жухлый пневмослон о чем песня
Жухлый пневмослон о чем песня
«Пошло все в …, сяду на коня»
Кто такой «Пневмослон»? И при чем тут Нейромонах Феофан? Отчего молодым российским музыкантам плевать на ротацию их песен на радио, а молодежь на призывы борцов за нравственность отвечает матом? «Фонтанка» первой публикует большое интервью с участниками группы, которая вполне может стать главным музыкальным открытием 2018 года.
«Пневмослон» — истина в последней инстанции. Глас народа. Свобода слова, которую нам совершенно не гарантирует Конституция», — сказано на официальной странице группы «Пневмослон», музыкального коллектива, созданного известным российским драм-н-бэйс исполнителем Нейромонахом Феофаном.
«Фонтанка» поговорила с участниками группы «Пневмослон» Лордом Пневмослоном и Борисом из Краснодара. Посмотреть на музыкантов, чьи лица скрывают маски, а имена до этого интервью скрывали псевдонимы, можно будет 5 мая в московском «ГлавClub» и 6 мая в петербургском клубе «Космонавт».
Почему скрываете лица за масками?
ЛП: У меня … («лицо» — Прим.Ред.) страшное просто. У Бориса из Краснодара тоже.
БК: У меня глаза нет (смеются — Прим.Ред.).
ЛП: У него нижняя часть лица еще ничего, а вот с верхней — вообще … (все плохо — Прим.Ред.)
И во время концертов также будете в масках?
ЛП: Наверное, да. Почему бы и нет?
Помимо вашего, как вы сказали, физического уродство, есть другие причины скрывать свои лица?
ЛП: Больше никаких причин нет. Единственная причина — это даже не наше физическое, а наше метафизическое уродство (смеется — Прим.Ред.). Ты сам же видел нас без масок? Ну, вот, значит, понимаешь, о чем я. И, если бы нас на камеру сняли без масок, вопросов таких больше не было бы. Все бы сразу все поняли.
Лорд, а Вы по-прежнему скрываете не только свое лицо, но и имя? И верно ли пользователи Сети предполагают, что за псевдонимом «Лорд Пневмослон» скрывается лидер проекта «Нейромонах Феофан» Олег Степанов?
ЛП: Есть один человек, который скрывает не только яйцо, но и вымя, и это гораздо интереснее, но речь не об этом. Я не скрываю своего имени. Да, я — Степанов Олег, создатель Нейромонаха Феофана, Лорда Пневмослона и не только. Здесь нет секрета.
Давайте подробнее поговорим о вашем новом проекте «Пневмослон». Вы, Олег, представляетесь, как Лорд Пневмослон. В сети встречаются треки и Пневмослона, и Лорда Пневмослана. Как здесь не запутаться в «слонах» и, вообще, Пневмослон — это кто или что?
ЛП: Я сейчас тебе постараюсь попроще объяснить. Есть Лорд Пневослон. Это я. И я делаю все, что в голову взбредет.
БК: Экспериментальное такое творчество.
ЛП: Да, именно так. А есть группа «Пневмослон». Это не только я, но и, например, Борис из Краснодара, а также другие товарищи. И мы вместе играем в определенном стиле. Что же касается, Лорда, то есть меня, то он и дальше будет х…ть (играть —Прим.Ред.), может быть, что-то даже совсем непохожее на то, что играет «Пневмослон». Как-то так.
Объясните, какая связь между «Пневмослоном» и Нейромонахом Феофаном.
ЛП: Есть «Пневмослон», есть Феофан. Это разные вещи. Сейчас попробую объяснить на пальцах, что все это значит. И заодно дам ответ всем «хейтерам». Представь, у тебя есть квартира, … («замечательная» — Прим.Ред.), современная, все классно. И еще есть дача с банькой, с огурчиками и помидорчиками. Предположим, ты друзей приглашаешь к себе на дачу. Ты им рад. Друзьям все нравится. А потом ты приглашаешь их к себе в квартиру, и они начинают вдруг спрашивать: что за фигня? А где у тебя тут баня? А почему нет сруба? Что ты таким людям скажешь? Правильно. Пошли на … Короче, эти два проекта — очень разные истории. Так что всем «хейтерам» — удачи и благополучия!
Появление «Пневмослона» означает, что самого Нейромонаха в ближайшее время мы не услышим? И не топтать больше молодым ребятам «полян» танцполов под его балалайку?
ЛП: Не-не-не. У Феофана сейчас план такой: по три песни за квартал. Будем выпускать такие мини-альбомчики. И параллельно для «Пневмослона» будем генерировать хренову тучу всего. Ведь мы очень работоспособны. Не исключаю, что еще и третий проект появится в будущем.
А кто главный в «Пневмослоне»? Лорд, и он же Нейромонах Феофан? Или у вас творческое равноправие?
ЛП: Никакого равноправия. Я хоть и Лорд, но при этом я раб Бориса.
БК: Еще бы. Я же родом из Краснодара (смеются — Прим.Ред.). Но, вообще, работать с Лордом очень приятно.
ЛП: На самом деле, мы работаем по методу народной стройки. Все делают всё и друг другу помогают.
В текстах песен группы «Пневомслон» огромное количество мата. Вы сами в каком возрасте стали употреблять ненормативную лексику?
ЛП: Предполагаю, что я еще в утробе матери услышал мат. Короче, с детства.
БК: А у меня интеллигентные родители. Думаю, они от меня впервые мат услышали. Краснодар — это же культурная столица (смеются — Прим.Ред.).
А кто на российской поп, рок- и других сценах главный матерщиник?
ЛП: Я понимаю, кого ты имеешь в виду. Серегу Шнурова. Но, что значит «главный матерщинник»? Он что, слова какие-то новые придумал? У нас в стране почти все матерщинники. Как можно выделить главного? Это как «главный по глаголам».
Как вы относитесь к творчеству Шнура и компании?
ЛП: Знаешь, как только на сцене звучит мат и появляются духовые инструменты, коллектив сразу же становится «Ленинградом». Но не Шнуров же первым начал ругаться матом. В современной России матерные песни исполняли многие. «Сектор газа» тот же. На духовых играет х…ва (огромная — Прим.Ред.) гора коллективов. «Ленинград» завоевал свою нишу. Это да. У «Ленинграда» дофига хороших песен. Сергей молодец. Были у него спады и подъемы, но он неуклонно двигался дальше и пришел к успеху.
«Ленинград» — это группа № 1 в России?
ЛП: А кто же ему может конкуренцию составить? Таких нет на самом деле.
А «Пневмослон» в будущем сможет замахнуться на подобную всероссийскую славу?
ЛП: Загадывать сложно. Мы вообще существуем в очень конкурентном поле. В музыке все друг другу конкуренты. Каждый борется за своего слушателя и зрителя. И мы — не исключение.
А ваши слушатели — они какие?
ЛП: Они … («замечательные» — Прим.Ред.)
БК: Они … («замечательные» — Прим.Ред.) интеллигенты.
У «Пневмослона» есть песня «Насилие в семье», где «батя пьяный устроил мордобой», и другая композиция, про «Принцессу в трусах с Алиэкспресса». Ваши тексты — это про вашу жизнь и жизнь ваших слушателей?
ЛП: Наши песни — наблюдения. Какие-то ситуации происходили со мной лично, другие наблюдал своими глазами. Я вырос в Купчино. И знаю, что такая фигня, когда пьющий батя бьет жену и детей, она реально происходит во многих семьях на самом деле. Думаю, Борис, который вырос в Краснодаре, о таких вещах знает не меньше моего.
БК: Много чего бывало. Знаете, например, что такое «краснодарский бег»?
ЛП: Давай, я расскажу. Это развлечение такое. Идет по улице компания людей. Один из них поднимает камень и бросает в окно. Понятное дело, из дома выскакивает хозяин с ружьем и бежит за ними. Компания сломя голову убегает. Как только им, еле живым, удается скрыться, уже другой чувак из этой компании берет камень и кидает в другое окно. Так и бегают. И это все на самом деле происходит.
Но ведь все меняется. Купчино раньше считалось полукриминальным «гоп-районом», а теперь — обычный «спальник». При этом из песен вся эта «чернуха» совсем не исчезла, даже наоборот.
ЛП: Сейчас, в целом, ситуация, конечно, гораздо лучше. Раньше, помню, когда из школы возвращался домой мог видеть, как под дверью в подъезде растекается огромная лужа кровищи. Соседи снизу и сверху торговали наркотой. Это было раньше. Ок. Но разве сейчас насилия в семьях нет? До сих пор куча уродов свои неудачи вымещает на близких людях при помощи кулаков. Или, допустим, есть у нас еще одна песня под названием: «Сделать на … («спустя рукава» — Прим.Ред.), бабки попилить». Это же, вообще, уже норма жизни у нас. Можно сказать, что это гимн современности.
БК: Если говорить о реакции людей, то они, на самом деле, воспринимают наши тексты, как истории из жизни. Если человеку плохо, то в какой-то момент он говорит: «Да, пошло все в … «задницу» — Прим.Ред.) и слушает трек «Пневмослона».
Не боитесь такими текстами разгневать многочисленных моралистов?
ЛП: Чего бояться-то? Всем, на самом деле, … («все равно» — Прим.Ред.) Это же все показуха. По крайней мере, в публичном поле. Наверняка есть люди, которые серьезно воспринимают нецензурную брань и болезненно к этой теме относятся, но они наши песни и не слушают. А громкие заявления моралистов — это клоунада. Само собой, в кругу семьи можно спокойно обходиться без мата. Мы можем с Борисом пойти в филармонию и разговаривать о высоком. Тоже без мата. Мат — это лексика, которая используется в экстремальные моменты.
А про филармонию — это правда?
ЛП: Конечно, нет. Но мы можем. Я вот как-то раз побывал на выступлении Дениса Мацуева. Он — мощный чувак. Играет невероятно круто. Чуть хуже, чем Борис, конечно, но все же. Правда, в зале тогда были какие-то проблемы с вентиляцией. Было ужасно душно, и я засыпал постоянно.
Вы позиционируете себя как борцы за свободу слова, которую нам «не гарантирует нам Конституция». Это свобода слова выражается только в использовании нецензурной лексики или в чем-то еще?
ЛП: Мы никак себя не позиционируем. Мы песни поём, а «позиционируем» только «хейтеров» в коленно-локтевую позицию. Мы за свободу творчества!
БК: Свобода слова выражается в возможности говорить то, что думаешь, на любые актуальные и не очень темы. Ненормативность высказываний совершенно не является ключевым моментом в этом вопросе. Мы говорим о том, что так или иначе волнует и касается каждого человека. Простые истории обычных людей. Наблюдения из жизни.
В остальном, насколько я понимаю, «Пневмослон» дистанцируется от политики. Это намеренный ход?
БК: Зачем мешать в кучу творчество и политику? Мы делаем свое дело, политики — свое.
ЛП: А я думаю, что «Пневмослон» — это и есть самая чистая политика, ведь мы — совместный проект Кремля и Навального. Лишь только через нас они могут продуктивно взаимодействовать без споров.
Вообще, вас лично интересует то, что происходит в стране? И согласны ли вы с утверждением, что современная молодежь, как и современная музыка — аполитичны?
ЛП: Современная молодежь очень даже политична, только не в классическом варианте. Современная молодежь — гораздо умнее, чем многим кажется. Молодые настроены критически. Их просто так не обманешь. Они чувствуют … («вранье» —Прим.Ред.) и имеют возможность «загуглить» и проверить, все что захотят, любое дерьмо. Короче, нас не проведешь. Мы все видим и все понимаем.
Данила Ширяев, «Фонтанка.ру»
Справка:
Группа «Пневмослон» — сайд-проект популярного драм-н-бэйс исполнителя Нейромонаха Феофана. Музыкант завоевал известность благодаря нетривиальному сочетанию русских народных мотивов и танцевальной электронной музыки.
В 2015 году Феофан был признан главным независимым исполнителем по версии сервиса «Яндекс.Музыка» и вошел в ТОП-10 российского iTunes. На счету Нейромонаха — три альбома («В душе драм, в сердце светлая Русь» (2015 год), «Велики силы добра» (2016) и «Плясать. Петь» (2017). До последнего времени главный идейный вдохновитель проекта «Нейромонах Феофан» скрывал свое настоящее имя. Правда, после интервью Юрию Дудю пользователи сети предположили, что же Нейромонах Феофан, он же — Лорд Пневмослон — одно и то же лицо, это проживающий в Петербурге музыкант Олег Степанов.
Песни группы «Пневмослон» из-за большого количества нецензурной лексики не имеют ротации на российских радиостанциях, но зато пользуются огромной популярностью в Сети. Самые известные композиции «Пневмослона» — «Пошло все в …, сяду на коня», «Машем … в алкогольной яме», «Сделать на …, бабки попилить», «Принцесса в трусах с алиэксперсса».
Нейромонах Феофан и Пневмослон дали совместное интервью
Собрались как-то Нейромонах Феофан, Пневмослон и Олег Степанов вместе и ответили на вопросы! Делимся самым интересным из интервью музыкантов «Московскому комсомольцу».
— Плюсы того, что лицо в одном случае закрыто капюшоном, а в другом — маской, очевидны. И поклонники заинтригованы, и можно по улицам спокойно ходить. А есть ли минусы?
Нейромонах Феофан:
Иногда я тревожусь: а вдруг самозванец какой-то явится и скажет: «Я Нейромонах Феофан!» А я и доказать народу не смогу, что это проходимец их морочит. Но есть у меня вера, что кручиниться не стоит, потому что глас мой ни с чьим не перепутаешь. Ежели про облачение мое говорить, то тяжко в нем выступать в погоду жаркую. Пел я как-то на празднике в славном граде Воронеже. Небольшой был клуб. Красных девиц да добрых молодцев собралось видимо-невидимо, по стенам струи воды текли обильные. Нелегко мне было, хотя и радостно.
Лорд Пневмослон:
Сначала у меня была очень неудобная для пения маска. Микрофон находился довольно далеко от лица, возникало препятствие для звука, потом удалось все это исправить: на следующей автоматизированный микрофон уже был встроен внутри. Он включался, когда я пою, и выключался в паузах, чтобы не было слышно тяжелого дыхания. Сейчас мы сделали еще более усовершенствованный вариант — с вырезом в районе рта, так что все вполне достойно, хорошо звучит. Маска сделана так, что, если держать микрофон у самого рта, все отлично слышно.
— Что для вас первично — музыка, слово или образ?
Олег: В случае с Нейромонахом Феофаном — конечно, образ. В то время как раз все обсуждали «Властелина колец» и другие подобные произведения, я читал очень много фэнтези, и у меня было изображение мага-монаха из какой-то книги, напечатанное, как сейчас помню, со скрина на цветном принтере. Это был довольно мрачный образ, который я трансформировал в этом музыкальном проекте.
Сначала было слово, после — музыка, а потом уже образ. За тексты, кстати, спасибо брату-Феофану. Как-то он ехал с туром из Петербурга в Иркутск на жутком старом автобусе. Сидеть можно было только в одном месте: причем, если подвинешься чуть правее, температура ощущалась как минус миллион градусов, а чуть правее — плюс миллион, потому что дико топила печка. Сзади ехали ребята – организаторы этого автобусного тура, регулярно совершавшие возлияния. Сам Феофан за ту поездку ни капли спиртного не выпил, просто смотрел на них, и ему в голову приходили какие-то идеи. Например, именно в этом автобусе родилась песня «Машем … в алкогольной яме». Там появились и наброски многих других песен — вот такая вдохновляющая получилась поездка.
— Где заканчивается поле экспериментов? В какую сторону вы точно никогда не пойдете?
Мне не по нраву алкотреш и песнопения в духе Верки Сердючки, когда любое действо музыкальное в свадьбу превращается, а эксперименты я дюже люблю. На новом альбоме много лирических песнопений будет, спокойных. Есть одна песня такая, которая из музыки родилась, а потом уже текст сложился, без драм-н-бейса совсем, за душу берущая. Будет и другая — «Древнерусский рейв», где много разных стилей собрано. Еще я хочу акустический альбом второй выпустить, для него мы еще десять песнопений допишем.
Нет вообще никаких рамок. На новом альбоме будет один очень сильно экспериментальный трек, где намешано все, что только можно и нельзя. В течение года будут выходить синглы с пластинки. Мне очень интересно, готовы ли люди это услышать. Мыслей накопилось много, давно хотелось сделать что-то такое, чтобы полностью «размазать» жанр, чтобы было непонятно, что это за стиль. Там будет и угар, и алкотреш. Для меня главное, чтобы материал был с цельной подачей.
Слушайте Адовый адок — Пневмослон на Яндекс.Музыке
— Бывают моменты, когда Феофан и Пневмослон мешают друг другу?
Олег: Да в целом нет. Я вполне естественным образом могу абстрагироваться от одного и от второго, поэтому они не доставляют мне каких-либо неудобств. Иногда люди вживаются в свои сценические образы так, что становится страшно за них. Как Паук из «Коррозии металла», например. Говорят, он и в жизни такой, как на сцене. У меня с этим, видимо, как-то попроще сложилось. Наверное, потому что я начал заниматься обоими проектами не в 17 лет, а в относительно сознательном возрасте, когда мозг уже более-менее сформировался. Была какая-то личность уже, и только потом появились Нейромонах Феофан и Пневмослон.
Мы задали 5 вопросов Нейромонаху Феофану, на которые он уже отвечал в прошлом. Давайте посмотрим, как изменился царь древнерусского драм-н-бейса за несколько лет.
«Пневмослон»
Биография
Участники петербургской группы «Пневмослон» в шутку называют себя совместным проектом Кремля и Алексея Навального. В их песнях много цинизма, сарказма и черного юмора, но это подкупает поклонников, которые с удовольствием ходят на концерты.
История создания и состав
Создателем группы, творчество которой часто сравнивают с ранним «Ленинградом», выступает Лорд Пневмослон. Под этим псевдонимом скрывается Олег Степанов, ранее создавший проект «Нейромонах Феофан». Основатель родился в 1987 году в Ленинграде.
Вместе с ним у истоков стоял Борис Буткеев. Это псевдоним, позаимствованный у персонажа Владимира Высоцкого из «Песни о сентиментальном боксере». Выбор сценического имени был обоснован тем, что артист родом из Краснодара, за который выступал герой.
В 2018 году в составе произошли серьезные изменения — Борис покинул проект, а на его место вскоре пришла вокалистка Ася Зеленая. Девушка отучилась в Санкт-Петербургском государственном институте культуры и, помимо выступлений на сцене, занимается преподаванием музыки. После того как она влилась в коллектив, песня «Принцесса в трусах с Алиэкспресса» зазвучала на концертах с живым женским вокалом.
Помимо Аси и Лорда, на сцену выходят музыканты «Пневмослона», но их имена не афишируются. Они играют на таких инструментах, как дудки, барабаны, а в 2019 году вместе с ними начал выступать и бас-гитарист. Все участники группы прячут лица за масками или гримом, что не только добавляет загадочности, но и делает концерты более атмосферными.
Музыка
Коллектив создает музыку в стиле ска-панк с примесью электроники, но у них нет ограничений по стилям. Лидер считает, что особенностью «Пневмослона» являются качественные живые выступления. Каждое появление на сцене артисты превращают в зрелищное шоу с использованием световых эффектов. Это еще одно увлечение основателя — он создает оборудование для подобных выступлений.
В песнях группы много нецензурных выражений, но музыканты считают, что их использование оправданно, ведь если заменить мат обычными словами, то «будет уже не то». По этой причине их выступления рассчитаны на аудиторию старше 18 лет. В этом отличие от творчества «Нейромонаха Феофана», чьи треки, погружающие в выдуманный мир «исконной Руси», могут слушать даже дети.
Говоря о концепции проекта «Пневмослон», лидер обозначил, что вдохновение для новых песен он черпает из наблюдений и из запросов публики. В сюжетах композиций каждый узнает себя или своих соседей и услышит о том, о чем не принято говорить в обществе. К примеру, в репертуаре есть остросоциальный трек «Насилие в семье». По мнению Лорда, в идеале посещение концертов группы должно иметь эффект психотерапии, ведь слушатели могут получить эмоциональную разрядку.
Лорд Пневмослон (Нейромонах Феофан) без маски / «Вконтакте»
Первые песни коллектива стали доступны в Сети еще в 2017-м. В тот же год дискография пополнилась дебютным мини-альбомом «Уже пять минут как весело». В него вошел трек «Пошло все в ****, сяду на коня», который был с восторгом принят публикой.
Следующий год ознаменовался выходом пластинки «Контрэволюция, ч. 1», в трек-листе которого слушатели отыщут запомнившуюся многим песню «Серега». Ее персонаж — знакомый лирического героя, считающий себя компетентным во всех сферах и любящий поучать, чем сильно раздражает.
Артисты представили альбом в московском «Главклуб Green Concert» и в петербургском клубе «Космонавт», где удалось собрать полные залы. Такой успех вдохновил участников продолжать творить. Затем последовал выход сборника «минусов» к пластинке под названием «Первый оральный». Поклонники получили возможность не только подпевать участникам «Пневмослона», но и самим петь под музыку.
Нейромонах Феофан вдохновил Пневмослона
Как любитель древнерусского драм-н-бейса уживается с язвительным панком
Если кажется, что земля на опен-эйре ходит ходуном, значит Нейромонах Феофан зарядил свой «древнерусский драм-н-бейс». Длинная борода, капюшон, закрывающий лицо, которое до сих пор никто не видел, энергетика настоящего рейва и народные напевы – весь этот безумный микс заводит публику покруче рок-н-ролла. Из андеграунда эксцентричный персонаж резво запрыгнул на большую сцену, крупнейшие фестивали и в популярные телешоу, а потом раскрыл свое панковское альтер-эго – Пневмослона. Второй проект Олега Степанова (так на самом деле зовут артиста), – полная противоположность Нейромонаху. Его кредо – хлесткие, остро-социальные и ироничные песни с обилием обсценной лексики в стиле хайпкор, как он его назвал. MegaБит решил провести эксперимент – двойное эксклюзивное интервью, в котором на одни и те же вопросы отвечают и Феофан, и Пневмослон.
Фото: Кристина Москвина
Кстати, второго сам музыкант как-то назвал в шутку «проектом Кремля и Алексея Навального». В комментариях к клипу «Коронавирус» в сети как нельзя лучше передан месседж: «Делать будем в России весело. Снова! Тебя ничего не радует? Проблемы навалились, как снежный ком? Чёрная полоса кажется бесконечной, и ты хочешь об этом поговорить? Пневмослон готов говорить об этом и с тобой и за тебя! Пневмослон вскрывает все пороки человечества: быстро, качественно, дорого. Все то, о чем ты думаешь каждый день, но до сих пор боялся сказать, теперь во всех наушниках и колонках. Он такой же, как ты. Он один из нас. Он проведет нас сквозь трудовыебудни к светлому будущему с помощью (не)здорового цинизма, сарказма и черного юмора. Никому и ничему не укрыться от его критического взгляда. Никто и никогда не выносил раньше сор из каждой избы нашей необъятной Родины. Пневмослон – истина в последней инстанции. Глас народа. Свобода слова, которую нам совершенно не гарантирует конституция». Мы поговорили с ним и с Феофаном о рождении песен, образов, экспериментах и их границах, о восприятии себя и музыки, а также о том, почему важно не отрываться от реальности, но иногда отдыхать от нее. В нашу беседу иногда вклинивался Олег – без него никуда.
— Как вы вышли в мир?
Феофан: — Начал я году в 2009 думу думать, как дивно балалайка с драм-н-бейсом звучать будет, и стал песнопения записывать забавы ради. По одному раз в полгода, в год получалось. Отправил я их на питерское радио людям добрым, где они разную музыку слушали, пытаясь смыслы глубокие в ней найти. Понравилась им музыка моя, поставили они ее в эфир, и узнал о ней весь честной народ. А потом и сообщество одно популярное в Интернете в подборку мои песни добавило. С тех пор все как по маслу пошло — ни в сказке сказать, ни пером описать.
Пневмослон: — Все началось с моей страницы «Лорд Пневмослон» в соцсетях, где я стал выкладывать какие-то песни в своем стиле, а потом возникла идея — почему бы не выйти на сцену, не записать альбом и не устроить тур. Так и появился полноценный проект.
— Что для вас первично — музыка, слово или образ?
Олег: — В случае с Нейромонахом Феофаном — конечно, образ. В то время как раз все обсуждали «Властелина колец» и другие подобные произведения, я читал очень много фэнтези, и у меня было изображение мага-монаха из какой-то книги, напечатанное, как сейчас помню, со скрина на цветном принтере. Это был довольно мрачный образ, который я трансформировал в этом музыкальном проекте.
Пневмослон: — Сначала было слово, после — музыка, а потом уже образ. За тексты, кстати, спасибо брату-Феофану. Как-то он ехал с туром из Петербурга в Иркутск на жутком старом автобусе. Сидеть можно было только в одном месте: причем, если подвинешься чуть правее, температура ощущалась как минус миллион градусов, а чуть правее — плюс миллион, потому что дико топила печка. Сзади ехали ребята – организаторы этого автобусного тура, регулярно совершавшие возлияния. Сам Феофан за ту поездку ни капли спиртного не выпил, просто смотрел на них, и ему в голову приходили какие-то идеи. Например, именно в этом автобусе родилась песня «Машем … в алкогольной яме» (термин, зарифмованный в названии со словом «яме», мы напечатать в издании, увы, не можем. — Авт.). Там появились и наброски многих других песен — вот такая вдохновляющая получилась поездка.
Фото: Кристина Москвина
— Бывают моменты, когда Феофан и Пневмослон мешают друг другу?
Олег: — Да в целом нет. Я вполне естественным образом могу абстрагироваться от одного и от второго, поэтому они не доставляют мне каких-либо неудобств. Иногда люди вживаются в свои сценические образы так, что становится страшно за них. Как Паук из «Коррозии металла», например. Говорят, он и в жизни такой, как на сцене. У меня с этим, видимо, как-то попроще сложилось. Наверное, потому что я начал заниматься обоими проектами не в 17 лет, а в относительно сознательном возрасте, когда мозг уже более-менее сформировался. Была какая-то личность уже, и только потом появились Нейромонах Феофан и Пневмослон.
— Плюсы того, что лицо в одном случае закрыто капюшоном, а в другом — маской, очевидны. И поклонники заинтригованы, и можно по улицам спокойно ходить. А есть ли минусы?
Феофан: — Иногда я тревожусь: а вдруг самозванец какой-то явится и скажет: «Я Нейромонах Феофан!» А я и доказать народу не смогу, что это проходимец их морочит. Но есть у меня вера, что кручиниться не стоит, потому что глас мой ни с чьим не перепутаешь. Ежели про облачение мое говорить, то тяжко в нем выступать в погоду жаркую. Пел я как-то на празднике в славном граде Воронеже. Небольшой был клуб. Красных девиц да добрых молодцев собралось видимо-невидимо, по стенам струи воды текли обильные. Нелегко мне было, хотя и радостно.
Пневмослон: — Сначала у меня была очень неудобная для пения маска. Микрофон находился довольно далеко от лица, возникало препятствие для звука, потом удалось все это исправить: на следующей автоматизированный микрофон уже был встроен внутри. Он включался, когда я пою, и выключался в паузах, чтобы не было слышно тяжелого дыхания. Сейчас мы сделали еще более усовершенствованный вариант — с вырезом в районе рта, так что все вполне достойно, хорошо звучит. Маска сделана так, что, если держать микрофон у самого рта, все отлично слышно.
— Как проходят ваши «будни» на гастролях?
Пневмослон: — Мы выступаем только в Москве и Петербурге, не ездим далеко — очень много людей в группе. Всегда есть определенное количество участников, с которыми можно сделать выездное мероприятие на высоком уровне. У нас эта планка зашкаливает. Нам обязательно нужна большая сцена, много света, много звука, чтобы все было как надо. К сожалению, приезжать в какой-то город, где для концертов есть только небольшой бар или клуб, для нас не вариант. Это будет совсем не то. Мы однажды выступали в Питере на маленькой сцене «Зала ожидания», это очень сковывает, а хочется, чтобы было прямо ух!
Феофан: — А мне любо странствовать по городам и весям дальним. Мне любая сцена по душе. Если места немного, мы и с медведем вдвоем справимся и неплохо смотримся — любо-дорого глядеть.
— Каким был самый запоминающийся концерт?
Феофан: — Помню я одно из первых выступлений своих, когда не было между мной и людом никаких преград. Залезали добры молодцы прямо на сцену и давай плясать, как на панк-концерте, хотя драм-н-бейс с балалайкой звучит. Славно мы тогда пошумели. Волна такая поднялась, как будто в сказку попал.
Пневмослон: — Я как раз вспоминаю концерт на довольно тесной сцене питерского клуба. Хотя было не развернуться, а я, как и говорил, не очень это люблю, чувствовалась мощная энергетика. Люди в зале чуть ли не на потолке висели — был полный солдаут. Тогда мы попросили криопушку, которая выдает через сопло холодный CO2 и обычно используется как спецэффект. Вентиляция там была хорошая, поэтому можно было распылять холодный газ прямо над головами людей. Для них это был глоток живительной влаги. Вообще, было очень горячо и очень забавно.
— Сегодня время само вынуждает многих музыкантов занимать ту или иную гражданскую позицию. Пневмослон — остросоциальная история. Может ли она каким-то образом коснуться и Нейромонаха Феофана?
Олег: — Нет. У меня в этом плане есть очень четкое разделение. Феофан — персонаж из сказки со своим миром, со своей историей о том, что драм-н-бейс на самом деле вообще был придуман на Руси, и мне бы очень не хотелось связывать его с реальностью. Мне нравится то, что получается. Когда люди готовятся, приходят на концерты в древнерусских костюмах, а танцуют как панки. Возникает очень клевое сочетание. Пневмослон, наоборот, максимально приближен к реальности и постоянно наблюдает за ней, выдавая это в песнях. Если говорить о моей личной позиции, я считаю, что важно видеть то, что происходит, нести полную ответственность за свои слова и действия с гордо поднятой головой, но иногда от суровой действительности хочется отдохнуть. Концерт Нейромонаха Феофана — это именно те два-три часа, когда ты можешь просто побеситься, оторваться, ни о чем не думая, а потом со свежей головой, обновленный, вернуться обратно в реальный мир.
— На волне истории с пандемией у Пневмослона несколько месяцев назад вышла песня «Коронавирус». Ждать ли новых резонансных композиций?
Пневмослон: — Сейчас в процессе записи альбом. Все песни уже придуманы, и там будет несколько прямо на злобу дня. Все сформировалось меньше чем за месяц, но, думаю, если бы до этого не было бы целого года в вакууме, процесс шел бы медленнее.
Олег: — Вообще интересно, как происходит процесс создания песен в принципе. Чаще всего мне в голову приходит какая-то рифма, фраза, которая кажется выигрышной, классно звучащей, запоминающейся, и я записываю ее в заметки на телефон. У меня огромное количество таких фраз — что-то подходит для Феофана, что-то для Пневмослона. Иногда рождаются какие-то музыкальные отрывки, которые я записываю на диктофон. Все это копится в течение определенного времени, а потом я просто сажусь и начинаю сортировать, структурировать, выбирать то, что мне кажется на данный момент более актуальным. Дальше я уже могу достаточно быстро написать целый текст, параллельно рождается музыка — это довольно несложно. Процесс не останавливается никогда, он происходит непрерывно. Один из приколов, который родился на саундчеке, я взял и использовал в пока еще не вышедшем треке Феофана «Новая телега», потому что там был классный ритмический рисунок. Такие вещи происходят постоянно.
— Где заканчивается поле экспериментов? В какую сторону вы точно никогда не пойдете?
Феофан: — Мне не по нраву алкотреш и песнопения в духе Верки Сердючки, когда любое действо музыкальное в свадьбу превращается, а эксперименты я дюже люблю. На новом альбоме много лирических песнопений будет, спокойных. Есть одна песня такая, которая из музыки родилась, а потом уже текст сложился, без драм-н-бейса совсем, за душу берущая. Будет и другая — «Древнерусский рейв», где много разных стилей собрано. Еще я хочу акустический альбом второй выпустить, для него мы еще десять песнопений допишем.
Пневмослон: — Нет вообще никаких рамок. На новом альбоме будет один очень сильно экспериментальный трек, где намешано все, что только можно и нельзя. В течение года будут выходить синглы с пластинки. Мне очень интересно, готовы ли люди это услышать. Мыслей накопилось много, давно хотелось сделать что-то такое, чтобы полностью «размазать» жанр, чтобы было непонятно, что это за стиль. Там будет и угар, и алкотреш. Для меня главное, чтобы материал был с цельной подачей.
— А может ли Пневмослон зазвучать в акустике?
Пневмослон: — Честно говоря, сложно представить, как «Разящую руку», например, в акустике играть. Правда, мы так как-то играли ради забавы под гитару. Если говорить о каком-то более камерном варианте, это разве что максимально ужатый состав — труба и гитара. Но такое, наверное, больше подойдет под формат какого-то творческого вечера. В рамках концерта я слабо представляю подобную вариацию, потому что важна мощная энергетика. Будет уже не то.
— Говоря о драйве, энергетике, вы соскучились за время пандемии по концертам?
Олег: — Я просто избрал позицию готовиться к худшему, но надеяться на лучшее, то есть не рефлексировал на тему того, что нет концертов, не забивал голову подобными мыслями. Они могут завести в такие глубокие дебри, что потом не выберешься из этого. Когда впадаешь в уныние, в депрессию, ничего не получается, а в планах было много всего, и мы проделали огромное количество работы. В целом у меня нет ощущения какой-то фатальности. Если нет выступлений, значит нужно максимально активно готовиться к тому времени, когда они будут, чтобы выйти на сцену во всеоружии, в прекрасной форме. Сейчас мы уже дождались.
— Феофан и Пневмослон могли возникнуть только сегодня или все-таки это персонажи вне времени?
Олег: — Если Феофан мог бы родиться вне времени, то Пневмослон все-таки в контексте. Например, песня «Разящая рука», о которой я уже говорил, абсолютно актуальна. Она о том, что каждый сегодня может войти в Интернет и навалять всем, научить всех жить. Сегодня перестали драться во дворе, вся ругань перешла в Интернет. Ну и отлично! Есть люди, которым не удалось, скажем, реализоваться в профессии, у них нет никаких особенных талантов, навыков, а социальный инстинкт дает о себе знать. Лучше пусть такой человек проявит его в соцсетях, чем в реальной жизни. Может, станет поспокойнее. Интернет в этом смысле превратился в своеобразный сливной бачок, и я не вижу здесь ничего плохого. Однако лет 10 назад вряд ли бы я о чем-то таком думал, не было повода. Соответственно, не было бы и многих песен. Хотя, конечно, есть у Пневмослона и какие-то вневременные песни. «Пошло все в ж…, сяду на коня» звучит как мантра на все времена. Вообще, я стараюсь ничего не придумывать, не изобретать специально в этом проекте. И наблюдать за действительностью, погружаться в нее мне в том числе помогает маска. Иначе было бы сложно посещать какие-то заведения, например. А это уже отрыв от реальности — одно из главных, на мой взгляд, негативных влияний публичности.
— Вы интроверт или экстраверт?
Феофан: — Я сам в себе. Спокойный всегда, в жизни эмоции не проявляю, но когда на сцену выхожу — ух, уж я разгуляюсь-разойдусь, покажу всю удаль свою молодецкую.
Пневмослон: — Конечно, я экстраверт. Веселый, угарный, открытый и язвительный.