Укажите что отсутствует в былинах
Ответы к тесту по литературе 35 вариантов (Часть 9)
1. Укажите, что отсутствует в былинах:
2. Мотив одиночества и тоски по свободе в творчестве М.Ю. Лермонтова звучит в стихотворении:
C) «Когда волнуется желтеющая нива…».
D) «Прощай, немытая Россия…».
D) «Капитанская дочка».
4. Укажите, как С.Сейфуллин ушел из жизни:
A) Был убит наемным убийцей.
C) Погиб в автомобильной катастрофе.
D) Умер от болезни легких.
E) Расстрелян в годы репрессий.
5. Роман “Путь Абая” написал:
6. «Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
говорит персонаж комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»:
7. Генералы в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина читают газету:
A) “Московские ведомости”.
C) “Коммерческий вестник”.
D) “Городские новости”.
E) “Биржевые новости”.
9. Древнетюркские божества, которые рождаются и умирают ежедневно, – это:
10. «Двугорбой верблюдицы сын может быть / Таким, что и грузы не в силах носить». Это строки из произведения жырау:
11. «У просвещенного человека – о чудо! – и глаз, и ушей по четыре», – говорил прославленный бий Младшего жуза:
12. Сподвижником Исатая называл себя в своих песнях
A) Шернияз Жаралгасулы.
B) Шортанбай Канайулы.
C) Аубакир Кердери Боранкулулы.
D) Дулат Бабатайулы.
13. Единственное прозаическое произведение Магжана Жумабаева называется
14. Укажите, какой жанр обходится без сюжета:
C) Лирическое стихотворение.
15. Произведение А.Радищева, которое он включил в «Путешествие из Петербурга в Москву»:
A) «Житие Федора Васильевича Ушакова».
C) «Записка о податях».
E) «Письмо о китайском торге».
16. Укажите, о ком Ломоносов сказал:
«Послал в Россию Человека
Каков не слыхан был от века»:
C) Об Иване Грозном.
17. Укажите, какой основной художественный прием (троп) использует В. Маяковский в стихотворении Прозаседавшиеся:
18. Назовите дерево, ставшее символом судьбы М.И.Цветаевой:
19. Судьба командира Рюмина из повести К.Воробьева «Убиты под Москвой»:
D) Предпочел жизнь смерти.
E) В результате победы получил повышение.
20. Поэзия шестидесятников в двадцатом веке была ориентирована на:
B) Городского жителя.
C) Людей старшего поколения.
A) Ее бросит любимый.
B) Ее осудят за грех.
C) Она не прокормит ребенка.
D) Ее выгонят из дома родители.
E) Ее не возьмут замуж.
22. Укажите произведение древней тюркской литературы, которое относится к орхоно-енисейским надписям:
A) «Записки из военной крепости Миран».
D) Надпись на чаше из Иссыкского кургана.
E) «Большая надпись в честь Кюльтегина».
23. Писателем в повести Б. Сокпакбаева «Меня зовут Кожа» мечтает стать:
24. Назовите автора поэтической книги «Трансформация огня»:
25. Д.И. Фонвизин принимал деятельное участие в журналах:
A) «Отечественные записки» и «Московские ведомости».
B) «Собеседник» и «Любители российского слова».
C) «Современник» и «Телескоп».
D) «Московские сочинения» и «Библиотека для чтения».
E) «Московские ведомости» и «Собеседник».
26. С 30-х годов XIX века русская поэзия и философия сблизились, так как:
B) С помощью философии поэты стремились прочертить общий контур судьбы всякого человека.
C) Это просто закон развития поэзии как искусства слова.
D) Философские стихи нравились читателю.
E) Поэты хотели ознакомить читателя с философскими законами.
27. Определите стихотворный размер стихотворения Н. Гумилева:
Очарован соблазнами жизни,
Не хочу я расстаять во мгле,
Не хочу я вернуться к отчизне,
К усыпляющей, мертвой земле.
28. Драма людей, познавших вдруг подлинную, слишком счастливую любовь, показана в рассказе И. Бунина:
E) »Грамматика любви».
29. Укажите, герой какого рассказа В.Шукшина любит обличать в присутствии односельчан приезжих кандидатов, ученых и т.п.:
D) Петька Краснов рассказывает….
E) Как помирал старик.
30. Назовите произведение казахского средневековья, в котором упоминается русский царь Борис Годунов:
A) «Словарь тюркских наречий» М.Кашгари.
B) «Благодатное знание» Ю.Баласагуни.
C) «Сборник летописей» К.Жалаири.
D) «Кодекс куманикус» неизвестного автора.
E) «История Рашида» М.Х.Дулати.
1. Рукопись «Слово о полку Игореве» не дошла до нашего времени, потому что:
A) От времени истлела.
B) Продана Мусиным-Пушкиным за границу.
D) Сгорела в пожаре 1812 года.
E) Затерялась в монастыре.
2. Дуэль М.Ю.Лермонтова с Мартыновым состоялась:
C) В родных Тарханах.
3. Легенда о горящем сердце рассказывается в произведении М.Горького:
C) «Старуха Изергиль».
4. Руководителем молодежной организации «Молодой казах» в Акмолинске был казахский поэт:
5. Произведение М.Ауэзова «Путь Абая» по жанру:
D) Лиро-эпическая поэма.
6. Не хочет учиться, а хочет жениться персонаж пьесы
A) Молчалин (А.С.Грибоедов, «Горе от ума»).
B) Альбер (А.С.Пушкин «Скупой рыцарь»).
C) Скотинин (Д.И.Фонвизин «Недоросль»).
D) Репетилов (А.С.Грибоедов, «Горе от ума»).
E) Митрофан (Д.И.Фонвизин «Недоросль»).
7. Определите, кому из героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» принадлежит портретное описание: «человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями», «обнаженная, красная рука», «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно (лицо) оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум»:
A) Евгению Васильевичу Базарову.
B) Аркадию Николаевичу Кирсанову.
C) Николаю Петровичу Кирсанову.
E) Павлу Петровичу Кирсанову.
C) Любовь Андреевна Раневская.
10. «Шепчет листва тополей от…» Эта строка из толгау жырау Шалкииза заканчивается словом:
11. Легендарный бий, герой многих фольклорных произведений, ставший олицетворением справедливого правителя, – это:
12. Продолжил традиции Ахмета Байтурсынова и выдвинул свой призыв: «Оян, казак!» («Проснись, казах!»):
13. Назовите автора книги «Аз и я»:
14. Термином, обозначающим род литературы, является слово
15. Назовите писателя, о котором А.С.Пушкин писал: «Мелкий чиновник, безо всякой власти, безо всякой опоры, дерзает вооружиться противу общего порядка, противу Екатерины. »
16. Ода Державина, принесшая ему литературную известность.
17. Идеалом для критика XIX века В.Г.Белинского было чувство:
A) Нравственной правды и человеческого достоинства.
B) Ненависти к крепостничеству.
C) Презрения к униженным.
D) Ненависти к эксплуататорам.
E) Огромной любви к простым людям.
18. Произведение М.А.Шолохова, за которое ему была присуждена Нобелевская премия – это:
A) Они сражались за Родину.
C) Донские рассказы.
19. Действие повести К.Воробьева о роте кремлевских курсантов происходит:
A) Под Сталинградом.
B) В Брестской крепости.
20. Тема стихотворений М.Исаковского «Огонек», «В лесу прифронтовом»:
B) Тема жизни и смерти.
C) Тема гражданского патриотизма.
D) Тема поэта и поэзии.
21. В трагедии Гете Фауст Гретхен совершает убийство:
D) Своего мужа, который полюбил другую.
E) Своей сестры-соперницы.
22. Обрядовая песня-плач, исполняемая при потере близкого человека, называется:
23. Махамбет Утемисов – автор стихотворения:
A) “О, вершин этих горных гряда…”
C) “Жизни тяжелой нет конца…”
D) “Чистейший и бесценный жемчуг…”
E) “Поэзия – властитель языка…”
24. Трагические страницы эпохи коллективизации отражены в произведении:
A) А. Алимжанова “Стрела Махамбета”.
B) М. Магауина “Вешние снега”.
C) А. Нурпеисова “Кровь и пот”.
D) С. Елубаева “Одинокая юрта”.
E) С. Жунусова “Ахан-серэ”.
B) «Пир во время чумы».
D) «Моцарт и Сальери».
26. Самая фольклорная часть поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – это глава:
A) “Сельская ярмарка”.
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
C) “Заблудившийся трамвай”.
28. Укажите, какое произведение А.И.Куприн назвал Рассказы в каплях:
29. Укажите, кому из героев повести В.Астафьева «Царь-Рыба» принадлежит этот портрет: «Весь из мускулов и костей, … брови в два пальца шириной, черно прилепленные на крутые бугры лба, срослись над переносицей»:
30. Кадыргали Жалаири был наставником и советником:
B) Султана Баймагамбета.
C) Султана Ураз-Мухаммеда.
E) Султана Кайдхана.
1. Схватка Мцыри (М.Лермонтова «Мцыри») происходит с:
2. Героиню повести А.Пушкина «Капитанская дочка» звали:
3. Цикл стихотворений “Москва кабацкая” написал:
4. Царством тишины называет С.Сейфуллин в поэме «Разлученные лебеди»:
B) Озеро средь синих гор в глубине Арки.
C) Долину у подножия гор.
D) Горные вершины Алатау.
E) Степные пространства Сарыарки.
5. Переданная в знак примирения родов в дом Божея дочь Кунанбая Камшат (М.Ауэзов, «Путь Абая»):
A) Очень скоро умерла, заброшенная и обиженная.
B) Сбежала из аула Божея.
C) Была возвращена в дом отца по решению аксакалов.
D) Была отправлена на воспитание в семью чабана.
E) Выросла в ауле Божея и была просватана.
6. «Повесть временных лет» была составлена
A) византийским летописцем.
B) монахом Нестором.
C) неизвестным летописцем.
D) протопопом Аввакумом
E) князем Ярославом Мудрым.
7. В этом произведении А.П. Чехов раскрыл образ «маленького человека»:
D) «Толстый и тонкий».
E) «Смерть чиновника».
8. Автор стихотворений «Песенка о пехоте», «До свидания, мальчики»:
9. Назовите казахского писателя, поэта, ученого – автора «Истории Рашида» («Тарих-и Рашиди»).
A) Мухаммед Хайдар Дулати.
C) Абу Наср аль-Фараби.
D) Кадыргали Жалаири.
10. «От аргамака родится порой / Конек, непригодный для скачки большой». Это строки из произведения жырау:
11. Автором толгау «Не говори, что над всей землёй…» и «Ах, времечко ты, время…» является знаменитый казахский жырау:
12. Автор поэтического сборника «Маса» («Комар»):
C) Шакарим Кудайбердиев.
D) Жусипбек Аймауытов.
E) Ахмет Байтурсынов.
13. «Да, память подвела меня, / Храня лишь образы и краски. / Ведь если был ребёнком я, / То почему не помню ласки?» Это строки из стихотворения «Тридцать пятая весна» казахского поэта:
A) Мухтара Шаханова.
B) Жубана Молдагалиева.
C) Олжаса Сулейменова.
D) Сакена Сейфуллина.
E) Мукагали Макатаева.
14. Толгау делятся на
A) философские и психологические.
B) сатирические и лирические.
C) психологические и лирические.
D) философские и лирические.
E) философские и сатирические.
16. Наиболее откровенно выражают позиции непримиримых лагерей в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:
C) Софья – Простакова.
D) Простакова – Стародум.
17. “Облезлым барином” в пьесе А.П.Чехова “Вишневый сад” называют:
18. Укажите, какой поэт серебряного века считал сущностью своего творчества собственную фантазию:
19. Обрядовые песни, сказки, молитвы, рецепты И. Шмелев подарил читателю в произведении:
C) »Как я встретился с Чеховым».
20. Отцом трагедии считается:
21. Ответ загадки “В ряд камни поставили, рыжую лошадь за забором оставили”:
22. «Кодекс куманикус» создан в веке:
23. Укажите, какое из перечисленных произведений принадлежит Мурату.
B) «Жизни тяжелой нет конца…»
C) «Этот край, где гнезда вьют орлы…»
D) «Разве красива гор высота…»
E) «О, вершин этих горных гряда…»
24. Произведение А. Кекильбаева, в котором повествуется о том, как была загублена жизнь юной девушки произволом отца, стремящегося получше устроить свою любимицу:
A) “Баллада забытых лет”
25. Стихотворение, которое Державин начал за три дня до смерти и не успел завершить.
C) «Река времен в своем стремленье…».
Укажите, кто должен стоять на мосту:
D) Квартальный Пуговицын.
27. Определить размер стихов Н. Некрасова.
»У людей-то в дому – чистота, лепота,
А у нас-то в дому – теснота, духота»:
28. «Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали» – слова из произведения Б.Пастернака:
A) «Сестра моя – жизнь».
C) «Во всем мне хочется…».
D) «Февраль. Достать чернил и плакать».
29. Определите жанр произведения М.Шолохова «Судьба человека»:
Литература. 6 класс. Тематический контроль
Автор: Самойлова Г.В., учитель МОУ «Песоченская СОШ», п. Песочное, Рыбинский район, Ярославской области
I. Тема «Поэзия и проза»
1.1. Прочитайте внимательно текст учебника (стр. 10-11). Установите соответствие между приведёнными ниже понятиями и определениями.
Небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представленное как в прозе.
Группа, объединяющая близкие виды
Устойчивая литературная форма, в которой проявляются роды и виды.
Стихотворение в прозе*
Стихи, ритмическая речь
1.2. «Четвёртый лишний»
1.3*. Составьте словарную статью «Стихотворение в прозе», используя приведённые ниже слова:
произведение, поэтический, содержание, прозаический, форма, эмоциональность, прозаический, повышенный, короткий.
II. Тема «Песня как малый жанр фольклора»
2.1. Установите соответствие между приведёнными ниже понятиями и определениями.
Малый жанр фольклора, представляющий собой словесно-музыкальное высказывание
Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому
Регулярное чередование различных элементов: звуков, слогов, слов
Определение, придающее выражению образность и эмоциональность
Чередования и повторения в песне
2.2.* Установите соответствие между столбиками
Как во городе царевна,
Как во городе младая
Середи кругу стояла,
Дорогим ключом бренчала,
Золотым перстнем сияла.
Ещё серые коты
Из-за моря шли,
Из-за моря шли,
Много сна нанесли,
всё по зыбочкам трясли.
Коляда, коляда! Пришла коляда
Накануне Рождества –
С маслицом, с молочкм.
Расцветай-ка, расцветай-ка,
В поле розовый цветок!
Побывай-ка, побывай-ка,
Ко мне, миленький дружок!
Не гром гремит во тереме,
Не верба в поле шатается,
Ко сырой земле приклоняется –
Милое чадо благословляется
Ко златому венцу ехати!
Отлетела моя матушка,
Оставила меня жить во горюшке!
Как без тебя буду жить,
Я ещё молодёшенькая,
Ум у меня близнёшенькой.
III. Тема «Былины»
IV. Тема «Истоки и вершины» (итоговое повторение)
4.1. Вставьте пропущенное слово.
V. Тема «Лирическое стихотворение»
5.1. Установите соответствие между приведёнными ниже понятиями и определениями.
Двухсложный стихотворный размер с ударением в стопе на первом слоге
Трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге
Лирическое произведение, созданное в стихотворной форме
Регулярное повторение сочетания ударных и безударных слогов
Сочетание стихотворных строк, образующих единство
Звуковой повтор окончаний поэтических строк
Регулярное чередование ударных и безударных слогов
Двухсложный стихотворный размер с ударением в стопе на втором слоге
Трёхсложная стопа с ударением на втором слоге
Трёхсложная стопа с ударением на первом слоге
5.2. Закончите предложение, определив изобразительно-выразительное средство языка.
5.3. Тест «Стихосложение. Средства художественной изобразительности»
VI. Тема «А.С.Пушкин «Дубровский»
VII. Тема «Герой литературного произведения»
7.1. Выполните следующие задания.
