закон что нельзя снимать человека без его согласия
Закон что нельзя снимать человека без его согласия
(введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 142-ФЗ)
1. Если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.
Не являются нарушением правил, установленных абзацем первым настоящего пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле.
2. Стороны обязательства не вправе разглашать ставшую известной им при возникновении и (или) исполнении обязательства информацию о частной жизни гражданина, являющегося стороной или третьим лицом в данном обязательстве, если соглашением не предусмотрена возможность такого разглашения информации о сторонах.
3. Неправомерным распространением полученной с нарушением закона информации о частной жизни гражданина считается, в частности, ее использование при создании произведений науки, литературы и искусства, если такое использование нарушает интересы гражданина.
4. В случаях, когда информация о частной жизни гражданина, полученная с нарушением закона, содержится в документах, видеозаписях или на иных материальных носителях, гражданин вправе обратиться в суд с требованием об удалении соответствующей информации, а также о пресечении или запрещении дальнейшего ее распространения путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих соответствующую информацию, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
5. Право требовать защиты частной жизни гражданина способами, предусмотренными пунктом 2 статьи 150 настоящего Кодекса и настоящей статьей, в случае его смерти имеют дети, родители и переживший супруг такого гражданина.
Статья 152.2. Охрана частной жизни гражданина
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 152.2, вступающей в силу с 1 октября 2013 г.
Статья 152.2. Охрана частной жизни гражданина
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 152.2 ГК РФ
1. Если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.
Не являются нарушением правил, установленных абзацем первым настоящего пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле.
2. Стороны обязательства не вправе разглашать ставшую известной им при возникновении и (или) исполнении обязательства информацию о частной жизни гражданина, являющегося стороной или третьим лицом в данном обязательстве, если соглашением не предусмотрена возможность такого разглашения информации о сторонах.
3. Неправомерным распространением полученной с нарушением закона информации о частной жизни гражданина считается, в частности, ее использование при создании произведений науки, литературы и искусства, если такое использование нарушает интересы гражданина.
4. В случаях, когда информация о частной жизни гражданина, полученная с нарушением закона, содержится в документах, видеозаписях или на иных материальных носителях, гражданин вправе обратиться в суд с требованием об удалении соответствующей информации, а также о пресечении или запрещении дальнейшего ее распространения путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих соответствующую информацию, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
5. Право требовать защиты частной жизни гражданина способами, предусмотренными пунктом 2 статьи 150 настоящего Кодекса и настоящей статьей, в случае его смерти имеют дети, родители и переживший супруг такого гражданина.
Шесть мифов фото- и видеосъемки
Один из самых главных юридических вопросов, волнующих фотографов и операторов, — где можно и где нельзя снимать? Охранники, администраторы и даже представители закона своими запретами нередко вводят журналистов в заблуждение. Как все обстоит на самом деле, рассказывают эксперты Центра защиты прав СМИ.
В статье 29 Конституции РФ закреплено право граждан свободно искать, собирать, передавать, производить и распространять информацию любым законным путем. Фото- и видеосъемка входят в это право. В целом можно сказать, что есть три сферы, где съемка ограничена:
• сфера государственной тайны (например, военные и «режимные» объекты);
• сфера коммерческой тайны и интеллектуальной собственности (например, нельзя снимать уникальные технологии, которые предприятие хранит в тайне);
• сфера частной жизни (нельзя без разрешения снимать частные владения, квартиру и т. п.).
Нарушил ли журналист закон? Нет — он не пытался снимать внутри «режимного» объекта, не заглядывал за забор. Наверное, поэтому его в конце концов и отпустили из полиции без составления протокола.
1. РАЗРУШАЕМ МИФЫ
Случаи, подобные описанному выше, приводят к созданию мифов о законах, якобы запрещающих съемку. Мы собрали несколько самых распространенных заблуждений на эту тему.
«НЕЛЬЗЯ СНИМАТЬ В ТОРГОВЫХ ЦЕНТРАХ, КАФЕ И МАГАЗИНАХ»
Этот миф создали владельцы, администраторы и охранники заведений. Они запрещают съемку на основании того, что это якобы «частная собственность», а фотографы нарушают «коммерческую тайну». Так вот, они не правы. Магазины и кафе — это общественные общедоступные места, а съемка не нарушает права на собственность или коммерческую тайну. Исключение составляют только места, где человек имеет право на приватность: примерочные кабинки, туалеты и т. п.
«В МУЗЕЕ НЕ ФОТОГРАФИРОВАТЬ!»
По закону нельзя запрещать съемку в музеях и на выставках, хотя администрация часто так делает. Допускается, правда, ограничение на фотографирование со вспышкой: яркий свет может вредить экспонатам. А еще надо помнить, что на музейные и выставочные объекты может распространяться авторское право.
«НА КОНЦЕРТЕ НЕ СНИМАТЬ!»
Еще одна часто встречающаяся «несправедливость» — запрет на съемку во время концертов и соревнований. Их устроители обычно объясняют эти меры «предотвращением нарушения авторских прав». Но законодательство ничего не говорит о таких ограничениях. Но тут нужно следить, чтобы действия фотографа или оператора не мешали выступающим и зрителям.
«НЕЛЬЗЯ ФОТОГРАФИРОВАТЬ ПОЛИЦЕЙСКИХ»
Этот миф активно поддерживают сами стражи закона — им не хочется попадать в кадр. Но никаких запретов на это в действительности не существует. Более того, фото- и видеозапись действий инспекторов ДПС, наоборот, разрешена.
Но законное ограничение в съемке представителей полиции может быть связано с проведением контр террористической операции. В любом случае, если правоохранители вам запрещают фотографировать или записывать видео, просите объяснить причину.
«ВОКЗАЛ — РЕЖИМНЫЙ ОБЪЕКТ»
Запрет на съемку на железнодорожном вокзале существовал в законодательстве СССР. Тогда все железнодорожные объекты считались «режимными». Современные российские законы таких ограничений не накладывают.
А вот с другими видами транспорта все сложнее. Прямых запретов проводить съемку в метро в федеральном законодательстве тоже нет. Но метрополитены устанавливают собственные правила, и лучше всего ознакомиться с ними заранее. Например, Московский метрополитен разрешает проводить видео- и киносъемку только с письменного разрешения администрации. А еще согласно его правилам нельзя снимать в пределах Московского центрального кольца «с использованием профессионального или стационарного оборудования».
В аэропортах можно производить съемку в залах ожидания, регистрации и даже из иллюминатора самолета (закон ограничивает только картографическую съемку с воздуха). Но в местах таможенного и личного досмотра фотографировать нельзя.
«В ЦЕРКВИ НЕ СНИМАТЬ!»
Никаких законодательных ограничений на съемку в храмах, монастырях и других культовых сооружениях нет. Но здесь, наверное, имеет смысл учитывать этическую сторону вопроса. Хотят ли люди, участвующие в богослужениях, обрядах или просто пришедшие помолиться, попадать в кадр? Скорее всего, нет. К тому же съемка, особенно со вспышкой, может и просто мешать людям.
2. «СУД НЕ ПРИЧЕСАН»
А вот в больницах и поликлиниках фотографы и операторы должны быть осторожны. Нельзя снимать пациентов без их согласия — это может расцениваться как нарушение медицинской тайны.
В суде все зависит от воли судьи — он может ограничить съемку, мотивировав свой запрет. Правда, в жизни бывают очень странные мотивировки.
Например, в январе прошлого года в Пензе на заседании, где выбиралась мера пресечения фигурантам «Сети», судья отклонила ходатайство о съемке. «Аудиозапись разрешена, вопросов нет, — заявила она. — По фото- и видеосъемке суд отклоняет ходатайство в связи с тем, что не готов к участию, не причесался».
Но спорить с судьей, доказывая, что он не прав, во время процесса нельзя. Тем более нельзя нарушать запрет — вас могут за это оштрафовать. Но если вы уверены, что судья поступил незаконно или необоснованно, можно подать на него жалобу.
3. В КАДРЕ — ЛЮДИ
А еще очень важно помнить, что возможность снимать фото или видео не означает автоматически, что записи и фотографии можно свободно распространять. Дело в том, что если в кадр попали люди, в большинстве случаев вам нужно будет взять у них согласие на публикацию. Закон предусматривает только три случая, когда разрешение брать не нужно. Они указаны в ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ.
1. Если использование изображения имеет государственный или общественный интерес.
2. Если съемка проходила в общественном общедоступном месте и при этом человек не является главным объектом изображения.
3. Если гражданин позирует за плату.
Чтобы не пропустить новые рекомендации в сфере медиаправа и анонсы бесплатных вебинаров, подписывайтесь на наши странички Facebook, ВКонтакте и канал Telegram — зрим в корень, пишем по делу, иногда шутим.
О законности размещения в сети «Интернет» фото- и видеоматериалов с персональными данными сотрудников органов внутренних дел без их согласия
Частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что федеральным законом возможно ограничение прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральными конституционными законами от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении», от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне», Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и некоторыми другими законодательными актами предусмотрены ограничения данного конституционного права гражданина.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона «О полиции» установлено, что граждане Российской Федерации осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 8-ФЗ учитываются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов, предусмотренные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, к которым относятся ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие пропускной и внутриобъектовый режимы на охраняемых объектах, в том числе административных зданиях органов государственной власти Российской Федерации.
На территориях, в зданиях органов внутренних дел могут располагаться как режимные помещения, так и помещения, предназначенные для приема граждан, в которых, как правило, размещаются информационно-справочные материалы.
К информации, размещенной в помещениях органов внутренних дел, в которых осуществляется прием граждан, и предназначенной для широкого круга лиц, доступ законодательно не ограничен и граждане вправе знакомиться с указанной информацией, в том числе фиксировать данную информацию любым доступным способом.
Доступ граждан к информации о деятельности полиции, в том числе с применением фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры в режимных помещениях является ограниченным, исходя из того, что в этих помещениях осуществляется деятельность по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел.
Данные положения соответствуют предписаниям Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне», Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона N 8-ФЗ.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» подлежат защите сведения об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Названными нормативными правовыми актами определен перечень оснований, при наличии которых деятельность полиции может быть связана с ограничением информации о ее осуществлении.
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» предусмотрено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7). Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке (часть 2 статьи 17).
Учитывая, что законодательством Российской Федерации не может быть установлен запрет на фото-, видеосъемку сотрудников полиции, как публичного государственного служащего, во всех случаях, связанных с деятельностью органов внутренних дел, необходимо разъяснять гражданам условия использования полученного изображения. Так, изображение может быть использовано как доказательство в целях оспаривания действий должностных лиц органов внутренних дел (вышестоящему должностному лицу, прокурору, либо в судебном порядке).
При этом сотрудник полиции как гражданин Российской Федерации с одной стороны и как публичный государственный служащий с другой, чья деятельность определяется в том числе Федеральным законом «О полиции», вправе отказать в даче согласия на распространение своего изображения и персональных данных путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и других источниках информации.
В этой связи, любой гражданин, в том числе сотрудник полиции при нарушении его гражданского права на охрану своего изображения и персональных данных вправе обратиться в установленном порядке в суд.
В зависимости от условий дальнейшего использования полученного материала и преследуемых при этом целей в соответствии с законодательством Российской Федерации возможно наступление уголовной ответственности. Например, частью 2 статьи 128 1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, при этом санкция за данное преступление предусматривает штраф в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.
Об осуществлении гражданами фото- и видеосъемки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации
Разрешено ли снимать сотрудников полиции при исполнении ими своих обязанностей?
Запретов на это законодательство не содержит. В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с принципом публичности и открытости, установленным статьей 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции», деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
Открытость и доступность информации о деятельности государственных органов гарантирует и статья 4 Федерального закона от 9 февраля 2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Похожий принцип «публичности и открытости деятельности государственных органов» закреплен и в статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», статье 3 Федерального закона от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации».
Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) устанавливает, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».
Кроме того, если речь идет о сотрудниках ГИБДД, то фиксировать свой разговор с ними разрешено Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В пункте 25 Административного регламента сотрудникам ГИБДД запрещается препятствовать использованию записывающей аппаратуры участником дорожного движения, если оно не запрещено законодательством.
Необходимо принимать во внимание, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фото- и видеосъемки следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина, с одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, а с другой – на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (статья 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), защиту государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне»).
В случае существующего запрета на фото- и видеосъёмку сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета, то есть указать нормативный правовой акт, запрещающий съёмку.
Согласно статье 24 Конституции Российской Федерации граждане могут фотографировать и снимать на видеокамеру:
на пресс-конференциях (если организаторы не запрещают видеосъёмку);
участников демонстраций, акций протеста, выступающих на этих мероприятиях;
участников происшествий и столкновений;
любых людей, случайно попавших в кадр при съёмке всего вышеперечисленного (когда съёмка таких людей не является целью), если человек не возражает (не закрывается руками, не протестует иным образом) или прямо соглашается на видеосъёмку.
Следует также обратить внимание, что в зданиях отделов внутренних дел, в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в ОВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 11 марта 2012 года №015 (далее – Инструкция), устанавливается пропускной режим, в рамках которого могут быть введены запреты и на съёмку.
Таким образом, пропуск посетителей на территорию органа внутренних дел по решению руководителя (заместителя руководителя) органа внутренних дел или уполномоченного им сотрудника возможен. Вместе с тем, осуществление съемки на такой территории (кроме комнат для приема граждан) запрещено.
Не требуется отдельного разрешения для проноса сотовых телефонов, но съёмка ими на режимной территории запрещена все равно. За нарушение такого запрета может быть применена статья 19.3 КоАП Российской Федерации, устанавливающая ответственность за неповиновение законному требованию сотрудника полиции.
О чем должен помнить сотрудник полиции при общении с гражданином:
на форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции;
при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.
в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
Какую ответственность законодательство устанавливает за препятствия съёмкам?
Основная статья, которая применима при незаконных ограничениях съёмки — «Самоуправство». Если оно не причинило существенного вреда, то это — административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 КоАП Российской Федерации. Если существенный вред все же причинен — то уже преступление (ст. 330 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Если сотрудник полиции незаконно препятствует съёмке, он несет ответственность за превышение должностных полномочий по статье 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Эти же нормы могут быть применены и при удалении фотографий с карты памяти фотоаппарата: закон (статья 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации) предусматривает уничтожение экземпляров произведения только в том случае, когда эти экземпляры являются контрафактными, то есть, когда при их создании были нарушены авторские права.
А изъятие самой камеры или флеш-карты — это уже «грабёж», предусмотренный ст. 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, то есть, «открытое хищение чужого имущества». Стоимость изъятого значения не имеет, состав преступления будет в любом случае.
Правила поведения при общении с гражданами во время осуществления ими видеосъемки
Самое важное – постараться вести себя как можно более естественно.
1. Никогда не смотрите в камеру. Лучше всего о ней вообще забыть. Вы разговариваете со своим собеседником, поэтому и смотреть надо на него, если вы общаетесь с группой людей, обращайтесь к тому, кто задал вопрос.
2. Не опускайте глаза и не отводите взгляд в сторону, а тем более их не закатывайте. Вас можно уличить в неискренности.
3. Держитесь спокойно, с достоинством.
4. Следите за выражением вашего лица. Оно должно гармонизировать с содержанием сказанного. Понятно, что улыбка производит более благоприятное впечатление, чем печальный вид. Разговор о несчастье «с улыбкой на устах» может запомниться надолго.
5. Сохраняйте внутренне спокойствие. Даже если вам кажется, что вопрос поставлен некорректно, а то и вовсе провокационно, не теряйте самообладания. Ваше раздражение по отношению к гражданину вызовет ответный всплеск неприятия вашей персоны у зрителя, а при умелом монтаже и неприязнь.
6. Не складывайте руки на груди. Это говорит о том, что вы не готовы к открытому диалогу, а то и вообще ушли в глухую защиту.
7. Не держите руки в карманах. Это говорит о вашей неопрятности, неуважении к собеседнику и даже может свидетельствовать о недостоверности предоставляемых вами сведений. Кроме того, неизбежно возникнет соблазн поиграть мелочью и позвенеть ключами, а это – ненужное шумовое сопровождение.
8. Не ставьте руки на бедра. Это показатель вашего агрессивного настроения.
9. Не размахивайте руками, подкрепляя жестами сказанное. Но уж если вы обычно помогаете себе жестикуляцией, держитесь в рамках приличия.
10. Не прикрывайте рукою рот. Кроме нарушения артикуляции этот жест может рассматриваться как неуверенность и стыдливость.
11. Не сидите с расставленными широко ногами, положив руки на колени.
12. Не сидите нога на ногу. Не вы смотрите телевизор, а смотрят на вас. Мнимая расслабленность – не лучший для вас союзник. Кроме того, такая поза создает невидимый барьер между вами и корреспондентом. Вполне допустимо скрестить ноги в области лодыжек. При этом надо следить за тем, чтобы носки были темного цвета и покрывали икры.
О некоторых вопросах производства видеосъемки, видеозаписи, видеофиксации и криминалистической видеозаписи в ходе производства следственных действий
В практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации особую сложность вызывает предоставление информации о деятельности полиции, когда она непосредственно связана с осуществлением уголовно-процессуальных и иных процессуальных полномочий.
Рассмотрим подробнее правовые основания осуществления видеосъемки, видеозаписи, видеофиксации и криминалистической видеозаписи в ходе производства следственных действий.
В статье 29 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч. 1); никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3); каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4); гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается (ч. 5). На основании ст.ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» в статье 11 определено, что полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.
В статье 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Данные оперативно-розыскные мероприятия не сопряжены с ограничением прав и свобод граждан, вследствие чего не требуют судебной санкции и отражения в процессуальных документах – протоколах.
На основании ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» запрещается использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации не уполномоченными на то данным Федеральным законом физическими и юридическими лицами.
Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 152.1 предусматривает, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с согласия этого гражданина. Такого согласия не требуется, когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.
Из содержания данной нормы следует, что согласие гражданина при съемке на публичных мероприятиях, не требуется, когда такое изображение не является основным объектом использования. Изображение гражданина, полученное в местах, свободных для посещения, или на публичных мероприятиях, не может быть обнародовано или использовано, когда такое изображение является основным объектом использования.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», регулируя отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными, муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, предусматривает принятие мер по обеспечению безопасности персональных данных. По смыслу пункта 1 части 1 статьи 3, части 1 статьи 6, статьи 7, частей 2, 3 статьи 9 названного Федерального закона обработка персональных данных, к которым отнесена любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 8 статьи 164 и частью 2 статьи 166 УПК РФ в ходе производства следственного действия ведется протокол; протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.
Данные следственные действия не сопряжены с ограничением прав и свобод граждан, вследствие чего не требуют судебной санкции, но требуют отражения в процессуальных документах – протоколах следственных действий.
Различное по характеру нормативное правовое регулирование вопросов получения и собрания информации, в том числе в свете особенностей доказывания, закрепленное вышеуказанными нормативными правовыми актами, предопределило ряд неясных вопросов, связанных с проведением видеосъемки.
Так, 23.04.2013 на федеральном сайте АПК «Официальный интернет-сайт МВД России» 1 размещены видеоматериалы, предоставленные сотрудниками ГУЭБиПК МВД России в качестве сопровождения информационного сообщения о хищении бюджетных денежных средств при участии работников банка АКБ «Б.» (ЗАО).
После размещения видеоматериалов на официальном сайте МВД России стороной защиты в адрес МВД России направлено требование об удалении указанных сведений, как недопустимых (полученных с нарушением закона): в протоколе следственного действия «обыск» следователем указано, что при его производстве технические средства видеофиксации не применялись. Также защитой заявлено о разглашении сотрудниками пресс-службы данных предварительного расследования.
В данном случае, согласно позиции МВД России, видеофиксация в помещениях банка, согласно ст. 11 Федерального закона от 7 февраля
2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», осуществлялась с целью документирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них законом обязанности, а также соблюдения ими законности, а также исключения возможных провокационных и иных неправомерных действий со стороны субъектов происшествия и иных лиц.
Как указывалось ранее, действие статьи 161 УПК РФ распространяется на участников уголовного судопроизводства, и предписывает запрет на разглашение данных предварительного расследования, которое, в свою очередь, предполагает осведомленность лица, производящего видеозапись, с материалами конкретного связанного с ней уголовного дела. По смыслу закона, к ответственности за разглашение данных предварительного расследования, предусмотренная ст. 310 УК РФ, может быть привлечено лицо, допустившее разглашение таких данных, только в случае, если оно является участником уголовного судопроизводства, ознакомлено с материалами уголовного дела и предупреждено следователем о недопустимости разглашения данных предварительного расследования в установленном порядке.
В размещенном на официальном сайте МВД России видеоролике отсутствуют сведения, содержащие данные предварительного расследования; низкое разрешение видео не позволяет идентифицировать документы, в связи с чем его удаление с ресурсов официального сайта МВД России признано нецелесообразным.
Видеозапись – это объект авторского права, представляющий собой визуальную информацию, записанную на видеопленку. В настоящее время видеозаписи имеют правовой режим аудиовизуальных произведений и не относятся к объектам смежных прав, хотя совпадают с ними по своей сущности. Юридическая наука рассматривает их как особый вид аудиовизуальных произведений.
Криминалистическая фотография, кино-, видеосъемка и звукозапись представляют собой две наиболее распространенные формы фиксации процесса: наглядно-образную и вербальную.
Комплекс указанных средств и методов фиксации формирует такие разделы криминалистической техники, как криминалистическая фотография, криминалистическая киносъемка, видео- и звукозапись.
Как раздел криминалистической техники криминалистические фотосъемка, видео- и звукозапись представляют собой систему технических средств и научно обоснованных рекомендаций по их применению при собирании, фиксации и исследовании доказательств.
При этом к фотографическим средствам относят всю аппаратуру для фотосъемки (как обычные «пленочные» фотоаппараты, так и цифровые), фотопринадлежности (штативы, сменные объективы и т.д.), фотобумагу, иные фотоматериалы, химические реактивы для проявления и фиксации (при использовании «мокрого» процесса), специальные программы и оборудование для обработки и распечатывания цифровых фотографий.
Под фотографическими методами понимают научно-практические рекомендации по использованию фотосъемки в уголовном судопроизводстве. При криминалистической фотосъемке могут применяться как черно-белые, так и цветные материалы (в последнее время в основном цветные).
Криминалистическая киносъемка, видео- и звукозапись основываются на использовании соответствующих средств и методов в процессе расследования преступлений. Киносъемка в последнее время в процессе расследования преступлений в связи с громоздкостью аппаратуры и необходимостью последующего процесса проявления пленки практически перестала использоваться.
В качестве средств указанной съемки и видео-, звукозаписи используется киносъемочная, видео-, звукозаписывающая аппаратура, а также аппаратура для просмотра и прослушивания указанных записей. В настоящее время в основном применяется видеозапись с использованием как профессиональных видеокамер, так и портативных.
Звукозаписывающая техника в процессе криминалистической деятельности может использоваться в различных аспектах: для негласной записи требований преступников или их общения между собой (портативные диктофоны или магнитофоны), для фиксации процесса производства следственных действий, для предварительной фиксации информации непосредственно в ходе следственного действия следователем на диктофон и последующего перенесения ее в протокол.
Правовыми основами использования фотографии, кино- и видеосъемки, звукозаписи выступают положения УПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 84 УПК РФ документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном ст. 86 Кодекса.
В соответствии с ч. 6 ст. 164 УПК РФ при производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.
Оформление использования фото-, кино-, видеосъемки, звукозаписи производится согласно ст. 166 УПК РФ. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.
В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств.
К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия.
Дополнительные условия применения указанных средств фиксации могут содержаться в нормах УПК РФ, регламентирующих производство конкретных процессуальных действий. Так, фотографирование, видеозапись и киносъемка при освидетельствовании лица иного пола проводятся с согласия освидетельствуемого лица (ч. 5 ст. 179 УПК РФ). По инициативе следователя или по ходатайству допрашиваемого лица в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, материалы которых хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного следствия опечатываются (ч. 4
ст. 189 УПК РФ). При этом согласно ч. 3-4 ст. 190 УПК РФ, если в ходе допроса допрашиваемому лицу предъявлялись вещественные доказательства и документы, оглашались протоколы других следственных действий и воспроизводились материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки следственных действий, об этом делается соответствующая запись в протоколе допроса. В протоколе также должны быть отражены показания допрашиваемого лица, данные при этом.
Если в ходе допроса проводились фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, то протокол допроса должен также содержать :
— запись о проведении фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки;
— сведения о технических средствах, условиях фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки и о факте приостановления аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки, причине и длительности остановки их записи;
— заявления допрашиваемого лица по поводу проведения фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки;
— подписи допрашиваемого лица и следователя, удостоверяющие правильность протокола.
Видео- и звукозапись, фотографирование могут применяться и в ходе судебного разбирательства. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 259 УПК РФ, если в ходе судебного разбирательства проводились фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка допросов, об этом делается отметка в протоколе судебного заседания. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки прилагаются к материалам уголовного дела.
Вне рамок уголовного процесса технико-криминалистический инструментарий видео- и звукозаписи, фотосъемки может использоваться при проверке сообщений о преступлениях, в оперативно-розыскной деятельности и т.д. Так, согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
В вопросах доказывания процессуальное и иное специальное законодательство Российской Федерации закрепляет следующие требования: