Утреннее правило что это такое

Молитвенное правило

Моли́твенное пра́вило – 1) еже­днев­ные молитвы, кото­рые совер­шают хри­сти­ане, мини­мально — утрен­ние и вечер­ние (реко­мен­ду­е­мые тексты можно найти в молит­во­слове); 2) регла­мен­ти­ро­ван­ное чтение этих молитв.

Пра­вило бывает общим – уни­вер­саль­ным для всех или инди­ви­ду­аль­ным, под­би­ра­е­мым для веру­ю­щего духов­ни­ком с учетом его духов­ного состо­я­ния, сил и заня­то­сти.

Этот жиз­нен­ный ритм необ­хо­дим, поскольку в про­тив­ном случае душа легко выпа­дает из молит­вен­ной жизни, как бы про­сы­па­ясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком боль­шом и труд­ном деле, одного «вдох­но­ве­ния», «настро­е­ния» и импро­ви­за­ции недо­ста­точно.

Чтение молитв свя­зует чело­века с их твор­цами: псал­мо­пев­цами и подвиж­ни­ками. Это помо­гает обре­сти духов­ный настрой, род­ствен­ный их сер­деч­ному горе­нию. В том, чтобы молиться чужими сло­вами, пример нам – Сам Гос­подь Иисус Хри­стос. Его молит­вен­ные воз­гласы во время крест­ных стра­да­ний – строки из псал­мов ( Пс. 21:2; 30:6 ).

Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные молит­вен­ных пра­вила:

1) Молит­вен­ное пра­вило, кото­рое печа­та­ется в «Пра­во­слав­ном молит­во­слове».

2) Молит­вен­ное пра­вило по Часо­слову. См. проект: Домаш­ний Часо­слов.

3) Крат­кое молит­вен­ное пра­вило пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского: три раза «Отче наш», три раза «Бого­ро­дице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исклю­чи­тель­ных дней и обсто­я­тельств, когда чело­век нахо­дится в край­нем утом­ле­нии или весьма огра­ни­чен во вре­мени.

Совсем опус­кать молит­вен­ное пра­вило неже­ла­тельно. Даже если молит­вен­ное пра­вило чита­ется без долж­ного вни­ма­ния, слова молитв, про­ни­кая в душу, ока­зы­вают свое очи­ща­ю­щее воз­дей­ствие.

Основ­ные молитвы сле­дует знать наизусть (при регу­ляр­ном чтении они посте­пенно запо­ми­на­ются чело­ве­ком даже с очень плохой памя­тью), чтобы они глубже про­никли в сердце и чтобы их можно было повто­рять в любых обсто­я­тель­ствах. Жела­тельно изу­чить текст пере­вода молитв с цер­ков­но­сла­вян­ского языка на рус­ский (см. «Тол­ко­вый молит­во­слов»), чтобы пони­мать зна­че­ние каж­дого слова и ни одно слово не про­из­но­сить бес­смыс­ленно или без точ­ного осмыс­ле­ния. Очень важно, чтобы при­сту­па­ю­щий к молит­во­сло­вию изгнал из сердца обиды, раз­дра­же­ние, горечь. Без усилий, направ­лен­ных на слу­же­ние людям, на борьбу с грехом, на уста­нов­ле­ние кон­троля над телом и душев­ной сферой, молитва не может стать внут­рен­ним стерж­нем жизни.

В усло­виях совре­мен­ного быта, учи­ты­вая загру­жен­ность и уско­рен­ные темпы, миря­нам нелегко отво­дить для молитвы опре­де­лен­ное время. Врагом молитвы утрен­ней явля­ется спешка, а молитвы вечер­ней – уста­лость.

Утрен­ние молитвы лучше всего читать до начала вся­кого дела (и до зав­трака). В край­нем случае, их про­из­но­сят по дороге из дома. Поздно вече­ром часто бывает трудно сосре­до­то­читься из-за уста­ло­сти, поэтому можно реко­мен­до­вать читать вечер­нее молит­вен­ное пра­вило в сво­бод­ные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы реко­мен­ду­ется уеди­ниться, воз­жечь лам­паду или свечу и встать перед иконой. В зави­си­мо­сти от харак­тера внут­ри­се­мей­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний можно реко­мен­до­вать чтение молит­вен­ного пра­вила вместе, всей семьей, или каж­дому члену семьи отдельно. Общая молитва реко­мен­ду­ется перед вку­ше­нием пищи, в тор­же­ствен­ные дни, перед празд­нич­ной тра­пе­зой и в других подоб­ных слу­чаях. Семей­ная молитва – это раз­но­вид­ность цер­ков­ной, обще­ствен­ной (семья – своего рода «домаш­няя Цер­ковь») и поэтому не заме­няет молитву инди­ви­ду­аль­ную, а лишь допол­няет ее.

Перед нача­лом молит­во­сло­вия сле­дует осе­нить себя крест­ным зна­ме­нием и совер­шить несколько покло­нов, пояс­ных или земных, и поста­раться настро­иться на внут­рен­нюю беседу с Богом. Труд­ность молитвы – нередко при­знак ее под­лин­ной дей­ствен­но­сти.

Молитва за других людей (см. помян­ник) – неотъ­ем­ле­мая часть молит­во­сло­вия. Пред­сто­я­ние Богу не отда­ляет чело­века от ближ­них, но свя­зы­вает его с ними еще более тес­ными узами. Не сле­дует огра­ни­чи­ваться только молит­вой за близ­ких и доро­гих нам людей. Молитва за тех, кто при­чи­нил нам огор­че­ние, вносит в душу мир, ока­зы­вает воз­дей­ствие на этих людей и делает нашу молитву жерт­вен­ной.

Хорошо окон­чить молит­во­сло­вие бла­го­да­ре­нием Богу за даро­ван­ное обще­ние и сокру­ше­нием о своей невни­ма­тель­но­сти. При­сту­пая к делам, надо прежде поду­мать о том, что пред­стоит гово­рить, делать, видеть в тече­ние дня и испро­сить у Бога бла­го­сло­ве­ния и сил для сле­до­ва­ния Его воле. В гуще тру­до­вого дня надо тво­рить крат­кую молитву (см. Иису­сова молитва), кото­рая помо­жет и в повсе­днев­ных делах нахо­дить Гос­пода.

Можно ли сокра­щать молит­вен­ное пра­вило?

Этот вопрос вол­нует многих совре­мен­ных людей. Однако, как пред­став­ля­ется, дать на него одно­знач­ный ответ, «да» или «нет», без­от­но­си­тельно к обсто­я­тель­ствам нельзя.

С одной сто­роны пра­вило для того и суще­ствует, чтобы его соблю­дать. Важ­ность молит­вен­ного пра­вила заклю­ча­ется в том, что оно ори­ен­ти­рует хри­сти­а­нина в пра­виль­ном русле.

Вхо­дя­щие в состав пра­вила молитвы спо­соб­ствуют фор­ми­ро­ва­нию над­ле­жа­щих отно­ше­ний бого­мольца с Богом, свя­тыми и вообще с ближ­ними, предо­хра­не­нию его от дей­ствий лука­вых сил и внут­рен­них стра­стей.

Многие, не имей они этого спа­си­тель­ного пра­вила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регу­ляр­но­стью должно молиться Богу и Его угод­ни­кам.

С другой сто­роны суще­ствует раз­лич­ные жиз­нен­ные ситу­а­ции, когда веру­ю­щему, либо ввиду немощи телес­ной или духов­ной, либо ввиду иных причин (напри­мер, в случае особо ответ­ствен­ных вахт и дежурств, кара­у­лов, актив­ных боевых дей­ствий) регу­лярно читать молит­вен­ное пра­вило цели­ком бывает или крайне затруд­ни­тельно, или прак­ти­че­ски невоз­можно.

В подоб­ном случае сле­дует пом­нить, что молит­вен­ное пра­вило хотя и явля­ется пра­ви­лом, под­ра­зу­ме­ва­ю­щим умест­ность его испол­не­ния, однако не пред­по­ла­гает абсо­лют­ной, без­услов­ной необ­хо­ди­мо­сти его соблю­де­ния.

Иногда бывает лучше про­честь меньше молитв, но искренне и с усер­дием (от сердца), чем все (состав­ля­ю­щее полное пра­вило), но «фор­мально» (небрежно, ско­ро­го­вор­кой, пере­пры­ги­вая через строчки и т. п.).

Суще­ствуют, к слову, и сокра­щён­ные вари­анты молит­вен­ного пра­вила.

Но всё же в случае воз­ник­но­ве­ния сомне­ний по этому поводу есть смысл обра­титься за кон­крет­ной реко­мен­да­цией к опыт­ному, духовно муд­рому пас­тырю, духов­нику.

Хорошо ли, если молит­вен­ное пра­вило будет побольше: кроме обыч­ных утрен­них и вечер­них молитв – ака­фи­сты, каноны?

Самое глав­ное в испол­не­нии молит­вен­ного пра­вила – посто­ян­ное еже­днев­ное испол­не­ние его. При нужде оно сокра­ща­ется. Надо иметь такое пра­вило, чтобы оно не пре­вы­шало ваших сил и чтобы совесть не уко­ряла за леность.

Утрен­нее и вечер­нее пра­вила – это лишь необ­хо­ди­мая духов­ная гиги­ена. Молиться же нам запо­ве­дано непре­станно (см. молитва Иису­сова). Святые отцы ска­зали: если будешь сби­вать молоко, полу­чится масло, так и в молитве – от коли­че­ства пере­хо­дит в каче­ство.

пре­по­доб­ный авва Исайя:
“Не остав­ляй молит­вен­ного пра­вила, чтобы не впасть в руки врагов твоих. Тща­тельно испол­няй твое молит­вен­ное пра­вило. Осте­ре­гись! не допу­сти себе пре­не­бречь им. От тща­тель­ного испол­не­ния пра­вила про­све­ща­ется и укреп­ля­ется душа”.

про­то­и­е­рей Алек­сий Умин­ский:
“Чтобы пра­вило стало не пре­пят­ствием, а насто­я­щим дви­га­те­лем чело­века к Богу, необ­хо­димо, чтобы оно было сораз­мерно его духов­ным силам, соот­вет­ство­вало его духов­ному воз­расту и состо­я­нию души. Многие люди, не желая себя отя­го­щать, созна­тельно выби­рают слиш­ком легкие молит­вен­ные пра­вила, кото­рые из-за этого ста­но­вятся фор­маль­ными и не при­но­сят плодов. Но иногда и боль­шое пра­вило, выбран­ное из нера­зум­ной рев­но­сти, тоже ста­но­вится кан­да­лами, ввер­гая в уныние и мешая духовно расти.
Пра­вило — не застыв­шая форма, в тече­ние жизни оно обя­за­тельно должно меняться и каче­ственно, и внешне”.

Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник так кратко систе­ма­ти­зи­рует советы по про­чте­нию молит­вен­ного пра­вила:

“а) нико­гда спешно не читайте, а читайте будто нарас­пев… В древ­но­сти все чита­е­мые молитвы бра­лись из псал­мов… Но нигде не встре­чаю слова “читать”, а везде “петь”…

б) во всякое слово вни­кайте и не мысль только чита­е­мого вос­про­из­во­дите в созна­нии, но и чув­ство соот­вет­ствен­ное воз­буж­дайте…

в) чтобы под­сечь позыв на спеш­ное чтение, поло­жите — не то и то вычи­ты­вать, а про­сто­ять на чита­тель­ном молит­во­сло­вии чет­верть часа, пол­часа, час… сколько обычно выста­и­ва­ете… и затем не заботь­тесь… сколько про­чи­та­ете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, пере­ста­вайте читать…

г) поло­жив это, однако ж, на часы не посмат­ри­вайте, а так ста­но­ви­тесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забе­гать вперед…

д) чтобы спо­соб­ство­вать дви­же­нию молит­вен­ных чувств в сво­бод­ное время, пере­чи­ты­вайте и пере­ду­мы­вайте все молитвы, кото­рые входят в ваше пра­вило, — и пере­чув­ствуйте их, чтобы, когда на пра­виле ста­нете их читать, знать, напе­ред, какое чув­ство должно быть воз­буж­да­емо в сердце…

е) нико­гда не читайте без пере­рыва молитвы, а всегда пере­ры­вайте их сво­е­лич­ною молит­вою, с покло­нами, в сре­дине ли молитв при­дется это сде­лать или в конце. Как только вспа­дет что на сердце, тотчас оста­нав­ли­вай­тесь читать и кла­дите поклоны. Это послед­нее пра­вило — самое нужное и самое необ­хо­ди­мое для вос­пи­та­ния духа молит­вен­ного… Если какое иное чув­ство займет очень, вы и будьте с ним и кла­дите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца поло­жен­ного вре­мени”.

мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний:
Мой духов­ный отец мне сове­то­вал так читать утpен­ние или вечер­ние молитвы: стал, помол­чал, пред­стал перед Богом, пеpе­кре­стился: «Во имя Отца и Сына и Свя­того Духа», – не в свое имя и не ради себя самого, а во имя Божие и ради Него. Потом пpочти пеpвую фразу молитвы, помолчи мгно­ве­ние, совеpши земной поклон и повтоpи ее, помолчи мгно­ве­ние и повтоpи ее еще раз; тогда пеpе­ходи на сле­ду­ю­щую фразу. Это значит, что утpен­ние или вечер­ние молитвы (с покло­нами) зани­мают при­бли­зи­тельно два часа с поло­ви­ной, – но они дохо­дят. Они дохо­дят, потому что ты услы­шишь те же слова три раза и заста­вишь свое тело покло­ниться и вос­стать. Конечно, дойдут, сколько воз­можно, в пре­де­лах твоей глу­бины. (Источ­ник).

Источник

Молитвы утренние и вечерние. Инфографика

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Утренние и вечерние молитвы (молитвенное правило) — это совокупность молитв, которые каждый православный христианин должен ежедневно читать утром, сразу после сна, и, соответственно, перед сном. Об истории их написания читайте на сайте журнала «Фома».

Зачем это нужно?

Когда правило возникло?

Наше современное молитвенное правило (утренние и вечерние молитвы) получило распространение в XVIII-XIX веках и постепенно утвердилось как норма для мирян.

Что важно знать?

Время появления и авторы текстов утреннего и вечернего правила

50-й псалом

Х век до Рождества Христова. Израильский царь Давид,
в знак раскаяния в блуде и убийстве.

Отче наш

I век. Дана нам Самим Иисусом Христом. (см. Евангелие от Матфея, гл. 6)

Символ веры

Конец IV века. Был принят на первых двух Вселенский Соборах Православной Церкви в 381 году по Р. Х.

Первые четыре молитвы после Символа веры

Конец IV века. Преподобный Макарий Великий, ближайший ученик основателя монашества Антония Великого.

Пятая молитва утреннего правила

Конец IV века. Святитель Василий Великий, величайший святой и учитель. Написал множество догматических сочинений, составил чинопоследование литургии.

Вторая молитва вечернего правила

Начало VII века. Антиох, игумен Лавры Саввы Освященного, автор жизнеописания множества мучеников византийско-персидской войны.

Заключительные молитвы вечернего правила

Конец IV — начало V века. Свт. Иоанн Златоуст, автор множества богословских и вероучительных трудов, составитель чинопоследования литургии, за прекрасные проповеди и прозванный Златоустом; IX век. Монах Петр Студийский, ученик создателя монашеского устава преп. Феодора Студита.

Текст утренних и вечерних молитв

Источник

Живое Предание

Утреннее правило что это такое. Смотреть фото Утреннее правило что это такое. Смотреть картинку Утреннее правило что это такое. Картинка про Утреннее правило что это такое. Фото Утреннее правило что это такое Утреннее правило что это такое. Смотреть фото Утреннее правило что это такое. Смотреть картинку Утреннее правило что это такое. Картинка про Утреннее правило что это такое. Фото Утреннее правило что это такое

Утреннее правило: всегда ли мы осознаем, о чем молимся

Утреннее правило что это такое. Смотреть фото Утреннее правило что это такое. Смотреть картинку Утреннее правило что это такое. Картинка про Утреннее правило что это такое. Фото Утреннее правило что это такое

Половина поста позади. Рождество приближается. На богослужении все больше слышатся рождественские мотивы. Церковь приглашает нас готовиться славить рождающегося Спасителя. Напишите: как у вас проходит пост? Получается ли больше молиться? Удалось ли попробовать новые для вас формы молитвы? Может быть, появились какие-то вопросы, которые хочется обсудить, или есть желание поделиться своим опытом? Ждем ваших комментариев, вопросов и размышлений.

В прошлом материале цикла мы говорили о вечерней молитве. Это время, когда мы подводим итоги дня, благодарим Бога за прожитый день, приносим Ему покаяние и все, что у нас на душе, чем мы хотим поделиться. Делать это можно в разной форме — всем вместе в храме, дома с помощью молитвослова или используя молитвы из вечернего богослужения.

Сегодня наш материал посвящен утренней молитве. Мы надеемся, что после его прочтения вы:

Мы поговорим о сути и основных темах утренней молитвы в храме и дома. А в конце вас ждет подборка мобильных приложений с текстами молитв и богослужений на церковнославянском и русском языках.

О чем мы молимся утром

День каждого христианина начинается с общения с Богом. Проснувшись, встав после сна (который в молитвах сравнивается с состоянием, похожим на небытие, когда мы находимся как бы без сознания), мы первым делом предстаем перед Богом и благодарим Его. Благодарим за то, что мы живы, что Он даровал нам еще один день. Ведь каждый новый день — это возможность начать жить по-другому: без греха и зла, в общении с Богом, исполняя Его волю и прославляя Его.

В своей утренней молитве мы просим Бога освятить новый день, чтобы мы прожили его не зря, а в Его присутствии, просим благословить наши труды, чтобы ими прославлять Его, хвалить Его имя, исполнять Его волю, заботиться о близких, нести свет, радость и мир окружающим нас людям, с твердостью и надеждой на Господа преодолевать трудности предстоящего дня.

Утро — это время, чтобы собраться, настроить свой ум и сердце на пребывание с Богом, а потом постараться сохранить этот настрой на весь день. В этом нам могут помочь молитвы утреннего правила.

Утреннее правило

Для личной молитвы утром Церковь предлагает нам утреннее правило. В прошлом материале мы говорили о его происхождении — довольно неожиданном, не правда ли? Утренние молитвы включают в себя обычное начало, тропари, прославляющие Святую Троицу, покаянный 50-й псалом, Символ веры и молитвы, написанные святыми. Некоторые из них подписаны: автор первых четырех молитв — прп. Макарий Великий (к. IV в.), великий мистик и аскет, пятой молитвы — свт. Василий Великий (к. IV в.) — епископ, учитель Церкви, автор чина Литургии.

Открыть себя для Бога, впустить Его в свое сердце можно, только если есть смирение, осознание своего несовершенства, которое может исцелить и наполнить жизнью только Бог («Блаженны нищие духом»). Отсюда в утренних молитвах звучит тема покаяния, например, в 50-м псалме. Но осознание себя грешником — это не самоуничижение, приводящее к унынию и депрессии. Принося покаяние любящему Богу, мы получаем утешение и милость. Поэтому мы говорим: «Помилуй меня» с твердой уверенностью и надеждой на прощение и милость Божию.

Многие знают 50-й псалом наизусть, но прочтите его в переводе сщмч. Феофана (Адаменко):

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь все беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Пред Тобою, пред одним Тобою согрешил я и лукавое пред Твоими очами сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Но вот, Ты возлюбил истину в сердце и открыл мне сокровенную тайну премудрости Твоей. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Господи, открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима; тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение, тогда возложат на жертвенник Твой тельцов.

Удивительное свойство этого псалма в том, что глубокое покаяние здесь сменяется великой надеждой и даже уверенностью в любви Божией и Его прощении. Только посмотрите, что говорит псалмопевец:

Благодаря Тебе, Господи, я стану белее снега.

Благодаря Тебе, Господи, я вновь буду радоваться.

Благодаря Тебе, Господи, обновится мой дух, вернется надежда.

Благодаря Тебе, Господи, я обрету спасение и утвержусь в праведности.

Благодаря Тебе, Господи, я даже смогу обращать к правде тех, кто не знает Тебя.

Благодаря тебе, Господи, я хочу всегда благословлять тебя и хвалить.

Только Ты можешь соделать это, и я приношу Тебе свое сердце.

Действуй же во мне, Боже!

Этот же переход — от собственного несовершенства к полноте жизни в радости и хвале — звучит практически в каждой молитве. И каждая молитва добавляет что-то уникальное.

Молитва ко Пресвятой Троице напоминает о важности поучаться в словах Божиих и понимать Его заповеди — и после нее хорошо прочесть утренние чтения из Священного Писания, поразмышлять над ними.

В первой молитве мы просим так понять волю Божию, чтобы это вызвало в нас хвалу и благодарение, во второй — постоянно предстоять Богу, в третьей мы просим о Его помощи в делах и сохранении нас от недолжных путей… Седьмая молитва подойдет тому, кто отчаивается в своем спасении, — потому что она написана от лица такого же отчаянного грешника, но прибегающего к помощи Богородицы. А восьмая молитва напоминает, что мы не можем «заработать» спасение никакими делами, не можем и изменить своего сердца, — спасает только вера, только Сам Господь может дать и любовь, и желание служить Ему.

Но одним из самых интересных элементов утреннего правила является Символ веры. Можно взять один из его членов, и попытаться прожить с ним весь день. Например, в контексте размышлений о творении мира можно благодарить Бога за зимнее солнце, за смену времен года, за животных и птиц, находить смысл даже в дожде, тумане и инее, — как это делает автор 148-го псалма. Кого-то эти размышления могут подвигнуть к тому, чтобы выбраться в лес на выходных, или посмотреть с детьми научно-популярный фильм о животных и растениях, разнообразии жизни…

Размышления об искуплении могут подвигнуть нас к тому, чтобы иначе взглянуть на ближних, даже на наших врагов, за которых тоже умер Христос, и иначе отнестись к ним — перестать осуждать, попробовать молиться за них и принимать их, чем-то жертвовать ради них… Разумеется, в этом контексте иначе видится и ценность собственной жизни.

Утренние молитвы — это молитвы христианина не только о самом себе. К ним добавляется молитва о Церкви, о живых и умерших близких, обо всех, о ком хочется вспомнить перед Богом.

Утреннее правило дано не для того, чтобы его «вычитать», но чтобы сердце «согрелось», и мы могли от всего сердца хвалить и благословлять Бога, приносить Ему все, в чем имеем и доверием.

Утреннее богослужение

Участвуя в утренней молитве Церкви, мы предстаем перед Богом уже все вместе. Утреннее богослужение вбирает в себя все темы молитв, которыми мы молимся дома. Но масштабы молитвы уже другие. Мы включаемся в молитву всего творения, всего человечества. Утреня — это не просто начало нового дня. Это возвращение к началу нашего спасения в пришествии в мир Господа Иисуса Христа. Она охватывает всю историю народа Божьего, ожидающего своего Спасителя.

К сожалению, в современной практике Утреня чаще всего совершается сразу после Вечерни (это вторая часть Всенощного бдения). Разумеется, это влияет на восприятие службы, заставляя прибегать к избыточным символическим толкованиям (например, возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет!» изначально произносился на рассвете, а сейчас приходится толковать его как указание на свет духовного ведения). Лишь в немногих монастырях и храмах произошло возвращение к практике служения Утрени утром. Но, как бы то ни было, служба Утрени — по-прежнему замечательный вариант начала дня.

Если начало Вечерни соответствовало творению мира и грехопадению человека, то начало Утрени прямо указывает на пришествие в мир Сына Божьего. Утреня начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастухам в ночь Рождества Христова:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Слава в вышних Богу и на земле мир, среди людей — благоволение (Лк 2:14).

Эта ангельская хвалебная песнь благодарности и любви к Богу возвещает нам радостную весть о Боговоплощении, о мире как новом благодатном состоянии, которое дается тем, кто верит Христу, принимает Его как своего Спасителя и Бога. Мир Христов согревает сердца, дарует тишину и покой и освящает души.

Начиная с молитвы ангелов, мы просим Бога благословить и нашу молитву

Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

Господи, Ты откроешь уста мои и уста мои возвестят хвалу Твою (Пс 50:17).

Шестопсалмие. От покаяния к надежде

В храме выключают свет, и в тишине и тем­ноте, напоминающей нам глубокую ночь Рождества, читается шестопсалмие. В шести избранных псалмах (3, 37, 62, 87, 102 и 142) мы слышим страдания человека, преследуемого врагами, его покаяние и сокрушение о грехах, которые отделяют его от Бога. Но в них и стремление к Богу, надежда на Его милосердие, помощь и защиту от скорбей, которые постоянно сопровождают человека после грехопадения.

Эта надежда от увеличения преследований только растет. На место скорби приходит радость и покой в Боге: «Благослови, душе моя, Господа».

На середине шестопсалмия священник выходит из алтаря и перед царскими вратами тихо читает двенадцать (по числу часов ночи) утренних молитв, в которых молится за предстоящих в храме и за всех православных христиан, просит Господа утро и день прожить в радости, простить им грехи, даровать искреннюю веру, твердую надежду и нелицемерную любовь, благословить все их дела, слова и помышления и удостоить Царства Небесного.

Вот некоторые из них в переводе в переводе сщмч. Феофана (Адаменко):

Благодарим Тебя, Господи Боже наш, поднявшего нас с постелей наших и вложившего в уста наши слова хваления, чтобы поклоняться и призывать Твое Святое Имя. И мы молимся, прибегая к Твоим щедротам, всегда являемым Тобою нам в нашей жизни: пошли и ныне помощь Твою стоящим пред лицом Святой славы Твоей и ожидающим от Тебя богатой милости, дай нам со страхом и любовью всегда Тебе служить, прославляя неизъяснимую благость Твою.

Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

С раннего утра к Тебе, Боже, стремится дух наш, ибо повеления Твои свет; научи нас, Боже, правде Твоей, заповедям и уставам Твоим; просвети наши духовные очи, чтобы нам не уснуть сном греховным. Рассей всякий мрак от сердец наших, яви нам солнце правды и сохрани в безопасности жизнь нашу, печатью Святого Твоего Духа. Направь стопы наши на путь мира и дай нам радостно встретить утро и день, чтобы вознести к Тебе утренние моления.

Ибо Твоя держава и Твое царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, поднявший нас с постелей наших и собравший нас в час молитвы, открой наши уста благодатию Твоею, ибо мы не знаем, как должно молиться, если Ты, Господи, не наставишь нас Духом Святым. И приими благодарения, приносимые Тебе по силам нашим, и научи нас заповедям Твоим. А также просим Тебя: отпусти, освободи и прости все, что мы до настоящего часа согрешили: делом, словом, мыслью, сознательно и несознательно; если же Ты, Господи, будешь замечать беззакония, Господи, кто устоит? Ибо у Тебя прощение, и Ты один Святый и сильный Защитник и Помощник в нашей жизни, и Тебя мы непрестанно воспеваем.

Да будет держава царства Твоего благословенна и прославлена, Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Боже, Боже наш, устроивший Своею волею разумные и духовные Силы, Тебя мы молим и умоляем: приими наше посильное славословие, возносимое Тебе со всеми созданиями Твоими, и воздай нам дарами обильных Твоих милостей, ибо Ты — Один истинный и милостивый Бог, и пред Тобою преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних и все живущее воспевает непостижимую Твою славу.

Ибо Тебя хвалят все небесные воинства, и мы воссылаем Тебе славу, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

После шестопсалмия и великой ектении продолжается тема Боговоплощения — раздается торжественная песнь Христу Богу, пришедшему на землю ради нашего спасения:

Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне.

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.

Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им.

Не умру, но жив буду и повем дела Господня.

Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших.

Бог — Господь, и Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне.

Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Обступив, окружили меня, но я именем Господним воспротивился им.

Не умру, но буду жить и возвещу дела Господни.

Камень, который отвергли строители, он оказался во главе угла: от Господа это было, и дивно в очах наших.

Это стихи из 117-го псалма, который предназначался у евреев для пения в праздники, в знак благодарности народа Богу за Его милости. В них — пророчество о пришествии Мессии, Его полной преследований жизни, смерти и Воскресении. Этими словами когда-то встречали Иисуса Христа, когда Он входил в Иерусалим для страданий и крестной смерти. Ими встретят Его и во Второе Пришествие (Лк 13:35).

После ветхозаветного пророчества поется тропарь — песнопение, в котором кратко выражается смысл праздника, и читаются кафизмы. В современной богослужебной практике они часто сокращаются, а то и не читаются вовсе. Однако кафизмы — это возможность посмотреть на псалмы с другой стороны: не как на молитву, а скорее как на назидание или молитвенное размышление. Это еще и возможность насладиться ветхозаветной поэзией. Может быть, поэтому во время чтения кафизм даже разрешается сидеть.

Полиелей — весть о Воскресении Христа

После чтения кафизм Царские врата открываются, зажигаются все светильники и начинается самая торжественная часть Утрени — полиелей. Хор поет избранные стихи из 134-го и 135-го псалмов с припевом «Аллилуия», «яко в век милость Его», где Бог прославляется как Творец и Промыслитель за многие милости к человеческому роду. Слово «полиелей» и переводится как «много милости» (от греческого слова «поли» — много, и «елеос» — милость). Елеем также называется масло для светильников и лампад, которые особенно много зажигали в этот момент Утрени.

Самая большая милость Божия — это спасения человека. Поэтому основное значение полиелея — весть о Воскресении Христовом. В воскресный день после псалмов поются особые тропари, рассказывающие о посещении женами-мироносицами гроба Спасителя, о явлении им ангела с вестью о Его воскресении и повелении сказать об этом Его ученикам. Перед каждым тропарем поется припев: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Слово «оправдание» здесь означает правду Закона Ветхого Завета, заповеди Божии. Поэтому эту фразу можно перевести: «Благословен Ты, Господи, научи меня Своим заповедям».

Весть о Воскресении Иисуса Христа доходит до апостолов, которые распространяют ее по всему миру. Кульминацией всей праздничной Утрени является чтение Евангелия. В двунадесятые праздники и дни памяти великих святых читаются евангельские отрывки, соответствующие содержанию праздника. В воскресные дни по очереди звучат одиннадцать отрывков о событиях Воскресения.

Весть о Воскресении продолжает песнопение Пасхи: «Воскресение Христово видевше». В это время диакон, стоя на амвоне лицом к молящимся, поднимает Евангелие как символ присутствия Воскресшего Христа среди нас.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем,

Это молитвенное размышление тех, кто только что во время чтения Евангелия вместе с апостолами духовно видел Воскресшего Господа. В этой пасхальной песни и радость о Воскресении и победе над смертью, и прославление Христа и Его Крестной Жертвы.

Все собравшиеся в храме целуют Евангелие. Это по-детски простое выражение радости от встречи со Спасителем. Как знак Божьего милосердия совершается помазание елеем.

Канон

Особая часть Утрени — это канон. Он начинается во время елеопомазания, поэтому часто проходит мимо нашего внимания. А жаль, это уникальное по своему строению и содержанию песнопение, которое в древности полностью пелось. Жанр канона — это продолжение ветхозаветной традиции пения Богу. Святой праведный Иоанн Кронштадтский придавал канону большое значение и всегда сам читал его на Утрене.

Канон не связан с псалмами, как другие песнопения Утрени, но в его основе также лежит Священное Писание, а именно «библейские песни». Это молитвы ветхозаветных пророков и праведников от пророка Моисея до священника Захарии, отца Иоанна Предтечи. Каждая песнь — это живое и искреннее обращение к Богу в ответ на Его особые действия в их жизни и жизни всего Израиля. Это отклик сердца, исполненного благодарности и желания славить Господа.

Таких песен в Библии одиннадцать — пророков Моисея, Аввакума, Исаии и Ионы, судьи Израиля Деворы, пророчицы Анны, царя Езекии, трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, первосвященника Захарии и Пресвятой Богородицы. Но из них в состав канона не вошли песнь Деворы (Суд 5) из-за ее воинственности и чисто личная молитва Езекии (Ис 38:11–20). Остальные песни легли в основу девяти песен канона, по числу Ангельских чинов.

Содержанием конкретной библейской песни определяется общая тема тропарей каждой песни канона, написанных по образцу библейских песен. Поэтому этот жанр песнопения и назван каноном, от греческого κανών — «правило», «образец».

Непосредственным образцом для написания тропарей является ирмос (ειρμός — связь, ряд) — особый тропарь, связывающий содержание библейской песни с празднуемым в Церкви событием или жизнью вспоминаемого святого, а также служит для тропарей образцом по напеву и ритмическому строению. Сейчас только он из всего канона и поется на Утрене.

После восьмой песни канона торжественно, с каждением всего храма, поется песнь Пресвятой Богородицы:

Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Яко призре на смирение рабы Своея, се бо, от ныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.

Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́рдца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, ка́к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века (Лк 1:46–55).

Дева Мария радостно и смиренно прославляет Господа за славу, которая Ее ожидает, за то, что Он помнит о самых простых и незаметных людях, восстанавливает справедливость внутри избранного народа, что Он верен Своим обещаниям.

Каждый стих песни поется с припевом «Честнейшую Херувим». Пением этой песни на Утрене мы прославляем Пресвятую Деву и исповедуем истинной Богородицей, Матерью Света, Которая выше всех ангелов.

Молитва хвалы

После канона поются последние псалмы Псалтири — 148-й «Хвалите Господа с небес», 149-й «Воспойте Господеви песнь нову» и 150-й «Хвалите Бога во святых Его». Все они призывают к прославлению Бога, поэтому называются «Хвалитны». Псалмы и следующие за ними радостные стихиры — это заключительная молитва хвалы, приносимая всем Творением своему Творцу.

Великое славословие

Возгласом «слава Тебе, показавшему нам свет!» начинается один из древнейших христианских гимнов IV–V вв. — Великое славословие. В древности эти слова произносились на рассвете, при появлении первых лучей солнца.

Мы благодарим Бога за то, что Он дал нам дожить до нового дня, снова увидеть солнечный свет. Но главное, мы благодарим за дарование истинного Света — Господа Иисуса Христа, освещающего нашу жизнь. Поэтому Великое славословие начинается те ми же словами, что звучали в начале Утрени — ангельской песнью, прославляющей Рождество Христово:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас. Вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь.

На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (трижды).

Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя.

Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей — благоволение. Восхваляем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой славы Твоей. Господи, Царь Небесный, Боже Отче Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе, и Дух Святой! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отчий, взявший грех мира, помилуй нас. Взявший грехи мира, прими молитву нашу, Сидящий справа от Отца, помилуй нас. Ибо Ты — один Свят, Ты один — Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

Каждый день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое вовеки и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твое вовеки. Аминь.

Да будет, Господи, милость Твоя на нас, ибо мы уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим (трижды).

Господи, Ты был для нас прибежищем из рода в род. Я сказал: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобой. Господи, к Тебе я прибегаю, научи меня творить волю Твою, ибо Ты — Бог мой. Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоем мы увидим свет. Продли милость Твою знающим Тебя.

Великое славословие состоит из отрывков псалмов. Оно прославляет Бога и содержит просьбы о спасении от греха, исцелении души, познании воли Божией. В нем нет прошений о земных нуждах, например, об исцелении от болезней.

Начавшееся с ангельского пения славословие и заканчивается словами ангелов, прославляющими Пресвятую Троицу: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и тропарем праздника.

В конце утрени звучит священное имя Бога, с которым Он открылся пророку Моисею при неопа­лимой купине — Сущий, Яхве: «Сый («Сущий» на церковнославянском) благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков». Христос и есть Тот Самый Бог, Который таинственно являл Себя в Ветхом Завете, а в совершенстве открылся в Новом Завете.

Если думать о включении молитв Утрени в домашнее молитвенное правило, то здесь все зависит от подготовки молящегося. Человек, хорошо разбирающийся в изменяемых частях богослужения, например, поющий на клиросе, регент, разумеется, может включить их, чтобы яснее почувствовать неповторимость каждого дня. Обычный же прихожанин может включить в свое правило некоторые светильничные молитвы и гимны, и обратить особое внимание на жития празднуемых святых.

Обзор мобильных приложений

Существуют особые мобильные приложения, которые помогают разобраться в составляющих частях службы. Ниже мы их приводим с небольшими пояснениями.

Полный православный молитвослов — бесплатное приложение миссионерского отдела Московской епархии.

В нем собраны основные молитвы, акафисты, каноны, Псалтирь, тексты богослужений на церковнославянском (в том числе и гражданским шрифтом) и русском языках, а также Библия в русском Синодальном переводе и в переводах РБО на языки других народов. Можно открыть текст молитв одновременно на двух языках.

Есть возможность слушать молитвы и одновременно следить за текстом, который подсвечивается в процессе воспроизведения. Можно записать имена о здравии и упокоении в помянник.

Приложение пополняется новыми текстами и переводами. Есть раздел, где представлены основные службы суточного круга в русском переводе для совершения мирянским чином в домашней молитве, а также книги для духовенства (служебник и требник).

Традиционный календарь с месяцесловом, житиями святых и описаниями праздников, тропарями и кондаками на церковнославянском языке, литургическими чтениями, мыслями старцев. Также есть молитвослов, тексты служб на церковнославянском языке, Библия в синодальном переводе.

Приложение включает в себя полный календарь на 2018–2021 гг. включительно и не требует подключения к интернету.

Православное богослужение

Приложение состоит из двух разделов. В раздел «Календарь» включены: употребляемые на богослужении чтения в русском переводе (синодальный, РБО, епископа Кассиана (Безобразова), архимандрита Ианнуария (Ивлиева), на церковнославянском языке, на греческом, английском, немецком и итальянском языках, полный православный месяцеслов с житиями избранных святых, песнопения, тексты для душеполезного чтения, колонка «В этот день» (с информацией о значимых людях или событиях), избранные проповеди, ссылка на богослужебные указания на сайте Московской Патриархии, ссылка на YouTube-канал с трансляцией богослужения на русском языке.

В разделе «Богослужение» можно найти чинопоследования основных служб на церковнославянском языке, в русском переводе, есть возможность параллельного перевода в том числе полный текст Литургии. Содержание службы меняется в зависимости от праздника. Кроме того, в разделе «домашнее молитвенное правило» содержатся чины утрени и вечерни, адаптированные для мирян.

Календарь православный — приложение, созданное при поддержке портала «Православие.ru»:

Приложение отображает календарь (новый и старый стиль) с указанием Пасхи, великих и двунадесятых праздников, а также постных дней. Есть возможность просмотра молитв и икон святых, поминаемых в указанный день, литургических чтений. Содержит Мысли на каждый день года свт. Феофана Затворника.

В приложении собраны утренние и вечерние молитвы, Правило ко Святому Причащению, основные православные молитвы, большое количество молитв святым с их кратким житием, молитвы на разные случаи жизни, множество икон с описанием и просветительские видео.

Все молитвы даны на церковнославянском языке с пояснениями и переводом на русский. Также есть аудиомолитвы. В разделе «Календарь» даны библейские чтения на каждый день. Раздел «Книги» содержит Псалтирь, Пятикнижие, Евангелия в синодальном переводе и текст Литургии. Также данное приложение поможет найти ближайшие православные храмы в разделе «Храмы на карте».

До Рождества осталось совсем немного времени. Мы с вами прошли долгий путь. Поговорили о том, что такое молитва, о личной и совместной молитве, попытались осмыслить, с чем мы приходим к Богу утром и вечером. Мы разобрали основные службы суточного круга — Вечерню и Утреню. Надеемся, это поможет вам более осознанно участвовать в богослужении. В следующем материале нашего цикла поразмышляем над текстами Рождественской службы. А в конце вас ждет небольшой подарок — подборка материалов на тему Рождества.

Екатерина и Дарья Смирновы, Владимир Стрелов, Колледж «Наследие»

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *