Укажите концептуальные основания дидактики в чем суть

Электронная библиотека

Научной педагогической сферой, которая бы логично и последовательно изучала особенности целенаправленного процесса систематического образования и обучения подрастающего поколения, определяя его специфику и закономерности, является исторически сложившаяся в процессе эволюции человеческой цивилизации наука – дидактика. Данный термин имеет свои истоки в греческом языке, в котором didaktikos означает «поучающий, относящийся к обучению», didasko – «изучающий». Данное понятие было введено в педагогический арсенал известным немецким ученым Ратке (Ратихием) (1571 – 1635 гг.), который рассматривал дидактику как искусство обучения, т.е. своего рода практическое умение. Коменский Я.А. высказал идею, что дидактика представляет собой универсальное искусство обучения всех всему.

Одновременно дидактику можно рассматривать как исторически сложившуюся научную дисциплину, создание которой было связано с необходимостью систематической и организованной передачи обобщенного опыта последующим поколениям. В связи с этим И. Марев – известный болгарский философ и педагог – условно выделяет следующие исторические этапы развития дидактики:

· первый период – до Я.А. Коменского; он характеризуется как этап донаучного педагогического и дидактического творчества;

· второй период – от Я.А. Коменского до появления кибернетики как общей теории о процессах управления (1950 г.) – отмечен плодотворным развитием педагогических и дидактических теорий, формированием основных законов и закономерностей;

· третий период – с появления кибернетики, составляющей одно из ведущих направлений развития научно-технической революции, до наших дней. Это был переломный этап, когда была намечена тенденция на решение назревших научных и социальных задач по созданию и интеграции количественных и качественных теорий в педагогике и дидактике, созданию и использованию новых дидактических материалов, технических обучающих средств, образовательных и контролирующих программ.

Дидактика как особый педагогический способ теоретического понимания мира является научной областью педагогики, исследующей принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения. Таким образом, объект исследования дидактики как науки представляет собой взаимосвязь собственно процесса образования и обучения как явлений объективной педагогической реальности, где обучение выступает в качестве образовательного средства.

Существуют различные точки зрения по поводу взаимосвязи терминов «образование» и «обучение». Так, образование представляется более широкой категорией, имеющей целостную, полифункциональную структуру. Это понятие рассматривается как процесс внешнего воздействия на усвоение индивидуумом обобщенного, объективированного, общественного опыта, процесс трансформации важного общественного опыта, норм, ценностей и т.д. в субъективный мир формирующейся личности. Начальные этапы развития человека связаны с развитием его биологической сущности, а в процессе образования, который совершается на ранних этапах онтогенеза через педагогические воздействия, через процессы воспитания, происходит превращение в социальное, общественное существо, личность.

Предметом дидактического исследования, по мнению В. Оконя, является всякая сознательная дидактическая деятельность, выражающаяся в процессах обучения, в их содержании, ходе, методах, средствах и организации, подчиненная поставленным целям. Оконь В. рассматривает обучение как совокупность действий (внешних и внут

ренних), позволяющих людям узнавать природу, общество и культуру, принимать участие в их формировании и одновременно обеспечивающих многостороннее развитие навыков, способностей и талантов, интересов и симпатий, убеждений и жизненных установок, а также приобретение профессиональной квалификации.

Укажите концептуальные основания дидактики в чем суть. Смотреть фото Укажите концептуальные основания дидактики в чем суть. Смотреть картинку Укажите концептуальные основания дидактики в чем суть. Картинка про Укажите концептуальные основания дидактики в чем суть. Фото Укажите концептуальные основания дидактики в чем суть

Процесс обучения – это трансформация длительных исторических процессов развития (процессов усвоения, процессов познания) в индивидуальные, т.е. целенаправленный, специально организованный, двусторонний процесс, выполняющий три важнейшие функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Концептуальные основания дидактики, по мнению Б.С. Гершунского и Н.С.Розова, составляют следующие принципиальные положения:

· вариативность, т.е. теоретическое признание объективного многообразия технологий обучения и их практической реализации;

· фундаментальность, предполагающая направленность на обобщенные и универсальные знания, формирование общей культуры и развитие научного мышления;

· индивидуализация, обусловленная потребностью в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого отдельного индивида;

· теоретизация, которая относится к общему содержанию образования и к статусу компонентов преподаваемых знаний;

· плюрализация, связанная с необходимостью принимать решения в условиях множественности образования мира;

· аксиологизация, предполагающая систематический учет возможных ценностных ориентаций и систем;

· гуманизация, основанием которой является индивидуально-личностная, ценностно-смысловая, культурологическая и деятельностная ориентация субъектов учебного процесса;

· целостность и интеграция как содержательного, так и технологического компонентов образовательного процесса, ориентирующихся на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, наличие междисциплинарных связей и зависимостей.

Исходя из целевых и функциональных аспектов дидактики, закономерностей образования, воспитания и развития личности, можно определить следующую иерархию задач, которые призвана решать теория обучения:

1) генеральная задача: приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям посредством овладения наиболее значимыми достижениями человеческой цивилизации с целью приобретения прочных и истинных знаний об основных явлениях и закономерностях природы, общества и человека и их осознанной и активной реализации в собственной практической деятельности.

2) специфические задачи дидактики как теории обучения: определение объема и содержания научного знания, т.е. выявление онтологических основ процесса обучения; формирование технологического инструментария, ориентированного на функции дидактики; выявление прогностически-целевых позиций дидактики, т.е. создание оптимальных условий организации учебного процесса и их коррекция;

3) специфические задачи технологии обучения: выявление дидактического конструкта процесса обучения, т.е. его познавательной сущности; конструирование модели обучения в соответствии с ее структурными характеристиками;

Таким образом, дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы:

· для чего обучать? – цели образования, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности;

· чему обучать? – определение содержания образования, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу;

· как обучать? – отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности.

Таким образом, основными категориями дидактики являются:

· содержание обучения и образования;

· формы и методы организации учебной деятельности.

Каждая из этих категорий находится во взаимосвязи с другими и рассматривается как часть, элемент целостной научно-дидактической системы. Рассмотрим перечисленные понятия подробнее.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источник

Определение дидактики. Задачи и основы дидактики

Дидактика — это наука о теориях образования и технологиях обучения.

Дидактика как наука имеет свой предмет. Предмет дидактики — зако­номерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.

Немецкий педагог и философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) разработал теоретические основы дидактики, придав ей статус целостной теории воспитывающего обучения. Он считал дидактику частью педагоги­ки, а ее предмет — воспитывающее обучение — трактовал как важнейший фактор воспитания.

Значительный вклад в решение важнейших проблем научной дидактики внес выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Глубоко изучив процессы психического развития и воспита­ния детей, он многое сделал для раскрытия сущности обучения.

Тесную связь обнаруживает дидактика с педагогической, возраст­ной, социальной психологией, психологией личности, рассматриваю­щими основные подходы к развитию личности в процессе обуче­ния, а также особенности созревания психических функций и за­кономерности освоения образовательного содержания.

Определенные взаимосвязи существуют между дидактикой и искусством, эстетикой, так как процесс формирования личности совершается и по «законам красоты», на основе специфически эстетического освоения мира.

При рассмотрении комплекса взаимосвязанных дисциплин осо­бое место занимают данные кибернетики как науки об управле­нии сложными динамическими системами по восприятию, хра­нению и переработке информации с целью моделирования и ис­следования психолого-педагогических процессов. Оптимизация процесса управления обучением связана также с возникновением теории программированного обучения и его компьютеризацией.

Кроме этого, дидактика является основой для формирования предметных методик (частных дидактик), так как содержит конк­ретные технологии их практической реализации. Предметные ме­тодики, в свою очередь, занимают промежуточное положение между самой дидактикой и преподаваемой дисциплиной, так как изучают особенности и закономерности преподавания конкрет­ных учебных предметов (родной язык, математика, естественные науки и т.д.), а также их специфику на различных образователь­ных ступенях (методика начального обучения, дидактика высшей школы и т.д.).

Концептуальные основания дидактики, по мнению Б. С. Гершунского и Н.С.Розова, составляют следующие принципи­альные положения:

вариативность, т.е. теоретическое признание объективного мно­гообразия технологий обучения и их практической реализации;

фундаментальность, предполагающая направленность на обоб­щенные и универсальные знания, формирование общей культу­ры и развитие научного мышления;

индивидуализация, обусловленная потребностью в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с осо­бенностями каждого отдельного индивида;

теоретизация, которая относится к общему содержанию обра­зования и к статусу компонентов преподаваемых знаний;

плюрализация, связанная с необходимостью принимать реше­ния в условиях множественности образования мира;

целостность и интеграция как содержательного, так техноло­гического компонентов образовательного процесса, ориентирую­щихся на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, на­личие междисциплинарных связей и зависимостей.

Источник

Укажите концептуальные основания дидактики в чем суть

Теория обучения и воспитания

1. На уроках какого типа решаются задачи закрепления ранее усвоенных знаний, применение знаний на практике, формирование умений и навыков?
урок обобщения и систематизации
урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков
урок формирования умений и навыков
+ урок практического применения знаний

2. По научной концепции технологии делят на:
+ интериоризаторские
+ бихевиористские
монотехнологии
+ ассоциативно-рефлекторные

4. Отрасль педагогической науки, разрабатывающая теорию обучения и образования называется:
методология
+ дидактика
педагогическая психология
педагогическая риторика

5. Какой метод учения предполагает понимание объяснений учителя учеником и осознанное усвоение им знаний?
продуктивно-практический
исполнительский
поисковый
+ репродуктивный

6. Укажите методы формирования сознания:
+ лекция
+ работа с книгой
инструктаж
+ объяснение

7. В какой структуры представления учебного материала рассматриваемая проблема всегда остается в поле зрения ученика, постепенно расширяя и углубляя знания, с ней связанные?
+ спиральная
смешанная
линейная
концентрическая

8. Какая теория формирования содержания образования предполагает, что в содержании каждого учебного предмета необходимо выделять основные формообразующие элементы, имеющие прочную научную и образовательную значимость, а также второстепенные производные элементы, знание которых для учащихся общеобразовательной школы не обязательно?
дидактический энциклопедизм
+ структурализм
дидактический формализм
дидактический утилитаризм

9. Традиционная в классической дидактике система принципов обучения включает в себя:
+ принцип преемственности
+ принцип прочности
+ принцип самостоятельности
принцип спорадичности

10. Какой метод преподавания состоит в раскрытии сущности нового понятия с помощью слова, практических действий?
+ объяснительный метод
информационно-сообщающий метод
побуждающий метод
объяснительно-побуждающий метод

11. Какая теория формирования содержания образования состоит в том, что учителя концентрируют свое внимание на передаче предельно большого объема научных знаний, черпаемых из легко доступных учебников и учебных пособий?
дидактический утилитаризм
+ дидактический материализм
функциональный материализм
дидактический формализм

12. Какой подход к воспитанию (воспитательному процессу) состоит в построении определенной воспитательной системы, в создании необходимых условий, в организации воспитательной деятельности, направленной на реализацию социальной цели и на создание положительного опыта воспитанников?
+ педагогический
социальный
психологический
метафизический

13. Какая структура изложения учебного материала предполагает повторы одного и того же материала, изучение нового осуществляется на основе пройденного?
спиральная
+ концентрическая
линейная
смешанная

14. Цель какой модели обучения заключается в ликвидации многопредметности учебного дня и создании такого процесса обучения, когда вместо шести предметов на шести уроках в течение учебного дня изучается от одного до трех предметов?
модель сокращенного обучения
модель ускоренного обучения
модель дистанционного обучения
+ модель концентрированного обучения

15. Принципы организации целостного педагогического процесса включают:
обучение индивидуально
+ гуманистическая направленность
+ связь с жизнью и производительным трудом
+ научность

16. Укажите методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:
+ метод создания воспитывающих ситуаций
+ проблемно-поисковые методы
+ лабораторные работы
лекция

17. Укажите концептуальные основания дидактики:
+ гуманизация
+ интеграция
+ вариативность
+ аксиологизация
+ фундаментальность
+ индивидуализация

18. Отметьте структурные компоненты процесса обучения:
+ целевой
+ мотивационно-личностный
+ дидактические условия
+ операционно-деятельностный.

19. Назначение какого метода состоит в организации усвоения учащимися знаний в готовом виде?
частично-поискового
репродуктивного
+ информационно-рецептивного
исследовательского

Тестирование сдано отлично!
Верных ответов: 19 из 20
Итоговый результат: 95%

1. Какой метод учения предполагает понимание объяснений учителя учеником и осознанное усвоение им знаний?
+ репродуктивный
продуктивно-практический
поисковый
исполнительский

2. По философской основе различают следующие педагогические технологии:
+ идеалистические
+ метафизические
адаптивные
+ экзистенционалистские

3. Какой подход к воспитанию (воспитательному процессу) состоит в построении определенной воспитательной системы, в создании необходимых условий, в организации воспитательной деятельности, направленной на реализацию социальной цели и на создание положительного опыта воспитанников?
психологический
+ педагогический
метафизический
социальный

4. Отрасль педагогической науки, разрабатывающая теорию обучения и образования называется:
+ дидактика
педагогическая психология
методология
педагогическая риторика

5. Традиционная в классической дидактике система принципов обучения включает в себя:
+ принцип преемственности
принцип спорадичности
+ принцип прочности
+ принцип самостоятельности

6. Основа дидактики, состоящая в систематическом учете возможных ценностных ориентаций и систем, называется:
+ аксиологизацией
теоретизацией
гуманизацией
индивидуализацией

7. Какой характер имеют дидактические знания?
+ нормативный
+ универсальный
субъективный
+ системный

8. Принципы организации целостного педагогического процесса включают:
+ связь с жизнью и производительным трудом
+ научность
обучение индивидуально
+ гуманистическая направленность

9. Укажите методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:
+ лабораторные работы
+ метод создания воспитывающих ситуаций
лекция
+ проблемно-поисковые методы

10. Упорядочите этапы усвоения учебного материала: А) Восприятие учебного материала Б) Осмысление, проникновение в сущность познаваемого В) Обобщение и систематизация Г) Запоминание Д) Применение знаний, оперирование ими
+ АБВГД
БАВГД
БАГВД
АБГВД

11. В какой структуры представления учебного материала рассматриваемая проблема всегда остается в поле зрения ученика, постепенно расширяя и углубляя знания, с ней связанные?
+ спиральная
линейная
смешанная
концентрическая

13. При каком методе учения ученик самостоятельно открывает для себя и усваивает новые знания путем постановки учебных проблем и их решения или ищет пути решения практической проблемы?
Продуктивно-практический
Репродуктивный метод
+ поисковый метод
Частично-поисковый

14. На уроках какого типа решаются задачи закрепления ранее усвоенных знаний, применение знаний на практике, формирование умений и навыков?
Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков
Урок обобщения и систематизации
Урок формирования умений и навыков
+ урок практического применения знаний

15. Какая теория формирования содержания состоит в том, что учителя концентрируют свое внимание на передаче предельно большого объема научных знаний, черпаемых из легко доступных учебников и учебных пособий?
+ дидактический материализм
Функциональный материализм
Дидактический утилитаризм
Дидактический формализм

16. По научной концепции технологии делят на:
+ интериоризаторские
монотехнологии
+ бихевиористские
+ ассоциативно-рефлекторные

17. Какой метод представляет собой способ самостоятельной организации учащимся поисковой, творческой деятельности по решению новых для него проблем?
+ исследовательский
проблемное изложение
частично-поисковый
репродуктивный

19. Укажите методы формирования сознания:
+ работа с книгой
+ лекция
инструктаж
+ объяснение

20. Какая теория формирования содержания образования предполагает, что в содержании каждого учебного предмета необходимо выделять основные формообразующие элементы, имеющие прочную научную и образовательную значимость, а также второстепенные производные элементы, знание которых для учащихся общеобразовательной школы не обязательно?
дидактический утилитаризм
дидактический энциклопедизм
дидактический формализм
+ структурализм

Источник

Укажите концептуальные основания дидактики в чем суть

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:

Укажите концептуальные основания дидактики в чем суть. Смотреть фото Укажите концептуальные основания дидактики в чем суть. Смотреть картинку Укажите концептуальные основания дидактики в чем суть. Картинка про Укажите концептуальные основания дидактики в чем суть. Фото Укажите концептуальные основания дидактики в чем суть

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.

Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.

Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:

Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:

Укажите концептуальные основания дидактики в чем суть. Смотреть фото Укажите концептуальные основания дидактики в чем суть. Смотреть картинку Укажите концептуальные основания дидактики в чем суть. Картинка про Укажите концептуальные основания дидактики в чем суть. Фото Укажите концептуальные основания дидактики в чем суть

Характерные черты учебного процесса как системы:

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагогаДеятельность обучаемых
Разъяснение учащимися целей и задач обученияСобственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами)Восприятие новых знаний, умений
Управление процессом осознания и приобретения знаний и уменийАнализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация
Управление процессом перехода от теории к практикеПриобретение умений и навыков, их систематизация
Организация эвристической и исследовательской деятельностиПрактическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихсяСамоконтроль, самодиагностика достижений

Для обучения характерны следующие признаки:

Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *