Юноши и девушки задумайтесь над тем что придет время
Юноши и девушки задумайтесь над тем что придет время
Диктанты по Сухомлинскому
Юноши и девушки, задумайтесь над тем, что придет время, когда вы, отцы и матери своих сыновей и дочерей, станете слабыми, бессильными, дряхлыми. И вам самим, и детям вашим будет ясно, что вы доживаете свой век. Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, – это искренняя, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Хранилище этого богатства – души ваших детей. Имя ему – ваша ответственность перед детьми. Заботьтесь об этом богатстве, оно возвратится к вам. Знайте, что придет время, когда дети ваши станут сильнее и мудрее вас, отцов, – это неизбежная и очень мудрая закономерность жизни. И единственным источником вашего счастья будет сознание того, что сами вы в духовной жизни своих детей стали огромной, ни с чем не сравнимой ценностью, потому что в вашем разуме, в вашем сердце, в каждом вашем побуждении и устремлении дети будут видеть прежде всего ваш долг и вашу ответственность. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно.
Продолжить самого себя в своем ребенке – это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребенка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать все, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживает чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя – отца, матери, вообще для людей старших поколений.
Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд и пот старших, он будет убежден, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными.
Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное – надо учить ребенка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. Когда у вас родится ребенок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей – это самое сложное.
Человек не может быть счастливым, если он в годы отрочества и ранней юности не постиг на собственном опыте, что самое главное богатство нашей жизни – это дружба, верность и преданность идеалам, объединяющим юные души настолько крепкой, нерушимой связью, что разрыв этого духовного сообщества переживается как величайшее горе. Особенно необходима эта благородная потребность – потребность в человеке – для формирования мужчины. Чтобы стать настоящим мужчиной, ты должен в ранней юности раскрыть богатства своей души в дружбе. От этого зависит чистота твоего чувства любви, счастье твоей будущей семьи.
Дружба – это школа воспитания духовной готовности к любви. Дружба нужна нам не для того, чтобы чем-то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в самом себе благородство. В дружбе мы отдаем силы своей души другому человеку и от этого сами становимся красивее.
Любовь без дружбы мелка. Если юноша уважает в девушке прежде всего человека, если он любит в ней человека, то эта возвышенная, благородная дружба сама по себе так же прекрасна, как и любовь.
Благодаря высокой нравственности человеку доступны благородство и красота чувства любви.
Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее.
Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.
Юноши и девушки задумайтесь над тем что придет время
«Любовь — это ответственность». Такое убеждение стремимся мы утвердить в сознании и у тех, кто с изумлением и восторгом открывает в себе первое чувство мужчины и женщины, и у тех, кто уже учит жить своих детей словом, поступками, своей жизнью. За безответственность придется расплачиваться в старости. На отцов-изменников честные дети смотрят с презрением. И юноши, и молодые отцы задумываются над историей «Отец и сын», герои которой тоже живут среди нас.
Юноши и девушки, задумайтесь над тем, что придет время, когда вы, отцы и матери своих сыновей и дочерей, станете слабыми, бессильными, дряхлыми. И вам самим, и детям вашим будет ясно, что вы доживаете свой век. Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, — это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Хранилище этого богатства — души ваших детей. Имя ему — ваша ответственность перед детьми. Заботьтесь об этом богатстве, оно возвратится к вам. Знайте, что придет время, когда дети ваши станут сильнее и мудрее вас, отцов, — это неизбежная и очень мудрая закономерность жизни. И единственным источником вашего счастья будет сознание того, что сами вы в духовной жизни своих детей стали огромной, ни с чем не сравнимой ценностью, потому что в вашем разуме, в вашем сердце, в каждом вашем побуждении и устремлении дети будут видеть прежде всего ваш долг и вашу ответственность. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно.
Духовная подготовка юношества к любви, браку — это прежде всего мудрые советы и поучения о безграничном богатстве человеческих взаимоотношений.
Я вижу очень важную, тонкую и, можно сказать, изящную миссию воспитания в том, чтобы еще до вступления в брак юноша и девушка задумывались, как воспитывать у своих детей преданность им, своим отцам и матерям. Будущим молодым супругам, завтрашним отцам и матерям, которые через несколько лет приведут в школу своих малышей, я рассказываю быль «Отец вернулся» — о преданности детей своим отцам. Это обращение к уму и сердцу питомцев рассчитано на то, чтобы мысль, убеждение, мудрость любви властвовали над пробуждающимися чувствами. Как раз тогда, когда в человеке рождаются мужчина и женщина, надо особенно заботиться о благородстве, моральной чистоте взаимного влечения.
Презентация к уроку русского языка в 9 классе «Комплексный анализ текста при изучении сложных предложений с разными видами связи»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Подготовила: Чванова И.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ Большеякшенской СОШ
Определите стиль текста. Докажите свое мнение. Стили речи. Стиль. Речевая ситуация Задачи речи Сфера применения Общие стилевые черты Языковые средства, характерные для стиля 1. Разговорный. Неофициальна обстановка. Сообщение Общение, обмен впечатлениями, мыслями. Беседа в кругу близких людей, в неофициальной обстановке, дружеские письма, послания Непринужденность, эмоциональность, конкретность, простота речи Употребление слов разговорного стиля, фразеологизмов. Широкое использование обращений, вводных слов, диалога, неполных, вопросительных, восклицательных предложений.
Стиль. Речевая ситуация Задачи речи Сфера применения Общие стилевые черты Языковые средства, характерные для стиля 2. Научный. Официальная обстановка. Сообщение (+ объяснение) Сообщение, передача научной информации. В устной речи – уроки, лекции, доклады; В письменной – учебники, словари, энциклопедии, научная и научно-популярная литература. Точность, последовательность, логичность, лаконичность, объективность, неэмоциональность. Употребление слов в прямом значении, использование терминов различных областей науки; Использование вводных слов, сложноподчиненных предложений с союзами потому что, так как, если, вследствие того что; Иллюстрирование утверждений примерами, цифрами, цитатами.
Стиль. Речевая ситуация Задачи речи Сфера применения Общие стилевые черты Языковые средства, характерные для стиля 3. Официально – деловой. Официальная обстановка. Сообщение (+ инструкция) Сообщение, передача деловой информации, сведений, имеющих практическое значение. В официальных, законодательных документах, в различных деловых бумагах ( указах, приказах, справках, расписках, объявлениях, инструкциях и т.д.) Готовые языковые формулы, однозначность, информативная чёткость, форма инструкции, отсутствие эмоциональности. Использование языковых клише, штампов, деловой фразеологии; Употребление форм повелительного наклонения, сложных предложений, односоставных предложений с главным членом – сказуемым.
Стиль. Речевая ситуация Задачи речи Сфера применения Общие стилевые черты Языковые средства, характерные для стиля 4. Художественный. Официальная обстановка. Воздействие. Воздействие на читателей или слушателей с помощью созданных картин или образов. Произведения устного народного творчества, произведения художественной литературы. Образность, эмоциональность, субъективность. Богатство и разнообразие лексики, широкое использование средств художественной выразительности (эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и т.д.); Использование всех возможностей синтаксиса.
Стиль. Речевая ситуация Задачи речи Сфера применения Общие стилевые черты Языковые средства, характерные для стиля 5. Публицистический. Официально – деловая обстановка. Воздействие. Воздействие на читателей или слушателей. В устной речи – выступления на собраниях, митингах, в передачах радио и телевидения; В письменной речи – в газетах, журналах. Злободневность, информативность, конкретность, лаконичность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность, чётко выраженное авторское отношение к проблеме. Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; употребление общественно значимых понятий, использование оценочно – экспрессивных слов и выражений. Широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, использование элементов поэтического синтаксиса – риторических вопросов, экспрессивных повторов; ряды однородных членов без союзов или с повторяющимися союзами; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов.
Это текст публицистического стиля, т.к. имеет целью воздействие на читателя, обладает такими стилевыми чертами, как злободневность, лаконичность, эмоциональность, экспрессивность, чётко выраженное авторское отношение к проблеме. Автор употребляет общественно-значимые понятия ( долг, ответственность, устремление, сознание, капитал, духовная жизнь, любовь, душа, счастье и др.), использует экспрессивно – оценочные слова и выражения ( доживать свой век, на закате жизни, истинно человеческая радость, закономерность жизни, мудрость, хранилище счастья, спокойная уверенность, ценность, сердце, прожил жизнь не напрасно и т.д.), употребляет побудительные предложения, прямое обращение к читателю, экспрессивные повторы, ряды однородных членов. Кроме того, автор широко использует средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, развернутые сравнения, фразеологизмы, градации и т.д.
Поясните, являются ли слова долг и ответственность в данном тексте синонимами? Докажите свое мнение. Синонимы – слова одной и той же части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. Долг – то же, что и обязанность. Обязанность – 1. Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. 2. То же, что и ответственность. Ответственность – см. ответственный. Ответственный – 1. облеченный правами и обязанностями в осуществлении какой – нибудь деятельности, в руководстве делами. 2. Имеющий высоко развитое чувство долга, ревниво относящийся к своим обязанностям.
В тексте предложения могут быть связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Последующее предложение, чтобы выразить какую-то новую информацию связно, должно обязательно повторить какую-то часть содержания предыдущего предложения, с которым оно связано темой. Такой повтор содержания может осуществляться: Заимствованием последующим предложением каких-то слов из состава предыдущего; Использованием в последующем предложении синонимов слов, употребленных в предыдущем предложении; Употреблением в последующем предложении местоимений или местоименных наречий; Использованием в последующем предложении слов, связанных с каким-либо словом предыдущего как общее и частное; Употреблением в последующем предложении слов, ассоциативно связанных друг с другом; Использованием вводных слов, выражающих порядок следования событий или мыслей; Порядком слов: слово, заимствованное из предыдущего предложения, занимает положение в начале последующего. Такую связь называют цепной.
Произведите фонетический разбор слова отцов. Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Сделать фонетический разбор слова – значит проанализировать его звуковой состав. Порядок фонетического разбора слова: Выделить слоги. Отметить возможность переноса. Показать место ударения. Охарактеризовать все звуки по порядку: для гласных указать, какие они – ударные или безударные, какими буквами обозначены; для согласных указать, какие они – звонкие или глухие, твёрдые или мягкие, какими буквами обозначены. Указать количество звуков и букв в слове.
Произведите морфемный разбор слов: Хранилище Возвратиться Единственный Заботясь Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается морфемный состав слова ( его строение). Морфемами называются части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Сделать морфемный разбор слова – значит разобрать его по составу ( выделить в нём морфемы). Порядок морфемного разбора слова: 1. Определить слово как часть речи. 2. У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. 3. Выделить основу слова ( часть слова без окончания). 4. Выделить корень ( для этого нужно подобрать однокоренные слова). 5. Выделить приставки и суффиксы ( если они есть). Правильность выделения этих морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.
Произведите морфологический разбор слова (не) напрасно Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи. Сделать морфологический разбор слова – значит указать признаки его принадлежности к какой – либо части речи. Порядок морфологического разбора слова: Назвать часть речи, общее грамматическое значение, вопрос, на который отвечает слово. Указать начальную форму слова. а) указать постоянные морфологические признаки; б) указать непостоянные морфологические признаки ( если есть). 3. Определить синтаксическую роль, т.е. каким членом предложения является слово.
( Не ) напрасно – наречие, признак действия, прожил (как? ) не напрасно. Неизменяемое, образа действия. В предложении является обстоятельством образа действия: прожил (как? ) не напрасно.
Выпишите из последнего предложения примеры всех типов словосочетаний. Словосочетание – это сочетание двух ( и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи между словами словосочетания делятся на: подчинительные, в которых одно слово является главным (от него задаётся вопрос), а другое – зависимым; сочинительные, в которых слова равноправны ( нет главных и зависимых слов), обычно это однородные члены предложения. Способы подчинительной связи в словосочетании: Согласование, при котором зависимое слово ставится в той же форме, что и главное; Управление, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже; Примыкание, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу или интонацией и порядком слов.
Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно. Согласование: единственный капитал спокойную уверенность Управление: прожить в старости прожил жизнь чувствуя уверенность Примыкание: можно прожить прожил не напрасно
Произведите синтаксический разбор выделенного предложения. Порядок синтаксического разбора сложного предложения: 1. Выделить грамматические основы простых предложений, чтобы показать, что это предложение сложное. 2. Определить тип сложного предложения: а) у сложносочинённого – определить, из скольких простых предложений оно состоит; какими сочинительными союзами связаны простые предложения; б) у сложноподчиненного – указать главное и придаточное, на основании вопроса и особенностей строения определить вид придаточного; в) у сложного бессоюзного – определить, из скольких простых оно состоит, определить значение ( одновременность, последовательность, противопоставление и т.д.). 3. Назвать вид предложения по цели высказывания, по интонации. 4. Объяснить расстановку знаков препинания. 5. Разобрать каждое предложение как простое. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно.
Порядок разбора простого предложения: Установить, что предложение простое, выделив его грамматическую основу. Разобрать предложение по членам предложения ( сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, входящие в группу подлежащего, затем второстепенные члены, входящие в группу сказуемого). Указать, какими частями речи выражены члены предложения. Рассказать о строении предложения: а) двусоставное или односоставное; если односоставное – какого типа (определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, обобщенно-личное, назывное); б) распространенное или нераспространенное; в) полное или неполное ( если неполное, указать, какой член предложения опущен). 4. Если предложение осложнено, указать это. 5. Назвать вид предложения по цели высказывания ( повествовательное, вопросительное, побудительное). 6. Назвать вид предложения по эмоциональной окраске ( интонации): восклицательное или невосклицательное. 7. Объяснить расстановку знаков препинания.
Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно. Предложение сложное, сложноподчиненное, с последовательным подчинением, состоит из 3 простых предложений, соединенных при помощи союзного слова которым и союза что, и разделенных запятыми. 1-е предложение – главное, 2-е – придаточное определительное, 3-е – придаточное изъяснительное. 1-е простое предложение: двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено; 2-е простое предложение: односоставное, безличное, распространенное, полное, осложнено обособленным обстоятельством образа действия, выраженным деепричастным оборотом, выделено запятыми, в предложении есть указательное местоимение в том; 3-е простое предложение: двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено.
Творческая работа. Напишите сочинение – рецензию по данному тексту. Согласны ли вы с мнением автора? Оцените речевое оформление текста: отметьте наиболее яркие языковые средства, позволяющие автору точно и выразительно передать свои мысли. Рецензия – развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе которого – анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы. В рецензии преобладает объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства её выражения ( проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей, язык и т.д.) По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический характер, а может тяготеть к жанру эссе, литературоведческой статье.
Юноши и девушки задумайтесь над тем что придет время
ПОЖАЛУЙТА ПОМОГИТЕ,СРОЧНО НАДО ЭТО СДЕЛАТЬ!!
Укажите его тему и основную мысль.Определите стиль речи текста(докажите своё мнение).Определите,в каких предложениях для связи придаточного с главными употреблены союзы,в каких союзные слова.
Юноши и девушки, задумайтесь над тем, что придет время, когда вы, отцы и матери своих сыновей и дочерей, станете слабыми, бессильными, дряхлыми. И вам самим, и детям вашим будет ясно, что вы доживаете свой век. Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, — это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Хранилище этого богатства — души ваших детей. Имя ему — ваша ответственность перед детьми. Заботьтесь об этом богатстве, оно возвратится к вам. Знайте, что придет время, когда дети ваши станут сильнее и мудрее вас, отцов, — это неизбежная и очень мудрая закономерность жизни. И единственным источником вашего счастья будет сознание того, что сами вы в духовной жизни своих детей стали огромной, ни с чем не сравнимой ценностью, потому что в вашем разуме, в вашем сердце, в каждом вашем побуждении и устремлении дети будут видеть прежде всего ваш долг и вашу ответственность. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно.
Каталог статей
Внимательно прочитайте текст, выполните задания.
1) Юноши и девушки, задумайтесь над тем, что придет время, когда вы, отцы и матери своих сыновей и дочерей, станете слабыми, бессильными, дряхлыми. 2) И вам самим, и детям вашим будет ясно, что вы доживаете свой век. 3) Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, – это искренняя, верная любовь детей. 4) Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. 5) По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. 6) Хранилище этого богатства – души ваших детей. 7) Имя ему – ваша ответственность перед детьми. 8) Заботьтесь об этом богатстве, оно возвратится к вам. 9) Знайте, что придет время, когда дети ваши станут сильнее и мудрее вас, отцов, – это неизбежная и очень мудрая закономерность жизни. 10) И единственным источником вашего счастья будет сознание того, что сами вы в духовной жизни своих детей стали огромной, ни с чем не сравнимой ценностью, потому что в вашем разуме, в вашем сердце, в каждом вашем побуждении и устремлении дети будут видеть прежде всего ваш долг и вашу ответственность. 11) Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно.
(В.А. Сухомлинский)
Задания
1. Определите способ образования слова ПО-НАСТОЯЩЕМУ (из предложения №5).
2. Выпишите все словосочетания со связью управление из предложений 6,7.
3. Выпишите грамматические основы из предложения №2.
4. Запишите номера простых предложений.
5. Укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора.
6. Укажите номер предложения, в состав которого входит обособленное обстоятельство.
7. Запишите номера сложноподчиненных предложений с последовательным подчинением придаточных.
8. Укажите номер бессоюзного сложного предложения.
9. Сколько простых предложений входит в состав предложения № 11?
10. Выпишите все местоимения из предложения №8.
11. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях № 2-6.
2) ряды однородных членов;
4) лексический повтор;
Напишите сочинение-рассуждение по данному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт