зиждитель храма сего что значит
Значение слова «зиждитель»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЗИЖДИ’ТЕЛЬ, я, м. Основатель, строитель, создатель, творец (книжн. ритор. устар.). И где же вы, зиждители свободы? Пшкн. || То же, что творец (как эпитет бога; церк.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
зижди́тель
1. старин. создатель, творец, основатель ◆ И где же вы, зиждители свободы? Пушкин
2. перен. устар. книжн. то же, что творец, бог ◆ Днесь Владыка твари предстоит Пилату, // и Кресту предаётся Зиждитель всех… Митрополи́т Пе́тр (Пётр Симео́нович Моги́ла), «Триодь по́стная», 1646 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова наземник (существительное):
Синонимы к слову «зиждитель»
Синонимы к слову «Зиждитель»
Предложения со словом «зиждитель»
Цитаты из русской классики со словом «зиждитель»
Понятия, связанные со словом «зиждитель»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «зиждитель»
В этом мире идей, вечно неподвижных в своём основании и вечно развивающихся путём внутреннего самораскрытия, живёт и господствует великий зиждитель их – человеческий разум, в совершенном повиновении своей природе осуществляя свою высшую свободу.
Всё, о чём у нас шла речь в предыдущих главах, он формулировал в немногих, но ставших очень знаменитыми словах: ipse omnium conditor et rector… semper paret, semel jussit (сам основатель и зиждитель мира – всегда повинуется и лишь раз повелел).
Сии самые уставы философы доказывают или из множества опытов и из созерцания сея вселенныя, или из понятий о высочайшей премудрости зиждителя и творца всяческих, или, наконец, производят истину сию из способности человеческого представления.
Зиждитель
Смотреть что такое «Зиждитель» в других словарях:
зиждитель — См … Словарь синонимов
ЗИЖДИТЕЛЬ — ЗИЖДИТЕЛЬ, зиждителя, муж. Основатель, строитель, создатель, творец (книжн. ритор. устар.). «И где же вы, зиждители свободы?» Пушкин. || То же, что творец (как эпитет бога; церк.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Зиждитель — м. Создатель (о Боге [Бог I]). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
зиждитель — зиждитель, зиждители, зиждителя, зиждителей, зиждителю, зиждителям, зиждителя, зиждителей, зиждителем, зиждителями, зиждителе, зиждителях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
зиждитель — зижд итель, я (творец, основатель) и Зижд итель, я (о Боге) … Русский орфографический словарь
Зиждитель — (о Боге) … Орфографический словарь русского языка
зиждитель — (2 м); мн. зижди/тели, Р. зижди/телей (творец, основатель) … Орфографический словарь русского языка
зиждитель — A сущ; 1 см. Приложение II (устар. творец, создатель) Уже прекрасное светило Простерло блеск свой по земли И Божия дела открыло. Мой дух, с веселием внемли, Судяся ясным толь лучам, Представь, каков … Словарь ударений русского языка
зиждитель — создатель, творец … Cловарь архаизмов русского языка
зиждитель — створитель; засновник … Зведений словник застарілих та маловживаних слів
Значение слова зиждитель
зиждитель в словаре кроссвордиста
зиждитель
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
зиждителя, м. Основатель, строитель, создатель, творец (книжн. ритор. устар.). И где же вы, зиждители свободы? Пушкин.
То же, что творец (как эпитет бога; церк.).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. устар. Создатель, творец, основатель.
Примеры употребления слова зиждитель в литературе.
Тот самый Леванид Зиждитель, мудрый властелин немногочисленного племени горцев-христиан, загнанных в пещеры волнами панмонгольского прилива.
Познакомься: Леванид Зиждитель, сын покойного алыберского царя Георгия Старого.
Всеведущий, души моей Зиждитель, От века знаешь Ты, как ум-мучитель И гордого познания змея Отравою нам сердце наполняют, Его язвят, и жалят, и терзают.
Волшебный Меч Константина задумано передать славянам от алыберского царя Леванида Зиждителя, этого нищенствующего горского властителя.
