живая вода в библии что это значит
Христос – источник воды живой
Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнее воскресенье мы вспоминаем о евангельской беседе с самарянкой. Богослужение воспевает Христа, Который в беседе с женщиной из деревни Сихарь ясно дал понять, что Источник воды живой, ведущей человека к вечной жизни, – это Он. Желающий утолить телесную жажду может идти к вырытому в земле колодцу, желающий утолить духовный голод – должен идти ко Христу.
Вода в Палестине всегда имела особую ценность, прежде всего в засушливый летний период. Для того чтобы напоить население и скот, рыли колодцы. Рытье колодцев, вернее – выдалбливание в каменных породах водных цистерн, было настолько трудоемко и дорого, что этим заведовали сами князья или главы иудейских родов (см.: Чис. 21: 18). Такие выдолбленные в камне и оштукатуренные изнутри колодцы сохраняли свою прочность целыми столетиями и тысячелетиями.
В настоящее время археологи находят на Святой Земле три типа древних колодцев: питаемые грунтовыми водами (по-еврейски «беэр» – см.: Быт. 21: 30), наполнявшиеся родниковой водой (по-еврейски «айин» – см.: Суд. 15: 19) и цистерны для дождевой воды (по-еврейски «бор» – см.: Лев. 11: 36).
О важности колодцев говорит то, что по их именам назывались целые города. Например, Вирсавия (Беэр-Шева) – «колодец семикратной клятвы» (см.: Быт. 21: 31). Колодцы могли быть как в городах, так и вне городов, поближе к пастбищам (см.: Суд. 1: 15). Из-за колодцев нередко вспыхивали ссоры между пастухами (см.: Быт. 21: 25; 26: 17–22).
Особенно ценились колодцы, наполнявшиеся родниковой водой, и поэтому они назывались «источниками живой воды» (см.: Быт. 26: 19; Иер. 2: 13). Питье воды из собственного колодца для ветхозаветных людей символизировало мир и спокойную жизнь (см.: Ис. 36: 16).
Но уже в Ветхом Завете выражение «источник живой воды» могло пониматься как в прямом, так и в переносном смысле. «Источником жизни» могли называться уста праведника (см.: Притч. 10: 11) и разум благоразумного (см.: Притч. 16: 22). Напротив, лжепророков апостол Петр называл «безводными источниками» (2 Пет. 2: 17).
В книге пророка Иеремии с Источником «воды живой» отождествляется Сам Господь Бог. «Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева… – восклицал Иеремия от лица Бога, – два зла сделал народ Мой: Меня, Источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2: 4, 13). «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41: 2); «Простираю к Тебе руки мои; душа моя – к Тебе, как жаждущая земля» (Пс. 142: 6), – пел царь Давид.
Поэтому, когда Иоанн Богослов свидетельствует о Христе как об «Источнике воды живой», он ссылается на сказанное ранее пророками. Принципиальным акцентом является лишь то, что именно Иисус для апостола тот Агнец, кровью Которого было искуплено «великое множество людей… из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр. 7: 9), и именно этот Агнец «будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7: 17). Он есть Альфа и Омега, начало и конец. Жаждущему Он дает «даром от источника воды живой» (Откр. 21: 6).
Мы не знаем, успела ли она дать Господу колодезной воды. Вдохновленная словами Иисуса, она в какой-то момент бросила свой кувшин и побежала благовествовать односельчанам, что Он и есть чаемый Христос, Спаситель мира (см.: Ин. 4: 29, 42).
Беседа с самарянкой, как и другая евангельская история – прощение женщины, взятой в прелюбодеянии (см.: Ин. 8: 1–11), – это примеры тех ситуаций, когда Господь, не осуждая человека, подталкивает его идти и больше не грешить (Ин. 8: 11). На удивление Своим ученикам Иисус беседовал с женщиной, язычницей, самарянкой, грешницей (см.: Ин. 4: 27). И в другом случае, когда книжники и фарисеи привели женщину, взятую в прелюбодеянии, а таких по закону Моисея было заповедано побивать камнями, Христос обратился к ней со словами: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Ответ Иисуса прозвучал настолько парадоксально, что некоторые библейские критики и до сих пор утверждают, что этот сюжет – не подлинный текст Евангелия, а позднейшая вставка. Однако «иди и впредь не греши» звучит не как попущение греху, не как умаление тяжести прелюбодеяния, но как призыв к человеку обратиться от греха и начать делать добро.
Кто напоит чашей холодной воды во имя ученика Христова «не потеряет награды своей» (Мф. 10: 42), – говорит Евангелие. Жажда живого слова, христианская взаимопомощь и социальная забота – это те добродетели, которыми были украшены первые ученицы Христовы. Мария сидела у ног Иисуса, а Марфа хлопотала об угощении гостей. Поэтому Иисус любил Марфу и сестру ее (см.: Ин. 11: 5). Мария Магдалина, Иоанна и Сусанна заботились о нуждах Иисуса и учеников, тратя собственные средства (см.: Лк. 8: 3). Они первыми в сонме жен-мироносец увидели Воскресшего Господа.
Добродетель, по апостолу Павлу, – это главное украшение женщины. «Желаю, – писал он Тимофею, – чтобы жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2: 9–10). Эти же расстановки приоритетов можно сейчас отнести и к мужчинам.
Господь в виде обычного человека ходит среди нас, ища того, кто Его напоит, накормит, оденет и приютит (см.: Мф. 25: 34–36), подаст Ему хоть чашку холодной воды. Взамен же Он приготовил океаны Живой воды. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей, – говорил Он, – Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из сердца 6 потекут реки воды живой» (Ин. 7: 37–38).
Велико прощение у Господа, обширны у Него обители. Отирает Он слезу плачущих, дарует кротким землю, милует милующих и усыновляет миротворцев. Но всем нам, с каким бы кто ни пришел к Нему грехом, надо твердо запомнить следующие слова: «иди и больше не греши» (Ин. 8: 11).
1 На литии стихира на «Слава и ныне».
2 На «Господи, воззвах» вечерни стихира на «Славу».
3 На «Господи, воззвах» вечерни стихира первая о самаряныне.
4 На «Господи, воззвах» вечерни стихира на «Славу».
5 На «Господи, воззвах» вечерни стихира первая о самаряныне.
6 Греческое слово κοιλία – «чрево» – в данном контексте лучше переводить на русский как «сердце». См.: A Greek-English Lexicon Of The New Testament And Other Early Christian Literature (BDAG). П. 4295.
ВОДА (WATER)
Космические воды. Вода играла важную роль в космологии Древнего мира, где море ассоциировалось с первозданными водами хаоса, обозначенными в Быт. 1:2 термином бездна. Еврейское слово tehom здесь этимологически связано с Тиамат, именем морского чудовища, из чьего скелета был сотворен мир согласно вавилонской космогонии (см. КОСМОЛОГИЯ). В Книге Бытие ничего не сказано о сопротивлении материала Божьему замыслу, и не обязательно бездну следует считать неким резервуаром сырья для сотворения. Однако в библейской поэзии все же присутствуют намеки на космическую битву между Богом и чудовищем из моря, или хаосом, называемым по-разному: левиафаном, Раавом, змеем или драконом ( Пс. 73:13–14, 88:11 ; Ис. 27:1 ).
В библейском представлении о сотворении и продолжающейся провиденческой заботе Бога о мире, Бог управляет водами мира посредством Своего Слова. При сотворении все сущее было создано божественным указом, или повелением. Бог сохраняет порядок, удерживая море в его границах ( Иов. 38:11 ), предотвращая таким образом угрозу хаоса. Хотя может показаться, что бури угрожают порядку космоса, Бог – Господь бурь, а также всех элементов природы, в том числе воды, которые Он держит под Своим всевышним контролем (см. Пс. 28 ).
Потоп времен Ноя отчасти отражает представление древних о космических водах. Потоп – это возвращение вод хаоса, в некотором смысле, это – отмена сотворения, очищение места для нового сотворения: после суда мир обновляется, выживает только праведник Ной со своей семьей. Небесные окна отворяются, источники бездны вырываются на свободу ( Быт. 7:11 ), и нам следует понимать, что начинают действовать воды хаоса, обычно ограниченные сотворенным порядком, куполом тверди и сушей.
О космических водах много говорится во 2Петра – послании, в котором вообще очень активно употребляется образ воды. Для ободрения верующих апостол вспоминает о Божественном Слове, Которое всегда управляет водами порядка и хаоса. Насмешники поступают неразумно, когда игнорируют факт, что «в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою» ( 2Пет. 3:5–6 ).
Вода в ландшафте Святой Земли. География (или гидрология) Святой Земли часто имеет переносное значение. Как засушливый район, на большей части которого выпадает очень мало дождей, Святая Земля отличалась очень бережным использованием воды, как в водохранилищах, так и проточной («живой»). Галилейское (или Тивериадское) море, размеры которого составляют 20 км в длину и 13 в ширину, расположено в сердцеообразной впадине, образовавшейся в результате вулканической деятельности в кайнозойскую эру. Без этого резервуара пресной воды жизнь в данном районе трудно было бы представить. Река Иордан вытекает из него на юге и питает земли до Мертвого моря в Иудее. Сегодня воды этой реки используются для многочисленных ирригационных проектов, технологиями которых Израиль пользуется вместе с соседней Иорданией.
Помимо окрестностей Галилейского моря и реки Иордан, а также немногочисленных плодородных равнин, Святая Земля зависит от источников, колодцев и водоемов. Частое ощущение жажды и стремление к воде ( Пс. 41:2–3 ), потребность в постоянных источниках воды, работа по извлечению и транспортировке воды, противопоставление воды свежей и застоявшейся – все это повторяющиеся отличительные черты библейского опыта. Если стратегически расположенные колодцы и источники могли постоянно давать свежую воду, то в водоемах вода собиралась и сохранялась. Обычно такая вода использовалась для скота и хозяйственных нужд. Иеремия противопоставляет образы свежей и непроточной воды для разграничения подлинного поклонения и Идолопоклонства. Сторонники первого признают Бога, источник живой воды, сторонники же второго полагаются на свои водоемы, которые даже не удерживают воды ( Иер. 2:13 ). Так как извлечение воды из колодца было трудоемкой задачей и обычно ей занимались женщины, неудивительно, что самарянка, встреченная Иисусом у колодца Иакова (см. ВСТРЕЧА У КОЛОДЦА), охотно откликнулась на Его предложение живой воды, запас которой чудесным образом пополняется ( Ин. 4 ).
Во время блужданий в пустыне израильтяне активно пользовались известными источниками, такими как источник Кадес-Варни, а победа над Иерихоном привела к захвату одного из величайших оазисов древнего Ближнего Востока. Возможно, Иерихон – древнейший город на планете, в два раза древнее пирамид Египта. С древнейших времен известный как город пальм, Иерихон расположен намного ниже уровня моря, рядом с крупным естественным источником.
Вода и погода. Дожди в Святой Земле – явление сезонное. Весной и осенью выпадают небольшие дожди, основная же их часть приходится на период с декабря по февраль. Лето там чрезвычайно сухое. Библейские авторы обычно рассматривают дождь как признак Божьего провидения, возвращение дождей после длительной засухи связывалось с новым пришествием Бога, а длительное отсутствие дождей – с Его неудовольствием ( 3Цар. 8:35 ; Ам. 4:7 ). Осия призывает к усердному поиску Бога, уверяя, что «Он придет к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю» ( Ос. 6:3 ).
Сезонная природа дождей отчасти объясняет, почему хананейская религия в течение долгого периода так привлекала Божий народ. Израильтяне, пришедшие из пустыни, были пастухами-кочевниками, а оседлые хананеи хорошо разбирались в требующем оседлого образа жизни земледелии, что отражалось в практике поклонения Ваалу. В хананейском мифе Ваал овладел могуществом моря и реки, укротив и подчинив себе воды, жизненно важные для сельского хозяйства. К моменту исхода поклонение Ваалу как богу зимних дождей и бурь, то есть основных выпадавших в стране осадков, прочно установилось в Ханаане. В библейской вере Господа Израиля почитали как Бога бурь и дождей ( Пс. 28 ; Иер. 10:13 ; Зах. 10:1 ), но магические практики поклонников Ваала были постоянным искушением для израильтян, которые поздно пришли к оседлому земледельческому образу жизни.
В Новом Завете Иисус говорит о том, что распределение и количество дождя соответствует моральному состоянию народа. В Нагорной проповеди Он делает акцент на полной заботе Бога о народе. Забота эта изначальна, постоянна, отличается вниманием к нуждам людей и совершенствует их. Поэтому Иисус призывает Своих слушателей быть настойчивыми в любви и отдаче, «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ).
Воды скорби. Несмотря на слова Иисуса о дожде как благодатной заботе Отца, в Ветхом Завете отсутствие дождя – это распространенная форма Божьего Суда. Власть Бога над жизнью и смертью проявляется и в посылании вод скорби – разрушительных вод моря, угрожающих наводнением. Божьи волны захлестнули его, жалуется автор псалма ( Пс. 41:8 ). В одном из наиболее ярких образных отрывков Писания Иона, находящийся в брюхе кита, описывает воды, сомкнувшиеся над его головой: «Бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел» ( Ион. 2:6–7 ). Конечно, Иона пережил нечто вроде смерти, погрузившись в разрушительную стихию, которую он отождествляет с шеолом или могилой ( Ион.2:3 ). Однако в еврейском представлении не существовало отдельных сил, властвующих над жизнью и смертью, как это было в египетском, греческом и римском пантеоне. Бог – Господь, Который правит всем. Исаия сообщает Божьи слова: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» ( Ис. 45:7 ). Бог распределяет воды в том числе для ниспослания скорбей и суда.
Церемониальная вода. В законе святости Израиля вода была основным средством очищения, потому что осквернение могло произойти множеством способов: через соприкосновение с мертвым телом или с телесными выделениями, через употребление запретной пищи, через контакт с прокаженным. Ритуалы Моисея, предписанные в Пятикнижии, – это настоящий учебник использования воды для мытья продуктов питания, утвари и одежды, а также для омовения. Намеренное пренебрежение Иисуса такими обрядами, как омовение перед едой, навлекло на Него гнев фарисеев, которые в искреннем стремлении к совершенству тщательно соблюдали внешние правила, упуская из виду внутреннее отношение ( Лк. 11:37–41 ). Иисус подчеркивал, что Бог призывает всех, и тем самым вступил в конфликт с ветхозаветными законами, в которых подчеркивалась строгая избирательность и необходимость избегать скверны. Обращая внимание на мотивы – внутреннюю реальность, – Иисус спрашивает: «Не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?» ( Лк. 11:40 ). Одного только внешнего очищения недостаточно.
Самая важная форма церемониального очищения – это, конечно, Крещение. Двоюродный брат Иисуса Иоанн вышел из пустыни, проповедуя крещение Покаяния. В христианском крещении погружение в воду символизирует как очищение, так и переход от смерти к жизни ( Кол. 2:12 ). Возможно, приравнивание погружения в воду к смерти основано на идее возвращения в водный хаос (вариант растворения), которое предшествует воссозданию и новой жизни (что перекликается с историей сотворения). Иисус говорит Никодиму, что в духовном рождении участвуют вода и Дух, имея в виду крещение и воздействие Святого Духа. Слова Иисуса, обращенные к Никодиму, предполагают обязательное слияние естественного и сверхъестественного, физического воздействия воды и незримого воздействия Самого Бога, очищающего сердце для новой жизни в Духе.
Вода и Дух. В Ин. 7 рассказывается о появлении Иисуса в храме во время Праздника кущей – ежегодного празднования, включавшего в себя перенесение воды из Силоамского пруда в храм в течение семи дней, в память о чудесных водах Меривы во время блужданий Израиля в пустыне ( Чис. 20:2–13 ). На фоне этого полного значения обряда Иисус объявляет, что все жаждущие могут прийти к Нему и пить ( Ин. 7:37 ). Более того, верующие в Иисуса обнаружат, что реки живой воды будут течь из их собственных сердец ( Ин. 7:38 ). Эта вода, старательно объясняет автор, – обещанный Святой Дух.
Этот отрывок связан с двумя традиционными символическими линиями. Первая – это чудесный Источник, особая забота об общине верующих. Вторая – это внутренний источник, обозначающий воздействие Бога на глубины сердца человека. Проточная (живая) вода чудесным образом была послана израильтянам у горы Хорив, когда Моисей ударил по скале и оттуда потек источник. Бог дает живую воду несмотря на то, что израильтяне ропщут и жалуются на трудности Исхода. В районе Синая, как в большей части Греции, есть известковые почвы, позволяющие подземным источникам выходить на поверхность. Если в греческой традиции источники связывались с вдохновением и искусством, в еврейской традиции источники в пустыне становятся символом и знаком особой помощи Бога Его заблудшему народу. Исаия, радуясь перспективе возвращения из изгнания, сообщает слова Бога: «Открою на горах реки и среди долин источники. чтоб увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие» ( Ис. 41:18,20 ). Характерно, что Исаия рассматривает чудотворную силу Бога как единую с Его творческой силой, и эта сила сотворяет и поддерживает Его избранный народ.
Источники также традиционно символизируют движение Божьего Духа внутри человека. Отдохновение духа, приток новых сил, порывы радости – все это свидетельства эффективного присутствия Бога. Исаия уверяет, что помогающие голодным и удрученным получат награду, обновление сил и радость: «Господь. во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» ( Ис. 58:11 ). Ранее пророк связывает новые силы с присутствием Бога и спасением. Получившие утешение будут говорить: «Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения» ( Ис. 12:2–3 ). Духовная жизнь и внутренний источник – образы, используемые в обращении Иисуса к самарянке: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:14 ). В основе этого лежит уверенность, что Божий Дух внутри человека ощущается как таинственный источник вечного обновления, ведущий к полноте жизни.
Иисус как Господь вод. Когда в Новом Завете Иисус объявляется Господом и Мессией, важно, что Ему приписывается та божественная власть над водами, которой в Ветхом Завете обладает один лишь Бог. Повелев яростному морю успокоиться ( Лк. 8:22–25 ), Иисус демонстрирует могущество, родственное тому, которое было проявлено при изначальном покорении бездны и которое позже чудесным образом избавило израильтян при переходе Чермного моря. Неудивительно, что ученики спрашивают: «Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» ( Лк. 8:25 ). Джон Мильтон использует это соответствие в сцене сотворения в «Потерянном рае», где Божий Сын до воплощения велит яростному хаосу: «Замолчите, беспокойные воды, и ты, Бездна, успокойся» (8.216). Подобное событие описывается в рассказе Матфея о том, как Иисус ходил по воде Галилейского моря ( Мф. 14:22–33 ). Когда Иисус входит в лодку к ученикам, ветер прекращается и они поклоняются Ему со словами: «Истинно Ты Сын Божий» ( Мф. 14:33 ).
В культуре, в которой на протяжении столетий Божественность связывалась с властью над водами, власть Иисуса над этой стихией неизбежно предполагала Его Божественность, в том числе всеведение. Менее значительное чудо, описанное Матфеем ( Мф. 17:24–27 ), предполагает близкое знакомство Иисуса с морем и его содержимым. Когда нужно уплатить монету в качестве храмовой подати, Иисус велит поймать рыбу, у которой во рту оказывается нужная монета. Более масштабное чудо, указывающее на власть над водами, описано в конце повествования Иоанна. Воскресший Христос видит нескольких учеников, занятых рыбной ловлей, и разводит костер на берегу. Иисус велит им забросить сеть справа от лодки, и улов оказывается невероятно большим. Здесь море связывается скорее с изобилием, чем с разрушением и хаосом, и воскресший Христос знает его и готов пользоваться этим изобилием. В соответствии с акцентом Иоанна на том, что Иисус – Сам Источник жизни и благости, неудивительно, что в Евангелии от Иоанна Иисус именно таким образом получает Свой завтрак после воскресения.
В Откровении Иоанна Иисус опять тесно связан с водой. Когда Иоанн видит воскресшего Христа, стоящего среди семи золотых светильников, он слышит голос, «как шум вод многих» ( Откр. 1:15 ). Это простое сравнение голоса с могучим ревом потока, но связь с образом воды имеет большое значение. Снова и снова в Писании Слово и вода находятся в напряженных отношениях между собой, и божественное Слово усмиряет и приручает воды. Но, как усмиренные воды бездны, текущие из-под Божьего престола в новом Иерусалиме, становятся источником вечной жизни, так и здесь звук вод слышен в голосе небесного Христа. Его слово оживляет навеки, как живая вода.
Заключение. Богатство и многозначность библейского образа воды становятся видны, если мы просто перечислим некоторые из запоминающихся его употреблений: воды плодородия, кишащие живыми существами, в истории о сотворении ( Быт. 1:20–21 ), потоки, орошающие Едемский сад ( Быт. 2:6, 10 ); потоп, уничтожающий все живое в дни Ноя ( Быт. 7 ); равнина Иордана, избранная Лотом, так как «орошалась водою, как сад Господень» ( Быт. 13:10 ); Ревекка, напоившая водой верблюдов слуги Авраама ( Быт. 24 ); превращение вод Нила в кровь ( Исх. 7 ); переход израильтян посуху через Чермное море, в котором утонула египетская армия ( Исх. 14 ); чудесная вода из скалы во время блужданий Израиля в пустыне ( Исх. 17:6 ; Чис. 20:11 ); потоки воды, питающие плодородное дерево, с которым сравнивается благочестивый человек ( Пс. 1:3 ); «тихие воды» из Пс. 22:2 и «глубокие воды» из псалмов жалобы (напр., Пс. 68:2–3, 15 ); Бог как вселенский садовник, орошающий Свое творение ( Пс. 103:13–16 ); краденые воды искушения в Притч. 9:17 и «холодная вода для истомленной жаждою души», с которой сравниваются добрые новости из далекой страны ( Притч. 25:25 ); извлечение воды из колодца спасения ( Ис. 12:3 ); вода, текущая из храма в видении Иезекииля ( Иез. 47 ); описание суда у Амоса как «вод», а правды – как «сильного потока» ( Ам. 5:24 ). Добавим сюда чашу холодной воды, которую верующие подавали ученикам ( Мф. 10:42 ); «источник воды, текущей в жизнь вечную», который Иисус предлагает женщине у колодца ( Ин. 4:14 ); загрязненные воды, описанные в апокалипсисе ( Откр. 8:10–11, 11:6 ); «чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» ( Откр. 22:1 ), и воду жизни, которая дается в дар всем жаждущим ( Откр. 22:17 ).
См. также: БУРЯ, ВОДОЕМ, ВСТРЕЧА У КОЛОДЦА, ГЛУБИНА, ДОЖДЬ, ЖАЖДА, ИСТОЧНИКИ ВОДЫ, КОЛОДЕЦ, КОСМОЛОГИЯ, КРЕЩЕНИЕ, MOРЕ, НАВОДНЕНИЕ, РЕКА, РОСА, РУЧЕЙ, СУХОСТЬ.
ВОДИТЕЛЬСТВО. См. Вождь.
ЖИВАЯ ВОДА (Евангелие от Иоанна 4:1-26)
Евангелие от Иоанна 4:1-26
Ключевой стих 4:14
«а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную».
В Википедии написано, что человек приблизительно на 70% состоит из воды. Для нормального функционирования организма человеку нужно около 3-х литров воды за день. Когда не хватает воды, человек начинает страдать от жажды. Потеря организмом человека более 10% воды может привести к смерти. Вода очень важна для нас! Однако, человек не только тело, но и дух. Поэтому есть и духовная жажда. Духовная жажда не утоляется обычной водой. Каждый человек всю свою жизнь пытается найти живую воду, которая утолит его жизнь. Но не многие находят её. Сегодняшнее слово открывает секрет: Иисус – источник живой воды. Эта вода утоляет всякую нашу жажду, исцеляет и воскрешает, освобождает нас и даёт новую жизнь. Я молюсь, чтобы через это слово, каждый из нас пил живую воду от Иисуса.
I. Иисус, встретивший самарянку (1-10)
Взгляните на стихи 1-3. Через проповедь Иисуса многие грешники покаялись в своих грехах и начали новую жизнь. Проповеди Иисуса имели гораздо большее влияние, чем проповеди Иоанна Крестителя. Фарисеи, представители священства, узнали об этом и хотели выяснить отношения. Но Иисус узнав, о дошедшем до них слухе, оставил Иудею и пошел в Галилею.
Взгляните на стих 4. «Надлежало же ему проходить через Самарию». Иудеи, читая этот стих, очень вероятно ошиблись бы, и прочитали: «не надлежало ему проходить через Самарию», потому что все Иудеи не ходили через Самарию. Когда иудеи, живущие на юге Израиля, хотели попасть в Галилею, находящуюся на севере, то они ни в коем случае не ходили напрямую, через Самарию. Они всегда ходили в обход, тратя на это 6 дней пути, вместо трёх. Так сильно Иудеи презирали самарян. Однако в Библии нет ошибки. Иисус прошёл через Самарию. У Иисуса нет преград. Иисус направился туда для того, чтобы и там найти потерянного агнца.
Взгляните на стихи 5, 6. «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа». Около шестого часа означает, что наступил полдень, самое жаркое время. Иисус с учениками оказались возле самарийского города Сихарь, где был исторический памятник – колодец Иакова, который спустя 1800 лет всё ещё давал воду. Иисус устал и присел отдохнуть у колодца.
Взгляните на стих 7а. «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды». Женщина, пришедшая к колодцу в полдень, подобна студенту, который пришел в университет в воскресенье. Это настолько необычная картина. Женщины, приходили к колодцу рано утром, собираясь в шумные компании. По дороге они сплетничали о последних новостях: кто куда ездил, кто за кого собирается выйти замуж. Они хвастались новым платьем, прической или обувью, и обсуждали новую косметику. «Слушай, Oriflame выпустил новый крем для рук, ну такой классный». Когда же поднималось солнце, и наступала жара – никто не ходил к колодцу. Однако, именно в это время одна женщина пришла черпать воду. Она ожидала, что никого не встретит. Но возле колодца уже был Иисус. Она совершенно не хотела общаться. Но, увидев её, Иисус попросил: «дай Мне пить». С точки зрения женщины, – это была не желанная, случайная встреча, двух обычных людей. Она обычная, и Он выглядит обычно. Но с точки зрения Иисуса всё совершенно по-другому: она – падшая женщина, которую презирают все, даже самаряне. А Иисус – святой Сын Божий, Спаситель. Она – духовно жаждущая, страдающая. А Иисус – Источник живой воды. Кроме этого, Он иудей, а она самарянка. Он мужчина, а она женщина. Всё вышесказанное означает, что им нельзя общаться. Однако, подобно тому, как Иисус оставил славу Небесного Царства и пришел в наш мир, так и сейчас Он преодолел все преграды, и скромно попросил: «дай Мне пить». Это пастырская любовь Иисуса, Который не смотрит ни на что, но отдаёт Свою жизнь, для того чтобы спасти её.
Как женщина ответила на просьбу Иисуса? Взгляните на стих 9. Когда Иисус вежливо попросил её: «дай Мне пить», она отрубила: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» Услышав такой ответ, я бы наверно отвернулся от неё, и больше не сказал бы ни слова. Но Иисус, нежно, с пониманием, снова обратился к ней и заговорил об очень интересном для женщин понятии, о подарках. «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Иисус – Добрый Пастырь. Иисус терпит нас и наши выходки, и даже насмешки. Он не ругает, не угнетает, Он, как мама, нежно обнимает нас Своей любовью, так что мы сначала с интересом, а затем с удовольствием начинаем доверяться ему.
II. Живая вода (11-18)
После слов Иисуса, у женщины возник вопрос: «господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?» У Иисуса действительно не было ни кувшина, ни ведра. Она сказала также: «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?»
Иаков, построивший этот колодец, был для неё наивысшим авторитетом. Он построил этот колодец, и из него пили тысячи потомков, включая её саму. Она знала всё про Иакова. Особенно, как он любил свою жену, Рахиль. Только для неё, он 14 лет усердно работал, совершенно не уставая. Это была такая романтическая история, что каждый раз, слушая её, девушки вздыхали: «Ах!» Все девушки Самарии мечтали о муже, подобном Иакову, а замужние жаловались, почему мой муж не такой как Иаков. Для этой женщины Иаков также был пределом мечтаний.
Что Иисус сказал, когда она сравнила Иисуса с Иаковом? Взгляните на стих 13. «Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять». Иисус объяснил самарянке, что у воды из колодца Иакова есть один недостаток: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять». Вода из колодца Иакова лишь моментально решает проблему жажды, но жажда придёт снова. Жажда – это страдание. У каждого человека есть жажда. Внутренняя жажда. Пустота, которая не может быть наполнена ничем, подобно бездонному колодцу. Люди пытаются утолить свою жажду различными вещами этого мира: кто-то через хобби, кто-то играми, кто-то футболом или развлечениями. Многие молодые люди и девушки пытаются утолить жажду в любви противоположного пола. Однако, все эти вещи не могут утолить человеческую жажду. Наоборот, они только усиливают её. Жажда не проходит, а требует всё большего и большего. Мирская вещи, подобно солёной морской воде, когда её пьёшь, жажда якобы утоляется, человек доволен, но затем приходит ещё большая жажда, и ты мучаешься и страдаешь ещё сильнее. Жаждущий человек может делать вид, что он счастлив и доволен, он может иметь моментальные радости, но он не может избавиться от пустоты в сердце, пустоты в душе и пустоты своей жизни. С каждым годом жизнь не становится лучше, наоборот, страдание только усиливается и обостряется. Жажда доводит человек до безумия.
Говоря современным языком, всё, чем человек пытается утолить свою жажду, вызывает зависимость. Зависимость быстро или медленно всё время возрастает. Человек не может уже обходиться без этого. Когда я учился в школе, моя мама привезла из Польши кассетный магнитофон. Первую кассету, которую я купил, был Майкл Джексон. К окончанию школы эта кассета стала моей колыбельной. Я привёз с собой в общежитие самую большую коллекцию кассет, всех стилей и направлений (целое состояние). Первое дело, когда я просыпался, было движение руки на полку над собой, включить магнитофон. Я не думал, что стал каким-то зависимым. Но оказалось, что если я с утра не послушал музыку, весь день я был в таком подавленном состоянии. Однажды, Бог показал мне, что я был как собака, которая сидит возле будки и думает, что она свободна, но когда она пытается убежать, она чувствует страшную боль, которая душит её. Вещи, через которые мы пытаемся утолить свою жажду, со временем порабощают нас, мы становимся их рабами. Многие студенты понимают, что из-за компьютерных игр они не могут хорошо учиться и вовремя сдать сессию, однако, они не могут бросить играть. Жажда, зависимость, рабство – это то, что мы получаем от любой воды этого мира. Бывает, люди меняют одну грязную воду на другую, но это не решает проблемы, а только добавляет новые.
Иисус заговорил о жажде, потому что это была главная проблема и этой самарянки. Она думала, что сможет утолить свою жажду через любовь мужчины. Она думала, что любовь мужчины – это то, что может сделать ещё счастливой. Как видно из стиха 18, у неё было 5 мужей. Давайте представим, как это было. Первый муж горел к ней романтической любовью. Он сочинял для неё стихи и пел песни под гитару в шалаше. Однако, огонь романтики быстро погас, когда они попали под холодный душ реальной жизни. Второй муж имел состоятельную любовь: он дарил ей шикарные подарки и водил в рестораны. Но после свадьбы она оказалась наедине в золотой клетке, а его любовь тоже не удовлетворила её. Его любовь тоже остыла уже спустя неделю после свадьбы. 2 развода – это уже слишком. Но она не сдавалась, она привела себя в порядок, надела свою мини и снова отправилась на охоту. Третий муж преподнёс ей блистающую любовь, он был известным и популярным шоуменом. Он водил её на лучшие вечеринки. Однако, оказалось, что он только использовал её красоту, как своё новое украшение, а затем выбросил её как устаревшее украшение и заменил другой. Четвёртый муж поклялся в верной любви до конца своей жизни, клялся, что он желает быть только с ней. Однако, как сказала наша сестра Туи, человек быстро меняет свои желания и любовь. Через год, его сердце тоже изменилось. Пятый муж преподнёс ей мощную любовь. Он был атлет, и за ним она была как за каменной стеной. Он носил её на руках. Но она по натуре была мила ко всем, и он начал бить её в порыве ревности, а она терпела его издевательства полгода. Но, в конце концов, она не выдержала и ушла от него. Теперь она уже боялась выйти замуж, поэтому просто решила уже не выходить замуж, а жила с сожителем, который давал ей только плотскую любовь.
Она потратила свою молодость, чистоту, силы, и заработала только сильную жажду, презрение и осуждение людей. Она пыталась понять: «почему я не могу быть счастлива?» Она была очень красивой, умной, воспитанной. В чём проблема? Иисус сказал ей: «всякий, пьющий воду сию возжаждет опять». Проблема в том, что она искала счастья там, где его нет. Никакая любовь мужчины не может утолить жажду. Никакие вещи в этом мире не могут утолить жажду человека. Всё это мёртвая вода.
Однако, есть живая вода – это Иисус. Прочтём стих 14. «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Вода, которую даёт Иисус, отличается коренным образом. Что же такое живая вода? Это – вечная жизнь и Святой Дух, которые даёт нам Иисус. Вечная жизнь освобождает нас от греха, от смерти, от осуждения, и от страха. Святой Дух утоляет всякую нашу жажду и освобождает нас от всяких греховных желании. Вечная жизнь и Святой Дух становится в нас живой водой, которая производят чудесные изменения в нашей жизни.
Во-первых: Человек перестаёт быть жаждущим. Всякая старая жажда исчезает, потому что живая вода наполняет нас небесной радостью. Потому, нам больше не надо бродить возле колодца Иакова. Иисус провозгласил так: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин.7:37,38). Человек уже может спокойно жить без старых привычек. Иисус снимает наш ошейник и делает нас по-настоящему свободными. Наркоман избавляется от наркотиков, пьяница перестаёт пить. Если Иисус в нас, Он даёт нам истинную радость, смысл, надежду, мир, покой, которые никогда не исчерпаются. Во-вторых: вода Иисуса становится в нас живым источником. Человек, получивший живую воду от Иисуса, становится источником для окружающих. Через него живая вода Иисуса течет к другим.
Бывает так, что человек испив живой воды, получает свободу, но затем по какой-то причине снова пьёт мирскую воду. Тогда у него снова появляется жажда. Снова человек становится рабом, снова страдает. Какой выход? Надо снова оставить грязную воду и пить воду Иисуса.
Когда Иисус рассказал ей о живой воде. Она не поняла Иисуса и думала только о физической жажде, поэтому сказала: «господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Слово Иисуса заинтересовало её. Она сама попросила у Иисуса эту живую воду. Теперь Иисус, в свою очередь, должен был дать ей живую воду. Однако, Он сказал ей: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Причем здесь её муж? Вопрос мужа был для неё самым больным. Она не хотела говорить об этом, и так как сейчас у неё не было официального мужа, она тихо сказала: «у меня нет мужа».
Как Иисус отреагировал на её ответ? Он знал всё про её жизнь, про её мужей, однако, он не стал обличать её во всех грехах. Наоборот, он похвалил её: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». Все мы прекрасно знаем, как тяжело открыть свои грехи, признаться Иисусу в первый раз. Иисус тоже прекрасно это понимает, поэтому Он с радостью принимает нас с любыми словами. Хотя Иисус знает о нас и наших грехах всё, Он очень рад, когда мы приходим даже с первым намёком на покаяние.
III. Иисус – это Христос (19-26)
Взгляните на стих 19. «Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк». Когда Иисус открыл её прошлую жизнь, она поняла, что Иисус – это не просто человек, это пророк, то есть человек от Бога. Тогда она сразу задала ему вопрос: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Оказывается, она была верующая. Но её больше всего интересовало место поклонения: храм в Иерусалиме или на горе сей. «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе». Иисус сказал, что неважно место поклонения. Важно поклоняться в духе и истине. Бог сам ищет таких поклонников, поэтому мы пришли на эту конференцию и поклоняемся Богу в духе и истине.
Иисус ещё раз подчеркнул: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Это слово очень важно для правильного понимания Бога и всей Библии. Бог – это дух. Поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. В духе – это значит не по плоти, а в истине значит по слову Бога. На Пасху поклониться воскресшему Иисусу не значит принести к церкви паску и яйца. Или какие-то веточки неделей раньше. Бог есть дух. Он – единственный объект нашего поклонения. Но самарянка в своём сердце поклонялась мужчинам.
Взгляните на стих 25. «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Она верила, что придёт Мессия, Христос. Она верила, что по обещанию Бога, Он станет решением для всех, и для неё, и что у Него есть ответы на все проблемы. Оказывается, она ждала Христа. Нам показалось, что она плотская женщина и у неё нет никакого духовного желания, но удивительно у неё в душе было и духовное желание, и искреннее сердце к Христу. Она сказала о своей вере в Мессию: «знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Взгляните на стих 26. В тот момент Иисус сказал ей: «Это Я, Который говорю с тобою». Слава Иисусу! Женщина пришла к колодцу черпать воду, но там она встретила Иисуса. Иисус – есть Христос, Спаситель Мира. Иисус – живая вода. Иисус – это ответ на наши все проблемы. Как Бог и обещал, Он послал Своего Единородного Сына, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Иисус – вечный Бог, который единственный знает нас и может утолить нашу жажду.
Иисус – мой Спаситель. Иисус единственный, кто достоин моего сердца.
После того как самарянская женщина утолила свою жажду, она побежала в город рассказать об Иисусе, даже забыв свой водонос. Живая вода из жаждущей женщины превратила её в источник благословения для Самарии. Она стала духовным лидером. Многие говорят, что наше поколение – испорченное, израненное и потерянное. Смотря вокруг можно с этим согласиться. Однако, Иисус даёт нам выбор: быть частью этого потерянного поколения, или пить живую воду Иисуса и стать духовным лидером для нового поколения, которое будет иметь видение и прославлять Бога. Я молюсь, чтобы каждый из нас пил воду жизни от Иисуса и стал источником воды текущей в жизнь вечную. Аминь.