запроса котировок что это
Электронный запрос котировок по 44-ФЗ
Из нашей статьи вы узнаете:
Электронный запрос котировок — один из самых простых и популярных способов проведения электронных торгов. В 44-ФЗ содержится следующее определение этого процесса:
Запрос котировок — это процедура выбора поставщика путём размещения в ЕИС извещения для неограниченного круга лиц, в которой победителем признаётся поставщик, соответствующий заявленным требованиям и предложивший наименьшую цену.
То есть единственным критерием отбора выступает цена на товары, работы или услуги. При этом важно, чтобы документация поставщика соответствовала требованиям закона и заказчика.
Раньше запрос котировок могли проводить на бумаге и в электронном виде, но с 2019 года законодательство изменилось. Теперь эту процедуру можно проводить только в электронном виде.
Запрос котировок имеет следующие особенности:
Электронный запрос котировок отличается от бумажного тем, что срок его проведения зависит от НМЦК. Законом установлены единые сроки: публикация извещения в ЕИС должна состояться не менее, чем за 5 рабочих дней до его проведения. То есть у поставщиков должно быть как минимум 5 рабочих дней на подачу заявок.
Электронный запрос котировок
Документация в запросе котировок не предусмотрена, вместо этого используются извещения для неограниченного круга лиц. Такое извещение публикуют в ЕИС.
Победителем становится тот, кто предложит самую низкую цену, а также соответствует требованиям заказчика, указанным в извещении.
Требования к проведению электронного запроса котировок
Заказчик может выбрать исполнителя с помощью запроса котировок в следующих случаях:
Запрос котировок не проводится в следующих случаях:
Это нужно учитывать при выборе такого способа определения поставщика, как электронный запрос котировок.
Инструкция по проведению запроса котировок в электронной форме
Шаг 1. Заказчик размещает извещение в единой информационной системе (ЕИС) и даёт участникам не менее 4 рабочих дней на подачу заявок. Этот срок отсчитывается со следующего дня после даты публикации извещения. Дата окончания подачи заявок, как и дата размещения извещения, не входит в эти четыре рабочих дня. При этом заказчик вправе установить больший срок подачи заявок.
Важно учесть, что заказчик не имеет права редактировать извещение после размещения в ЕИС. Запрос котировок можно только отменить — не позднее, чем за 1 час до срока окончания подачи заявок. То есть, если в извещении обнаружилась ошибка, его можно отменить, а затем разместить новое. Ответственность за ошибки в извещении возлагается на контрактного управляющего или на руководителя организации — эти полномочия должны быть утверждены внутренним приказом.
Шаг 2. Участники запроса котировок подают свои заявки и получают идентификационные номера в течение часа после подачи.
Шаг 3. Когда срок подачи заявок истекает, собирается комиссия и определяет победителя. На это отводится 1 рабочий день. Члены комиссии проводят заседание очно, но при этом работают на электронной площадке и каждый подписывает протокол своей электронной подписью. Затем уполномоченный сотрудник заказчика размещает протоколы на ЭТП, и в течение 3 часов после их размещения направляет победителю этой закупки проект контракта.
Шаг 4. В течение 1 рабочего дня после получения проекта контракта победитель должен его подписать.
Шаг 5. У заказчика есть 1 рабочий день на подписание контракта, но при этом контракт не может быть заключён ранее, чем через два рабочих дня после размещения протокола.
Какую информацию содержит извещение о проведении запроса котировок
В состав извещения о проведении запроса котировок входит следующая информация:
Обеспечение исполнение контракта устанавливается, если НМЦК указана в диапазоне от 500 тысяч до 3 млн рублей.
Требования к заказчику. Заказчик должен прикрепить к извещению проект контракта и обоснование НМЦК.
Законом ограничен допуск к участию в запросе котировок иностранных государств. Необходимо помнить о том, что часть номенклатуры товаров входит в нормативные акты по национальному режиму. Также важно помнить, что на закрытой площадке Гособоронзаказа АСТ ГОЗ запросы котировок по 44-ФЗ не проводятся.
Требования к участникам. С 1 апреля 2021 года заказчик может потребовать, чтобы участник прикрепил к заявке лицензию, подтверждающую право этого участника оказывать услуги, которые на территории Российской Федерации требуют лицензирования.
Содержание заявки поставщика при проведении электронных котировок
Для подачи заявок участнику закупки нужна регистрация в ЕИС и аккредитация на площадке. Заявку нужно подавать до установленных в извещении даты и времени окончания срока подачи заявок.
В состав заявки участника входят следующие разделы:
Подача заявки на участие в запросе котировок в электронной форме означает, что участник закупки согласен на поставку товара на условиях, указанным заказчиком в извещении.
Оператор ЭТП присваивает заявке идентификационный номер или возвращает её участнику, если обнаружит нарушения.
В каком случае могут не принять заявку:
Оператор проверяет наличие аккредитации на ЭТП, а также смотрит, нет ли поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если заказчик установил такое требование. Если срок аккредитации истекает меньше чем через 3 месяца, заявку отклонят.
В заявке поставщик указывает характеристики предлагаемого товара в соответствии с теми показателями, которые установил заказчик (товарный знак (при наличии) и страну происхождения по классификатору стран мира). Если предметом закупки являются работы, услуги, то никакие характеристики указывать не надо.
Указать эту информацию можно разными способами: в структурированной форме на площадке, воспользовавшись справочником и выпадающим списком стран, по классификатору стран мира, или прикрепить вложенный файл с описанием товара и указанием страны происхождения.
В дополнение к информации, которую участник указывает в заявке, оператор добавляет информацию с сайта zakupki.gov.ru — это документы, которые участник загружает при регистрации и получении аккредитации, и должен следить за их актуальностью.
Рассмотрение заявок при проведении котировок членами комиссии
Рассмотрение заявок проводится в течение одного рабочего дня после окончания срока подачи заявок. Комиссия проводит очное заседание. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Членом комиссии может быть пользователь, не зарегистрированный на площадке, но обязательно имеющий электронную подпись.
Если заявку отклоняют, всегда указывают обоснование. Комиссия присваивает порядковые номера не отклонённым участникам.
Почему заявку могут отклонить:
Подписание протокола комиссией
Заказчик назначает ответственного сотрудника, который размещает протокол на электронной площадке. Этот сотрудник может входить в состав комиссии, а может быть секретарём без права подписи. Перед размещением протокола он проверяет, есть ли кворум.
Уполномоченный сотрудник добавляет сертификаты электронных подписей членов комиссии, которые присутствуют на заседании. Затем он оформляет протокол, где отмечает решение членов комиссии по каждому из участников закупки («допущен/не допущен», «соответствует/не соответствует») и отправляет протокол для подписания каждому члену комиссии. В своём личном кабинете он может отслеживать действия других членов комиссии — кто подписал протокол, а кто ещё нет.
Заключение контракта по итогам запроса котировок в электронной форме
После того как протокол размещают на площадке, заказчик в течение 3 часов вносит в проект контракта всю недостающую информацию и направляет победителю. Победитель должен подписать контракт в течение 1 рабочего дня. В момент подписания необходимо приложить обеспечение исполнения контракта (в виде банковской гарантии либо платежки), если это входило в требования заказчика.
Затем у заказчика есть также 1 рабочий день для подписания контракта со своей стороны. Контракт включается в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней.
Когда запрос котировок признают несостоявшимся
Электронный запрос котировок может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:
В последнем случае не имеет значения, один участник принял участие в котировках или их было несколько, но другие заявки отклонили. В этом случае заказчик обязан заключить контракт с победителем как с единственным поставщиком. Если не подано ни одной заявки или все были отклонены, то заказчик вправе провести новую закупку.
Заключение
Электронный запрос котировок — удобный способ выбора поставщика, подходящего по расценкам и качеству. Для поставщиков этот способ также удобен, но имеет один минус — участвовать в запросе котировок может любой поставщик, что существенно повышает конкуренцию.
Для успешного участия в торгах путём электронного запроса котировок или другими способами предлагаем воспользоваться услугой «Астрал.Тендер». Это комплекс услуг для подготовки к торгам и госзакупкам. Можно выбрать один из трёх вариантов работы: получить доступ к бесплатным онлайн-урокам и разобраться во всех тонкостях закупок самостоятельно, пройти платное обучение с обратной связью или воспользоваться услугой тендерного сопровождения — отдать процесс ведения тендеров и закупок на аутсорс и получать готовые сделки.
Запрос котировок в электронной форме
В данной статье ответим на актуальные вопросы, связанные с закупками через запрос котировок в электронной форме.
Этот фактически новый способ закупки вызывает массу вопросов у Участников закупок. Изменения в госзакупки вносятся Федеральном законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” начали действовать с 1 апреля 2021 года.
Закупки через запрос котировок в электронной форме регламентируются статьёй 82.1 Федерального закона 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Подробнее о новых способах закупок в 44-ФЗ смотрите в наших вебинарах, а также на курсах повышение квалификации и профпереподготовки. Обучение в Школе Закупок для заказчиков и в Школе Закупок для поставщиков.
Статистика новых форм закупки
По статистике площадки Сбербанк-АСТ на 25 мая 2021 года, 653 организатора провел почти 2300 процедур нового запроса котировок в электронной форме на общую сумму 620 млн. рублей.
Статистика закупки через запрос котировок в электронной форме на Сбер А
Запрос котировок в электронной форме
Информация о закупке размещается в ЕИС (zakupki.gov.ru) путем публикации извещения для неограниченного круга лиц. Очень удобно искать, подбирать закупки по типу торгов в сервисе Контур.Закупки (читатели нашей статьи могут получить на 3 дня абсолютно бесплатный доступ к сервису).
В данном виде закупок победителем признаётся тот, кто предложил наиболее низкую цену контракта или наименьшую сумму цены единицы товара, работы, услуги. Второй критерий – соответствие требованиям, которые установил заказчик в извещении.
Условия проведения запроса котировок
Закупку путем запроса котировок в электронной форме заказчик вправе провести при соблюдении двух условий:
Следует отметить, что совместные закупки посредством запроса котировок в электронной форме не предусмотрены, но централизация таких закупок возможна и нет ограничений по предмету закупок.
Алгоритм проведения запроса котировок в электронной форме
Схема проведения запроса котировок в электронной форме
Ещё раз отметим, что в закупке через запрос котировок действуют ограничения:
Извещение о проведении запроса котировок
Состав извещения о проведении закупки путём запроса котировок в электронной форме:
В случае, если начальная цена указана в диапазоне от 500 тыс. до 3 млн. рублей, то обеспечение исполнения контракта должно быть установлено.
Ограничения в определении поставщика. В запросе котировок устанавливается информация о запретах и ограничениях допуска, об условиях допуска иностранных государств. Необходимо помнить о том, что часть номенклатуры товаров входит в нормативные акты по национальному режиму. Стоит отдельно отметить, что на закрытой площадке Гособоронзаказа АСТ ГОЗ запросы котировок по 44-ФЗ не проводятся.
Заказчик имеет право установить возможность одностороннего отказа от исполнения контракта.
Требования к участникам. Согласно ст.31 ч.1, заказчик с 1 апреля 2021 года вправе требовать в составе заявки от участника предоставления лицензии, подтверждающей возможность этого участника оказывать услуги, которые на территории Российской Федерации требуют лицензирования.
К извещению заказчиком прикладывается проект контракта и обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Заявка поставщика
Участники закупки должны подавать заявку через электронную площадку (требуется регистрация в ЕИС и аккредитация на площадке) до установленных в извещении даты и времени окончания срока подачи заявок.
В заявку включаются отдельные блоки:
Подача заявки на участие в запросе котировок в электронной форме означает согласие участника закупки на поставку товара (выполнение работы, оказание услуг) на условиях, установленных заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в эл.форме.
Оператор электронной площадки, на которой совершается закупка, после получения такой заявки присваивает ей идентификационный номер или возвращает её участнику при выявлении нарушений.
Существуют три основания, по которым оператор может не принять заявку:
При приёме заявки оператор проверяет наличие действующей аккредитации (при оставшемся сроке действия аккредитации менее 3 месяцев заявка отклоняется). Также оператор проверяет информацию в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), если заказчиком установлено такое требование.
В заявке поставщику необходимо указать характеристики предлагаемого товара в соответствии с теми показателями, которые установил заказчик (товарный знак (при наличии) и страну происхождения по классификатору стран мира). Если предметом закупки являются работы, услуги, то никакие характеристики или товарный знак поставщик не указывает.
У поставщика есть выбор, либо в структурированной форме на площадке указать страну происхождения, воспользовавшись справочником и выпадающим списком стран, по классификатору стран мира, либо внутри вложенного файла указать описание своего товара и в том числе указать страну происхождения.
В заявке предоставление документов, которые подтверждают соответствие товара, работы, услуги не предусмотрено в случае, если они предоставляются заказчику вместе с товаром.
В дополнение к тому, что участник сам приложит в состав заявки, оператор добавляет информацию путём взаимодействия с сайтом zakupki.gov.ru – это документы, которые участник загружает при своей регистрации, аккредитации, и должен следить за актуальностью указанных документов.
Рассмотрение заявок на участие в запросе котировок членами комиссии
В течение одного рабочего дня после окончания подачи заявок, члены комиссии рассматривают на очном заседании заявки участников. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Членом комиссии может быть пользователь, не зарегистрированный на площадке, но обязательно имеющий электронную подпись.
Если принимается решение отклонить какую-либо заявку, то обязательно должно быть указано обоснование этому отклонению. Комиссия присваивает порядковые номера не отклонённым участникам.
Основания для отклонения заявки участника:
Совместное подписание протокола членами комиссии
На стороне заказчика должен быть ответственный сотрудник, ответственное лицо, за которым закреплено полномочие по размещению протокола на электронной площадке. Данное лицо может входить в состав комиссии, а может быть секретарём без права подписи этого протокола.
Ответственное лицо заказчика уполномочено добавляет сертификаты электронных подписей членов комиссии, которые присутствуют на заседании. Далее уполномоченное лицо формирует протокол, в этом протоколе отмечает решение членов комиссии по каждому из участников закупки («допущен/не допущен», «соответствует/не соответствует») и отправляет протокол для подписания каждому члену комиссии.
Ответственное лицо в своём личном кабинете может отслеживать действия других членов комиссии (подписали, не подписали, у кого на подписи).
При этом, именно ответственное лицо перед размещением протокола проверяет, есть ли кворум.
Заключение контракта в электронной форме
Схема заключение контракта в электронной форме
После размещения протокола на площадке, заказчик в течение 3 часов вносит в проект контракта всю необходимую информацию и направляет победителю.
Победитель имеет в распоряжении 1 рабочий день для подписания контракта. В момент подписания необходимо приложить обеспечение исполнения контракта (в виде банковской гарантии либо платежки), если это требовалось в извещении.
У заказчика также 1 рабочий день для подписания контракта со своей стороны. Заказчику важно помнить, что контракт включается в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней.
Признание запроса котировок несостоявшимися
Основания для признания запроса котировок несостоявшимся:
Несостоявшейся будет у нас закупка, если в итоговом протоколе только один участник признан соответствующим. Не имеет значения – он один принял участие в котировках или участвовало несколько, но их отклонили. В этом случае к заказчика обязанность заключить контракт с победителем по п.25 ч.1 ст.93, как с единственным поставщиком.
Если не подано ни одной заявки или всех отклонили, то заказчик вправе осуществить новую закупку, если у него такая потребность осталась.
Все о запросах котировок
Мы как-то писали про аукцион и тонкости участия в нем. Продолжая тему закупочных процедур, остановимся подробнее на запросе котировок: как подготовить свое предложение и что делать, если заказчик отклонил заявку, процедура не состоялась или отменена.
Запрос котировок — одна из самых простых и популярных у заказчиков процедур. Верхний порог такой закупки — 500 000 рублей, ее можно провести быстро. Единственный критерий для определения победителя — цена. Для поставщиков тоже есть преимущества: заявку легко подготовить, заказчик не обязан требовать финансовое обеспечение заявки и исполнения контракта.
Подача заявок
1. Сроки подготовки заявки
Заказчик размещает закупку и проект контракта не меньше чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок. Этот срок можно сократить до 4 дней, если:
Срок подачи заявок в электронном запросе котировок составляет 5 рабочих дней независимо от НМЦ.
Заказчик может изменить извещение, но максимум за два дня до завершения приема заявок.
Заказчик? Составьте план из этапов и сроков проведения закупок автоматически с помощью Контур.Снаба.
2. Состав заявки на бумаге и в электронном виде
44-ФЗ не регламентирует образец бумажной заявки, но заказчик должен приложить форму, по которой поставщик готовит свое предложение. В документе нужно указать:
Требовать другие документы заказчик не имеет права (ст. 73 44-ФЗ).
Заявка в электронной форме должна содержать те же документы и информацию, что и бумажная заявка. Исключение в том, что декларации участника предоставляются средствами ЭТП:
3. Способ отправки
С 1 января 2019 провести обычный запрос котировок можно только электронном виде на ЭТП госзакупок. На бумаге остались котировки для ликвидаций ЧС, для закупок за границей, для оказания неотложной помощи.
В случае с бумажной котировкой есть риск не успеть подать заявку вовремя, из-за того что сроки ограничены. Поэтому держите наготове шаблон заявки, которую заказчики уже принимали. Анализируйте цены, с которыми побеждают ваши конкуренты, чтобы понимать, с каким предложением больше шансов победить.
Если заказчик находится в вашем городе, лучше привезти заявку лично. Передать ее комиссии можно прямо на процедуре вскрытия конвертов. Если такой возможности нет, отправляйте заказным письмом или надежной курьерской службой.
В электронной котировке все проще: нужно просто вовремя подать заявку на ЭТП.
Что делать, если заявку отклонили
Котировочная комиссия заказчика может отклонить только те заявки, которые не подходят под условия закупки:
Заказчик должен проинформировать поставщика о том, что его заявку отклонили. В извещении он указывает конкретную причину и ссылку на статью закона, по которой заявка не соответствует требованиям.
Нельзя отклонить заявку, если в ней нет документов, не предусмотренных ст.73 44-ФЗ. Например, заказчик не имеет права требовать от поставщика:
Если заказчик не прав, подавайте жалобу в ФАС. Если претензии заказчика обоснованы, подать новую заявку вы уже не сможете. По мнению ФАС и Минэк, отклоненные участники не могут подать новую заявку, если запрос котировок не состоялся из-за того, что все заявки отклонили, а процедуру продлили. Учтите ошибки и готовьтесь к следующим закупкам.
Определение победителя
Поставщик предлагает цену контракта в своей заявке. В отличие от электронного аукциона, уходить в минус и доплачивать заказчику за получение контракта нельзя. Про «переход через ноль» мы писали в этой статье.
В запросе котировок есть смысл участвовать, если доходы от заключения контракта превышают расходы, связанные с его заключением. Если вы установите слишком низкую цену на свои услуги и победите, придется исполнять контракт по этой цене, иначе попадете в РНП. Отозвать и скорректировать свою заявку можно, только если заказчик что-то поменял в извещении.
Если несколько участников предложили одну и ту же самую низкую цену, победителем признается тот, чья котировочная заявка поступила раньше. Это правило рождает дилемму в случае подачи заявки:
В объявленный день заказчик вскрывает все конверты одновременно. Все участники запроса котировок вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками (ч. 2 ст. 78 44-ФЗ), делать аудио- и видеозапись.
Доступ к электронным заявкам ЭТП открывает одновременно в указанный в извещении срок. Электронные заявки рассматриваются на следующий рабочий день после окончания срока подачи заявок.
Объявление результатов и заключение контракта
Заказчик размещает в ЕИС протокол об итогах котировки, в котором прописывает информацию обо всех поданных заявках, включая отклоненные, с обоснованием отказа в участии. Отдельно экземпляр протокола высылается победителю.
Исполнитель, выбранный по итогам котировки, предоставляет выписку из ЕГРЮЛ и подписывает контракт. Законом этот срок ограничен: не раньше чем через 7 дней и не позже 20 дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки заявок. В этот же срок нужно предоставить обеспечение контракта, если заказчик выставил такое требование.
Если контракт не подписан в срок, исполнитель признается уклонившимся, а заказчик получает право подать иск для возмещения издержек с победителя. Обязанность заключить контракт в этом случае переходит на участника, занявшего второе место.
Любой участник запроса котировок может обжаловать ее результаты в течение 5 дней после публикации протокола (ч. 3 ст. 105 44-ФЗ). По решению ФАС подписание контракта могут отложить или отменить.
Если запрос котировок по 44-ФЗ не состоялся
Если подана только одна заявка или среди всех только одна соответствует требованиям, закупку признают несостоявшейся и контракт подписывают с единственным претендентом. Если котировочная комиссия отклоняет все заявки, то срок приема продлевают еще на 4 рабочих дня. Об этом заказчик должен сообщить в ЕИС в течение 1 рабочего дня. Если даже после продления приема заявок нет, заказчик меняет свой план-график и вновь проводит закупку: этим или другим способом.
Определение поставщика может быть отменено, но не позже, чем за два дня до истечения срока подачи заявок. Если закупка отменяется, заказчик в течение суток вносит изменения в план-график: переносит закупку или исключает ее.
Информация, что запрос котировок не состоится, немедленно публикуется в ЕИС и отправляется каждому, кто подал заявку. С этого момента закупка считается отмененной.
Более подробно о правилах проведения запроса котировок можно прочитать в 11-й части цикла «44-ФЗ простым языком».