запричастный стих что это

Детям о Литургии

Боже­ствен­ная литур­гия

«Литур­гия» – гре­че­ское слово. В Древ­ней Греции неко­то­рые общие работы, непо­силь­ные для одного чело­века, назы­ва­лись «литур­ги­ями». Первые хри­сти­ане назвали этим словом глав­ную службу Богу.

Боже­ствен­ная литур­гия – самая глав­ная цер­ков­ная служба

На Литур­гии вспо­ми­на­ется земная жизнь Иисуса Христа от рож­де­ния до воз­не­се­ния Его на Небо, Его учение и при­не­сен­ные Им на землю спа­си­тель­ные блага. Поря­док Литур­гии такой: сна­чала гото­вится все необ­хо­ди­мое для Таин­ства При­ча­ще­ния; затем веру­ю­щие гото­вятся к Таин­ству; и, нако­нец, совер­ша­ется само Таин­ство, и веру­ю­щие при­ча­ща­ются.

Литур­гия таким обра­зом делится на три части:

Про­ско­ми­дия

«Про­ско­ми­дия» – слово гре­че­ское и озна­чает «при­не­се­ние». Назва­ние первой части Литур­гии свя­зано с обы­чаем древ­них хри­стиан при­но­сить хлеб, вино и все нужное для совер­ше­ния Литур­гии. Поэтому хлеб, упо­треб­ля­е­мый на ней, назы­ва­ется просфо­рою, что озна­чает «при­но­ше­ние». Мы не можем жить без еды и питья. Поэтому наши дары значат, что мы при­но­сим Богу в дар нашу жизнь.

Во время Про­ско­ми­дии свя­щен­ник при­го­тав­ли­вает наши дары (просфоры). Для Про­ско­ми­дии упо­треб­ля­ются пять слу­жеб­ных просфор (в вос­по­ми­на­ние того, как Иисус Хри­стос накор­мил пятью хле­бами более пяти тысяч чело­век) а также просфоры, зака­зан­ные при­хо­жа­нами. Для при­ча­ще­ния упо­треб­ля­ется одна просфора (Агнец), кото­рая по своей вели­чине должна соот­вет­ство­вать числу при­част­ни­ков. Из каждой просфоры свя­щен­ник выни­мает по частице и рас­по­ла­гает их на дис­косе (золо­той таре­лочке) в стро­гом порядке:

Соеди­не­ние на дис­косе всех частиц в таком порядке озна­чает всю Цер­ковь Божию. Воз­глав­ляет Цер­ковь Сам Гос­подь Иисус Хри­стос.

Про­ско­ми­дия совер­ша­ется свя­щен­ни­ком впол­го­лоса на Жерт­вен­нике при закры­том Алтаре. В это время чита­ются третий и шестой часы по Часо­слову (бого­слу­жеб­ная книга).

запричастный стих что это. Смотреть фото запричастный стих что это. Смотреть картинку запричастный стих что это. Картинка про запричастный стих что это. Фото запричастный стих что это

Литур­гия огла­шен­ных

Во время Литур­гии огла­шен­ных (огла­шен­ные – гото­вя­щи­еся к при­ня­тию Свя­того Кре­ще­ния) мы учимся, как надо жить по Запо­ве­дям Божиим. Начи­на­ется она Вели­кой екте­нией, в кото­рой свя­щен­ник или диакон читает корот­кие молитвы о мирных вре­ме­нах, о здо­ро­вье, о нашей стране, о наших близ­ких, о Церкви, о Пат­ри­архе, о путе­ше­ству­ю­щих, о нахо­дя­щихся в тюрь­мах или попав­ших в беду. После каж­дого про­ше­ния хор поет: «Гос­поди поми­луй».

После Вели­кой екте­нии поется Первый анти­фон (псалом 102) «Бла­го­слови, душе моя, Гос­пода…». После Малой екте­нии поется Второй анти­фон (псалом – 145‑й) «Хвали, душе моя, Гос­пода…». Псалмы эти назы­ва­ются анти­фо­нами – петь их поло­жено на двух кли­ро­сах попе­ре­менно.

По окон­ча­нии Вто­рого анти­фона всегда поется «Еди­но­род­ный Сыне…». В этом пес­но­пе­нии изло­жено пра­во­слав­ное учение о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием Иисусе Христе.

Далее сле­дует Малая екте­ния и пение тре­тьего анти­фона – «Бла­женств Еван­гель­ских» (пра­вила жизни, кото­рые нам дал Гос­подь Иисус Хри­стос). При пении Тре­тьего анти­фона откры­ва­ются Цар­ские врата.

В конце «Бла­женств» свя­щен­ник тор­же­ственно выно­сит через север­ные врата из Алтаря Еван­ге­лие и так же тор­же­ственно вносит его в Алтарь через Цар­ские врата.

(Шествие свя­щен­но­слу­жи­теля с Еван­ге­лием назы­ва­ется малым входом и напо­ми­нает веру­ю­щим первый выход Иисуса Христа на про­по­ведь). Певчие поют вход­ное: «При­и­дите, покло­нимся…».

После этого поются тро­пари, кондаки и «Три­свя­тое» («Святый Боже…»).

По окон­ча­нии «Три­свя­того» на сере­дину храма выхо­дит чтец и читает «Апо­стола» (отры­вок из посла­ний апо­сто­лов к первым хри­сти­а­нам).

После чтения «Апо­стола» диакон или сам свя­щен­ник читает Еван­ге­лие.

По окон­ча­нии чтения Еван­ге­лия сле­дует сугу­бая (уси­лен­ная) екте­ния за живых и затем – особая екте­ния за усоп­ших.

После этого огла­шен­ным пред­ла­гают выйти из храма.

Литур­гия верных

Третья часть назы­ва­ется Литур­гией верных потому, что на ней могут при­сут­ство­вать только верные, т.е. кре­щен­ные. После при­гла­ше­ния огла­шен­ным уда­литься из храма поется Херу­вим­ская песнь. Эта песнь при­гла­шает веру­ю­щих оста­вить всякую мысль о житей­ском, пред­ста­вить себе, что они, подобно Херу­ви­мам, нахо­дятся близ Бога, на Небе, и, как бы вместе с ними, поют Ему три­свя­тую песнь. После испол­не­ния слов: «Всякое ныне житей­ское отло­жим попе­че­ние…» свя­щен­ник тор­же­ственно выно­сит Святые Дары – хлеб и вино – из север­ных врат Алтаря. Оста­но­вив­шись в Цар­ских вратах, он молится за всех, кого мы осо­бенно вспо­ми­наем, и, воз­вра­ща­ясь через Цар­ские врата в Алтарь, ставит Чест­ные Дары на Пре­стол. (Пере­не­се­ние даров с Жерт­вен­ника на Пре­стол назы­ва­ется Вели­ким входом и зна­ме­нует собой тор­же­ствен­ное шествие Иисуса Христа на воль­ные стра­да­ния и крест­ную смерть). Хор про­дол­жает петь «Херу­вим­скую» со слов: «Яко да Царя всех поды­мем…».

После «Херу­вим­ской» звучит про­си­тель­ная екте­ния и поется одна из глав­ных молитв – «Символ веры», – кото­рую вместе с пев­чими испол­няют все при­хо­жане.

Насту­пает куль­ми­на­ция Литур­гии:

Совер­ша­ется Святое Таин­ство Евха­ри­стии – пре­ло­же­ние хлеба и вина в истин­ное Тело и истин­ную Кровь Гос­пода нашего Иисуса Христа.

В это время хор поет «Милость мира».

Затем звучит «Хва­леб­ная песнь Бого­ро­дице» и про­си­тель­ная екте­ния. Самую глав­ную – «Молитву Гос­подню» (Отче наш…») – испол­няют все веру­ю­щие. После «Молитвы Гос­под­ней» поется запри­част­ный стих. Откры­ва­ются Цар­ские врата.

Свя­щен­ник выно­сит Чашу со Свя­тыми Дарами и гово­рит:

«Со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите!» Начи­на­ется при­ча­ще­ние веру­ю­щих и хор поет: «Тело Хри­стово при­и­мите…».

По завер­ше­нии при­ча­ще­ния певчие поют бла­го­дар­ствен­ную песнь: «Да испол­нятся уста наша…» и псалом 33. Далее свя­щен­ник про­из­но­сит отпуст (т.е. завер­ше­ние Литур­гии). Звучит «Мно­го­ле­тие» и при­хо­жане целуют Крест.

Источник

Благовестие

После молитвы «Отче наш» на Литургии хор поет причастный стих, текст которого меняется в зависимости от дня седмицы и праздника. К сожалению, не все прихожане знают, что во время пения причастного стиха происходит очень важное действо Божественной Литургии – причащение священников. Таким образом, в этот момент совершается таинство Евхаристии, которое состоит из двух частей: преложения даров (хлеба и вина) в Тело и Кровь Христовы и причастия верующих. Для невоцерковленного человека кажется, что служба закончилась и можно позволить себе побеседовать с другими прихожанами, походить по храму и приложиться к иконам или поставить свечи. На самом деле, верующий человек должен понимать важность этих нескольких минут и быть максимально сосредоточенным на молитве, подготовке к причастию или не мешать тем, кто к причастию готовится. Правильно будет оставаться на том же месте, где молились всю Литургию. Если с вами в храм пришел ваш ребенок, следует объяснить ему, что ходить (тем более бегать), разговаривать в этот момент в храме нельзя.

Таинство причащения в современной практике совершается в два приема: сначала причащаются священнослужители в алтаре, потом миряне вне алтаря, у амвона. Во время причащения священнослужителей (за исключением пасхальной седмицы) царские врата и завеса закрыты. Миряне воспринимают данный момент Литургии как паузу, перерыв; некоторые начинают разговаривать, иные вообще покидают храм, полагая, что основная часть службы закончилась.

Такому пониманию способствует и то, что в этот момент происходит на клиросе. Устав предписывает во время причащения священнослужителей петь запричастный стих — специально подобранный стих из псалма. В чинопоследовании после окончания пения причастного стиха возникает пауза, которую в каждом храме заполняют по-разному. Наиболее уместно, как это и делается во многих храмах, заполнить ее чтением молитв из «Последования ко святому причащению» или жития святых. Не будучи частью Литургии, эти молитвы, однако, настраивают верующих на размышление о величии Таинства Евхаристии, помогают им подготовиться к духовному и телесному соединению со Христом.

Причащению священнослужителей предшествует чтение старшим священником молитв, обращенных к Христу: «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея тайныя» и «Да не в суд или во осуждение». Священнослужители в алтаре сначала причащаются Тела Христова в строгом иерархическом порядке: первым к престолу подходит старший священник, затем другие священники, затем диаконы. В таком же порядке священнослужители причащаются Крови Христовой. Иереи самостоятельно берут с престола частицу Тела Христова и отпивают по три глотка из чаши. Причастившись, священнослужители отходят от престола и читают благодарственные молитвы. После причащения священник умывает уста и руки, а затем принимает антидор и запивку — вино, разбавленное горячей водой. По существующей традиции младшие священнослужители подходят к старшему и поздравляют с принятием Святых Тайн.

Причащение мирян начинается открытием царских врат и завесы. Из алтаря выходит диакон, неся в руках евхаристическую Чашу и возглашая: «Со страхом Божиим и верою приступите». Хор поет: «Благословен Грядый во имя Господне. Бог Господь и явися нам». Священник читает молитвы: «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея тайныя» и «Да не в суд или во осуждение». В храмах некоторых Поместных Православных Церквей эти молитвы читаются вслух всей общиной; в последнее время такой обычай начал входить в употребление и в некоторых храмах Русской Церкви. Во время причащения мирян хор многократно поет: «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите».

В современной православной практике священнослужители причащаются, принимая частицу Тела Христова в правую руку и отпивая из евхаристической чаши три глотка Крови Христовой. В Древней Церкви миряне причащались точно так же. Подробные инструкции мирянам, принимающим в руки Тело Христово, дает Кирилл Иерусалимский: «Итак, приходя, не с простертыми ладонями и не с растопыренными пальцами приступай, но левую руку сделав престолом правой, как хотящей поднять Царя, и, согнув ладонь, прими Тело Христово и тут же скажи: «Аминь». Итак, с осторожностью, освятив очи твои прикосновением святого Тела, причастись, остерегаясь, чтобы ни крошки от него не уронить. Потом, по причащении Тела Христа, приступи и к Чаше Крови, не простирая руки, но наклонясь, и, в образ поклонения и почтения говоря «аминь», освятись и Крови Христовой причащаясь. И когда еще находится влага на устах твоих, прикасаясь руками, освяти и очи, и лоб, и прочие органы чувств. Наконец, дождавшись молитвы, благодари Бога, сподобившего тебя таких Таинств».

Святитель Кирилл указывает на интересный обычай, вышедший из употребления: прикасаться частицей Тела Христова к глазам, а затем смачивать влагой от Крови Христовой глаза, лицо и другие органы чувств. Святитель призывает причащающегося быть особенно осторожным, бережно относясь к святыне Тела и Крови Христа. В современной практике это предостережение сохранилось в форме запрета на крестное знамение перед причащением: подходящий к евхаристической Чаше не должен осенять себя крестным знамением и делать какие-либо иные движения, дабы не задеть святую Чашу.

Впоследствии практика причащения мирян изменилась и была введена в употребление «лжица» (ложечка), в которой помещается небольшая частица Тела Христова и небольшое количество Крови Христовой.

Мы постарались объяснить, что происходит в храме во время и после запричастного стиха, и как нужно вести себя. Надеемся, что эти знания помогут вам выбрать правильную форму поведения во время Божественной Литургии.

По материалам митрополита Илариона (Алфеева)

Источник

Слово Бога и человека. Беседы о литургии. Часть 3. От чтения Евангелия до Херувимской песни

Приблизительное время чтения: 6 мин.

запричастный стих что это. Смотреть фото запричастный стих что это. Смотреть картинку запричастный стих что это. Картинка про запричастный стих что это. Фото запричастный стих что это

Главная цель второй части литургии — литургии Слова или литургии оглашенных – т.е. готовящихся к принятию Таинства Крещения – это, конечно, слово.

Слово Божие – то есть чтение Священного Писания, и слово священника – проповедь, толкующая услышанное Евангелие языком и смыслами, понятными молящимся в храме людям.

Так как в подавляющем большинстве храмов этот отрывок будет прочитан (и не всегда внятно, увы) на церковно-славянском языке, то лучше заранее прочитать по-русски дома это место Писания, чтобы его смысл не ускользал от внимания.

После чтения апостола хор торжественно поет «Аллилуия», а Диакон должен совершать каждение. Но кадить надо весь алтарь, хор, народ, чтеца, а пение довольно короткое. Поэтому в подавляющем большинстве храмов каждение начинается уже во время чтения Апостола.

Смолкает «аллилуйя». Диакон выходит в предшествие свещеносцев на амвон, а священник тихо молится, чтобы чтение святого Евангелия, воссияв в наших сердцах, освятило и упорядочило не только наши мысли, но и наши поступки:

Зажги в сердцах наших, человеколюбивый Владыка, Твоего Богопознания нетленный свет и открой очи ума нашего для уразумения евангельской Твоей проповеди! Вложи в нас и страх пред Тобой, да не нарушим приводящие к блаженству (=счастью) Твои заповеди, но все плотские влечения поправ, проведем духовную жизнь, о всём, что к угождению Тебе, думая и то же совершая. Ибо Ты – просвещение душ и тел наших, Христе Боже, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

После этого диакон просит священника благословить его на чтение, потому что в Церкви все должно совершаться не по своей воле, а с благословения:

Благослови, владыко, благовестителя святаго Апостола и Евангелиста (произносится имя Апостола).

Священник, благословляя его рукой, говорит:

Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго Апостола и Евангелиста (имя), да даст тебе глагол благовествующему силою многою, во исполнение Евангелия возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа.

Диакон отвечает «аминь» и вновь призывает нас, выпрямившись, внимать премудрости Евангелия. Хор прославляет Бога и начинается чтение.

После чтения хор снова славословит Бога.

В древности сразу после чтения Евангелия епископ или священник произносил проповедь.

Это осмысленная и полезная традиция, помогающая лучше понять евангельский текст, насыщенный иносказаниями и бытовыми подробностями двухтысячелетней давности. Опять же, взывает к толкованию не всегда ясный перевод и подчас разительно отличающийся от современного образ мышления апостолов.

После проповеди диакон снова выходит на амвон и возглашает сугубую ектению, то есть усиленное моление. «Рцем вси ( =скажем все) от всея души и от всего помышления нашего»:

Далее диакон снова молится о нуждах каждого из нас, о церковных и светских властях, строителях и благотворителях храма, о почивших, о трудящихся в храме, о поющих и о других наших нуждах.

Эта ектения перекликается с первой, читаемой в самом начале. Это неудивительно – в древности первая большая ектения были именно здесь, и лишь в начале второго тысячелетия переместилась в начало литургии оглашенных.

После священник молится:

— Господи Боже наш, прими это усердное моление от Твоих рабов, и помилуй нас по множеству милости Твоей, и щедроты Твои ниспошли на нас и на весь народ Твой, ожидающий от Тебя неистощимой милости.

Возглас: Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших раб Твоих, имена, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Священник в это время тихо читает молитвы:

Господи Боже наш, на высотах обитающий, и дольнее озирающий, Ты, во спасение рода человеческого пославший единородного Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа! Воззри на рабов Твоих оглашаемых, склонивших пред Тобою главы свои, и удостой их в надлежащее время купели возрождения, прощения грехов и одежды нетления. Соедини их со святой Твоей, соборной и апостольской Церковью и сопричисли их ко избранному Твоему стаду.

Благодарим Тебя, Господи Боже Сил, удостоившего нас предстать и ныне святому Твоему жертвеннику и припасть к Твоему милосердию, прося о наших грехах и о грехах неведения народа! Прими, Боже, моление наше, сделай, чтобы мы были достойны приносить Тебе моления и мольбы и жертвы бескровные за весь народ Твой, и дай нам, которых Ты поставил на это служение Тебе, способность силою Духа Твоего Святого, безукоризненно и без преткновения, с чистым свидетельством совести нашей, призывать Тебя во всякое время и на всяком месте, чтобы внимая нам, Ты был милостив к нам, по множеству Своей благости.

Вновь и многократно мы припадаем к Тебе, и молим Тебя, благой и Человеколюбец, чтобы воззрев на это моление наше, Ты очистил наши души и тела от всякой скверны плоти и духа и дал нам неповинно и не в осуждение предстоять святому Твоему жертвеннику! Даруй же, Боже, и молящимся с нами возрастать в жизни, и вере, и разумении духовном. Дай им всегда со страхом и любовью служить Тебе и неповинно и не в осуждение причаститься святых Твоих Таинств, и небесного Твоего Царства удостоиться.

Последняя молитва заканчивается возгласом:

Яко да под державою Твоею (так как силою Твоею) всегда храними (мы всегда охраняемы), Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Открываются царские врата, храм вновь наполняется ароматом ладана, а хор поет один из самых красивых и мистических церковных гимнов – Херувимскую песнь.

Источник

Запричастный стих что это

После молитвы «Отче наш» на литургии хор поет причастный стих, текст которого меняется в зависимости от дня седмицы и праздника. К сожалению, не все прихожане знают, что во время пения причастного стиха происходит очень важное действо Божественной литургии – причащение священников. Таким образом, в этот момент совершается таинство Евхаристии, которое состоит из двух частей: преложения даров (хлеба и вина) в Тело и Кровь Христовы и причастия верующих. Для невоцерковленного человека кажется, что служба закончилась и можно позволить себе побеседовать с другими прихожанами, походить по храму и приложиться к иконам или поставить свечи. На самом деле верующий человек должен понимать важность этих нескольких минут и быть максимально сосредоточенным на молитве, подготовке к причастию или не мешать тем, кто к причастию готовится. Правильно будет оставаться на том же месте, где молились всю литургию. Если с вами в храм пришел ваш ребенок, следует объяснить ему, что ходить (тем более бегать), разговаривать в этот момент в храме нельзя.

Устав предписывает во время причащения священнослужителей петь запричастный стих — специально подобранный стих из псалма. В чинопоследовании после окончания пения причастного стиха возникает пауза, которую в каждом храме заполняют по-разному. Наиболее уместно, как это и делается во многих храмах, заполнить ее чтением молитв из «Последования ко святому причащению» или жития святых. Не будучи частью литургии, эти молитвы настраивают верующих на размышление о величии таинства Евхаристии, помогают им подготовиться к духовному и телесному соединению со Христом.

Во время причащения священнослужителей (за исключением пасхальной седмицы) царские врата и завеса закрыты. Иереи самостоятельно берут с престола частицу Тела Христова и отпивают по три глотка из чаши. Причастившись, священнослужители отходят от престола и читают благодарственные молитвы. После причащения священник умывает уста и руки, а затем принимает антидор и запивку — вино, разбавленное горячей водой. По существующей традиции младшие священнослужители подходят к старшему и поздравляют с принятием Святых Тайн.

Причащению священнослужителей предшествует чтение старшим священником молитв, обращенных к Христу: «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея тайныя» и «Да не в суд или во осуждение».

Причащение мирян начинается открытием царских врат и завесы. Из алтаря выходит диакон, неся в руках евхаристическую Чашу и возглашая: «Со страхом Божиим и верою приступите». Хор поет: «Благословен Грядый во имя Господне. Бог Господь и явися нам». Священник читает молитвы: «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея тайныя» и «Да не в суд или во осуждение». В храмах некоторых Поместных Православных Церквей эти молитвы читаются вслух всей общиной; в последнее время такой обычай начал входить в употребление и в некоторых храмах Русской Церкви. Во время причащения мирян хор многократно поет: «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите».

Святитель Кирилл призывает причащающегося быть особенно осторожным, бережно относясь к святыне Тела и Крови Христа. В современной практике это предостережение сохранилось в форме запрета на крестное знамение перед причащением: подходящий к евхаристической Чаше не должен осенять себя крестным знамением и делать какие-либо иные движения, дабы не задеть святую Чашу.

Воспользовавшись трудами митрополита Илариона (Алфеева), мы постарались объяснить, что происходит в храме во время и после запричастного стиха, и как нужно вести себя. Надеемся, что эти знания помогут вам выбрать правильную форму поведения во время Божественной литургии.

Источник

Запричастный стих что это

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Проповедь в конце литургии перестает быть сакраментальным актом

Бог-Слово обращается к нам и приобщает нас к Себе через слово в первой части Божественной литургии, которая поэтому называется Литургией Слова. Однако это приобщение осуществляется не только через чтение слова Божьего, заключенного в Священном Писании, но и через его актуализацию в евхаристическом собрании посредством проповеди.

В ранней Церкви проповедь произносилась сразу после чтения Священного Писания

С самого начала литургическая проповедь произносилась непосредственно после чтения Священного Писания. Св. Иустин Мученик и Философ, в самом древнем из дошедших до нас описаний Божественной литургии, составленном в середине II века, пишет, что после того, как христиане собираются для совершения Божественной литургии, «читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов (Евангелия – прим. авт.) или писания пророков (Ветхий Завет – прим. авт.). Потом, когда чтец перестанет, предстоятель (епископ или священник – прим. авт.) посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам» («Первая апология», 65-67). Из Апостольских постановлений мы узнаем, что иногда произносилось даже несколько проповедей: «Затем пресвитеры, по одиночке, а не все вдруг, пусть увещевают народ, а после всех их – епископ» (Апостольские постановления, II, 57). В дальнейшем различные упоминания в трудах отцов и писателей Церкви (свт. Климент Александрийский, Ориген, свт. Иоанн Златоуст и др.) удостоверяют нас в том, что проповедь произносилась сразу после чтения Священного Писания.

Проповедь свидетельствует о том, что Слово Божье было услышано, принято и понято

Действительно, место проповеди после чтения Священного Писания в определенной степени объясняется тем, что в рамках Литургии Слова была перенята структура синагогального богослужения, состоящая из молитв, пения псалмов, чтения библейских текстов и проповеди. Однако эта структура получила совсем иную смысловую нагрузку, так что главные аргументы в пользу произнесения проповеди сразу после чтения Священного Писания связаны с сутью литургии. Поэтому, прежде всего, важно понять, каково значение проповеди в литургии.

Проповедь должна быть гомилией, т.е. основываться на библейских текстах (на Евангелии и/или Апостоле), прочитанных на данной литургии. Проповедь может принимать конкретную форму экзегетической (последовательное объяснение каждого стиха из перикопы) или тематической гомилии, развивающей ту или иную тему из прочитанного библейского текста. Однако гомилия – это не просто объяснение фрагмента из Священного Писания, но сакраментальный акт преподания Слова Отца Его прославленным Сыном евхаристическому собранию через Его рукоположенного проповедника «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор 2:4). Цель проповеди состоит в том, чтобы приобщить церковное собрание, в конкретном времени и месте, где совершается Божественная литургия, к уникальному слову, которое Отец возвестил миру через Своего Сына. Таким образом, проповедь свидетельствует о том, что Слово было услышано, принято и понято, а суть проповеди заключается как раз в живой связи с прочитанным Евангелием.

Поэтому проповедь является естественным продолжением чтения Священного Писания, образуя вместе с последним центральный момент Литургии Слова, приобщение к Богу-Слову через слово. Проповедь также созидает связь между Словом и Таинством, между Литургией Слова и Евхаристической Литургией, подготавливая верующих к причащению Тела и Крови Христовых.

Изменение места проповеди обусловлено упадком благочестия

С течением времени проповедь была перемещена на место запричастного стиха, после причащения священника или даже в самый конец литургии. Это было сделано на фоне упадка благочестия и рвения верующих, по причинам, которые не только не связаны с внутренней логикой Божественной литургии, но даже нередко ей противоречат. Таким способом пытались как можно дольше задержать верующих на богослужении, так как было известно, что еще со времен свт. Иоанна Златоуста некоторые из них уходили после проповеди. С другой стороны, было стремление помочь тем, кто позже приходил на богослужение, чтобы они не остались без проповеди.

Проповедь на запричастном стихе противоречит внутренней логике Божественной литургии

Исчезновение практики всеобщего причащения верных оставило пустоту, которую проповедь на запричастном стихе пытается заполнить, заменяя причащение Тела и Крови Христовых приобщением к Богу-Слову через проповедь. Однако это противоречит логике совершения литургического акта, так как приобщение через слово является центром Литургии Слова. Таким образом, эти два пути приобщения ко Христу – через слово и через причащение Его Телу и Крови – не исключают и не заменяют друг друга, но, напротив, предполагают взаимодополнение. В таком случае причащение через слово является приготовлением к причастию Святых Таин.

Даже тогда, когда верующие причащаются Святых Таин, проповедь на запричастном стихе не оправданна в качестве непосредственной подготовки к причастию. Как мы видим в чинопоследовании литургии, перед самым причащением мирян поется киноник (причастный стих), и читаются особые молитвы. Эти действия предназначены для того, чтобы помочь верующим внутренне собраться, испытать свою душу и таким образом подготовиться к встрече со Христом. Проповеди в качестве подготовки к причастию отведен другой контекст – в рамках Литургии Слова.

В пользу произнесения проповеди на запричастном стихе пытались приводить аргументы о том, что священник, который только что причастился, несет в себе полноту жизни во Христе, является христоносцем, носителем Евхаристического Христа. Однако священник является христоносцем и до того, как он причастился на этой литургии, так как он столько раз причащался до этого. И на той же литургии он приобщился к Богу-Слову через чтение Священного Писания. Поэтому сразу же после принятия слова Божьего через чтение Апостола и Евангелия наступает момент преподать это слово евхаристическому собранию как свидетельство о его принятии и усвоении Церковью. Можно также указать на параллелизм между двумя частями Божественной литургии и в этом отношении: священник, приобщившись на Литургии Слова к Богу-Слову через слово, приобщает к Нему и все евхаристическое собрание через проповедь, а на Евхаристической Литургии, после того, как он сам причастился Тела и Крови Христовых, он причащает и верных.

Проповедь в конце литургии перестает быть сакраментальным актом

Перемещение проповеди в конец литургии рассматривается как результат снижения ее качества. Слабая проповедь иногда даже нарушает ход богослужения, и потому было решено, что предпочтительнее произносить ее в самом конце. Однако эта причина не оправдывает перемещение проповеди. Когда проповедь вырвана из контекста Божественной литургии и звучит после причастия, она теряет качество сакраментального акта причащения слову Божьему, превращаясь в простое слово. Констатация существующего кризиса проповеди должна вести не к исключению проповеди из литургии, но к переосмыслению проповеднического акта, к поиску тех средств, благодаря которым проповедь может быть по-настоящему сакраментальным актом преподания слова Отца евхаристическому собранию Его прославленным Сыном Иисусом Христом через Его рукоположенного проповедника.

Перемещение проповеди в конец литургии приводит к негативным последствиям

По словам Спасителя, «всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» (Лк 6:44). Помимо всяких аргументов были замечены последствия перемещения проповеди в конец литургии: снижение интереса верующих к толкованию библейских перикоп, незнание Священного Писания, поощрение участия только в одной части службы, упадок рвения священнослужителей к проповеди, замена гомилии тематическими проповедями, которые в большинстве случаев не имеют никакой связи с библейскими чтениями и т.д. Все эти последствия негативно отражаются на совершении литургии и участии в ней.

Священный Синод постановил, что проповедь должна звучать сразу после чтения Евангелия

С учетом всего вышеизложенного, Священный Синод Румынской православной церкви постановил, что проповедь должна произноситься священником или диаконом сразу же после чтения Евангелия. К сожалению, это решение, принятое полвека назад, до сих пор применяется не везде. Его исполнение на каждом приходе приносило бы только пользу, отводя для проповеди ее естественное место и являясь еще одним шагом на пути к переживанию Божественной литургии в полноте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *