Удэге что это такое
Удэге
Удэге
Удэгейцы | |
---|---|
Общая численность: | 1700 |
Расселение: | Россия |
Язык: | удэгейский |
Религия: | шаманизм |
Расовый тип: | байкальский |
Родственные народы: | Маньчжуры Нанайцы Ульчи Эвенки Эвены |
Удэге́йцы — одна из многочисленных народностей Севера, коренные жители Дальнего Востока России, антропологически относятся к байкальскому типу североазиатской малой расы монголоидов.
Язык — удэгейский, относящийся к амурской группе тунгусо-маньчжурским языков, наиболее схож с орочским, количество носителей уменьшается с каждым годом.
Содержание
История
Территория компактного проживания удэгейцев издавна находится на северо-востоке Приморского края и юго-востоке Хабаровского края, в основном, в горах и предгорьях Сихотэ-Алиня или у правых притоков Уссури и Амура.
В «Цзинь ши» («Истории империи Цзинь», составленной в 1345 г.) говорится, что на крайнем северо-востоке империи Цзинь обитали «дикие люди удэгай». Это первое известное нам упоминание об удэге. [1]
На протяжении своей истории удэге контактировали с нанайцами и эвенками, наиболее тесные связи были с орочами. До конца XIX века русские исследователи удэгейцев и орочей не разделяли, а считали одним народом.
Русские принесли письменность (русскую, первый алфавит на удэгейском языке был составлен лишь 1930-е гг), большое внимание уделялось обращению удэгейцев в христианство. Лишь в отдалённых районах сохранился шаманизм в чистом его виде. Однако, большинство удэгейцев, за исключением вождей и шаманов, продолжало жить в бедности, работая и на русских промышленников. Лишь октябрьские события 1917 года повысили грамотность и благосостояние всех народов Севера, а удэгейцы стали полноправными гражданами страны.
Настоящее время
На 2002 год насчитывалось около 1700 человек (в 1970 году — около 1500, в 1989 году — около 2000), указавших национальность «удэгеец», однако, большое количество лиц удэгейского происхождения живут в городах и посёлках городского типа и полностью ассимилировались с русским большинством, что привело к резкому уменьшению носителей родного языка. Лишь около 400 человек в 2002 году признало удэгейский язык родным, преимущественно люди старшего поколения.
Одна из главных проблем удэгейцев в местах традиционного их проживания — алкоголизм, весьма распространённый среди жителей. Другая проблема — заготовка леса крупными компаниями на их территориях, что в 1990-е гг не раз приводило к конфликтам.
Удэгейцы
УДЭГЕЙЦЫ, удээ, удэхэ, удихэ (самоназвание), коренной народ Дальнего Востока.
Удэгейцы как этнос были описаны сравнительно недавно, поскольку этнографы начала XX века не видели разницы между орочами и удэгейцами и считали, что это один народ – «орочоны».
Исследователь Сергей Браиловский первым выявил различие и ввёл в научный оборот слово «удихе» или «удихейци», которое в 1930 году стало официальным названием одного из дальневосточных народов. До того времени удэгейцы не имели самоназвания и называли себя по-разному в разных местах компактного проживания.
Где живут удэгейцы
Знаменитый исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев называл удэгейцев «лесными людьми», ведь они – носители богатейшей многовековой культуры таёжных охотников и предпочитали жить в лесу – на предгорье Сихотэ-Алиня, а также в бассейнах рек на Дальнем Востоке и возле притоков Амура. Территория, которую они освоили, заканчивалась на берегу Японского моря.
Весь их быт, верования и ценности тесно связаны с природой Дальнего Востока, которую они обожествляли и с которой они научились эффективно взаимодействовать.
Коллективизация и активное укрупнение дальневосточных поселений в первые годы советской власти отчасти нарушили их традиционный уклад. В результате уже в 1940 году удэгейцы были рассредоточены небольшими группами по девяти посёлкам. Сейчас они проживают в основном Хабаровском и Приморском краях России.
Численность удэгейцев
Удэгейцы – малочисленный народ. Во время Всероссийской переписи населения 2010 года, в России проживает 1496 удэгейцев.
На Украине живут еще 42 человека, которые называют себя удэгейцами. Из них 8 знают стве удэгейский язык, а остальные указали в качестве родного русский и украинский языки.
Происхождение удэгейцев
Вопрос о происхождении удэгейцев до сих пор остается открытым. Есть только теории. По одной из них, удэгейцы – выходцы из Маньчжурии, и на их культуру и образ жизни повлияли палеоазиаты.
Согласно другой теории, в их бытовании есть признаки того, что они пришли на Дальний Восток с Севера.
Исследования установили, что в конце второго тысячелетия до нашей эры из Сибири на Дальний Восток переместились тунгусские племена. Они расположились в Нижнем Амуре и северном Приморье. Культура переселенцев смешалась с культурой местных племен, и в результате образовалась новая общность.
Приморские удэгейцы активно взаимодействовали со средневековыми государствами этого региона. Теснимые монголами, приморские народы ещё больше смещались с насиженных мест и ещё больше перемешивались между собой. Так образовались удэгейцы, нанайцы, орочи и маньчжуры.
Получается, что удэгейцы получили в наследство знания и культуру многих древних племён.
Язык удэгейцев
Удегэйцы говорят на удэгейском языке, который относится к алтайской языковой семье и очень схож с орочским.
Поскольку вплоть до конца XX века у удэгейцев выделялись субэтносы, в этом языке прослеживается три диалекта:
Носителей удэгейского языка становится все меньше. Например, в 2010 год о своем знании родного языка заявили 62 удэгейца.
В 1930 году советский учёный тунгусо-маньчжуровед Евгений Шнейдер создал для удэгейцев письменность на основе латиницы, а в 1980 году она была переведена на кириллицу. В 1989 году была утверждена официальная удэгейская орфография. Ее разработали лингвисты и ученые Михаил Симонов и Валентина Кялундзюга.
Литература на этом языке существует, но её очень мало.
Религия и обычаи удэгейцев
Как и другие народы Дальнего Востока, удэгейцы верили, что их окружает живая природа, движимая духами. Земля в представлении древних удэгейцев была большим животным: рыбой, драконом или лосем (у каждого поселения были свои представления о том, какое это конкретно животное). Позже удэгейцы уверовали в то, что землёй и силами природы управляют невидимые духи.
Например, горы и леса были владениями духа Онку, которому удэгейцы поклонялись. Некоторые животные были его помощниками и служили ему вместе с духами земли.
Традиционные представления о природе удэгейцы в какой-то степени сохранили до сих пор. В частности, они считают главным божеством духа Пудзю – хозяина огня и мира в целом. Ведь огонь издревле был для них чем-то священным, так как дарил тепло, уют, еду и свет. Именно поэтому в их культуре сохраняется почтительное отношение к огню.
Многие обряды в жизни коренных поселений Дальнего Востока были общими для разных народов. Каждый коренной житель с детства обучался магическим приёмам, которые, как его учили предки, помогали ему защитить себя и своих детей от злых духов. И поэтому каждый удэгеец был немного шаманом. А если собственная ворожба ему не помогала, он обращался к признанным шаманам.
Удэгейский похоронный ритуал был призван обеспечить покойнику сытую жизнь на том свете. Поэтому в выдолбленный из дерева гроб клали орудия труда, средства передвижения, немного еды. Но при этом все колющие и режущие инструменты обязательно с затупленными лезвиями.
Для удэгейцев важен культ медведя, которого они считают своим родственником. По случаю добычи медведя они устраивали праздник. Ведь мясо медведя считалось священным и его ели по-особенному. Некоторые части медвежьей туши есть было запрещено, их какое-то время хранили в амбаре, а потом хоронили, чтобы угодить духу медведя и снискать его покровительство.
Особое место в быту и культуре удэгейцев занимали ритуалы по привлечению добрых духов для удачной охоты. Охотники задабривали духов кусочками еды, готовили для них специальные лакомства. Чтобы попотчевать духов, отвечающих за удачную охоту, удэгейцы использовали спирт, спички, табак и другие доступные им средства, сравнительно недавно созданных цивилизацией.
В старину среди удэгейцев был распространён ритуал кровной мести. Удэгейцы считали, что обидчика нужно обязательно наказать за содеянное, но сделать это следует исключительно с помощью лука и стрел. Мстители отправлялись в селенье своих кровных врагов и пытались напасть на них. Но такая «охота» была ограничена по времени: она должна была длиться только до тех пор, пока у нападавшего не иссякнут съестные запасы. Как только принесённая с собой пища заканчивалась, осаждающие начинали переговоры с осаждёнными и обычно достигали перемирия.
Культура удэгейцев
В удэгейской культуре есть немало песен и молитв, обращённых к духам природы. Свои эмоции удэгейцы тоже выражают через стихи и песни, но эти произведения народного искусства настолько своеобразны, что людям другой культуры их очень непросто понять.
Удэгейские шаманы издавали особые звуки, которые преобразовывались в ритуальные песни, и в таком виде стали известны всему миру.
Не имея письменности, удэгейцы веками передавали из уст в уста сказания о своих лесных духах. До наших дней сохранилось не так много элементов национальной культуры. Это, например, праздник «Большая рыба», который они отмечают каждый год перед нерестом кеты, дабы задобрить духов рыбалки.
Важнейшим ритуалом этого праздника является своеобразное заклинание кеты. Голову и хвост первой выловленной рыбы выбрасывают в воду, потому что именно в этих частях, согласно поверью, находится ее душа. Перед тем, как бросить голову и хвост обратно в воду, рыбе объясняют, что люди ловят её для еды, а не из баловства, и что делают они это только из насущной необходимости.
Традиционная одежда удэгейцев
Одежда удэгейцев шилась из подручных средств. Обычно она была домотканой или изготавливалась из меха.
Традиционная постройка удэгейцев, независимо от её предназначения, именуется «джугди». Все родственные племена называют своё жилище точно так же, что объясняется их тесными контактами.
Традиционные постройки удэгейцев делятся на полуподземные, наземные и свайные. По конструкции они тоже бывают разные, а именно: срубные и каркасные. Каркасные сооружения – это остов из дерева, покрытый корой и берестой. Стены были деревянными и строились из уложенных друг на друга бревен.
Зимнее жилище обычно разделялось с помощью деревянных брёвен на несколько частей. Стены засыпались землей наравне с бревнами. В месте, предназначенном для отдыха, устанавливались нары. В центре жилья отводилось специальное место для обработки рыбы и мяса – их традиционно коптили и вялили. Здесь же, посреди жилища, каждый день готовили еду и поэтому там устанавливали котел.
Жилище удэгейцев также делилось на мужскую и женскую половины. Некоторые ученые считают, что эта форма деления жилья могла быть позаимствована у китайцев.
Летние варианты жилищ представляли собой шалаши. Со стороны они выглядели как двускатная крыша, которую установили над землёй на сваях. Сверху шалаш укрывали корой кедра или берестой. Возле шалашей размещались хозяйственные постройки с обязательными отдельными помещениями для разделки рыбы и мяса.
Внешность удэгейцев
Удэгейцы являются представителями монголоидной расы. Они обладают характерной внешностью с ярко выраженными признаками. Это:
По сравнению с другими монголоидами у удэгейцев более светлая кожа, пигментация волос и глаз выражена не так ярко.
История удэгейцев
Племя «удага» впервые упоминается в V-VI веках.
В историографии империи Цзинь говорится о том, что в её время берега Японского моря заселяло племя Удаха. Очевидцы называли членов этого племени «дикие люди удахэ».
Ещё один китайский документ рассказывает о том, что в XVII веке на берегу Японского моря проживало некое рыболовное племя.
Вся история развития этого племени тесно связана с нанайцами и эвенками. Эти племена так тесно контактировали между собой, что учёные не различали их до XIX века.
До прихода русских удэгейцы не знали письма и не умели читать. Они исповедовали шаманизм, верили в родство людей с медведями и тиграми. Главными занятиями удэгейцев были охота и рыбалка. Кроме того, они собирали дары леса и сушили их, чтобы обеспечить себя съестными припасами в суровых природных условиях.
С приходом русских племена удэгейцев обрели письменность. Сначала это была письменность на основе русского алфавита. Удэгейский алфавит был разработан и согласован только в 1930 году.
Кроме того, русские миссионеры обращали местных жителей в христианскую веру и поэтому к началу XX века шаманизм у удэгейцев сохранился только в самых труднодоступных районах.
Русские принесли удэгейцам христианство и грамотность, но не смогли изменить экономическую ситуацию на Дальнем Востоке. До революции большинство удэгейцев жили очень бедно и вынуждены были за копейки трудиться на китайцев, а также попадали в кабалу к кредиторам.
К началу XXI века большинство удэгейцев живут точно так же, как и русское население Дальнего Востока, – в посёлках и городах.
Известные удэгейцы
Большинство самых известных удэгейцев живут в поселении Красный Яр. Это творческие люди, которые по-прежнему ощущают единение с природой и чтят ее.
Национальным удэгейским писателем был Николай Дункай, дядя Ивана Дункая, рисунки которого послужили иллюстрациями к книге Николая Семеновича «Скала сокровищ».
Танцевальная культура удэгейцев славится благодаря ансамблю «Агдайми» – в переводе «радость».
Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6
Удэге что это такое
В свое время эти народы умели пользоваться медью и железом, знали скотоводство и земледелие, строили жилища и морские суда, устанавливали связи с Китаем, Японией, Кореей и Монголией. Ими были созданы государство Бохай, просуществовавшее с 698 по 926 год н. э., а также империя Чжурчжэней (Золотая Империя), которая в 1115-1234 гг. занимала не только юг Дальнего Востока, но и смежные районы Маньчжурии и Кореи.
Полчища Чингисхана в начале XIII века уничтожили чжурчжэньские города и порты, флот и крепости, убили или увели в рабство большую часть населения. Остатки чжурчжэней скрылись от монголов в лесах и долинах рек, занимая дикие необжитые территории. Постепенно они забыли прежние навыки труда и стали заниматься сбором даров природы – ягод, орехов, кореньев, съедобных трав, ловлей рыбы, охотой на зверей.
В начале XVII века, когда русские землепроходцы впервые появились на этих землях, коренные народы Дальнего Востока находились на стадии разложения первобытнообщинного строя.
Освоение южных районов Дальнего Востока русскими приняло необратимый характер лишь после заключения Айгунского и Пекинского договоров между Россией и Китаем.
Общие сведения
Современный ареал расселения и численность
Россия: 1 453 (Всероссийская перепись 2010 г.)
· Приморский край: 784 (2010)
· Хабаровский край: 609 (2010)
· Камчатский край: 3 (2010)
· Сахалинская область: 2 (2010)
УДЭГ‘ЕЙЦЫ, удээ, удэхэ, удихэ (самоназвание), народ в России, одна из многочисленных народностей Севера, коренные жители Дальнего Востока России, антропологически относятся к байкальскому типу североазиатской малой расы монголоидов (численность 1902 человек). Общая численность около 2000 человек. По данным Переписи населения 2002 года численность удэгейцев, проживающих на территории России, составляет 2 тысячи человек, по данным переписи 2010г. – 1 тыс. 496 человек.
Территория компактного проживания удэгейцев издавна находится на северо-востоке Приморского края и юго-востоке Хабаровского края (в районах Нанайском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.), в основном, в горах и предгорьях Сихотэ-Алиня или у правых притоков Уссури и Амура.
Говорят на удэгейском языке, относящимся к амурской группе тунгусо-маньчжурским языков, наиболее схож с орочским, количество носителей уменьшается с каждым годом. Язык бесписьменный. Преобладают традиционные верования – анимизм, шаманизм.
На протяжении своей истории удэге контактировали с нанайцами и эвенками, наиболее тесные связи были с орочами. До конца XIX века русские исследователи удэгейцев и орочей не разделяли, а считали одним народом. До прихода русских удэгейцы не знали письменности, основной религией был шаманизм и анимизм, а главными занятиями – охота (главным образом на изюбра и лося), рыболовство (на крупных реках) и собирательство (в основном, женьшеня).
В этногенезе северных групп Удэгейцев прослеживаются отдельные палеоазиатские элементы, у южных Удэгейцев – древнекорейские, бохайские, тюркские, тунгусские, маньчжурские. В 1860-х годах началось освоение Уссурийского края русскими; взаимодействие с новопоселенцами оказало влияние на экономику, культуру Удэгейцев.
До настоящего времени Удэгейцы не консолидировались в единую этническую общность. Несмотря на государственную политику по сселению, укрупнению селений, хозяйств и т.п., Удэгейцы не прекращали (за редким исключением) жить по тем же рекам, на огромных расстояниях друг от друга, где обитали и в прошлом. В 1960-70-х годах продолжали существовать анюйская, хорская, самаргинская, бикинская, тернейская и другие этнографические группы Удэгейцев. В «Цзинь ши» («Истории империи Цзинь», составленной в 1345 году) говорится, что на крайнем северо-востоке империи Цзинь обитали «дикие люди удэгай». Это первое известное упоминание об удэге..
До прихода русских удэгейцы не знали письменности, основной религией был шаманизм и анимизм, выраженные в вере в родство людей с медведем и уссурийским тигром[4], а главными занятиями – охота (главным образом на изюбра и лося), рыболовство (на крупных реках) и собирательство (в основном, женьшеня). Также существовал Обряд воздушного погребения.
Русские принесли письменность (русскую, первый алфавит на удэгейском языке был составлен лишь 1930-е гг), большое внимание уделялось обращению удэгейцев в христианство. Лишь в отдалённых районах сохранился шаманизм в чистом его виде. Однако, большинство удэгейцев, за исключением вождей и шаманов, продолжало жить в бедности, работая на русских промышленников. Лишь октябрьские события 1917 года повысили грамотность и благосостояние всех народов Севера, а удэгейцы стали полноправными гражданами страны.
Традиционное хозяйство
Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве, причем последнее было второстепенным, особенно у обитателей верховьев реки Уссури, где чаще добывали оленьи панты и женьшень.
У Удэгейцев существовало разделение труда: мужчины занимались различными промыслами, строили жилье, мастерили лодки, нарты, лыжи, ловушки для зверей, домашнюю утварь из бересты, дерева или лозы, то женщины готовили пищу, сохраняли на длительный срок мясо и рыбу, выделывали шкуры и кожи, шили из них одежду и обувь,
Селения Удэгейцев были малочисленными и разбросанными на десятки километров одно от другого. Селение являлось территориально-соседской общиной. По данным 1897, в каждом селении жили семьи различной родовой принадлежности, которая строго учитывалась при заключении браков. Члены каждого рода жили диасперсно – одни и те же роды расселялись в разных территориальных группах.
В районах расселения Удэгейцев пользовались разнообразными зимними жилищами: от срубных полуземлянок с двускатной крышей и кановым отоплением до трёхкамерных двускатных шалашей с двумя-тремя очагами. Летние жилища имели большее разнообразие: четырёхугольные домики, конические чумообразные, двускатные.
В пище жителей притоков Амура и у приморских Удэгейцев преобладала рыба, у обитателей притоков Уссури – мясо. Удэгейцы употребляли много рыбьего жира.
Женщины удэге слыли среди соседних народов искусными рукодельницами. Вот как привлекательно изображены у Арсеньева нахтохуские удэгейцы: «Цвет их кожи можно назвать оливковым, со слабым оттенком желтизны. Летом они так сильно загорают, что становятся похожими на краснокожих индейцев. Впечатление это еще более усугубляется пестротой их костюмов. Длинные, прямые, черные как смоль волосы, заплетенные в две коротких косы, сложены вдвое и туго перетянуты красными шнурами. Косы носятся на груди, около плеч. Чтобы они не мешали, когда человек нагибается, сзади, ниже затылка, они соединены перемычкой, украшенной бисером и ракушками. Одежда их состоит из трех кафтанов: двух нижних, матерчатых, и одного верхнего, сшитого из тонкой изюбровой кожи, выделанной под замшу.
Рубашки застегиваются у правого плеча и сбоку, как поддевки, и надеваются с напуском вокруг талии. Рукава около кистей стягиваются особыми нарукавниками. Затем принадлежностями костюма являются короткие штаны и наколенники, привязываемые ремешками к поясу. Головной убор включает в себя белый капюшон, спускающийся на спину и плечи, и маленькую шапочку, на которой в стоячем положении
прикрепле н беличий хвост и несколько красных шнурков с кисточками. Весь костюм, от головы до ступней ног, спереди и сзади, обшит цветными полосами и обильно украшен красным орнаментом, изображающим спиральные круги, стилизованных рыб, птиц и животных.
Женская и мужская одежда Удэгейцев в общих чертах была сходна: тканевый халат покроя кимоно с застёжкой на правом боку, употреблялись халаты из ры бьей кожи. Под халатом – штаны с ноговицами, у женщин – длинные нагрудники эвенкийского типа, расшитые бисером, с металлическими подвесками. Праздничная мужская и женская одежда украшалась орнамент ом. | |
Обувь короткая с отдельной головкой амурского типа и эвенк ийского в ви де сапожка. | |
Праздничная обувь. |
У всего живого есть своя мелодия
Религиозные верования
Кровная месть п о-удэгейски
Наконец, старики, женщины и дети из враждебного рода считались неприкосновенными. По этой причине именно из них обороняющаяся сторона формировала стражу. Вооруженные палками «стражники» обходили стойбище, и если замечали врагов, а узнать их было легко по специально надетым наизнанку праздничным халатам, то били незваных гостей палками по спине. Нападавшие в этом случае не имели права оказывать сопротивление и немедленно отступали. Вероятно, именно такие способы «выяснения отношений» спасли небольшой удэгейский народ от самоуничтожения, что, к сожалению, нередко происходило с другими древними племенами.
Настоящее время
На 2002 год насчитывалось 1657 человек, указавших национальность «удэгеец», однако, большое количество лиц удэгейского происхождения живут в городах и посёлках городского типа и полностью ассимилировались с русским большинством, что привело к резкому уменьшению носителей родного языка. Лишь около 400 человек в 2002 году признало удэгейский язык родным, преимущественно люди старшего поколения.
Одна из главных проблем удэгейцев в местах традиционного их проживания – алкоголизм, весьма распространённый среди жителей. Другая проблема – заготовка леса крупными компаниями на их территориях, что в 1990-е гг не раз приводило к конфликтам.
Интересные факты
Удэгейцы относятся к коренным народам Севера, хотя северная граница их традиционного проживания находится на широте Киева, а лето на большей части территории теплее московского.
Известная группа «Мумий Тролль» назвала свой альбом начала 2007 года «Амба», что по-удэгейски означает «Амурский тигр».
Удэгеец Пётр Батанеевич Суляндзига стал первым в истории коренных народов Севера учёным-математиком.
Заключение
История страны складывается из истории малых городов, сёл, из истории людей, живущих в них. И понятно, что нельзя познать историю своего государства, не зная прошлого и настоящего своей маленькой родины, земли, где родился и вырос. И тем более понятен интерес к истории своего края, когда живут в нём люди, прославляющие свой край трудом.
Коренными народами Дальнего Востока, живущими в нашем крае был сделан значительный вклад в развитие экономики и в культурный облик района. Они сохранили свою самобытность и культуру спустя столетия.