за что поднимать ниву хайджеком
Hi-jack и другие ништяки для экспедиции
2 Держатель рукоятки домкрата я взял самую дешевую Риф ( без неё при езде по неровностям ручка адски бьётся о рейку)
3 Кронштейны для крепления домкрата Hi-Lift я взял опять же Риф тупо потому, что они дешевые ( служат для надежного крепления домкрата куда захотите). Пока я не знаю куда я хочу закрепить реечный домкрат и он лежит у меня в машине закрепленный такелажными стяжками (задние сиденья я удалил уже давно для увеличения багажного отсека, поэтому он легко поместился)
4 Чехол для реечного домкрата я купил фирмы T-plus, как думаете почему? Правильно, потому что он дешевле оригинального.
5 Вот это не покупать! Но я купил и жалею! Не все компоненты комплекта будете использовать!
Набор для Hi-Lift
7 Трос синтетический РИФ 6 мм (потому что он дешёвый) 15 метров (для протяжки от автомобиля к домкрату)
8 Стропа корозащитная Tplus 10 т/3 м (для полиспаста)
9 Стропа-удлинитель РИФ 5 т/10 м (50 мм) (а вот если нет в 15 метрах от вас деревьев, а в 25 есть)
10 Ремни крепёжные комплект 2×1,8м x 1100 кг Biltema (для крепления Hi-Jack и экспедиционных канистр)
11 Крепеж универсальный (для лопаты топора и еще чего) пока незнаю куда прикорячить
12 Экспедиционные канистры. Абсолютно необходимая вещь для дальних экспедиций это запас воды и топлива. Кайфовая вещь за исключением того, что нужно переливать топливо в бак и как следствие дышать парами, раз в 2 часа сбрасывать давление паров (обязательно не заполнять их полностью), возможность утечки в связи с человеческим фактором (не закручена вторая горловина), что у меня и произошло; среди плюсов производитель заявляет о возможности использования в качестве сенд-траков, но я бы не рискнул если честно. В экспедиции сбрасывал давление паров раз в 3 часа при жаре 30-35 градусов, паров было много.
Как пользоваться реечным домкратом HiJack
Сразу скажу, авторство не моё, автор известный среди джиперов ЛЁНЯ НЕМОДНЫЙ, да простят меня модераторы за использование авторского материала, но столь подробной и толковой инструкции я у нас на сайте не встречал.
Повествование ведется от имени автора, Лёни Немодного:
«16 минут на прочтение и 28 минут видео:
Реечному домкрату уже более 110 лет. Предназначенный для подъема железнодорожных вагонов, он вполне нашел себя в оффроуде и знаком многим покорителям бездорожья. Это устройство, которое начинающие джиперы покупают чуть ли не первым, насмотревшись как лихо им орудуют опытные товарищи, а еще хуже черпают свой опыт из многочисленных видеороликов. Но, к сожалению, не все понимают на сколько это серьезный и травмоопасный инструмент. Соблюдение техники безопасности должно быть безукоризненным. Прежде чем приступить к работе с этим чудом инженерной мысли, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с материалом ниже.
Самое интересное, что ошибаться свойственно не только новичкам, но и опытным пользователям. Все дело в том, что домкратом пользуются не часто, со временем навыки притупляются, остается лишь одна уверенность, что «я отлично умею работать джеком». В результате — упавшие с домкрата машины, углубившиеся в грунт рейки и, к несчастью, поврежденные руки и разбитые лица. Реечный домкрат — это профессиональный инструмент, требующий вдумчивого и аккуратного обращения, — только в этом случае его использование принесет пользу, а не усугубит изначальную проблему.
Если кому-то лень читать текст, то рекомендуем сразу перейти к просмотру короткого, но информативного видео:
Название «хайджек» плотно укоренившееся за данным элементом внедорожного снаряжения автомобиля есть не что иное, как усеченная транскрипция названия оригинального изделия HiLiftJack.
При простоте конструкции способов применения в оффроуде у него более чем достаточно.
Хайджек — прибор изначально импортный, а значит требует бережного и аккуратного ухода… А вот и нет. Одно из основных достоинств этого устройства в том, что оно вообще не требует никакого ухода, кроме редкого кратковременного полоскания в не очень грязной луже.
Ну да, обо всем по порядку. Хайджек это палочка-выручалочка джипера, для начинающего любителя бездорожья школа самостоятельного высвобождения из засады начинается именно с упражнений с этим красным другом. Чем дальше джипер уходит по пути «замонстрячивания» автомобиля, тем реже оперирует старым добрым джеком, но тем не менее возит его с собой всегда, потому как сколько лебедок на машину не повесь и санд-траков не приверни, случаются ситуации когда без джека никуда. Об этом далее.
Хайджеки бывают разные
Коренной американец НiLift на российском рынке представлен моделями с чугунной и стальной рейкой. И тот и другой прекрасно справляются с поставленной задачей, а именно подъемом 1.5 тонн груза на максимальную высоту ограниченную длинной рейки, которая, кстати, бывает разной.
Так же, в России активно продается отечественный домкрат фирмы «Сорокин инструмент» и китайское изделие FarmJack. Внешне они практически не отличаются от HiLift, разве что цветом (в отличие от бордового оригинала) «Сорокин» светло-красный, а китаец желтый. Оба эти изделия безусловно имеют право на жизнь и вполне вам подойдут если реечным домкратом вы пользуетесь редко или не пользуетесь совсем. Отправляясь же на штурм тотального бездорожья настоятельно рекомендую вам не экономить 50 долларов и обзавестись оригинальным изделием.
Как этой штукой пользоваться:
И вот вы стали счастливым обладателем реечного домкрата. Не торопитесь прятать его в недрах салона или приворачивать к верхнему багажнику. Перед тем как отправляться в пампасы стоит потренироваться «на сухом». Начнем с того, что подложим под колеса машины упоры, заблокируем руль и поставим машину на стояночный тормоз. Подставляя домкрат под силовой бампер или порог следует «пятку» джека задвинуть чуть глубже, чтобы домкрат оказался немного наклонен от машины, когда вы начнете поднимать автомобиль он выровняется, а вот если этого не сделать то в процессе подъема он наклониться в сторону автомобиля и может его помять. Я знаю, что вы скажете — нам вмятины нестрашны. Охотно верю, но, друзья мои, есть большая разница между боевыми вмятинами, полученными по ходу борьбы с бездорожьем и следами от борьбы с собственной глупостью. У, да я отвлекся. Хайджек установлен, теперь переводим переключатель режимов (единственный переключатель на изделии расположенный слева от механизма) в верхнее положение до щелчка (это может потребовать некоторых усилий), беремся за ручку и тянем за нее вверх до тех пор пока площадка механизма не упрется в автомобиль, после чего начинаем собственно процесс подъема.
Для этого встаем слева от домкрата и правой рукой беремся за конец ручки сверху, а левой держим рейку обхватив ее снаружи при этом большой палец прижат к рейке сбоку, в противном случае вы имеете море шансов заработать сотрясение мозга, сопровождающееся переломом большого пальца (если вы левша, то располагаетесь зеркально, но при этом соблюдая все указанные выше требования, потому как ручка домкрата имеет свойство вырываться из неопытных рук и слету попадать в подставленные части тела нанося при этом максимум возможного ущерба).
Итак, крепко беремся за ручку и начинаем делать поступательные движения вверх-вниз. При этом амплитуду следует ограничить моментом перещелкивания шпонок. Поднимая машину следите за тем, чтобы рейку домкрата не перекашивало. Когда машина поднята на требуемую высоту, зафиксируйте ручку джека в сложенном положении и слегка покачайте машину дабы убедиться что она не собирается падать с домкрата. При работе с автомобилем поднятым на джеке помните, что нельзя находиться сбоку от домкрата потому как при падении он пойдет именно вбок, и не дай Боже вам в этот момент оказаться на его пути.
Теперь процедура вторая — опускание автомобиля. Вы думаете самым сложным было поднять? Ан нет. Самое сложное и травмоопасное действие при работе с хайджеком это опускание автомобиля. Освобождаем ручку из фиксатора и опускаем вниз правой рукой, левой же перещелкиваем переключатель режимов в нижнее положение, сделать это весьма не просто и если не получается рукой, то слегка стукните по нему ступней. Теперь поднимите ручку вверх и опускайте вниз, вниз она пойдет очень легко, но пусть вас это не расслабляет, будьте начеку и крепко держите ручку рукой, как только верхняя шпонка механизма выйдет из рейки, на вашу руку придет все то усилие, которое потребовалось вам для последнего нажатия когда вы поднимали автомобиль. По мере того как вы будете поднимать ручку вверх, нагрузка будет ослабевать и примерно к половине хода ручки исчезнет полностью. Когда машина будет опущена, освобожденный от нагрузки механизм джека опустится вниз по рейке самостоятельно, если этого не происходит, поднимите ручку вверх и подергайте.
Чтобы лучше закрепить материал, давайте теперь внимательно посмотрим на картинки:
Выбор реечного домкрата
Раз уж зашла речь о бездорожье, то помимо грязевых шин, лебедок и прочих нужных вещей вам обязательно потребуется реечный домкрат, причем не какой-то обычный, а длинный и называется он «хайджек».
Название от английского хай — высоко, джек – домкрат. Такой домкрат – непременный атрибут любого автомобиля, на котором предполагается ездить в бездорожье, причем в такое, где вы будете застревать.
Какой Джек брать на Ниву?
Основное правило выбора — если у приятелей уже есть такие, то попросите – поднимите Ниву на такую высоту, чтобы колеса только-только оторвались от земли. И смотрите, сколько еще свободного хода осталось, должно быть примерно 30 сантиметров. Ибо машина может быть лифтована, с большими колесами — это также нужно учитывать.
При покупке сразу стоит определится с несколькими вещами – с производителем и с размерами. Производителей хайджеков очень много, при выборе посоветую следующее – если хотите суперкачество и надежность, бренд – то берите оригинальные домкраты от американской компании HiLift, выпускает она их уже сотню лет и все более менее заядлые джипперы используют «джеки» именно этой марки. Внешний вид запоминающийся, сразу видно – бренд, они красного и черного цвета. Вот фото оригинального американского:
Сделаны из чугуна, отдельные детали из стали. Такие домкраты – эталон надежности и качества. Пусть дороже – но они того стоят. По крайней мере длинные варианты(60 и более дюймов) не гнутся, как китайские.
Модели в своем названии имеют цифры, которые означают длину в дюймах.
Например, модель HL485 имеет длину 120 см, а 605 – 150 см. В общем-то, эти две модели и берут чаще всего. В обычную Ниву 120 хайджек влазит в багажник только по диагонали, а 150 – никак не влезет и крепить его придется снаружи, чаще всего их располагают на экспедиционном багажнике. Если его нет – тогда смотрите, как вы будете возить домкрат, лучше взять 120 и класть в багажник.
Однако! 120 см бывает иногда недостаточно, в ситуациях с жидкой грязью, когда хайджек уходит вглубь чачи аж на 50 см. Таким домкратом вы сможете только поднять машину прямо и подложить что-либо под колеса. Но ведь основная функция хайджека – это вызволить машину из колеи, ее нужно поднять на максимум и толкать в сторону.
И так несколько раз. 48 дюймового домкрата может не хватить по длине. Тем не менее многие нивоводы говорят, что 48 дюймов будет в самый раз – вполне хватает по длине, можно положить в багажник. Так что доверимся экспертному мнению опытных нивоводов.
Оптимальной длиной для конкретных замесов по бездору станет 150 см. Однако имейте в виду – если возьмете недорогой, не оригинальный американский, а, например, китайский, то он будет у вас гнуться вполне может случится с ним вот такая беда(на фото ниже). Хотя и настоящие гнутся, если возьмете через чур длинный ))
Да и сразу возникает проблема — где его возить? Единственный вариант — на багажнике, но ведь не у каждого он установлен, верно?
Нужные приблуды для хайджека — лифтмейт, крюки, площадки, цепи
Машину поднимать можно несколькими способами – за пороги(сбоку), за задний бампер, за передний, за фаркоп и за колеса. Если выбираетесь их колеи и будете толкать вбок – то тогда только сзади или спереди. Например, штатный передний бампер старенькой Нивы из толстого алюминия выдерживает вес Нивы при поднятии спереди.
Сбоку за пороги – они должны быть специальными усиленными или под домкрат подкладываются широкие толстые доски, чтобы пятка домкрата не промяла днище. Поэтому, когда подготавливаете машину для бездорожья, лучше поставить усиленные пороги. Под них очень удобно «джетить» машину.
У многих из нас есть Нива Шевроле, которая требует более бережного к себе отношения )) Сбоку ее поднимать только с широкими досками, а потому чаще всего ее домкратят за колеса. Для этого нужно иметь специальные крючки с ремнями — лифтмейты, крючья цепляете за диск и поднимаете машину без проблем.
Либо можно прикупить специальную площадку для хайджека под фаркоп, тогда можно поднимать и сзади.
С хайджеком за спиной
Как только я обзавелся хайджеком, возник вопрос, как возить его в Ниве. Конечно же, вопрос возник еще до покупки, но тогда все представлялось просто: беру домкрат высотой 48 дюймов и кладу поперек багажника.
Вот только что-то я не припомню, чтобы за прошедшие годы хайджек хотя бы раз там побывал. Даже из магазина он ехал на заднем сиденье в картонной коробке. Лопата живет в багажнике постоянно, пара дежурных досок – тоже, а хайджек – нет.
И дело не только в том, что в багажнике и так есть чего возить. Проблема еще и в том, что когда кузов перекашивает на реальном бездорожье, багажник может не открыться. Мне вполне хватило цирковых номеров с регулировкой замка, чтобы избавиться от иллюзий на этот счет.
Идея возить хайджек на крыше была отвергнута в ходе мысленных экспериментов. При росте чуть выше Нивы, но ниже верхнего багажника я не готов поднимать 15 кг над головой и на вытянутых руках укладывать на багажник, поправлять в креплениях и так далее. Мне домкрат нужен как раз для того, чтобы не поднимать железо самому, ну и не бегать за трактором.
Хотя мне совсем не трудно таскать хайджек на плече. Почти сразу я смастерил из куска пенополиэтиленовой «шубки» для труб мягкую муфту, которая насаживается на рейку. При этом имелись в виду две задачи: носить домкрат на плече и класть на облицовку тоннеля перед задним сиденьем. То и другое отлично получается с муфтой. Первое время хайджек так и ездил в салоне, лежа поперек тоннеля.
Впрочем, от идеи возить хайджек снаружи машины, хоть и не на крыше, я отказался не сразу. В то время у меня была «калитка» для запаски на заднем бампере, но летом она не использовалась. Поскольку домкрат весит меньше запасного колеса и не выступает за габариты Нивы, почему бы ему не поездить на «калитке»?
Сказано – сделано. В стойки «калитки» были вставлены два болта, на которые насаживалась рейка домкрата. После первого испытания идея была забракована. Хайджек закрывал не только задний номер, но и целиком один из фонарей, а другой – частично. Для леса такое решение сгодилось бы, но до леса еще доехать надо. А потом и калитка была убрана.
И все же в этом решении было здравое зерно – совершенно незачем поднимать домкрат выше пояса, работая с ним возле машины. Оставалось дозреть до еще одной мысли – вообще незачем вертеть домкрат в руках. И не надо его класть, чтобы потом не наклоняться. Спина не железная.
Придумали хайджек вертикальным – вот пусть и ездит стоя. Кто сказал, что в Ниве нет стоячих мест? Лишь бы по салону не бегал…
В итоге я пришел к выводу, что лучшее место для хайджека в пятидверной Ниве – за спинкой водительского сиденья. Или пассажирского. Лично мне удобнее доставать домкрат из левой двери, так ближе.
У этого решения сплошные достоинства и никаких недостатков, кроме неудобств для одного пассажира. Но поскольку на этом месте обычно едут вещи, то им все равно. Зато преимущества составляют длинный список:
– домкрат находится внутри автомобиля, что обеспечивает его сохранность на стоянке;
– домкрат защищен от загрязнения, обледенения и воздействия воды, что очень важно для надежной работы его механизма;
– доступ к домкрату возможен с разных сторон, что необходимо при блокировании дверей сугробами, деревьями или другими препятствиями, а также при неисправности замков дверей;
– домкрат легко извлекается и ставится на место;
– для извлечения и установки домкрата достаточно поднять его выше порога салона, что примерно соответствует высоте, необходимой для переноски;
– домкрат опирается тяжелой частью на ограниченный участок пола, поэтому в принципе не может выпасть из крепления, если не произойдет переворачивания автомобиля;
– крепление удерживает легкую часть домкрата, эффективно используя принцип рычага;
– домкрат всегда стоит на резиновом коврике, что исключает загрязнение салона и багажника;
– благодаря вертикальному расположению домкрат эффективно использует площадь внутри автомобиля.
У внимательного читателя наверняка возник вопрос, о каком таком креплении идет речь? Вот и оно:
Обратите внимание, что нет никаких жестких зажимов или упоров, намертво фиксирующих домкрат. Пластиковый хомут удерживает рейку и рукоятку от раскачивания и при этом свободно скользит по ним. Хайджек стоит на полу, крепление всего лишь не дает ему упасть.
Читатели могут сами догадаться, из чего все это сделано. Подскажу лишь одну деталь. Часть крепления имеет форму скобы, потому что внутрь вставлен отрезок стальной ленты. Ее задача – предотвратить проворачивание ремня вокруг спинки сиденья.
В конструкции крепления учтен тот факт, что у меня чехлы передних сидений охватывают спинку вместе с подголовником. Поэтому если нужно закрепить что-то на спинке переднего сиденья, используется ремень, охватывающий нижнюю часть подголовника поверх чехла.
Единственное, что смущало меня во всей этой затее – слишком низкий потолок у Нивы. При высоте около 126 см хайджек не влезает в салон в вертикальном положении. Однако только из-за этого покупать домкрат высотой 33 дюйма было бы совсем неразумно.
Пожалуй, тут отлично подошел бы оригинальный домкрат высотой 42 дюйма, если бы не разница в цене между копией и оригиналом. И если бы еще он был в местных магазинах.
В итоге я укоротил свой хайджек до 110 см. Заметьте, укоротил не только рейку, но и рукоятку. Лично для меня это означает уменьшение длины рычага с моей стороны. Недостачу 16 см рейки я вряд ли когда-нибудь замечу.
Вообще-то, высота была подобрана так, чтобы расстояние от конца рейки до верхнего отверстия получилось таким же, как на исходном изделии. В результате можно установить верхний «клюв», как было задумано производителем домкрата. Нужно ли это – другой вопрос. Я давным-давно открутил эту деталь за ненадобностью. Поводов сожалеть об этом пока не было.
Мой домкрат уже десять лет ездит в лес притороченным к спинке сиденья. Как-то раз он прокатился до Алтая и обратно. Сам он так и не понадобился, а вот экономное использование пространства отлично пригодилось.
В родных краях однажды на скорости около 60 км/ч я вылетел с обледеневшей дороги в заполненный снегом кювет и ударился колесом и углом кузова неизвестно обо что. В результате были погнуты детали подвески и кузова, повреждено колесо, хотя машина осталась на ходу. Я потом еще на трех с половиной колесах доехал до мастерской.
Об этом можно рассказать отдельно, в том числе о хороших людях, которых я встретил. Но здесь важно, что хайджек тогда остался на месте и, судя по всему, даже не подпрыгнул.
Зато возникло неожиданное последствие такого размещения домкрата. Когда мне надоело регулярно ломать ручку замка багажника, я решил разобраться с проблемой. Тут-то и выяснилось, что тросик от той ручки идет весьма извилистым путем, потому что слишком длинный. А избыток длины уложен под напольным покрытием как раз в том месте, где стоит домкрат.
Разумеется, хайджек своей тяжестью лишь усугубил проблему, созданную изготовителями машины. Пришлось укоротить тросик на 15 см. Ну, это многим знакомо.
НИВА КЛУБ
International Niva Club
Поднятие Нивы хай джеком
Поднятие Нивы хай джеком
Сообщение BornSlippy » 14 дек 2009, 19:49
Ребята подскажите, если джечить за стоковый бампер, он сильно гнется, царапаеться, краска слазит?
Тему разделил и переместил Magellan
Re: Китайский хайджек
Сообщение hohol007 » 14 дек 2009, 19:53
Re: Китайский хайджек
Сообщение MEW » 14 дек 2009, 19:54
Re: Китайский хайджек
Сообщение medvedka » 14 дек 2009, 20:01
Re: Поднятие Нивы хай джеком
Сообщение MEW » 14 дек 2009, 20:11
Re: Поднятие Нивы хай джеком
Сообщение MEW » 14 дек 2009, 20:20
Re: Китайский хайджек
Сообщение BornSlippy » 14 дек 2009, 23:30
я эту фоту на Драйве увидел, вот и назрел вопрос )))
почему швеллер не хочеш? ведь у тебя в планах лебеда