закон о забвении что это
Видимо-невидимо
Законопроект, призванный дать гражданам возможность самостоятельно распоряжаться своими персональными данными, принят Госдумой в первом чтении. Отзывать согласие и требовать удаления данных можно будет с помощью специально созданной системы Роскомнадзора.
Для регистрации на многих сайтах и в соцсетях человек ставит галочку в пользовательском соглашении, обычно даже не читая эти малопонятные тексты. Хотя одним кликом дает право собирать, обрабатывать и распространять информацию о себе. Кого-то не сильно беспокоит, что его личная жизнь может стать предметом чьих-то интересов, но есть люди, для которых это неприемлемо, обращает внимание автор законопроекта депутат Антон Горелкин. Разработанные им поправки дают возможность пользователям запрещать сайтам как-либо использовать информацию, оставленную при идентификации человека.
Сейчас идет разработка технического задания на создание специальной системы Роскомнадзора, чтобы эти нормы могли заработать. По словам Горелкина, она может быть запущена в течение полугода.
Используя эту систему, гражданин сможет давать согласие на обработку его персональных данных конкретным оператором и отозвать согласие.
Также граждане смогут направить в системе требование оператору об удалении, уточнении или уничтожении персональных данных, сообщили «РГ» в Роскомнадзоре. В системе будут фиксироваться все факты взаимодействия сторон. В этой системе будут размещены формы с типовыми согласиями на обработку общедоступных персональных данных, которые операторы вправе представлять гражданам на подписание.
Пока обсуждается, будет ли система каким-то образом охватывать согласия, данные до вступления закона в силу, сообщили в ведомстве. Возможно, владельцев интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей, попросят пересмотреть и переподписать пользовательские соглашения, говорит Горелкин.
При этом операторы могут и не использовать систему Роскомнадзора, но если они там зарегистрировались, это будет означать, что они прошли проверку на исполнение норм Закона «О персональных данных», подчеркивают в Роскомнадзоре.
Законопроект не коснется обработки персональных данных госорганами. На банки также он не распространяется, так как они не делятся персональными данными своих клиентов.
По сути, это любая информация о человеке, в первую очередь ФИО, адрес регистрации, номер телефона, место работы, электронная почта. Такие данные могут быть известны широкому кругу лиц и опубликованы в общедоступных источниках, например, в соцсетях.
«право на забвение»
Так называемый законопроект «О праве на забвение» (№ 804132-6) был внесен в Госдуму 29 мая 2015 г. депутатами В.Е. Деньгиным, А.В. Казаковым, О.М. Казаковой и Л.И. Калашниковым.
Проект был разработан в целях создания механизма, ограничивающего по заявлению гражданина, направленному оператору поисковой системы, распространение в сети «Интернет» ссылок на информацию о нем, которая является недостоверной, неактуальной или распространяемой с нарушением законодательства. По мнению авторов законопроекта, его принятие будет способствовать более полной и своевременной защите чести, достоинства и деловой репутации граждан.
Позицию интернет-отрасли в диалоге с государственными ведомствами представляла Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). Это некоммерческое партнерство, объединяющее более 150 игроков интернет-рынка и представляющее их интересы.
Комиссией РАЭК по правовым вопросам и представителями поисковых систем была проведена существенная экспертная работа по оценке и предложению изменений некоторых положений законопроекта, а также инициирован и проведен ряд встреч с участием профильных представителей Администрации Президента, Госдумы и Минкомсвязи.
Работа велась в беспрецедентно сжатые сроки, при этом требовалось учесть предложения и пожелания как минимум десяти представителей интернет-отрасли, которые направляли свои предложения и коррективы текста законопроекта в течение недели. Все изменения сводились в единую таблицу поправок и защищались попунктно в ходе рабочих встреч с представителями органов госвласти.
Главное, что следует знать пользователям и интернет-компаниям по поводу этого закона.
1. Речь не идет о введении цензуры. Никакая информация из интернета не удаляется. Прекращается только выдача ссылок. Тот, кто захочет, всегда найдет информацию при более глубоком поиске.
2. Прекращается выдача ссылок на следующую информацию о гражданине:
— информация, распространяемая с нарушением закона, – та информация, которая в принципе не может свободно распространяться, а распространяется только при соблюдении ряда условий. Например, ссылка на скан паспорта заявителя, который появился без его согласия в Интернете;
— неактуальная, в силу последующих событий или действий утратившая значение для заявителя информация. Например, ссылка на то, что заявитель работает (в настоящем времени) в такой-то организации, хотя он давно там не работает.
3. Выдача ссылок прекращается только по запросам пользователей поисковой системы, содержащим имя и (или) фамилию заявителя. Например, при наличии на каком-либо сайте информации «Иванов Иван Иванович отдыхал во Франции» по запросу «Иванов Иван Иванович» ссылки выдаваться не будут, а по запросу «отдых во Франции» – будут;
4. В требовании заявителя, которое он направляет оператору поисковой системы, должны содержаться: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, контактная информация; информация о заявителе, выдача ссылок на которую подлежит прекращению; URL (указатель страницы сайта в сети «Интернет); основание для прекращения выдачи ссылок; согласие на обработку персональных данных.
5. Предусмотрено право оператора поисковой системы направлять заявителю уведомление об уточнении представленных сведений, а также уведомление о необходимости предоставления документа, удостоверяющего личность.
6. Срок рассмотрения требования заявителя составляет 10 рабочих дней (если не направлено уведомление об уточнении представленных сведений или уведомление о необходимости предоставить паспорт).
7. В случае отказа оператора поисковой системы возможно обращение в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок.
8. Закон вступает в силу с 1 января 2016 г.
При подготовке законопроекта ко второму чтению были приняты многие поправки, предложенные интернет-отраслью, однако не были учтены два принципиальных предложения отрасли — исключить из законопроекта возможность предъявления иска по месту жительства истца и продлить срок вступления закона в силу до 1 января 2017 г.
Поскольку не было учтено предложение исключить из законопроекта возможность предъявления иска по месту жительства истца, надеемся, что данную категорию дел будут рассматривать в порядке упрощенного производства. Для этого потребуется внесение изменений в законопроект № 725381-6, внесенный Верховным Судом и принятый Госдумой в первом чтении. Данным законопроектом предполагается, что дела в гражданском процессе в порядке упрощенного судопроизводства рассматриваются без вызова сторон.
Свобода слова, или Право на забвение
Юрист юридической фирмы «Ветров и партнеры»
специально для ГАРАНТ.РУ
С развитием IT-сферы идея защиты личных данных от их свободного распространения в сети Интернет стала все более актуальной. Отправной точкой для международного признания права на забвение послужило прецедентное дело Марио Костеха Гонсалеса vs Google 2 (май 2014 года). По этому делу Европейский суд принял решение, которым обязал поисковую систему Google удалить ссылки из поисковой выдачи с именем потерпевшего.
Уже в марте 2014 года Европарламент одобрил Акт о защите персональных данных, закрепляющий право требования гражданина от поисковой системы удаления недостоверной информации о нем. Предполагается, что именно этот документ был взят за основу при разработке российского «закона о забвении».
Очевидно, что «закон о забвении» призван закрепить компромисс между правом на неприкосновенность частной жизни, защиты персональных данных и правом на свободу слова, а также доступа к информации.
По результатам анализа содержания закона следует однозначный вывод, что предпочтение было отдано все же защите личных данных, нежели потребности в доступе к информации со стороны неограниченного круга лиц.
В «законе о забвении» содержится две статьи, которые имеют ключевое значение для понимания нового механизма.
В статье 1 раскрывается сама идея права на забвение через определение круга лиц, на которых распространяется новый порядок, механизма взаимодействия заявителя и оператора поисковых систем.
Статья 2 содержит описание процессуального порядка взаимодействия заявителя и оператора поисковых систем через определение подсудности таких споров.
Итак, а теперь познакомимся поближе с содержанием каждой из статей.
О поисковых системах (ст. 1 закона о забвении, п. 20 ст. 2 закона об информации)
Под поисковыми системами законодатель понимает информационные системы, осуществляющие по запросу пользователя поиск в Интернете информацию определенного содержания и предоставляющие пользователю сведения об указателе страницы сайта для доступа к запрашиваемой информации, расположенной в Интернете, принадлежащих иным лицам, за исключением информационных систем, используемых для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг и т. д.
Из содержания определения в текущей редакции понятно, что под действие закона попадают классические поисковые системы, такие как Yandeх, Mail.ru, и даже Google, если обрабатываются поисковые запросы российских пользователей, и др.
Определение поисковой системы в первоначальной редакции «закона о забвении» допускало расширительное толкование, согласно которому под поисковую систему подпадали и обычные интернет-сайты с функциями поиска по странице, как самого сайта, так и внешним интернет-ресурсам. Подобное противоречит европейскому подходу с вовлечением именно классических поисковых систем в реализацию права на забвение.
Также в редакции закона для первого чтения помимо определения поисковой системы, предлагалось закрепить такие определения как «ссылка» и «оператор поисковой системы».
В результате, предпочтение было отдано в пользу единого развернутого определения, в котором содержится, в том числе определение «ссылки» – «сведения об указателе страницы сайта в сети «Интернет».
О порядке внесудебного взаимодействия оператора поисковой системы (далее – ОПС) и заявителя (ст. 1 закона о забвении, ч. 1 ст. 10 3 закона об информации)
Статья 1 «закона о забвении» содержит механизм, раскрывающий особенности взаимодействия оператора поисковой системы и гражданина, заявляющего о необходимости удаления ссылок на информацию о нем.
Так, обязанность оператора поисковой системы по удалению ссылок определена следующим образом: «Оператор поисковой системы, распространяющий в сети «Интернет» рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, по требованию гражданина (физического лица) (далее в настоящей статье – заявитель) обязан прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети «Интернет» (далее также – ссылка), позволяющих получить доступ к информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства РФ, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя, за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость».
Из определения обязанности оператора поисковой системы можно сделать следующие ключевые выводы:
«Законом о забвении» предусмотрен заявительный порядок удаления ссылок из поисковой выдачи.
В качестве заявителя выступает гражданин РФ.
Удаляются ссылки на информацию, которые доступны только пользователям рунета (либо пользователям, использующим IP-адреса из российского сегмента).
Ссылки должны быть удалены, только если предоставляют доступ к информации, распространяемой с нарушением закона, недостоверной, неактуальной, утратившей значение для заявителя.
Не могут быть удалены ссылки, предоставляющие доступ к информации, затрагивающей публичный интерес: сведения о преступлениях, наличии непогашенной судимости.
В процитированной статье как раз и закрепляется основная идея права на забвение – право требования удаления недостоверной, устаревшей информации, непосредственно касающейся заявителя.
Об информации, подлежащей удалению (ст. 1 закона о забвении, ч. 1 ст. 10 3 закона об информации)
Интересно, что редакция статьи, предложенная к первому чтению, предусматривала деление информации, подлежащей удалению ОПС, на три вида: недостоверная, достоверная о событиях, имевших место и завершившихся более трех лет назад (кроме сведений о преступлениях, непогашенной судимости), и распространяемая с нарушением законодательства.
Если первый и последний вид информации, подлежащей удалению, перекочевали в новую редакцию закона в неизменном виде, то формулировку «достоверная информация о событиях, имевших место и завершившихся более трех лет назад» решили скорректировать.
Фактически произошел отказ от законодательного закрепления конкретных сроков устаревания информации, в отношении которой заявитель может обратиться с требованием об ее удалении.
Тем самым был избран расширительный подход в определении достоверной информации, подлежащей удалению, с выделением двух ее признаков: неактуальность и утрата значения для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя.
Идея законодателя понятна: хочется создать гибкий правовой механизм, который не будет сковывать заявителя определенными временными рамками.
Ситуации с размещением ссылок, например, на информацию о прежнем месте работе заявителя, не очень вписываются в концепцию с трехлетнем сроком. Подобные ситуации больше соотносятся с концепцией неактуальности такой информации для заявителя. Есть сведения, которые заявитель не хочет раскрывать априори, независимо от того, когда подобные события имели место.
Между тем, включение в текст «закона о забвении» таких расплывчатых и субъективных категорий как «неактуальность», «утратившей значение для заявителя» создает риски для снижения эффективности в работе механизма и злоупотреблений со стороны заявителей. Не говоря уже о дополнительном бремени, которое ляжет на ОПС по проверке обоснованности подобных заявлений.
О заявлении на удаление ссылок (ст. 1 закона о Забвении, ч. 2 ст. 10 3 закона об информации)
В статье «закона о забвении» приводится исчерпывающий перечень реквизитов, которые о себе должен оставить заявитель при обращении к ОПС:
Анализ перечня показывает, что заявление должно быть обоснованным. В целях упрощения выявления ОПС спорных ссылок, законодатель все же обязал заявителя самостоятельно указывать ссылку, предоставляющую доступ к спорной информации. В предыдущей редакции перечня заявитель мог ограничиться указанием только доменного имени, сетевого адреса сайта.
Иными словами, все бремя доказывания распространения спорной информации ложится на плечи заявителя. В этом смысле фактически дублируется принцип, реализованный в ст. 152 ГК РФ о защите чести, достоинства и деловой репутации, ст. 15.2 закона об информации о защите от распространения контрафактного контента, ст. 128.1 УК РФ о клевете и др.
Учитывая потенциальную нагрузку ОПС в обработке подобных заявлений, считаю абсолютно правильным закрепление обязанности заявителя раскрывать полные данные о себе, включая указание ссылки на спорный источник.
О сроках обработки заявлений ОПС (ст. 1 закона о забвении, ч. 3 ст. 10 3 закона об информации)
Как и второй «антипиратский» закон в отношении информационных посредников (ст. 15.2 закона об информации), «закон о забвении» определяет право ОПС на истребование от заявителя дополнительных сведений и документов в целях проверки обоснованности заявления.
Так, ОПС дается всего 10 рабочих дней на обработку заявления и направления уведомления о предоставлении дополнительных материалов заявителю. Учитывая, возможное количество заявлений, а также их минимальный объем, срок в 10 рабочих дней является минимально разумным. В первоначальной редакции закона фигурировал срок на обработку заявления равный трем календарным дням, что по понятным причинам не устраивало IT-лобби.
Напомню, что в соответствии со вторым «антипиратским» законом, владельцу сайта даются всего сутки, чтобы удалить с сайта контрафакт либо направить дополнительный запрос заявителю (ст. 15.2 закона об информации). Так что, срок равный 10 рабочим дням на обработку заявлений ОПС является более адекватным.
Об истребовании дополнительных документов от заявителя (ст. 1 закона о забвении, ч. 3 ст. 10 3 закона об информации)
Нужно отметить, что закрепление права требования ОПС паспорта от заявителя является еще одним нововведением, которого не было в первоначальной редакции закона. Будут ли пользоваться этим правом ОПС на практике – вопрос. Вряд ли они заинтересованы в усложнении и увеличении документооборота.
О сроках ответного реагирования заявителя (ст. 1 закона о забвении, ч. 4 ст. 10 3 закона об информации)
Заявителю дается 10 рабочих дней на устранение ошибок, неточностей в своем заявлении и предоставлении дополнительных документов. В данном случае указание десятидневного срока, скорее всего, было вызвано необходимостью обеспечить равное положение заявителя и ОПС.
Об обращении в суд и раскрытии информации (ст. 1, ст. 2 закона о забвении, ч. 7, ч. 8 ст. 10 3 закона об информации, ст. 29, ст. 402 ГПК РФ)
Закон содержит обязанность ОПС не раскрывать информацию об обращении заявителя. Полагаю, что подобное является логичным следствием защиты частной жизни и личных данных заявителя, особенно с учетом требований к заполнению соответствующего заявления.
При получении отказа от ОПС заявитель может реализовать судебную форму защиты собственных прав. Здесь так же просматривается аналогия с «антипиратскими» законами. Если второй «антипиратский» закон указывает в качестве суда первой инстанции Московский городской суд, то по «закону о забвении» заявитель может обратиться в суд общей юрисдикции по месту своего жительства.
Здесь IT-лобби не смогли оказать воздействие на законодателя в целях закрепления подсудности таких споров по месту нахождения ОПС.
С точки зрения оптимизации расходов ОПС, связанных с судебными разбирательствами по обращениям пользователей, вариант с подсудностью по месту нахождения истца-пользователя не очень удачен. При инициировании судебных разбирательств пользователями из разных городов, ОПС вынуждены будут нести значительные судебные издержки, обеспечивая представление собственных интересов в разных городах России.
Все же законодатель пошел навстречу заявителю как экономически более слабому субъекту в отношениях с ОПС.
В заключение хотелось бы обратить внимание, что «закон о забвении» вступит в силу уже 1 января 2016 года. Совсем немного времени остается у поисковых систем для определения того, каким образом на практике они будут выстраивать взаимодействие с заявителями. Думаю, что предпочтение все же будет отдано в пользу разработки оптимизационных схем с участием онлайн-форм для обращений граждан, позволяющих осуществлять их автоматическую и ручную обработку.
Все ли остается в интернете и можно ли это почистить (в контексте права на забвение в российской практике)
Закон о праве на забвение, по которому любой гражданин имеет право требовать скрыть в поисковой выдаче ложную или устаревшую информацию о себе, действует в России с 2016 года. Но действительно ли реально почистить за собой все интернет-следы, и не пора ли поменять практику применения закона?
Как справедливо отмечает кандидат юридических наук Е.М. Подрабинок в своей статье «Особенности осуществления права на забвение в эпоху цифровизации общества», «появление и осуществление права на забвение (right to be forgotten) стало возможным только с возникновением и распространением интернета, поскольку получение информации практически любого рода стало простым и легкодоступным». При этом далеко не вся информация о человеке в сети может являться правдивой или актуальной на определенный момент времени, и индивид должен иметь право потребовать ее удаления, если сочтет это необходимым для себя. Для этого он может обратиться к оператору поисковой системы и потребовать ограничения или запрета выдачи подобной информации третьим лицам. Собственно, в этом и состоит юридическая суть права на забвение.
Впервые о нем заговорили в мае 2014 года, когда Европейский суд по правам человека, рассмотрев дело Марио Контеха Гонсалеса против Google, в итоге обязал поисковик редактировать определенные результаты поиска по запросу частных лиц. При принятии решения ЕСПЧ сослался на действовавшую в то время Директиву 95/46/EC о защите персональных данных, расценив сбор и хранение информации поисковыми интернет-системами как ее обработку.
В России институт «права на забвение» появился пять лет назад — 1 января 2016 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 264-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 10.3 Закона об информации человек может предъявить требования об удалении тех или иных ссылок о себе при наличии следующих оснований: 1) информация распространяется с нарушением законодательства РФ; 2) информация является недостоверной; 3) информация является неактуальной; 4) информация является утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя.
К недостаткам принятого закона эксперты, в частности, относят то, что закон № 264-ФЗ не вводит четких и понятных критериев актуальности или неактуальности информации, об удалении которой просит заявитель, а также ни слова не говорит о том, является ли или нет такая информация общественно значимой. Например, из апелляционного определения Мосгорсуда от 22 мая 2017 года по делу № 33-14853/2017 следует, что поисковая система (в данном конкретном случае — «Яндекс») не может нести ответственность за распространение информации, если оператор не знал о незаконности такого распространения. Кроме того, отметил суд, оператор поисковика не отвечает за размещение информации третьими лицами, поскольку основная его задача — предоставить услуги по поиску информации, а не ее распространению. Наконец, по мнению апелляционной инстанции, что при подаче заявления в адрес ООО «Яндекс», истец сам должен был указать, какая информация о нем на обжалуемой в заявлении интернет-странице распространяется с нарушением законодательства (помимо необходимости доказывания недостоверности и неактуальности такой информации).
В целом нужно отметить, что в Европе и России, несмотря на схожесть подходов к праву на забвение, все же существуют достаточно серьезные различия в этом плане. В частности, в Евросоюзе данные о запросах граждан можно раскрывать, если они не содержат их персональных данных — скажем, если речь идет о предоставлении статистической информации (преамбула 65 GDPR — общеевропейского регламента о защите данных). В России же операторам поисковых систем в принципе запрещено раскрывать информацию о сделанных запросах, кого бы и чего бы они ни касались, если иное прямо не установлено действующим законодательством (п.8 ст. 10.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
Кроме того, ЕС устанавливает общее исключение из «права на забвение», в первую очередь если дело касается выполнения задачи, осуществляемой в публичном интересе (т.е. когда субъекты персональных данных, которые необходимо удалить, играют заметную роль в жизни общества — политики, звезды шоу-бизнеса, олигархи, и т.д.), или ввиду публичного интереса в области здравоохранения, или же в целях архивирования в публичном интересе, в целях научных или исторических исследований или в статистических целях (параграф 3 статьи 17 GDPR), в то время как в РФ это исключение является частным (оператор поисковика, согласно п.1 все той же статьи 10.3 закона № 149-ФЗ, не имеет права удалять только лишь ссылки о преступлениях, по которым не истекли сроки давности, или по которым с гражданина не снята или не погашена судимость).
Возникает, как пишет Е.М. Подрабинок, и вопрос о том, как соотносится с правом на забвение информация, которая непосредственно на момент ее размещения в сети была и достоверной, и законной, и не нарушающей чьих-либо прав: «Подобные вопросы могут возникнуть в связи со множеством произошедших действий или событий. А аналогичных примеров может быть бесчисленное множество. В связи с этим в юридической литературе поднимается вопрос о том, что право на забвение дает возможность лицам фактически «переписывать», «искажать» историю». К схожим выводам пришел и все тот же Мосгорсуд, но уже в другом своем апелляционном определении — по делу № 33-10390/2017 от 20 марта 2017 года. В своем решении судьи, в частности, указали, что «оператор поисковой системы не вправе безосновательно и бездоказательно по произвольному требованию гражданина, который может преследовать различные цели, в том числе для сокрытия находящейся в свободном доступе в сети Интернет достоверной и объективной информации о себе, прекращать поисковую выдачу ссылок на такую информацию, поскольку в противном случае будут нарушены указанные конституционные принципы, а деятельность оператора поисковой системы потеряет всякий смысл».
И действительно, удаление оператором той или иной поисковой системы таких ссылок на информацию, которые имеют явный общественный интерес и общественную значимость, знаменовало бы собой явное отступление от конституционного принципа гласности и свободы слова. Любой гражданин мог бы затруднить доступ третьих лиц к абсолютно любого рода информации о себе, на недопустимость чего обращает внимание, в том числе, и Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 09.07.2013 N 18-П.
Так можно ли удалить о себе любую информацию из интернета, ликвидировав, таким образом, свой «цифровой след»? До недавнего времени, если исходить из непосредственного толкования норм закона № 264-ФЗ, можно было сказать, что определенные ограничения в этом отношении все же существовали. Но вот в начале декабря 2020 года, «Российская газета» сообщила о том, что Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволяет пользователям самостоятельно распоряжаться своими персональными данными. В частности, будет создана специальная система Роскомнадзора, с помощью которой можно будет как отзывать согласие на размещение своих персональных данных в интернете (образно говоря, убирать «галочку» в соответствующем пользовательском соглашении), так и требовать их удаления и/или опровержения.
Как отмечают в пресс-службе Роскомнадзора, «основной смысл законопроекта — в том, чтобы человек смог реализовать свое право решать, кому и какие данные он предоставляет, для того чтобы сделать их общедоступными, и чтобы он четко это понимал в момент предоставления согласия». Автор документа, депутат Антон Горелкин, поясняет, что законопроект, в отличие от закона о праве на забвение, вводит обязанность удалять персональные данные у всех операторов сразу, а не только у поисковых систем типа «Яндекса» или «Гугла». Сейчас Роскомнадзор, по словам Горелкина, уже разрабатывает соответствующее техническое задание, и в течение ближайшего полугода должна быть запущена система, позволяющая любому пользователю самому решать, что делать с персональной информацией о себе.
Пока обсуждается, будет ли предлагаемая система каким-то образом охватывать согласия, данные до вступления закона в силу, сообщили в Роскомнадзоре. Возможно, как заявил Антон Горелкин, владельцев интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей, попросят пересмотреть и переподписать уже заключенные пользовательские соглашения. Кроме того, известно, что действие законопроекта не будет распространяться на информацию, которая предоставляется государственным и муниципальным органам (включая полицию, суды и прокуратуру), а также банкам и страховым компаниям. Однако уже сейчас представляется, что подобное расширение «права на забвение» может повлечь за собой не расширение права на защиту частной жизни человека, а угрозу для прозрачности и открытости информационной системы общества.
И тогда перед нами вновь встанет извечный вопрос: должна ли свобода каждого отдельного индивида быть безусловным приматом его юридического статуса? Или ей все-таки долженствует реально заканчиваться там, где начинается свобода другого человека? Ответ, как представляется, уже не за горами.
Публикация подготовлена при поддержке юристов Digital Rights Center.