за что вольтер критикует церковь

Православная Жизнь

Вольтер – французский философ и просветитель, живший в XVIII столетии.

за что вольтер критикует церковь. Смотреть фото за что вольтер критикует церковь. Смотреть картинку за что вольтер критикует церковь. Картинка про за что вольтер критикует церковь. Фото за что вольтер критикует церковь

В церковной среде он чаще всего известен как безбожник благодаря знаменитой фразе, обращенной к Католической Церкви: «Раздавить гадину». Большинство людей, незнакомых с философскими и религиозными взглядами Вольтера, считают его атеистом. Действительно, если смотреть на него как на активного антиклерикала и борца с Церковью, то он выглядит именно как атеист, но с чисто философской точки зрения Вольтера все-таки нужно отнести к деистам, убежденным в существовании Бога, создавшего этот мир, но больше не имеющего к нему никакого отношения. Именно гармоничная устроенность мироздания удерживала Вольтера от атеизма, и именно эту его позицию позднее критиковал Чарльз Дравин.

Дабы не омрачать картину взглядов Вольтера, сразу отметим ряд его положительных идей. У Фомы Аквинского он перенял космологическое доказательство бытия Бога, которое и сейчас является достаточно убедительным. Вольтер говорил, что все, что существует, имеет причину своего существования в другом существе. Если, таким образом, «отматывать» шаги обратно в прошлое, то мы должны будем прийти к самосуществующему Существу, которое и есть Бог.

Другое доказательство бытия Бога Вольтер перенял у английского богослова и философа Уильяма Пейли, он говорил: «Я всегда буду придерживаться того мнения, что часы доказывают существования часовщика, а мироздание доказывает существование Бога… С моей точки зрения, в природе, как произведении искусства, я не могу видеть ничего иного, коме конечных причин; и я настолько же убежден, что яблони созданы, чтобы приносить яблоки, насколько я убежден, что часы созданы, чтобы показывать время суток… Уже само по себе это выглядит для меня самым убедительным доказательством существования Бога, и я совершенно не представляю, каким образом не него можно было бы возразить». Согласно мнению Вольтера, Бог был необходим, чтобы мир начал быть, но с того времени Он не проявляет никакой провиденциальной заботы о мире. Нельзя не сказать, что такой взгляд на Бога достаточно популярен у представителей той современной молодежи, которая еще не решается вступить на путь полного атеизма и материализма.

Критика христианства Вольтером началась с его поэмы «Послание Урании», где он говорит о ветхозаветном Боге как о тиране, негуманно осуждающем всех подряд язычников на вечные муки. Результатом таких взглядов стала его молитва, обращенная к деистическому, но милостивому богу: «Я не христианин и могу любить тебя больше».

Как деист, Вольтер полностью отрицал возможность чудес, придерживаясь аргументации, сформированной Бенедиктом Спинозой и Дэвидом Юмом. Его позиция, как и позиция всякого деиста, заведомо уязвима. Он отрицает реальность «малых» чудес, при этом признает самое великое чудо – сотворение мира из ничего.

Пытаясь обосновать свои деистические взгляды, Вольтер также акцентирует внимание на наличии несправедливости в мире, которая была бы исправлена, если всемогущий Бог мог вмешаться или вмешивался бы в дела и процессы этого мира. Но здесь он снова противоречит сам себе. Как можно постулировать невозможность исправления несправедливости, не постулируя при этом существование окончательного эталона справедливости? Но если Бог все-таки справедлив, то и проблема зла будет решена. Если Бог справедлив и всемогущ, Он исправит всякую несправедливость в то время, которое изберет Сам. Позиция Вольтера оказывается заведомо ложной, ведь тот факт, что зло и несправедливость еще не уничтожены, никак не означает, что так будет всегда. Если существует всеблагой Бог, то Он хочет уничтожить зло и несправедливость, а если Бог еще и всемогущ, Он может это сделать.

Взгляды Вольтера были во многом характерны для настроений его времени. В своем стремлении избавиться от церковного влияния общество становилось близоруким. Принято было говорить о зле, при этом забывали, что зло не самобытно, и его оценка именно как зла возможна лишь при наличии эталона Добра. Все эти аргументы активно используются и современными критиками христианства, однако при этом многие забывают, к чему приводит гуманизм, оторванный от своих христианских корней: «Новый Чингисхан, родившийся из недр самой Европы, обрушился на нее воздушными бомбардировками, разрушающими целые города, газовыми камерами для массового истребления людей и грозит теперь смести человечество с лица земли атомными бомбами», – писал Семен Франк, которого дополняет Бердяев, указывая на кризис просветительского гуманизма: «Не осуществилось ничего из этих стремлений, ни в области познания – в науке и философии, ни в области художественного творчества, ни в области жизни государственной, ни в области жизни экономической, ни в области реальной власти над природой».

Вольтер не был дураком, он не был и атеистом, но был безбожником, восставшим против Истины, а всякое противление Истине есть ложь. И чем больше лжи, тем больше и ошибок, цена которых может быть очень высокой. Будем надеяться, что заблуждения Вольтера послужат уроком для тех, кто пытается бороться с христианством сегодня, а иначе история имеет свойство повторяться.

Протоиерей Владимир Долгих

Источник

Борьба Вольтера за веротерпимость

Вольтер известен своей борьбой против религиозного фанатизма, против преследований невинно осужденных. Как отмечал В. Г. Короленко, «Вольтер сделал великое дело – выступил защитником несправедливо осужденного. Я не говорю о том, сколько мрачных предрассудков разрушено им, но вот эта его упрямая защита безнадежного, казалось, дела, это великий подвиг. Он понимал, что человек прежде всего должен быть гуманным человеком. Необходима – справедливость». Это высказывание о деле Жана Каласа (см. о нем далее) тем более ценно, что Короленко сам выступал защитником невинно осужденных.

Фернейский отшельник отнюдь не был сторонником принципа отделения церкви от государства в современном смысле слова, этот принцип уходит своими корнями в эпоху французской революции. Вольтер считал, что в государстве должна быть одна государственная религия, остальные являются только допустимыми. Однако во-первых, церковь должна быть подчинена государству, а во-вторых, недопустимо преследование инакомыслящих и верующих по-другому, прежде всего протестантов. В Библиотеке Вольтера имеются материалы по этим делам, в частности по знаменитому делу в защиту Жана Каласа и по делу Ла Барра и д’Эталлонда.

за что вольтер критикует церковь. Смотреть фото за что вольтер критикует церковь. Смотреть картинку за что вольтер критикует церковь. Картинка про за что вольтер критикует церковь. Фото за что вольтер критикует церковь

за что вольтер критикует церковь. Смотреть фото за что вольтер критикует церковь. Смотреть картинку за что вольтер критикует церковь. Картинка про за что вольтер критикует церковь. Фото за что вольтер критикует церковь за что вольтер критикует церковь. Смотреть фото за что вольтер критикует церковь. Смотреть картинку за что вольтер критикует церковь. Картинка про за что вольтер критикует церковь. Фото за что вольтер критикует церковь

На обратной стороне листа – расписка вдовы Каласа:

за что вольтер критикует церковь. Смотреть фото за что вольтер критикует церковь. Смотреть картинку за что вольтер критикует церковь. Картинка про за что вольтер критикует церковь. Фото за что вольтер критикует церковь за что вольтер критикует церковь. Смотреть фото за что вольтер критикует церковь. Смотреть картинку за что вольтер критикует церковь. Картинка про за что вольтер критикует церковь. Фото за что вольтер критикует церковь

за что вольтер критикует церковь. Смотреть фото за что вольтер критикует церковь. Смотреть картинку за что вольтер критикует церковь. Картинка про за что вольтер критикует церковь. Фото за что вольтер критикует церковь

Особый интерес Вольтера к вопросам веры отразился в составе его библиотеки, где имеются как священные книги мировых религий и богословские трактаты, так атеистические и деистические сочинения, а также обширная коллекция документов, связанных с защитой Вольтером жертв религиозного фанатизма и судебного произвола. Парадоксальным образом, Вольтер утверждал необходимость веры в Бога – и опасность религии, часто порождающей жестокость и суеверие. «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать» – но вера в Бога должна склонять людей к веротерпимости, а не к фанатизму.

Авторы: А.А.Златопольская,
при участии К.Пайяра и Н.Сперанской

Источник

II. 1. Вольтер о христианстве

II.1. Вольтер о христианстве

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. «ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)». КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Итоги своего многолетнего исследования истории христианства, его возникновения и развития Вольтер изложил в нескольких статьях и памфлетах, в том числе:

«Истории возникновения христианства»;
«Вопросах о чудесах» и
«Инструкции настоятеля монастыря капуцинов в Рагузе монаху Педикюлозо, отправляющемуся в обетованную землю».

Некоторые из этих размышлений представляют особый интерес.

1. Господь заключил Завет с Авраамом, по которому Он отдавал ему всю землю от Нила до Евфрата. Почему этот договор не выполнен?

2. Откуда пришла кавалерия, которую Фараон послал на Красное море для преследования евреев – ведь все животные погибли на шестой и седьмой день от язв, которые наслал на скот Господь?

3. В Библии сказано: «Если заведется пророк, который скажет, что надо идти к другим богам, то убейте его немедленно. Если ваш брат, сын, дочь, жена или друг скажет Вам: пойдем, поклонимся чужестранным богам, то немедленно убейте этого человека». Но Отцы церкви не заметили, что это является прямым обвинением против Иисуса Христа: религия, установленная его приверженцами, разрушила иудейскую религию, следовательно, Иисус заслужил, чтобы его убили собственные отец и мать.

4. Маловеры утверждают, что недостойно Бога если бы он создал религию (иудейскую) для того, чтобы ввести новую (христианскую), а если она лучше первой, то опять-таки недостойно Бога укреплять свою вторую религию мелкими чудесами, после того как Он основал первую на величайших знамениях. Исцеление бесноватых, превращение воды в вино (в христианской религии) – это совсем не то, что казни египетские или Чермное море (ныне Красное), которое расступилось и застыло на месте, или же остановившееся солнце (в иудейской религии).

5. Все Евангелия начинены абсурдными чудесами и были написаны в тайне, много лет спустя после событий, христианами, расселенными по греческим городам. Эти книги (Евангелия) были совершенно неизвестны в течение двух веков язычникам, не могли быть опровергнуты римскими историками, не имевшими ни малейшего представления об их существовании. Не было случая, чтобы языческий автор цитировал хоть одно слово из Евангелий.

В течение двух веков римляне ничего не знали о христианской религии и о Евангелиях. Они имели смутное представление о том, что существует какая-то иудейская секта, которую называют галилейской или христианской, или сектой бедных. Имена Иакова, Авраама, Ноя, Адама, Евы так же оставались неизвестны как римскому Сенату, так и греческим писателям вплоть до 300 г. н. э.

6. На Никейском соборе (в 325 г.), на котором были выработаны символы христианской веры, председательствовал император Константин, который принял христианство перед самой смертью. На этом соборе были выбраны истинные Евангелия из 50 существующих к тому времени: «Положили все Евангелия на престол, затем призвали духа святого: апокрифы тут же попадали на пол, а истинные Евангелия остались».

7. В Евангелии от Матфея Мария и Иосиф увели свое дитя (Иисуса) в Египет, а в Евангелии от Луки святая семья осталась в Вифлееме.

8. В Евангелии от Матфея род Иисуса выводится от Давида и Авраама через 41 колено, а в Евангелии от Луки – через 56 колен.

9. В Евангелии от Матфея тысячи Вифлеемских младенцев были зарезаны по приказу царя Ирода, т. к. волхвы сказали ему, что родится Мессия. Вольтер считает это «смехотворным и ужасным». Ироду было 70 лет, он находился на смертном одре и будто бы испугался младенца, который родился в деревянном стойле. «Почему ни Марк, ни Лука, ни Иоанн, и вообще никто более не приводит этой басни».

10. В Евангелии от Матфея Иисус после воскрешения явился ученикам дважды, в Евангелии от Марка – трижды, в Евангелии от Иоанна – четырежды.

11. В Евангелии от Луки Иисус вознесся на небо в Вифании, в Евангелии от Иоанна – в Иерусалиме.

12. Когда Христос вошел в храм, Он изгнал торговцев («которые законным образом находились там, чтобы продавать животных, приносимых в жертву храму»), т. е. нарушил общественный порядок. Кроме этого, Иисус опрокинул столы меновщиков, швырнул их деньги на землю. Невероятно, «чтобы столько людей позволили себя избивать и изгонять одному человеку». Однако, справедливо, что за это Иисус подвергся судебному преследованию, но все же это не было основанием для казни.

13. Как могли иудеи распять Христа, которого сам Бог при крещении Иисуса торжественно объявил своим сыном в их присутствии?

14. Во время распятия Христа, согласно Евангелиям, мрак покрыл всю землю, камни раскалывались, гробы отверзлись, мертвецы выходили оттуда и прогуливались по Иерусалиму. Но, ни один свидетель, ни один писатель, в том числе и Флавий, об этом не пишут. Если бы это произошло, то об этом писали бы все историки от Китая до Греции и Рима.

15. Как понимали христианские проповеди народы, не знавшие иудейского языка?

16. Первые христианские богословы не приводили ни одного текста из четырех канонических Евангелий (от Матфея, от Луки, от Марка и от Иоанна), они цитировали другие Евангелия, считающиеся ныне апокрифическими. Это доказывает, что апокрифические Евангелия были написаны раньше канонических.

17. Мать императора Константина отправилась в Иерусалим и нашла Гроб Господень и три креста, сохранившиеся в целости в течение 300 лет, на которых были распяты Христос, Благоразумный и Неблагоразумный разбойники. Как определить, на каком кресте распят Христос.

Три креста отнесли к смертельно больной женщине. Сначала ее положили на крест неблагоразумного разбойника – болезнь усилилась, затем на крест благоразумного разбойника – страдания немного облегчились, и, наконец, на крест Иисуса Христа – больная мгновенно исцелилась.

Таким образом, Вольтер считал церковное учение ложным. Он отвергал все существовавшие религии, с какими бы то ни было персонифицированными богами (Христом, Аллахом или Буддой).

Главной мишенью сатиры Вольтера были христианство и Католическая церковь, которую он считал врагом прогресса.

Несмотря на это, Вольтер не был атеистом и верил в идею «верховного разума», будучи сторонником «деизма», которого придерживались многие просвещенные умы его времени.

Источник

Новое в блогах

Вольтер. Здание обмана

Воинствующими противниками церкви и религии во Франции была группа философов-энциклопедистов, объединенная вокруг издания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», которую называли тогда «осадной машиной против церкви и монархии».

Вольтер, живший в XVIII веке (1694—1778 гг.) ставил себе целью уничтожение старого, основанного в первые годы христианства «здания обмана», ту религию, которая своими когтями растерзала Францию, своими зубами пожирала людей, более десяти миллионов предала мучительной смерти.

Он считал, что глупость людей — это и есть источник религии. Поэтому церковь так усердно поддерживает невежество и борется против науки. Пользуясь легковерием и глупостью, плуты говорят с людьми от имени богов. Они это делают для того, чтобы установить свое господство над людьми, чтобы придать своим честолюбивым замыслам вид божественной воли, которую человек должен исполнять.

Религия, по мнению Вольтера, возникает, когда обманщик найдет достаточно глупого человека, который поверит, что он говорит от имени бога. Вольтер писал, что в основе христианской религии нет ничего, кроме сплетения самых пошлых обманов, «сочиненных подлейшей сзолочью, которая одна лишь и исповедовала христианство в течение первой сотни лет». «Отцы церкви фабрикуют фальшивые письма Иисуса Христа, письма Пилата, письма Сенеки, апостольские уставы, изречения сивилл, евангелия числом более сорока, деяния Варнавы, литургии Петра, Иакова, Матфея, Марка и т. д., и т. д.»

Вольтер подчеркивал, что церковь вредна для общества, потому что духовенство, само не работая, проповедует презрение к труду. А все благополучие и счастье человечества, говорил Вольтер, может быть основано только на труде. Церковники же требуют, чтобы люди молились, вместо того чтобы трудиться.

Самой вредной и опасной религией Вольтер считал христианство. Зло было не в искажении первоначального истинного учения Христа, а в том, что заложено в самой основе христианства. Ведь вся история церкви — это длинный ряд ссор, обманов, преступлений, мошенничеств, грабительства и убийств. Следовательно, все зло лежит в самой сущности христианства. Волк ведь тоже хищник по своей природе и вовсе не случайно набрасывается на овец.

Пожалуй, одним из самых больших злодеяний католической церкви была «Варфоломеевская ночь» — ночь на 24 августа 1572 года, в канун праздника святого Варфоломея. В эту ночь в Париже банды убийц-католиков бросились к домам, в которых жили протестанты-гугеноты, не признававшие власти римского папы. Улицы Парижа и других городов были усеяны трупами, вода в Сене и многих реках окрасилась кровью. Истреблены были десятки тысяч невинных людей.

Когда папа получил известие о событиях той ночи, он приказал осветить Рим иллюминацией, выбить в честь этого события медаль и отправил в Париж кардинала с поздравлением «христианнейшего» короля Франции и его матери Екатерины Медичи. В Риме с крепости Святого Ангела стреляли пушки в честь доблестной победы над гугенотами. Папа приказал также устроить праздник для народа и сам торжественно посетил три храма, в которых благодарил бога за радостную весть о «великолепном всесожжении, устроенном французским королем во славу католической церкви».

Достаточно подсчитать всех тех, кого уничтожила христианская церковь во имя религии, чтобы уже не сомневаться в том, что религиозные идеи не всегда будут владеть миром. Сколько напрасно погибло людей во время кровавого безумия крестовых походов на Восток и во время крестовых походов рыцарей, опустошивших Балтийское побережье! А сколько было ненужных жертв во время резни альбигойцев и истребления других еретиков, всех этих десятков тысяч неповинных людей, которые были зарезаны или сожжены заживо во имя «всемилостивого» бога! А во время реформатских войн, когда «святые» папы, «святые» епископы, «святые» аббаты в течение двух столетий шагали по трупам! Если сосчитать все убийства, все головы священников и мирян, отрубленных палачом, тела сожженных на множестве костров во всех странах, кровь, пролитую от края и до края Европы, палачей, уставших от своих трудов во имя веры, жертвы Варфоломеевской ночи и тридцать гражданских войн из-за разногласий в правилах веры, то окажутся десятки миллионов человек, которые были зарезаны, утоплены, сожжены, колесованы, повешены во имя любви к христианскому богу! И в то время как эта страшная цепь убийств происходила в Европе, а в Америке были убиты, как дикие звери в охотничьем парке, несчастные индейцы, под предлогом, что они не хотели стать христианами, — в то самое время римские папы наслаждались жизнью.

Римские папы затопили кровью невинных весь мир. Вольтер прекрасно видел, что вся история католической церкви состоит из войн, резни и пыток, и он не мог молчать. Духовенство постоянно следило за ним. Два раза Вольтер был заключен в Бастилию, а потом выезжал из Франции в Англию, Голландию или Швейцарию, подальше от французской полиции. Только в конце его жизнь стала спокойнее, когда он купил два поместья по обе стороны французско-швейцарской границы. От французской полиции он скрывался в Швейцарии, от преследований швейцарской полиции — в своем французском поместье.

Сочинения Вольтера имели большой успех в России, где появлялись в переводах на русский язык. Но во время французской буржуазной революции 1789 года они были запрещены Екатериной II, как «вредные и наполненные развращением». С тех пор всякий безбожник, свободомыслящий человек и «бунтовщик» назывался в России «вольтерьянцем».

Источник

Реферат: Вольтер о религии

за что вольтер критикует церковь. Смотреть фото за что вольтер критикует церковь. Смотреть картинку за что вольтер критикует церковь. Картинка про за что вольтер критикует церковь. Фото за что вольтер критикует церковь

ВОЛЬТЕР, ФРАНСУА МАРИ АРУЭ

Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил (уничтожьте подлую), Вольтер обрушивался и на иудаизм, и на христианство (например в Обеде у гражданина Булэнвилье), изъявляя впрочем своё уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате Бог и люди); с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал Завещание Жана Мелье, священника-социалиста XVII века, не щадившего слов для развенчания клерикализма.

Воинствующими противниками церкви и религии во Франции была группа философов-энциклопедистов, объединенная вокруг издания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», которую называли тогда «осадной машиной против церкви и монархии».

Вольтер, живший в XVIII веке (1694-1778 гг.) ставил себе целью уничтожение старого, основанного в первые годы христианства «здания обмана», ту религию, которая своими когтями растерзала Францию, своими зубами пожирала людей, более десяти миллионов предала мучительной смерти.

Он считал, что глупость людей это и есть источник религии. Поэтому церковь так усердно поддерживает невежество и борется против науки. Пользуясь легковерием и глупостью, плуты говорят с людьми от имени богов. Они это делают для того, чтобы установить свое господство над людьми, чтобы придать своим честолюбивым замыслам вид божественной воли, которую человек должен исполнять.

Религия, по мнению Вольтера, возникает, когда обманщик найдет достаточно глупого человека, который поверит, что он говорит от имени бога. Вольтер писал, что в основе христианской религии нет ничего, кроме сплетения самых пошлых обманов, «сочиненных подлейшей сволочью, которая одна лишь и исповедовала христианство в течение первой сотни лет». «Отцы церкви фабрикуют фальшивые письма Иисуса Христа, письма Пилата, письма Сенеки, апостольские уставы, изречения сивилл, евангелия числом более сорока, деяния Варнавы, литургии Петра, Иакова, Матфея, Марка и т. д., и т. д.»

Вольтер подчеркивал, что церковь вредна для общества, потому что духовенство, само не работая, проповедует презрение к труду. А все благополучие и счастье человечества, говорил Вольтер, может быть основано только на труде. Церковники же требуют, чтобы люди молились, вместо того чтобы трудиться.

Когда папа получил известие о событиях той ночи, он приказал осветить Рим иллюминацией, выбить в честь этого события медаль и отправил в Париж кардинала с поздравлением «христианнейшего» короля Франции и его матери Екатерины Медичи. В Риме с крепости Святого Ангела стреляли пушки в честь доблестной победы над гугенотами. Папа приказал также устроить праздник для народа и сам торжественно посетил три храма, в которых благодарил бога за радостную весть о «великолепном всесожжении, устроенном французским королем во славу католической церкви».

Достаточно подсчитать всех тех, кого уничтожила христианская церковь во имя религии, чтобы уже не сомневаться в том, что религиозные идеи не всегда будут владеть миром. Сколько напрасно погибло людей во время кровавого безумия крестовых походов на Восток и во время крестовых походов рыцарей, опустошивших Балтийское побережье! А сколько было ненужных жертв во время резни альбигойцев и истребления других еретиков, всех этих десятков тысяч неповинных людей, которые были зарезаны или сожжены заживо во имя бога! А во время реформатских войн, когда «святые» папы, «святые» епископы, «святые» аббаты в течение двух столетий шагали по трупам! Если сосчитать все убийства, все головы священников и мирян, отрубленных палачом, тела сожженных на множестве костров во всех странах, кровь, пролитую от края и до края Европы, палачей, уставших от своих трудов во имя веры, жертвы Варфоломеевской ночи и тридцать гражданских войн из-за разногласий в правилах веры, то окажутся десятки миллионов человек, которые были зарезаны, утоплены, сожжены, колесованы, повешены во имя любви к христианскому богу! И в то время как эта страшная цепь убийств происходила в Европе, а в Америке были убиты, как дикие звери в охотничьем парке, несчастные индейцы, под предлогом, что они не хотели стать христианами, в то самое время римские папы наслаждались жизнью.

Римские папы затопили кровью невинных весь мир. Вольтер прекрасно видел, что вся история католической церкви состоит из войн, резни и пыток, и он не мог молчать. Духовенство постоянно следило за ним. Два раза Вольтер был заключен в Бастилию, а потом выезжал из Франции в Англию, Голландию или Швейцарию, подальше от французской полиции. Только в конце его жизнь стала спокойнее, когда он купил два поместья по обе стороны французско-швейцарской границы. От французской полиции он скрывался в Швейцарии, от преследований швейцарской полиции в своем французском поместье.

Сочинения Вольтера имели большой успех в России, где появлялись в переводах на русский язык. Но во время французской буржуазной революции 1789 года они были запрещены Екатериной II, как «вредные и наполненные развращением». С тех пор всякий безбожник, свободомыслящий человек и «бунтовщик» назывался в России «вольтерьянцем».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Вольтер о религии
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат Добавлен 03:16:11 02 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 168 Комментариев: 19 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.3 Оценка: неизвестно Скачать