зачем чем является в предложении
Морфологический разбор слова «зачем»
Примеры предложений со словом зачем
Бедолага блин; ясно же что попинать его везут, зачем вообще этот бой.
Я очень ревнивая, ненавижу вранье, потому что не понимаю, зачем врать, усложнять сеье жизнь.
Градский уверен, Гарипова знала, зачем едет.
А по поводу неправильного поведения МС, то мне как пользователю зачем лезть в эти дебри?
Думала: ну, ты и дура… зачем ты пришла на этот проект?
Все мое окружение знает об этой возможности, поэтому зачем им нарываться на неприятности.
Знакомые недоумевали: зачем до такой степени поощрять желание ребенка пинать мяч?
И действительно, зачем второму донецкому клубу подкладывать свинью первому?
Пока нам не очень понятно, зачем Омская область готовится послать свою делегацию в Канны.
И зачем покидать сей райский уголок?
И тут возникнет вопрос, зачем связываться с французами, у которых вечные проблемы с законом?
Я часто думаю: зачем я это делаю, трачу свое время, деньги, терплю насмешки и непонимание окружающих?
Крайне сомневаюсь, что Хром можно настраивать вплоть до значения кликов, а даже если и можно, то зачем напрягаться?
Так зачем мне мешать людям спорить, раз я знаю: успех рождается множеством безуспешных усилий.
Если обручаться раздумал, зачем я ему нужна.
Ничего не понимаю, зачем Лис плачет, зачем про папашу рассказывает.
Взад и вперед с озабоченным видом сновали клерки, непонятно куда и зачем торопились посыльные.
Ее разбирало любопытство, почему Эйлин вздумала вдруг переехать к ним и зачем ей понадобилось уходить из семьи.
Значение слова «зачем»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
По словам Ольги Засульской, песня стала первой композицией, написанной группой.
ЗАЧЕ’М, нареч. вопросит. и относит. С какою целью, для чего. Скажи, з. ты пришел? З. ему нужно так много денег? || Почему, отчего (устар.). З., как тульский заседатель, я не лежу в параличе? Пшкн. Вот, бедная, з. тревожусь за тебя. Блок.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
зачем
1. с какой целью, для чего ◆ ― Ну что же это такое! ― воскликнул Воланд, ― зачем ты позолотил усы? Булгаков, «Мастер и Маргарита, часть 2», 1929–1940 г. (цитата из НКРЯ)
2. по какой причине, почему, отчего ◆ ― Да, да, да, такая же самая ошибка! ― говорила Маргарита зимою, сидя у печки и глядя в огонь, ― зачем я тогда ночью ушла от него? Булгаков, «Мастер и Маргарита, часть 2», 1929–1940 г. (цитата из НКРЯ)
3. союзное слово · присоединяет изъяснительные придаточные предложения
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подрулить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
какая часть речи отвечает на вопрос, Зачем? Почему?
Вопросы ЗАЧЕМ? и ПОЧЕМУ? – это малая часть вопросов к наречию как к части речи, точнее – к наречию цели (ЗАЧЕМ?) и наречию причины (ПОЧЕМУ?).
Но на эти же вопросы отвечают ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЦЕЛИ и ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПРИЧИНЫ, а это уже члены предложения, а не части речи, причём эти члены предложения могут быть выражены как наречиями, так и другими частями речи.
Кроме того, на вопросы ЗАЧЕМ? и ПОЧЕМУ? отвечают придаточные предложения в составе сложноподчинённых (СПП). Они так и называются:
► обстоятельственные придаточные цели;
► обстоятельственные придаточные причины.
В Вашем предложении как раз этот последний случай, только вопрос надо от главного предложения к придаточному задавать именно ЗАЧЕМ?, а не ПОЧЕМУ?, так как придаточное в этом СПП обстоятельственное цели, что подтверждается тем, что оно прикрепляется к главному предложению с помощью ЦЕЛЕВОГО подчинительного СОЮЗА ЧТОБ. Уточнить вопрос ЗАЧЕМ? можно вопросом С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?
[Бежит Антошка по дорожке], (чтоб не мочить босые ножки).
Главное предложение – [Бежит Антошка по дорожке]. Это двусоставное предложение, его грамматическая основа – БЕЖИТ АНТОШКА.
Придаточное предложение – (чтоб не мочить босые ножки). Это односоставное безличное (инфинитивное) предложение, его грамматическая основа – НЕ МОЧИТЬ.
От главного предложения к придаточному мы и задаём указанный мной вопросы:
[Бежит Антошка по дорожке] ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? – (чтоб не мочить босые ножки).
Односоставные предложения и способы выражения главных членов в них изучаются в 8-м классе, а изучением сложных предложений, в том числе и сложноподчинённых занимаются в 9-м классе.
.
Подобные слова являются омофонами или фонетическими омонимами. При произнесении они кажутся совершенно одинаковыми, а при написании существуют различия.
Когда «зачем» пишется слитно
Слитное написание считается правильным, когда используется наречие, образованное от местоимения.
Оно выражает причину какого-либо события или действия и его легко заменить синонимами:
В тексте может быть союзным словом, связывающим части сложноподчиненного предложения. Оно отличается от союза тем, что его нельзя исключить без потери смысла.
К нему можно задать вопрос, а значит считается членом предложения. По правилам русского языка наречие следует писать слитно.
Правила для раздельного написания «за чем»
Если в тексте используется местоимение с предлогом, то «за чем» требуется написать раздельно. В противном случае будет допущена ошибка.
«Чем» образовано от слова «что». Это его начальная форма. Поэтому сказанное можно переделать, заменив «за чем» на «что» и подобрать корректные формы других слов. При этом смысл не пострадает.
Причину происходящего местоимение не раскрывает, оно объясняет, что требуется сделать («идти за сахаром», «стоять за макаронами») или, где находится человек, предмет («за горой», «за домом»).
Примеры предложений
Закрепить изученный материал помогут примеры:
«Зачем вы возвращались домой ночью, ведь ехать до бабушки оставалось совсем недолго?».
Предложение вопросительное, говорящий пытается выяснить причину поведения собеседника. Можно сказать по-другому, например, «с какой целью вы возвращались домой ночью, когда ехать до бабушки оставалось совсем недолго». Смысл при этом сохранится. Подобные признаки указывают на использование наречия, следовательно, требуется написать слитно.
«Придется немного подумать, чтобы понять, за чем туда пошел мальчик: за книгой или игрушкой».
Можно перефразировать сказанное, тогда получится: «придется подумать, чтобы понять, что там возьмет мальчик: книгу или игрушку». Если же попробовать применить слова «отчего», «почему», то значение исказится. Используется местоимение с предлогом, и написать слова правила обязывают раздельно.
«Я не понимаю, зачем надо было так беспокоиться, если все изначально складывалось хорошо».
Слово связывает две части сложного предложения. При этом убрать его нельзя, иначе изменится смысл. Легко заменить синонимом, например, «для чего». Значит, потребуется писать слитно, так как используется наречие.
«За чем вы идёте в магазин: за продуктами или средствами для уборки?».
Выясняется не причина похода в магазин, а что именно будет приобретаться. Следовательно, правильным будет раздельное написание.
«Зачем вы постоянно думаете о плохом исходе событий?».
Содержится вопрос, задача которого понять, почему человек мыслит именно так. Поэтому пишется слитно.
Чтобы не ошибиться в слитном или раздельном написании, нужно оценить значение слова в предложении. Необходимо определить, как можно по-другому озвучить ту же мысль, подобрать синонимы. Это поможет отличить наречие от местоимения с предлогом. Контекст играет важную роль в правописании.
ЗА ЧЕМ или ЗАЧЕМ, как правильно писать?
Местоимение с предлогом «за чем» пишется раздельно. В контексте отличаем его от наречия «зачем», которое пишется слитно.
Чтобы понять, когда пишется «за чем» или «зачем», раздельно или слитно, имеем в виду, что в русской орфографии существуют слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному, так как являются словами и формами разных частей речи. В определенном контексте отличаем местоимения с предлогами от наречий. Такие слова называются омоформами. К ним отнесем следующие пары слов:
Правописание слова «за чем»
За чем тебя послали в магазин?
В этом контексте представлено местоимение с предлогом, начальной формой которого является слово «что». Это сообщение можно перефразировать так:
Что тебе поручили купить в магазине?
Правописание слова «зачем»
Отличаем форму местоимения от местоименного наречия «зачем», которое выражает причину и синонимично словам этой же части речи:
Это наречие употребляется в вопросительных предложениях, например:
Зачем мне теперь ваши извинения?
Зачем вы это у меня спросили?
Вопросительное местоименное наречие «зачем» отвечает на вопросы:
Относительное местоимение «зачем» употребляется в качестве союзного слова в сложноподчиненном предложении с придаточной изъяснительной, например:
Это, конечно, было жестоко, но развел он руками, наверное, от недоумения, зачем и куда такого больного везут (П. Е. Фокин. Чехов без глянца).
Примеры предложений со словом «зачем»
Мы удивлялись, зачем сегодня потратили столько времени на сущие пустяки.
Наверное, каждого человека на Земле волнует вопрос: зачем он приходит в этот мир?
Но скажи мне честно, зачем ты так несправедливо поступил с ней.
Я не могу понять, зачем в горящий костер подбросили это влажное полено, которое только чадит и дымит и не дает никакого тепла.
Мой брат наконец понял, зачем его дедушка собирает эти старинные книги и древние рукописи.
Никто не знает, зачем Николай поехал на дальнее поле на ночь глядя.