за то что не приняли любви истины для своего спасения
Новый Завет
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Глава 2.
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, 2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, 4 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
5 Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
6 И ныне вы знаете, что́ не допускает открыться ему в свое время.
7 Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего 9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, 10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, 12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.
13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, 14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, 17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
Новый Завет
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Глава 2.
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, 2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
3 Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, 4 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
5 Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
6 И ныне вы знаете, что’ не допускает открыться ему в свое время.
7 Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего 9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, 10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, 12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.
13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, 14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, 17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
Глава 3.
1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, 2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.
4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.
5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, 7 ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, 8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас,- 9 не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
10 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
11 Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.
12 Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.
13 Вы же, братия, не унывайте, делая добро.
14 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.
15 Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.
16 Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!
17 Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: 18 благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Апостола Павла 2-е послание к фессалоникийцам 2:11
Толкования:
Блаж. Августин
Ст. 11-12 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду
Блаж. Феофилакт Болгарский
И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи
Пошлет, вместо: попустит ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину, и тогда оставили Бога, и ложь овладела ими. Действием заблуждения апостол называет дела антихриста, которые он делает для того, чтобы обольстить, или так он назвал и самого его, действующего по побуждению сатаны, чтобы прельстить многих.
Лопухин А.П.
Ст. 11-12 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду
Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.
См. также Толкование на 2Сол. 2:1
Прп. Ефрем Сирин
И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи
Посему, говорит, пошлет им Бог лживую силу, так что поверят обману, то есть попустит Бог придти тому, кого они ожидают.
Прп. Иоанн Дамаскин
Ст. 11-12 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду
Свт. Феофан Затворник
И сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи
Сщмч. Киприан Карфагенский
Ст. 11-12 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду
2 Фессалоникийцам 2 глава
Второе послание к Фессалоникийцам апостола Павла
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри
Апостол проявляет большую заботу о том, чтобы воспрепятствовать распространению заблуждения относительно второго пришествия Христа, в какое впали некоторые из фессалоникийцев, полагавших, что уже наступает день Христов, ст. 1−3. Затем он переходит к опровержению заблуждения, против которого предостерегал их, указывая на то, что приходу Христа должны предшествовать два великих события — всеобщее отступление и появление антихриста; относительно последнего апостол сообщает им много примечательного — о его имени, характере, о его возвышении и падении, о его правлении, о грехе и погибели его подчиненных, ст. 4−12. Затем он ободряет их против ужасов этого отступления и призывает к стойкости, ст. 13−15. И в заключении молится о них, ст. 16,17.
Стихи 1−3. Как видно из этих стихов, некоторые из фессалоникийцев, вероятно неправильно поняли учение апостола о пришествии Христа, изложенное в его первом послании, и полагали, что оно очень близко, что Христос уже грядет для суда. Или, может быть, некоторые из них притязали на особое откровение Духа Святого по этому вопросу или на особое знание, полученное от самого апостола, когда он был среди них, или через его послание, адресованное им или кому-то другому. Апостол старается исправить эту ошибку и предотвратить распространение этого заблуждения. Заметьте: Если среди христиан возникают ошибки и заблуждения, то мы должны приложить все старания, чтобы исправить их и воспрепятствовать их распространению. Добрые люди должны стараться предотвратить заблуждения, могущие возникнуть в результате ошибочного истолкования их слов и поступков, даже если сказанное и сделанное ими было совершенно невинным и хорошим. Мы имеем дело с искусным врагом, который использует всякую возможность, чтобы навредить, и иногда употребляет даже слова Священного Писания для внедрения заблуждений.
I. Как ревностно и усердно старается апостол предотвратить ошибочные взгляды: Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа. и далее, ст. 1. Он обращается с ними, как с братьями, хотя мог бы повелевать им, как отец своим детям; он проявляет большое милосердие и снисходительность к ним, стараясь снискать их расположение, доверие. С людьми, которых мы хотим уберечь или спасти от заблуждения, надо обращаться с кротостью и любовью. Это наилучший путь к достижению цели; жесткое и грубое обращение может только вызвать раздражение у них и настроить против выдвигаемых нами доводов. Апостол умоляет и даже заклинает их в необычайно торжественной форме: Молим вас, братия, о пришествии и далее. Эти слова звучат как заклинание, смысл их состоит в следующем: если они веруют, что Христос придет, и желают, чтобы Он пришел, и радуются в надежде на Его приход, то должны тщательно избегать заблуждения со всеми вытекающими из него последствиями, против которого он собирается их предупредить. Заметим здесь следующее:
1. Не подлежит никакому сомнению, что Христос придет судить мир, что Он придет во всем великолепии и силе вышнего мира в последний день, чтобы совершить суд над всеми. Какие бы сомнения или заблуждения ни возникали относительно времени Его пришествия, само Его пришествие — непреложный факт. Это было предметом веры и надежды всех святых в течение многовековой истории церкви. Более того, это было предметом веры и надежды святых Ветхого завета, со времен Еноха, седьмого от Адама, который сказал: «Се, идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих» (Иуд. 14).
2. При втором пришествии Христа святые Его соберутся все вместе к Нему. Это упоминание о собрании всех святых к Христу в пришествие Его показывает, что апостол имел в виду приход Христа для суда над миром, а не приход Его для разрушения Иерусалима. Он говорит о буквальном, а не образном пришествии. Это собрание святых составит часть славы Христа в тот день и будет завершением блаженства святых Его.
(1) Они все будут собраны вместе. Это будет общее собрание всех святых, и никого, кроме святых, там не будет. Будут собраны вместе все ветхозаветные святые, имевшие познание о Христе посредством теней закона и видевшие этот день на расстоянии, и все новозаветные святые, получившие жизнь и бессмертие посредством света Евангелия. Тогда придут от четырех ветров небесных все, кто живет сейчас, кто жил в прошлом и кто будет еще жить, от начала до конца времени. Они соберутся все вместе.
(2) Они будут собраны ко Христу. Он будет великим центром их единства. Они соберутся к Нему, чтобы сопровождать Его, быть Его помощниками и быть представленными Им Отцу; чтобы вечно быть с Ним и вечно наслаждаться совершенным блаженством Его присутствия.
(3) Учение о втором пришествии Христа и нашем собрании к Нему имеет огромную важность для христиан, иначе бы оно не было предметом апостольского заклинания. Мы должны поэтому не только верить этим истинам, но высоко ценить их и смотреть на них как на представляющие большой интерес для нас и оказывающие большое влияние на нас.
II. Против чего конкретно апостол предупреждает фессалоникийцев: чтобы они не обманывались относительно времени пришествия Христа, не колебались умом и не смущались. Заблуждения ума приводят к ослаблению нашей веры и вызывают смущение, а слабые верой и колеблющиеся умом легко поддаются обману и становятся жертвой обольстителей.
1. Апостол не хотел, чтобы они были обмануты: Да не обольстит вас никто никак. ст. 3. Существует много таких, кто только и ожидает случая, чтобы обольстить; они располагают многими способами обольщения, поэтому мы должны быть осмотрительными и стоять на страже. Некоторые обманщики претендуют на новые откровения, другие неправильно истолковывают Писания, третьи же осмеливаются на выдумки, грубые подделки. Люди будут использовать разные средства обмана и хитрые уловки, но мы должны остерегаться, чтобы никто и никакими средствами не мог нас обмануть. Конкретный вопрос, относительно которого апостол предостерегал их, чтобы они не обманывались, касался близости пришествия Христа, — они думали, будто оно должно было произойти во дни апостолов. Эта ошибка, казавшаяся многим безобидной с виду, тем не менее, была ошибкой, могущей повлечь за собой печальные последствия для многих. Поэтому:
2. Апостол предупреждает их, чтобы они не спешили колебаться умом и смущаться.
(1) Он не хотел, чтобы вера их поколебалась. Мы должны быть уверены во втором пришествии Христа, должны быть утвержденными в этой вере. Для фессалоникийцев, ожидавших скорого пришествия Христа, существовала опасность: обнаружив свою ошибку (или ошибку тех, кому они слишком доверялись) относительно времени прихода Христа, они могли потерять веру в сам факт Его пришествия. Они же не должны колебаться умом в таком важном вопросе, представляющем собой предмет веры и надежды всех святых. Лжеучения, подобно ветру, взметающему волны, способны смущать умы людей, которые иногда бывают неустойчивы, как вода.
(2) Он не хотел, чтобы они лишились утешения, смущались или боялись из-за ложных тревог. Вероятно, пришествие Христа было представлено им как нечто устрашающее, так что смутило многих серьезных христиан из их среды, в то время как оно должно быть предметом надежды и радости верующего человека. Может быть, многих смущала мысль о внезапности пришествия Христа или страх оказаться неготовыми к этому дню. Мысль о втором пришествии Христа должна побуждать нас всегда бодрствовать и молиться, но она не должна ввергать нас в уныние и тревогу.
II. Откровение человека греха (ст. 3), то есть антихриста, возьмет свое начало из этого общего отступления. Апостол далее говорит об откровении беззаконника (ст. 8), подразумевая под этим, что тогда откроется его беззаконие на погибель его; здесь же он, по-видимому, говорит о его возникновении, которое будет вызвано общим отступлением, подразумевая при этом, что все виды лжеучений и разложения будут исходить от него. Большие диспуты велись по вопросу о том, кто или что подразумевается под человеком греха и сыном погибели. Если нельзя сказать с определенностью, что под ним подразумевается, в основном или исключительно, власть и тирания папства, тем не менее ясно, что сказанное здесь очень точно соответствует ей. Ибо заметьте:
1. Имена, какими названа эта личность, или, вернее, государство и власть, о которых говорится здесь. Он назван человеком греха, чтобы отметить его крайнее нечестие: он не только сам делает беззаконие, но и содействует греху и беззаконию других, одобряет грех и повелевает грешить. Он назван также сыном погибели, потому что сам обречен на верную гибель и является орудием погибели многих других, как тел, так и душ их. Эти имена очень подходят папскому государству, ему соответствует также 2. Характеристика, приведенная здесь, ст. 4.
(1) Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею. Именно такими были епископы Рима: они не только противились Божьему авторитету и авторитету гражданских властей, но ставили себя выше Бога и земных правителей, требуя большего подчинения своим повелениям, чем повелениям Бога или гражданских властей.
3. Его выдвижение, о котором здесь говорится, ст. 6 и 7. Относительно этого нам следует заметить два момента:
(1) Нечто препятствует или не допускает открыться ему, пока не будет взят удерживающий теперь. Предполагается, что это была Римская империя, которую апостол считал ненужным называть более прямо в то время; примечательно то, что пока эта власть существовала, она препятствовала епископам Рима подняться на высоту господства, какой впоследствии они очень быстро достигли.
4. Описывается падение, или разрушение, царства антихриста, ст. 8. Имя главы этого антихристианского царства — беззаконник, то есть это беззаконная личность, которая утвердит человеческую власть вопреки и в противовес божественному владычеству Господа Иисуса Христа. Но когда он таким образом откроется как человек греха, когда это обнаружится перед миром, то это будет верным предзнаменованием его погибели и первым шагом к ней. Апостол заверяет фессалоникийцев, что Господь убьет и истребит его; убиение будет предшествовать его окончательному истреблению и будет осуществлено Духом уст Его, Его словом повеления. Чистое слово Господа, сопровождаемое Духом Божиим, обнаружит тайну беззакония и убьет и устранит власть антихриста. В свое время эта власть будет полностью и окончательно истреблена явлением пришествия Христа. Заметим: пришествие Христа для истребления беззаконника будет сопровождаться особой славой и исключительным великолепием.
5. Далее апостол описывает царство и правление этого человека греха. Здесь мы должны заметить:
(1) Его пришествие, или правление, будет, в общем, по действию сатаны, великого врага душ человеческих, противника Бога и людей. Он есть отец всякого заблуждения и лжи, заклятый враг истины, враг Иисуса и всех Его верных последователей. Более конкретно, оно будет с силою и обманом сатаны. Это царство будет претендовать на божественную поддержку, но в действительности это будет по действию сатаны. Будут претензии на знамения, видения, чудеса; именно посредством них папское владычество утвердилось вначале и поддерживалось ими. Однако это были ложные знамения для поддержки ложных учений, ложные чудеса, или только претензии на чудеса, которые служили их делу; в сущности это были подделки, или мошеннические приемы, рассчитанные на обман людей; эти диавольские уловки, с помощью которых поддерживалось антихристово царство, общеизвестны. Апостол называет их всяким неправедным обольщением, ст. 10. Другие могут называть это благочестивым обманом, но апостол называет неправедным и нечестивым обольщением. В сущности, всякий обман (все противоположное истине) является нечестивым. Человек греха будет применять много коварного искусства, выступая под различными благовидными масками, чтобы прельстить неосторожные и неустойчивые души своими лжеучениями и подчинить их своей власти.
(2) Описываются те, кто будут его добровольными подданными, или наиболее вероятно будут таковыми, ст. 10. Это те, что не приняли любви истины для своего спасения. Они слышали об истине, но не полюбили ее; они не могли выносить здравого учения и поэтому легко приняли ложное. Они имели некоторое представление о том, что истинно, но впали в сильные предрассудки и поэтому стали жертвой обольстителей. Если бы они любили истину, то были бы сохранены в ней и ею. Ничего нет удивительного в том, что они так легко оставили истину, которую никогда не любили. Эти люди названы погибающими, или потерявшимися; они находятся в погибельном состоянии, в опасности погибнуть навеки. Ибо 6. Далее провозглашается о грехе и наказании подданных царства антихриста, ст. 11, 12.
(1) Их грех состоял в том, что они не веровали истине, но возлюбили неправду. Они не любили истину и потому не верили ей, а так как они не верили истине, то находили удовольствие в неправде, в злых делах и любили ложные учения. Заметьте: заблуждающийся разум и порочная жизнь обычно сопутствуют и содействуют друг другу.
(2) Наказание их состоит в том, что пошлет им Бог действие заблуждения, так-что они будут верить лжи. Таким образом Бог накажет людей за их неверие, за их нелюбовь к истине и любовь к греху и злу. Это не значит, что Бог является виновником греха, но, оставаясь праведным, Он лишает иногда Своей благодати таких грешников, как упомянутые здесь: предает их сатане и его обольщению, предоставляет их самим себе, в результате чего, конечно, следует грех, самое худшее беззаконие, кончающееся вечной погибелью. Бог справедлив, совершая духовные суды и впоследствии подвергая вечному наказанию тех, кто не возлюбил истину Евангелия, не поверил ей, не жил в соответствии с ней, но предавался в уме своем ложным учениям, а в своей практической жизни и поведении — беззаконию.
Стихи 13−15. Здесь заметьте:
I. Утешение, какое могут найти фессалоникийцы перед ужасной перспективой этого отступления, ст. 13, 14. Они были избраны к спасению и призваны к достижению славы. Заметьте: когда мы слышим об отступлении многих, то должны утешаться и радоваться тому, что по избранию благодати существует верный остаток, который сохраняется Богом и будет сохранен до конца; особую радость мы можем иметь в том случае, если у нас есть основание надеяться, что принадлежим к этому числу. Апостол считал себя обязанным благодарить Бога за это: Мы же всегда должны благодарить Бога за вас. Он часто благодарил за них Бога и продолжает и сейчас благодарить, и для этого была основательная причина — они были возлюбленные Господом, что доказывалось сохранением их от отступления. Это сохранение святых обязано:
1. Неизменности избрания благодати, ст. 13. Они были возлюблены Богом, потому что Бог избрал их от начала. Он возлюбил их любовью вечной. Относительно избрания Божьего мы можем заметить:
(1) Это избрание извечно — от начала, не от начала евангельского века, но от начала творения, прежде основания мира, Еф 1:4.
(2) Цель их избрания — спасение, совершенное и вечное спасение от греха и погибели, а также полное обладание всякими благами.
(3) Средством для достижения этой цели являются освящение Духом и вера истине. Таким образом, цель и средства в деле избрания связаны вместе, и их нельзя отделять друг от друга. Бог избрал нас не потому, что мы были святыми, а для того чтобы мы стали таковыми. Будучи избранными Богом, мы не должны жить так, как нам вздумается. Спасение есть цель нашего избрания, а средством для достижения этой цели является освящение, приготовляющее нас к спасению; освящение совершается Духом Святым, Автором его, а с нашей стороны — верой. Без веры в истину не может быть ни истинного освящения, ни сохранения в благодати, ни достижения спасения. Вера и святость должны быть соединены вместе, так же как святость и блаженство. Поэтому Спаситель молился о Петре, чтобы не оскудела вера его, Лк 22:32.
2. Действенность евангельского призыва, ст. 14. Будучи избранными к спасению, они были призваны к нему благовествованием. Кого Он предопределил, тех и призвал, Рим 8:30. Благовествование является внешним средством призвания Божьего, а внутреннее действие Духа Святого делает это призвание реальным, действительным. Заметьте: куда бы ни пришло Евангелие, оно призывает и приглашает людей к получению славы; это призыв к чести и блаженству, а именно: к славе Господа нашего Иисуса Христа, к славе, которую Он приобрел, и к славе, которой Он обладал, чтобы разделить ее с теми, кто верует в Него и подчиняется Его Евангелию. Они будут со Христом, чтобы созерцать Его славу, чтобы прославиться вместе с Ним и разделить Его славу. За этим следует:
Стихи 16−17. В этих стихах приводится горячая молитва апостола за фессалоникийцев; заметим в ней следующее:
I. К кому он обращается: Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог Отец наш. Мы можем и должны направлять свои молитвы не только к Богу Отцу, через посредство нашего Господа Иисуса Христа, но также и к Самому Господу нашему Иисусу Христу. И должны во имя Его молиться к Богу не только как к Его Отцу, но и как к нашему Отцу в Нем и через Него.
II. Откуда Павел черпает ободрение для своей молитвы — из размышлений о том, что Бог уже сделал для него самого и для них: Возлюбивший нас и давший нам утешение вечное и надежду благую во благодати. ст. 16. Заметим здесь:
1. Любовь Божия есть источник всех благ, какие мы имеем или надеемся иметь. Наше избрание, призвание, оправдание и спасение все это обязано любви Божией во Христе Иисусе.
2. Из этого источника изливается и все наше утешение. Утешение святых — это вечное утешение. Утешения святых никогда не умирают, они не умирают вместе с ними. Духовные утешения, какие дает Бог, никогда не будут отняты от святых, и Бог не отнимет их: Он возлюбил их вечною любовью, поэтому они имеют вечное утешение.
3. Основанием их утешения является надежда на жизнь вечную. Они радуются в надежде на славу Божию и не только терпеливы, но и радостны в скорбях. Их надежда основана на любви Божией, на обетованиях Божиих и на опыте познания силы, благости и верности Божией. Это есть надежда благая во благодати; независимая благодать и милость Божия — вот то, на что они надеются и на чем основаны их надежды, а не их собственные заслуги или достоинства.
III. О чем апостол просит Бога для фессалоникийцев — чтобы Он утешил их сердца и утвердил их во всяком слове и деле благом, cт. Бог даровал им утешение, и он молится, чтобы они могли более изобиловать утешениями. Была благая надежда во благодати, что они будут сохранены, и он молится об их утверждении. Примечательно то, что утешение и утверждение объединены здесь. Поэтому заметьте:
1. Утешение является средством к утверждению, ибо чем больше мы получаем наслаждения в слове Божием, в делах и путях Божиих, тем более вероятно, что мы будем утверждаться в них.
2. Наше утверждение на путях Божиих есть верное средство для достижения утешения. Если же мы колеблемся в вере, сомневаемся умом своим или запинаемся и хромаем на пути исполнения своих обязанностей, то неудивительно, что нам чужды наслаждения и радости веры. Что лежит в корне всех наших беспокойств и непостоянства, как не отсутствие утвержденности в вере? Мы должны быть утверждены во всяком добром слове и деле, в слове истины и в деле правды. Христос должен быть прославлен нашими добрыми делами и добрыми словами. Искренние верующие стремятся делать то и другое, и, поступая таким образом, они могут надеяться на утешение и утверждение, пока не достигнут в конце концов совершенной святости и блаженства в небе.