VIII. «Тема литературного произведения»
Ключи к заданиям
1 – 6, 2 – 5, 3 – 4, 4 – 3, 5 – 2, 6 – 1.
1 – проза, 2 – лирическое стихотворение, 3 – повесть, 4 – поэма, 5 – эпос.
Почему в былине есть вымысел и нет пейзажа?
Былины относятся к эпической форме литературы, но в отличие от рассказа или романа, в которых описание пейзажа часто играет значительную роль, былины являются частью фольклора.
Былины рассказываются в нескольких вариантах, истории о подвигах передавались из уст в уста, детали терялись, а смысл оставался. Может быть первоначальный вариант и описывал конкретную местность, но сила и храбрость героя имели решающее место в повествовании, поэтому люди говорили о подвиге, а не о том, что было до нападения и оставалось после.
Былина призывает встать на защиту Родины грудью, когда Родина будет в безопасности, придет время вспомнить о красотах природы.
Все потому что там главный акцент делается на людях и их подвигах, которые их прославляют. Пейзаж же это фон, которому по сути этого произведения не отводится и не должно отводится главенствующей роли. Все потому что при таких акцентах, они бы сместились в сторону неодушевленных предметов и поспособствовали бы потере в яркости действий самих главных героев, что в силу смысловой направленности произведения, просто недопустимо.
Прочитаем внимательно былину, выпишем непонятные слова и попробуем объяснить их значение.
— здымать обема рукамы: устаревшие формы слов, сегодня мы бы сказали: поднять обеими руками.
я бы «перевела» так: как вас зовут, какое у вас имя и отчество.
мы уже встречали в сказке про серого волка, правда, он звучал немного по-другому: долы меж ног пропускает. Мы определили, что оно означает почти лететь, или ехать с бешеной скоростью.
Тест по теме «Былины», 7 класс
Материал для контроля знаний по теме «Былины»
Просмотр содержимого документа
«Тест по теме «Былины», 7 класс»
а) жанр устного народного творчества; героическое предание о подвигах богатырей
б) жанр русской литературы, близкий к исторической повести, отражающий реальные легендарные события
в) жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотического содержания о богатырях и исторических событиях
2. В какой исторический период создавались былины?
3. Какие виды былин вы можете назвать?
в) Новгородского цикла
г) Московского цикла
4. Соотнесите былинные циклы и героев.
а) ранние 1) Садко, Ставр Годинович, Василий Буслаевич
б) Киевский цикл 2) Святогор, Скимен-зверь, Волх Всеславич
в) Новгородский цикл 3) Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич
5. В чем основные отличия старших богатырей от богатырей Киевского цикла?
а) способность управлять природой
б) стремление к защите отечества от иноземных завоевателей
в) способности к колдовству
г) нечеловеческий вид
д) прекрасное владение оружием
е) частые ссоры с князем
6. Как вы думаете, почему действие былин Киевского цикла связано с временем княжения Владимира Красно Солнышко?
а) из-за принятия христианства
б) из-за периода княжеских усобиц
в) период наибольшего могущества Руси
7. Какое мифологическое существо напоминает описание Соловья-разбойника в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?
. А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному.
И от его ли-то от посвиста соловьего,
И от его ли-то от покрика звериного,
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются.
а) фантастическое чудовище
8. Соотнесите имя богатыря и его качества.
а) Илья Муромец 1) уверенный в своей силе, тугодум, нетороплив
б) Добрыня Никитич 2) лукавый, насмешливый, предприимчивый
в) Алеша Попович 3) мудрый, уравновешенный, мощный
г) Микула Селянинович 4) миролюбивый, терпеливый, спокойный
9. В описании подвигов, внешности, поведения богатырей их поступки преувеличиваются. Как называется этот прием?
10. Действие былин часто замедляется. С какой целью?
а) более глубокого раскрытия образа богатырей
б) создания более дружественной обстановки среди слушателей
в) описания природы
г) это являлось традиционной особенностью исполнения былин
Укажите названия художественных приемов, используемых в былинах. Объясните свой выбор.
Постоянный эпитет; гипербола; олицетворение; рифма; метафора; сравнение; монтаж; повтор.
О ком из русских богатырей говорится в былине?
Как он едет далеко во чисто поле,
А на тую на гору Сорочинскую,
Потоптал младых змеенышей,
Ай повыручил он полонов да русскиих.
13. Каково отношение русских богатырей к князю Владимиру?
14. Как называется такое повторяющееся в разных былинах описание?
Он седлал Бурка в седелышко черкасское,
Он потнички да клал на потнички
Он на потнички да кладет войлочки,
Клал на войлочки черкасское седелышко,
Всех подтягивал двенадцать тугих подпругов,
Он тринадцатый клал да ради крепости,
Чтобы добрый конь из-под седла не выскочил,
Добра молодца в чистом поле не выкрутил.
Подпруги были шелковые,
А шпеньки у подпруг все булатные,
Пряжки у седла да красна золота —
Тот да шелк не рвется, да булат не трется,
Красно золото не ржавеет,
Молодец-то на коне сидит да сам не стареет.
16*. Найдите в данном отрывке гиперболы.
Он спустил добра коня да богатырского,
Он поехал-то дорожкой прямоезжею,
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холма на холму стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.
Ответы к тесту «БЫЛИНЫ»
8. а — 3, б — 4, в — 2, г — 1
11. Постоянный эпитет, гипербола, сравнение, повтор
16. Конь с горы на гору стал перескакивать, с холма на холму стал перемахивать, реченьки, озерка промеж ног пускал
Примеры сочинений на тему: Художественные особенности русских былин
Яркие произведения былинного творчества дошли до наших дней: былины и богатырях земли русской Добрыне Никитиче, Илье Муромце, Алёше Поповиче, былина о Садко,купце новгородском. Былины являются произведениями устного народного творчества и передавались из уст в уста уже много веков. В наше время былины, как и народные сказки, печатают и издают в сборниках, для взрослых и детей.
Сказываются былины не спеша, чтобы слушатели вникали в смысл произведения, нараспев, мелодично ведя повествование, делая повторы и акценты, неторопливо сосредотачивая внимание на самых важных событиях.
Пример сочинения 2
Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.
Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.
Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком («удаленький», «добрый», «славный»). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.
Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.
Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой. В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской.
В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.
В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира («глаза да ясна сокола», «брови. да черна соболя»). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.
Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей. Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.
Былины являются прекрасными произведениями народного творчества, которые увлекают читателя и в наше время.
Пример сочинения 3
Художественный мир былины сильно отличается от других жанров и обычной жизни. Язык и поэтика подчиняются задаче грандиозного и значительного изображения. Певец, который сказывает эпос, душевно сливается с небесами и морем, а также с бескрайними просторами русской земли. Поэтизация молодецкой удали, степенной воли, облика русского богатыря, а также его верного коня переносит слушателей и читателей в воображаемый мир эпохи Древней Руси, который величаво возносится над заурядной и обыденной действительностью.
Композиция
Композиционная основа данного жанра в основном строится на антитезе, где главный герой противопоставляется противнику. Так, например, Алёша Попович сражается с Тугариным, Добрыня Никитич выступает против Змея Горыныча. Существует еще один прием в композиции – это утроение. Данная особенность существует и в волшебных сказках, но в отличие от них герой былины действует самостоятельно. Если школьникам необходимо указать художественные особенности русских былин в сочинении (7 класс такое задание предполагает), то обязательно напишите об этом.
Сюжеты былин строятся по классической схеме:
Место в литературе сегодня
Сразу стоит отметить, что одной из художественных особенностей русской былины является то, что она лишь отчасти относится к древней литературе. Отнести ее к этому виду культурного наследия можно только по тому признаку, который говорит, что изучением этих произведений занимается фольклор.
Если говорить о современном образовании, то школьникам дается обязательное задание, представляющее собой сочинение на тему «Художественные особенности русских былин». В этом задании важно отметить многие нюансы этой темы. Поэтому нужно писать сочинение «Художественные особенности русских былин» по плану, который представлен ниже.