закрученный сюжет что такое
и н т р и г а
закрученный сюжет
• действие литературного произведения
• действия, обычно скрываемые и неблаговидные, предпринимаемые ради достижения определенной цели
• завуалированное действие в неблаговидных целях
• захватывающий компонент романа
• и захватывающий компонент романа, и каверза
• мимолетная любовная связь
• скрытые действия для достижения, происки
• способ построения сложной фабулы в романе, драме
• сюжет художественного произведения, персонажи и обстоятельства, обеспечивающие развитие действия
• тайные действия, направленные против кого-либо
• развитие основного действия в спектакле
• закручена в детективном романе
• «плетенка» в королевском дворе
• пружина действия в авантюрном романе
• способ построений сложного сюжета
• захватывающий сюжет романа
• старое название любовной связи
• построение сложной фабулы в романе
• пружина авантюрного романа
• и завязка романа, и происки недругов
• подковерная борьба в коллективе
• когда плетут козни
• лихо закручена в сюжете
• сюжет авантюрного романа
• Неблаговидные действия для достижения чего-либо, происки
• Тайные дейтсвия, направленные против кого-либо
• Способ построения сложной фабулы в романе, драме
• Мимолетная любовная связь
• «плетенка» в королевском дворе
Закрученный сюжет или искусство обмана зрителя
В чём феномен остросюжетных фильмов?
Вступление
В 1929 году основатель советской школы кино Лев Кулешов описал в книге «Искусство кино» небольшой эксперимент.
Он снял актёра Ивана Мозжухина, взгляд которого устремлён в непонятном направлении. Также были сняты: тарелка горячего супа, ребёнок в гробу, молодая девушка на диване. Кадры с лицом Мозжузина соединили с каждой из сцен и показали небольшой аудитории. Все зрители, смотревшие фрагменты по отдельности, пришли к выводу, что в первом случае мужчина голоден, во втором — опечален смертью ребёнка, а в третьем — очарован красотой девушки. Утверждение о том, что содержание следующего кадра может изменить смысл предыдущего, получило название «эффект Кулешова».
Сегодняшние возможности монтажа позволяют снимать захватывающие сцены погони на улицах крупного города в сравнительно небольшом помещении. На компьютере можно добавить несколько объектов или убрать лишнее.
С момента зарождения кино строится на обмане зрителя. И остросюжетные картины достигли в этом совершенства.
Рассмотрим, например, культовый фильм Дэвида Финчера. Немного о сюжете: Николас Ван Ортон, разбогатевший инвестиционный банкир, проживает весьма скучную жизнь. Отдалившись от брата Конрада и супруги, он интересуется только работой. Великолепный особняк, роскошная машина, добрая горничная, помогавшая когда-то его отцу. Что ещё можно желать от жизни? К сожалению, потребности человека растут с каждым днём, предметы роскоши становятся частью серой повседневности. Если смотреть правде в глаза, жизнь Николаса скучна и однообразна, что замечает и младший брат.
Приближается сорок восьмой день рождения. Конрад назначает ему встречу в ресторане, где дарит сертификат на использование услуг фирмы «Служба развлечений», которая предлагает своим клиентам сыграть в «Игру». Правила и цели индивидуальны для каждого. Влекомый жаждой приключений, Николас соглашается принять в ней участие.
Зритель, как и главный герой, остаётся в неведении относительно деталей этой игры. Она становится частью жизни Николаса, сливается с ней. Не понятно, случайно ли каждое совпадение, кто из друзей замешан в происходящем, а кто пал жертвой обстоятельств. Не используя дополнительных приёмов, фильм погружает вас в запутанное повествование, делает зрителя частью игры.
Для достижения нужного эффекта Финчер использует человеческое любопытство. У вас есть только два варианта: либо произошедшее реально, либо это часть игры, однако попытки определиться заканчиваются провалом. Дело в том, что режиссёр сознательно склоняет вас то к одному, то к другому, оставляя вопросы там, где мы привыкли искать подсказки, то есть между строк.
Заключение
Описанный на примере картины «Игра» приём характерен для остросюжетных фильмов, ведь они создаются для того, чтобы держать зрителя в напряжении. Для этого не обязательно использовать последние достижения монтажа, как в фильме «Начало». Достаточно лишь предложить зрителю несколько альтернатив, через призму которых следует смотреть на происходящее.
Склоняя зрителя то в одну, то в другую сторону, режиссёр только играет на его чувствах. Правда в том, что детали сюжета не могут точно ответить на поставленный в начале вопрос. Поиски отгадки безрезультатны, так что приходится раз за разом ждать концовки, в которой всё тайное станет явным. Собственно говоря, именно на этом построено большинство детективов, преследующих ту же цель, что и остросюжетный фильм.
Лучшие триллеры с закрученным сюжетом
Хитро закрутить сюжет – идеальный способ захватить внимание зрителя. Сейчас люди переключили на стриминги, на которых можно посмотреть почти любой фильм, поэтому выбрать из этого вороха действительно увлекательное кино становится большой проблемой. Для этого и существует рубрика «Что посмотреть» на сайте «Парамаунт Камеди».
Без фильмов мастера психологических историй в этой подборке было не обойтись. Не сразу задалось у Финчера с Голливудом. Постановщика заметили после его работы над яркими клипами Стинга Englishman in New York, Мадонны Vogue, Джорджа Майкла Freedom и других звезд. Но ему не повезло быть назначенным студией 20th Century Fox на пост режиссера в многострадальный триквел «Чужого». Фильм обернулся катастрофой для всех. Но ребята из New Line Cinema подкинули перспективному, но никому ненужному на тот момент творцу сценарий с неожиданной развязкой «Семь». В следующем проекте Дэвид решил поразить публику замороченным триллером.
Инвестиционный банкир Николас Ван Ортон (Майкл Дуглас) настолько увлечен своей карьерой, что просто уже не видит людей вокруг себя. В день своего рождения банкир получает в подарок от своего непутевого младшего брата Конрада (Шон Пенн) сертификат на участие в некой игре. «Служба развлечений» обязуется за немалую сумму обеспечить приключение, которое изменит мировоззрение участника.
Этот фильм – яркий представитель тех картин, которые находят отклик в сердцах и умах людей гораздо позже. В год выхода картины ждали от Финчера еще одного грязного жесткого неонуара. Сейчас же «Игра» заняла почетное место в фильмографии постановщика. Триллер увлекает, а за поворотами порой трудно уследить. Ты просто не успеваешь сопоставить все увиденные детали, чтобы самостоятельно сложить полную картину.
Помни
Говорить о том, что Кристофер Нолан любит запутать сюжет, нелинейно рассказав историю, после «Дюнкерка» и уж тем более «Довода» как-то излишне. Но в «Помни» постановщик, делая вроде все тот же свои фирменные манипуляции со временем, умудряется показать драму, в которой сопереживаешь главному герою.
А герой у него в этот раз колоритный, словно сошедший со страниц какого-нибудь независимого комикса. Леонард Шелби (Гай Пирс) занимается поисками убийцы своей жены. Леонард упорно собирает улики и допрашивает людей, вот только ничерта не запоминает. Из-за полученной травмы головы в памяти героя ничего не задерживается дольше, чем на пять минут. Поэтому парень повсюду оставляет себе записки с важной инфой, так как мест для татуировок с напоминалками на его теле уже почти не осталось. Благо, или не благо, Леонарду помогает некто Тедди (Джо Пантолиано) и Натали (Кэрри-Энн Мосс). Наверное, решили вывести героя из матрицы. Но герой им обоим не доверяет, хотя они про него много чего знают.
Всю историю, точнее ее куски, зритель видит только глазами Леонарда, для которого она – просто набор разрозненных событий. Крутой герой нуара у Нолана превращается в несчастного потерявшегося человека, который из последних сил пытается сохранить контроль над ситуацией и собой. От этого чувствуешь такое же бессилие, как и герой, когда все более или менее проясняется.
Джоэл Шумахер всегда умел нагонять атмосферы, о чем бы ни был его фильм. Будь то мрачный триллер о молодых людях, успевших потеряться в жизни и ищущих ответы в смерти («Коматозники»), или история о рядовом клерке, которого все достало, и одним жарким днем он сорвался с цепи («С меня хватит»), или китч о миллиардере в костюме летучей мыши и его юном напарнике («Бэтмен и Робин»). Но коньком постановщика были психологические детективы, в которых обнажаются самые темные и страшные стороны человеческих душ.
Детектив Том Уоллс (Николас Кейдж) нанят вдовой пожилого миллиардера. В сейфе мужа она нашла странную видеозапись, на которой запечатлена сцена убийства юной девушки. Уолсу предстоит выяснить, не фейк ли это и откуда взялось это видео.
Герою Кейджа придется пройтись по самому дну, где жизнь людей похожа на ад. Шумахер закручивает историю и неторопливо ведет к неожиданной развязке. Режиссер умудряется балансировать на грани остросюжетного триллерного детектива и готического хоррора. В его фильме порой создается впечатление, что не люди творят весь этот ужас, а некие злые духи.
Под Сильвер-Лэйк
Как-то так повелось, что именно неонуарные триллеры могут похвастаться особо лихо закрученными сюжетами. Фильм Дэвида Роберта Митчелла был разгромлен критиками и не оценен публикой из-за своей непонятности, но в увлекательности и непредсказуемости поворотов ему не откажешь.
Для такого гика, как Сэм, придуманная им история о девушке в беде важнее реальной жизни, в которой он, очевидно, ничего не добился. Мать героя же, периодически названивающая Сэму с вопросами о работе его мечты, которой он с его слов постоянно занят, возвращает парня на землю и отвлекает от параноидального квеста. Череда встреч и событий, которые предстоить пережить главному герою напоминает горячечный сон и не поддается логическому объяснению, отчего развязка оказывается до смешного непредсказуемой.
Невидимый гость
Чистокровные остросюжетные триллеры – с некоторых пор прерогатива европейского кино, так как Голливуд плотно подсел на иглу блокбастерности и многосерийности. И Европа не подводит, а «Нетфликс», «Амазон» и прочие стриминговые сервисы поддерживают талантливых постановщиков. Например, Ориол Пауло снял для «Нетфликса» крепкий триллер с непредсказуемой развязкой. У нас, кстати, есть подборка крутых испанских триллеров.
Молодой бизнесмен Адриан Дория (Марио Касас) – изменщик и лжец. Но теперь он стал еще и подозреваемым в деле об убийстве его любовницы. У мужчины толком нет алиби, а все указывает на то, что он виновен. Адриан нанимает адвоката, который не проиграл ни одного дела. Вирджиния Гудман (Ана Вахенер) прибывает в квартиру бизнесмена, чтобы выяснить детали истории и вместе разработать план действий в суде.
Испанец Пауло запутывает сюжет с помощью флэшбеков. Сам прием нехитрый, но работает исключительно на то, чтобы каждый поворот сработал. История о бесчеловечности и лицемерии не выглядит навязчивой и нравоучительной, это прежде всего детективный триллер, а потом все остальное.
Прокол
Еще один хитро выстроенный фильм, который не был понят критиками и зрителями в год выхода. Режиссер Де Пальма уже давно не делал ничего похожего на свою звездную работу «Кэрри», а ориентировался на хичкоковский стиль, который он модернизировал и отточил до блеска.
Молодая девушка просто принимала душ, как вдруг к ней подкрался некто с ножом. К счастью, это просто съемки фильма (Хичкок?). Звукооператор картины Джек (Джон Траволта) становится свидетелем аварии, записывая звук ветра. Парень прыгает в воду, чтобы спасти водителя и пассажиров, но достает только девушку. Салли (Нэнси Аллен) оказывается проституткой, а водитель кандидатом в президенты США. На пленке парень обнаруживает странный звук, напоминающий прокол шины, тогда очевидный несчастный случай уже таковым не выглядит.
Липкий темный триллер о расследовании, которое ведет человек, бесконечно прослушивающий аудиозаписи, ощущается как нечто напряженное и дико запутанное.
Режиссер размывает границы реальности, ведь, как и герой, сидящий в четырех стенах и не видящий других людей, зритель прикован к экрану, подменяющему действительность.
Девушка в тумане
В редких случаях авторы романов сами берутся их экранизировать. Донато Карризи как раз из таких уникумов.
В горном городке Авешот пропала школьница Анна Лу. Девушку любили все жители (возможно, так же, как Лору Палмер в «Твин Пиксе»). Правда, история не заостряет внимание на тайнах жителей благопристойного городка, будто сошедшего с открытки.
Инспектор Фогель, специально выписанный с большой земли расследовать обстоятельства пропажи девушки, сразу сливает журналистам всю имеющуюся у полиции информацию. А рассказать есть что, ведь один юный сталкер-видеограф, следивший за Анной Лу из-за неразделенных чувств, запечатлевает в день пропажи школьницы на свою камеру внедорожник местного профессора Мартини. А Мартини преподавал ей некоторые дополнительные дисциплины. Фогель решает быстро успокоить горячие головы жителей, дав им обвиняемого. Впрочем, вести настоящее расследование он тоже не собирается. Оказывается, это фирменный метод инспектора, обкатанный им не на одном деле, самым громким из которых является история о маньяке, которого Фогель якобы поймал. Но в тот раз следователю не повезло, его убийца оказался невиновен, что оставило очередной грязный след на репутации полицейского.
Сложносочиненная история о том, как легко разрушить жизнь человека, просто манипулируя фактами, а с ними и общественным мнением, серьезно пугает. Кажется, у профессора вообще нет никаких шансов отмыться, и только случайное стечение обстоятельств может спасти человека, ставшего мишенью ушлого интригана без чести и совести. Может, совы все-таки и правда не то, чем кажутся.
Когда тело умершей накануне жены профессор Алекса Ульоа (Уго Сильва) исчезло из морга, вдовец в лучшем случае удивился, но ничем не выказал ужаса. Правда, и непосредственно после смерти супруги на его лице не была заметна скорбь. Следователь сразу начинает подозревать вдовца, но единственный, кто мог бы пролить свет на обстоятельства похищения, находится в коме. Сторож морга был чем-то (или кем-то) адски напуган, и в попытке сбежать с рабочего места был сбит машиной. Алекс же начинает получать сообщения с номера мертвой супруги, написанные в ее стиле и содержащие информацию, которую могли знать только они двое.
Режиссер отчаянно запутывает следы, подбрасывая в и без того загадочную историю элементы мистики. Тем самым история закручивается смертельной петлей на горле главного героя, который, безусловно, не святой. Исход предсказать будет трудно.
Дьявол в деталях
Триллер, который сравнивали с финчеровским «Семь», конечно, не дотягивает до звания культового шедевра на века, но удивить ему есть чем. Не зря же Джаред Лето отхватил от Американской Гильдии киноактеров премию за роль второго плана и номинацию на Золотой Глобус.
Дик (Дензел Вашингтон) когда-то был отличным детективом, но после некоего инцидента его перевели в рядовые копы. Серия убийств молодых девушек всколыхивает в суровом мужике воспоминания о былых незаконченных делах, и он возвращается к делу, хотя никто не просил, и вообще все были против. Тем более вести дело прибыл молодой амбициозный агент ФБР Джимми (Рами Малек). Но парень явно не справляется, тогда он и заключает сделку с дьяволом, а точнее Диком, который, конечно, сначала не принимает новичка, но потом понимает, что они очень похожи. Это и позволяет ему манипулировать Джимми, на что ФБРовцу указывают все, кто знает Дика. Детективы выходят на след местного криповатого механика в исполнении Джареда Лето. К слову, не заподозрить чувака во всех грехах на свете довольно трудно, тем более, он знает подробности дела и некоторых прошлых, что очень бесит Дика.
Поначалу очевидная история раскрывается чем дальше, тем лучше. То, как создатели закрутили историю и, к чему привели героев, пугает. Лучше бы остаться в иллюзии, как считает Дик.
Синий бархат
Уж кто-кто, а Дэвид Линч умеет закручивать сюжеты, а с ними и мозги зрителей в такой узел, что люди потом смотрят и читают все разборы смыслов только что просмотренного. «Малхолланд драйв», «Твин Пикс», «Шоссе в никуда», «Кролики» и, конечно, «Внутренняя империя» – неполный список картин режиссера, нуждающихся в разъяснениях. Но одним из самых простых и при этом все еще жутковато непонятных фильмов является почти чистокровный детектив «Синий бархат».
Не знал юный студент Джефф (Майкл Маклахлен), чем обернется его возвращение в родной тихий городок. А вернулся он, узнав об инсульте своего отца. И вот по пути из больницы парень нашел в траве отрезанное ухо, которое художественно облепили муравьи. Так началось параноидальное расследование юного детектива. В какой-то момент Джефф и вовсе теряет нить и забывает с чего начал. А как иначе, когда встречаешь настоящую фам фаталь (Изабелла Росселлини) из нуарных фильмов, которая, конечно, является женщиной безумного мафиози (Деннис Хоппер). И вот это-то персонаж Хоппера и уносит планку безумия в космос. Этот герой страшен, расчетлив, спонтанен, смешон, мил и попросту непонятен. Джеффу придется попотеть, чтобы сохранить остатки разума. Скелет истории нарочито карикатурный: женщина в беде находит помощь в лице слабого романтического героя. Но Линч, как он любит, запутывает следы настолько, что, кажется, и не собирается выводить своих зрителей из этого лабиринта. Остается только расслабиться.
Жизнь Дэвида Гейла
Молодая журналистка Бетси Блум (Кейт Уинслет), только что отбывшая недельный тюремный срок за укрывательство своего информатора, получает приглашение от Дэвида Гейла (Кевин Спейси) для освещения его истории. Бывший профессор техасского университета, активный борец со смертной казнью, потерял карьеру после того, как одна его студентка обвинила его в изнасиловании. С тех пор Дэвид наломал много дров, в частности, оказался под следствием за убийство своей единственной подруги и соратницы по борьбе. Теперь ему грозит смертная казнь, и Бетси должна доказать его невиновность, найдя все улики во что бы то ни стало.
Правда, Бетси не рада такому подарку судьбы, так как сама считает профессора виновным. Как бы видеозапись, где Гейл убивает женщину говорит сама за себя. Гейл уверен, что где-то есть полная версия записи, из которой станет ясно, что он не причастен к злодеянию.
Напряженный триллер Алана Паркера, автора культовой «Стены», таит в себе массу пугающих сюрпризов, которых не ожидаешь увидеть в фильме о журналистском расследовании ясного, как божий день, случая. Режиссер выстроил историю так, чтобы ходьба героини по свидетелям и утомительные расспросы обвиняемого выглядели как захватывающее приключение. Никогда не знаешь, что скрывается за очередным поворотом, а наберется их здесь немало – сюжет дико закручен.
30 самых запутанных фильмов в истории кино
Эта подборка кинолент для любителей головоломок. Даже внимательным зрителям не удастся с первого просмотра уловить все детали и связи между событиями и персонажами.
Некоторые фильмы из этого списка придётся пересмотреть несколько раз, чтобы понять их глубину и разобраться в многолинейном повествовании. А другие, кажется, и вовсе нельзя постичь умом, их можно лишь прочувствовать.
Господин Никто / Mr. Nobody (Жако ван Дормель, 2009)
Люди на планете давно бессмертны, их клетки искусственно обновляются и организмы не стареют. Они с удовольствием наблюдают за телешоу, в котором главный герой – последний из смертных, 118-летний старик Немо, рассказывающий разнообразные истории из своей жизни, в том числе взаимоисключающие, чем запутывает зрителей. Какова же была его настоящая жизнь? Это фильм о том, что каждый человек вынужден делать выбор, и пока он не сделан, существуют бесконечные возможности.
Контроль / Kontroll (Нимрод Антал, 2003)
Венгерский фильм о мрачном будущем, где действие в основном происходит в метрополитене. Фильм по-настоящему впечатляющий, полон гениальных переходов от драмы к комедии, от комедии к триллеру. «Контроль» принадлежит к числу самых странных, сложных и тревожных фильмов.
Экзистенция / eXistenZ (Дэвид Кроненберг, 1999)
Психологический триллер «Экзистенция» можно рассмотреть как римейк к фантастическому ужастику «Видеодром» (Videodrome). Странное приключение, в которое втягиваются лучший дизайнер игровых приставок в мире Аллегра Геллер (Дженнифер Джейсон Ли) и стажёр-охранник Тед Пайкл (Джуд Лоу), гарантированно запутывает и героев, и зрителей. Можно ли разобраться, где действительность, где виртуальность, где сон и закончилась ли игра?
Пи / Pi (Даррен Аронофски, 1997)
Психологический триллер Даррена Аронофски об одарённом математике Максе Коэне, который ведёт замкнутый образ жизни и страдает параноями. Он целиком посвящает себя поиску цифрового кода, прогнозирующего изменения курсов биржевых акций. При очередных расчётах спроектированный им компьютер выдаёт набор чисел, который не только может прогнозировать поведение фондовой биржи, но и узнать настоящее имя Бога. Теперь Макса преследуют и аналитики с Уолл-Стрит, и фанатики из тайной религиозной секты.
Эта чёрно-белая кинолента – первая полнометражная работа Аронофски. Несмотря на бюджет всего в 60 тысяч долларов, фильм захватывает сюжетной линией, отлично передаёт эмоции с помощью освещении и музыки.
12 обезьян / 12 Monkeys (Терри Гиллиам, 1995)
Фантастический фильм Гиллиама, снятый по мотивам французского короткометражного фильма «Взлётная полоса», приобрёл статус культового. Роль главного персонажа исполнил Брюс Уиллис. Он сыграл заключённого, который отправляется назад во времени, чтобы собрать информацию о вирусе, унёсшем жизни большей части населения планеты.
Связь / Coherence (Джеймс Уорд Биркит, 2012)
Компания друзей собирается провести вечер вместе за беседой и ужином. Как раз в этот день над Землёй пролетает комета Миллера, о чём рассказывает один из собравшихся. Друзья приступают к ужину, но внезапно во всём доме гаснет свет, сотовая связь пропадает. Дальнейшие события всё более странные и загадочные.
Шпион, выйди вон! / Tinker Tailor Soldier Spy (Томас Альфредсон, 2011)
Это шпионское кино снято совсем не в духе «Джеймса Бонда». Фильм основан на одноимённом романе Джона Ле Каре, события в котором разворачиваются в разгар Холодной войны. В рядах британских спецслужб завёлся «крот», работающий на СССР, но неоднократные попытки его выявить проваливаются. Через кого-то в рядах МИ-6 продолжается утечка данных и теперь за тайные поиски шпиона берётся отставной агент Джордж Смайли, сыгранный Гэри Олдменом.
Помни / Memento (Кристофер Нолан, 2000)
Психологический детектив о молодом человеке по имени Леонард Шелби, который страдает редким расстройством. Он ничего не может удержать в памяти дольше 15 минут. Герой помнит всё до смерти своей жены, но постоянно забывает о недавних событиях и окружающих людях. Леонард вынужден оставлять самому себе фотографии, записки и даже делать татуировки, чтобы найти убийцу жены и отомстить.
Нью-Йорк, Нью-Йорк / Synecdoche, New York (Чарли Кауфман, 2008)
Режиссёрский дебют оскароносного сценариста Чарли Кауфмана о театральном постановщике Кейдене Котарде, который одержим идеей своей последней пьесы. Это странный, нелепый и грандиозный фильм об одиночестве, творческом кризисе, неудовлетворённых желаниях и поиске любви.
Только Бог простит / Only God Forgives (Николас Виндинг Рефн, 2013)
Фильм не богат репликами, но он выполнен в выразительном графическом стиле. Тишину чаще нарушает звук ножа, вонзающегося в чьё-то горло.
Примесь / Upstream Color (Шейн Каррут, 2013)
Второй полнометражный фильм сценариста и режиссёра Шейна Каррута повествует о двух людях, которые после заражения паразитом поддаются воздействию гипноза обкрадывающего их Вора. Они теряют воспоминания и чувство самосознания, пытаются восстановить свою разрушенную жизнь и по необъяснимым причинам начинают воспринимать воспоминания и личную жизнь друг друга как свою собственную.
Донни Дарко / Donnie Darko (Ричард Келли, 2001)
Мистический триллер с идеей о параллельной реальности, построенный по принципам магического реализма. Старшеклассник Донни остаётся в живых лишь благодаря пророчествам гигантского кролика Фрэнка, что сказывается на судьбах нескольких героев фильма. Сюжет позволяет взглянуть на версию происходящего с позиции «что если».
Шоссе в никуда / Lost Highway (Дэвид Линч, 1997)
«Шоссе в никуда», как и все странные фильмы Линча, это сложнейший лабиринт параллельных миров и загадочных символов. Создатели определили жанр киноленты как «нуаровый хоррор XXI века». В фильме повествуется о том, что саксофониста Фреда Мэдсона признают виновным в убийстве своей жены и приговаривают к казни на электрическом стуле. Но перед исполнением приговора вместо него в камере обнаруживают другого человека.
Икота / Hukkle (Дьёрдь Пальфи, 2002)
В причудливой венгерской деревушке сидит возле своего дома старик и не может справиться с икотой. Казалось бы, ничего незаурядно здесь произойти не может, но история до краёв полна странностями. Один за другим гибнут местные мужчины, и расследовать это дело берётся молодой полицейский. Картина снята в оригинальном стиле, диалогов здесь нет, но видеоряд на высочайшем уровне.
Побудь в моей шкуре / Under the Skin (Джонатан Глейзер, 2014)
Фильм Джонатана Глейзера, в котором Скарлетт Йохансон сыграла, пожалуй, лучшую роль за всю свою кинокарьеру.
Скарлетт – инопланетное существо, имени которого мы так и не узнаем. Она принимает человеческий облик, начинает соблазнять мужчин и приводит их к себе. Если дальше говорить о сюжете, можно значительно лишить вас впечатлений от просмотра.
«Побудь в моей шкуре» ошеломляет. Смотришь на экран широко раскрытыми глазами, пытаясь осмыслить и интерпретировать увиденное. Если предыдущие фильмы в этом списке изучают вопросы жизни, смерти и перевоплощений, то в этой ленте мы имеет дело с человеческим сознанием и личными впечатлениями/ощущениями.
Паприка / Papurika (Сатоси Кон, 2006)
Оригинальное аниме, в котором легко потеряться среди сюрреалистических фантазий и сюжетных линий. Создан инновационный аппарат, позволяющий терапевтам смотреть сны своих пациентов, чтобы лечить психические расстройства. Но когда устройство крадут злоумышленники, сны людей сливаются и смешиваются с реальностью. Спасти ситуацию под силу лишь Паприке.
Матрица / Matrix trilogy (братья (ныне сёстры) Вачовски, 1999-2003)
Сатирикон Феллини / Fellini – Satyricon (Федерико Феллини, 1969)
Римская империя времён правления Нерона показана на пике своего упадка и разврата. Фильм снят по мотивам одноимённого романа Петрония и наполнен сценами прелюбодеяния, похоти, чревоугодия, зависти, жестокости и пышными эротическими эпизодами. Федерико Феллини драмой «Сатирикон» переносит зрителей в лупанарий (бордель) и рисует живое представление о Риме как о месте, где есть место для всякого рода причудливой фантазии. При этом герои напоминают современное общество, стремящееся к «полной свободе», наркотикам и сексуальным отношениям всех мастей.
Шизополис / Schizopolis (Стивен Содерберг, 1996)
Фильм совсем не похож на такие картины режиссёра, как «Эрин Брокович» или «Одиннадцать друзей Оушена». «Шизополис» – экспериментальная комедия Содеберга, в которой он к тому же исполнил одну из главных ролей. После первого просмотра, скорее всего история останется непонятой, но каждый следующий просмотр расставит всё на свои места. Фильм получил статус культового.
Врождённый порок / Inherent Vice (Пол Томас Андерсон, 2014)
Это адаптация Пола Томаса Андерсона в виде комедийной драмы о талантливом и незадачливом частном детективе, который пытается распутать очередное сложное дело, а заодно залечить своё разбитое сердце. Однако гениальный сыщик Ларри Спортелло, роль которого исполнил Хоакин Феникс, испытывает непреодолимую тягу к марихуане и постоянно находится под кайфом. Фильм снят по роману Томаса Пинчона «Внутренний порок» (Врождённый порок), опубликованного в 2009 году.
И карлики начинали с малого / Auch Zwerge haben klein angefangen (Вернер Херцог, 1970)
Вторая полнометражная кинолента легендарного немецкого режиссёра и сценариста. В фильме рассказывается о хаосе, охватившем колонию взбунтовавшихся лилипутов. Новообретённая свобода наполнилась актами анархии и приняла тревожный оборот.
Детонатор / Primer (Шейн Кэррут, 2004)
Некоторые критики назвали эту научно-фантастическую драму фильмом «для думающих людей». Шейн Кэррут закрутил интригу вокруг случайного открытия, позволяющего двум учёным физикам путешествовать во времени. Они решили вернуться в прошлое и обеспечить себе богатое и знаменитое будущее. Фильм сняли при весьма ограниченном бюджете в 7000 долларов. В сюжетный хаос вплетаются вопросы этического характера. Это умное кино с определённым количеством недосказанности.
Обед нагишом / Naked Lunch (Дэвид Кроненберг, 1991)
Облачный атлас / Cloud Atlas (Лана Вачовски, Лилли Вачовски, Том Тыквер, 2012)
Том Хэнкс, Хью Грант, Хэлли Берри, Джим Бродбент и другие звёздные киноактёры предстают в различных образах и играют множество ролей в этом фантастическом эпосе, охватывающем века.
«Облачный атлас» – один из самых грандиозных и загадочных фантастических фильмов в истории. Через, казалось бы, безнадёжно несвязное повествование проходит всеобъемлющая тема. Действия каждого отдельного персонажа – отголосок прошлого, причина настоящего и будущего.
Корпорация «Святые Моторы» / Holy Motors (Леос Каракс, 2012)
Французский актёр Дени Лаван (на фото) играет главного героя в этой абсурдной арт-хаусной кинокартине, где за один обычный день он предстаёт в серии неожиданных и в то же время убедительных ролей, постоянно перевоплощаясь в нового персонажа. Второстепенных персонажей изобразили: Эдит Скоб в роли водителя лимузина героя Лавана, Ева Мендес в качестве фотомодели и Кайли Миноуг как бывшая подруга Лавана.
Дом / Hausu (Нобухико Обаяси, 1977)
Фильм ужасов о том, как девочка-подросток отправляется с подружками к своей тётушке, которую не видела с детства. Родственница живёт в большом жутком особняке и, кажется, очень рада гостьям. Почти сразу история переходит в смесь фантасмагорического сюрреализма и ужаса.
Внутренняя империя / Inland Empire (Дэвид Линч, 2006)
«Внутренняя империя» – загадочный, таинственный и один из самых запутанных современных фильмов. В этой психологической драме мы можем наблюдать специфические философские понятия, описанные Шопенгауэром, в частности речь идёт о связи памяти с ощущением самоидентификации.
Зеркало (Андрей Тарковский, 1974)
«Зеркало» – нелинейный фильм советского режиссёра и сценариста Андрея Тарковского. Кинолента во многом автобиографична и повествует о детстве Тарковского. Её принято считать одной из самых сложных, самых лучших и самых прекрасных кинокартин Андрея Арсеньевича. Великолепная, очень личная визуальная поэма.
Святая Гора / The Holy Mountain (Алехандро Ходоровски, 1973)
Наш список не мог обойтись без сюрреалистической фантастики с элементами психоделики от чилийского режиссёра Алехандро Ходоровски. В этом культовом фильме представлена своего рода альтернативная реальность, изобилующая религиозной символикой и отсылками к христианству, картам Таро, алхимии и мистической философии.
Космическая одиссея 2001 года / 2001: A Space Odyssey (Стэнли Кубрик, 1968)
Это культовый научно-фантастический шедевр и целая веха не только в жанре, но и в мировом кинематографе. Фильм сочетает потрясающие визуальные эффекты и величие классической музыки с фрагментами микрополифонических произведений Дьёрдь Лигети. По версии Американского института кино, это лучший научно-фантастический фильм в истории Голливуда, а по версии международных кинокритиков – и во всей истории мирового кино. Эта работа Стэнли Кубрика о разведывании истории и будущего человечества будоражит зрителя, сталкивая лицом к лицу с великим неизвестным пространства и времени.