зары для нард что это
Зары и фишки игры в нарды
Зары для игры в нарды
Во время поединка используются игральные кости или зары (так их называют профессиональные игроки), на шесть граней которых нанесены точки от 1 до 6. С помощью комбинаций, выпавших на кубиках, игроки перемещают шашки по игровому полю. Сейчас камни обычно изготавливают из кости, дерева или же пластика.
Если вы приобрели новый набор, зары из него лучше обкатать: для этого потребуется сделать ими около двухсот бросков и зафиксировать их результаты. В случае, когда кости изготовлены качественно, то все значения граней выпадают приблизительно в равных пропорциях. Для игры в нарды этот факт имеет важное значение.
На начальном этапе поединка с помощью зар определяют очередность ходов участников. Игрок, у которого выпало число больше, начинает сражение. Кости бросаются геймером так, чтобы они в результате броска оказались на одной половине игрового поля и четко зафиксировались на одной из граней. Если же кубики разлетелись по двум частям доски или встали неровно, участник обязан сделать новый бросок. После удачного броска (а в онлайн варианте каждый ваш бросок будет удачным) геймер перемещает свои шашки на количество позиций, соответствующее цифрам, выпавшим на кубиках. Если на костях выпали одинаковые значения, участник имеет право сделать сразу четыре перемещения.
Сколько должно быть шашек в нардах?
А вот в версии, придуманной математиком Бруком, имеющей название Кубо, используются не камни, а монеты, и их не тридцать, а двадцать семь. Также существуют и другие разновидности игры, где используется нестандартное число шашек, например, Мариенбад (шестнадцать шашек), Тактик (шестнадцать шашек) и др.
Инвентарь для игры в нарды
Полный современный спортивный комплект для игры в нарды состоит из:
Для бытовой игры в нарды достаточно неполного комплекта из доски, 2 заров и 30 шашек двух разных цветов.
Доска для игры в нарды.
Для нард используется прямоугольная доска в виде коробки, на внутренней стороне которой располагается игровое поле.
Условно разделяют 3 размера доски для нард:
Для игры в поездке или на отдыхе применяются компактные дорожные нарды с магнитной поверхностью или игровые поверхности в виде коврика из ткани или кожи, который можно свернуть в рулон.
Большие спортивные доски для нард могут быть выполнены в виде удобного кейса с дополнительной ручкой для переноски.
Существуют также отдельные столы для игры в нарды, в которых игровая поверхность может прятаться под столешницу.
В 2006 году в Армении появился вариант игры в нарды втроем, создателем которой является Нерсес Нерсисян. Для этой игры используется специальная доска с 36 ячейками.
Самыми популярными материалами для изготовления нард являются дерево и пластик. Игровое поле может быть дополнительно покрыто тканью, замшей, тонкой кожей. В древности доски для нард изготавливали также из камня или глины.
Внешняя поверхность доски может быть дополнительно украшена изящными рисунками, резьбой по дереву, мозаикой из камня, каленым стеклом и т.п.
Игровое поле также часто украшают разнообразными рисунками и орнаментом.
Для крупных соревнований используют турнирные доски, в которых игровое поле специально покрыто тканью, чтобы избежать скольжения зар по поверхности и приглушить звук удара. Спортивные доски для нард также имеют дополнительное пространство с внешней стороны борта, которое называется карман. В кармане хранятся шашки, зары и дубль-куб. Во время игры в карман складывают шашки при выбросе из дома.
Шашки для игры в нарды.
Для игры в нарды используют комплект из 30 шашек цилиндрической формы двух цветов, как правило, черного и белого.
Если в комплекте применяются шашки других цветов (например, красные и желтые, красные и черные и т.п.), всё равно традиционно их называют белыми и черными.
В давние времена шашки вырезали из камня, слоновой кости, лепили из глины. На данный момент для изготовления шашек используют, в основном, дерево и пластик. Для подарочных наборов шашки могут изготавливать из мрамора, оникса, драгоценных металлов.
Существует специальная система для названия комбинаций выпавших на зарах очков. Эта система распространена с небольшими вариациями в Западной Азии и Восточной Европе. Игровая практика допускает и русские названия, но при этом следует придерживаться основного правила: в названии комбинации необходимо ставить большее число перед меньшим: например, три-два, пять-один.
Выпавшие очки | Название |
---|---|
6:6 | Ду-шеш |
6:5 | Шеши-беш |
6:4 | Шеши-чар |
6:3 | Шеши-сэ |
6:2 | Шеши-ду |
6:1 | Шеши-як |
5:5 | Ду-беш |
5:4 | Пянджи-чар |
5:3 | Пянджи-сэ |
5:2 | Пянджи-ду |
5:1 | Пянджи-як |
4:4 | Дур-чар |
4:3 | Чари-сэ |
4:2 | Чари-ду |
4:1 | Чари-як |
3:3 | Ду-сэ |
3:2 | Сэ бай ду |
3:1 | Сэ-як |
2:2 | Ду-бара |
2:1 | Ду-як |
1:1 | Яган |
Дубль-куб.
Дубль-куб представляет собой специальный шестигранный кубик с цифрами 2, 4, 8, 16, 32, 64, большего размера, чем зары. Используется дубль-куб для отслеживания текущей ставки.
Перед началом партии в нарды дубль-куб помещают на середину доски цифрой 64 вверху – это означает, что ставка в партии равна единице. При принятии удвоения игроком куб ставится на сторону этого игрока и поворачивается на соответствующее значение.
Как и зары, дубль-куб может иметь прямые и закругленные углы.
Стакан.
Стакан для заров является необязательным атрибутом для бытовой игры, но обязательно входит в спортивный комплект. Причем для каждого из игроков должен быть свой стакан.
Используется стакан для перемешивания заров перед броском, чтобы исключить мошеннические махинации с зарами при игре.
Иногда на внутренней поверхности стакана могут быть расположены дополнительные ребра, чтобы обеспечить лучшее встряхивание зар перед броском.
Стаканы могут быть традиционной формы или сплюснутые по бокам.
Баффл бокс.
Термины игры нарды.
Голова: четверть доски, где находятся шашки игрока в начале.
Дом: последняя на четверть доски, куда игроки должны привести свои шашки, чтобы потом выбрасывать выбрасывать.
Выбрасывать: делать такие ходы шашками, чтобы они оказывались за пределами дома.
Блот: пункт, занятый только одной шашкой.
Якорь (Anchor): пункт, занятый более чем одной шашкой.
Тас (Match): матч (чаще всего до 3-х набранных очков)
Даве (Doubling): удвоение ставок. В нарды, обычно, играют на деньги с установленной ставкой в одно очко, с которой начинается любая игра. В процессе игры, игрок перед свои ходом может предложить даве (то есть удвоить ставки). Если игрок, которому предложили даве, пасует, то он проигрывает партию и одно очко. Иначе, он принимает даве, и игра идет по удвоенным ставкам. Игрок, принявший даве получает куб удвоения (бивер), и теперь только он может теперь заново удвоить ставки.
Кесту(м): слово-сигнал для остановки броска или объявления его недействительным. Бросок не засчитывается, если «кесту» было сказано до того, как зары (или даже один из них) остановились.
Дубль (паш, гош, куш): показание зар (кубиков), если на них обоих выпало одинаковое число точек.
Оин: партия, закончившаяся со счётом 1-0
Марс (Gammon): По правилам в конце партии, если проигрывающий снял хоть одну шашку, он проигрывает количество очков, стоящих на кону (если никто не говорил даве, то одно, иначе столько сколько показывает куб удвоения). Но, в случае, когда проигравший не смог выбросить с доски ни одной шашки, он проигрывает марсом и теряет в два раза больше очков, чем при обычном проигрыше.
Кокс (Backgammon): Если, более того, проигравший не снял ни одной шашки и одна или несколько его шашек остались на баре или в доме противника, он проигрывает кокс и теряет утроенное число очков, это достаточно редкий вариант
Правило Якоби (Jacoby rule): Марс и кокс считаются как одно очко, если ни один из игроков не объявлял даве в ходе игры. Правило Якоби убыстряет игру, так как исключает ситуации, в которых игрок не объявляет даве, потому что старается выиграть марсом.
Правило Кроуфорда: Согласно правилу Кроуфорда, если в серии игр (т.е. в матче) одному из игроков до победы не хватает одного очка, то в следующей игре куб удвоения недоступен (только в одной игре). Пример: предположим, что 2 игрока играют матч до 7 очков. Если счет 6-2, то в следующей игре куб удвоения будет недоступен. Однако если выиграл отстающий игрок, то счет становится 6-3, и в следующей игре куб удвоения снова будет доступным.
Зары: игральные кости; кубики
Названия комбинаций на зарах как и другие термины имеют арабское происхождение, поэтому звучания их на русском могут варьироваться, ниже приведены 2 варианта:
Говоря проще, можно запомнить цифры
1: ег или як, 2: ду, 3: ся или сэ, 4: чахар или чар, 5: пяндж или пянджи, 6: шеш, даблы и 6:5 надо запомнить отдельно.
Комбинации зар по-персидски (нарды)
История Нард
Нарды — древняя восточная игра. Родина этой игры неизвестна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена в Малой Азии (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).
Одна из легенд (см. «Чатранг-Намак») гласит, что некогда индусы, желая проверить сметливость персов, послали им комплект шахмат, полагая, что те не догадаются, как играть в эту мудрую игру. Однако персидский мудрец Вазургмихр (Вузург-Михр) не только легко справился с этой задачей, но и предложил свою, которую индусы не могли разгадать 12 лет. Вазургмихр придумал и послал своим оппонентам новую игру — нарды (нэв-ардашир — в честь основателя династии Сасанидов Ардашира I).В Персии, в III тысячелетии до н. э. эта игра имела символическое и мистическое значения. Персидские астрологи с помощью нард предсказывали судьбы владык. Поле для игры уподоблялось небу, движение фишек по кругу символизировало ход звёзд, каждая половина доски, состоящая из 12 отметок для фишек — 12 месяцев в году, деление доски на 4 части — времена года, 24 пункта означало 24 часа в сутках, а 30 шашек — число лунных и безлунных дней месяца. Сумма очков на противоположных гранях кости — 7 — была равна числу планет, известных в то время.Возможно, нарды придуманы в Шерман Шейхе.
В разных странах эта игра называлась по-разному.
В Западной Европе распространение игры связано с возвращением крестоносцев из крестовых походов XII века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась Трик-трак. Это название видимо произошло от звука удара костей о деревянную доску. В то время слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды.
Хотя корни нард уходят на Восток, правила наиболее распространённого в Европе современного варианта игры в нарды были установлены в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом (Edmond Hoyle). Этот вариант носит название «Короткие нарды» (в противоположность более старым «Длинным нардам», придуманным на Востоке) или «Backgammon». По одной версии, название «Backgammon» образовано из английских слов «back» и «game» и связано с тем, что шашка оппонента, будучи побита, возвращалась назад. Другая версия связывает название «Backgammon» с галльскими словами «Baec» (маленький) и «Gammit» (битва), которые напоминают по значению персидские слова «Тахте Нард».
На сегодняшний день нарды пользуются широкой популярностью во всём мире. Во всех крупных столицах мира есть клубы любителей нард и проходят международные турниры.
Доска для нард.
* Игровое поле (доска) имеет прямоугольную форму. На доске находится 24 пункта — по 12 с каждой из двух противоположных сторон. Пункт обычно представляет собой узкий вытянутый равнобедренный треугольник, основание которого лежит на стороне, а высота может достигать половины высоты доски. Пункты нумеруются от 1 до 24. Нумерация для каждого игрока своя. Для удобства пункты могут быть раскрашены в два цвета — чётные в один, нечётные в другой.
* Шесть пунктов подряд в одном из углов доски называются домом игрока. Расположение дома зависит от правил.
* С боков доски могут быть выделены участки, предназначенные для выставления шашек за доску. Если в конструкции доски их не предусмотрено, игроки выставляют шашки на стол сбоку от доски (рядом с домом).
* Доска разделяется посредине вертикальной полосой, называемой бар. В тех вариантах нард, где можно бить шашки противника, сбитые шашки выставляются на бар.
* Каждый игрок имеет набор шашек — 15 штук одного цвета (в некоторых вариантах игры используется меньше шашек). * Имеется как минимум одна пара игральных костей (зар). В наборе может быть две пары костей — у каждого игрока своя, а также специальные стаканчики для перемешивания костей. В игре на ставку также может применяться так называемый «куб удвоения» дополнительный кубик для удобства учёта повышения ставок — на его гранях нанесены числа 2, 4, 8, 16, 32, 64.
Грузинские и Армянские нарды Дерево Фундук.
Правила игры
Существует множество разновидностей игры в нарды, отличающиеся правилами ходов, ставок, начальным положением и другими деталями. Однако основных разновидностей игры три — длинные, шесть-один и короткие нарды. Общими для всех вариантов являются следующие правила:
* Игроки ходят по очереди.
* Направление перемещения шашек отличается в разных вариантах игры. Но в любом случае шашки движутся по кругу и для каждого игрока направление их движения фиксировано.
* Право первого хода разыгрывается броском костей — каждый из игроков бросает одну кость, первым ходит тот, у кого выпало больше очков. В случае одинакового количества очков бросок повторяется.
* Перед каждым ходом игрок бросает две кости (называемые: зары). Выпавшие очки определяют возможные ходы. Кости бросаются на доску, они должны упасть на свободное место доски, с одной стороны от бара. Если хотя бы одна из костей вылетела за доску, кости оказались в разных половинах доски, кость попала на шашку или встала неровно (прислонилась к шашке или краю доски), бросок считается недействительным и должен быть повторён.
* За один ход делается от одного до четырёх передвижений шашки. В каждом из них игрок может передвинуть любую свою шашку на такое количество пунктов, которое выпало на одной из костей. Например, если выпало 2 и 4 очка, игрок может за этот ход передвинуть одну (любую) из шашек на 2 пункта, другую — на 4 пункта, либо передвинуть одну шашку сначала на 2, затем — на 4 пункта (или, наоборот, сначала на 4 потом на 2). Если на обеих костях выпадает одинаковое число очков (дубль, паш, куш, кошка), то выпавшие очки удваиваются, и игрок получает возможность сделать 4 перемещения. Каждое перемещение шашки должно делаться на полное количество очков, выпавшее на кости (если выпало 4 очка, то пойти шашкой на 1, 2 или 3 пункта нельзя — можно только на полные 4).
o В варианте игры «гюльбар» если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то недоигранные ходы должен сделать соперник. При выпадении дубля если игрок смог сделать все 4 хода, то он бросает кости снова.
Аксессуары для нард
Аксессуары для нард – распространенный и очень популярный вид товаров. К сожалению, как и в любой настольной игре, фишки и зары в нардах иногда теряются. Восполнить их недостаток можно прямо сейчас на нашем сайте.
Какие аксессуары для нард мы предлагаем?
Аксессуары для нард бывают самые разные. Конечно, самые распространенные – это фишки для нард, купить которые вы можете в нашем специализированном магазине. Кубики можно также приобрести у нас. Они хорошо сбалансированы и обеспечивают честную, комфортную игру с достойным противником.
Какие еще аксессуары можно приобрести?
Если вы планируете часто путешествовать или просто брать нарды с собой на природу или за город, лучше приобрести отдельный чехол для ваших нард. Некоторые наши изделия уже продаются с удобным чехлом для транспортировки. Если у нард нет такого чехла, вы всегда можете купить универсальный чехол из искусственной кожи.
С одной стороны, он предохраняет нарды от атмосферных воздействий, с другой – сохраняет их поверхность гладкой и красивой, благодаря внутреннему мягкому ворсу. Ваши нарды всегда будут под надежной защитой с таким чехлом.
Чтобы полностью исключить человеческий фактор из игры, рекомендуется приобрести небольшой кожаный стакан для метания зар. Стакан обеспечивает 100% соблюдение теории вероятности и является стильным, красивым аксессуаром для нард любого вида. Стакан для игры в нарды – это распространенный и очень красивый аксессуар, который станет хорошим дополнением к вашему подарку.
Почему стоит приобрести аксессуары у нас?
Магазин Valimo.ru предлагает лучшие цены на аксессуары. Мы знаем, какие именно фишки и зары нужны для нард и поставляем их в любом количестве.
Вам не нужно заказывать отдельную доставку и переплачивать за это. Любой товар теперь вы можете забрать самостоятельно прямо из центра Санкт-Петербурга. Наш магазин работает по удобному графику и всегда радует покупателей большим ассортиментом товаров.