задний мост типа спайсер что это такое
Мост Спайсер УАЗ: Устройство и регулировка
Конструкторы Ульяновского автомобильного завода оснастили модели УАЗ Патриот, Хантер и их модификации мостами Спайсер. Мост Спайсер по своей конструкции отличается от изделий, устанавливаемых на предшествующие модели. Ниже будет приведено описание переднего и заднего моста Спайсер.
Устройство переднего моста Спайсер Уаз
Передний мост УАЗ Патриот Спайсер конструктивно отличается от заднего. Это связано с тем, что передний мост служит для управления автомобилем. Передняя ось Спайсер состоит из:
Картер
Картер моста неразъемный. Со стороны колёсных механизмов в него запрессованы кожухи полуосей. Доступ к редуктору осуществляется после демонтажа крышки. Она необходима для обеспечения герметичности картера и крепится к корпусу болтами. Между крышкой и картером устанавливается прокладка.
В передней части картера оборудовано отверстие для вала, передающего крутящий момент от кардана к шестерне главной передачи. Для герметизации картера в отверстие устанавливается сальник. На корпусе кожухов полуосей устанавливаются кронштейны для крепления пружин и амортизаторов. Для снижения давления в картере при нагреве смазочного материала предусмотрен дыхательный клапан тачки
Редуктор
Устройство переднего моста Спайсер включает в себя редуктор. Он состоит из главной передачи и межколесного дифференциала. Главная передача выполнена в виде двух шестерен. Ведущая шестерня конического типа, небольшого размера. Жёстко связана с валом привода переднего моста. Ведомая шестерня большого диаметра.
СПРАВКА: Зубья шестерен главной передачи расположены под углом. При зацеплении зубья шестерен не бьются друг о друга. Это снижает уровень шума при работе узла.
Внутри ведомой шестерни расположен межколесный дифференциал. Он выполнен в виде четырех конических шестерёнок, установленных на двух осях. Такая конструкция позволяет колёсам одной оси вращаться с разной скоростью. Это необходимо при повороте или развороте автомобиля.
Полуоси
Передача крутящего момента от редуктора к колесному механизму осуществляется при помощи полуосей. Шлицевая часть полуоси сообщается с механизмом межколесного дифференциала. Полуоси оснащены ШРУСом. Это позволяет передавать крутящий момент вне зависимости от угла поворота колёсных механизмов.
ВНИМАНИЕ: Картер переднего моста автомобиля УАЗ смещен к правому колесу. В связи с этим полуоси имеют разную длину.
Рулевые механизмы
Для управления автомобилем при движении предусмотрены поворотные рулевые механизмы. Для смещения механизмов по отношению оси моста установлен шкворень. Рулевые механизмы правого и левого колеса соединены между собой металлической тягой с шарнирными наконечниками. Для регулировки необходимого угла схождения колес поперечная тяга соединяется с наконечниками резьбовым способом. Отрегулировать угол схождения колес можно поворотом поперечной тяги необходимо направление. Передача усилия от рулевой колонки к колёсным механизмам осуществляется при помощи тяги и рулевой сошки.
ВАЖНО: Во избежание самопроизвольной регулировки резьбовые соединения тяги с наконечниками оснащены стопорными гайками.
Устройство заднего моста Спайсер УАЗ
Задний мост УАЗ Патриот Спайсер отличается от передней оси. Он состоит из:
Картер
Цельнометаллический картер необходим для установки редуктора. Картер полностью герметичен. Это исключает подтекание смазки при работе узла. Для предотвращения возникновения давления в результате нагрева смазки производитель установил на картер моста сапун.
Он сообщает полость моста с атмосферой. Крышка дыхательного клапана не допускает попадания загрязнение и пыли полость моста.
Ремонт и регулировка моста Спайсер осуществляется после снятия крышки, установленной на корпус при помощи болтов. Для герметизации узла между крышкой и корпусом устанавливается прокладка. Она не позволяет вытекать трансмиссионному маслу. Так же можете прочитать про Двигатель 4216.
СПРАВКА: Для замены смазочного материала Спайсеровские мосты на УАЗ оборудованы сливным и заливным отверстиями.
Редуктор
Задний мост Спайсер УАЗ Патриот оборудован редуктором. На вал привода главной передачи с одной стороны устанавливается ведущая шестерня, с другой фланец крепления карданного вала. Фланец имеет шлицевое соединение с валом привода.
Ведущая шестерня конусообразная. Она передаёт крутящий момент ведомой шестерне. Внутри ведомой шестерни главной передачи установлен механизм межколесного дифференциала. Он выполнен коническими шестернями. Механизм межколесного дифференциала позволяет колёсам заднего моста вращаться независимо друг от друга.
Полуоси
Редуктор заднего моста УАЗ передаёт крутящий момент колёсным механизмам при помощи полуосей. Они представляют собой два цельнометаллических вала. Соединение полуосей с механизмом межколесного дифференциала – шлицевое.
Обслуживание узлов
Для нормальной работы узлов трансмиссии необходимо регулярно обслуживать передний и задний мост Спайсер УАЗ Патриот. Для этого необходимо проводить визуальный осмотр на предмет потеков смазочного материала и регулярно проводить замену масла.
Производитель рекомендует менять смазку в мостах Спайсер каждые 25000-30000 километров пробега. Этот показатель может сокращаться в зависимости от условий эксплуатации и стиля вождения.
До замены масла необходимо провести следующие действия:
ВНИМАНИЕ: При замене масла рекомендуется проверить работоспособность дыхательного клапана. При необходимости очистить клапан от загрязнений.
Частые неисправности и способы их устранения
Мосты Спайсер на UAZ Patriot и других моделей отличаются надежностью и неприхотливостью к условиям использования. Большинство неисправностей автовладелец может устранить самостоятельно, не имея особых навыков и специализированного оборудования.
Масляные подтёки на картере
Потёки масла на корпусе моста свидетельствует о нарушении герметичности узла. Для устранения неисправности необходимо заменить вышедшие из строя сальники или прокладки. При установке прокладки смазываются герметиком. Нарушение прокладок или сальников может быть спровоцировано повышением давления в полости моста при нагреве смазки. При появлении потеков следует проверить работоспособность дыхательного клапана.
Повышенный шум при работе
Шум при работе механизма появляется в результате износа вращающихся частей или при некачественной смазке. Для устранения неисправности следует проверить вращающиеся детали узла на предмет износа и при необходимости заменить их.
Залить качественное трансмиссионное масло.
Заклинивание узла
Поломка происходит из-за выхода из строя подшипников. Заклинивание вращающихся деталей может быть спровоцировано попаданием воды в полость моста через дыхательный клапан. Для предотвращения попадания воды на сапун крепят гибкий шланг второй конец, которого выводится в подкапотное пространство.
Отсутствие передачи крутящего момента к колесным механизмам
Нарушение передачи крутящего момента колесного механизма может быть вызвано износом шестерен главной передачи или поломкой полуоси. Для устранения неисправности необходимо заменить вышедшие из строя детали.
Из вышеперечисленного следует, что мосты Спайсер на автомобиле УАЗ отличаются надежностью. Основные поломки это мелкие неисправности, которые автомобилист может устранить самостоятельно. Для нормальной работы узла необходимо регулярно проводить его обслуживание. Для этого вовремя менять трансмиссионное масло и следить за состоянием дыхательного клапана.
Мосты Спайсер #1. Разборка мостов
Через некоторое время, как были куплены мосты, приступил к их разборке, отмывке и дефектовке:
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПРО РАЗБОР МОСТОВ
Про разбор ничего особо рассказывать нечего, кроме нескольких нюансов:
Ключ для ступичных гаек
Упомяну, так как пришлось купить. Ключ на 55 мм.
На мостах в ступицах стояли разные стопорные кольца.
Если кольца старого образца (задний мост) легко удалось снять плоскогубцами, то для снятия стопорных колец нового образца (передний мост) пришлось купить «Утконосы загнутые 200мм». Они подошли идеально, но один «нос» после нескольких снятий был отломан:
Выпрессовка внутреннего подшипника ступицы
Для выпрессовки внутренних ступичных подшипников применил самодельный съемник — шпилька с гайками, толстые шайбы, кусок какой-то железки (нужно было взять что-то посерьёзнее — типа куска швеллера). Усилия большие — болт из сыромятины из хозмага не подойдёт. У меня на нём съело резьбу, железка погнулась — пришлось болт пилить:
После того, как под железку было подложено зубило, а шпилька взята посерьёзнее — дело пошло. Ступицы удалось разобрать.
Для того, чтобы снять шкворни, обзавёлся ключом от «Ваксойла».
Момент затяжки — около 25 кг (но это не точно). Пришлось одевать на ключ на 27мм трубу… Сломался ключ:
Позднее понял, что нужно было попробовать осадить шкворень, ударив по концу. Тогда, возможно, ключ остался бы цел.
Но был другой, более старого образца и более надёжный, которым дело было доведено до конца:
По ощущениям — один кулак перебирали, или поставили просто новый в сборе. Ну или может наоборот — один новый родной, а второй был поставлен старый с разборки… Суппорта кстати тоже отличались, отливом…
Снятие рулевой сошки
Изрядно помучался со снятием рулевой сошки с корпуса поворотного кулака. Тут нужно знать про то, что под гайками находятся конусные шайбы. Иначе как бы не били по сошке кувалдой и чем угодно — её не снять. Вообще, если сталкиваюсь с тем, что хочется применить какую-то несоизмеримую силу — значит я что-то делаю не верно и иду изучать «мировой опыт»… WD-40 и небольшое зубило позволили снять конусные шайбы и затем сошку:
ПАРУ СЛОВ О СОСТОЯНИ КУПЛЕННЫХ МОСТОВ
Кронштейн продольной штанги переднего моста
Про заваренный левый кронштейн крепления переднего моста я уже знал и писал ранее (скинули мне за него 1000 рублей…). Поэтому кронштейн продольной штанги переднего моста (арт. 3160-2909060) был куплен:
Несколько часов работы (с перекурами, соблюдением техники безопасности), и старый кронштейн был спилен, освобождено место для нового кронштена:
Толщина стали у кронштейна — 6мм. Не на каждой СТО есть возможность варить металл такой толщины…
Кронштейн тяги Панара
На кронштейне крепления тяги Панара обнаружил трещину.
Видно, что её варили и усиливали. Спиливать кронштейн неудобно, а новый не факт, что будет более прочный. Всё равно варить кронштейн продольной штанги — заодно подварю (может и с усилением) кронштейн тяги Панара.
Между левой шаровой опорой и корпусов поворотного кулака зияла большая щель, в результате чего, левый ШРУС пришёл в совершенно непотребное состояние:
Видимо, именно поэтому, когда я брал мосты, то заметил, что передний мост при прокручивании закусывало. Ну чтоже — будет в планах заказ ШРУСов на нашем саратовском заводе «СЕРП И МОЛОТ». Вот так легко и непринуждённо смета расходов возрасла.
Сам кулак тоже внутри был со следами ржавчины, но всё удалось отчистить.
Болт крышки заднего моста
Также один болт крепления крышки заднего моста был отломан. Заметил, когда забирал мосты. Но оказалось всё ещё интереснее — в отверстие был кусок метчика. Как можно сломать метчик на 8мм, ума не приложу, но подозреваю, что такое могло случится только на «сервисе»:
Пропил на чулке под ступицей заднего моста
При разборе ступиц обнаружились следы вандализма — уж не знаю, что там и кто делал, но похоже пилили ступицу или засевший на чулке подшипник. Внутри самой ступицы были обнаружены какие-то мелкие металлические кусочки — скорее всего от подшипника. Но сами подшипники на всех ступицах были во вполне достойном состоянии.
Было очень интересно узнать передаточное число главных пар мостов. Поэтому снял бугеля и извлёк дифференциал заднего моста:
Стало видно 9 зубов на ведущей шестерне, следовательно, передаточное число главной пары 4,11. Скоростной мост. Есть надежда, что если мой карбюраторный УМЗ 4218 справится с тем, чтобы вращать их, а рубеж крейсерской скорости в 100км/ч будет взят. Очень интересно будет посмотреть, как изменится поведение автомобиля…
Задний дифференциал выглядел довольно бодро, а передний — имел на себе следы ржавчины, как и ШРУСы:
ИТОГИ РАЗБОРА И ДЕФЕКТОВКИ
Не беря в счёт состояние расходников, а именно шкворней, тормозных дисков, барабанов, подшипников ступиц, сайлентблоков и рулевых наконечников было обнаружено, что состояние мостов, могло быть и получше… Но выбирать по сути не приходилось — хоть Спайсера уже не дефицитный товар, в продаже в наших краях они появляются не так часто (это, кажется, третье предложение на AVITO за 1,5 года).
Оправдана ли покупка б/у агрегатов? По большому счёту от купленных мостов останутся чулки (оба с «косяками» — на одном варить кронштейн, на втором какой-то пропил и резьба одного болта крышки отсутствует), ступицы, задние полуоси, тормозные щиты, суппорта, корпуса поворотных кулаков, цапфы, и вроде как редукторы. Остальное в любом случае планировал менять на улучшенные новые аналоги (те же ШРУСы и ШОПКи). Думаю, что даже если в оба моста будут установлены принудительные блокировки, то после завершения операции по смене мостов я не выйду за стоимость комплекта новых:
Но в очередной раз убедился: если есть надежды купить на разборке «контрактные» агрегаты в разы дешевле новых, установить их на авто и ездить без проблем — эти надежды могут не оправдаться в полной мере…
Первый шаг в процессе переборки мостов пройдён.
