопрос, о котором сами не имеют представления. Впрочем, данный подход не вызывает удивления в силу отсутствия опоры авторов рассматриваемой нами концепции на научный метод исследования.
Например, Станислав и Кристина Гроф много внимания уделяют так называемой «травме рождения». При этом данная «травма» может быть получена человеком и при рождении, и в «прошлых жизнях». Холотропное дыхание представлено в виде способа прожить данную травму и обрести внутреннюю гармонию. Здесь Гроф и его супруга вводят еще одно псевдонаучное понятие — «базовые перинатальные матрицы». Под этим термином понимается четыре стадии родов, во время которых появляющийся ребенок и получает «психическую травму». Логично предположить, что «обретение целостности» — это процесс, направленный на восстановление структурной диссоциации личности, вызванный теми или иными обстоятельствами травмирующего характера.
Гроф не пишет о проблеме структурной диссоциации как одном из частных явлений, требующих отдельного рассмотрения. Вместо этого в своих работах он злоупотребляет определением «холотропный», не затрудняя себя рассмотрением проблемы диссоциации, являющейся прямым показанием к терапевтическому процессу, целью которого должна стать интеграция частей диссоциированной личности. Гроф приписывает необходимость занятий холотропным дыханием практически всем клиентам, а не только тем, которые страдают от диссоциации. Заметим сразу, что холотропное дыхание и трансперсональная терапия в целом представляют собой достаточно опасный для физического и психического здоровья метод. Эта опасность распространяется на любых людей — вне зависимости от наличия или отсутствия у человека реальной психической травмы.
Итак, используемые Грофом понятия не являются научными; его терминам свойственна многозначность, неточность, расплывчатость. Феномены, которые должны стоять за данными понятиями, не подвергаются никакому анализу, осмыслению, измерению.
Опасности холотропного дыхания
Псевдонаучность концепции Грофа, возможно, была бы безобидной характеристикой данной теории, если бы не опасность метода холотропного дыхания для жизни из здоровья человека. В работе О. В. Гордеевой [1] детально рассматривается явление гипервентиляции и, как следствие, гипокапнии. Гипокапния представляет собой процесс увеличения количества кислорода в крови и одновременного уменьшения концентрации углекислого газа. Также гипокапнию сопровождает алкалоз — ощелачивание. Несмотря на то, что кислорода в крови много, возникает кислородное голодание; это происходит вследствие того, что кислород хуже освобождается из гемоглобина. Его концентрация в тканях снижается. Данный процесс сопровождается следующими явлениями:
Человек, начав дышать интенсивно, уже не может сказать себе «стоп», прекратить безостановочное дыхание.
Он входит в предобморочное состояние либо случается обморок.
Возникает состояние эйфории (по мере проведения практики оно исчезает).
Перед глазами мелькают мушки, появляется головокружение, звон в ушах.
Появляются судороги. Мышцы кистей и ног непроизвольно сокращаются.
Возникает тахикардия, одышка, тремор, боли в различных участках тела.
Появляются негативные эмоции — например, поведение может стать агрессивным.
Трансперсональная психология Грофа подвергалась серьезной и основательной критике со стороны научного сообщества — как психологов, так и психиатров. Она эклектична, не имеет научных обоснований и не обладает четким терминологическим аппаратом. Доказано, что воспроизведение холотропного дыхания представляет собой угрозу жизни и здоровью: с точки зрения физиологов, эта практика может привести к повышению температуры тела, удушью, смерти [1]. Гипоксия, сопровождающая процесс холотропного дыхания, ведет не к «исцелению», а к смерти клеток головного мозга. Психотерапия представляет собой лечебное воздействие на психику человека, и посредством этого воздействия может осуществляться и влияние на соматические процессы. Холотропное дыхание не является ни психотерапией, ни в принципе терапией. Оно представляет собой грубое вмешательство в физиологию, чреватое самыми опасными и даже трагическими последствиями.
Список использованных источников:
1. Гордеева О. В. и др. Гипервентиляция как метод индукции измененных состояний сознания: опасности холотропной психотерапии. – 2016.
2. Ван дер Харт О. Призраки прошлого. Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы. М.: Когито-Центр, 2013. 496 с. // Москва: Когито-Центр. – 2013.
3. Гроф С., Гроф К. Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии. – Litres, 2017.
4. Станислав Гроф. Познай себя. Электронный ресурс. Доступно по адресу: http://www.stanislavgrof.ru Обращение от 25.07.2020
Автор: Буравлева Валентина, писатель
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Психология | Psychology
8.1K постов 43.9K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
Жалкий ангажированный бред. Во-первых, трансперсональная психология частично признана научным сообществом. В частности, в США, где она была создана (ну, это и так понятно) и Великобритании она сохраняет своё, пусть и не абсолютное, влияние и там продолжаются работа в рамках этого направления на серьёзном уровне.
В 1996 году статья о необходимости признания трансперсональной психологии появилась в одном из журналов Британского психологического общества, «The Psychologist».[58] В том же году Британское психологическое общество (British Psychological Society, BPS) открыло Секцию трансперсональной психологии,[59] став первым профессиональным психологическим сообществом, официально признавшим важность исследований в данной области. С 1997 года секция трансперсональной психологии BPS издаёт свой научный журнал под названием «Transpersonal Psychology Review».[60]
Крупный британский трансперсональный психолог Майкл Дэниелс[50] отмечает две ключевые академические программы по трансперсональной психологии в Великобритании: в 1995 году в Ливерпульском университете имени Джона Мурса была открыта специальность «Психология человеческого потенциала» (Psychology of Human Potential), вскоре переименованная в «Психология сознания и трансперсональная психология» (Consciousness and Transpersonal Psychology)[61][62]; и со второй половины 2000-х годов академическая магистерская программа по трансперсональной психологии открыта в Университете Нортгемптона[en].[63] По состоянию на 2012 год программы по трансперсональной психологии преподаются также в Городском университете Лидса,[64] Университете Восточного Лондона,[65][66] Университете Чичестера[en].[67]
В 1999 году трансперсональная психотерапия была включена в клиническое руководство по избавлению от наркотической зависимости (Treatment Improvement Protocols, TIPs), изданное под эгидой Управления по контролю над злоупотреблением наркотическими веществами и психическим здоровьем (SAMHSA)[en] Министерства здравоохранения и социальных служб США, в качестве одной из краткосрочных психотерапевтических практик, рекомендованных экспертным советом для терапии наркотической зависимости.
Во-вторых, вот эта хуйня
Данный процесс сопровождается следующими явлениями:
Человек, начав дышать интенсивно, уже не может сказать себе «стоп», прекратить безостановочное дыхание.
Доказано, что воспроизведение холотропного дыхания представляет собой угрозу жизни и здоровью: с точки зрения физиологов, эта практика может привести к повышению температуры тела, удушью, смерти
Удивительно, однако на Западе Станиславу Грофу было присвоено звание доктора медицины и философии; его ученая степень — профессор.
В начальный период этих исследований я обнаружил, что мое мировоззрение подорвано ежедневным столкновением с переживаниями, которые было невозможно объяснить с позиций моей прежней системы убеждений. Под неумолимым натиском бесспорных свидетельств мое понимание мира постепенно менялось от атеистического к мистическому. То, что впервые открылось мне в моём психоделическом опыте, полностью подтвердились в результате ежедневного кропотливого изучения исследовательских данных.
Психотерапия представляет собой лечебное воздействие на психику человека, и посредством этого воздействия может осуществляться и влияние на соматические процессы. Холотропное дыхание не является ни психотерапией, ни в принципе терапией.