за что не любят цыган
Почему не любят цыган
Наверное, ни один народ не окружен таким количеством домыслов, смешанных с негативом, как цыгане. С одной стороны, живут себе люди, находятся в своем замкнутом мирке… А с другой, они на протяжении столетий подвергались гонениям, казням и прочим «прелестям» социальной ненависти. Давайте попробуем ответить на простейший вопрос – почему не любят цыган?
Кочевой менталитет
Озлобленный клоун Никитосий никогда и никого не призывал к национальной вражде, серьезно! Так что близко к сердцу не принимайте – цыгане иногда действительно ведут себя неподобающим образом, но не потому, что плохие от природы, а по той причине, что исторически «выросли» в условиях постоянной дороги. Ни земли своей, ни как таковой письменности, ни флага с гербом (недавно появились). А вокруг сильные государства, постоянно наращивающие мощь как экономическую, так и военную.
И, согласитесь, цыганам нужно было приспосабливаться к суровому миру, идти на хитрость, а иной раз, на подлость. Просто для того, чтобы выжить:
Воровство, наркотики и прочий криминал
Как это ни прискорбно, но да – многие представители таборов промышляют уголовщиной, хотя, нужно отдать должное, за последние десятилетия преступная «напряженность» все-таки пошла на спад. Корни этого уходят туда же – в менталитет кочевников. Пошли в какую-то местность, поворовали, погадали, «дурманом» и поддельным золотом поторговали, покочевали дальше, никто их никогда не найдет. Но, согласитесь, для нашего оседлого населения это далеко не порядок! А цыгане, видимо, это не до конца понимают – они свои исторические привычки несут в остальной мир, выходящий за рамки кибитки и табора.
Другая сторона цыганского криминала упирается в их тягу к золотым изделиям и богатству как таковому. Это для нас желтый металл воспринимается простым украшением. Для них же золото – талисман, носитель удачи и счастья. Но где, спрашивается, взять столько драгоценного металла, чтобы гарантированно притянуть к себе госпожу фортуну? Правильно:
В тяге за золотом цыгане часто идут на криминал, потому их и не любят.
Лживость и стремление к обману
Озлобленный клоун Никитосий не сказал бы, что цыгане прям все поголовно врут и не краснеют. Попадаются среди них честные люди, которые стараются никого не обманывать, говорить только правду. Но в среднем да, вранья из их уст исходит много. Истоки все там же – в кочевом прошлом этого народа. Хитрость и обман помогали цыганам выживать, добыть себе кусок хлеба, и получить на руки пару золотых изделий.
Только есть тонкость – когда цыган врет, он не хочет ничего плохого. У него могут быть самые добрые намерения (в своем понимании этого слова), ибо ложь для них – относительная норма. Своим лгать, конечно, не будут, но в адрес гаджо (это мы с вами) брехни обычно много. В итоге они удивляются, почему не любят цыган. Ну так в нашей-то культуре вранье считается неприличным, потому и недолюбливают их некоторые граждане.
Грязь и нечистоплотность
Представьте – кочевые цыгане пришли в какую-то местность, разбили «лагерь», промышляют, живут, кушают. Потом собрались, пошли дальше. И как, будут ли они следить за чистотой того места, в котором временно пребывали? Конечно, нет. Они больше сюда никогда не придут. И так было веками! На подкорке это у них, в менталитете.
Именно по этой причине некоторые современные таборы (отдельные поселки или городские районы, напоминающие гетто) натурально тонут в грязи – по улице пройти спокойно нельзя, доходит до того, что местное цыганское население мусор прямо из окон выкидывает на голову прохожим. Для них это, в целом, нормально, это еще одна причина того, почему не любят цыган.
Впрочем, все в нашем мире меняется. Если раньше цыганка у людей четко ассоциировалась с кражами и обманом, то теперь в этом народе стало появляться много культурных и образованных людей. Они медленно, но верно уходят от кочевых привычек, и иногда даже вступают в брак с русскими. Я лично не вижу в этом ничего плохого, но должно пройти еще много времени, прежде чем цыгане социализируются, и нелюбовь к ним уйдет в прошлое. Десятилетия и даже века – слишком много стереотипов.
Почему все ненавидят цыган?
Мне кажется я разузнал все, что необходимо знать о «хороших цыганах». Про их дома-дворцы, попробовал цыганский самогон, узнал об отношении цыган к гомосексуализму, торгуют ли наркотой, сколько стоит водрузить одного льва на фронтон и кто стоит за созданием Капитолия в цыганском поселке.
ну атмосфернее всё это, конечно, в том видео, что я снял.
В Россию хочет каждый первый из них. ну ладно, каждый второй. На заработки, или жить. Кажется, что скоро все черноголовые поснимаются со своих мест, бросят свои дворцы и двинут на Златоглавую.
Я не нашелся что ответить.
Отважился в здешних местах на гадание. За 6 долларов мне была выдана вот этой расписной бабушкой следующая информация:
— скоро с казенного дома получу большой подарок.
— первая любовь утеряна мною навсегда
— я счастливый мужчина и счастье мое в деньгах. Но придут они, когда я стану постарше. Тогда все и сбудется.
— я хороший друг, а друзья у меня нехорошие. Ибо копают какую-то яму.
— самое главное не выпивать с этим черным землекопом и чтоб дома к 11 или 12 вечера был как штык.
ну и главный аргумент:
Короче, гадание получилось весьма относительным. Так можно что угодно предсказать.
Видите льва на заднем плане этих прекрасных женщин в домашних халатах? (это кстати прям какая-то традиция у цыганок ходить по улице в халате). так вот узнал я, что отлить и установить одного такого льва стоит 2500 долларов.
За каких-то 200 рублей мне устроили обзорную экскурсию «вокруг трехэтажного дома». Экскурсия сопровождалась причитаниями старой цыганки:
«Вот тут у нас беседка, тут русская печь, тут бассейн. но как жить!? денег не платят нам! как жить. Раньше просили, раньше гадали. А вот тут у нас погреб, но пустой»
Ютятся при этом в каморке на 1 этаже, потому что только ее и могут протопить.
Зашли к главному цыганскому самогонщику. Мужик в майке алкоголичке тут же побежал трехлитровой банкой своей 60-градусной продукции. Спустя две минуты на столе появились помидоры, огурцы, овечий сыр.
Чтоб восстановить справедливость я отправился в Дом Барона. Как с петицией от попа Гапона к царю. Барона дома не было, была баронесса. Никогда не разговаривал с баронессами. Говорю, так мол и так, народ ропщет, не безмолвствует. Трон под бароном качается!
Баронесса вместе с еще одной женщиной, до того лежавшей на лавке, как заголосят: «Документы у них есть? Пусть идут в банк и проверяют перечисляется им что-то или нет? А по какому праву нас снимаете без разрешения? И вы задаете такие вопросы, на которые я не знаю как отвечать!» Раскланялись, разошлись, но не покидало ощущение словно ФБК Навального постучался к ним в двери.
Задал цыганской молодежи несколько вопросов, которые прислали зрители моего ютуб-канала:
— КАК МОЛОДЫЕ ЦЫГАНЕ ВЫБИРАЮТ СЕБЕ ШМОТКИ?
— В основном смотрим фильмы. Западные, турецкие фильмы и сериалы.
— БРАКИ С ДРУГИМИ НАЦИОНАЛЬНОСТЯМИ? ТЫ МОЖЕШЬ ЖЕНИТЬСЯ НА НЕЦЫГАНКЕ?
— я только на цыганке. Вообще случаи единичные, когда случаются межнациональные браки.
— КАКАЯ СЕЙЧАС КРУТАЯ ЦЫГАНСКАЯ МУЗЫКА? ЧТО СЛУШАЕТ МОЛОДЕЖЬ?
— Турецкие миксы, то есть в большинстве своем нравится приходящее с востока. То, что обычно подразумевается под «цыганской музыкой» мы не слушаем. Айнанэ уже не катит. Это дребедень, можно сказать!
— НУ КАКАЯ САМАЯ ТОПОВАЯ ФАМИЛИЯ ИЗ МИРА ЦЫГАНСКОЙ МУЗЫКИ СЕЙЧАС?
— В ЕВРОПЕ ЕСТЬ ТАКИЕ ФИНСКИЕ ЦЫГАНЕ. ИЗВЕСТЕН СЛУЧАЙ, КОГДА ФИНСКАЯ ЦЫГАНКА ВЫНЕСЛА ИЗ МАГАЗИНА ПОД ЮБКОЙ ТЕЛЕВИЗОР!
— Я видел этот ролик. Это смешно, но я не поддерживаю это. Мы не воруем, мы не гадаем, мы не пытаемся кого-то облапошить, мы пашем с 12 лет! И вот потому у нас такие дома. Эти дома были построены в 90-х годах, во времена кооперативов. Сейчас такие дворцы уже трудно построить.
В ход у меня пошла тяжелая артиллерия.
— А ДЛЯ ВАС ЭТО ВОПРОС РЕПУТАЦИИ?
Меня это бесит! Приезжайте в Молдавию, посмотрите как мы живем! Здесь все знают на чем мы поднялись.
— ГОМОСЕКСУАЛИЗМ ЕСТЬ СРЕДИ ЦЫГАН?
Это действительно образцово-показательные цыгане. Врать не буду не все такие: спустя несколько дней забравшись в бухарестский район Ферентари, я охренел. Убитые пятиэтажки, кучкующиеся после 5 вечера у подъездов подозрительные личности, общая аура криминогенности. Короче очко там жим-жим. Мы заехали в какой-то тупик, быстро развернулись. Разворот был ускорен от отделившейся от подъезда группы молодых цыган. Пару дворов мы все-таки прошли пешком. Цыгане предлагали купить какие-то «сифоны», потом поняв, что мы просто залетные зеваки, показали фак и умчались на машине.
Хорошая попытка, цыгане. Но нет
Их и пиздили, и табор жгли. В итоге их барон себе особняк построил с 4-х метровым забором. Впрочем и забор ломали, и даже дом жгли. А насрать на все.
Это паразиты на человечестве. Воры, наркоторговцы. Что угодно «лишь бы не работать».
надо было задать вопрос, чем они живут если не воруют, не гадают и не торгуют наркотой
Буду краток: гранату!
Как сказал классик: «К цыганам так к цыганам!»
Блять. Я играл за цыганку =(
Как сказал классик))) за метиком и планом))
Ворьё к ворью тянется
Ответ на пост «Про больную тему «Мигрантов»»
1. Небольшой поселок N в Подмосковье, тут живёт (снимает жилье) чуть более 200 мигрантов из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии итд.
Со слов знакомого узбека, только у 50 из них есть все необходимые документы для проживания и работы на территории РФ.
Остальные 150-170 человек ежемесячно сдают местному участковому по 3 000 руб., чтобы он их не замечал, итого около 500 000 в месяц. Сомневаюсь, что все деньги он оставляет себе, бОльшая часть уходит наверх, чтобы там тоже ничего не замечали. Представляю, что творится в больших городах.
2. Город N на берегах Волги. На окраине города есть поселок, в основном частные дома, из них выделяется один большой дом, там живут цыгане. Местные жители жалуются, что эти цыгане делают закладки прямо в соседних дворах, в прикопаных шинах, рядом с детскими игровыми площадками итп. На мой вопрос обращались ли в полицию, отвечают, что участковый все знает, но ничего с этим не делается.
3. Один из районов около метро N в СЗАО Москвы (правда было это давно очень, но тем не менее), две бабушки говорят, что в их дворе часто появляется белая «пятерка» и якобы прямо из нее торгуют наркотическими веществами. На их жалобы никто из полиции не реагировал.
Я думаю, таких примеров по всей России тысячи, просто кто то упорно не хочет этого видеть и замечать.
Ответ на пост «Фантастический. »
Тоже весёлая история.
Крупная оптовая клиентка отгрузились на 150 тысяч. Не смогла рассчитаться вовремя и в программе, согласно регламенту компании, встала в стоп по отгрузкам. Начальник отдела продаж на тот момент принимает решение подписать договор поставки с данным клиентом на другое юр. лицо. На другое юр. лицо отгружается товара еще на 200 тысяч с условием, что по новой отгрузке всё будет оплачено в срок, а по старой клиент будет рассчитываться постепенно частями. В итоге клиент делает несколько небольших платежей по старому долгу и ни одного по новому, и оплаты останавливаются.
Спустя какое-то время увольняется наш начальник отдела продаж и торговый представитель, который осуществлял эти отгрузки. И этот клиент с его долгами достаётся мне «по наследству».
Клиент выходил на связь и обещал всё оплатить, но, вот сюрприз, не платил.
Спустя примерно полгода после того, как был просрочен платёж по новой отгрузке, наша служба безопасности подаёт на клиента в суд. И после этого в ходе телефонного разговора клиент заявляет: «Вот вы непорядочно поступили, взяли в суд на меня подали. Вот у меня другие поставщики порядочные, они ждут, пока я свои проблемы решу и оплачу им долги. А вы не можете подождать и сразу в суд идете» (напоминаю, более полугода не было платежей по новой отгрузке, а по старой, так и еще больше).
Т.е. по какой-то странной извращенной логике получается, что клиент, который по договору не оплачивает большие суммы денег, очень порядочен, а поставщик, гавно такое, посмел через суд свои деньги за поставленный товар взыскать и сразу стал непорядочным.
К счастью, спустя еще примерно год после обращения в суд, долги были погашены с помощью приставов.
P.S. озвученная причина, по которой платежи остановились, тоже весьма интересна. Со слов клиента: «У меня дочь купила шубу с рук и ходила в ней какое-то время. Оказалось, что продавец шубы был торговец наркотиками и по ошибке ей продал шубу с зашитыми в подкладке наркотиками. Ее на улице задержали, провели обыск и нашли эти наркотики. Теперь мне нужны деньги на адвоката и на взятки ментам».
Конный спорт
В Екатеринбурге будут судить гадалку, обманывавшую пенсионерок
В Октябрьский суд Екатеринбурга направлено дело мошенницы, проводившей магические ритуалы, после чего доверчивые пенсионерки лишались денег.
По версии следствия, 5 декабря 2018 года обвиняемая позвонила в одну из квартир дома в переулке Буторина, и под надуманным предлогом, попросив попить воды, проникла в квартиру, где находилась престарелая женщина. После чего обвиняемая похитила из квартиры ноутбук и ювелирные украшения на сумму 42 тыс. рублей.
Кроме того, 10 октября 2019 года в дневное время, находясь в доме по улице Тверитина, она же позвонила в одну из квартир и попросила у престарелой женщины телефон председателя домоуправления. В ходе беседы цыганка вместе с пенсионеркой прошли на кухню, где сообщила, что обладает экстрасенсорными способностями и может улучшить ее материальное положение.
По просьбе мошенницы пожилая женщина принесла деньги и ювелирные изделия, положила на листок бумаги, завернула все в платок. Затем они вместе положили платок с имуществом в шкаф на антресоль. Злоумышленница, проведя ритуал, велела пенсионерке не доставать платок до полуночи. Дождавшись полуночи, потерпевшая открыла шкаф и обнаружила, что деньги и ювелирные изделия на общую сумму 205 тыс. рублей исчезли.
Не толерантная Молдова
В молдавском городе Атаки, не утихают уличные беспорядки. Все произошло после того как группа пьяных цыган приставала к молодой девушке, за девушку заступился 15-летний подросток, который после был избит цыганами. После этого инцидента местное население вышло на протесты, будучи недовольными проблемами которые им создают цыгане.
Когда в душе ты спикер палаты представителей конгресса США
Но тебя угораздило родиться цыганом из Сорок, Молдова
Навеяно постом поездатые истории, цыгане
В 80-е, отец работал учителем в вечерней школе при детской колонии (малолетке). Рассказывал, как цыгане письма домой писали. Подходит один «индеец»( у нас так цыган называют), и говорит: «Учитэл, давай бумагу, будем письмо
писать.» Берет лист в клеточку, кладет на лист ладонь, растопыривает пальцы, обводит ручкой по контуру. «Учитэл, напиши тут «Привет от Вани!». И адрес напиши на конверте «домой, жене». Как потом оказалось, ему 17 лет, а у него уже двое дочерей. Читать и писать не может, учиться не хочет, адреса не знает, за то статья «тяжелая», сбыт наркоты.
Артамонова просят разобраться с цыганами-наркоторговцами
Жители отчаялись бороться с шумными соседями.
В редакцию most.tv поступило сообщение о противоправных действиях. По словам липчанина Руслана Токова, сообщившего о проблеме, в областном центре на улице Яна Берзина д.2 цыгане купили киоск и торгуют наркотиками. Местные жители напуганы, сказано в сообщении.
— Практически каждую ночь к этому киоску стягивается пьяная молодежь, драки, шум, врубают музыку среди ночи, жгут резину на машинах, на замечания жильцов угрожают расправой.
Обращались уже везде, от местного участкового до Артамонова, всем плевать, — написал липчанин.
#14 Заморозка (финалочка)
Извини, сегодня коротко. Небольшие семейные проблемки.
#13 Заморозка (часть 2)
Откуда пришли цыгане, и почему их нигде не любят?
Рисунок 1. Цыганская девочка. Восточная Европа
Источник неизвестен
Примечательно, что не только цыгане вбирают лексику в свой язык, но и «аборигенные» народы заимствуют некоторые слова. Например, цыганское происхождение имеют широко распространенные русские жаргонизмы: ловэ (деньги), стырить (украсть), хавать (есть, кушать), лабать (играть на музыкальном инструменте). Английские слова lollipop (леденец), pal (приятель), chav (гопник), tiny (маленький, крошечный) – аналогично. Изменения произошли и в культурной среде: в России, особенно в ХХ веке, широкое распространение получили цыганские ансамбли, пользовавшиеся огромной популярностью среди всех слоёв общества. В южной части Испании цыганами был создан музыкальный стиль фламенко.
Рисунок 2. Подросток-банджар в праздничном костюме. Раджастхан (Северо-Западная Индия).
Фото автора.
Историкам пока не удалось доподлинно установить, когда именно цыгане двинулись в своё большое путешествие, но предполагается, что это произошло в интервале между VI и X веками нашей эры. Более точно известен маршрут передвижения. Покинув Северо-Западную Индию, кочующие племена вначале длительное время проживали на территории современных Ирана и Турции, оттуда стали двигаться на север – на территорию современных Болгарии, Сербии и Греции. Позднее, примерно с XV века, цыгане через территорию современной Румынии стали расселяться вначале по странам Центральной Европы (современные Германия, Чехия, Венгрия, Словакия), затем перебрались в Скандинавию, на Британские острова, в Испанию. Примерно в это же время ( XV – XVI века) другая ветвь цыган, пройдя с территории современных Ирана и Турции через Египет, расселилась по странам Северной Африки и также дошла до современных Испании и Португалии. В конце XVII века цыгане оказались на окраинных территориях Российской Империи (современные Прибалтика, Крым, Молдавия).
Рисунок 4. Карта переселения цыган с X по XVIII в.в.
Источник:http://dnaconsultants.com/_blog/DNA_Consultants_Blog/post/Gypsy_Migrations/
Почему цыгане снялись с насиженных мест и отправились в дальнее путешествие? Точного ответа ученые пока не знают, но предполагают, что, скорее всего, несколько кочующих индийских племен в какой-то момент стали выходить за пределы традиционного ареала расселения. В настоящее время в Индии около пяти процентов населения постоянно мигрируют – как правило, это бродячие ремесленники, маршрут которых более-менее постоянен. Основой кочевого образа жизни цыган и их индийских предков являлась не «роматическая тяга к перемене мест», как, возможно, представляется некоторым читателям на основе рассказов М. Горького и фильмов Э. Лотяну, а экономический фактор: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом конкретном случае ареал кочевья был сравнительно небольшим – примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам потребовалось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.
По мере того, как кочующие племена всё дальше и дальше уходили от своей исторической родины, они всё больше и больше консолидировались. В Индии многие племена образуют отдельную касту – общее количество каст в этой стране превышает 3000, переходы между кастами затруднены или вовсе запрещены. Скорее всего, вышедшие с территории Индостана предки современных цыган принадлежали к разным кастам (их основными занятиями были кузнечное и гончарное дело, плетение корзин, изготовление и лужение котлов, уличные выступления, гадания и др.). Пока они пребывали на территории нынешних Ирана и Афганистана, они не слишком выделялись от коренных жителей – были почти такими же темноволосыми и смуглыми. Кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому образ жизни цыган не казался окружающим чем-то особенным.
По мере того, как цыгане двигались всё дальше от своей исторической родины, их отличия в одежде и традициях стали всё более заметны в сравнении с местным населением. По-видимому, тогда различные индийские племена-касты стали постепенно срастаться, образуя новую общность, которую мы именуем «цыгане».
Византийская империя была одной из самых долгоживущих империй в истории. Она просуществовала более тысячи лет, однако к середине XV века полностью угасла и пала под нажимом турок-османов. По мере угасания Византии цыгане вновь двинулись в путь – они стали расселяться по землям окрестных стран. Именно тогда начался процесс маргинализации цыган.
Европа XV века проигрывала многим странам Востока в технологиях и в уровне жизни. Эпоха великих морских путешествий, открывшая европейцам новые земли и богатые возможности, только начиналась. До промышленных и буржуазных революций, поставивших Европу на недосягаемую для других стран высоту, было ещё далеко. Европейцы в то время жили скудно, еды на всех не хватало, и чужие рты были им совсем не нужны. Негативное отношение к цыганам как к «лишним ртам» усугубилось тем, что при крушении Византии в Европу переселялись, как это обычно бывает при социальных катаклизмах, самые мобильные, наиболее авантюрно настроенные группы цыган, среди которых было много попрошаек, мелких воров, гадателей. Честные труженики, получавшие в своё время в Византии многочисленные грамоты о привилегиях, по-видимому, не спешили переезжать в новые земли, надеясь приспособиться к новым порядкам турок-османов. К тому времени, когда ремесленники, дрессировщики животных, артисты и конеторговцы (представители типичных цыганских профессий) оказались в Центральной и Западной Европе, они попали под уже сложившийся негативный стереотип восприятия и не смогли его изменить.
Дополнительным фактором маргинализации цыган послужили цеховые и территориальные ограничения средневековой Европы. Право заниматься ремеслами передавалось тогда по наследству – так сын сапожника становился сапожником, а сын кузнеца – кузнецом. Поменять профессию было невозможно; кроме того, большинство жителей средневековых городов за всю жизнь никогда не бывали за пределами городских стен и настороженно относились ко всем чужакам. Прибывавшие в Центральную Европу цыгане-ремесленники сталкивались с враждебно-негативным отношением со стороны местного населения и с тем, что в силу цеховых ограничений они не могли заниматься ремеслами, которыми издавна зарабатывали на жизнь (в первую очередь – работе с металлом).
Спасаясь от преследований властей, цыгане стали более скрытными – передвигались по ночам, жили в пещерах, лесах и других укромных местах. Это способствовало появлению и широкому распространению мифов о цыганах как о людоедах, сатанистах, вампирах и оборотнях. Тогда же появились слухи о цыганах-похитителях детей (якобы для употребления в пищу и проведения сатанинских обрядов).
Спираль взаимного недоверия и отторжения продолжала раскручиваться. Вследствие ограниченности или полного отсутствия легальных возможностей для заработка, вынужденные как-то находить себе на пропитание цыгане всё больше стали заниматься кражами, разбоем и прочими не совсем законными видами деятельности.
Рисунок 5. Николай Бессонов. «Предсказание судьбы».
Крушение стран Советского блока привело к разрушению уклада жизни цыган Восточной Европы и бывшего СССР. Вплоть до середины 1990-х годов цыгане СССР и других стран Восточной Европы активно занимались мелким подпольным производством, спекуляцией и другим подобным нелегальным бизнесом. Исчезновение дефицита, развитие рыночной экономики в странах Советского блока лишили цыган той ниши, за счет которой они преуспевали во второй половине XX века. Низкий уровень образованности, отсутствие долгосрочного взгляда на развитие собственного бизнеса привели к тому, что большинство цыган было выдавлено из сферы мелкой торговли, благодаря которой цыгане процветали в 1980-1990-е гг.
Обнищавшие цыгане вернулись к попрошайничеству, а также стали активнее заниматься продажей наркотиков, мошенничеством и мелким воровством. Исчезновение железного занавеса в СССР и открытие границ в Европе способствовали увеличению цыганской миграции. Например, румынские цыгане в 2010-е гг. стали активно перебираться в страны Западной и Северной Европы, где также занимаются в основном попрошайничеством и другими общественно порицаемыми способами заработка.
Итак, цыгане, выйдя около тысячи лет назад из Индии, постепенно рассеялись как ремесленники по Ближнему Востоку и Малой Азии. По мере угасания Византийской империи, то есть примерно с начала XV века, цыгане постепенно стали расселяться по странам Центральной, Восточной, Северной и Западной Европы, а начиная с XVIII века стали переезжать в страны Нового Света. Столкнувшись с цеховыми ограничениями феодальной Европы, цыгане постепенно опустились на социальное дно, повсеместно перебиваясь сомнительными, не совсем законными способами заработка.
В XX веке во многих странах стала проводиться политика по принуждению древнего кочевого народа к оседлому образу жизни. Молодое поколение цыган стало посещать школы, средние специальные и высшие учебные заведения; среди представителей веками неграмотного народа появились инженеры, врачи, ученые.
Что будет дальше? Похоже, цыгане или опять будут маргинализироваться, опускаясь на социальное дно, или будут постепенно вливаться в окружающее их общество, повышая свой образовательный и культурный уровень, осваивая современные профессии и перенимая у более успешных народов навыки и обычаи. Возможен также путь постепенной ассимиляции – так, уже сейчас цыганские группы Британских островов, Закарпатья и Средней Азии полностью или почти полностью утратили родной язык. В тех странах, где они смогут получить доступ к образованию, цыгане будут постепенно всё более и более встраиваться в окружающий мир на достойных условиях. В этих регионах они, сохраняя самобытность, смогут создать новый уровень культуры, переосмыслить традиции – как переосмыслили свои традиции южные корейцы или финны, прошедшие путь от примитивного хозяйства к экономическому процветанию за несколько десятилетий XX века. Там, где это получится, трения между цыганами и коренным населением будет снижаться, и самобытные яркие обычаи древнего кочевого народа будут привлекать интерес не сотрудников правоохранительных органов, а туристов, историков и широкой публики.
[1] Помимо евреев и цыган в том списке ещё были родившиеся с врожденными неврологическими и соматическими заболеваниями, гомосексуалисты, умственно отсталые, лица с психическими заболеваниями и многие другие категории людей – с точки зрения Гитлера все они являлись неполноценными, и в силу этого подлежали вначале всевозможным ограничениям, затем – изоляции и уничтожению.
[2] Большинство современных государств, особенно европейских, сформировались в XVII – XIX веках на основе национальной идентичности населяющих соответствующую территорию народов. В основной массе современных государств представители титульного народа составляют подавляющее большинство населения.
[4] Большинство современных цыган считают себя христианами, хотя цыганская версия христианства отличается от всех прочих конфессий и течений. В то же время цыгане, проживавшие на территории Османской империи и других мусульманских государств, активно принимали ислам.
[5] По законам о бродяжничестве было повешено два процента населения Англии.
[6] Примечательно, что отношение к евреям и цыганам у европейских народов было очень схоже. При том, что многие евреи смогли найти способ социально встроиться в жизнь европейского общества, на бытовом уровне им предъявлялись те же претензии, что и цыганам: похищение младенцев, сатанинские обряды и пр. Так же, как и цыгане, евреи в ответ ещё больше замыкались внутри своей общины (не общались с неевреями, вели дела только с единоверцами, не совершали браков с неевреями и пр.), что вызывало ещё большее отторжение. На бытовом уровне антисемитизм, равно как и антицыганские настроения, имели широкое распространение – без них страшные германские расовые законы не были бы приняты к исполнению.
[7] Использовались как методы кнута, так и пряника. Так, были приняты законы, предусматривавшие уголовное преследование цыган-бродяг (они приравнивались к тунеядцам). В то же время местные власти действительно предпринимали усилия по интеграции и ассимиляции цыган – их трудоустраивали, им предоставляли жилье, повышали уровень образования. В СССР был создан первый в мире цыганский театр «Ромэн», который существует и поныне.