завод тагаз в таганроге что с заводом в 2020 году
Реализатор металлолома купил 60 га территории ТагАЗа с недвижимостью
Донское ООО «ЛомТорг», оптовый продавец лома и отходов, выиграло торги по реализации недвижимости обанкротившегося Таганрогского автомобильного завода (ТагАЗ), предложив почти 206 млн руб. за участок 60 га с расположенными на нем зданиями. Это примерно на 2,5% выше стартовой цены (около 201 млн руб.).
Если «ЛомТорг» заключит договор купли-продажи, ему перейдет производственная недвижимость, расположенная в Таганроге на Инструментальной, 2. Некоторое имущество находится в залоге у банков или имеет обременения. Новый собственник получит землю общей площадью около 60 га. В комплекс входят административные и крупные производственные корпуса, в том числе раскройный (более 110 тыс. кв. м), механосборочный (29 тыс. кв. м), сварочно-сборочный (два цеха общей площадью около 25 тыс. кв. м), а также несколько складов, площадки для стоянки тепловозов и машин, 4-этажная холодильная станция (почти 4 тыс. кв. м). В списке, опубликованном конкурсным управляющим, — сооружения для подачи энергии, воды, тепла, тепловозовагонное депо, объекты дорожной, железнодорожной инфраструктуры и другая коммерческая недвижимость. Комплекс продавался одним лотом.
По данным «СПАРК-Интерфакса», «ЛомТорг» зарегистрирован в июле прошлого года в Аксайском районе. Предприятие занимается оптовой торговлей ломом и отходами. Среди разрешенных видов деятельности также обработка отходов и лома драгоценных, черных и цветных металлов. Проработав неполный год, организация выручила более 53 млн руб. и получила почти 1,6 млн руб. прибыли. Единственный владелец — Юрий Болтенков. В свое время он был генеральным директором ООО «Донлом», которое наполовину принадлежало бывшему депутату Законодательного собрания Ростовской области Вячеславу Белобородову. «Донлом» и его владельца признали несостоятельными в 2018 году.
ТагАЗ обанкротился в январе 2014 года. Только в 2020-м на недвижимость и оборудование разрушенного завода наконец-то нашлись покупатели. Часть недвижимости ушла по ценам, которые эксперт назвал дармовыми. В 2021 году ситуация изменилась. Аукцион, который выиграл «ЛомТорг», — это уже вторые крупные тагазовские торги на повышение. В конце марта донской производитель теплиц и комплектующих «Хозагро» расширил свои площади на территории ТагАЗа. Организация докупила недвижимость на 53,6 млн руб., добавив 5% к начальной стоимости.
Рассвет и закат ТагАЗа: история одного из знаковых российских автозаводов
То, что сохранилось от некогда могучего предприятия, пытались продать в общей сложности шесть раз, и только на седьмой раз обанкротившийся завод наконец нашел своего покупателя. Средства, вырученные от продажи лотов, предполагается направить на погашение долгов ТагАЗа перед кредиторами.
Сообщения о продаже ТагАЗа стали настоящей сенсацией. Ведь буквально четыре дня до этого, 20 января, на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве была размещена информация об очередном громком провале торгов. Как и прежде, аукцион был признан несостоявшимися из-за отсутствия заявок.
На торги 20 января, напомним, было выставлено залоговое имущество завода, которое предлагалось к реализации за 432,3 млн рублей. Одним лотом предполагалось продать сварочно-сборочные и административно-бытовой корпуса, земельные участки, холодильная станция, тепловозовагонное депо и водогрейная котельная.
После провала торгов 20 января арбитражный суд Ростовской области удовлетворил ходатайство конкурсного управляющего ООО «Таганрогский автомобильный завод» («ТагАЗ») и продлил процедуру конкурсного производства на предприятии до апреля 2020 года.
В 2001 году ТагАЗ начал сотрудничество с южнокорейской компанией Hyundai. В мае 2001 года с конвейера в Таганроге сошли первые автомобили Hyundai Accent. А с апреля 2004 года на заводе наладили выпуск седана бизнес-класса Hyundai Sonata.
На солидные объемы производства в Таганроге вышли в период с 2004-го по 2008-й годы, когда в год удавалось собирать более сотни тысяч автомобилей. В мае 2005 года на заводе была запущена линия по выпуску легкого грузовика Hyundai Porter. В разное время на предприятии выпускали также лицензионные копии Daewoo (под брендом Doninvest), Chery (Vortex), JAC и SsangYong, несколько моделей Hyundai, Citroen и BYD, а также машины собственного производства под маркой Tagaz. Среди них наиболее известны седаны Vega, грузовики Master и купе Aquila.
В начале 2013 года производство автомобилей на ТагАЗе было остановлено. Последнюю попытку реанимировать предприятие предпринимал «Сбербанк», который заключил через дочернюю структуру соглашение с Chery и юрлицом ТагАЗа по организации производства китайских автомобилей.
Предполагалось, что компания «Эч Ти Авто» будет производить автомобили из машинокомплектов фирмы Chery. Однако проект провалился, в середине 2013 года на ТагАЗе уволили 400 сотрудников. К 2014 году основной долг автозавода перед кредиторами составил с учетом процентов и пени 31 млрд рублей. Среди крупнейших кредиторов на тот момент числились банки ВТБ, «Сбербанк», «Газпромбанк», структуры «Донинвест».
В результате ТагАЗ был признан банкротом. Поручителем по некоторым кредитам какое-то время выступал бывший владелец ТагАЗа и «Донинвеста» Михаил Парамонов, уехавший на ПМЖ во Францию. Однако в 2016 году российским судом он был признан банкротом по требованию АО «Чери автомобили Рус».
Hyundai Accent
Как ни крути, основную кассу ТагАЗу сделал седан, который выпускался на мощностях предприятия с 2001 по 2012 год на мощностях Таганрогского автозавода. В России предлагались седаны с 1,5-литровым бензиновым мотором мощностью 102 л.с., работающим в связке с 5-ступенчатой «механикой» и 4-диапазонным «автоматом». В 2003 году в результате рестайлинга автомобиль получил обновленную внешность, но в Таганроге продолжали делать дорестайлинговые машины до начала 2012 года.
Tagaz Aquila
Пожалуй, одним из самых имиджевых автомобилей, с которым связывали надежды на воскрешение предприятия, является Tagaz Aquila (произносится Тагаз Аквилла и переводится с латинского как «орел»). Спортседан С-класса собственной разработки был представлен в 2012 году и встал на конвейер в марте 2013 года. Его отличали эффектный пластиковый кузов на базе трубчатого каркаса, работающего на пассивную безопасность. На автомобиль в базовой версии устанавливается 1,6-литровый 107-сильный двигатель, изготавливаемый по лицензии компании Mitsubishi и знакомый по модели BYD F3. Мотор сочетался исключительно с 5-ступенчатой механической коробкой передач Aisin F5M41 и переднеприводной трансмиссией.
Однако усилиями иммигрировавшего во Францию Михаила Парамонова с конца 2016 года выпуск Aquila наладили на заводе в пригороде Парижа. Во Франции новинку реализовывали в разное время под названиями MPM PS 160 и Erelis, а бизнесом руководил сын Михаила Парамонова, Игорь.
Осенью 2018 года менее мощный двигатель поменяли на трехцилиндровый турбомотор 1.2 THP мощностью 130 л.с., а в качестве трансмиссии предложили 6-ступенчатую «механику». В настоящее время цена на MPM Erelis составляет 16 490 евро (1,2 миллиона рублей по курсу на 7 мая 2019 года). В год компания может выпускать до тысячи экземпляров спорткара. За пределами Европы модель не представлена.
TagAZ Tager
Джиперы ценили эту модель за достойный внедорожный потенциал. TagAZ Tager мог похвастаться лонжеронной рамой и неразрезным задним мостом. Начальные исполнения отличала трансмиссия типа Part-time с жестко подключаемым «передком» и понижающим рядом передач.
А самая мощная модификация шла с постоянным приводом и межколесным дифференциалом повышенного трения. На конвейере ТагАЗа модель прописалась в январе 2008 года, причем, в отличие от донора, производилась в исполнении с тремя и пятью дверьми. Спрос на TagAZ Tager оказался достаточно скромным. Так, в 2009 году было продано 2462 экземпляра модели. При этом покупатели жаловались на невысокое качество сборки. Тем не менее, автомобиль продержался на конвейере до 2014 года.
На серьезные объемы производства в Таганроге вышли с 2004 года, а пик пришелся на 2008-й, когда тут собрали 106,3 тысячи автомобилей.
По всей видимости, приобретенное таганрогское предприятие повторит судьбу ЗИЛа, собравшего свой последний грузовой автомобиль в своей истории в сентябре 2016 года.
Почти 60 гектаров территории этого развалившегося московского гиганта, как известно, пойдет под жилые здания, офисы и апартаменты. Фактически на бывшей территории ЗИЛа сейчас строится новый район Москвы с жилыми и офисными зданиями. Что-то похожее, как видно, ждет и таганрогское предприятие.
Производитель «спорткара» Tagaz Aquila признан банкротом во Франции
Компания MPM Motors Олега Пармонова, сына основателя российской финансово-промышленной группы «Донинвест» Михаила Парамонова, появилась во Франции четыре года назад, пообещав французам представить «нового национального производителя спортивных автомобилей». Накануне она объявила о завершении своего существования.
«С огромной грустью и тяжелым сердцем я объявляю об окончательной остановке MPM Motors. После двухлетнего спуска в ад без какой-либо помощи государства или местных политических и административных властей мы, к сожалению, больше не в состоянии выжить», — сообщил на официальной странице компании в Facebook менеджер по коммуникациям MPM Motors Гийом де Берри.
Представитель компании добавил, что вплоть до настоящего дня в пригороде Парижа действовала сборка в практически ручном режиме единственного автомобиля марки — купеобразного седана MPM Erelis. На заводе трудилось 200 рабочих.
Администрация по делам о несостоятельности приступит к исполнению обязанностей уже с 10 декабря.
Для несостоявшейся автокомпании ищут покупателя, но предполагается, что она все же будет ликвидирована.
Седан MPM Erelis — это ничто иное, как российская модель Tagaz Aquila, представленная Михаилом Парамоновым еще в 2012 году на родине. В основе концепции модели лежит трубчатая пространственная рама, которую можно относительно легко, дешево и быстро изготавливать, а также кузов из композитных материалов.
Все агрегаты у автомобиля были заимствованные, в частности устанавливался 106-сильный мотор Mitsubishi, производящийся по лицензии в Китае для ряда местных автокомпаний, навесное оборудование, элементы подвески и прочее — также от китайских лицензионных вариантов японских моделей. В 2019 году MPM сообщала, что договорилась о закупках у концерна PSA Peugeot Citroen более современного по экологическим параметрам («Евро-6») турбодвигателя объемом 1,2 литра.
«Спорткар» для бедных
Российское производство Tagaz Aquila Парамонов старший наладил, когда его российский бизнес уже находился в глубоком финансовом пике из-за долгов. Некогда владелец «Донинвеста» обладал одноименным банком, грузовым и автобусным заводами в Ростове-на-Дону, а также Таганрогским комбайновым заводом, на основе которого и был создан его ключевой бизнес и бренд — «ТагАЗ».
С 1997 по 2013 годы в разное время на заводе в Таганроге собирались китайские автомобили под собственными марками Tagaz и Vortex, а также модели BYD и Hyundai.
Именно в этом году сын Парамонова Олег, которого судебные разбирательства отца не затронули, объявил о перезапуске проекта Aquila во Франции. В Европе маркетинговая стратегия создателей бренда MPM Motors была аналогична той, что они продвигали на родине.
«Проект очень прост: предлагать спортивные автомобили с бюджетом менее 17 тыс. евро, чтобы удовлетворить аудиторию, которой недоступен дорогой спорткар», — сообщается на сайте MPM.
В России с 2013 по 2014 годы всего было произведено около 100 автомобилей Aquila, с переездом во Францию суммарное число выпущенных машин, по некоторым данным, не превысило 300 штук. Причем на старте европейского производства россияне просили за свою машину около 8,5 тыс. евро.
По словам менеджера по коммуникациям MPM Motors Гийома де Берри,
компания завершила на 95% разработку внедорожника, и сейчас он на стадии создания прототипа.
Также в процессе прототипирования электромобиль, обновленный седан Erelis и его версия в универсальном кузове shooting brake. Представитель компании также отметил, что послепродажное обслуживание реализованных машин перестанет работать очень быстро. В связи с этим те машины, что находятся в автосервисах MPM, клиентам необходимо забрать как можно быстрее.
«Иначе после 10 декабря 2020 года вам нужно будет связаться с ликвидатором и предъявить ему подтверждение права собственности на ваш автомобиль, чтобы приехать и забрать его. Предупреждение! Транспортные средства, которые останутся на месте через 3 месяца, будут проданы ликвидатором, и MPM не сможет ничего с этим поделать, потому что компания больше не будет существовать», — предупредил Гийом де Берри.
Учитывая неудачную операционную деятельность «ТагАЗа» в России провал амбициозного проекта молодежного спортивного автомобиля за рубежом был предсказуем, убежден независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. В России «ТагАЗ» выставлял неудобные условия партнерам, завышал цены по сборке, вспоминает эксперт. Потом завод стал набирать кредиты, которые не смог обслуживать.
Aquila — была вынужденным ходом, по идее она могла бы привлечь молодую аудиторию, которая выбирала для бюджетного тюнинга автомобили типа Lada Priora.
«Однако был недооценен и неправильно проанализирован потребитель. Крайне невнимательно и небрежно отнеслись к разработке самой машины. Запуск состоялся уже фактически в отсутствие дилерской сети. Из-за этого машина не пошла в России», — поделился мнением с «Газетой.Ru» Бургазлиев.
Во Франции шансов у проектов, по мнению эксперта было еще меньше.
В Европе сумма около 17 тыс. евро позволяет приобрести, к примеру, пятилетние подержанные спортивные хетчбэки Opel Astra OPC (300 л.с.), Golf GTI (250 л.с.) и Renault Megane RS (250 л.с.). В отличие от неизвестной новой марки эти машины имеют хороший имидж, доступные запчасти, надежность и сервис ведущих европейских производителей.
А самое главное — эти модели позволяют быть, а не казаться обладателем спортивного автомобиля, заключил Бургазлиев.
В России тем временем 1-го декабря Арбитражный суд Ростовской области вновь продлил на полгода конкурсное производство в отношении «ТагАЗа». Кредиторы по частям пытаются вернуть хоть что-то из многомиллиардных долгов предприятия. На торги выставлено оборудование производственной линии, стоимость лота — 23,27 млн рублей.
Завод тагаз в таганроге что с заводом в 2020 году
Донской производитель теплиц и комплектующих «Хозагро» расширил свои площади на территории бывшего Таганрогского автомобильного завода. Организация докупила недвижимость разорившегося предприятия на 53,6 млн руб.
Как сообщает издание «Город N», по результатам конкурсных торгов в собственность таганрогского ООО «Хозагро» переходят заложенные в «Абсолют Банке» 4-этажный цех окраски бамперов ТагАЗа с административно-бытовым комплексом общей площадью 33,3 тыс. кв. м, несколько пристроек и земельный участок 3,3 га под объектом. Имущество находится в Таганроге на улице Инструментальной.
Давно уже торги по продаже имущества ТагАЗа не проводились на повышение. В этот раз начальная цена лота составляла 31,5 млн рублей, шаг аукциона составлял 5% от начальной стоимости. В ходе торгов цена выросла в 1,7 раза, согласно данным ЕФРСБ.
— 53,6 млн рублей — достаточно выгодная цена, — отмечает гендиректор Приазовского центра недвижимости Майя Заичкина. — Конечно, для запуска производства на этой площадке необходимо решить две сложные задачи: реконструировать коммуникации и обеспечить подъездные пути, это потребует, безусловно, значительных вложений. Однако постройка нового строения такой площади обошлось бы в сумму не менее 200-250 млн рублей (5-7 тыс. рублей за кв. м), а может, и больше. Как видно из официальных источников, активность процесса торгов была значительной, что свидетельствует о том, что для покупателя этот лот был очень интересен.
Как писал «Город N», летом 2020 года «Хозагро» приобрело по этому же адресу недвижимость ТагАЗа общей площадью 237,2 тыс. кв. м всего за 50,1 млн руб. Это была минимальная стоимость, предусмотренная условиями торгов (при начальной цене лота — 125,2 млн руб.).
В компании не смогли прокомментировать покупку.
На сайте «Хозагро» адрес: Инструментальная, 2-1, обозначен как место расположения завода теплиц HozAgro. Компания производит и продает (в том числе за рубеж) тепличные комплексы и материалы для теплиц: сетки от солнца, пленки, тепловые навесы, каркасы из труб и пр. По данным «СПАРК-Интерфакса», ею владеют Игорь Марченко, Петр Левашов и Константин Синьков. Выручка 2019 года — 431,5 млн руб., прибыль — 21,7 млн руб.
«Уничтожили такой завод»: таганрожцы пожаловались на удручающее состояние ТагАЗа
Бывшие работники рассказали 161.RU, как крупный завод превратился в груду металлолома
До банкротства ТагАз был одним из крупнейших автомобилестроительных предприятий
Фото: Tagaz.ru, Vk.com / Авто Таганрог
В соцсетях появились фото и видео, снятые на территории завода ТагАЗ. Предприятие закрылось несколько лет назад. На фото здание выглядит заброшенным. В цехах, где выпускали автомобили нескольких марок, разбирают сохранившееся оборудование.
Таганрожцы сетуют, что завод перестал работать. 161.RU пообщался с бывшими работниками предприятия.
— У меня на ТагАЗе работала вся семья. Я устраивалась еще в РЗГА — Ростовский завод грузовых автомобилей, потом предприятия объединили и реорганизовали. Мы работали в лакокрасочном цеху. Сначала вместе с отцом, потом с нами начала трудиться и мама. Честно скажу, качество сборки всё же было не самым лучшим. Помню, мы делали автобусы для Санкт-Петербурга. Пришли на смену, автобусов нет. А через пару дней они снова стояли: Санкт-Петербург от них отказался. Но зарплаты были просто шикарные. Я проработала немного, потому что потом уехала в Москву, а родители работали до самого закрытия. Ближе к этому моменту зарплаты резко урезали. Потом перестали вовремя поставлять детали. Всё как-то резко случилось, — рассказала корреспонденту 161.RU одна из бывших сотрудниц.
Сейчас территория завода в запустении
Фото: Авто Таганрог / Vk.com
— Я проработал там с 2006 по 2009 год. Во время кризиса упали зарплаты, а до этого условия были очень хорошие. Были зарплата, оплачиваемый отпуск. Работников с соседних деревень развозил бесплатный автобус. Очень жаль, что завод закрыли. Там столько молодежи работало… Говорят, завод собираются продать, — рассказал корреспонденту 161.RU один из бывших сотрудников.
Большинство оборудования вывезли, остатки уносят на металлолом
Фото: Авто Таганрог / Vk.com
— За последние три года приезжало несколько инвесторов, рассматривали возможность в том числе восстановления автомобильного производства. Но основная проблема в том, что он находится в залоге у Сбербанка. К тому же потенциального инвестора пока не нашли, — пояснил корреспонденту 161.RU глава администрации Таганрога Андрей Лисицкий.
ТагАЗ был построен в 1998 году на базе Таганрогского комбайнового завода по лицензии и технологии южнокорейской компании Daewoo Motors. На заводе выпускали лицензионные копии Daewoo (под брендом Doninvest), Chery (Vortex), JAC и SsangYong, несколько моделей Hyundai, Citroen и BYD, а также машины собственного производства под маркой Tagaz. Среди них наиболее известны седаны Vega, грузовики Master и купе Aquila. Пассажирские автобусы Hyundai, обслуживающие основные маршруты Ростова-на-Дону, также собирались на ТагАЗe.
Ранее 161.RU рассказывал о том, что имущество ТагАЗа попытаются продать за рублей.