Устройство и регулировка переднего моста на УАЗ “Хантер”
В 2003 году на смену легендарному УАЗ-469 (3151) пришёл UAZ Hunter. Новая модель сохранила утилитарный вид своего предшественника, но имела принципиально новую платформу, главной особенностью которой стали более долговечные и надёжные мосты “Спайсер”. Разберёмся, как устроен передний мост УАЗ этого типа, чем он отличается от предыдущих конструкций.
Схема переднего моста “Спайсер” на УАЗ.
Устройство переднего моста “Спайсер” на УАЗ
Итак, задолго до появления “Хантера” автомобили Ульяновского автозавода комплектовались двумя типами передних мостов — с одноступенчатой главной передачей (они же “гражданские” или “Тимкен”) и с бортовой передачей (они же “П-образные”, “военные”, “редукторные”). Конструкция “военных” узлов имела ряд отличительных особенностей, которые давали преимущества при эксплуатации уазика в тяжёлых условиях:
Впервые мост “Спайсер”, названный в честь американского конструктора и владельца Spicer Manufacturing Company Кларенса Спайсера, появился на УАЗ-3162 “Симбир”, который впоследствии был модифицирован, а новая модель получила звучное имя “Patriot”. С тех пор “Спайсер” устанавливали на все последующие автомобили УАЗ, такие как “Хантер”, “Пикап”, “Карго”.
Передний мост типа “Спайсер”, установленный на современные машины УАЗ, — комбинированный, то есть и ведущий, и управляемый. Это жёсткая пустотелая балка с размещёнными в ней дифференциалом и гипоидной передачей. Крутящий момент передаётся через полуоси от главной передачи на передние ступицы.
Полуось на этом типе моста — это единая деталь, которая комплектуется ШРУС типа “Бирфильд”. Шарниры этого типа значительно компактнее тех, что установлены на “гражданских” мостах, они эффективнее работают при больших углах, а также передают больший крутящий момент. К слову, вышеупомянутые ШРУС сейчас устанавливаются и на мосты “Тимкен”, которые до сих пор используются на некоторых фургонах и внедорожниках УАЗ. Такие мосты принято называть гибридными.
Передний и задний мост на УАЗ типа “Спайсер” имеет ряд преимуществ перед “гражданскими” аналогами. Отметим важные:
С 2003 года Ульяновский автозавод использует собственные производственные мощности для выпуска двух видов мостов “Спрайсер” с передаточным числом 4,111 или 4,625:
На уазики, которые работают на бензине, устанавливают мосты с передаточным числом 4,111, а на “дизели” идут “Спайсеры” с передаточным числом 4,625.
Техническое обслуживание
Чтобы мост не заклинил из-за преждевременного износа зубьев шестерён, надо следить за подшипниками ведущей шестерни — там ни в коем случае не должен появиться осевой зазор. Заметить зазор просто, надо прокачать ведущую шестерню за фланец крепления карданного вала.
Чтобы устранить осевой зазор, надо подтянуть гайку фланца. Проводите регулировку переднего / заднего моста УАЗ типа “Спайсер” осторожно, основная задача — не перетянуть. Поскольку у гайки есть кернение в паз резьбовой части шестерни, подтянуть её в исходном положении может не получиться. Отпустите гайку на 0,5-1 оборот, а затем снова затяните до устранения зазора и закерните.
Осевой зазор ведомой шестерни главной передачи устраняется подтяжкой гайки подшипника дифференциала. Для этого потребуется снять стопорную пластину.
Передний мост типа “Спайсер” на УАЗе “Хантер” и других моделях — управляемый. Развал у передних колёс в вертикальной плоскости (нерегулируемый), схождение — в горизонтальной.
Развал влияет на износ шин. Небольшой положительный развал (2-3°), очевидно не сильно повлияет на изнашиваемость шин, зато при износе шкворней, балки моста и вкладышей довольно быстро перейдёт в отрицательную сторону, что приведёт к ухудшению поворачиваемости колёс.
А вот здесь уже будут и шины изнашиваться, и управлять автомобилем будет гораздо сложнее. Чтобы предотвратить (или устранить) негативные последствия развала, колёса следует устанавливать со схождением.
Главное в рутинном ТО передних мостов “Спайсер” — поддерживать установленный уровень масла в картере и вовремя его менять. Ещё важно контролировать состояние уплотнителей и креплений узла, а также своевременно устранять осевые зазоры в подшипниках ведущей шестерни и дифференциала.
Уазовладельцы, а какой тип переднего моста на вашем УАЗе и пробовали ли вы заменить “гражданский” мост на “военный”?
Передний мост автомобилей УАЗ (Спайсер)
На автомобили УАЗ Патриот и УАЗ Хантер, а также все модели на их базе, устанавливаются передние и задние одноступенчатые ведущие мосты типа Спайсер с неразъемным картером, названные так по фамилии американского инженера Кларенса Спайсера
Внешний вид переднего моста «Спайсер»
Мосты типа Спайсер начали устанавливать на автомобиля УАЗ-3160 и УАЗ-3162 Симбир, взамен мостов конструкции Тимкен. Но на эти автомобили, как и на первые модели УАЗ Хантер устанавливали «узкие» мосты шириной 1445 мм.
На УАЗ Патриот стали устанавливать «широкие» мосты, у которых колея 1600мм.
Особенности конструкции
Картер моста состоит из неразъёмного литого картера главной передачи, запрессованных в него кожухов (чулков) полуосей и штампованной крышки картера.
Отсутствие разъёма в поперечной плоскости моста придаёт конструкции высокую жёсткость, ненагруженность соединения крышки и картера уменьшает вероятность течи по стыку, а размещение главной передачи и дифференциала в едином картере обеспечивает высокую точность зацепления и более благоприятные условия для работы подшипников.
Благодаря всем эти особенностям конструкции реальный ресурс мостов значительно возрос. Кроме того, теперь для доступа к главной паре и дифференциалу не надо его снимать и «половинить» – достаточно просто снять крышку.
Для уменьшения коробления ведомой шестерни при её термообработке и, как следствие, снижения шумности, повышения надёжности и долговечности главной передачи была увеличена на 8 мм толщина «подложки» ведомой шестерни.Однако, эта мера привела к изменению левой чашки дифференциала. Но, новый дифференциал можно будет использовать на прежних одноступенчатых мостах с разъёмным картером при условии установки на шипе чашки кольца-компенсатора.
Мосты «Спайсер» унифицированы с одноступенчатыми мостами старой конструкции ещё по целому ряду деталей. Это подшипники дифференциала, полуоси заднего моста и практически все детали ступичных узлов. Передний подшипник с двойным уплотнением (469-2307086-03) и новая двукромочная манжета фланца ведущей шестерни унифицированы с аналогичными деталями П-образных («военных») мостов производства ОАО «УАЗ».
Что касается передних ведущих и управляемых мостов, то здесь, кроме вышеизложенных моментов, следует отметить новые шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) типа «Бирфильд», которые гораздо долговечнее шарниров старой конструкции («Вейс»). В настоящее время такими шарнирами комплектуется все мосты типа «Спайсер» и «Тимкен». Нелишне будет напомнить, что для смазывания шарниров «Бирфильд» используется специальная смазка ШРУС-4, которую нужно закладывать не во всю внутреннюю полость поворотного кулака, как раньше, а только в сам шарнир. Применение смазок другого типа, в том числе традиционной «Литол-24», недопустимо. В процессе эксплуатации добавление смазки в шарнир не требуется. Внутренняя полость поворотного кулака по прежнему заполняется смазкой «Литол-24».
Выпускаемые заводом мосты типа «Спайсер» имеют передаточное число 4,111 (37:9) или 4,625 (37:8). Мосты с передаточным числом 4,111 устанавливаются в основном на автомобили с бензиновыми двигателями, а с передаточным числом 4,625 – на автомобили с дизельными двигателями.
Ступица переднего колеса
Ступица переднего колеса УАЗ с дисковыми тормозами,но без АБС
Поворотный кулак переднего моста
Схема сборки поворотного кулака УАЗ:
Регулировка осевых зазоров в переднем и заднем мосту Спайсер
Осевой зазор в подшипниках ведущей шестерни главной передачи не допускается, так как при его наличии происходит быстрый износ зубьев шестерен и возможно заклинивание моста. Проверка наличия осевого зазора производится покачиванием ведущей шестерни за фланец крепления карданного вала.
Передний мост «Спайсер». Развал, схождение
Передний мост является управляемым мостом. Для облегчения управления автомобилем передние управляемые колёса имеют развал (не регулируемый) в вертикальной плоскости и схождение в горизонтальной плоскости.