здорово ночевали что значит
Как коммуницируют казаки
Всегда, оказываясь на казачьих сходах (их называют, как правило, «круг»), я удивлялась обычаю присутствующих кричать «Любо!» в знак одобрения чего-то, при голосовании, и «Нелюбо!», если казакам что-то не нравится и они с чем-то не согласны. Откуда пошел такой обычай?
Все ставропольские казаки, да и не только, наверняка знают этот возглас. «Любо!» – выражение любви и признательности к тому, что очень понравилось. Рассказывают, что зародилась эта традиция на Дону. А, к примеру, краснодарские казаки никогда так не кричали. В Забайкалье казаки на кругах и сходах тоже не кричали «любо», а голосовали снятыми с голов шапками.
При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимаются и прикладываются щеками. Целованием приветствовали друг друга на Пасху, причем целовались между собой или только мужчины или только женщины.
Среди казачат, да и среди взрослых, было принято здороваться, приветствовать даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька». К пожилому казаку или казачке обращались «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка».
При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.
Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Прости ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили, тоже поминая господа: «Храни тебя Господь», «Спаси Христос».
Приветствие казаков
Представители казачьего народа по-особому обращались друг к другу и приветствовали. Например, жена обращалась к своему мужу только по имени и отчеству, тем самым показывая свое глубокое почтение его родителей.
При обращении женщины к незнакомому мужчине, она называла его «мужчиной». Оскорбительным считалось обращение со словом «мужик». Что касается обращения казаков к женщине, то все зависело от ее возраста. Если женщина старше по годам, ее принято было называть «мамаша», к равной по годам обращались «сестра», а к молодой женщине – «внучка», «дочка». К своим женам каждый казак обращался по-своему, обычно называли по имени. Однако в старости звали по имени и отчеству или просто «мать».
Приветствие казаков обычно выглядело следующим образом: обязательно приподнимался головной убор, затем следовало рукопожатие. Если завязывалась беседа между казаками, принято было справляться о здоровье и ходе дел в целом. Если же мужчина приветствовал казачку, она в ответ легко кланялась. Между собой же казачки приветствовали друг друга поцелуями, объятиями и обязательно беседовали.
Если же казак подходил к группе казаков, он снимал шапку, совершал поклон и обязательно спрашивал о здоровье «Здорово, казаки!», либо несколько в иной форме. В ответ обычно получали «Слава богу!». На параде или построении на приветствие казаки громко выкрикивали «Здравия желаю, господин …!». Во время слушания гимна Устав велел снимать головной убор.
После долгой разлуки, казаки при встрече обнимались крепко и прикладывались друг к другу щеками. То же самое делали во время прощания на длительный срок. В дни великих церковных праздников (Святая Пасха или Воскресенье Христово) казаки тоже целовались и обнимались, только строго казак с казаком, казачка – с казачкой.
При встрече с незнакомым человеком всегда было принято здороваться. Дети при обращении к старшим называли их «дядя», «дядька» «тетка» или «тетя». Если ребенок был хорошо знаком с человеком, которого он приветствовал, добавлял еще и имя. К пожилым казачкам дети обращались «бабушка», «бабуня», «баба», к казакам – «батько», «диду», «батя». Также в конце добавляли имя, если были знакомы.
При входе и выходе в дом (хату, курень) мужчинам было положено снимать шапку и креститься перед образами.
Если же допускалась оплошность, обязательно просили прощения с упоминанием господа Бога. При выражении благодарности обычно говорили «Спаси Христос», «спасибо», «Храни тебя Господь Бог».
Приветствия донских казаков
У казаков жена всегда обращалась к мужу только по имени и отчеству. Этим отдавалась дань уважения его родителям. Муж обращался к своей супруге таким же образом. Свекор и свекровь, тёща и тесть являлись для супругов богоданными родителями.
Казачка, обращаясь к незнакомому казаку, называла его «мужчина». «Мужик», считалось оскорбительным словом.
На приветствие мужчины казачки отвечали легким поклоном. Между собой у казачек принято было обниматься, с поцелуем и беседовать.
При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимаются и прикладываются щеками. Целованием приветствовали друг друга на Пасху, причем целовались между собой или только мужчины или только женщины.
При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье — «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько булы казаки!». Казаки отвечали — «Слава Богу». В строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин…!».
При исполнении Гимна Войска Донского или России казаки были обязаны снимать головные уборы, что требовалось уставом.
Среди казачат, да и среди взрослых, было принято здороваться, приветствовать даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька». К пожилому казаку или казачке обращались «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка».
При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.
Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Прости ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили, тоже поминая господа: «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».
Здорово ли ночевали, братья казаки?
Предчувствую ругань и даже проклятия в свой адрес со стороны людей, которые считают себя казаками. Однако настоящие казаки почти поголовно погибли в революцию и в Гражданскую, были высланы и сгинули. А потомки уже не считали себя казаками.
Ну, а поскольку в России не было долгое время достаточно мощной национальной идеи, не было объединяющего политического движения или лидера, которому можно было бы доверять и который способен стать кумиром молодёжи, возникала тревожная ситуация. Молодые люди, с их неустойчивой психикой, поддавались зачастую и чуждому идеологическому влиянию, и формировали националистические, бандитские группировки.
Считаю, что главной причиной нынешней повышенной религиозности в обществе, а также возрождения казачьих и иных традиций является как раз длительное отсутствие внятной государственной идеологии.
Подхватить, воспитать молодёжь некому. Ибо на злобе и противостоянии, которыми грешат многие, хорошего человека не вырастишь.
На сайте донского правительства есть данные о том, что настоящее время в Ростовской области создана и функционирует целостная система непрерывного казачьего образования, которая включает в себя более 300 образовательных организаций, численность обучающихся в которых более 50 тысяч человек. Данная система позволяет вести учебно-воспитательный процесс с дошкольного возраста до получения высшего профессионального образования.
Завтра они вырастут. Кто-то, конечно, будет думать и чувствовать по-другому. Но в основном то, что заложено в детстве, останется в человеке на всю жизнь.
И потому, сколько бы мы ни подтрунивали над внешними атрибутами нынешнего казачества, стоит признать, что оно, в том виде, в котором смогло возродиться, выполняет очень важную государственную функцию. Объединяющую и в конечном итоге великую.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Приветствие казаков
Представители казачьего народа по-особому обращались друг к другу и приветствовали. Например, жена обращалась к своему мужу только по имени и отчеству, тем самым показывая свое глубокое почтение его родителей.
При обращении женщины к незнакомому мужчине, она называла его «мужчиной». Оскорбительным считалось обращение со словом «мужик». Что касается обращения казаков к женщине, то все зависело от ее возраста. Если женщина старше по годам, ее принято было называть «мамаша», к равной по годам обращались «сестра», а к молодой женщине – «внучка», «дочка». К своим женам каждый казак обращался по-своему, обычно называли по имени. Однако в старости звали по имени и отчеству или просто «мать».
Приветствие казаков обычно выглядело следующим образом: обязательно приподнимался головной убор, затем следовало рукопожатие. Если завязывалась беседа между казаками, принято было справляться о здоровье и ходе дел в целом. Если же мужчина приветствовал казачку, она в ответ легко кланялась. Между собой же казачки приветствовали друг друга поцелуями, объятиями и обязательно беседовали.
Если же казак подходил к группе казаков, он снимал шапку, совершал поклон и обязательно спрашивал о здоровье «Здорово, казаки!», либо несколько в иной форме. В ответ обычно получали «Слава богу!». На параде или построении на приветствие казаки громко выкрикивали «Здравия желаю, господин …!». Во время слушания гимна Устав велел снимать головной убор.
После долгой разлуки, казаки при встрече обнимались крепко и прикладывались друг к другу щеками. То же самое делали во время прощания на длительный срок. В дни великих церковных праздников (Святая Пасха или Воскресенье Христово) казаки тоже целовались и обнимались, только строго казак с казаком, казачка – с казачкой.
При встрече с незнакомым человеком всегда было принято здороваться. Дети при обращении к старшим называли их «дядя», «дядька» «тетка» или «тетя». Если ребенок был хорошо знаком с человеком, которого он приветствовал, добавлял еще и имя. К пожилым казачкам дети обращались «бабушка», «бабуня», «баба», к казакам – «батько», «диду», «батя». Также в конце добавляли имя, если были знакомы.
При входе и выходе в дом (хату, курень) мужчинам было положено снимать шапку и креститься перед образами.
Если же допускалась оплошность, обязательно просили прощения с упоминанием господа Бога. При выражении благодарности обычно говорили «Спаси Христос», «спасибо», «Храни тебя Господь Бог».