задержка формирования корковой ритмики у ребенка что это значит
ЭЭГ при задержке развития ребенка
На прошлой неделе я прошла двухдневное обучение по применению ЭЭГ в практике специалистов, работающих в области коррекции. До этого момента я полагалась целиком на мнение врача, который писал расшифровку при обследовании. В своей работе я использовала ЭЭГ для того, чтобы исключить эпиактивность (перед проведением нейрокоррекции и аппаратной коррекции это обязательно). Часто в заключениях врачей вижу, что «электрогенез соответствует возрастной норме», и другие моменты, которые до конца были непонятны (например, как может быть электрогенез в норме, если развитие явно не в норме?).
Также встречала такое мнение, что якобы «ЭЭГ показывает только лишь то, что мозг жив, и он работает» (к слову, в корне неверное).
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – это графическое отображение биоэлектрической активности головного мозга. Есть различные схемы постановки электродов, при этом они устанавливаются в соответствии с зонами коры над правым и левым полушарием (лобные доли, центральная зона, темя, висок, затылок). Существуют международные стандарты для ЭЭГ, чтобы результаты были сравнимы, в какой бы стране ни было проведено исследование.
ЭЭГ можно использовать для диагностики различных нарушений, а также оценки результативности коррекционных и терапевтических воздействий. При этом на результаты ЭЭГ влияет множество факторов: от времени суток до приема различных медикаментов. К слову, для более высокой достоверности такой диагностики не стоит принимать в том числе и ноотропы (отменить за 2-3 дня до обследования по согласованию с доктором).
С рождения и для каждого возрастного периода существуют нормы по доминирующим ритмам, которые характеризуются различной частотой, амплитудой и другими характеристиками.
В возрасте с рождения и до 1 года доминирующими являются дельта и тета ритмы в работе мозга. Это характеризует сенсомоторный уровень развития ребенка и преобладающее функционирование ствола мозга и гипоталамо-гипофизарной системы. У взрослого человека эти ритмы можно наблюдать на ЭЭГ во время разных фаз сна.
Начиная с возраста 12 месяцев по мере созревания структур мозга постепенно формируется альфа ритм, при этом он представлен не более, чем в 20% времени записи ЭЭГ. По индексу альфа-ритма можно определить степень зрелости электрогенеза мозга. У взрослого человека он составляет 80%. У детей с задержками развития, грубыми нарушениями сенсорной интеграции, аутичным спектром, УО можно наблюдать низкий % альфа-ритма и большой % так называемой медленно-волновой активности.
Депрессия альфа-ритма у взрослого, зональность распределения ритмов, сформированность «веретен», общий профиль ЭЭГ – это всё подвергается оценке. Поэтому на окончательное заключение влияет уровень квалификации доктора, который интерпретировал результаты.
Помимо собственно ритмов оценивается межполушарная асимметрия. Так, мы на обучении смотрели ребенка с заиканием, у которого была выявлена асимметрия в биоэлектрической активности мозга – правое полушарие явно доминировало и было более зрелым, чем левое. Это соответствует теории Т.Г. Визель, которая считает, что при заикании нарушается межполушарное взаимодействие (я рассказывала об этом в одном из постов).
Важные данные для диагноста могут дать функциональные пробы и реакция мозга на них: открывание-закрывание глаз, ритмическая фотостимуляция, гипервентиляция. Так, в норме мозг ребенка должен усваивать внешний ритм при фотостимуляции (у большинства детей, которые ко мне приходят – не усваивают), а у взрослого – нет. При пробах возможно увидеть проявления, указывающие на потенциальные нарушения кровоснабжения. Например, когда мне делали на практической части обучения ЭЭГ, на гипервентиляции в лобной доле справа Александр Витальевич (наш преподаватель) заметил вспышки дельта-волн. Как он объяснил, это указывает на плохое кровоснабжение ствола. И действительно, в то утро у меня «защемило» шею после сна. Мы провели учебный эксперимент. В нашей учебной группе был остеопат, который согласился поработать с моей шеей. И после остеопатического лечения мы повторили диагностику. Вспышек больше не было! Так можно оценивать результаты коррекции, лечения как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Существуют типичные для тех или иных типов нарушений проявления на ЭЭГ (постгипоксические изменения мозга, родовая травма, дизартрия, заикание и другие). По данным исследователей Бостонского детского госпиталя по ЭЭГ младенцев можно предполагать возможное развитие аутизма у ребенка в будущем в возрасте от 3 месяцев и с вероятностью почти 100% — с 9 месяцев.
Резюмируя сказанное выше: для диагностики развития ребенка необходимо сделать ЭЭГ у хорошего доктора, который тщательно изучит результаты. Это очень информативное исследование, которым не стоит пренебрегать.
Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.
Также вы можете связаться с нами с помощью мессенджеров:
Корковая дизартрия у детей признаки и лечение
Патологические изменения в коре мозга, вызывающие нарушение речевой функции и сопровождающиеся расстройством нервных центров иннервации, в медицине носят название корковая дизартрия. Отсутствие способности координировать звуковую артикуляцию чаще наблюдается у детей. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроCпектр» с такими задачами справляются благодаря взаимодействию нескольких квалифицированных специалистов — неврологов, психиатров, логопедов, психологов, реабилитологов.
Причины патологи
Факторы, провоцирующие развитие патологических нарушений произношения, отличаются разнообразием. В характеристике корковой дизартрии отмечается несколько причин ее возникновения.
Причины корковой дизартрии у детей нередко связаны со стремительными преждевременными родами. Не исключена вероятность развития заболевания у взрослых. Чаще причиной у этой категории пациентов выступает инсульт.
Симптоматика
Симптомы и признаки корковой дизартрии немногочисленны, но достаточно выразительны. Это:
В речи пациента отсутствует четкое произношение переднеязычных звуков. При этом смысл произносимого сохраняется.
Классификация
Симптоматика заболевания напрямую зависит от типа заболевания. При эфферентной — корковой кинетической дизартрии, сопровождающейся поражением передней зоны коры мозга, наблюдается замедленный темп речи и отсутствие ритмики. Иногда такие пациенты выговаривают слова по слогам.
Афферентная (кинестетическая) форма провоцирует патологические изменения в нижней левой доле полушария головного мозга. В этом случае ребенок воспроизводит артикуляцию, но делает это с усилием. Ему сложно произносить согласные и шипящие звуки.
В зависимости от степени тяжести выделяются 4 степени патологии. I фаза корковой дизартрии выражена слабо. Отсутствие лечения провоцирует нарастание симптоматики. При IV форме возможно полное отсутствие речи.
Диагностика и лечение
Диагностировать корковую форму дизартрии у ребенка до 2 лет сложно. Тип речевой патологии выявляется неврологом и логопедом. Проводятся такие виды обследования, как нейровизуализация, КТ и МРТ головного мозга, ПЭТ-КТ, люмбальная пункция.
На основании результатов обследования врач назначает лечение.
Коррекция корковой формы дизартрии предусматривает комплекс мер, нормализующих речевую функцию. В зависимости от особенностей клинического течения патологии применяются, в частности, следующие методы: использование ноотропных, сосудоукрепляющих и седативных медикаментозных препаратов; артикуляционные упражнения; коррекция произношения труднопроизносимых звуков; дыхательная гимнастика; занятия по формированию выразительной речи; пальчиковая тренировка; логопедический массаж.
Для устранения нарушений в речи врач назначает дополнительные процедуры. Это точечный массаж, лечебная гимнастика, физиотерапевтические сеансы.
Прогнозы и профилактика
С профилактической целью рекомендуется планировать беременность, отказаться от вредных привычек в период беременности, заранее согласовать метод родов с лечащим гинекологом во избежание родовых травм.
Своевременное обращение к логопеду обеспечивает эффективность коррекции корковой дизартрии у детей. Методика центра основана на глубоком понимании физиологии нервной системы детей. Задача специалистов нашего Центра, родителей и самого ребенка — восстановить имеющиеся нейронные связи или создать новые, выполняющие функцию разрушенных. Над решением этой задачи работают врачи, дефектологи и педагоги.
Задержка психоречевого развития
Общая информация
Краткое описание
Протокол «Задержка психоречевого развития»
Код по МКБ:
F80.1. Задержка психоречевого развития
Расстройство экспрессивной речи (связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа)
F80.2. Расстройство рецептивной речи
Связанная с развитием:
— Дисфазия или афазия рецептивного типа
F80.9 Расстройство развития речи и языка
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
— Подключено 300 клиник из 4 стран
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
Мне интересно! Свяжитесь со мной
Классификация
Задержка психического развития с речевой недостаточностью (Л.А. Булахова):
2. Сенсорная алалия.
— задержка психического развития с дисграфией;
— задержка психического развития с дислексией;
— задержка психического развития с дискалькулией;
— задержка психического развития с диспраксией;
— задержка психического развития в связи с врожденной или рано приобретенной глухотой и тугоухостью;
— задержка психического развития в связи со слепотой или слабовидением.
Классификация речевых расстройств (Л.О. Бадалян). Речевые расстройства:
Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы:
Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
— заикание;
— мутизм и сурдомутизм.
Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).
Задержка речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогическая запущенность и т.д.)
Диагностика
Диагностические критерии
Жалобы и анамнез: задержка в психоречевом развитии, снижение мышления, памяти, внимания, расторможенность, неусидчивость; перинатальный анамнез отягощен, в анамнезе возможны черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции.
Физикальное обследование: психоречевое развитие не соответствует ребенку, нарушение поведения, неадекватные реакции.
Лабораторные исследования: в пределах нормы.
Инструментальные исследования: на ЭЭГ задержка формирования возрастной корковой ритмики, диффузные изменения электрогенеза.
Показания для консультации специалистов: логопед, психолог, ЛОР сурдолог, окулист.
Минимум обследования при направлении в стационар:
— общий анализ крови;
Основные диагностические мероприятия:
1. Общий анализ крови.
2. Общий анализ мочи.
4. Исследование слуха.
6. КТ головного мозга.
Дополнительные диагностические мероприятия:
1. ИФА на токсоплазмоз.
2. ИФА на цитомегаловирус.
3. Анализ мочи на обменные нарушения.
4. УЗИ органов брюшной полости.
Дифференциальный диагноз
Ранний детский аутизм
Особенно нарушена коммуникативная функция речи, отмечается задержка развития речи.
Резкое нарушение фонетической стороны речи, речь отсутствует или ограничена, в словах многочисленные ошибки, звуковые замены, эхолалии.
Аутичное поведение, стереотипные движения рук, напоминающие выжимание, стискивание, хлопки, «мытье рук», потирание, появляющиеся после потери целенаправленных движений рук; нарушения походки (апраксии и атаксии), выявляющиеся в возрасте 1-4 лет
Дети играют в одиночестве, стереотипно, чаще неигровыми предметами, нарушено коммуникативное поведение, стереотипный характер игр
Дети часто неусидчивы, расторможены
Неуверенность в себе, раздражительность, молчаливость
До 1 года психоречевое развитие соответствует возрасту, затем постепенная утрата ранее приобретенных навыков. Интеллект значительно снижен
Уровень интеллекта колеблется от субнормального до нормального
Задержка психического развития
Легкая задержка психического развития
Крайне ограничено понимание речи, глубокое повреждение экспрессивной и импрессивной речи и грубая задержка психомоторного развития
Дети понимают речь окружающих
Дети не понимают речь окружающих
Дети понимают речь окружающих
Лечение
Тактика лечения
Цели лечения:
— активизация психического развития;
— пополнение пассивного и активного словарного запаса;
— повышение эмоционального тонуса, настроения ребенка;
— обучение навыкам самообслуживания;
Немедикаментозное лечение:
— индивидуальные коррекционные занятия с логопедом;
— занятия с психологом;
— групповые занятия ЛФК;
— массаж воротниковой зоны, головы;
Медикаментозное лечение
Инстенон, таблетки (1 таблетка содержит 50 мг этамивана, 20 мг гексобендина, 60 мг этофиллина). Многокомпонентный нейрометаболический препарат. Суточная доза составляет 1,5-2 таблетки, назначается в 2 приема (утром и днем), после еды. Для исключения побочных эффектов рекомендуется постепенное наращивание дозы в течение 5-8 дней. Продолжительность лечения 4-6 недель.
Ангиопротекторы с целью улучшения мозгового кровообращения: винпоцетин, циннаризин.
Седативная терапия по показаниям: ноофен, ново-пассит.
Корректоры поведения: сонапакс, хлорпротиксен.
Профилактические мероприятия:
— профилактика вирусных и бактериальных инфекций.
Дальнейшее ведение: регулярные занятия с логопедом, дефектологом, психологом, социальная адаптация ребенка, оформление в специализированный детский сад, прохождение медико-педагогической комиссии для решения вопроса об обучении ребенка.
Основные медикаменты:
1. Актовегин, ампулы 2 мл 80 мг
2. Винпоцетин (кавинтон), таблетки 5 мг
3. Пирацетам, ампулы 5 мл 20%
4. Пирацетам, таблетки 0,2 и 0,4
5. Пиридоксин гидрохлорид, ампулы, 1 мл 5%
6. Пиритинол (энцефабол), драже 100 мг, суспензия (5 мл=80,0 пиритинола)
7. Тиамин хлорид, ампулы 5%, 1 мл
8. Фолиевая кислота, таблетки 0,001
9. Церебролизин, ампулы 1 мл
10. Цианокобаламин, ампулы 1 мл, 200 мкг и 500 мкг
Дополнительные медикаменты:
2. Актовегин, драже 200 мг
3. Глицин, таблетки 0,1
4. Гопантеновая кислота (пантокальцин), таблетки 0,25
5. Инстенон, таблетки
6. Магния лактат+пиридоксин гидрохлорид, таблетки магне В6
7. Нейромультивит, таблетки
8. Неуробекс, таблетки
9. Ново-пассит, таблетки, раствор
10. Ноофен,таблетки 0,25
11. Тиоридазин (сонапакс), таблетки 10 мг
12. Хлорпритиксен, 15 мг
13. Циннаризин, таблетки 25 мг
Индикаторы эффективности:
1. Улучшение внимания, памяти, работоспособности.
2. Пополнение пассивного и активного запаса слов.
3. Повышение эмоционального и психического тонуса.
Госпитализация
Показания к госпитализации (плановая): задержка психоречевого развития с рождения или приобретенная, эмоционально-волевые расстройства, общее недоразвитие речи, утрата навыков произношения и понимания речи.
Информация
Источники и литература
Информация
Список разработчиков:
Разработчик
Место работы
Должность
Кадыржанова Галия Баекеновна
РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №3
Серова Татьяна Константиновна
РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №1
Мухамбетова Гульнара Амерзаевна
Кафедра нервных болезней, КазНМУ
Ассистент, кандидат медицинских наук
Балбаева Айым Сергазиевна
РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №3
Корковая дизартрия у детей: причины, симптомы, лечение и прогноз
Опубликовано 23 июн. 2020 г.
Корковая дизартрия — дефект речи с нарушением артикуляции из-за неправильной центральной мышечной иннервации. Это патология на уровне коры головного мозга, в результате который мышцы теряют способность совершать координированные действия. Имеет отличительные черты от других форм дизартрии. В статье разберем варианты корковой дизартрии, механизм ее развития и методы коррекции.
Причины корковой дизартрии у детей
Дефект развивается вследствие поражения тех областей коры головного мозга, которые регулируют тонус и сокращений мышц щеки, глотки, челюсти, мягкого неба, губ и языка.
Причиной расстройства могут быть:
Механизм развития корковой формы дизартрии связан с повреждением передней центральной извилины или области позади нее. В первом случае развивается центральный парез артикуляционных мышц. Во втором — нарушается обработка информации о состоянии органов артикуляции, из-за чего не происходит коррекции движений мышц, участвующих в речи. Так возникает апраксия — сбой в последовательности сокращений мышц.
Классификация корковой дизартрии у детей
В зависимости от локализации патологического очага и механизма развития выделяют два вида патологии:
По степени тяжести выделяют 4 формы дефекта. При первой степени нет яркой клинической картины, далее их выраженность нарастает. 4 степень может сопровождаться полной анартрией, то есть отсутствием речи.
Возможно смешанные варианты заболевания, например, корково-подкорковая дизартрия, когда помимо корковой части, поражаются и подкорковые отделы головного мозга.
Симптомы корковой дизартрии у детей
Характерной симптоматикой корковой дизартрии являются нарушения темпо-ритмической составляющей речи: наблюдается медленный темп экспрессивной речи, отсутствует плавность и автоматизм. Со стороны кажется, что ребенку трудно шевелить языком и губами.
Труднее всего даются переднеязычные звуки. Малыш заменяет или пропускает проблемные звуки. Речь из-за этого смазанная, невнятная. А вот со смысловой частью проблем нет, то есть словарный запас достаточный, дети правильно используют слова в предложении и грамотно выражают свои мысли.
Для корково-подкорковой дизартрии характерны насильственные непроизвольные движения в покое и во время разговора.
Афферентная корковая дизартрия
Признаками этого варианта корковой дизартрии являются поиск правильной артикуляционной укладки при произношении звуков, из-за чего появляются паузы. Голос вследствие напряжения при разговоре громкий со снижением при звонких согласных. Из-за замедленности в речи появляются вставочные звуки.
Малыш произносит аффрикаты (согласные из двух звуков) по отдельности или произносит только отдельную часть. Например, «т» или «с» или протяжное «тс»от вместо звука «ц». Он также заменяет одни звуки другими: щелевые согласные на смычные. Ребенок не может назвать место на лице, к которому прикасается логопед.
Эфферентная корковая дизартрия
Корковая кинетическая дизартрия характеризуется замедленностью речи вследствие проблематичного перехода между звуками. Ударные гласные удлиняются, согласные, если они находятся в начале и конце слова — тоже. Страдает произношение «л», «ш», «р», «ж»: для этого нужно участие языка, а движения языка у ребенка затруднены. Их он может заменить на «д» или «т».
Ребенку сложно зафиксировать нужную артикуляционную позу, поэтому появляются лишние вставки и пропуски звуков. Дети могут морщить лоб, высовывать язык, зажмуривать глаза, облизывать губы при разговоре.
Осложнения у детей
Дефект речи влияет на развитие речи в целом, состояние нервной системы и когнитивные функции. Дети плохо наращивают словарный запас, у них наблюдается общее недоразвитие речи. Ухудшается внимание и память. Дефект произношения становится причиной ухудшения восприятия фонем. Такие нарушения чреваты проблемами с обучением: страдает письменная речь, чтение.
В более старшем возраст высока вероятность психологических проблем. Дети школьного возраста тяжело переживают расстройства речи, становятся замкнутыми, могут проявлять агрессию, раздражительность. Возможно развитие депрессии. Ситуация усложняется, если отсутствует понимание и помощь со стороны родителей.
Диагностика корковой дизартрии у детей
Диагноз ставится на основе осмотра невролога, логопеда и результатов инструментальных методов исследования:
При необходимости пациента могут осмотреть и другие специалисты. Например, при объемном образовании — онколог и нейрохирург, при нейроинфекции — инфекционист, фтизиатр.
Лечение корковой дизартрии у детей
Коррекция корковой дизартрии начинается с патогенетического лечения заболевания, которое привело к речевому дефекту. Без этого шага никакая логопедическая помощь не поможет восстановить речь.
Комплексное лечение включает:
Обычное лечение длительное. Специалисты назначают несколько курсов терапии, по ходу которых могут проводить коррекцию программы с учетом ответа организма на лечебные мероприятия.
Прогноз и профилактика
Своевременное начало терапии с использованием комплексного индивидуального подхода, отсутствие сложной неврологической патологии являются основным условием полного восстановления речи. Ребенок преодолевает дефект речи и в будущем ведет нормальную жизнь, свойственную для его возраста. Он может обучаться в обычной школе и успешно осваивать школьную программу.
Если присутствует ДЦП или другое неврологическое заболевание, есть объемное образование — прогноз сложный. В любом случае при грамотном подходе возможно добиться улучшения речи и уменьшения выраженности дефекта.
Профилактика корковой формы дизартрии заключается в планировании беременности, отказе во время вынашивания плода от вредных привычек, своевременном лечении возникающих проблем, предупреждении осложнений беременности и родов. Важно выбрать способ родоразрешения заранее, чтобы предотвратить родовые травмы.
Советы родителям
Обращайте внимание на речь с раннего возраста. Если вы заметили у ребенка речевые нарушения — как можно раньше обратитесь к специалисту. Возникли сомнения, является ли какое-либо отклонение вариантом нормы или это начальный признак болезни — посоветуйтесь с врачом. Чем раньше поставят диагноз — тем раньше начнут лечение, и тем результативнее оно будет.
Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами
Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие
- Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Спасибо! Мы свяжемся с вами
Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие
- Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Задержка формирования корковой ритмики у ребенка что это значит
ЭЭГ бодрствования у детей раннего возраста недостаточно информативна, так как у них не сформирован основной корковый ритм, однако на ЭЭГ сна уже в первые месяцы жизни ребенка наблюдаются все основные ритмы биоэлектрической активности, присущие ЭЭГ сна взрослого человека. Нейрофизиологическое исследование сна с использованием ЭЭГ и комплекса различных физиологических показателей позволяет дифференцировать фазы и стадии сна и тестировать функциональные состояния мозга. Целесообразность электроэнцефалографического исследования детей раннего возраста во время сна, обоснована при обследованиях детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы различного генеза для оценки степени тяжести поражения и динамики восстановительных процессов.
Исследование детей раннего возраста целесообразно проводить в состоянии естественного дневного сна, между двумя вскармливаниями. Детей следует размещать в затемненной экранированной камере на специальной кроватке. При регистрации ЭЭГ рекомендуется использовать чашечковые электроды диаметром 0,8 см, которые можно укреплять на голове ребенка при помощи мягких резиновых лент. Для уточнения фаз сна кроме ЭЭГ используют ряд двигательных и вегетативных показателей (окулограмму, электромиограмму, электрокардиограмму, показатели дыхания и КГР)
ЭЭГ сна здоровых детей первых лет жизни
К месячному возрасту на ЭЭГ медленного сна альтернация исчезает, дельта активность становится нерперывной с частотой 2-3 Гц и амплитудой 100-250 мкВ.
Отмечаются отдельные колебания тета диапазона.
Часто медленноволновая активность доминирует в теменно-затылочных отделах мозга.
Начиная с 2-3 месячного возраста биоэлектрическая активность на ЭЭГ сна доминирует в центральных отделах мозга в виде колебаний дельта диапазона.
К 1,5-2 месяцам жизни на ЭЭГ в центральных отделах мозга появляются «сонные веретена», представляющие собой периодитчески возникающие веретенообразные группы волн частотой 13-16 Гц и амплитудой до 30-50 мкВ.
Однако в 1,5-2 месяца амплитуда веретен не превышает 20 мкВ. Они кратковременны, появляются редко, но выражены четко. С увеличанием возраста ребенка они появляются чаще. Средняя амплитуда их в первые 2 года жизни составляет 30-50 мкВ, а частота 13-14 мкВ и длительностью 2-3 секунды.
«Веретена сна» возникают билатерально-синхронно, оаднако в первые месяцы жизни могут выявляться асимметрично. Они сочетаются с полиморфной активностью, иногда им предшествуют «К-комплексы» и «вертекс-потенциалы». Появление веретен сна характеризует стадию легкого сна.
С углублением сна веретена становятся реже и во время глубокого медленного сна исчезают.
На ЭЭГ детей 3-4 месяцев жизни при наступлении сна выявляется регулярная активность тета диапазона амплитудой 50-70 мкВ и частотой 4-5 Гц с преимущественным преобладанием в центрально-теменных отделах.
Начиная с пятимесячного возраста на ЭЭГ начинается формирование синхронизированного тета-ритма частотой 4-6 Гц и амплитудой 100-250 мкВ, распространенного по всей коре в начальной фазе медленного сна.
Этот ритм при засыпании стойко появляется к возрасту 1-2 года жизни и называется «ритмом засыпания».
С приближением к годовалому возрасту на ЭЭГ в стадии засыпания появляются короткие генерализованные вспышки высоких мономорфных колебаний частотой 2,5-3 Гц, напоминающие эпилептическую активность.
При переходе к легкому сну отмечается редукция ритма засыпания и снижение амплитуды фоновой активности ЭЭГ. К концу первого и на втором году жизни ребенка наблюдаются группы низковольтного (до 30 мкВ) бета-ритма частотой 18-25 мкВ, обычно доминирующего в задних отделах мозга.
Переход к стадии глубокого сна характеризуется нарастанием амплитуды дельта-активности до 200-300 мкв.
Наступление фазы быстрого сна характеризуется быстрыми саккадическими движениями глаз, хорошо выявляемыми при регистрации окулограммы и неравномерным дыханием. На ЭЭГ в этот период отмечается снижение медленной активности и появление более быстрых ритмов. Иногда регистрируется невысокая синхронизированная тета активность.
ЭЭГ сна детей первых лет жизни с перинатальным поражением нервной системы
Умеренно выраженные общемозговые изменения
Выявляются при наличии всех основных форм корковой ритмики, соответствующих возрасту ребенка.
Умеренно выраженные общемозговые изменения характеризуются небольшими изменениями корковой ритмики, свидетельствующими о недостаточной функциональной активности коры головного мозга в отличие от нормальной ЭЭГ данного возрастного периода.
Патологическая гиперсинхронизация ритмики
Самостоятельный, частый признак патологии ЭЭГ у детей с перинатальным поражением ЦНС.
Выявляется регионарно, билатерально с преимущественным преобладанием в центральных областях. Регистрируется в виде стойко выраженной активности тета и дельта диапазонов.
Умеренные общемозговые изменения наблюдаются при легкой степени перинатальных поражений ЦНС. У таких детей отмечается незначительная задержка психо-речевого развития.
Выраженные общемозговые изменения
Наличие в первые месяцы жизни периодической активности с чередованием вспышек высокоамплитудной острой тета и дельта активности и периодов «нулевой» ЭЭГ (в норме такие проявления характерны лишь для новорожденных детей).
При длительном сохранении данных изменений на ЭЭГ прогноз обычно неблагоприятный, клиническое течение заболевания часто сопровождается развитием эпилептического синдрома и явлениями выраженной ранней детской энцефалопатии.
Отсутствие «ритма засыпания» к 8-9 месяцам жизни ребенка оценивается как задержка формирования коркового электрогенеза.
Отсутствие или редукция «веретен сна» в центральных отделах полушарий к 2,5-3 месячному возрасту у доношенного ребенка (в норме устанавливается с 1,5-2 месяцев жизни) свидетельствует о наличии функциональных нарушений таламо-кортикального уровня.
Патологические проявления «веретен сна»
Грубая экзальтация «веретен сна» с амплитудой, превышающей 250-300 мкВ с тенденцией к генерализации
Трансформация в «веретен сна» альфа-веретена.
Появление на ЭЭГ гиперсинхронных бета-ритмов частотой 18-25 Гц (в норме бета активность имеет небольшую амплитуду и ограниченную локализацию). При патологии бета активность встречается не только в состоянии бодрствования, но и в начальных стадиях медленного сна и в фазу быстрого сна. При этом амплитуда бета-ритма достигает 50-200 мкВ с тенденцией к генерализации по областям мозга.
Снижение уровня биоэлектрической активности мозга со снижением амплитуды биопотенциалов до 20-30 мкВ или формированием «нулевой» ЭЭГ (до 5 мкВ).
Общие межполушарные асимметрии
Патология преобладает в одном из полушарий и проявляется во всех или нескольких его областях.
Межполушарные асимметрии наблюдаются в различных формах (в виде частичной редукции или экзальтации корковой ритмики, преобладания эпилептической активности или наличия низкоамплитудных патологических бета-ритмов)
Регионарные асимметрии
Характеризуются различием ЭЭГ только в определенных областях мозга. Регионарная асимметрия определяется лишь при наличии устойчивой разницы по амплитуде или частоте между симметричными областями.
Очаговые изменения ЭЭГ
Стойкие и отграниченные изменения корковой ритмики следует оценивать как очаговые.
У детей раннего возраста такие изменения выявляются в виде очагов эпилептической активности, реже в виде медленных волн или редукции корковой ритмики.
Очаговые изменения в фазе медленного сна и в фазе быстрого сна могут свидетельствовать о значительном локальном изменении активности коры больших полушарий. Неблагоприятная клиническая картина устанавливается и при наличии очага в фазу быстрого сна.
Очаг, выявляемый у детей раннего возраста только в фазу медленного сна, чаще свидетельствует о менее тяжелой церебральной патологии и, в большинстве случаев, выявляется при относительно сохранном общем фоне ЭЭГ.
Динамика и прогностическое значение ЭЭГ у детей с перинатальным поражением ЦНС
У детей с регистрируемой на ЭЭГ относительной сохранностью корковой ритмики, отмечается на фоне проводимого лечения положительная динамика в становлении основных корковых ритмов и исчезновении региональных асимметрий.
В эту группу обычно входят дети с легкими перинатальными поражениями нервной системы.
При наличии эпилептической активности в раннем периоде, при более поздних исследованиях на первом году жизни она могла изменить свою форму, но как правило не исчезала.
Обычно с возрастом такие изменения нарастают и на фоне неблагоприятного клинического течения заболевания отмечается распространение эпилептической активности с последующей ее генерализацией.
Когда при обследовании эпилептическая активность, регистрируемая ранее, исчезает, то в дальнейшем довольно часто нарастают неспецифические изменения ЭЭГ, коррелирующие со степенью тяжести заболевания.
Стабильная ЭЭГ картина даже при тяжелом течении заболевания означает значительную вероятность благоприятного исхода.
Соответствующая возрасту динамика биоэлектрической активности мозга так же является прогностически благоприятным критерием.
Появление на ЭЭГ после 2 месяцев жизни «веретен сна» и формирование к 6 месяцам «ритма засыпания» свидетельствует о высокой вероятности выздоровления или о формировании в последующем легких форм патологии.
Прогностически неблагоприятные ЭЭГ признаки
Низкоамплитудная активность
Гиперсинхронный бета-ритм распространенный по всей коре
Высоковольтная генерализованная эпилептическая активность (в том числе и гипсаритмия)
Грубая гиперсинхронизация «веретен сна», их длительность, генерализация или трансформация в веретена альфа-ритма нередко предшествуют формированию эпилептических очагов в глубинных структурах мозга и появлению судорожных приступов.