занятия с логопедом не помогают что делать

Почему логопед не помогает

занятия с логопедом не помогают что делать. Смотреть фото занятия с логопедом не помогают что делать. Смотреть картинку занятия с логопедом не помогают что делать. Картинка про занятия с логопедом не помогают что делать. Фото занятия с логопедом не помогают что делать Анна Чернышенко
Почему логопед не помогает

«3 месяца этот «Р» ставили и ничего! А у вас за 2 недели зарычал!»

«Полтора года ходили к другому логопеду и все бестолку

Как часто логопеды слышат эти фразы от родителей в адрес «тех других» «специалистов».

«Плохих» логопедов (если этот человек с ДИПЛОМОМ и ОПЫТОМ) не так уж много.

Давайте разбираться, почему же тогда ОН не помогает!

1. На самом деле неудачный специалист, либо совсем не опытный, не знающий и т. д. Но! Его «вычислить» не сложно, и вряд ли вы проходите к нему долго.

2. Не оптимальный график занятий.

Занятия слишком редкие для вашего случая, либо вы часто пропускаете их в связи с болезнью (поездками). Согласитесь, странно, отзанимавшись 3-4 занятия в месяц, считать это «месяцем занятий».

3. Не выполнение рекомендаций логопеда, домашние задание — КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ УСПЕШНЫХ ЗАНЯТИЙ! Игнорируя её, вы сами затягиваете речевое развитие. Да, если случай не тяжелый, детки вытягиваются даже без выполнения домашнего занятия, ну а если это дизартрия, без самостоятельных домашних занятий коррекция будет очень- очень долгой.

4. Индивидуальные особенности ребенка (диагноз, темпы развития, темпы освоения материала, неврологический статус).

К чему это я? Проблема может быть гораздо глубже, чем то, что мы видим на поверхности. Нам кажется, что ребенок просто не выговаривает звуки, а у него, возможно, органическое поражение мозга, которое препятствует корректной иннервации мышц артикуляционного аппарата. И работа в этом случае может затянуться надолго.

Итак, ребенок так быстро зарычал у второго специалиста, потому что его к этому подготовил первый.

занятия с логопедом не помогают что делать. Смотреть фото занятия с логопедом не помогают что делать. Смотреть картинку занятия с логопедом не помогают что делать. Картинка про занятия с логопедом не помогают что делать. Фото занятия с логопедом не помогают что делатьСценарий праздника в детском санатории «Песня нам строить и жить помогает» ГАУЗ РБ детский санаторий «Урал» сценарий воспитателя Талиповой Г. Н. (авторская работа). Дети очень любят петь и танцевать, а посему.

занятия с логопедом не помогают что делать. Смотреть фото занятия с логопедом не помогают что делать. Смотреть картинку занятия с логопедом не помогают что делать. Картинка про занятия с логопедом не помогают что делать. Фото занятия с логопедом не помогают что делатьФотоотчёт «Быть здоровыми хотим — помогает нам режим» Дети – это наше будущее. Чтобы наше будущее было здоровым, нужно с малых лет прививать детям навыки здорового образа жизни, воспитывать.

Конспект занятия с презентацией «Чиполлино помогает выращивать лук» (средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье». «Познание»:.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики помогает развивать речь» «Развитие мелкой моторики помогает развивать речь» Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, это степень речевого общения.

занятия с логопедом не помогают что делать. Смотреть фото занятия с логопедом не помогают что делать. Смотреть картинку занятия с логопедом не помогают что делать. Картинка про занятия с логопедом не помогают что делать. Фото занятия с логопедом не помогают что делатьКонсультация для родителей «Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает» Консультация для родителей «Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает». Коррекция общего недоразвития речи детей — это комплексная программа,.

Консультация для родителей «Зачем нужен логопед» И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно.

Логопед глазами воспитателя К сожалению в последнее время под воздействием тех или иных факторов все большее количество детей отстает от возрастной нормы по речевому.

Эссе «Я — учитель-логопед» Эссе «я — учитель- логопед»«Ничего не бывает случайного, всё имеет первопричину». З. Фрейд Сегодня, когда я стала задумываться, почему я.

Эссе «Моя профессия — учитель-логопед» ЭССЭ «Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ». Я учитель-логопед. Сколько себя помню, всегда хотела стать педагогом. Когда я была маленькая и ходила в детский.

Консультация для родителей «Зачем нужен логопед?» Широко распространенное мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.

Источник

Логопед не помогает, что делать? Когда стоит обратиться к сурдологу

Автор: Редакция Мастерслух

Ребенок месяцами занимается с логопедом, но родители считают, что эффекта нет. Когда это необоснованная тревога, и нужно просто подождать, а когда – объективная оценка и пора обращаться к сурдологу, а заодно и к другим специалистам?

занятия с логопедом не помогают что делать. Смотреть фото занятия с логопедом не помогают что делать. Смотреть картинку занятия с логопедом не помогают что делать. Картинка про занятия с логопедом не помогают что делать. Фото занятия с логопедом не помогают что делать

«Ставим» звуки у логопеда. Когда же результат?

Поход к логопеду: перебдеть или недобдеть?

В последние годы наблюдается рост детей, посещающих занятия с логопедом. Для некоторых родителей это своего рода мода, показатель того, что они уделяют внимание своему ребенку. Иногда потребность в помощи специалиста связана с тем, что дети меньше общаются со сверстниками, они постоянно дома при занятых мамах и папах, и малышам просто не с кем оттачивать навыки разговорной речи. Гаджеты даже с самыми лучшими развивающими видео не могут заменить живое общение.

Встречается и другая крайность. У ребенка плохое произношение, тот не говорит или делает это плохо уже в довольно большом возрасте, а родители не пытаются исправить ситуацию. Особенно, если родственники или знакомые, а то и незнакомые люди в интернете, узнав о проблеме, утверждают: «У нас в семье было то же самое», «Мы знаем малыша, который, как в анекдоте, до 6 лет вообще не говорил». И никто не бьет по этому поводу тревогу.

Существуют объективные поводы, чтобы показать ребенка логопеду.

Когда ждать результата и что делать, если его нет?

Итоги занятий с логопедом индивидуальны. У каждого ребенка свои особенности, темпы, многое, конечно, зависит и от специалиста. Не стоит уже после первой встречи с ним рассчитывать, что у малыша начнут от зубов отлетать скороговорки. Улучшение речи может наступить быстро, но ничего страшного, если это произойдет чуть позже. Ориентироваться надо на то, что в принципе должен наступить прогресс.

Если же совсем ничего не происходит длительное время, то это повод искать причину.

Что точно должно насторожить родителей?

Случай из практики. Семья, в которой ребенок не выговаривал один-два звука, сменила трех логопедов, т. к. не было результата от занятий, и только четвертый уже на первом приеме определил, что проблема глубже – со слухом. После обследования наш специалист поставил первую степень тугоухости. Не такая сильная, фактически маленький пациент лишь немного не «дослышивал», поэтому долгое время это было незаметно. Но сказывалось на речи.

До сурдолога дошли. Что дальше?

Работа со специалистом всегда начинается с первичной консультации.

На приеме проводится обследование слуховой системы, чтобы можно было точно определить причину нарушения, снижения слуха (если та имеется).

Одно из важнейших исследований – тональная аудиометрия, с ее помощью можно наглядно, на графике, увидеть пороги слуха: какие самые тихие звуки воспринимает ребенок. Это помогает в подборе и настройке слухового аппарата, чтобы малыш мог наконец услышать все звуки, речь окружающих в полном объеме.

Затем начинается этап командной работы – занятия с сурдопедагогом над правильным развитием речевого аппарата, который долгое время работал не в полную силу, постановкой недавно услышанных, фактически новых для малыша звуков. Оттачивать навыки может помочь и логопед, не нужно сбрасывать этого специалиста со счетов.

Сурдолог – врач на всю жизнь

Как правило, при своевременном обращении к специалисту удается полностью скорректировать развитие ребенка. Но наблюдение у сурдолога должно быть продолжено. Проверять слух рекомендовано не реже раза в год, чтобы оперативно отслеживать: есть ли изменения.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

занятия с логопедом не помогают что делать. Смотреть фото занятия с логопедом не помогают что делать. Смотреть картинку занятия с логопедом не помогают что делать. Картинка про занятия с логопедом не помогают что делать. Фото занятия с логопедом не помогают что делать

Все работы хороши, выбирай на вкус! Востребованные профессии для глухих и слабослышащих

«МастерСлух» разрушает стереотип, что обладателям слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов доступны только примитвные малооплачиваемые специальности. Читать далее →

занятия с логопедом не помогают что делать. Смотреть фото занятия с логопедом не помогают что делать. Смотреть картинку занятия с логопедом не помогают что делать. Картинка про занятия с логопедом не помогают что делать. Фото занятия с логопедом не помогают что делать

«Чтобы лучше слышать тебя, внученька». Три лайфхака, которые помогут убедить пожилого члена семьи носить слуховой аппарат

Заставлять никогда никого нельзя. Но попытаться кое-что сделать можно… Читать далее →

занятия с логопедом не помогают что делать. Смотреть фото занятия с логопедом не помогают что делать. Смотреть картинку занятия с логопедом не помогают что делать. Картинка про занятия с логопедом не помогают что делать. Фото занятия с логопедом не помогают что делать

Слуховые аппараты и музыка… совместимы

Современные высокотехнологичные устройства позволяют наслаждаться любимыми мелодиями и песнями. При соблюдении некоторых условий, конечно. Читать далее →

Источник

Нарушение речи детей и работа логопеда: опровергаем мифы

Первое агу, первое слово, предложение — всё это важные стадии развития каждого ребенка. Освоение речи — один из главных признаков полноценного психического развития малыша. Но не всегда этот процесс идет гладко. Когда надо бить тревогу? Как выбрать хорошего специалиста? До какого возраста нужно исправить логопедические проблемы? Наш эксперт, логопед, олигофренопедагог, психолог Ольга Халчева ответила на эти вопросы и рассказала, в чём заблуждаются родители.

Миф первый. Торопиться к логопеду не нужно!

«Опытные» родительницы на форумах пишут, что логопед до пяти лет не берёт на занятия, что начинать в 2-3 года занятия бессмысленно. Это огромное заблуждение!

Логопед Ольга Халчева

Во-первых, получить консультацию у логопеда с ребенком после года необходимо, особенно если ребенок наблюдается у невролога. И если у ребенка нарушены функции сосания, глотания, жевания, отсутствуют или запаздывают гуление и лепет, ребенок не реагирует на своё имя.

Во-вторых, устная речь формируется до 6-7 лет, важно не упустить время! Лучше нарушение предупредить, чем потом исправлять.

Как-то раз ко мне на диагностику привели неговорящего 2,5-летнего ребенка. Мама с года пыталась пройти по всем специалистам, понять, почему ребенок не гулил, не лепетал, не говорил. Но в поликлинике врачи отказывались принять ребёнка.

Это неправильно: логопед не должен отказывать в консультации ребёнку из-за возраста.

Уже в год логопед может продиагностировать то, как ребенок реагирует на своё имя, как ведёт себя с мамой и родственниками, как реагирует на незнакомого человека, насколько понимает обращенную речь, присутствуют ли указательные жесты и т.п.

Логопед уже на этом этапе может определить, есть ли задержка в развитии речи, и спрогнозировать, возможно ли речевое нарушение в дальнейшем.

Когда ребенок молчит, не говорит, важно исключить сенсорные проблемы: узнать, насколько хорошо он видит, слышит. После лора и офтальмолога можно идти к логопеду, который в случае необходимости направит к неврологу или, наоборот, начать с невролога.

Как только родитель понимает, что речь ребенка отличается от речи сверстника в худшую сторону, то нужно срочно посетить логопеда!

Совет родителям. При беременности исключайте негативные факторы, влияющие на внутриутробное развитие. В первый год жизни не забывайте про ребенка, положив его в кровать и уйдя с головой в гаджеты. Говорите с ребенком, пойте ему песни, берите на руки, смотрите ребенку в глаза, пойте короткие песенки, потешки, пестушки, делайте массаж пальчиков, рассматривайте предметные картинки, игрушки. Все это позитивно влияет не только на развитие речи, но и на развитие малыша в целом.

В каких ещё случаях нужна консультация?

— Если до года малыш не гулил, не лепетал, не повторял определённое сочетание звуков и слогов.

— В 2-3 года ребёнок, по словам родителей, все понимает, но не говорит. Или ребенок говорит активно и много, но на своём «птичьем языке».

— С рождения до 3 лет — самый важный возраст в формировании речи ребенка. Если в три года ребенок пропускает, меняет местами слоги в словах, произносит некоторые звуки, помещая язык между зубами, к 2,5 годам не строит простые фразы — не нужно слушать советы бывалых, срочно к логопеду!

— Если в 4-6 лет ребенок говорит смазанно, нечётко, общий фон речи напоминает кашу и жевание. Если ребенок смягчает, пропускает или заменяет звуки, говорит, например, вместо дом — гом, машинки — масинки, кот — тот, санки — фанки.

— После 6 лет, если ребенок не выговаривает, пропускает, заменяет свистящие, шипящие, сонорные звуки. Ему трудно составить рассказ, пересказать услышанное, увиденное, тяжело учить стихи.

занятия с логопедом не помогают что делать. Смотреть фото занятия с логопедом не помогают что делать. Смотреть картинку занятия с логопедом не помогают что делать. Картинка про занятия с логопедом не помогают что делать. Фото занятия с логопедом не помогают что делать

Занятие с логопедом. Фото: vospitanie.guru

— В школьном возрасте, если у ребенка возникли сложности с чтением и письмом. Сложности эти допустимы в течение 1-го класса, но если через полгода-год обучения ошибки сохраняются, то надо посетить логопеда, скорее всего, у ребенка дислексия, дисграфия.

Исправить речевые нарушения надо успеть до школы, до того момента, как ребёнок начнёт осваивать навыки чтения и письма, так как это сложные процессы. Если ребёнок неправильно произносит звуки, заменяет их на другие, и это не исправлено, то и на письме он будет путать соответствующие буквы, не сможет грамотно проводить звуко-буквенный анализ слов.

Замена, пропуск, перестановка слогов так же отрицательно влияют на овладение навыком чтения и на понимание прочитанного. Возможны и психологические проблемы. Ребенок замыкается в себе, не общается одноклассниками, не желает посещать школу.

Миф второй. Ребёнок наследует особенности речи родителей

Десять лет назад практически не было безречевых детей. В основном были дети с нарушением произношения отдельных звуков. Сейчас всё больше безречевых детей, а также детей с заиканием, дислексией, дисграфией. Логопед часто не первичный специалист, ему приходится выяснять истинный диагноз, отправляя ребенка на дополнительные обследования к другим специалистам.

Человек не рождается со способностью к речи. Каждый ребенок овладевает ею в ходе индивидуального развития. И у каждого свой путь: у родителей могли быть одни причины для возникновения нарушений речи, а у ребенка — совсем другие. Речевые нарушения, как правило, являются следствием факторов, влияющих в пренатальный, натальный и постнатальный периоды развития.

Сюда относятся осложненная беременность, заболевания мамы во время нее, проблемы в течение родов, болезни и травмы в первый год жизни ребенка, наследственность, социальное окружение ребенка, плохая экология и многое другое.

История про мальчика. Ребёнок учился в 7-м классе, никаких нарушений в звукопроизношении у него не было выявлено. Логопеда в дошкольном возрасте он не посещал. У ребёнка была чистая речь, сохранный фонематический слух. Но при этом он допускал ошибки на письме. Я направила его к неврологу. Тот предположил, что полученное сотрясение головного мозга в младенческом возрасте и привело к нарушению кратковременной слуховой вербальной памяти, что стало причиной стойких ошибок на письме. Назначенная медикаментозная терапия совместно с моими коррекционными занятиями помогли мальчику справиться с трудностями письменной речи.

Если логопед доработал в дошкольном возрасте проблему, то потом дисграфии не будет. Если специалист пропустил что-то, дисграфия в школьном возрасте возможна. Но не всегда дети, которые до школы имели речевые нарушения, становятся дисграфиками и дислексиками. И, наоборот, есть дети, у которых не было речевых проблем в дошкольном возрасте, но в школе они страдают дисграфией и дислексией.

С логопедом нужно заниматься чем раньше, тем лучше. Фото: detsad-sd.ru

Еще один случай дисграфии: первоклассница попала на приём во втором полугодии. В процессе сбора анамнеза выяснилось, что ребёнок долгое время посещал специалистов, корректировавших звукопроизношение. Выявили, что звуки девочка произносит правильно, но не дифференцирует их, переставляет и пропускает слоги. И допускает такие же ошибки на письме.

Здесь прослеживается взаимосвязь между речевым нарушением в дошкольным возрасте, которое в школе перешло в письмо. У всех детей, которым я исправила произношение, родителям всегда говорю: идем в первый класс, наблюдаем за письмом. Чем раньше мы выявим дисграфию, тем быстрее мы ее исправим, тем меньше проблем возникнет потом.

Понятийный аппарат:

Дислалия – это нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранном речевом аппарате. Механические дислалии встречаются чаще при короткой уздечке языка. При подрезании и растяжении ребенок сам начинает рычать. Функциональные дислалии встречаются при воспитании в неправильной речевой среде.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, недостаточной иннервации речевого аппарата. Логопед в этом случае работает в паре с неврологом.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Логопед в этом случае работает в паре с неврологом.

Дисграфия – нарушение письменной речи.

Дислексия – нарушение процессов чтения.

Миф третий. Хороший специалист исправит всё

Существуют нарушения, которые невозможно до конца исправить. И они будут сохраняться в течение всей жизни. Это, например, дизартрия или заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Для решения проблемы, кроме логопедических занятий, ребёнок наблюдается у невролога, который может назначить медикаментозную терапию, лечебную физкультуру, массаж шейно-воротниковой зоны, логопедический массаж.

Но не всегда возможно исправить поражение.

На занятиях ребёнок может хорошо говорить, но как только он теряет контроль над собой, например, во время прогулки, обычного разговора с родителями, в стрессовой ситуации (на утреннике в садике, у доски в школе), то его речь зачастую становится малопонятной.

Также тяжело исправить моторную и сенсорную алалию. Алалия — нарушение, когда специалист даже не может спрогнозировать, насколько хорошо его можно исправить. Логопед совместно с другими специалистами может довести конкретного ребенка до определенного уровня. Но у каждого ребенка с алалией — свой уровень.

Опытный логопед может развить речь ребёнка. Фото: logolandiya.ru

Всё зависит от того, когда ребёнку поставили диагноз (это делает невролог), в каком возрасте началась работа, какие индивидуальные особенности у ребенка, насколько опытен логопед, который с ним работает, как часто родители посещают занятия. Специфика нарушения связана с поражением областей головного мозга, отвечающих за речь.

Миф четвертый. Родитель может справиться сам!

Могут ли родители сами справиться с логопедической проблемой самостоятельно? Нет! Родители часто не могут увидеть даже проблему. В начале карьеры логопеда ко мне на приём пришла мама с ребенком, у которого было выявлено фонетико-фонематическое нарушение речи. Я ходила с ребёнком к наставнику, советовалась. Мама долго не могла поверить, что её ребенок так плохо говорит.

Мой наставник и я доказывали ей, что у ребёнка большая проблема с речью и надо срочно с ним заниматься. Но мама возражала: она-де ребенка понимает и не видит смысла в занятиях. Занятия так и не состоялись.

Родители почти всегда ждут быстрых результатов.

На владимирских форумах некоторые мамы пишут, что занимались с логопедом два года, три месяца, а какому-то ребёнку поставили звуки за 5 занятий. Как же так, у кого-то был плохой логопед?

Результативность зависит не только от того, насколько молодец логопед, а насколько в связке молодец ещё и ребёнок, и родитель. Нарушения бывают разные, дети разные, частотность посещения занятий разная, и сами логопеды опять же разные. Еще один нюанс: одно дело исправить два-три звука, другое дело — запустить речь. Родители часто смешивают понятия — коррекция звукопроизношения и постановка звука.

История про девочку. Мама привела на приём ребенка 4,5 года со значительным отставанием в речевом развитии. У ребенка отсутствовали даже некоторые гласные звуки. В течение двух занятий мы поставили первый звук и начали автоматизировать его в слогах. На третьем занятии мама сообщила, что тратит много сил, у неё нет времени, и они прекращают занятия.

Постановка звука — это один из этапов коррекции звукопроизношения. Многие логопеды говорят, что ставят звуки за 6 занятий. Да, поставить звуки можно и за 3 занятия. Но чтобы ввести их в речь, нужна более длительная работа.

Коррекция звукопроизношения подразумевает пропедевтический этап (подготовку органов артикуляции к постановке звука), этап постановки звука, этап автоматизации звука (в слогах, словах, предложениях, рассказах, разговорной речи), дифференциацию звука (слуховую, произносительную, формирование фонематического анализа и синтеза).

Такой формат работы правильный, так должен работать логопед при коррекции звукопроизношения. Иначе ребёнок не сможет пользоваться исправленным звуком в речи, могут появиться трудности в чтении и письме.

Миф пятый. В саду заниматься бесполезно

Родители любят сравнивать логопеда частной практики и логопеда из обычного детского сада, сетуя на то, что от последнего толку — ноль. Но логопед частной практики имеет больше возможностей: он будет заниматься с ребенком, не ограничивая себя временем, количеством занятий (конечно, многое зависит от финансовой составляющей и желания родителей). Если логопеду в детском саду создать условия, он сможет более эффективно работать с детьми. Но…

Занятие с логопедом в детском саду. Фото: f21.ifotki.info

Логопеду в обычном детском саду из всего объема детей нужно выбрать тех, с кем он будет работать. Количество мест и количество детей не совпадает: увы, мест всегда меньше, а детей с нарушением речи — больше. Логопед в саду ведет огромное количество документации.

Занятие для одного ребенка длится всего 20-30 минут, таких занятий в неделю — два. Причем в эти 20 минут входит и то время, когда логопед идёт до группы и забирает/возвращает ребенка. Малыш только включился в занятие, а его надо уже вести обратно. И только на выходные логопед дает родителям задание: как и чем заниматься дома с ребенком.

Родители часто не выполняют полученные задания: им некогда, не хочется.

В специализированные (логопедические) детские сады, группы ребенок направляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Но специалистам на комиссии за пять минут тяжело определить реальный речевой статус ребенка. И не всегда ребенок, который нуждается в коррекции речи, попадает в речевую группу. У родителей выход один – обращаться к специалисту платно. Отсюда возникает вопрос: как найти хорошего логопеда?

Источник

Как помочь ребенку быстрее заговорить

Моему сыну 1 год и 10 месяцев, и сейчас ни одна прогулка с ним не обходится без удивленного вопроса прохожих: «C колько же ему лет?»

По двум высшим образованиям я психолог. Еще до рождения сына я начала освежать свои знания — смотреть вебинары нейропсихологов, читать статьи логопедов и книги по воспитанию детей, — чтобы точно не упустить ни одного важного этапа в развитии речи ребенка. У меня это получилось — к году сын называл предметы сочетаниями слогов. Например, говорил «пинги» вместо «пингвин» и «тяпэ» вместо «тряпка». В год и три месяца он стал произносить слова из двух и трех слогов полностью, а сейчас уже говорит предложениями из 3—4 слов и всегда может объяснить, что ему нужно.

В этой статье я расскажу, как развивается речь ребенка, могут ли родители ускорить этот процесс и в каких ситуациях понадобится помощь специалистов.

Как сделать ремонт и не сойти с ума

Почему важно развивать речь

Речь — высшая психическая функция. Она связана с другими важными процессами в мозге — например, с воображением, вниманием или памятью — и напрямую влияет на развитие мышления. Именно речь помогает человеку овладевать абстрактными понятиями, понимать логику рассуждений и выстраивать связи между явлениями.

«Мышление и речь» — психологические исследования Льва Выготского

Чем лучше развита у ребенка речь, тем быстрее будет проходить его адаптация в коллективе: в детском саду, кружках и на развивающих занятиях. Просто потому, что ребенок сможет объясниться и понять других. А еще развитие речи может уменьшить количество детских истерик: малышу не нужно добиваться своего криком, если родители понимают его слова.

Еще недостаточно развитая речь ребенка — частая причина социального давления на родителей и, как следствие, лишних трат: пока добрые родственники с упоением сравнивают детей с более успешными сверстниками, родители хватаются за голову и кошельки и бегут на всевозможные диагностики и коррекции.

Иногда дополнительные занятия со специалистами и правда необходимы, но часто это просто дорогое развлечение. Понять, нужны ли они ребенку, помогут возрастные нормы развития речи: если все идет по плану, научить ребенка говорить можно и в домашних условиях.

Как развивается речь

Безусловно, все дети развиваются с разной скоростью: один ребенок уже в полтора года разговаривает предложениями и декламирует стихи, а его ровесник только научился называть себя по имени и показывать на пальцах возраст.

Тем не менее возрастная психология часто опирается на такое понятие, как сензитивный период — время особой восприимчивости человека к определенному виду деятельности, самое благоприятное для формирования психического процесса или навыка. Развивать навыки раньше или позже тоже можно, но на овладение ими у ребенка уйдет больше усилий и времени.

Для речи сензитивный период длится от года до трех лет: в это время ребенку легко осваивать новые звуки и слова как родного, так и иностранного языка. Впрочем, это не значит, что до этого речь никак не развивается.

Расскажу об основных этапах, которые в норме проходит речь ребенка с рождения до школы, и о том, какие признаки помогут не пропустить отставание.

С рождения до одного года. Этот период называется доречевым: организм ребенка только готовится к тому, чтобы заговорить. В два месяца появляется гуление, к пяти-шести месяцам оно преобразуется в лепет, а первые слова малыш начинает произносить как раз к году. Еще в этом возрасте ребенок должен понимать и выполнять простые просьбы и реагировать на речь взрослого.

Задержка на один-два месяца не критична: у каждого малыша своя скорость. Но если к году ребенок не реагирует на свое имя, не показывает пальцем на предмет, который ему интересен, не улыбается в ответ на улыбку родителей и не пытается произносить звуки, стоит сообщить об этом врачу.

Еще в этот период я рекомендую обратить внимание на то, ползает ли малыш на четвереньках: этот навык помогает сформировать межполушарные связи в мозге, которые будут непосредственно влиять на восприятие информации ребенком и развитие мышления.

1—2 года. Накапливается пассивный словарный запас, в речи появляются глаголы и прилагательные. Целые фразы еще могут произнести не все дети — это нормально.

Стоит насторожиться, если ребенок не понимает обращенную к нему речь, не выполняет даже простые просьбы, не пытается повторять за взрослыми слова и не произносит ни одного слова сам.

2—3 года. Увеличивается активный словарный запас, появляются и усложняются фразы. Ребенок использует местоимения и предлоги, склоняет слова по падежам, родам, временам и числам, но еще может ошибаться.

Красные флаги этого периода — отсутствие фраз в речи ребенка, использование жестов и мимики вместо речи или просто молчание.

3—4 года. Ребенок активно говорит, может пересказать сказки и стишки. Все еще допускаются ошибки в речи, например пропуск звуков или их перестановка.

А вот если ребенок использует услышанные фразы из книг и мультиков вместо собственной речи и не отвечает на вопросы взрослого, это может быть признаком отставания.

4—7 лет. Речь ребенка быстро совершенствуется: растет активный словарный запас, улучшается произношение. В 4—5 лет еще допускается неправильное произношение сложных звуков [л] и [р], но если такая проблема сохраняется и в более позднем возрасте, то стоит обратиться к логопеду.

Если ребенок плохо говорит, обратите внимание на то, по возрасту ли развиты другие навыки малыша: это поможет врачу быстрее поставить диагноз и предложить корректное лечение.

Что делать, если речь развивается не по плану

Если ребенок отстает от графика развития речи, об этом нужно рассказать врачу.

Основной врач для ребенка в первые годы жизни — это педиатр. До года педиатра необходимо посещать ежемесячно, с года до двух — один раз в три месяца, а затем раз в год, если у родителей нет жалоб на здоровье ребенка.

О подозрениях на задержку развития речи в первую очередь нужно проконсультироваться именно с педиатром. Он предположит, с чем это может быть связано, и выпишет направление к более узким специалистам: неврологу, психологу, детскому психиатру или реабилитологу.

Еще до года ребенка трижды посмотрит детский невролог: в месяц, три месяца и в год. Остальные приемы назначают при наличии жалоб. К ним относятся, например, повышенный тонус, задержки в освоении навыков, проблемы со сном или травмы головы. На последнем плановом приеме я советую обсудить навыки малыша: если врачу покажется, что с развитием речи что-то не так, скорее всего, он назначит контрольный прием через несколько месяцев, чтобы подтвердить или опровергнуть задержку.

Родителям бывает непросто принять, что ребенку нужна помощь специалиста: кажется, что если подождать еще чуть-чуть, то речь придет в норму самостоятельно. Иногда так действительно случается, но лучше все-таки ориентироваться на возрастные нормы. Это поможет не пропустить опасные сигналы, которые свидетельствуют о нарушениях. Например, у ребенка может оказаться алалия — недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Или расстройство аутистического спектра — состояние, при котором нарушается способность к коммуникации и возникают проблемы во взаимодействии с другими людьми.

Как специалисты помогли распознать проблему у ребенка

О том, что у сына проблемы, я узнала в детском саду. Воспитателя насторожило, что почти в три года ребенок ходит на носочках, не говорит и даже не издает звуков, похожих на слова. Еще у сына была нарушена координация движений, он путал цвета и не запоминал информацию.

Меня пригласили на физкультуру, чтобы я посмотрела, как сын выделяется на фоне других детей. Все шли ровным строем, а мой вприпрыжку. Казалось, что он не понимает, где находится и чего от него хотят. После занятия логопед пригласил меня на беседу, порекомендовал оставить ребенка в той же группе на второй год, а еще обратиться к детскому психиатру.

Визит к психиатру я вспоминаю с содроганием: врач сурово сказала, что у моего ребенка нарушения интеллектуального развития и он никогда не будет читать, а об обычной школе мы можем только мечтать. К счастью, она направила нас к нейропсихологу, который меня успокоил: поставил диагноз «алалия», объяснил, что это лечится, и дал направление в дневной стационар.

В больнице сыну назначили массаж, таблетки и уколы для стимуляции коры головного мозга. Но лекарства помогали только вместе с массажем, бассейном и реабилитацией нейропсихолога — сына учили ползать по методике для детей с ДЦП. Это было необходимо, потому что в младенчестве сын не ползал и у него были нарушены межполушарные связи — ребенок не различал левую и правую руки.

В течение трех лет Дима занимался с логопедом-дефектологом, ходил на ползание, массажи и бассейн. В детском саду логопед и бассейн были бесплатными, но когда он пошел в школу, я платила 500 Р за занятие с логопедом и 3500 Р за абонемент на восемь посещений бассейна.

Связная речь у него появилась в пять лет. Ее сложно было понять, но диагноз «алалия» сменился на менее пугающий — сейчас врачи ставят сыну общее недоразвитие речи третьей степени. У детей с таким диагнозом долго сохраняется дисграфия и дизорфография. Все девять лет в школе сыну приходится заниматься с репетиторами, потому что ему сложно усваивать информацию самостоятельно.

Если невролог или психиатр прописывает ребенку ноотропы или назначает лекарства на всякий случай, без постановки серьезного диагноза, лучше обратиться к другому врачу за вторым мнением.

Что может повлиять на развитие речи

Как будет развиваться речь у конкретного ребенка, заранее предсказать сложно. Но некоторые ситуации могут затормозить процесс освоения навыка — расскажу о них подробнее.

Внутриутробные аномалии, врожденные болезни и родовые травмы. Обычно о таких проблемах родители узнают постфактум. Если врачи в роддоме сообщили, что в пренатальном периоде или во время родов были какие-то осложнения, проконсультируйтесь об этом с неврологом. Скорее всего, в первые годы жизни нужно будет регулярно показывать ребенка врачу, чтобы быстро среагировать на опасные сигналы и помочь малышу преодолеть трудности развития.

Предотвратить некоторые врожденные аномалии поможет тщательная подготовка к беременности, наблюдение за внутриутробным развитием плода с помощью анализов и скринингов и соблюдение базовых правил гигиены родителями, чтобы уменьшить риск столкновения с вирусами и инфекциями. Если врачи подозревают гипоксию у плода и предлагают кесарево сечение вместо естественных родов, резонно прислушаться к их мнению: это снизит риск осложнений у малыша.

Отиты, особенно часто повторяющиеся и тяжелые, негативно влияют на слух. В таком случае нарушение речи будет считаться вторичным.

Снизить риск поможет вакцинация: от менингита защитит препарат «Менактра», от гемофильной палочки — «Пентаксим» или «Хиберикс», а от отитов — «Превенар».

«Менактру» можно получить по ОМС только в Москве. В других регионах привиться этим препаратом можно в частных клиниках.

Если ребенок уже переболел, необходимо пристальнее следить за его развитием: тяжелые инфекции могут затронуть мозг, поэтому о любых сомнениях нужно сообщать педиатру и особенно обращать внимание на откаты в развитии ребенка.

Расстройства аутистического спектра — РАС. Этот диагноз часто подозревают именно в тех случаях, когда ребенок не говорит, но, конечно, только по этому параметру РАС диагностировать нельзя.

Если вы заметили у ребенка признаки речевого отставания, воспользуйтесь опросником M-CHAT-R: тест поможет обратить внимание на другие важные признаки заболевания. Этот опросник не диагностический инструмент, но если результаты покажут высокий риск развития аутизма, лучше проконсультироваться об этом с психиатром.

Травмы головы. Дети часто падают, ударяются, встают и идут дальше осваивать мир. Это нормально, и не каждое падение ребенка заканчивается черепно-мозговой травмой. Но к падениям с высоты больше роста ребенка, на твердые и острые предметы стоит относиться с осторожностью. Если после этого вы заметили у ребенка рвоту, резкую сонливость, дезориентацию в пространстве, непрекращающийся плач или вялость, необходимо срочно показать его травматологу.

Черепно-мозговые травмы опасны последствиями, которые могут возникать и годы спустя. Поэтому при возникновении любых непонятных состояний, регрессе в навыках и обеднении речи обращайтесь к неврологу и не забудьте упомянуть, что у ребенка была травма головы.

Педагогическая запущенность и неблагополучные социальные условия. Если ребенка воспитывают родители с алкогольной или наркотической зависимостью, с ним жестоко обращаются или вообще не занимаются, это может сказаться и на речи. Обычно у детей в такой ситуации ограничен словарный запас и плохо развито умение понимать и использовать в разговоре сложные грамматические структуры. Все это может осложнить коммуникацию со сверстниками и ухудшить успеваемость в школе. Еще дети с педзапущенностью часто рассеяны, резко меняют настроение, предпочитают играть только с детьми помладше и отказываются от ролевых игр.

Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития — пособие для учителей начальных классов, воспитателей детских садов и логопедов

Иногда такое бывает и в благополучных семьях. Например, к педагогической запущенности может привести вседозволенность, поэтому психологи рекомендуют помнить о дисциплине и после года постепенно вводить в жизнь ребенка полезные ограничения: например, запретить кусать других людей или выработать правило убирать игрушки на место. Также важно обучать ребенка бытовым навыкам: пить из стакана и через трубочку, есть самостоятельно вилкой и ложкой, одеваться и раздеваться.

Еще для профилактики педзапущенности полезно, чтобы родители проводили качественное время с ребенком: вместе собирали конструктор, лепили, танцевали или читали книги. Просто сидеть рядом с ребенком и листать ленты соцсетей, пока малыш играет сам, — это еще не качественное время. Важно, чтобы взрослый активно участвовал в совместной деятельности с ребенком.

Как помочь заговорить детям без осложнений

Если ни у родителей, ни у врачей нет вопросов к развитию ребенка, на мой взгляд, нет смысла проходить дополнительную диагностику у специалистов или тратиться на кружки.

Программа развития ребенка заложена природой. Человек будет осваивать базовые навыки, в том числе речь, даже если родители не будут прилагать к этому дополнительные усилия. Хороший эмоциональный контакт с родителями, совместная деятельность и свободная познавательная активность — основа, которой будет достаточно для успешного развития малыша.

Я бывший педагог детского клуба и считаю, что до полутора лет развивающие занятия больше нужны мамам, чем малышам. Кружки не навредят ребенку, но, на мой взгляд, занятия в детских центрах не стоят своих денег: всем этим родители могут заниматься с ребенком и дома — с гораздо меньшими финансовыми затратами.

Для нашей семьи я выбрала именно такой вариант. Вот что я делала, чтобы развить речь ребенка в домашних условиях.

Позволила ребенку свободно передвигаться. Физическое развитие — основа для психического: чем больше ребенок двигается и чем разнообразнее его сенсорный опыт, тем быстрее в мозге формируются нейронные связи и развиваются отделы головного мозга. Худшее, что можно сделать для ребенка, — это оставлять его часами сидеть в манеже или коляске.

Я начала выкладывать сына на пол с трех с половиной месяцев. Сначала он разглядывал игрушки на развивающем коврике, потом стал переворачиваться, хватать то, что его интересует, пытаться ползти на руках. В шесть месяцев он пополз на четвереньках, и его уже было не остановить — я только успевала называть предметы, встречающиеся на его пути.

Много говорила вслух. Чтобы ребенок начал говорить, он должен слышать и видеть, как разговаривают другие люди. Именно поэтому взрослым рядом с малышом полезно переходить в «режим радио»: описывать все свои действия, действия ребенка и окружающий мир словами, несмотря на то что собеседник пока не может поддержать диалог.

Я перешла в режим радио примерно через две недели после рождения сына. Поначалу это давалось с трудом, даже уставал язык. Потом я настолько привыкла постоянно говорить с ребенком, что иногда продолжала жить в режиме радио даже без него. Однажды я шла по улице в одиночестве и на автомате сказала вслух: «Собачка гав-гав ».

Чем выразительнее речь родителей, тем лучше: это научит ребенка отличать эмоции друг от друга и обогатит словарный запас в будущем. Например, на кухне я часто представляла себя ведущей кулинарного шоу: клала сына в шезлонг или сажала в стульчик рядом с собой и комментировала каждое свое движение для молчаливой публики.

Обращалась к ребенку. Чтобы ребенок понял, что ему тоже нужно включаться в разговор, родителям стоит вести с малышом диалог и задавать ему вопросы. Пока сын еще не мог ответить, я проговаривала реплики за него, но как только он стал показывать пальцем на предметы и одновременно называть их слогами или звуками, в моей речи появилось больше пауз — так я давала ребенку возможность ответить.

Даже если вы хорошо понимаете своего ребенка, для развития речи полезно иногда делать вид, что это не так: желание добиться своего может заставить малыша вступить в коммуникацию — сначала с помощью жестов, а потом и словесно.

Использовала длинные предложения. Я старалась как можно чаще использовать сложные речевые конструкции и объяснять слова. Например, вместо «головка бо-бо» говорила: «Ты ударился головой об угол кровати, это больно». А простую просьбу вроде «дай мне мяч» превращала в подробную инструкцию: «Дай мне, пожалуйста, мяч, который лежит под кроватью». Это помогло сделать речь малыша разнообразнее, освоить предлоги и привыкнуть к тому, что предложения могут быть длинными.

Читала книги. Мы читаем книги ежедневно с тех пор, как сыну исполнилось пять месяцев. Я выбирала те издания, которые малышу интересно разглядывать: интерактивные, с выдвижными элементами и тактильными вставками.

Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>

Чтение книг само по себе помогает расширить словарный запас ребенка, в том числе познакомить его с предметами, которые не встречаются в повседневной жизни, и связать между собой слова и изображения. Но я решила этим не ограничиваться и сделать процесс еще более полезным — с помощью чтения книг вверх ногами.

Дело в том, что в развитии речи важную роль играет подражание. Ребенку важно не только слышать речь, но и видеть, как именно взрослый произносит звуки: как двигаются губы и язык, в каком положении находятся зубы.

Обычно родители сидят рядом с ребенком, когда читают книги, — в таком положении малыш не увидит рот взрослого. Другое дело, если мама или папа сядут напротив, — так ребенку будут видны и красочные иллюстрации, и лицо родителя.

Читать вверх ногами непросто, поэтому я рекомендую брать простые и красочные книги для самых маленьких: минимум текста — максимум иллюстраций.

Кривлялась перед зеркалом вместе с ребенком. Это тоже помогает развить артикуляцию: малыш видит и собственные движения, и движения родителей, поэтому может тренироваться повторять их с максимальной точностью. Мы часто соревнуемся, кто дальше высунет язык или кто сильнее свернет губы трубочкой. Это не только полезно, но и весело.

Включала радио и детские песни. Песни и аудиосказки учат ребенка понимать разные тембры и голоса, а маме помогают скрасить день сурка в декрете.

Мне удобно пользоваться умной колонкой с голосовым помощником: у нас дома стоит Яндекс-станция с Алисой, но у нее есть аналог — колонка Mail.ru с помощником Марусей.

Включала мультфильмы. У специалистов нет единого мнения, полезно ли показывать детям мультики. Качественных исследований в данной сфере еще не было, поэтому все рекомендации — это исключительно личное мнение конкретного эксперта. Например, ВОЗ рекомендует не показывать мультфильмы детям до года, а с года до двух ограничить время просмотра видео до 60 минут в день.

Я не сторонник категорического запрета мультиков, но стараюсь придерживаться определенных правил: не включаю ребенку видео за едой и тщательно выбираю, что именно он будет смотреть. Для меня важно, чтобы герои говорили четко, сюжет был понятен ребенку и не содержал элементов насилия. Наши фавориты — «Малышарики», «Котэ и волшебный гараж», «Тима и Тома». Например, благодаря им ребенок узнал, что в гараже есть подъемники для машин, насосы и двигатели, и разобрался в том, чем отличаются между собой разные материалы, из которых сделаны повседневные вещи.

Мультфильмы можно смотреть в интернете бесплатно, но я трачу 249 Р в месяц на платную подписку на «Ютуб», чтобы сын не отвлекался на рекламу.

Меняла обстановку. У сына не было сложностей со здоровьем, поэтому с трехнедельного возраста он всюду ездил со мной: сначала в кафе, за покупками и по мелким делам, а потом и в полноценные путешествия.

Всего сын побывал в четырех путешествиях: два раза мы летали в отпуск и два раза — в гости к родственникам. Это тоже помогло ему быстрее заговорить: в поездках он знакомился с новыми ситуациями и словами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *