Унвд казахстан что это

Разъяснения к Правилам осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан и получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту, утвержденным постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24.02.2012 г. № 42 (НБ РК, 2013)

Разъяснения к Правилам
осуществления экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан и

Касательно проведения платежей и (или) переводов денег по контрактамна экспорт или импорт товаров (работ, услуг) в случае истечения срока действия контракта

При проведении платежей и переводов по валютной операции через уполномоченный банк резидент (нерезидент), являющийся отправителем или получателем денег, в случаях предусмотренных пунктами 7 и 8 Правил осуществления валютных операций в Республике Казахстан, утвержденных постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28.04.2012 года № 154, предоставляет валютный договор.

Согласно пункту 3 статьи 386 Общей части Гражданского Кодекса Республики Казахстан (ГК) если законодательством или договором предусмотрен срок действия договора, окончание этого срока влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом пункт 4 данной статьи указывает, что окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение, имевшее место до истечения этого срока.

Таким образом, внешнеторговый контракт, срок действия по которому истек, не может быть представлен в качестве валютного договора при проведении платежей и (или) переводов денег, за исключением случаев, когда такие платежи и (или) переводы денег осуществляются во исполнение обязательств, возникших у сторон в период действия контракта, и завершают отношения сторон. Например, допускается представление в качестве валютного договора внешнеторгового контракта с истекшим сроком действия в случае платежей за товары (работы, услуги), поставленные (выполненные, оказанные) в период действия данного контракта, либо в иных случаях возврата денег в связи с неисполнением (неполным исполнением) обязательств сторонами контракта.

Касательно порядка отражения платежей в отчете по форме, установленной Приложением 4 к Правилам

Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о платежах исполнение указания банком-получателем осуществляется на основании акцепта им такого указания.

Исполнением указания является выполнение банком-получателем своих обязательств перед отправителем по переводу либо выплате денег в соответствии с полученным указанием.

Исполнением указания являются следующие действия:

1) передача банком-получателем следующему банку-получателю указания о переводе денег в пользу бенефициара, если только банк-получатель не является банком бенефициара;

2) завершение перевода денег, если банк-получатель является банком бенефициара;

3) выдача наличных денег отправителю, предъявившему указание о выплате наличных денег, если банк-получатель является банком отправителя денег.

В соответствии со статьей 36 Закона о платежах, перевод денег считается завершенным с момента:

совершения бухгалтерской записи по банковскому счету бенефициара при поступлении денег в его пользу;

фактической выдачи наличных денег бенефициару банком бенефициара, если бенефициар не имеет банковского счета;

произведения зачета, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Закона о платежах;

совершения бухгалтерской записи по иному счету, отражающей прием денег в пользу клиента банка.

При этом, согласно пункту 1-1 статьи 38 Закона о платежах при несовершении бенефициаром действий по представлению необходимых документов и сведений, предусмотренных валютным законодательством Республики Казахстан, банк-получатель обязан принять и хранить в течение 180 календарных дней полученные указания отправителя.

В случае неисполнения бенефициаром действий, предусмотренных частью первой пункта 1-1 статьи 38 Закона о платежах, в течение 180 календарных дней банк-получатель обязан вернуть такое указание его отправителю без исполнения.

Таким образом, в отчете по форме, установленной приложением 4 к Правилам, необходимо отражать завершенные в отчетном месяце входящие платежи и (или) переводы денег, с учетом даты завершения перевода.

Если сумма платежа меньше десяти единиц соответствующей валюты (меньше чем 0,01 при округлении до тысяч единиц валюты), то направление уполномоченными банками МТ-114 о таких платежах не требуется.

Касательно присвоения учетного номера и направления информации об исполнении обязательств по контрактам, предусматривающим экспорт или импорт товаров в рамках выполнения работ, оказания услуг (по смешанным контрактам)

Согласно подпункту 1) пункта 23 Правил в случае перемещения товаров через границу РК для экспорта или импорта, в том числе в рамках контракта на выполнение работ, оказание услуг (включая контракт лизинга на срок свыше одного года), если стоимость экспорта или импорта товаров на дату заключения контракта превышает 50 тысяч долларов США в эквиваленте, контракту необходимо присвоение учетного номера. Контроль исполнения требования репатриации при этом осуществляется на полную сумму контракта.

Уполномоченный банк по контрактам на выполнение работ, оказание услуг, предусматривающим перемещение товаров через границу РК, сообщает об оказании услуг в Национальный Банк в соответствии с Приложением 4 к Правилам (за исключением случаев, когда сумма услуг включена в стоимость товара и указана в Декларации на товары).

Касательно порядка оформления и снятия контракта с учетной регистрации при переводе долга экспортером или импортером

Подпунктами 1) и 13) пункта 43 Правил определено, что основаниями для снятия контракта с учетной регистрации являются:

— исполнение обязательств сторонами по контракту в полном объеме либо наличие остатка задолженности нерезидента либо резидента, не превышающего пятьдесят тысяч долларов США в эквиваленте, в том числе прекращение обязательств путем предоставления отступного, зачета, в случае совпадения должника и кредитора в одном лице, невозможности исполнения, вследствие издания акта государственного органа, при наличии подтверждающих документов и письменного подтверждения экспортера или импортера о прекращении обязательств сторон по контракту;

— перевод экспортером или импортером своего долга перед нерезидентом по контракту другому лицу на основании документов, подтверждающих согласие нерезидента, и при наличии письменного заявления экспортера или импортера о прекращении действия данного контракта, представленного в банк учетной регистрации контракта.

В случае перевода экспортером либо импортером своего долга перед нерезидентом другому резиденту по контракту с учетным номером, контроль осуществляется в следующем порядке:

— если в результате перевода долга сумма задолженности резидента стала меньше эквивалента 50 тысяч долларов США и имеется письменное заявление экспортера или импортера о прекращении действия контракта, то необходимо завершить процедуры валютного контроля по контракту;

— если в результате перевода долга сумма задолженности экспортера или импортера превышает эквивалент 50 тысяч долларов США либо если в результате перевода долга сумма задолженности резидента стала меньше эквивалента 50 тысяч долларов США, но письменное заявление экспортера или импортера о прекращении действия контракта отсутствует, то необходимо осуществлять дальнейший контроль по сделке с указанием особенностей в графе «Отметки банка учетной регистрации контракта».

Касательно порядка присвоения учетных номеров контрактов по контрактам, по которым платежи и (или) переводы денег осуществляются со счетов экспортера или импортера в иностранных банках

Согласно пункту 31 Правил, контроль исполнения требования репатриации по контракту, по которому платежи и (или) переводы денег осуществляются с использованием банковских счетов, открытых как в уполномоченном банке, так и в иностранном банке, осуществляется:

уполномоченным банком в части платежей и (или) переводов денег, осуществленных через уполномоченный банк;

филиалом Национального Банка в части платежей и (или) переводов денег по банковским счетам в иностранных банках, указанных в подпункте 4) пункта 2 статьи 12 Закона, на основании предоставленных экспортером или импортером документов и информации.

Суммы платежей и (или) переводов денег, осуществленных с использованием банковских счетов в иностранных банках, учитываются уполномоченным банком на основании информации о таких платежах и (или) переводах денег, предоставленной экспортером или импортером филиалу Национального Банка. Экспортер или импортер предоставляет уполномоченному банку копию такой информации с отметкой филиала Национального Банка о ее принятии.

Если экспортер или импортер, изначально предполагавший проведение платежей и/или переводов по контракту полностью со счетов в иностранных банках, получил учетный номер контракта в филиале Национального Банка, а в дальнейшем производит платежи по контракту также со счетов в уполномоченном банке, то ему необходимо снять контракт с учетной регистрации в филиале Национального Банка и в течение трех рабочих дней представить контракт в уполномоченный банк, обслуживающий счет, который оформляет учетную регистрацию контракта в порядке, установленном главой 3 Правил.

Касательно ошибочного снятия контракта с учетной регистрации уполномоченными банками при наличии кредиторской или дебиторской задолженности

Причиной ошибочного снятия с учетной регистрации контракта, по которому имеется кредиторская или дебиторская задолженность, в сумме превышающая 50 тысяч долларов США в эквиваленте, как правило, является отсутствие сведений об осуществленных отгрузках товаров.

Данные меры необходимы в связи с участившимися случаями снятия контрактов с учетной регистрации при наличии не учтенных грузовых таможенных деклараций (деклараций на товары) и обращений экспортеров или импортеров о возобновлении контрактов, ранее снятых с учетной регистрации.

Источник

Изменения в валютных договорах, расчетах в валюте и предельной сумме контракта с июля 2019 года

В июле 2018 года Главой государства был подписан Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» в новой редакции. Поправки носили плановый характер, были приняты для совершенствования регулирования отношений в сфере валютного регулирования и контроля, приведения в соответствие с изменениями в законодательстве Республики Казахстан, такими как создание Международного финансового центра «Астана», МЦПС «Хоргос» и др.

В реализацию Закона были приняты соответствующие нормативные правовые акты, которые, как и Закон, вводятся в действие с 1 июля 2019 года. При этом в новом валютном законодательстве сохранены прежние подходы к проведению валютных операций, которые предусматривают свободное осуществление внешнеэкономических сделок.

Национальный Банк Республики Казахстан продолжает вести соответствующие работы, в том числе на региональном уровне, в целях стопроцентного охвата разъяснительной работой субъектов предпринимательства и граждан.

Некоторые важные изменения с 1 июля 2019 года

1. Присвоение Банком учетного номера контракта, в том числе договорам по оказанию услуг.

До 1 июля 2019 года

С 1 июля 2019 года

2. Покупка безналичной иностранной валюты.

3. Изменение статуса валютного резидентства для филиалов и представительств иностранных организаций, в том числе иностранных банков и страховых организаций.

4. Режимы валютного регулирования.

* Контракты, требующие присвоение учетного номера в НБ РК –

Источник

Постоянное учреждение юрлица-нерезидента на территории РК: регистрационный учет, бухучет, налогообложение (Т. Иванова, 12 декабря 2018 г.)

Т. Иванова, налоговый консультант

ПОСТОЯННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЮРЛИЦА-НЕРЕЗИДЕНТА НА ТЕРРИТОРИИ РК:

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ УЧЕТ, БУХУЧЕТ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается одно из мест деятельности, указанное в пункте 1 статьи 220 Налогового кодекса, через которое нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан независимо от сроков осуществления такой деятельности.

Постоянным учреждением нерезидента признается место оказания услуг, выполнения работ на территории Республики Казахстан, не предусмотренных пунктом 1 статьи 220 Налогового кодекса, через работников или другой персонал, нанятый нерезидентом для таких целей, если деятельность такого характера продолжается на территории Республики Казахстан более ста восьмидесяти трех календарных дней в пределах любого последовательного двенадцатимесячного периода с даты начала осуществления предпринимательской деятельности в рамках одного проекта или связанных проектов.

При этом в случае если нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан через зависимого агента, то такой нерезидент будет рассматриваться как имеющий постоянное учреждение в связи с любой деятельностью, которую зависимый агент осуществляет для этого нерезидента, независимо от сроков осуществления такой деятельности.

Деятельность нерезидента, осуществляемая на территории Республики Казахстан через дочернюю организацию, созданную в соответствии с законодательством Республики Казахстан, приводит к образованию постоянного учреждения нерезидента, если дочерняя организация признается зависимым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 220 Налогового кодекса.

Источник

Ваш ДГД: Для чего налогоплательщику нужна трехкомпонентная интегрированная система

Сегодня в рубрике «Ваш ДГД» о трехкомпонентной интегрированной системе (ТИС) рассказывает руководитель Управления государственных услуг ДГД по г. Алматы Бактыгуль Сейтова, сообщает zakon.kz.

В статье 1 пункт 72-1 Налогового кодекса дано определение, что является трехкомпонентной интегрированной системой.

Трехкомпонентная интегрированная система состоит из контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и передачи данных системы для приема безналичных платежей и оборудования, которое позволяет автоматизировать управление торговли, оказание услуг, выполнение работ и учет товаров или же из программного аппаратного комплекса, полностью заменяющего все эти три системы.

Функции ТИС

— Облегчает ведение учета и исполнение налоговых обязательств индивидуальными предпринимателями;

— отображает движение товаров;

— позволяет сформировать налоговую отчетность, в том числе по заработной плате наемных работников;

— прием оплаты с использованием платежных карточек от нескольких Pos-терминалов от разных банков;

— применение нескольких контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и передачи данных;

— учет доходов и движения денег;

— включение к Информационной системе ЭСФ

Справочники ТИС

На сегодняшний день в реестре находится три ТИС.

Первое – это Trinity, которое было зарегистрировано в октябре 2020 года, второе – Trinity версия 1.2, зарегистрированное в феврале 2021 года. И третье – это Prosklad.kz версия 1.0, зарегистрированное 24 июня 2021 года. Полностью с системой ТИС можно ознакомиться на сайте Комитета государственных доходов.

Согласно Требованиям, пользователю ТИС (индивидуальный предприниматель, применяющий специальный налоговый режим на основе патента или на основе упрощенной декларации) необходимо поставить ТИС на учет в органах государственных доходов именно по месту своей регистрации путем подачи налогового заявления.

Заявление называется заявление о регистрации изменений снятия трехкомпонентной интегрированной системы.

Во-вторых, сведения о регистрации ТИС необходимо будет отобразить в форме 910 в пункте 6 в строке 910.00.01

Для использования ТИС необходимо сделать три шага:

Каковы преимущества применения ТИС для ИП, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации

В первую очередь для лиц, которые будут применять ТИС, возрастет порог применения упрощенной декларации за налоговый период, то есть за полугодие на 70 048-кратного размера МРП. Если, допустим, сейчас предельный порог для применения упрощенной декларации по ИП составляет 24 038 МРП, то в случае применения ТИС этот порог возрастет до 94 086 МРП.

Также будет изменен порог по НДС. В настоящее время, согласно статье 82 Налогового кодекса, предельный порог по добровольной постановке составляет 30 тысяч МРП. Этот порог будет изменен и возрастет в пределах 114 184-кратного МРП и будет составлять 144 184 МРП, или более 420 миллионов тенге.

Призываем всех ИП, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, подключиться и начать применять ТИС.

По всем возникающим вопросам можете обращаться на единый контакт-центр 1414.

Источник

Какие виды специального налогового режима действуют в Казахстане

При регистрации в качестве ИП физическое лицо осуществляет выбор режима, по которому в дальнейшем налогоплательщик будет осуществлять свою деятельность. Сегодня мы расскажем о специальном налоговом режиме (СНР) для крестьянских или фермерских хозяйств и СНР розничного налога.

СНР для субъектов малого бизнеса не вправе применять налогоплательщики, осуществляющие свою деятельность в сферах:

производства, хранения и оптовой реализации подакцизных товаров;

реализации бензина, дизельного топлива и мазута;

проведения лотерей, недропользования;

сбор и прием стеклопосуды, сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

деятельность в области бухгалтерского учета или аудита, финансовая, страховая деятельность и др.

На сегодняшний день в Казахстане действуют шесть видов СНР:

Специальный налоговый режим на основе патента.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета.

Специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции.

Специальный налоговый режим для фермерских крестьянских хозяйств.

Новый специальный налоговый режим, введенный в действие с 1 января 2021 года – СНР розничного налога.

Специальный налоговый режим на основе патента

Обязательным условием данного СНР является неиспользование труда наемных работников, а также осуществление деятельности в сфере:

штукатурные, столярные и плотницкие, малярные и стекольные работы;

грузовые перевозки автомобильным транспортом;

деятельность в области фотографии, сдачи в аренду имущества и транспортных средств;

прокат и аренда развлекательного и спортивного инвентаря, видеозаписей и дисков, предметов личного потребления и бытовых товаров;

деятельность в области образовательных услуг и т.д.

Доход при применении СНР не должен превышать 3528-кратный размер МРП.

Налоговая отчетность при исполнении данного налогового режима представляется по форме 911.00, налоговым периодом является календарный год.

Преимущественно данным видом деятельности занимаются налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере предоставления услуг, сдачи в аренду имущества и т. д.

Налоговая отчетность представляется от одного месяца до одного года.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации

Обязательным условием для данного вида налога являются:

среднесписочная численность работников за полугодие не превышает 30 человек;

доход за полугодие не превышает 24 038-кратный размер МРП (70 118 846 тг);

представляют налоговую отчетность по форме 910.00 «Упрощенная декларация для малого бизнеса»;

налоговая отчетность представляется один раз в полугодие;

ставка налога составляет 3% от дохода (без учета расходов);

в доход не включаются доходы в пределах 70 048-кратного размера МРП (204 330 016 тг), полученные ИП путем безналичных расчетов с обязательным применением трехкомпонентной интегрированной системы.

Специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета

среднесписочная численность работников за год не превышает 30 человек;

доход за год не превышает 144 184-кратный размер МРП (420 584 728 тг);

представляют налоговую отчетность по форме 912.00 «Декларация для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета»; налоговым периодом является календарный год.

Особенностью данного СНР является то, что при его использовании предусмотрен дополнительный фиксированный вычет в размере 30% от суммы совокупного годового дохода, без подтверждающих документов (при соответствии определенным условиям), а также, помимо вычета по расходам на оплату труда, предусмотрено уменьшение налогооблагаемого дохода на 100% от фонда оплаты труда.

Для данного режима установлены более высокие (по сравнению с упрощенной декларацией) критерии по размерам предельного дохода и предельной численности работников.

Специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и фермерских крестьянских хозяйств

Обязательным условием для данного вида налога являются:

не являются плательщиками НДС;

совокупная площадь земель не должна превышать предел, предусмотренный статьей 702 Налогового кодекса;

осуществляют исключительные виды деятельности, на которые распространяется данный режим;

право применения СНР предоставляется при наличии земельных участков или землепользования;

предоставляют налоговую отчетность по форме 920.00 «Декларация для плательщиков единого земельного налога, налоговым периодом которой является календарный год.

СНР предусматривает особый порядок исчисления КПН или ИПН; исчисление суммы КПН или ИПН, социального налога, налога на имущество и транспорт подлежат уменьшению на 70%.

Налоговые льготы для микро- и малого предпринимательства

Во исполнение пункта 34 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания главы государства народу Казахстана от 2 октября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» проектом Закона РК «О внесении изменений т дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства» в Налоговый кодекс внесены поправки по освобождению лиц, применяющих специальный налоговый режим и признаваемых субъектами микро или малого предпринимательства, от уплаты налога на доход сроком на три года.

При этом обращаем внимание, что законопроект предусматривает ограничения для применения освобождения по определенным видам деятельности, в том числе по охранной деятельности, розничной реализации отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута, трейдеров, реализующих полезные ископаемые, деятельность по реализации угля, нефти, участникам внешнеэкономической деятельности и др.

Следующий новый вид налога – специальный налоговый режим розничного налога

Этот вид налога могут применять НП, осуществляющие деятельность исключительно согласно утвержденному перечню постановления Правительства РК от 2 февраля 2021 года № 30 (114 ОКЭД) в сфере:

технического обслуживания и ремонта автомобилей;

предоставления услуг гостиницами;

предоставления услуг кемпингами, стоянками для автофургонов;

деятельности туристских агентств;

театральной, концертной деятельности;

деятельности религиозных организаций;

ремонта обуви, часов, ювелирных изделий и т.д.

Согласно ст. 696-1 Налогового кодекса, признаются субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом РК (ст. 24):

субъекты малого предпринимательства;

среднегодовая численность работников от 15 до 100 человек;

среднегодовой доход от 30 000 до 300 000 МРП;

субъекты среднего предпринимательства;

среднегодовая численность работников от 100 до 250 человек;

среднегодовой доход от 300 000 до 3 000 000 МРП.

Особенности режима

Режим действует с 2021 по 2023 год;

особый порядок исчисления – КПН/ИПН (за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты);

объект обложения – доход, полученный за квартал без учета вычетов;

неплательщика НДС и социального налога;

налоговый период – календарный квартал;

срок уплаты – до 24 числа, второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом;

«Декларация для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим розничного налога» по форме 913.00 – предоставляется до 15 числа, второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом;

применяются субъектами малого и среднего предпринимательства (в соответствии с Предпринимательским кодексом).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *