задолженность по платежам услуги связи что это такое
Долг за связь: почему абоненты сталкиваются с коллекторами?
Одна из наиболее конфликтных категорий должников коллекторских агентств — это абоненты сотовых и телеком-операторов, а также интернет-провайдеров. В общении с кол-центром они уверяют, что никакого долга за ними нет, отказываются сотрудничать и активно пишут жалобы на коллекторов в СМИ, на форумах и в соцсетях. Почему такую бурную реакцию вызывают именно долги за связь, чаще всего копеечные? Потому что они самые неожиданные для потребителей и звонки взыскателей часто кажутся абонентам мошенничеством.
Забыт, но не прощен
Вряд ли недобросовестный заемщик ипотеки или крупного потребительского кредита забудет о своем тяжком бремени. А вот неоплаченный в далеком прошлом роуминг или месячный платеж за интернет быстро вылетают из памяти. В отличие от бдительных сотрудников банков и МФО телеком-операторы и провайдеры услуг редко напоминают о старых долгах — их слишком много, суммы мелкие, и тратить усилия на информирование должников зачастую невыгодно. Поэтому звонок или письмо от коллекторского агентства (иногда через 3-5 лет после образования просрочки) вызывает возмущение должника — а где вы были раньше и почему я первый раз об этом слышу?
При этом распространенный среди должников миф про трехлетнюю исковую давность не соответствует действительности. Договор с оператором может быть заключен хоть 10 лет назад и столько же лет уже не использоваться вами, но если он не был расторгнут и по нему начисляются пени, то ваш долг вполне свеж и молод. Кроме того, исковая давность высчитывается с момента письменного уведомления кредитора о просрочке, а не с момента ее возникновения.
Более того, долг может переходить по наследству родственникам умершего абонента, что вызывает у юридически неграмотных граждан особенно бурную реакцию. Если наследники не потрудились переоформить или закрыть договор, к ним на вполне законных основаниях могут обратиться коллекторы, даже если должник умер уже несколько лет назад.
Мелкая неприятность
Крупная задолженность за пользование сотовым телефоном или услугами интернета в практике взыскателей — редкость. Услуги связи нечасто предоставляются в кредит, в основном по предоплате. Средний чек должника этой категории обычно не превышает 500-1000 рублей. Естественно, коллекторы не выкупают такие долги штучно: провайдеры услуг (тот же «Ростелеком») накапливают их годами, после чего избавляются оптом. Именно такие долги удобно оплачивать через онлайн-сервисы, которые есть на сайтах многих коллекторских агентств — ради небольшого долга не придется идти к банкомату или в банк.
Вот несколько самых распространенных причин образования задолженности такого рода.
Нелюбовь операторов и провайдеров к напоминанию забывчивым абонентам об их старых долгах в ближайшее время должна уйти в прошлое. С 1 января 2017 года вступил в силу 230-ФЗ о защите прав должников, согласно статье 9 п.1 которого кредитор обязан уведомить должника о передаче долга сторонней организации в течении 30 рабочих дней с даты привлечения такой организации к взысканию. Кредитором в данном случае является поставщик услуги, так как у абонента образовался долг. Поэтому для абонентов звонки коллекторов уже не будут громом среди ясного неба. Правда, обратной силы эта норма закона не имеет, и если продажа долга была осуществлена до 1 января 2017 года, извещения об этом должник не получит.
Советы и предостережения
Не стоит считать, что ради долга в несколько сотен рублей коллектор поленится обратиться в суд. Это действие в коллекторских агентствах поставлено на поток вне зависимости от суммы задолженности. И выигрывают они тоже массово — отказать истцу в удовлетворении такого иска судья может лишь в случае неверно оформленного договора с должником или при отсутствии юридических предпосылок к взысканию долга. Так как все обязательные платежи абонентов сотовой и интернет-связи четко прописаны в контрактах, дело решится в пользу взыскателя. И тогда должнику придется не только оплатить сумму долга, но и пообщаться с судебными приставами, которые имеют в своем арсенале право напрямую списать долг с его банковской карточки или арестовать счета, не выпустить должника за границу и т. п.
Если у вас все-таки остаются сомнения в полномочиях коллекторского агентства, которое к вам обращается, изучите положения 230-ФЗ «О защите прав физлиц при взыскании»:
Списание безнадежного долга. Задолженность по услугам связи приведет к уплате НДФЛ
Некоторые изменения в законодательство носят отложенный характер. К таким можно отнести изменение, внесенное Федеральным законом от 2.05.15 г. № 113-ФЗ в ст. 223 НК РФ, которое вступило в силу с 1 января 2016 г. Добавлена норма о том, что день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации признается датой фактического получения дохода физического лица.
Понятие безнадежных (нереальных для взыскания) долгов приведено в п. 2 ст. 266 НК РФ.
Безнадежными долгами или долгами, нереальными ко взысканию, признаются те долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Также к ним можно отнести долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2.10.07 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:
невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях; у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. День, с которого начинается этот отсчет, определяется в соответствии со ст. 200 ГК РФ. Это может быть:
день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права; окончание срока исполнения обязательства, если при его возникновении был определен срок исполнения данного обязательства; день предъявления кредитором требования об исполнении обязательства по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования; день окончания срока, предоставляемого для исполнения требования исполнения обязательства, если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования.
Задолженность за услуги связи
Таким образом, эта «мелочь» так и числится на балансе оператора, пока не приходит срок ее списания, т. е. проходит срок исковой давности.
День, с которого начинает исчисляться срок исковой давности в отношении оплаты услуг связи физическим лицом, определяется как день исполнения обязательства, определенный в договоре на услуги связи. Порядок, сроки и форма расчетов по услугам относятся к существенным условиям такого договора (п. 23 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9.12.14 г. № 1342).
Таким образом, оператор спишет долг физического лица через 3 года после первого, не оплаченного платежа по услугам связи.
В соответствии со ст. 41 НК РФ списанная сумма признается экономической выгодой физического лица, так как ее можно оценить в денежной форме (Обращаем внимание, не путайте с материальной выгодой! Закрытый перечень ситуаций получения материальной выгоды приведен в ст. 212 НК РФ.)
Таким образом, сумма задолженности включается в доход физического лица и подлежит обложению НДФЛ по ставке 13%.
Поскольку оператор самостоятельно не сможет удержать НДФЛ, то он должен передать сведения о возникшем доходе, сумме НДФЛ и невозможности его удержания в налоговые органы. Сделать это надо не позднее 1 марта года, следующего за тем, в котором был списан безнадежный долг.
В налоговый орган по месту регистрации оператора связи подается форма сведений о доходах физического лица «Справка о доходах физического лица» (форма 2-НДФЛ), утвержденная приказом ФНС России от 30.10.15 г. № ММВ-7-11/485@.
При этом физическое лицо также должно быть оповещено о том, что у него возник доход, с которого необходимо уплатить НДФЛ.
Налоговая инспекция пришлет гражданину налоговое уведомление об уплате налога. Уплатить его необходимо не позднее 1 декабря года, следующего за годом, в котором физическим лицом получен доход.
Закончился первый год применения нормы о признании датой получения дохода дня списания безнадежного долга с баланса организации.
Операторы связи списали долги и передали сведения в свои налоговые инспекции
На сайте Ростелекома 22 марта 2017 г. была размещена информация «Изменение федерального законодательства о получении экономической выгоды». Оператор сообщил, что в налоговую инспекцию будет передана информация о должниках, на основании которой налоговые органы начислят должникам НДФЛ с сумм просроченной задолженности.
Ростелеком напоминает, что информацию о начислении налогов и состоянии расчетов по ним можно уточнить в своем личном кабинете на портале госуслуг (www.gosuslugi.ru), на сайте ФНС России (www.nalog.ru), либо в письменном уведомлении ФНС России.
Напоминаем, что если налогоплательщик получил доступ в Личный кабинет налогоплательщика, то он получает все документы от налогового органа в электронной форме через сервис ФНС России. На бумажном носителе по почте такие документы не направляются.
Граждане, имеющие такой личный кабинет, которые хотели продолжать получать все налоговые документы (уведомления, требования на уплату налогов и др.) в бумажном виде, должны были до 1 сентября 2016 г. направить уведомление в любой налоговый орган (Информация ФНС России от 7.07.16 г.).
Тем, кто не успел этого сделать, следует заглядывать в свой личный кабинет. За просрочку уплаты налога налоговая инспекция выставит пени, которые рассчитываются за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России (ст. 75 НК РФ).
Порядок действия налоговых органов по взысканию налогов приведен в письме ФНС России от 21.10.15 г. № ГД-4-8/18402@.
К основным моментам можно отнести следующее:
налоговые органы подают в суд на неплательщиков налогов после того, как сумма неуплаты превысит 3 тыс. руб.; ограничение на выезд должника направляется, когда сумма долга превысит 10 тыс. руб.; налоговые инспектора совместно с судебными приставами проводят совместные рейды по наложению ареста на имущество должника, если задолженность составляет более 50 тыс. руб. по имущественным налогам, более 250 тыс. руб. — по НДФЛ; если сумма задолженности не превышает 25 тыс. руб., налоговый орган передает исполнительный лист, а следовательно, и обязанность по удержанию задолженности по налогам работодателю.
Ростелеком выступил пионером в таком способе наказания неплательщиков. Вероятно, также поступят и другие операторы связи.
Можно ожидать, что те же методы возьмут на вооружение и другие организации, которые работают с физическими лицами. Например, управляющие компании вполне могут наказать, таким образом, неплательщиков коммунальных услуг.
Стоит задуматься и людям, которые получили банковские карты с беспла тным периодом обслуживания. Такие карты обычно выдают при открытии банковского счета. Обычно по ним предусмотрено бесплатное обслуживание в течение первого года. За это время банковский депозит закончился, деньги из банка забрали, а про банковскую карту просто забыли. Долг же независимо от того, пользуются ли картой или нет, растет. Через 3 года у «забывчивых» граждан также может возникнуть доход.
Вспомните, нет ли у вас еще каких-нибудь долгов.
Порядок действия налоговых органов по взысканию налогов
К основным моментам можно отнести следующее:
налоговые органы подают в суд на неплательщиков налогов после того, как сумма неуплаты превысит 3 тыс. руб.; ограничение на выезд должника направляется, когда сумма долга превысит 10 тыс. руб.; налоговые инспектора совместно с судебными приставами проводят совместные рейды по наложению ареста на имущество должника, если задолженность составляет более 50 тыс. руб. — по имущественным налогам, более 250 тыс. руб. — по НДФЛ; если сумма задолженности не превышает 25 тыс. руб., налоговый орган передает исполнительный лист, а следовательно, и обязанность по удержанию задолженности по налогам работодателю.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Задолженность за услуги связи
На сайте задолженности у судебных приставов у меня высветился долг Задолженность по платежам за услуги связи: 9773 руб.
Имеется задолженность за услуги мобильной связи за длительный период. Данную задолженность сотовый оператор передал коллекторскому агентству. Что делать в данном случае и как погашать имеющуюся задолженность за услуги связи?
Посоветуйте, как решить такой вопрос. Пришло письмо от МТС, что у меня задолженность по состоянию на 07.07.2011 за оказанные услуги связи в размере 337 руб. Хотя я МТС модемом не пользуюсь с начала июня, задолженности тогда не было, на счету было 15 руб. Пугают судом и коллекторами. Хотя я знаю, что в соответствии с п.43 Правил оказания услуг подвижной связи оператор связи снимает платежи за ОКАЗАННЫЕ абоненту услуги подвижной связи.
Получили письмо о наличии просроченной задолженности за услуги связи с ОАО «Ростелеком». Договор был оформлен на родственницу, которая умерла. Кто должен оплачивать эту задолженность?
Имеется договор на предоставление услуг доступа в интернет. В связи с неуплатой очередной платы за услуги был отключен. Т.е. услуга не предоставляется. Тем не менее выставленный счет (задолженность) увеличивается каждый месяц на размер абоненткой платы. На сколько это правомерно? Договор с юр. лицом.
Пришло требование от ООО «ПФ Коллекшн» о погашение задолженности за услуги связи. Задолженность была с 2015 года перед Билайн, но сумма долга стала двое больше. Как поступить?
Пришло уведомление о задолженности за оказанные услуги ПО Ростелеком в апреле месяце перешли на оптоволокно, договор на оказание услуг связи расторгли, как оказалось, только на Интернет, а на телефон нет. Кто виноват оператор или абонент, то что не поинтересовался? Сейчас начислили задолженность 322, с пеней 695?
У мужа давно образовалась задолженность перед МТС за услуги связи. Заплатили, а письма о задолженности приходят от каких то сомнительных финансовых компаний. За МТС долга нет. Как быть и куда обратиться?
В связи с судебными тяжбами сформировалась задолженность по оплате за коммунальные услуги. Получил претензию с указанием, за какой период задолженность. Период задолженности входит в тот отрезок времени, когда шли судебные разбирательства. Какой закон поможет мне взыскать с ответчика упущенную возможность оплатить коммунальные услуги? И будет ли доказательством претензия управляющей компании?
Мне в приложение госуслуги пришло уведомление о судебной задолженности ‘Задолженность по платежам за услуги связи’ В суд не вызывали и не каких подобных бумаг мне не приходили. Как быть?
Подписала договор с Ростелеком 08,12,2020, услуги связи не устроили. Т.к не была оплачена услуга (установщик сказал в течении 3 дней оплатить), то решили вернуться к провайдеру, с которым интернет не «вис». На второй или третий день (полтора дня вызванивала/искала человека чтоб исправил услугу-безрезультатно, одни автоответчики) обратилась в офис за расторжением. Уточнила в чате компании есть ли задолженность, написали да, 40 руб. Оплатила их. Ростелеком написал «Спасибо, договор закрыт, задолженности нет» (переписка сохранена). Вчера звонят и просят оплатить задолженность в размере 540 рублей за абон. Плату декабря. Что говорит закон о защите прав потребителей? Сколько у меня дней для отказа от услуг, если они меня не устроили и расторжению договора.
Получил уведомление от ОАО Управляющей компании о том, что в связи с имеющейся задолженностью по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, будет приостановлено оказание услуг по канализационному водоотведению, если задолженность не будет погашена в течении 30 дней. Скажите, это законно? Если да,то какой закон регулирует данное право?
Может ли оператор связи начислять неустойку?
В Управление Роспотребнадзора по Тюменской области поступают обращения потребителей об услугах связи, в том числе, о появлении в счетах начислений неустойки (пени). В связи с чем разъясняем вопрос о правомерности действий со стороны операторов связи.
Отношения между абонентом, пользующимся услугами связи, и оператором связи регулируются:
Правилами оказания телематических услуг связи», утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.2007г. №575 (далее – Правила №575) – («Интернет» услуги);
Правилами оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утв.постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 №785 (далее – Правила №785) – (услуги телевидения);
Правилами оказания услуг телефонной связи, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2014г. №1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи» (далее – Правила №1342) – (услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также при оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи).
Согласно п. 77 Правил №575, в случае неоплаты, неполной или несвоевременной оплаты телематических услуг связи абонент уплачивает оператору связи неустойку в размере 1% стоимости неоплаченных, оплаченных в неполном объеме или несвоевременно оплаченных телематических услуг связи, если меньший размер не указан в договоре, за каждый день просрочки вплоть до дня погашения задолженности, но не более суммы, подлежащей оплате.
Аналогичное право оператора связи содержится в п. 66 Правил №785, а также в п. 55 Правил №1342.
Таким образом, оператору связи законодательно дано право начисления неустойки абоненту, а пользователи несут ответственность перед оператором при неоплате, неполной или несвоевременной оплате за услуги связи.
Пользователь услугами связи вправе обжаловать в административном или судебном порядке решения и действия (бездействие) органа или должностного лица, оператора связи, связанные с оказанием услуг связи. Однако, пользователю до обращения в суд необходимо предъявить оператору связи претензию (ст. 55 Закона №126).
Претензия предъявляется в письменной форме и подлежит регистрации в день ее получения оператором связи.
Оператор связи в течение 30 дней со дня регистрации претензии обязан рассмотреть ее и проинформировать о результатах ее рассмотрения лицо, предъявившее претензию (п.7 ст. 55 Закона №126).
Как взыскивать долги за услуги связи с физических лиц
Статьи по теме
Судебно-претензионная работа с задолженностью за услуги связи с отдельно взятым абонентом-должником не составляет юридической сложности. Сложность составляет достижение рентабельности при ее организации в потоковом режиме. Другими словами силы и средства затраченные на организацию судебно-претензионной работы с абонентами физическими лицами должны максимально окупиться.
Даже если применить разумные подходы к организации судебно-претензионной работы по взысканию дебиторской задолженности с физических лиц, ее результат не всегда может принести выгоду из-за низкой платежеспособности населения и низкого среднего размера задолженности на одного абонента. Вместе с этим, ведение работы по взысканию дебиторской задолженности может принести:
Как проводить судебную работу
Взыскание задолженности за оказанные услуги связи может проводится в приказном (глава 11 ГПК РФ) или исковом (глава 12 ГПК РФ) порядке. Выбор способа судебного обращения принимается ответственным руководителем оператора связи по рекомендации правового консультанта. При обращении в суд в порядке приказного производства меньше сроки до получения конечного результата, при обращении в суд в порядке искового производства максимально гарантирован возврат всех заявленных сумм, а также представительских расходов. В случае, если в последующем судебные приставы – исполнители не смогут взыскать задолженность с части должников, при приказном производстве не вернется уплаченная за вынесение судебного приказа госпошлина 200 рублей, при исковом – 400 рублей.
Некоторые отличия приказного и искового порядка взыскания задолженности которые необходимо учесть ответственному руководителю с экономической точки зрения при организации потокового взыскания приведены в таблице:
Приказное производство
Исковое производство
В среднем 40 дней до получения судебного приказа взыскателем (судебный приказ одновременно является исполнительным документом п. 2 ст. 121 ГПК РФ). В данный период входит срок вынесения судебного приказа (ст. 126 ГПК РФ), срок направления судебного приказа должнику для предъявления претензий с его стороны (ст. 128 ГПК РФ), почтовые задержки, задержки по вине судов.
В среднем 100 дней до получения исполнительного листа взыскателем. В данный период входят сроки рассмотрения заявления (п. 1 ст. 154 ГПК РФ, до 2 мес.), срок вступления в законную силу решения суда, сроки, связанные с отменной заочного решения ответчиком, период изготовления и направления исполнительного листа, почтовые задержки, задержки по вине судов.
Госпошлина 200 рублей
Госпошлина 400 рублей
Не предусмотрена возможность взыскания представительских расходов (ст. 124 ГПК РФ)
Возможность взыскать представительские расходы (ст. 100 ГК РФ)
Выше вероятность вынесения судебного приказа на должника с некорректными данными относительно места его регистрации или с ошибками, ранее допущенными сотрудниками договорного подразделения оператора связи, что снизит количество исполнительных производств завершившихся реальным взысканием (п. 2 ст. 126 ГПК РФ)
Место регистрации ответчика, даже если таковой был сменен несколько раз с момента заключения договора на оказание услуг связи, а также другие данные, позволяющие приставам-исполнителям провести процедуру взыскания, будут уточнены судом
Отменяется и не подлежит предъявлению в органы Федеральной службы судебных приставов при поступлении практически любых возражений относительно его исполнения от должника (ст. 129 ГПК РФ) без возврата госпошлины
При поступлении любых возражений на любой стадии от ответчика в конечном итоге выносится судебное решение, выдается исполнительный лист при решении в пользу оператора связи.
Какие нужны специалисты?
Как минимум на начальном этапе требуется высокая компетенция руководителя практики по взысканию задолженности за оказанные услуги связи, в последующем к работе можно привлечь менее квалифицированных специалистов. К основным компетенциям специалистов можно отнести хорошее владение процессуальными тонкостями (ГПК РФ), хорошее знание и понимание Правил оказание услуг связи по которым проводится взыскание, усидчивость и внимательность.
Не рекомендуется даже временно поручать данный вид работ менеджерам абонентского отдела, секретарям и другим работникам, не имеющим специальных юридических знаний, за исключением обеспечивающей или «механической» работы под контролем квалифицированного специалиста. Поручение данной работы не специалисту может принести в последующем оператору связи убытки даже при кажущейся корректной работе такого специалиста.
Имея опыт потокового взыскания дебиторской задолженности с абонентов физических лиц, я могу взять данную задачу в вашем предприятии на себя полностью или на момент отработки оптимального процесса потоковой работы. Также возможно проведение ревизии и совершенствование уже существующей работы, постоянное консультирование ваших юристов по глубоким возражениям абонента – ответчика и другие формы сотрудничества по этому направлению.