за что отвечает рекламораспространитель
Рекламораспространитель
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «рекламораспространитель»
Рекламораспространитель – это лицо, распространяющее рекламу.
Согласно действующему в России федеральному законодательству под рекламораспространителями следует понимать лиц, в любой форме, любым способом и с использованием любых средств осуществляющих распространение рекламы. Таким образом, рекламораспространители это те, кто распространяет и доводит до целевой аудитории рекламные сообщения. Для трансляции рекламных сообщений целевой аудитории могут быть использованы различные средства, включая:
В самом общем смысле под распространителями рекламы справедливо понимать те средства и каналы коммуникации, которые рекламодатели и рекламные агентства (рекламопроизводители) используют для того, чтобы информировать потенциальных потребителей, то есть транслировать и доносить до них рекламные сообщения.
Рекламораспространителями являются лица, осуществляющие распространение рекламы с использованием средств коммуникации. В большинстве случаев выполнение функций рекламоносителей отводится каналам массовой коммуникации, представленным совокупностью однотипных электронных и печатных средств распространения информации и иных информационных носителей, осуществляемых доставку рекламного сообщения, воплощенного в определенной форме, от источника к получателю.
Рекламораспространители, также как и рекламодатели, рекламопроизводители и рекламополучатели, являются одним из важнейших субъектов рынка рекламы. От точности выбора средств распространения рекламных сообщений и их качества в значительной степени зависит общая эффективность проведения рекламной кампании. Именно поэтому рекламодателям и рекламным агентствам не стоит недооценивать их выбор.
Готовые работы на аналогичную тему
Кто является рекламораспространителем
К числу рекламораспространителей могут быть отнесены следующие категории участников рынка рекламы: владельцы сетей внутренней и наружной рекламы, владельцы печатных и электронных СМИ и пр. Так, например, в роли рекламораспространителей могут выступать:
Стоит отметить, что рекламораспространителями могут быть как юридические, так и физические лица, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
Основные группы организаций, выступающие в роли рекламораспространителей на рекламном рынке, в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Группы рекламораспространителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Средства массовой информации (СМИ) занимаются продажей реального времени и пространства. Под временем в данном случае понимаются вещательные средства, а под пространством – невещательные средства. Их продажа может производиться рекламодателям напрямую или через посредников, в роли которых обычно выступают медийные агентства.
К операторам рекламы относятся арендаторы и собственники средств размещения рекламы, занимающиеся продажей рекламного пространства напрямую рекламодателям или с использованием посредников.
Медийные агентства – это посредники. Они специализируются на планировании и размещении рекламы во всех средствах распространения рекламы. Также они занимаются арендой рекламоносителей.
Зона ответственности рекламораспространителей на рынке рекламы
В соответствии с действующим российским законодательством рекламораспространители несут ответственность за соблюдение и нарушение требований соответствующих нормативно-правовых актов (в первую очередь – закона «О рекламе»).
Рекламораспространители, прежде всего, несут ответственность за часть рекламы, имеющую отношение к времени, месту и средствам ее размещения. Так, например, если реклама определённых товаров запрещается законом к распространению вблизи детских учреждений и в дневное время, то и ответственность за ее размещение будет нести рекламоисполнитель. Таким образом, рекламораспространители, размещая рекламу на своих носителях, принимают на себя определённые юридические риски, а вместе с ними – и ответственность за факт предоставления документов рекламодателем о производителей.
В то же время рекламоисполнителям предоставлено право (но не обязанность) истребовать у рекламодателя документальные подтверждения истинности характеристик рекламируемого товара. В том случае, если редакции не воспользуются данным правом, они не нарушат закон. Сам рекламодатель при этом также не несет ответственности за отказ предоставить рекламораспространителю (СМИ) подобного рода документы. Таким образом, рекламоисполнители не несут ответственности за достоверность содержания рекламы.
В том случае, если деятельность рекламодателей должна быть лицензирована, то при рекламировании соответствующей товарной продукции или самого рекламодателя рекламораспространители обязаны потребовать у него предъявить, а он – предоставить лицензию (или ее заверенную копию). Так, лицензия может потребоваться при рекламе оказания охранных и туристических, перевозке пассажиров различными видами транспорта и пр.
В целом права и обязанности рекламораспространителей определяются преимущественно императивными нормами права. Также считается, что рекламораспространители обязаны на протяжении одного года, начиная со дня последнего распространения, хранить рекламные материалы. Это необходимо, в первую очередь, для обеспечения возможности осуществления полномочий государственных контрольных органов по части контроля соблюдения законодательства о рекламе. Подобного рода сведения должны быть предоставлены контрольным органам по первому требованию. Однако контрольные органы не вправе разглашать полученные сведения, относимые к категории коммерческой части. За разглашение подобных сведений установлена ответственность.
Тонкости договоров на рекламу: кто несёт ответственность?
Вот, кстати, ещё некоторые размеры штрафов:
— ст. 14.3.1 КоАП РФ (реклама табака) – до 600 тыс. ₽
— ст. 14.37 КоАП РФ (рекламные конструкции) – до 1 млн ₽
— ст. 14.38 КоАП РФ (авто под рекламу) – до 1 млн ₽
— ст. 19.31 КоАП РФ (сроки хранения рекламных материалов и рекламных договоров) – до 200 тыс. ₽
Кстати, бывает, что с таким запросом приходят не заказчики рекламы, а сами таргетологи. Мол, нам не надо, чтобы мы несли за всё ответственность, а то дают нам какие-то картинки, просят сделать баннеры, а потом оказывается, что картинки чужие и их нельзя было использовать. И этих ребят (и девчат) тоже можно понять! Никому не хочется платить за чужие косяки
1) Рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Это заказчик рекламы.
2) Рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму. Это таргетолог / дизайнер, который делает рекламные креативы.
3) Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Это рекламная площадка (сайты, соцсети).
И там же, в ФЗ «О рекламе» (ст. 30), установлено разграничение ответственности. Читаем внимательно:
— Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.
То есть если не удастся доказать, что ваш таргетолог или сама рекламная площадка виноваты в нарушении закона, то платить штраф придётся заказчику.
— Рекламораспространитель (РЕКЛАМНАЯ ПЛОЩАДКА) несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.
Правда, теперь всё гораздо понятнее? Мы разобрались, кто и за что несёт ответственность при нарушении законодательства о рекламе.
Но дилемму моего доверителя мы с вами ещё не решили: «Можно ли сделать так, чтобы платил ОН?»
Кто был на моих эфирах, мастер-классах или спичах на конференциях, уже наверняка запомнил фразу «Договор как подорожник» (с)
Именно в договоре можно предусмотреть решение самых разных возможных ситуаций:
* указать, что Заказчик самостоятельно несёт ответственность за использование в рекламе материалов, которые им предоставлены;
* настоять на обязательном согласовании рекламных макетов (если вы не уверены в том, что таргетолог использует только «легальные» материалы);
* обязать подрядчика самостоятельно следить за изменениями в правилах размещения рекламы на рекламных площадках;
* прописать, какие действия будут предприняты при наложении штрафа, при блокировке рекламного кабинета, при его утрате,
Есть вопросы? Не стесняйтесь задавать их в комментариях!
Закон о рекламе нарушен. Кто виноват?
«Руководитель бюджетной организации», 2016, N 10
Понятие субъектов правоотношений в сфере рекламы раскрыто в ст. 3 Закона о рекламе :
Обратим особое внимание на определение рекламодателя. Из текста Закона следует, что рекламодателем может быть не только лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования, но и иное лицо, совершившее действия по выбору объекта рекламирования. Иными словами, производители или продавцы товаров, работ или услуг могут напрямую выступать в роли рекламодателей, а могут, например, делегировать эти полномочия другим юридическим или физическим лицам, допустим агентству по продвижению.
К сведению. Реклама согласно п. 2 ст. 3 Закона о рекламе может быть направлена на привлечение внимания к следующим объектам рекламирования:
Уточняя данный вопрос, ФАС в Письме от 31.05.2016 N АК/36350/16 обращает внимание, что отнесение того или иного лица к категории «рекламодатель» осуществляется исходя:
ФАС отмечает, что к договорам, заключаемым на распространение рекламы, применяются общие положения ГК РФ о сделках. Согласно п. 1 ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Статья 38 Закона о рекламе определяет основания привлечения к административной ответственности рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ необходимым условием привлечения лица к административной ответственности является установление его вины.
Пункт 10 Постановления N 58.
Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с установлением ответственности за нарушение Закона о рекламе.
Организация-кинопрокатчик выкладывает в кинотеатрах уже готовую рекламную продукцию, нарушающую требования Закона о рекламе. Является ли этот распространитель субъектом вмененного правонарушения?
Согласно ст. 13 Закона о рекламе рекламораспространитель должен предпринимать разумные меры по недопущению распространения недобросовестной и (или) недостоверной рекламы.
Если рекламораспространитель просит предоставить сведения о соответствии рекламы требованиям Закона о рекламе, у рекламодателя возникает обязанность предоставить эти сведения.
Как говорится в Постановлении N 58, рекламораспространитель может быть привлечен к ответственности наряду с рекламодателем:
Однако в судебной практике встречаются случаи, когда ответственность за распространение недобросовестной рекламы полностью ложится на рекламодателя. Например, когда распространитель не имеет права вносить изменения в рекламную продукцию и по договору обязан только распространять ее.
Рассмотрим Постановление ВС РФ от 05.05.2016 N 305-АД16-3588 по делу N А40-119982/2015.
Кинокомпания обратилась в суд, поскольку посчитала, что не является рекламодателем, то есть субъектом вмененного правонарушения, по следующим основаниям. В рамках лицензионного соглашения кинокомпания предоставила организации право на использование фильма путем публичного показа в определенном регионе. Именно указанная организация занималась распространением буклетов с сомнительным текстом.
Однако суд отклонил доводы истца, объяснив это так.
Именно кинокомпания в рамках лицензионного договора с производителем кинокартины обладала правом использовать элементы фильма с целью создания рекламных материалов.
Именно кинокомпания осуществляла сублицензирование полученных прав на демонстрацию фильма широкому кругу других юридических лиц.
Именно кинокомпания направила организации готовые рекламные материалы по картине, в том числе рекламные буклеты, для дальнейшего их распространения.
Согласно договору организация-кинопрокатчик не имела права вносить какие-либо изменения в рекламные материалы к полученному фильму и не делала этого.
Верховный Суд признал действия нижестоящих инстанций правильными.
Несет ли печатное издание ответственность за недобросовестные действия организации, разместившей рекламное объявление? Обязано ли издание компенсировать убытки клиентов организации, поскольку объявление не соответствовало действительности?
И если печатное издание соблюдает все требования к рекламораспространителям, указанные в Законе о рекламе, то ответственности за недостоверное предоставление сведений оно не несет.
Разберем в качестве примера Апелляционное определение Московского городского суда от 30.11.2015 по делу N 33-44793/2015.
Газета разместила рекламное объявление об услугах финансовой организации. Вскоре обманутые клиенты этой организации предъявили иск к СМИ за недостоверную информацию. Однако суд указал, что в данном случае печатное издание является рекламораспространителем, а не рекламодателем, а потому ответственности за недобросовестные действия финансовой организации не несет.
Газета представила суду доказательства, что спорное объявление содержало наименование и место нахождения организации, принимающей денежные средства, а также ОГРН, пометку «реклама» и было размещено в соответствующем разделе издания, как того требует ст. 16 Закона рекламе. СМИ не обязано проверять подлинность номера лицензии на осуществление деятельности по предоставлению потребительских займов, указанной рекламодателем, оно обязано только разместить эту информацию в объявлении.
Суд отметил, что убытки вкладчиков вызваны действиями финансовой организации в результате неисполнения его договорных обязательств, а не газеты, что исключает взыскание каких-либо денежных средств по договорам займа с ответчика. Таким образом, газета, являясь рекламораспространителем, не несет ответственности за деяния, осуществленные рекламодателем, и в силу действующего законодательства не отвечает по обязательствам данного лица.
Может ли быть признан виновным в нарушении Закона о рекламе заказчик SMS-спама?
В силу ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
При этом нужно иметь в виду, что под абонентом понимается лицо, на чей телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.
Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на рассылку такой рекламы.
В Постановлении N 58 указано, что согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.
К сведению. Данное согласие абонента не следует путать с согласием абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например о прогнозе погоды, курсах обмена валют, репертуаре театров.
Рекламные сообщения, полученные без согласия абонентов, считаются спамом. При этом обязанность по доказыванию получения соответствующего согласия лежит на рекламораспространителе. Таким образом, именно распространитель должен иметь базу абонентов, выразивших согласие на получение рекламных сообщений, в противном случае его действия незаконны.
Следует обратить внимание, что когда оператор осуществляет рассылку с номера, принадлежащего другой компании, владелец номера тоже может быть привлечен к административной ответственности за нарушение Закона о рекламе, если не докажет свою непричастность к действиям оператора. А доказать это можно при помощи правильно составленного договора, регламентирующего ответственность сторон при возникновении подобной ситуации.
Рассмотрим в качестве примера Постановление ВС РФ от 01.02.2016 N 305-АД15-18433 по делу N А40-213425/2014.
С телефонного номера рекламной компании была проведена SMS-рассылка рекламы банка абонентам без их согласия. Антимонопольный орган признал действия компании нарушающими Закон о рекламе. Компания оспорила данное предписание, указав, что рассылку осуществляло другое юрлицо, с которым у компании подписан договор о сотрудничестве.
Суд признал и эту компанию, и непосредственного распространителя спама виновными в равной степени, поскольку истец не смог доказать свою непричастность к распространению спама.
Позиция рекламной компании о том, что SMS-рассылка осуществлялась другим юрлицом, доказывалась исключительно сведениями самой компании. Факт наличия договора с указанным юрлицом не подтверждал его непричастности к распространению спама, поскольку в документе отсутствовали сведения биллинговых систем, сведения о реальных действиях юрлица в рамках договора, об оплате услуг по договору и др.
Заказчик данной услуги не имел возможности проверить законность создания базы получателей, следовательно, не мог нести ответственность за ошибки исполнителей, осуществляющих свою деятельность на рынке рекламных услуг. А потому действия рекламодателя тоже не были признаны нарушением. В описанном случае именно распространитель рекламы предложил услуги, не получив согласия абонента на осуществляемую рассылку, хотя Закон обязывал его это сделать.
Рекламное агентство разместило в СМИ материалы о проведении акции, содержание которых нарушает Закон о рекламе, и оплатило их размещение. Отвечает ли заказчик за действия рекламистов?
В видеоролике, рекламирующем акцию по продаже бытовой техники, отсутствовала часть существенной информации, в связи с чем участники акции были введены в заблуждение. Антимонопольный орган оштрафовал компанию-продавца, проводящую эту акцию на территории своего магазина, за нарушение требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
Продавец не согласился с позицией антимонопольного органа, указав, что видеоролик не содержит сведений, позволяющих утверждать, что объектом рекламирования в данном случае является деятельность продавца и проводимая им акция. Продавец посчитал, что суд неверно определил субъект правонарушения.
Продавец полагал, что, поскольку в рекламном видеоролике отсутствовали сведения, позволявшие утверждать, что объектом рекламирования в спорном случае является его торговая деятельность и проводившаяся им акция, он был неверно признан субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, так как он не является рекламодателем.
Заключение
Итак, принимая решение о размещении рекламы, рекламодатель должен учитывать требования Закона о рекламе. Если требования довольно специфичны и учесть их сложно, то рекламодатель может оговорить степень ответственности с исполнителем или распространителем в заключенном с ним договоре.
Рекламодатель, а кто несёт ответственность за рекламу?
Можно ли переложить ответственность на другое лицо?
В нашей практике часто встречаются договоры, в которых рекламодатели передают всю ответственность за нарушение рекламного законодательства и законодательства об авторских правах рекламному агентству. Такие договоры нередко приносят ответчики по искам о защите авторских прав фотографов, которых мы представляем в суде, ожидая, что им удастся избежать ответственности. По стечению обстоятельств «рекламные агентства» часто не известны никому, не действуют или даже ликвидированы. Российское законодательство не предусматривает возможности исключить ответственность передав её какому-то другому лицу, в противном случае это бы означало возможность изменения виновного лица за нарушение антимонопольного, административного и даже уголовного правонарушения в сфере оборота интеллектуальной собственности.
В отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация согласно Письму ФАС РФ от 29.07.2010 №АЦ/24295 “О ценовой информации, размещенной на сайте компании” может быть признана рекламой. Соответственно, если цена на услугу или товар указывается в информации, признаваемой рекламой, в этом случае она должна быть указана в рублях. Последнее особенно актуально для туристических компаний и иных организаций, в деятельности которых принято использование иностранной валюты в работе с потребителями.Почтовые и смс-рассылки. Спам
Распространение рекламы по смс, электронной почтой и через различные интернет-мессенджеры (Skype, ICQ, Viberи др.) допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Не допускается автоматическая рассылка путем подборки адресов или номеров мобильных телефонов.Баннерная реклама
Баннер как заведомо ограниченный по размерам рекламоноситель нередко становится объектом претензий со стороны ФАС. Основные претензии сводятся к тому, что рекламодателем предоставлена неполная информация. Несмотря на объективную невозможность размещения на таком рекламоносителе всей информации о товаре (услуге) суды поддерживают позицию антимонопольного органа о том, что отсылка к веб-сайту как источнику дополнительной информации для целей выполнения требований Закона о рекламе является недопустимой.Контекстная реклама
Вопреки указанному выше про баннерную рекламу судебная практика по контекстной рекламе о неполноте информации преимущественно противоположная. Суды считают контекстную рекламу разновидностью «быстрых ссылок» на текст контекстной рекламы (то есть страницу рекламируемого товара или услуги), который содержит всю необходимую информацию в соответствии со ст. 28 Закона о рекламе.
За что отвечает рекламораспространитель
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 58 О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»
1. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
2. При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
В этом случае данная информация должна быть исследована судом на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров.
3. Согласно пункту 10 статьи 3 Закона о рекламе спонсорской рекламой является реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Судам следует учитывать, что к договору, заключенному между спонсором и рекламораспространителем, применяются общие положения об обязательствах и договорах.
Ввиду специфики возникающих между сторонами упомянутого договора правоотношений исполнение, которое должно быть предоставлено лицом после получения исполнения от контрагента, надлежит квалифицировать как встречное. Поэтому к такому исполнению применяются правила, предусмотренные статьей 328 ГК РФ.
4. Согласно части 2 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В случае установления факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение о признании рекламы ненадлежащей и выдаче лицу предписания об устранении соответствующего нарушения.
5. Рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, суды должны учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения такого правонарушения, а не с момента принятия антимонопольным органом решения о нарушении законодательства о рекламе.
В случае размещения спорной рекламы в средствах массовой информации сроки давности привлечения к административной ответственности за данные правонарушения исчисляются со дня последнего распространения рекламы в средстве массовой информации.
Если спорная реклама размещена в средстве массовой информации, выпущенном тиражом, срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение исчисляется со дня начала распространения соответствующего тиража этого средства массовой информации.
6. В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе не допускается недобросовестная или недостоверная реклама.
Согласно части 3 статьи 38 Закона о рекламе в случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания названный орган вправе обратиться в суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя.
При решении вопроса об обязании лица осуществить публичное опровержение недостоверной рекламы (контррекламу) судам необходимо учитывать: антимонопольный орган не обязан доказывать, что недостоверная реклама ответчика нарушила или могла нарушить права и охраняемые законом интересы третьих лиц, поскольку недостоверная реклама сама по себе уже несет угрозу нарушения этих прав (интересов).
7. В силу статьи 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию установлена статьей 14.33 КоАП РФ. Однако совершение соответствующих действий, являющихся нарушением законодательства о рекламе, в силу части 1 данной статьи влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 14.3 КоАП РФ.
При разграничении сферы применения названных статей КоАП РФ судам необходимо исходить из того, что если ложные, неточные или искаженные сведения, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами, находящимися в состоянии конкуренции с указанным лицом, а также иная информация, распространение которой отвечает признакам недобросовестной конкуренции, содержатся в рекламе, то применяется административная ответственность, установленная статьей 14.3 КоАП РФ, а не статьей 14.33 КоАП РФ.
8. Судам следует учитывать, что если информация, распространение которой отвечает признакам недобросовестной конкуренции, распространяется не только посредством рекламы, но и другим способом (например, на этикетках товара, в переписке с контрагентами по договорам), лицо подлежит привлечению к административной ответственности на основании статьи 14.33 КоАП РФ.
9. Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, признается недобросовестной.
При анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.
Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.
Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.
10. Субъектами административной ответственности за нарушения Закона о рекламе могут быть рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель.
Судам необходимо исходить из того, что если в отношении одной и той же рекламы одно лицо является одновременно рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, за соответствующее правонарушение оно подлежит привлечению к административной ответственности однократно.
11. Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек определенный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
При этом если лицо было привлечено к административной ответственности в качестве рекламодателя, последующее совершение данным лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, не только в качестве рекламодателя, но и рекламопроизводителя или рекламораспространителя следует считать повторным совершением однородного административного правонарушения.
В силу пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, ГИБДД осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые регламентируют, в частности, установку и эксплуатацию технических средств организации дорожного движения.
Согласно пункту 12 названного Положения ГИБДД предписывает или разрешает соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения.
Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация информационных знаков осуществляются на основании требований ГОСТа Р 52290-2004.
Поэтому если установка знака маршрутного ориентирования либо размещение на таком знаке указанной в абзаце первом настоящего пункта информации согласовано в установленном порядке с ГИБДД и информация, размещенная на этих знаках, отвечает требованиям соответствующих ГОСТов, данная информация в силу пункта 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе не является рекламой, в связи с чем к ней не применяются положения статьи 14.38 КоАП РФ.
Информация, размещенная без соблюдения упомянутых требований, подлежит оценке на предмет выявления наличия в ней признаков рекламы.
13. Статья 38 Закона о рекламе устанавливает основания привлечения к административной ответственности рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ необходимым условием привлечения лица к административной ответственности является установление его вины.
При определении лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности за распространение недобросовестной и (или) недостоверной рекламы, судам необходимо также принимать во внимание, что согласно статье 13 Закона о рекламе обязанность предоставить рекламораспространителю сведения о соответствии рекламы требованиям Закона о рекламе возникает у рекламодателя в случае предъявления такого требования рекламораспространителем, который должен предпринимать разумные меры по недопущению распространения недобросовестной и (или) недостоверной рекламы.
Поэтому рекламораспространитель может быть привлечен к ответственности за распространение недобросовестной и (или) недостоверной рекламы наряду с рекламодателем только в том случае, если им указанные сведения не запрашивались либо если рекламораспространитель, не получив запрошенных сведений, тем не менее не отказался от распространения рекламы.
Кроме того, рекламораспространитель может быть привлечен к ответственности в том случае, если при проверке предоставленных ему сведений на предмет их соответствия фактическим обстоятельствам (например, соответствия сертификата на товар объекту рекламирования; сведений о государственной регистрации лицу, предоставившему эти сведения) не проявит должных осмотрительности и осторожности.
14. Рассматривая дела, связанные с привлечением лиц к административной ответственности за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установку рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, суды должны исходить из того, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.37 КоАП РФ, могут являться не только заказчик по договору на установку рекламной конструкции, в интересах которого производится такая установка, но и лицо, непосредственно выполнившее работу по установке рекламной конструкции, так как оно обязано удостовериться в том, что заказчик работ обладает соответствующим разрешением на установку рекламной конструкции.
15. Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.
Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.
Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.
Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.
16. По делам о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за использование ими в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений при решении вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых ввиду неприличия) и (или) оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется, в связи с чем неназначение судом соответствующей экспертизы само по себе не является основанием для отмены судебного акта.
17. Согласно части 21 статьи 19 Закона о рекламе в случае аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить размещенную на ней информацию в течение трех дней.
При применении данной нормы судам следует исходить из того, что демонтаж элементов рекламной конструкции не может считаться надлежащим способом исполнения обязанности, предусмотренной частью 21 статьи 19 Закона о рекламе, в том случае, если собственником недвижимого имущества или уполномоченным органом было заявлено требование о полном демонтаже конструкции, включая элементы крепежа.
18. Согласно частям 9 и 10 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выданного органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. При отсутствии такого разрешения установка рекламной конструкции является самовольной.
При рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что не может быть признана самовольной установка рекламной конструкции, разрешение на осуществление которой впоследствии было аннулировано, признано недействительным или срок его действия истек.
19. Исходя из части 9.3 статьи 19 Закона о рекламе лицо, которому выдано разрешение на установку рекламной конструкции, обязано уведомлять орган местного самоуправления, выдавший данное разрешение, обо всех фактах возникновения у третьих лиц прав в отношении этой рекламной конструкции (сдача рекламной конструкции в аренду, внесение рекламной конструкции в качестве вклада по договору простого товарищества, заключение договора доверительного управления, иные факты).
Судам надлежит учитывать, что указанное правило распространяется также и на случаи перехода права собственности на рекламную конструкцию.
При этом ввиду отсутствия в законодательстве соответствующего регулирования смена собственника рекламной конструкции не приводит к перемене лиц в обязательстве из договора на установку рекламной конструкции в силу закона, однако с согласия собственника вещи, к которой прикреплена рекламная конструкция, может быть осуществлена замена стороны в указанном договоре (по правилам о перенайме (статья 615 ГК РФ)).
В этом случае у нового собственника рекламной конструкции не возникает обязанности переоформить разрешение на ее установку либо получить новое разрешение, в том числе и тогда, когда по соглашению новых участников в период действия старого разрешения заключен новый договор в отношении данной рекламной конструкции.
В то же время с учетом природы административной ответственности ответственность за административное правонарушение несет то лицо, которое являлось собственником рекламной конструкции на момент совершения соответствующего административного правонарушения.
20. В силу части 21 статьи 19 Закона о рекламе в случае аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции.
Применяя указанную норму, суды должны исходить из того, что под владельцем рекламной конструкции понимается ее фактический владелец. При этом не имеет значения, кому выдавалось разрешение на установку соответствующей рекламной конструкции.
21. Часть 22 статьи 19 Закона о рекламе в качестве общего правила предусматривает судебный порядок обязания лица демонтировать рекламную конструкцию. Исключение из этого правила установлено частью 10 статьи 19 Закона о рекламе, допускающей демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции без судебной процедуры на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что в случаях, когда обязанность демонтировать рекламную конструкцию возникла в связи с аннулированием разрешения, признанием его недействительным или истечением срока его действия, должен применяться судебный порядок демонтажа рекламной конструкции.
22. Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н.
Пункт 10 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» раскрывает содержание понятия «медицинская деятельность».
Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга».
В связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.
23. Пункт 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе устанавливает запрет в рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
При применении данной нормы судам следует учитывать, что реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.
24. В соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.
Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
25. В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.
К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
Вместе с тем рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов.
В то же время к информации, определяющей фактическую стоимость кредита, не может быть отнесена информация о неблагоприятных последствиях нарушения договора на оказание финансовых услуг, которые может понести заемщик при неисполнении обязательства, поскольку указанные последствия не могут быть определены рекламодателем до возникновения факта нарушения соответствующих условий договора.
Судам необходимо учитывать, что положения статьи 28 Закона о рекламе не могут применяться к отношениям, связанным с предоставлением товарного и (или) коммерческого кредита.
26. В силу части 2 статьи 19 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в том случае, если привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется с помощью производства, размещения и распространения рекламы, связанной с таким привлечением денежных средств, проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет).
Согласно части 7 статьи 28 Закона о рекламе реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации.
При проверке соблюдения названных требований судам следует исходить из того, что реклама должна содержать указание на конкретный источник необходимой информации.
Наличие у потребителей рекламы потенциальной возможности получить необходимую информацию, обратившись к рекламодателю по телефону, приведенному в рекламе, или при посещении его интернет-сайта не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности, предусмотренной частью 7 статьи 28 Закона о рекламе.
27. В силу статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны сроки проведения данного мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения.
Судам надлежит учитывать, что названные нормы обязывают рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и так далее, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию).
Кроме того, нормы упомянутой статьи Закона о рекламе применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.
28. Рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за размещение рекламы, в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать следующее.
Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
В соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд может назначить экспертизу для разрешения вопросов о том, насколько та или иная информация, содержащаяся в рекламе, является воспринимаемой.
29. При рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
30. Частью 6 статьи 19.8 КоАП РФ устанавливается ответственность за неисполнение обязанности по представлению в антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно за представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо за представление недостоверных сведений, а не за исполнение этой обязанности с нарушением срока.
Следовательно, составом данного нарушения охватываются лишь те случаи, когда на момент выявления административного правонарушения лицо не представило в антимонопольный орган необходимые сведения (информацию).
31. Согласно пункту 7 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица или товара.
В силу требований статьи 1484 ГК РФ к действиям по осуществлению исключительного права на товарный знак относится в том числе размещение товарного знака в предложениях о продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе.
При применении указанных норм судам следует исходить из того, что использование товарного знака товара, правомерно введенного в гражданский оборот, возможно и другими лицами в рекламе своей торговой деятельности по реализации данного товара.
В то же время отсутствие разрешения правообладателя на использование товарного знака, индивидуализирующего товар, само по себе не влечет признания недостоверной рекламы услуг, оказываемых в отношении этого товара, если потребитель воспринимает такую рекламу как рекламу независимого услугодателя.
32. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые на основании норм права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ | А.А. Иванов |
Секретарь Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ | Т.В. Завьялова |
Обзор документа
Разъясняются вопросы, касающиеся применения отдельных положений Закона о рекламе.
Рекламой признается информация, отвечающая определенным критериям. Даже при их наличии рекламой не могут считаться сведения, которые обязательны к размещению в силу закона или размещаются в силу обычая делового оборота. Не следует считать рекламой и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товаров, оказания услуг (например, о режиме работы).
Рекламу можно признать недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.
Что касается информации о наименовании, местонахождении юрлица, о направлении проезда к нему, размещенной на знаках маршрутного ориентирования или совмещенной с ними, то нужно исходить из следующего. Если установка знака либо размещение на нем этих сведений согласованы с ГИБДД, а приведенные данные соответствуют требованиям ГОСТов, то это не является рекламой.
Субъектом ответственности за нарушение требований к установке рекламной конструкции может быть не только заказчик, но и лицо, непосредственно выполнившее работы. Не является самовольной установка рекламной конструкции, если разрешение на ее осуществление впоследствии было аннулировано, признано недействительным или срок его действия истек. При переходе права собственности на рекламную конструкцию новый собственник не обязан переоформить либо получить новое разрешение на ее установку.
Согласие абонента получать от конкретного лица справочную информацию (например, о погоде, о курсах обмена валют) нельзя истолковывать как согласие получать от этого лица рекламу.
Требование предупреждать о противопоказаниях не распространяется на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.
Наличие информации о возможности получить (уточнить) у сотрудников организации сведения об условиях оказания финансовых услуг не освобождает рекламодателя от обязанности опубликовать условия, влияющие на стоимость данных услуг, если в рекламе сообщается хотя бы одно из них.