запрос оферт по 223 фз что это
Раздел 20. Порядок проведения запроса оферт
Раздел 20. Порядок проведения запроса оферт
20.2. Информация о проведении запроса оферт, включая извещение о проведении запроса оферт, документацию о запросе оферт, проект договора, размещается Заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до установленного в документации о запросе оферт дня окончания срока подачи оферт.
20.3. Для участия в закупке участник подает оферту, содержащую сведения и документы, предусмотренные документацией о закупке.
20.4. После окончания срока подачи оферт запрос оферт проводится в соответствии со следующим этапом: рассмотрение, оценка и сопоставление оферт.
20.5. Комиссия рассматривает оферты и участников закупки, подавших такие оферты, на соответствие требованиям, установленным документацией о закупке, а также оценивает и сопоставляет такие оферты. Дата рассмотрения, оценки и сопоставления оферт устанавливается в документации о закупке. При этом срок рассмотрения, оценки и сопоставления оферт не должен превышать десять рабочих дней со дня окончания срока подачи таких оферт. По решению комиссии срок рассмотрения, оценки и сопоставления оферт может быть продлен, но не более чем на десять рабочих дней. В случае продления срока рассмотрения, оценки и сопоставления оферт Заказчик в день принятия решения о продлении такого срока размещает указанное решение в единой информационной системе.
20.6. На основании результатов рассмотрения оферт комиссией принимается решение о соответствии оферты требованиям документации о закупке или об отклонении такой оферты.
20.7. Оценка и сопоставление оферт осуществляется закупочной комиссией в целях выявления оферты, которая наилучшим образом удовлетворяет потребностям Заказчика в товаре, работе или услуге в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией о запросе оферт. Допускается осуществление оценки и сопоставления оферт с использованием одного критерия оценки, если это предусмотрено документацией о запросе оферт.
20.8. Оценка и сопоставление оферт, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных офертах цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в оферте.
Указанное снижение не производится в случаях, если:
а) запрос оферт признан несостоявшимся и договор заключается с единственным участником закупки;
б) в оферте не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
в) в оферте не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;
г) в оферте содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.
20.9. Победителем запроса оферт признается участник закупки, чье предложение наилучшим образом удовлетворяет потребностям Заказчика в продукции и предложению которого присвоен первый номер.
20.10. Если документацией о запросе оферт предусмотрено, что победителями может быть признано несколько участников закупки, то первый порядковый номер присваивается нескольким офертам, которые имеют лучшие результаты. Число оферт, которым присвоен первый порядковый номер:
— должно равняться установленному документацией о запросе оферт количеству победителей, если число предложений равно установленному документацией о запросе оферт количеству победителей или превышает его;
— должно равняться количеству предложений, если число предложений менее установленного документацией о запросе оферт количества победителей.
20.11. В случае если по окончании срока подачи оферт подана только одна оферта, указанная оферта рассматривается в порядке, установленном Положением о закупке. В случае если указанная оферта соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией о запросе оферт, запрос оферт признается несостоявшимся, и Заказчик передает участнику закупки, подавшему единственную оферту, проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных участником закупки в оферте, в проект договора, прилагаемый к документации о закупке. При этом участник закупки не вправе отказаться от заключения договора.
20.12. В случае если по результатам рассмотрения оферт только одна оферта признана соответствующей требованиям документации о закупке, запрос оферт признается несостоявшимся, и Заказчик передает такому участнику проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных участником закупки в оферте, в проект договора, прилагаемый к документации о закупке. При этом такой участник закупки не вправе отказаться от заключения договора.
20.13. Результаты рассмотрения, оценки и сопоставления оферт оформляются протоколом, в котором содержатся сведения обо всех участниках закупки, подавших оферты, об отклоненных предложениях с обоснованием причин отклонения, о принятом на основании результатов оценки и сопоставления оферт решении о присвоении офертам порядковых номеров, об условиях исполнения договора, указанных в оферте победителя и участника закупки, предложению которого присвоен второй номер. В протокол также заносятся сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения договора победителя и участника закупки, предложению которого присвоен второй номер. Указанный протокол подписывается всеми членами закупочной комиссии и размещается Заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола.
20.15. Победитель запроса оферт в срок, установленный Заказчиком, обязан подписать проект договора и передать его Заказчику вместе с обеспечением исполнения договора, соответствующим требованиям документации о закупке (если требование о предоставлении обеспечения исполнения договора было предусмотрено Заказчиком в документации о закупке).
20.16. В случае если по окончании срока подачи оферт не подано ни одной оферты, либо по результатам рассмотрения оферт комиссия отклонила все оферты, либо участник запроса оферт, обязанный заключить договор, уклонился от заключения договора, Заказчик вправе провести новую закупку, в том числе заключить договор с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Положением о закупке.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Виды процедур
Все проводимые на площадке процедуры могут быть коммерческими или проводиться в соответствии с 223-ФЗ. Электронная площадка поддерживает автоматизацию и проведение закупок и других процедур с электронной формой подачи заявок со следующим типом закупок:
Конкурентная закупка: аукцион, аукцион (заявка в двух частях), конкурс, запрос предложений, запрос цен, запрос котировок, конкурентные переговоры, конкурс (заявка в двух частях), запрос предложений заявка в двух частях), конкурентный отбор.
Конкурентная закупка с участием МСП: аукцион в электронной форме МСП, конкурс в электронной форме МСП, запрос котировок в эле ктронной форме МСП, запрос предложений в эле ктронной форме МСП.
Неконкурентная закупка: аукцион, аукцион (заявка в двух частях), редукцион, редукцион (заявка в двух частях), конкурс, запрос предложений, запрос цен, запрос котировок, запрос оферт, закупка у единственного поставщика, предварительный отбор, конкурентные переговоры.
Коммерческая закупка: аукцион, аукцион (заявка в двух частях), редукцион, редукцион (заявка в двух частях), конкурс, запрос предложений, запрос цен, запрос котировок, сбор коммерческих предложений, закупка у единственного поставщика, предварительный отбор, конкурентные переговоры, коммерческий отбор.
Описание способов закупок
• Предварительный отбор – открытая процедура, используемая для проверки Участников на соответствие предъявляемым требованиям и выбора из них лучших с занесением их в определенный перечень и с целью проведения в дальнейшем закрытых процедур закупки, ориентированных только на лиц, включенных в указанных перечень. Таким образом, по результатам предварительного отбора формируется реестр квалифицированных организаций, на основании которого в дальнейшем возможно проведение закрытых процедур;
• Коммерческий отбор – способ закупки, в котором отсутствует этап подачи заявок. Для участия в закупке Участнику требуется подать ценовое предложение в ходе торгов. По окончанию торгов Заказчик публикует протокол проведения коммерческого отбора и заключает договор с Победителем закупки.
• Предварительный отбор (с продлением) – способ закупки, который аналогичен Предварительному отбору, но с продлением срока подачи заявок.
Статья 3.2. Порядок осуществления конкурентной закупки
Информация об изменениях:
Статья 3.2. Порядок осуществления конкурентной закупки
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 3.2 настоящего Федерального закона
1. Конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
2. Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
3. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
4. Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.
5. Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
6. Решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения.
7. По истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
8. Для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по результатам проведения конкурентной закупки заказчик создает комиссию по осуществлению конкурентной закупки.
9. Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
10. Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
11. Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Участник конкурентной закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в такой закупке является измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в такой закупке.
12. Протоколы, составляемые в ходе осуществления конкурентной закупки, а также по итогам конкурентной закупки, заявки на участие в конкурентной закупке, окончательные предложения участников конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, извещение о проведении запроса котировок, изменения, внесенные в документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке хранятся заказчиком не менее трех лет.
13. Протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;
4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);
5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;
6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
Информация об изменениях:
4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
15. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.
16. Под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
17. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
19. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
20. Под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
21. При проведении запроса котировок извещение о проведении запроса котировок размещается в единой информационной системе не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
22. Под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
23. При проведении запроса предложений извещение об осуществлении закупки и документация о закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения такого запроса.
24. Конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов.
25. Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.
26. Возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в следующих случаях:
1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;
2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).
27. Заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей. В случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.
28. По итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и в случаях, которые установлены заказчиком в положении о закупке.
Конкурентные формы закупок по Федеральному закону №223-ФЗ: основные виды торговых и неторговых процедур
В настоящее время для регулирования закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков используются два основных федеральных нормативных акта – Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Если Федеральный закон №44-ФЗ представляет собой достаточно строгий нормативный акт, который регулирует подавляющее большинство вопросов, характерных для закупочной системы, то Федеральный закон №223-ФЗ, наоборот, дает заказчику достаточную свободу в части организации своей закупочной деятельности.
Нормативная основа существования конкурентных процедур для закупок по 223-ФЗ
В рамках требований, которые предъявляет к заказчикам Федеральный закон №223-ФЗ, содержится обязательное требование о создании своего собственного Положения о закупочной деятельности. Это Положение ложится в основу проведения всех закупочных процедур, описывая те из них, которые заказчик принял решение провести для заключения договоров и контрактов для удовлетворения своих нужд.
Сам указанный выше федеральный нормативный акт в части 3.1 статьи 3 перечисляет те закупочные процедуры конкурентного типа, которые могут быть использованы всеми государственными и муниципальными заказчиками, работающими по данному закону. В соответствии с данной частью заказчик имеет право использовать:
Использование последних возможно только в том случае, если они проводятся с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 2 части 3.1 статьи 3 указанного федерального нормативного акта.
Главным требованием, которое применяется к конкурентным процедурам вне зависимости от того, идет ли речь о торговых процедурах либо об их неторговом типе, является возможность борьбы за заключение контракта между различными участниками рынка, что является главным принципом соблюдения законодательства о защите конкуренции в Российской Федерации.
Торговые конкурентные процедуры для удовлетворения нужд заказчиков
Сложившаяся практика применения Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» позволяет выделить конкурентные процедуры для определения исполнителей по договорам и контрактам двух типов: торговые и неторговые.
На основании практики применения указанного федерального нормативного акта можно выделить следующие виды торговых закупочных процедур: конкурс и аукцион. Торговыми данные процедуры называются по той причине, что в них имеется элемент состязания между участниками за снижение начальной максимальной цены контракта или договора, установленной заказчиком при объявлении закупки. При этом целью процедуры может и не быть снижение значения начальной максимальной цены, но в итоговом протоколе полученное снижение все же будет зафиксировано, как один из критериев оценки всех имеющихся участников процедуры.
Аукцион
Аукцион – это специальная закупочная процедура, главной целью проведения которой является предельно возможное снижение установленной заказчиком начальной максимальной цены контракта или договора.
Общий срок проведения такой процедуры после последних изменений в Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» составляет от пятнадцати календарных дней (были изменены минимальные сроки проведения закупочной процедуры, а также порядок расчета таких сроков с рабочих на календарные дни).
Аукцион может проводиться в бумажной (традиционной) или электронной форме в зависимости от того, какие цели преследует заказчик, и включен ли предмет закупки в специальный перечень Правительства Российской Федерации для закупки только в форме электронной процедуры.
Кроме того, выделяют также открытые и закрытые формы, которые проводятся по решению либо самого заказчика, либо на основании специальных требований действующего законодательства: если заказчик принял решение о необходимости аукциона, то он проводит закупку в открытой форме за исключением случаев, когда использование открытой формы прямо запрещено законодательством в силу того, что сведения о предмете закупки могут послужить основанием для причинения вреда интересам самого заказчика или государства в целом (например, предмет закупки содержит сведения, относимые к сведениям о государственной тайне, охраняемым законодательством). В документации к проводимому аукциону, кроме его формы (электронной или бумажной, открытой или закрытой), указываются также требования к финансовому шагу, который должны соблюдать участники при участии в торгах, а также к самим участникам, так как до момента подписания контракта или договора заказчик не имеет права проводить прямые консультации с потенциальными исполнителями.
Конкурс
Конкурс – это еще одна специальная конкурентная торговая процедура, которая проводится заказчиком для того, чтобы получить максимально удобные для себя результаты исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, не только в части снижения их стоимости, но и в части получения наиболее положительных условий исполнения условий контракта или договора.
Конкурсы могут проводиться так же, как и аукционы, в электронной и бумажной формах, а также делятся по типам закрытой и открытой процедур. Конкурс может носить одно- или двухэтапный вид в зависимости от наличия необходимости проведения специального отбора участников на первом этапе, если такой отбор является необходимым в силу технической сложности предмета закупок. При этом если заказчик указал в документации к проводимой закупке данные о выборе им двух- или многоэтапного вида конкурса, все заявки на участие на первом этапе подаются от потенциальных участников без указания ценовых значений их предложений. Если комиссия принимает решение о возможности допуска к участию лица, подавшего заявку, то следующий пакет документов он уже обязан подать с обязательным указанием своего ценового предложения.
Все конкурсы по умолчанию проводятся в открытом формате. Однако, как и в случае с аукционными процедурами, имеются такие ситуации, когда закупка должна быть проведена по закрытому типу. Использование закрытого типа имеет те же причины, что и для аукциона – закупка товаров, работ, услуг, сведения о которых относятся к защищаемым законом и не подлежащим разглашению, либо закупка товаров, работ или услуг, включенных в специальные перечни Правительства РФ для проведения закрытого типа процедур.
Неторговые конкурентные процедуры
Неторговыми некоторые закупочные процедуры названы по причине отсутствия в них соревновательного элемента за снижение объявленной заказчиком начальной максимальной цены контракта или договора. В этом случае заказчик изначально получает заявки на участие в таких процедурах с указанием ценового предложения потенциального участника. Контракт в этом случае будет заключаться либо с тем участником, который предложил максимальное снижение, либо сформулировал наиболее выгодные условия исполнения обязательств в рамках договора или контракта, либо подал заявку при прочих равных условиях с другими участниками раньше, с хронологической точки зрения.
К числу основных неторговых конкурентных процедур на сегодняшний день относятся (по степени распространенности):
По итогам проведения запросов котировок и предложений, а также по итогам конкурентных переговоров контракты или договоры заключаются заказчиком всегда, так как эти процедуры направлены на получение итогового результата.
В то же время запрос цен и запрос оферт может использоваться заказчиком с целью проведения мониторинга существующего рынка. Заключение контракта или договора по итогам такой процедуры не является обязательным.
Запрос котировок
Запрос котировок по своему сроку проведения является на сегодняшний день самой короткой процедурой среди конкурентных способов закупок. Все участники предоставляют заказчику заявки на участие в процедуре, в рамках которой указывают свое ценовое предложение. Изменить это предложение уже не будет возможности за исключением случаев, когда заказчик предусмотрел в качестве завершающего этапа проведения закупочного мероприятия переторжку или преддоговорные переговоры. Выставленное ценовое предложение не должно превышать установленную заказчиком начальную максимальную цену договора или контракта.
Последние изменения в закупочное законодательство также сократили и сроки проведения данной процедуры. Теперь такой срок составляет не менее пяти рабочих дней, что сделало данную процедуру наиболее выгодной для заказчиков в случае необходимости срочного заключения контракта, который должен заключаться конкурентным способом.
Запрос предложений
Запрос предложений – еще одна форма неторговой конкурентной процедуры, которая проводится заказчиком в тех случаях, когда инициатору такой закупки необходимо не только получить снижение установленной начальной максимальной цены контракта или договора, но и наиболее выгодные условия исполнения обязательств, которые предусмотрены таким контрактом или договором.
Перечень критериев, которые будут использоваться заказчиком для оценки поданных заявок на участие в запросе предложений, должен быть обозначен заказчиком в документации о закупке, которая публикуется в Единой информационной системе в сфере закупок в тех случаях, если такая информация должна быть размещена в рамках требований действующего закупочного законодательства к публикации сведений о закупочной деятельности.
Конкурентные переговоры
Еще один вариант неторговой конкурентной процедуры – конкурентные переговоры, которые проводятся заказчиком с потенциальными исполнителями по контрактам и договорам. В ходе таких переговоров заказчик стремится получить наиболее выгодное для себя предложение. На участие в такой процедуре должно быть приглашено не менее двух контрагентов, которые в ходе проведения таких переговоров имеют право корректировать свои предложения.
Свое решение о возможности заключения договора или контракта по итогам конкурентных переговоров заказчик обязан оформить в виде специального итогового протокола. Требования к такому протоколу, как и ко всему алгоритму проводимой закупки, в том числе к срокам ее проведения, должны быть зафиксированы заказчиком в Положении о закупочной деятельности, действующей внутри организации-заказчика.
Запрос оферт и запрос цен
Если указанные выше виды неторговых конкурентных форм закупок предусматривают под собой обязательное подписание договора или контракта для удовлетворения нужд государственного или муниципального заказчика, то есть также еще две наиболее распространенные формы процедур, согласно которым, происходит оценка имеющихся представителей рынка, но заключение контракта или договора происходит не всегда. К таким процедурам относятся запрос оферт и запрос цен.
Если говорить об общих признаках данных процедур, то можно выделить следующие:
Что касается отличий, то они кроются в наименовании процедур:
Правила выбора к использованию разных форм и типов конкурентных закупочных процедур заказчиком
Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на сегодняшний день не устанавливает для государственного или муниципального заказчика ограничений по поводу того, какие именно закупки он должен использовать для удовлетворения своих нужд. Статья 3 указанного закона содержит указание на те формы закупок, которые должны быть использованы в обязательном порядке для обеспечения нужд заказчика, использующего указанный федеральный нормативный акт в рамках регулирования своей закупочной деятельности. Однако нет ограничений по использованию других дополнительных форм процедур, которые также могут в итоге привести к подписанию определенного контракта.
Для того чтобы со стороны заказчика было зафиксировано четкое соблюдение действующего закупочного законодательства, имеются специальные требования в отношении выбора существующих закупочных процедур. Так, заказчик обязан руководствоваться следующими принципами при выборе тех или иных процедур: