жанр фильма слэшер что это
Поджанры фильмов ужасов: Что такое «слэшер» и чем он отличается от «сплэттера»
Приключенческий фильм ужасов
Фильм, который смешивает в себе экспедиции, разведку, экзотические места и другие элементы приключений в обстановке ужаса. Примеры: «Кинг-Конг», «Спуск», «Сайлент Хилл», «Челюсти», «Ад каннибалов» и «Анаконда».
Биологический фильм ужасов
Поджанр хоррора, который преднамеренно демонстрирует графические или психологически нарушения в человеческом теле в виде мутаций, увечий, зомбирования, насилия, болезней или неестественных движений тела. Примеры: «Глаза звезды», «Видеодром», «Связанные насмерть», «Инфекция», «Нечто», «Муха» и «Американская Мэри»
Драма ужасов
Фильм, который фокусируется на персонажах, которые находятся в эмоциональной борьбе, часто связанной с дисфункциональными семейными отношениями, в обстановке ужаса. Примеры: «Тёмные воды», «Шесть демонов Эмили Роуз», «И гаснет свет…», «Бабадук», «Муха», «Оно», «Впусти меня», «Антихрист», «Обрезание», «Мама», «Шестое чувство» и «Кинопроба».
Психологические ужасы
Фильмы поджанра опираются на страхи, вину, убеждения персонажей, жуткий звуковой эффект, соответствующую музыку, эмоциональную нестабильность, а иногда и на сверхъестественное, на создание напряженности, саспенса и сюжет. Известные психологические фильмы ужасов включают в себя: «Отвращение», «Ребёнок Розмари», «Сияние», «Мэй», «Знак тьмы», «Черный лебедь», «Подмена», «Сайлент Хилл», «Незваные» и «Прочь».
Научно-фантастические ужасы
Часто события вращаются вокруг убийц-пришельцев, безумных ученых и их экспериментов. Примеры: «Франкенштейн», «Особь», «Мутанты», «Чужой», «Нечто», «Муха», «Капля», «Аполлон 18», «Сквозь горизонт» и «Обитель зла».
Слэшер
Слэшер представляет собой поджанр фильмов ужасов (иногда называемых «фильмы отсчёта тел» или «фильмы мёртвых подростков»), для которого характерно, как правило, наличие убийцы-психопата (иногда носящего маску), который преследует и поочерёдно убивает группу жертв-подростков в типично случайной неспровоцированной манере, убивая многих за один день. Показ действия зачастую происходит сквозь призму восприятия убийцы. Характерно преобладание прямолинейных общих планов; клиповый монтаж; изображение, предельно приближенное к реальности.
Сплэттер
Эти фильмы намеренно фокусируются на графических изображениях жестокости и графического насилия. Известны широким использованием спецэффектов и чрезмерным количеством бутафорских крови и внутренностей.
Фильмы ужасов о сверхъестественном
Такие фильмы включают в себя угрожающих призраков, демонов или другие изображения сверхъестественных явлений. Они часто объединяют элементы религии в сюжете. Обычными темами являются: мстительные призраки, ведьмы, дьявол и демоническое владение. Примеры: «Звонок», «Проклятие», «Ужас Амитивилля», «Оно», «Омен», «Изгоняющий дьявола», «Паранормальное явление», «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», «Заклятие», «Синистер» и «Суспирия».
Триллер ужасов
Поджанр, который содержит элементы жанра ужаса (призраки, убийцы, психопаты и монстры) с напряжением, создающим жанр триллера. Примеры: «Приглашение», «Не дыши», «Подглядывающий», «Молчание ягнят», «Ничего себе поездочка» и «Тихое место».
Найденная плёнка
Техника в кинематографе, иногда называемая поджанром, в котором весь фильм или существенная его часть представляются зрителю как материалы с найденных записей на кино- или видеокамеры, часто оставшиеся после пропавших или умерших героев фильма.
Подростковые ужасы
Поджанр о подростках, в котором также часто изображены темы секса, распитие алкогольных напитков и крови. Был наиболее популярен в 1964 и 1965 годах
Кибер-ужасы
Фильмы, которые повествуют о компьютере, либо о любой другой технологии, как элементе основного сюжета. Примеры: «Убрать из друзей», «Запрос в друзья» и «Смерть в сети».
Слэшер
Содержание
В основе отличия слэшера от других поджанров хоррора лежат в первую очередь особенности содержания его нарратива.
Жанр прост и прямолинеен: мотивация антагониста – убивать, быстро и жестоко, мотивация героев – убежать и выжить любым способом.
Сюжет в таких фильмах зачастую служит лишь необходимым обрамлением для детального показа серии брутальных кровавых убийств, происходящих внутри одной обстановки и в короткий срок. Сюжет почти всегда сконцентрирован вокруг группы, как правило, тинейджеров, которых планомерно, один за одним, истребляет некий убийца. Убийца может быть тайным, неизвестным, а может быть известным. Иногда убийц несколько или группа.
Три основных иконографических элемента истории слэшера [1] – это место действия (лагерь, поместье, больница и т.п.), таинственный убийца и группа молодежи (обычно фотогеничные тинейджеры).
Иногда критики называют этот жанр «североамериканским джалло», а картины этого жанра фильмами отсчёта тел или фильмами мёртвых подростков.
Таким образом, фильмы этого жанра пугают своего зрителя через демонстрации многочисленных кровавых и изощренных убийств. Чем больше таких убийств — тем лучше фильм, а чем они жестче — тем он качественней. Однако, в тоже время, для этого жанра не характерно изобилие крови и смакования садизма.
Возникновение термина [ ]
Жанр получил свое название от английского глагола «slash» – резать, рубить, полосовать. Это название обусловлено тем, что один из основных его элементов – это стремление использовать для жестоких убийств исключительно острые предметы.
Момент возникновения слова «слэшер» как определения нового поджанра точно неизвестен.
В начале 1980-х годов слэшер называли по разному например,
определение журналиста «Pittsburg Press» Э. Бланка, 1981
Термин «слэшер» стал повсеместно употребляться после выхода в 1987 г. широкоцитируемой статьи К.Дж. Кловер «Her Body, Himself» («Женское тело, мужская сущность») и постепенно распространился по всему миру в том значении, в котором она его использовала. Именно этим термином с конца 1980-х – начала 1990-х годов оперируют авторы научных и публицистических трудов, режиссеры, в том числе при описании собственных фильмов 1970–1980-х годов.
История жанра [ ]
Истоки [ ]
который частично строится на схожей со слэшером схеме, отчёте жертв.
который в 1962 году снял фильм «Девушка, которая слишком много знала». В этой чёрно-белой ленте, которая образовала такой поджанр фильмов ужасов как джалло, были утверждены характерные для слэшера элементы.
В этом фильме есть всё от жанра слэшер и даже намного больше, единственно чего там нет, так это запоминающегося убийцы. Изобретательные убийства из этого фильма позднее нередко повторялись в других слэшерах (например, двойное убийство копьем парочки подростков, занимающейся сексом, было дословно воспроизведено в «Пятница, 13-е – Часть 2» (1981)).
Она оказала заметное влияние на жанр слэшера после возникновения такового и с годами это влияние только усиливалась. В частности классическая для кинематографии сцена убийства в душе из этого фильма послужила прототипом многих сцен фильмов этого жанра и в последствии утверждение «душевой сцены» как обязательной, правда не долгое.
Предтечи [ ]
Главных героев в этом фильме преследовали людоеды-маньяки. Монструозные антагонисты оказали прямое влияние на типичный образ будущего героя слэшеров (или вернее сказать анти-героя).
Который в Америке знали как « Тихая ночь, Злая ночь ». Этот фильм заложил сюжетную структуру, по которой в будущем будет строиться поджанр: он полностью строился на отчёте мёртвых тел, то есть сшит по будущим канонам жанра. Фильм также повлиял на единство места действия и на время действия, перед какой-нибудь знаменательной датой.
Основы [ ]
Этот кассовый хит просто открыл жанр для широкого зрителя. Его успех стал вдохновением для всех последующих фильмов этого жанра, зачастую откровенно уму подражавших. Исследователи жанра сходятся во мнении, что это был первый фильм, который содержал абсолютно все составляющие классической формы слэшера. Именно с него начинается «золотой век слэшера», а сама кинокартина становится жанроопределяющей.
который адаптировал для американских тинейджеров версию слэшера Марио Бавы, собрал все штампы какие возможно и сделал с главным героем всё что только смог.
Последующие [ ]
но уже к концу десятилетия интерес публики к слэшеру был потерян.
Каноны жанра [ ]
У слэшера есть целый ряд особенностей, которые сформировали жанр и благодаря которым можно практически безошибочно определить принадлежность картины к «фильмам отсчёта тел».
Место действия [ ]
Фильмы жанра слэшер обычно стремятся изолировать своих героев. Идеальное место их действия за городом: деревни, летние лагеря, больницы.
Некоторые фильмы полностью ограничивают убийства стенами школы или стенами движущегося поезда, но обычно слэшеры заключают в изолированную локацию только финал картины.
Убийства [ ]
Образ убийцы [ ]
Сюжет слэшера [ ]
Основной [ ]
Типичный для слешера сюжет когда группа тинейджеров отправляется на выходные за город, чтобы вкусить там все прелести взрослой жизни. Но оказываются там не одни. В глуши их поджидает какой-нибудь маньяк, который начинает постепенно убирать ребят по одному.
Когда обнаруживается пропажа первого из подростков остальные отправляются на его поиски, зачастую парами или по одиночке. И конечно лишь наталкиваются на жестокого убийцу. К середине фильма выжившие обычно понимают, что происходит и пытаются выжить, но это удаётся только одной девушке (см. Последняя девушка ), — иногда и влюблённой паре — которая обязательно сталкивается с шоковой ситуацией, например с горой изрубленных трупов своих товарищей, но всё-таки даёт отпор маньяку.
Реакционный [ ]
или продолжающий сюжет. Кончаются фильмы обычно намёком на то, что маньяк не совсем побеждён. И в продолжении, которое тоже традиционно для этого жанра, убийца оказывается жив. В продолжениях сюжет развивается по точно такому же сценарию. Иногда маньяк в первую очередь убивает сначала выжившего из предыдущей серии.
Детективная интрига [ ]
Иногда фильмы этого жанра могут содержать историю типа «Кто это сделал?» — Худанит (Whodunit) — сюжет в которой основной упор делает на вопрос кто совершает убийства, таким образом личность антагониста не известна до самого финала, который обычно содержит шокирующий твист. В отличие от классического детектива расследовать предлагается самому зрителю: создатели подкидывают ему регулярные косвенные намёки, которые указывают на вину конкретных персонажей, а в конце обыгрывают зрителя, шокируя его тем, что убийцей оказывается тот от кого он меньше всего этого ожидал.
Качество детективной линии на прямую зависит от качества самого слэшера и иногда интрига детективной линии напрочь отсутствует. Порой создатели, вместо финальных детективных церемоний, намеренно шокируют зрителя разгадкой, которую просто невозможно предположить. Часто в фильмах про городских маньяков убийцей оказывается какой-нибудь общественный человек, такой как доктор или начальник полиции.
Персонажи и типажи слэшера [ ]
В большинстве слэшеров, действие разворачивается вокруг группы «обычных американских подростков». Но это не простое сборище приятелей — все персонажи группы тщательно подобраны, их роли заранее распределены, и каждый из них отвечает за освещение какого-нибудь общественного стереотипа или явления молодежной среды. Так в составе любого слэшера зачастую можно найти^
В конечном счёте, выставит себя мудаком, поссорится со своими товарищами, и в порыве гнева уйдёт куда глаза глядят, попутно рассуждая «как они попляшут без него». Случайно наткнётся на маньяка, или будет подан намёк на подобное. В большинстве случаев, просто исчезает. В заключительной части фильма, его голова или изуродованное тело случайно выпадет на главного героя или героиню.
Может быть убит одним из первых, дабы шокировать зрителя смертью потенциального ГГ (Главного Героя; кстати, такой же фокус можно прокрутить и с «Тревожным ботаном», дабы лишить команду «мозга»).
У них немного реплик, простенькое имя и они погибают в течении первого часа. Их гибель слабо воспринимается командой, и вскоре, о них забывают.
Ужас по кусочкам. Из чего состоит слэшер
Главные черты слэшера
Слэшер — один из самых популярных поджанров фильмов ужасов. Его определение может варьироваться, но в целом у слэшера есть ряд специфических черт, которые его характеризуют.
Обычно это мужчина, который скрывает свое лицо за зловещей маской. Среди самых ярких примеров «Техасская резня бензопилой», «Пятница 13-е», «Хэллоуин» и «Крик». Даже если зритель видит происходящие события глазами антагониста, ему не дозволено проникнуть в голову маньяка, понять ход его мыслей, мотивы. Поведение убийцы должно быть совершенно непредсказуемым, неподвластным простому анализу — это и вызывает тревогу, зритель воспринимает его как чистое зло. Маньяк в слэшере — жестокая машина для убийства, безжалостная и неудержимая.
Как правило, ими выступают молодые люди. Первыми умирают те, кто совершает что-то «аморальное»: употребляет наркотики или алкоголь и ведет половую жизнь. Иронично, но в этом плане слэшер — один из самых консервативных поджанров: в фильмах есть неписаный моральный кодекс, по которому и наказывают персонажей — за якобы непристойное поведение.
Графическая жестокость — один из элементов, который отделяет слэшеры от триллеров или детективов. Их создатели в меньшей степени фокусируются на сюжете и развитии персонажа, и в большей концентрируются на способе дать антагонисту сделать то, что он умеет лучше всего — продумать и совершить изощренное убийство.
Final girl, или «последняя девушка»
Классический хоррор-троп, без которого практически невозможно представить себе слэшер. Обычно «последнюю девушку» представляют наиболее прилежной среди ее друзей: героиня самая тихая и скромная в компании героев и еще — что немаловажно — она невинна.
История слэшера
25 октября 1978 года молодой режиссер Джон Карпентер вместе со своим соавтором и продюсером Деброй Хилл выпустили на экраны «Хэллоуин», а вместе с ним и Майкла Майерса, который сбежал из психиатрической больницы 31 октября, чтобы терроризировать жителей небольшого городка на Среднем Западе. Работу Карпентера считают первым слэшером, который объединил в себе все вышеперечисленные черты и задал стандарт для последующих фильмов. Однако были и более ранние фильмы, заложившие основу поджанра.
В 1930-х Universal Pictures была крупнейшей голливудской студией, работавшей с хоррор-тематикой. Из-под ее пера вышли «Дракула», «Франкенштейн», «Мумия», «Человек-невидимка», «Человек-волк» — персонажи, которых позже не раз переосмысляли и адаптировали к новым реалиям. Одним из примеров зарождения слэшера можно считать ленту «Тринадцать женщин» Джорджа Арчэйнбода о девушке, которая стремится отомстить за издевательства в школе, манипулируя своими сестрами из женского общества и заставляя их убивать друг друга.
Работа Роберта Сиодмака «Винтовая лестница» одной из первых использовала в своем арсенале прием джампскейра — самый популярный в хоррорах инструмент для наведения ужаса, тот самый ненавистный вам прием, заставляющий вздрагивать от неожиданности, когда кто-то или что-то внезапно появляется на экране с обязательным резким и громким звуком.
В 1960-х годах Альфред Хичкок представил миру Нормана Бейтса, а Майкл Пауэлл — Марка Льюиса, маньяков-убийц, некогда психологически травмированных своими родителями. В то время как «Психо» раздвинул границы в отношении демонстрации жестокости в кино, «Подглядывающий» преимущественно запомнился применением субъективной камеры — зритель смотрел на убийства глазами антагониста, а значит и сам как бы становился соучастником кровавого преступления. До выхода этих лент убийцами в кино куда чаще были монстры, чудовища, фантастические или мифические существа. Теперь же опасность мог представлять и добродушный служащий в мотеле. У страха, наконец, появилось лицо, и оно было пугающе обычным.
Техасская резня на Хэллоуин
Тогда появилось и «Черное Рождество» Боба Кларка — про то, как маньяк пробрался в женское общежитие и стал охотиться на своих жертв. Именно отсюда растут ноги и у упомянутого выше «Хэллоуина»: Кларк задумывал продолжение «Рождества», в котором злодей сбежал бы из психиатрической лечебницы, чтобы продолжить свое дело. Претворить идею в жизнь у режиссера не удалось, зато Карпентер мысль Кларка запомнил. Так родился Майкл Майерс.
Прием с появляющимся-исчезающим Майерсом Карпентер позаимствовал у Хичкока — для успеха задумки было необходимо создать гнетущее ощущение постоянной угрозы еще на раннем этапе фильма и сохранить его вплоть до финальной схватки.
При скромном бюджете чуть больше 300 тысяч долларов «Хэллоуин» собрал 70 миллионов во всем мире уже во время первого проката. Таким образом, лента Карпентера стала одной из самых прибыльных независимых картин в истории. Его успех привел к появлению «Пятницы 13-е» Шона Каннингэма, открывшей двери многим подражателям и последователям.
Крик на улице Вязов
Попытку взглянуть на поджанр под другим углом предпринял и Уэс Крэйвен. Его «Кошмар на улице Вязов» мог похвастаться крайне удачным злодеем в лице Фредди Крюгера, который в мгновение ока стал культовым. Успех Крюгера — в том числе — в его статусе хозяина кошмаров. Фредди преследовал своих жертв во сне, где убийце, по сути, предоставлялся неограниченный арсенал в выборе последующего действия. «Я хотел сделать что-то, что было бы связано с глубинами человеческого подсознания», — говорил Крейвен. Режиссер, будучи академиком со степенью магистра в Университете Джона Хопкинса, решил, что наибольший психологический покой люди испытывают именно во время сна. Нарушить этот комфорт, посчитал он, было бы самой ужасной вещью из всего возможного. Надо ли говорить, что Крэйвену удалось осуществить свой коварный план?
Еще одной отличительной чертой Крюгера стали шутки. Он не только обожает физически измываться над своими жертвами, но и морально уничтожать их, используя для этого весьма изощренный черный юмор. Многие диалоги и отдельные фразочки Фрэдди обрели вечную жизнь в цитатниках любителей жанра ужасов. «Зачем ты кричишь, ведь я еще не начал тебя резать!» или — «Иди в задницу! — Заманчивое предложение, но я не могу так сразу. Может, сначала потанцуем?».
К 90-м годам популярность слэшеров пошла на спад. Многочисленные и не всегда качественные продолжения культовых историй сыграли со студиями и их создателями злую шутку. Зрители постепенно разочаровывались в жанре, который, казалось, уже показал все, на что способен.
Однако в 1995 году мир вновь содрогнулся — на этот раз от «Крика» уже знакомого нам Уэса Крэйвена. Фильм пронизан самоиронией и сознательной игрой с клише. Преступники намеренно следуют жанровым штампам слэшера — и разрушают их! — а жертвы пытаются выжить, применяя все свои знания о хоррорах и фильмах ужасов. Кроме того, для любопытного зрителя по всему фильму были «разбросаны» изобретательные пасхалки и отсылки к культовым представителям поджанра, что делало просмотр еще более увлекательным. «Крик» стал большим хитом и обрел статус иконы постмодернистских хорроров, породил массу последователей, несколько сюжетных продолжений и даже отдельный ТВ-сериал, не слишком успешный. В январе 2022 года выходит пятая часть франшизы, съемки которой прошли уже без участия ушедшего из жизни в 2015-м Уэса Крэйвена.
В последние несколько лет появилась вторая волна самореферентных, а иногда и откровенно комедийных фильмов-слэшеров («Счастливого дня смерти», «Няня», «Я иду искать»), каждый из которых привносит новые элементы в знакомые сюжетные структуры.
И хотя ситуации, показанные в слэшерах, скорее невозможны в реальной жизни, поджанр вызывает большой интерес у аудитории именно за счет того, как он взаимодействует с развитыми защитными механизмами у человека. Зритель задолго до героев знает, что они находятся в опасности, а значит, они уязвимы. Немаловажную роль здесь играют и часто используемые кинематографистами крупные планы с тревожными и испуганными лицами персонажей. Чувство обеспокоенности передается и нам, мы эмоционально вовлечены в происходящее на экране. А вывод один: Хэллоуин на носу, а значит самое время пощекотать нервишки.
Анатомия кино: из чего состоит слэшер
Забавный факт: Квентин Тарантино изначально планировал снимать «Доказательство смерти» как слэшер, но передумал, заявив, что этот вид ужастиков обладает слишком большим перечнем жанровых правил и рамок. И действительно, для полноценного слэшера мало обзавестись жестоким антагонистом и пригоршней парадоксально глупых жертв – тут есть четкие законы, которые регулируют все от сюжета фильма и до его визуального стиля. Рассказываем, из чего все же состоит этот кровавый и строгий жанр.
Немного истории
За появление слэшеров принято благодарить Альфреда Хичкока, и не зря – после выхода «Психо» (1960) кинозрители впервые смирились с мыслью, что центральные герои картины могут погибать еще в первой половине ленты. И все же, характерные для этого жанра приемы появлялись в кино гораздо раньше. Яркий пример зарождения эстетики слэшера – «Красный коготь», один из фильмов о приключениях Шерлока Холмса с Бэзилом Рэтбоуном в роли знаменитого сыщика. Антагонист «Красного когтя» – безумец, убивающий девушек с помощью острой сапки. Каждый раз, когда он совершает расправу, камера характерно фокусируется на блестящих зубцах орудия, которое заносится высоко над головой жертвы. Еще один предшественник жанра, снятый за пятнадцать лет до «Психо» – «Винтовая лестница» (1946) Роберта Сиодмака, в которой немая протагонистка вынуждена скрываться от маньяка, преследующего девушек с физическими особенностями. К слову, именно эта картина служит одним из первых примеров использования джампскеров, которые тоже являются фирменной карточкой слэшеров.
Благодаря джалло и другим разновидностям европейских ужастиков (например, немецким «крими»), американские зрители пристрастились к шокирующей смеси секса и гипертрофированного насилия, а молодые режиссеры получили дозу извращенного вдохновения.
Главным фильмом «золотой эпохи слэшеров» был «Хэллоуин» (1978) Джона Карпентера, в котором режиссер сочетал отсылки к французской новой волне, элементы научной фантастики и, конечно, жестокие убийства центральных героев. Бюджет ленты был настолько скромным, что Карпентер носил за собой мешок сухого листья, разбрасывал его по улице перед съемкой очередной сцены, а затем опять собирал. Несмотря на отсутствие рекламной кампании (да и единственным козырем «Хэллоуина» было наличие полуизвестной Джейми Ли Кертис), творение Карпентера не просто окупилось в прокате, а до сих пор носит звание самого прибыльного независимого фильма в истории кино. Более того — даже строгие критики отнеслись к ленте благосклонно, отмечая схожесть с «Психо», разумное количество насилия и умело созданный саспенс.
Слэшер-мания стала новой золотой лихорадкой – любой уважающий себя режиссер-аматор пытался повторить успех Карпентера, снимая очередную картину о психопате, убивающем подростков. Большинство этих фильмов были коммерчески успешными, хоть критики и ругали их за отсутствие привязки к общественным проблемам. Когда режиссеры пытались чем-то выделиться, то в первую очередь повышали уровень насилия или наполняли ленты сексуальными сценами. Спустя буквально несколько лет жанр пришел в упадок, в первую очередь – из-за отсутствия эволюции и ошеломительного количества однотипных историй. Первые три части самоироничных «Криков» (1996-2000) Уэса Крейвена ненадолго возродили общественный интерес к слэшерам, но уже в середине 2000-х жанр опять потерял актуальность. Можно было бы предположить, что жанр окончательно отжил свое, но внимательный зритель знает первое правило ужастиков – даже если есть все причины считать, что злодей мертв, он все равно может в любой момент появится из-за угла. Новый «Хэллоуин» (2018) – очередное этому подтверждение.
Главные черты слэшера
Убийца в маске
Если режиссеры джалло нагоняли на зрителей ощущение тревоги, показывая только черные перчатки убийцы, то режиссеры слэшеров идут немного другим путем – снимая маньяка в полный рост, но закрывая его лицо зловещей маской. Один из самых ранних и устрашающих примеров этого хода – «Техасская резня бензопилой» (1974) Тоуба Хупера, в которой канибал-антагонист скрывает лицо под маской из человеческой кожи. Дальше, конечно, последовала «Пятница, 13-ое», «Хэллоуин», «Крик» и остальные подражатели. Еще один прием, который постановщики слэшеров одолжили у своих итальянских коллег – съемка от лица антагониста. Мотивация антагониста обычно продолжает психоаналитические традиции Хичкока – он либо пережил детскую травму, либо помешан на воспоминаниях о погибшем родственнике. Впрочем, «Крик» здорово иронизирует и над этим правилом, и над общественным недоверием к ужастикам – злодеи убивают своих друзей просто так, ради удовольствия, потому что очень любят хорроры.
Финальная девушка
Слэшеры порой обвиняют в мизогинии, и это можно понять – в фокусе лент обычно оказываются именно сцены насилия над красивыми и довольно сексуально одетыми барышнями. И все же, с точки зрения феминистической критики этот жанр тоже есть за что похвалить. Например, за «финальную девушку» – обязательную для слэшера героиню, которая умудряется победить злодея и выжить (Лори Строуд, Элис, Сидни Прескотт). Зрителя знакомят с «финальной девушкой» сквозь призму хищного мужского взгляда антагониста – зачастую в первой половине ленты есть сцена, в которой злодей подглядывает за потенциальной жертвой из-за кустов или деревьев. В финальном акте картины героиня превращается из беспомощного объекта в субъект и расправляется с маньяком, убившим ее друзей. Любопытно, что почти у всех таких персонажей есть схожие черты: выжившие часто обладают гендерно-нейтральным именем, ведут себя скромнее подруг и у них темные волосы.
Морализаторство
Пусть Рональд Рейган лично обвинял слэшеры в растлении американской молодежи, этот жанр – один из самых поучительных и старомодных. Кто умирает первым? Правильно, популярные студенты, развлекающиеся на шумных вечеринках. Как только герой слэшера делает что-то «аморальное» (например, употребляет алкоголь или занимается сексом), его тут же убьют. Примечательно, что современные слэшеры деконструируют эту особенность своих предшественников – в недавнем «Счастливом дне смерти», например, главной героиней становится взбалмошная тусовщица, которая выживает как раз благодаря тому что учится быть добрее и скромнее.
Яркие примеры слэшеров
«Техасская резня бензопилой» (1974)
Реж. Тоуб Хупер
Влияние «Техасской резни» сложно переоценить – изначально запрещенная во многих странах картина сегодня считается хоррор-классикой, положившей начало множеству фирменных для слэшеров приемов, а жестокий антагонист Кожаное Лицо по праву получил место в пантеоне самых жутких кинозлодеев. Примечательно, что в фильме почти нет действительно мерзких сцен (особенно, если сравнивать его с «Пилой» или любым творением Элая Рота), но история о друзьях, попавших в лапы семейству каннибалов, до сих пор вызывает ужас при просмотре.
«Черное Рождество» (1974)
Реж. Боб Кларк
Возможно, сегодня кровавая лента об убийствах на кампусе кажется немного кэмповой, но именно фильм канадца Боба Кларка впервые использовал идею страшных событий, происходящих во время милого семейного праздника. К слову, без «Черного Рождества» не было бы и «Хэллоуина» – Джон Карпентер начал писать свой знаковый сценарий сразу после просмотра картины Кларка. Еще одно достоинство фильма – сильные женские персонажи и яркий феминистский подтекст.
«Хэллоуин» (1978)
Реж. Джон Карпентер
Вот он – главный фильм «Золотой эпохи слэшеров» (1978-1984). Сюжет «Хэллоуина» предельно простой – убийца в маске сбегает из психиатрической клиники и ходит по улицам родного города, убивая всех на своем пути. И все же, несмотря на минимальный бюджет, неопытность постановщика и банальность истории, «Хэллоуин» остается одним из лучших хорроров в истории кино. Возможно, все дело в шарме юной Джейми Ли Кертис (к слову, дочери Тони Кертиса и известной по «Психо» Джанет Ли), благодаря которой Лори Строуд получилась не просто скромной тихоней, а одной из самых знаковых героинь ужастиков. Или в музыке, которая не даст вам спать по ночам еще ближайшую неделю.
«Кошмар на улице Вязов» (1984)
Реж. Уэс Крейвен
Ироничный сценарий от Уэса Крейвена, молодой Джонни Депп и зловещий Фредди Крюгер, убивающий подростков во сне – что еще нужно от ужастика? «Кошмар на улице Вязов», возможно, не такой постмодернистский, как «Крик», но Крейвен уже тут умело выворачивает характерные для слэшеров сюжетные ходы и удачно фокусируется на беспомощности протагонистов. В отличие от прямолинейных фильмов Джона Карпентера, «Кошмар» переплетает сюрреализм с архетипными страхами, и результат получается действительно новаторским.
«Крик» (1996)
Реж. Уэс Крейвен
Важное предупреждение – «Крик» стоит смотреть только тогда, когда вы наизусть знаете остальные классические ужастики. Крейвен раскладывает фирменные особенности жанра на кусочки и собирает их заново, подтрунивая над коллегами-режиссерами и самими зрителями. В центре сюжета – убийца в маске (а как иначе), преследующий американских школьников. Вот только эти самые школьники отлично разбираются в законах жанра, а иногда – даже ломают четвертую стену и обсуждают то, что им обязательно нужно дожить до сиквела. Иными словами, более ироничного и трогательного оммажа классическим хоррора и не найдешь.