Тритмент что это в кино
Режиссерский тритмент. Зачем он нужен?
На этапе тендера агентству или клиенту предлагаются несколько режиссеров, которые выбираются исходя из их работ (шоурилов). Происходит брифинг, где агентство или клиент описывает идею сценария, рассказывает, что важно подчеркнуть в ролике, на что должен обратить внимание зритель и что ему должно запомниться.
На написание тритмента дается несколько дней. За это время режиссер осмысляет сценарий, думает над приемами и стилем съемки, а также над тем, какие главные герои будут в ролике.
• История и стилистика ролика
Режиссер расписывает историю и стилистику, делает референсы по настроению на примере других роликов, клипов или фильмов.
• Кастинг
Описываются образы героев ролика внешне, а также истории персонажа и их характер.
Например, то, что очень важно взять профессиональную актрису, а не модель. Делается подборка из фотографий образов, чтобы клиенту было легче представить внешний вид героев.
• Образы актеров (костюмы и грим)
Описывается стиль одежды и детали, которые подчеркнут его идею. Подкрепляется это мудбордом (подбор образов). Прописываются особенности макияжа.
• Локация или декорации
Предлагается стиль интерьера или натуры. Подбираются картинки и примеры роликов или фильмов.
• Музыка и звук
Подбираются музыкальные произведения и примеры из роликов или фильмов.
Возможен вариант отказа от музыки в пользу ролика только с саунд дизайном.
• Графика
Описывается графика с обоснованием. Почему должна быть реалистична или почему рисуем пэкшот, а не снимаем.
• Производство
Режиссер пишет количество съёмочных дней. Также даются пояснения продюсеру о камере для съемки и других технических моментах для производства ролика использовать. Например,
это будет телега для движения или съемка будет происходить с рук.
Как стать дизайнером режиссерских презентаций и найти своего первого клиента
Дизайнер тритментов для Apple, Сartier и New Balance поделилась своим опытом
Зачем режиссерам нужен дизайнер презентации, почему эта профессия — одна из самых удобных во времена посткарантина и какими навыками нужно обладать, чтобы ее освоить? Дизайнер-фрилансер Анастасия Мохань дала несколько рекомендаций для тех, кто хотел бы найти себя в новом деле.
Важные термины
Для начала разберем основные понятия, которые буду использоваться в материале.
Зачем продакшенам нужны тритменты
Все начинается с объявления тендера, в который приглашаются рекламные продакшены. Помимо финансового и съемочного предложения продакшены должны предоставить клиенту пул режиссеров, которые, на их взгляд, максимально подходят под данный бриф.
Вместе с тем, режиссерам необходимо прислать свое портфолио и составить тритмент, который отразит полную картину их мыслей и идей по поводу потенциальных съемок. От каждого продакшена, участвующего в тендере, выступают несколько режиссеров. У каждого из них есть презентация, которая помогает клиенту принять решение о победителе.
В помощь режиссеру часто приходят дизайнеры, у которых есть свой стиль и видение конкретного проекта. Режиссеры понимают, что дизайнеры могут помочь им составить более профессиональный документ с точки зрения стиля и эффективности. Кроме того, из-за высокой занятости на съемочных проектах режиссерам не хватает времени на составление тритментов, которые им приходится делать под каждый тендер.
Во времена коронавируса работать дизайнером тритментов удобно: дизайнеры могут работать из дома, созваниваясь с клиентами и режиссерами. Эта та сфера дизайна, в которой нет утверждений каждого шага, поэтому два созвона за весь проект — обычная ситуация. При этом дизайнер, так же как и режиссер, может находиться где угодно, главное, чтобы был доступ в интернет.
Как создается тритмент
Процесс работы начинается с брифинга режиссера, дизайнера и гострайтера. Режиссер проходится с командой по брифу, обсуждает важные детали и рассказывает о том, как он видит будущий ролик. Гострайтеру режиссер детально описывает главы, которые хочет видеть в тритменте, а также покадровое описание сценария ролика.
Что касается дизайнера и рисерчера (чаще всего это один человек), то ему режиссер дает вводные о необходимых визуалах и референсах. Картинки подбираются по раскадровке, которая заранее добавлена в бриф от клиента. Также могут понадобиться отдельные референсы, которые позволят режиссеру показать клиенту формат локации, стиль актеров и освещение, которое он бы хотел видеть в ролике.
Работа по написанию текста и подбору визуалов идет параллельно. В зависимости от проекта на оформление тритмента выделяется от двух до четырех дней. Чем сложнее потенциальный ролик, тем больше нужно времени на создание презентации.
После того как режиссер получает картинки, он их утверждает и, возможно, добавляет комментарии. По ним рисерчер доискивает необходимые визуалы, которых не хватило.
Когда вся визуальная и текстовая части готовы, дизайнер приступает к верстке тритмента. После того, как структура продумана и первые слайды созданы, режиссер получает их на утверждение. В соответствии с комментариями дизайнер дорабатывает макет и финально составляет презентацию.
После ее завершения режиссер, а также рекламный продакшн и агентство могут прислать комментарии, поэтому в это время работа дизайнера еще не заканчивается. После того как тритмент переходит на рассмотрение к клиенту, работа всей команды подходит к концу.
Какие навыки нужны для создания презентаций
Два главных качества — насмотренность и опыт в дизайне. Для формирования насмотренности важно следить за режиссерскими работами, международными рекламными роликами, художественными фильмами и короткими метрами. Это помогает быстро найти нужный референс и кадр во время проекта.
Тритменты создаются в Adobe Indesign, Photoshop, Keynote и Readymag. В какой программе будет сделан тритмент зависит от режиссера, так как некоторые из них позволяют составлять даже анимационные презентации.
Все эти качества можно легко освоить дома с помощью YouTube, на онлайн-курсах Coursera, uDemy или же самостоятельно. Этими навыками можно овладеть достаточно быстро и через месяц уже приступать к тестовым проектам. Такой короткий срок вхождения в сферу всегда плюс для соискателя. Любое повышение квалификации и развитие может происходить непосредственно за компьютером — просмотр необходимых работ, сайтов, презентаций, все это можно делать, не выходя из дома.
Как набрать базу клиентов
В сфере режиссерских тритментов хорошо работают почтовая рассылка и сарафанное радио. Режиссеры и сами рекламные продакшены любят, когда дизайнеры и гострайтеры присылают свое портфолио и предлагают сотрудничество. В горячие сезоны, когда тендеры проходят каждый день, таких профессиональных команд не хватает, поэтому продакшены с радостью нанимают фрилансеров с хорошим портфолио, а иногда даже без него.
Что касается сарафанного радио, то в среде режиссерских тритментов оно работает быстро. Если вы делаете свою работу хорошо и для мелких, и для больших клиентов, то они с радостью делятся контактами рисерчеров и копирайтеров. Также помогает ведение рабочего аккаунта в социальных сетях, чтобы ваши клиенты не забывали о вас. Это формат работы, который легко выполняется из дома. Даже во времена посткарантина такой способ получения клиентов отлично действует. Все режиссеры и продакшены всегда находятся в эпицентре событий и следят за коллегами в социальных сетях.
Так или иначе большинству фрилансеров приходится выезжать на встречи с клиентами, часто созваниваться и презентовать свои работы лично, иногда наведываться в офис и передвигаться по городу. Сфера режиссерских презентаций не требует такого подхода и позволяет дизайнеру самому выбирать, в каком часовом поясе работать и в какой локации находиться.
Это одна из тех немногих профессий, которую можно освоить самостоятельно, засучив рукава и вникнув во все тонкости буквально за несколько недель. И после карантина такая профессия станет только популярнее.
Что такое режиссерский тритмент и зачем нужен
Режиссерский тритмент — это первый и основной инструмент для демонстрации креатива в видео-, кино- и рекламном производстве, а также главное средство убеждения продюсера, Заказчика, инвестора.
Тритмент неотделим от “питчинга” — это “живая” презентация режиссерского видения, оценив которую, в голове слушателя должно щелкнуть “вот что нам нужно”. Заразить Клиента вашей идеей, концепцией, историей и сделать это быстро. Это и есть искусство режиссерского тритмента.
Кадр из фильма «Начало»
Оглавление:
Что такое режиссерский тритмент?
Само слово treatment — в дословном переводе с английского означает “обращение”, “подход”, “трактовка”, “метод”. А по сути, это статичная (иногда анимационная или с динамичными вставками) презентация для победы в тендере на рекламный ролик.
Как и большинство базовых концепций, режиссерский тритмент перешел в видеорекламу из большого кино.
Претендент на место режиссера проводит для инвесторов короткую аудиовизуальную презентацию будущей картины: каким будет сюжет фильма, где будут проходить съемки, кого взять на главную роль, какими будут костюмы, декорации, музыкальное сопровождение.
Это и есть режиссерский тритмент — демонстрация возможностей и план действий в одном флаконе.
Если взгляд режиссера и ожидания продюсера совпадают, а деньги найдены, стороны подписывают контракт и начинают работать.
Но это же творчество. Разве творец должен кому-то отчитываться?
В золотой век Голливуда, режиссер был царем на съемочной площадке, а его слово было законом. Все резко изменилось в начале 80-х, после одного из главных провалов в истории кинематографа.
В 1978 году тогда еще малоизвестный режиссер Майкл Чимино снял драму “Охотник на оленей”, после которой проснулся знаменитым. Фильм получил пять “Оскаров” (в том числе приз за лучшую режиссуру). Критики и публика были в восторге. Фильм считается культовым и по сей день, но тогда на волне успеха продюсеры выстраивались в очередь, чтобы дать денег гениальному режиссеру.
Кадр из фильма «Охотник на оленей»
Фильм обернулся полным фиаско, United Artists обанкротились, а продюсеры поняли, что ни звездный статус режиссера, ни его былые заслуги не гарантируют коммерческий успех картины.
Студии серьезно ограничили самостоятельность режиссеров и кино навсегда превратилось из искусства в бизнес. Не факт, что именно после провала “Врат Рая” появилась практика изучать тритмент, прежде чем пригласить режиссера на проект, но очевидно, что сегодня режиссер — это уже не вольный художник, а скорее наемный директор по производству.
Студия может уволить его прямо по ходу съемок, как за творческие разногласия, так и за неосторожный твит.
Если вы — Майкл Бэй или Дэвид Кэмерон, можете снимать на свои деньги и ни перед кем не отчитываться. Во всех остальных случаях — сначала покажи, что задумал.
Тритмент позволяет увидеть собственные огрехи, ошибки в логике сценария и их исправить, посмотреть на всю свою задумку как бы со стороны. Кроме того, этот инструмент иногда позволяет продакшену посчитать точную смету проекта и сразу озвучить ее Клиенту.
Режиссерский тритмент в видеорекламе
Если уж в волшебном мире кино все жестко подчинили бизнес-логике и интересам инвестора, то что говорить о рекламе? Создание и продвижение рекламного ролика обходится недешево. Компания заказывает его, чтобы заработать деньги, а не только получить восторги от дизайнеров на Behance.
Поэтому перед тем как подписать договор, видеопродакшн иногда представляет Заказчику режиссерский тритмент будущего ролика. Это гарантия, что стороны правильно понимают друг друга.
Идеальная формула режиссерского тритмента — show & tell. Заказчик смотрит слайды, представитель видеопродакшена комментирует их.
Пример режиссерского тритмента западного режиссера Ryan Hope, который снял рекламу для пивного ирландского бренда Guinness:
Ролик, который впоследствии сняли по данному тритменту:
А вот это уже образец тритмента отечественного режиссера Натальи Демидовой для рекламного ролика детского питания:
Что получилось в результате:
Кстати, для рекламных или презентационных видео в графике и анимации собирается обычно не столько (или не только) режиссерский тритмент, сколько концепты будущего проекта под контролем арт-директора. Выглядит по-другому, но смысл похожий. Недавно такие концепты мы собирали для американского финансового холдинга JP Morgan:
Чем тритмент отличается от сценария
Сценарий полностью сконцентрирован на истории: поворотах сюжета, репликах героев. По сути это самостоятельное литературное произведение, адаптированное для съемок.
В тритменте сюжет и история — это лишь один из блоков, другие блоки включают в себя и аудио-сопровождение, и съемочный процесс, и локации, где будут проходить съемки и каким именно образом, кто или какие типажи героев в главных ролях и т. п..
Прочитав сценарий, Заказчик может понять, о чем будет история. Прочитав тритмент, он примерно понимает, как режиссер видит воплощение истории в реальную жизнь.
И не путайте режиссерский тритмент с синопсисом. Синопсис — это сухое детализированное и полное описание истории, а в тритменте концентрироваться на деталях противопоказано.
Структура режиссерского тритмента для рекламного видео
Режиссерский тритмент — это демонстрация вашей оригинальности и креативности. Но даже у него есть общепринятые стандарты. Тритмент обязательно должен содержать следующие блоки:
Идейный блок
Cценарий: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. О чем будет наша история. Краткое описание сюжета, образов персонажей и их характера, общий месседж ролика.
Визуальный блок
Стиль дизайна, цветовая гамма, внешний вид героев, локации и декорации, композиция кадра и работа камеры, реалистичность и присутствие графики.
Звуковой блок
Музыка, стиль озвучивания, голос диктора. Парадокс, но иногда даже музыкальную тему ролика можно проиллюстрировать при помощи картинок.
Технический блок
Сколько дней займет производство ролика, какое оборудование, инженерный реквизит и софт понадобятся для производства.
Какие бывают виды режиссерского тритмента
Оригинальный. Документ исключительно для внутреннего пользования, его не показывают Заказчику. Над оригинальным тритментом работают режиссер и еще несколько участников процесса. По сути это рабочая тетрадь режиссера, в которой подробно расписаны ключевые для съемок детали и пояснения.
Презентационный. Это уже вариант для Заказчика. Пишется короткими хлесткими фразами, чтобы клиент понял суть и уловил настроение. В нем будет меньше производственных деталей и подробностей, но больше визуала и дизайна.
Несколько советов по созданию бронебойного тритмента
1. Мастера режиссерского тритмента рекомендуют меньше рассказывать и больше показывать. Тритмент тем и отличается от питчинга, что апеллирует скорее к чувствам и эмоциям. Вы здесь, чтобы удивлять! Однажды заказчик так нам и сказал: “Покажите чудесенку”.
И все же для каждого слайда у вас должно быть заготовлено рациональное объяснение:
— Почему выбрали такой цвет?
— Оранжевый цвет ассоциируется с дружелюбием и положительными эмоциями.
— Деревья какие-то угловатые, вам не кажется?
— Это низкополигональный дизайн, который сейчас в тренде. Лучшее решение в выбранной вами ценовой категории.
— Почему ролик решили делать с юмором?
— 60% россиян считают рекламу с юмором наиболее притягательной.
Помните? Фраза “Я художник, я так вижу” официально не котируется с 1980 года.
На гифке: режиссер самой плохой картины «The Room» за всю историю кинематографа. Мы как бы намекаем!
2. Будьте готовы ответить на любой вопрос по презентованной истории. Знайте досконально своих героев и логлайн. Помните, что выбирают не только по тритменту, но и по вашему предыдущему опыту. Вас могут спросить:
3. Оформляя тритмент для рекламы, позаботьтесь о том, чтобы иллюстрации были кинематографичны (можно использовать кадры из фильмов, только не злоупотребляйте известными заезженными сценами) и в едином визуальном ключе — это лучше передаст настроение и визуальное наполнение идеи.
Если вы пишете тритмент для кино по принятым в этой индустрии стандартам, пишите черными шрифтами Arial, Times New Roman или Calibri на белом фоне с полуторным интервалом между строками, при этом заголовки выделяют жирным цветом, а иллюстрации и другие цветы не используются вовсе.
4. Если есть “страх белого листа” перед написанием тритмента, попробуйте включить диктофон и записать свой голос. Так будет значительно легче с чего-то начать — аудио потом переведете в текстовый формат.
5. Лимита по объемам нет, разбег от 3 до 100 страниц. Достоверно известно, что Оскар получали картины и с тритментами по 7 страниц, и с тритментами по 90 страниц. Поэтому первостепенно качество вашей идеи и ее воплощение, а не объем.
Но не забывайте, что читатель или слушатель скорее всего — человек занятой, поэтому чем короче — тем лучше.
Коротким тритментом считается “дорожная карта” до 10 страниц, средним размером — 10-20, детализированным — 20-30 и более. Каждая история и идея индивидуальны, и чтобы рассказать их в каждом конкретном случае, понадобится свое количество страниц.
6. Все действия происходят в настоящем времени. Описывайте события, как будто зритель прямо сейчас уже смотрит ваш ролик на экране. Такое описание непривычно, но необходимо для лучшего погружения зрителя в идею.
7. Сделайте из питчинга тритмента перфоманс. Можете приодеться соответственно стилю в ролике. БУМ! Пугайте и смешите зрителя, рассказывайте захватывающую историю! Чем больше зритель втянется в просмотр — тем больше шансов, что вас выберут.
8. Сконцентрируйтесь на главных событиях и действиях героев, на развитии сюжета. Не отвлекайтесь на второстепенные детали. Не надо питчить каждый шот: “Камера спускается сверху. Мы видим небо. Ясный солнечный день. Летит стая птиц. Опускаемся еще ниже — верхние этажи Москвы-Сити…”.
9. Избегайте сложных выражений и профессиональных словосочетаний. Тритмент должен суметь прочитать и понять подросток.
10. Перед тем как писать тритмент, уточните у будущих получателей (или слушателей) их требования. Они сильно варьируются, а кто-то даже пришлет примеры тритментов, которые они обычно рассматривают.
Заключение
Несмотря на известные в индустрии стандарты написания режиссерского тритмента, у каждого творческого работника, специалиста кино и телевидения есть свое понимание этого документа, потому что каждый опирается в первую очередь на собственный опыт.
Поэтому только практика создания тритментов со временем перейдет в навык, сформирует ваше личное понимание и вы научитесь делать действительно крутые презентации своих идей.
Желаем будущим режиссерам запастись терпением, а видеостудиям и бизнесу — полного взаимопонимания на основе режиссерского тритмента и последующих успешных проектов!
cinematographua
Записки продюсера
Сначала пишется синопсис — краткое изложение истории на 2-5 страницах.
Главное, что должно быть в синопсисе — описание главного героя или героев, их целей, препятствий, которые они встретят на пути к цели, и способов, которыми они преодолеют эти препятствия.
На стадии синопсиса должно быть понятно, какими будут поворотные события сценария и где будут границы актов.
Далее — поэпизодный план (или тритмент).
По сути, тритмент и поэпизодник — это одно и то же: изложение сценария, разбитое по сценам, объемом 20-30 страниц.
Разница лишь в том, что поэпизодник, как правило, пишется для себя или для работы в сценарной группе и с режиссером.
Тритмент — это документ, которым может оперировать, например, продюсер, при поиске финансирования.
Поэпизодник — это основное поле битвы сценариста. Именно на этом поле ломается больше всего копий и складывают головы сценаристы, редакторы и режиссеры. Продюсерам из этой битвы, как обычно, удается уйти целыми и невредимыми. Если им не нравится поэпизодник — они просто его не покупают.
Неправильный вариант: «Детектив говорит комиссару, что у него есть улика против Отелло. Комиссар не верит детективу». Если на стадии поэпизодника автор не придумал, что за улика есть у детектива и почему комиссар ему не верит, значит, автор будет «думать на бумаге» — когда сядет писать сценарий.
Каждая сцена поэпизодного плана должна начинаться с описания места и времени действия.
Можно описывать место и время так, как это делается в американской записи:
«ИНТ.[интерьер]. РЕСТОРАН. ВЕЧЕР». А можно так, как это делается в русской: «Хмурое утро в вытрезвителе».
Описание места и времени позволяет не запутаться при работе с сюжетными линиями. Если у вас четыре-пять сюжетных линий, вы легко будете находить каждую из них, пробегая глазами по описанию времени и места действия в каждой сцене.
Далее идет собственно описание действия.
Описание действия, как нетрудно понять, описывает действия персонажей: «Д’Артаньян выхватывает шпагу и…».
Поскольку это кино, а в кино действие происходит здесь и сейчас, описание действия лучше делать в настоящем времени: «он бежит», «он стреляет».
Все время помните о времени. Если вы пишете: « сидит у окна десять минут», это значит, что вы только что написали сцену продолжительностью десять минут. И, прямо скажем, не самую увлекательную сцену в мировом кинематографе.
Если вам нужно показать, что прошел какой-то отрезок времени, ищите способ вывести этот отрезок за кадр.
Например, герой смотрит на часы: половина второго. Герой смотрит в окно, снова смотрит на часы: без четверти пять.
Или: герой сидит перед пустой пепельницей, закуривает сигарету, смотрит в окно, тушит сигарету — а пепельница уже переполнена до краев. Сразу понятно, что он просидел полдня у этого окна.
Умение убрать за кадр лишнее — одно из важнейших умений сценариста.
На бумаге должно оказаться только то, что зрители увидят на экране. «Герой лежит на диване и с грустью думает о своей возлюбленной» — это презренная проза. В кино мы можем только видеть, что герой лежит на диване и у него грустная физиономия. Если нужно показать, что он грустит о возлюбленной, некуда деваться — придется поставить перед грустным героем фотографию возлюбленной.
Это кажется простым, однако когда начинаешь писать, сам не знаешь, откуда берутся все эти «хочет», «думает», «понимает», «мечтает о…».
Второй соблазн, от которого спасает работа с поэпизодником, — это чрезмерное увлечение диалогами.
Ппрежде чем дать персонажам право голоса, нужно попытаться в каждой сцене найти возможность обойтись без слов или минимальным их количеством.
Честное слово, хорошо придуманная немая сцена стоит десяти классно написанных диалогов.
Если немые сцены — признак мастерства, значит ли это, что лучшие мастера кино могут вообще обходиться без слов?
Да, они это могут. Недаром величайшие шедевры мирового кино были созданы в 1920-е годы, когда кино было немым. Если составлять список из десяти лучших сцен в десяти лучших фильмах десяти лучших режиссеров, уверен: все десять сцен будут немыми.
А. Молчанов. букварь сценариста