В отличие от большинства позднейших исследователей, я не склонен объяснять это излишним пристрастием игроков к алыберскому вину из передвижного погребка царя Леванида Зиждителя, а также к боярскому меду с пасеки деда Посуха.
Она будет под надзором и защитой всевидящего Пта, зиждителя Вселенной, повелителя неба и звезд.
И речение, которое у внешних писателей отдельно на означение неодушевленных орудий, или служения подчиненного и совершенно низкого, разумею речение: им, они не затруднились приложить к Владыке всяческих, и, будучи христианами, не постыдились Зиждителю твари усвоить речение, употребляемое о пиле или молоте.
Зиждителей же моих, что строили мне укрепления Кременца, Колодяжна, Холма, я смею думать, даже и ты, великий государь и полководец, не отказался бы иметь на своей службе.
Не натуральная, а крестильная вода имеет религиозное значение, поэтому не творец и зиждитель природы, а творец крестильной воды оказывается объектом религии.
Не князя ль Вельзевула Зрю в качестве главы злонравного разгула, 1100 Дерзнувшего явить собой противовес Решенью твердому Зиждителя Небес?
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: zijditel’
Задом наперед читается как: ьлетиджиз
Зиждитель состоит из 9 букв
ЗИЖДИТЕЛЬ
Кто из устройства мира уразумевает Зиждителя, тот познает также Бога из премудрости, видимой в мире.
Преподобный Исаак Сирин
В сем посредстве сподобилась тварь приять видение Творца и Зиждителя своего
Ныне же, когда в пришествие Свое излиял благодать Свою на мир, не в трусе, не во огне, не в гласе страшном и крепком снисшел Он, но как дождь на руно и как капля, тихо каплющая на землю, и видим был, иным способом беседуя с нами, то есть когда, как бы в сокровищнице, утаил величие Свое под завесою плоти и среди нас беседовал с нами в том, что мановением Своим соорудил Себе в лоне Девы и Богородицы Марии, чтобы мы, видя, что Он есть единый из нашего рода и с нами беседует, не ужасались при воззрении на Него.
Поэтому всякий, кто одеян в ризу, в которой видим был в том теле, в какое облекся Творец, тот облекся в Самого Христа, потому что в то подобие, в каком видим был твари Своей и пожил с нею Христос, и он пожелал облечься по внутреннему своему человеку, и в этом подобии видим подобным ему рабам, и вместо одеяния чести и внешней славы сим украсился. Посему тварь, словесная и бессловесная, взирая на всякого человека, облеченного в сие подобие, поклоняется ему, как владыке, в честь Владыки своего, Которого видела облеченным в это же подобие и в нем пожившим. Ибо, какая тварь не будет с уважением взирать на смиренномудрого? Впрочем, пока слава смиренномудрия не была всем открыта, пренебрегаемо было это исполненное святости зрелище. Ныне же воссияло величие его пред очами мира, и всякий человек чтит подобие сие, видимое на всяком месте. В сем посредстве сподобилась тварь приять видение Творца и Зиждителя своего. Потому не пренебрегается оно и врагами истины. Хотя приобретший оное скуднее всякой твари, однако же, как венцом и порфирою, украшается им обучившийся ему.
Святитель Василий Великий
Творец и Зиждитель всяческих совершил создания.
Еще ранее бытия мира было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания — мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименования. Они-то наполняют собой сущность невидимого мира, как научает нас Павел, говоря: Им создано все, что на небесах и что на земле. видимое и невидимое: престолы ли, Господства ли, начальства ли, власти ли (Kол. 1:16), и ангельские воинства, и архангельские чиноначалия (2).
Зиждитель человека, Бог, создал его простым по образу Своему, Который спасает сердца, но впоследствии, опутав его сердце плотскими страстями, мы сделали из него сердце многовидное и многоличное, растлив его боговидность, простоту и единообразность.
И в самых малых вещах видна мудрость Зиждителя
Не плотскими очами познав Бога, уверовали мы в Него, но силою ума посредством видимого усматриваем Невидимого.
Чем кто более углубляется в законы, по которым устроена и по которым управляется Вселенная, тем яснее созерцает велелепоту Господню, и по мере сил возвеличивает Господа.
Кто из устройства мира уразумевает Зиждителя, тот познает также Бога из премудрости, видимой в мире.
Зиждитель человека назначил его царем поднебесной твари
Зиждитель всего, восхотев сотворить человека, привел его в бытие не как презренное животное, но как существо, честью превосходящее всех, и назначил его царем поднебесной твари. Имея это в виду, создав его мудрым и боговидным, украсив многими дарами, ужели с той мыслью привел его в бытие, чтобы родившись, он разрушился и подвергся совершенной гибели? Но это была бы пустая цель (создания), и такого рода намерение было бы крайне недостойно приписывать Богу. Ибо в таком случае Он уподобился бы детям, тщательно строящим домики и скоро разрушающим построенное ими, так как их рассудок не имеет в виду никакой полезной цели. Но учение веры говорит нам совершенно противное — что Бог сотворил первозданного бессмертным, когда же произошло преступление и грех, то в наказание за прегрешение лишил его бессмертия; потом Источник благости, преизобилующий человеколюбием, сжалившись над делом рук Своих, украшенным мудростью и знанием, благоволил вновь восстановить нас в прежнее состояние.
Это и истинно и достойно понятия о Боге, ибо здесь приписывается Ему вместе с благостью и сила. Выказывать же безучастие и жестокость к подначальным и подвластным несвойственно даже людям добрым и лучшим.
Зиждитель расцветил изображение до подобия с собственною Своею лепотою
Наш Зиждитель, как бы наложением некоторых красок, т. е. добродетелями, расцветил изображение до подобия с собственною Своею лепотою, чтобы в нас показать собственное Свое начальство. Многовидны и различны сии как бы краски изображения, которыми живописуется истинный образ: это не румянец, не белизна, не какое-либо смешение сих цветов одного с другим, не черный какой-либо очерк, изображающий брови и глаза, не какое-либо срастворение красок, оттеняющее углубленные черты, и не что-либо подобное всему тому, что искусственно произведено руками живописцев, но вместо всего этого — чистота, бесстрастие, блаженство, отчуждение от всего худого, и все с сим однородное, чем изображается в человеке подобие Божеству. Такими цветами Творец собственного Своего образа живописал наше естество. Если же отыщешь и другие черты, которыми обозначается Божественная лепота, то найдешь, что и оных подобие в нашем образе сохраняется в точности.
Где находится Великий град, художник которого и Зиждитель есть Бог наш
Да не будет речи о том, трудное ли дело, которое должно исполнить, но о том, полезно ли оно для совершающих. И если польза от него велика, то ради пользы должно не обращать внимания на трудность; трудное вначале, со временем, силою привычки, сделается приятным.
Должно также к сказанному нами присовокупить и то, что даже в самой этой жизни сочувствие к несчастным полезно для здоровых. Ибо для всех благоразумных милосердие есть прекрасный залог, который мы вверяем другим при их несчастиях. Поелику одна природа управляет всем человечеством, и никто не имеет прочного какого-либо ручательства в постоянстве своего благополучия, то постоянно должно помнить Евангельское увещание, которое советует: елика аще хощем да творят нам человецы, то творить и им (Мф. 7:12). Итак, пока благополучно плаваешь, простирай руку потерпевшему крушение, одно для всех море, одни бури, одни мятущиеся волны, подводные камни, утесы, скалы и прочие опасности житейского мореплавания одинаково страшат плавателей. Пока ты не страдаешь, пока безопасно переплываешь море жизни, не проходи немилосердно мимо потерпевшего крушение. Кто порукою тебе в постоянстве благополучного плавания? Ты не достиг еще пристани успокоения. Жизнь твоя еще не дошла до берега, еще ты носишься по морю жизни. Каким выкажешь себя к потерпевшему несчастие, такими готовишь себе и сопутников твоего плавания. Да устремимся все мы к пристани упокоения, благополучно направляемые в предлежащем нам житейском плавании Духом Святым! Да будет присуще нам делание заповедей и кормило любви! Верно направляемые ими, мы достигнем земли обетованной, где находится великий град, которого художник и зиждитель есть Бог наш.
В каждом из сотворенных дел Зиждителем было Слово
Высочайший Художник-Бог – во всем, что должно было делать, пользуясь Своею всемогущей силой, то есть Сыном, ибо «все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» (Ин. 1:3), вначале и прежде всего другого сотворил небо и землю и призвал к бытию, хотя они никогда не существовали. Если же, быть может, кто-либо спросит, каким образом и откуда, то он услышит от нас следующее мудрое и поистине превосходное слово: «Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11:34). В каждом из сотворенных дел Зиждителем было Слово, и одно только мановение Его давало бытие всему.
Зиждитель. просвещает ум намеревающихся возвести к Нему взоры
Вероятно же, что и мы, пользуясь Божиим словом, как неким светильником, найдем истолкование согласное с истиною, потому что не угасла благодать щедродаровитости Божией, но источает и подает великие дары не одним достойным, по и недостигшим совершенства. Видим, что и чувственное солнце не древним только людям сияло, но и живущим после них, и нам позднейшим их потомкам изливает лучи свои, и одинаково озаряет всю землю и море.
Тем паче Зиждитель солнца, и оное сотворивший по единой благости, просвещает ум намеревающихся, сколько ни есть, возвести к Нему взоры. Подкрепляясь сею надеждою и не обращая внимания на порицателей, отважимся приступить к истолкованию пророчеств, призвав помочь нам молитвами своими вас, требовавших труда сего и побудивших к оному. Но прежде кратко сказав о времени, в какое пророчествовал каждый Пророк, коснемся потом и подробнаго истолкования.
Преподобный Иоанн Кронштадский
На всех творениях Божиих видна печать творчества… Зиждителя
В неравенстве дней года открывается особое действие Премудрости Божией, дарующей продолжительные дни в ту пору года, когда это наиболее необходимо для полевых работ, составляющих, по определению Божию, главное занятие рода человеческого.
Человеку Зиждитель мира положил Свое особенное благоволение
В царстве животном три рода организмов, соответствующих трем сферам обитания, и каждое неотделимо совмещает в себе все три сферы. Поэтому и здесь три рода живых организмов существуют один в другом, ибо имеют органы дыхания, питания и чувств, более, или менее одни другим соответствующие. Не есть ли это печать Триединого Художника царства животного? Человеку, как венцу творения, в котором Зиждитель мира положил Свое особенное благоволение, ради которого не пожалел принести в жертву и Своего возлюбленного Единородного Сына, печать Триединого Художника явственно уясняется Божественным Откровением (Быт. 24:6; Иак. 9; Ефес. 4:24).
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Зиждитель нерукотворного Небесного храма — Бог
Божий храм есть земное небо: «в храме славы Твоея Господи стояще, на небеси стояти мним», воспевает святая Церковь (Последование Утрени, тропарь по славословии). Храм есть место общения Бога с человеками: в нем совершаются все христианские таинства. Божественная литургия и хиротония не могут быть совершены нигде, как только в храме. И прочие таинства тоже должны быть совершаемы в храме: по крайней нужде допускается совершение их, особливо исповеди и Елеосвящения, в домах. Деннонощно храм Божий оглашается славословием Бога, для слов мира сего в нем нет места. Все в храме Божием свято: и самые стены, и помост, и воздух. Постоянно хранит его Ангел Божий, Ангелы Божии и святые торжествующей Церкви нисходят в него. Присутствие в таком священном здании составляет величайшее счастье для земного странника. Святой пророк Давид, хотя был царь, хотя имел обширные и великолепные палаты, хотя обладал всеми средствами земного наслаждения и увеселения, но, как бы рассмотрев все и оценив все должным образом, сказал: Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его (Пс.26:4). Это произнес устами Давида Святый Дух. Кто во время земной жизни будет по возможности часто посещать храм Божий, как бы жить в нем, тот, разлучившись с телом, весьма удобно перейдет для вечного празднования в небесный, нерукотворенный храм, которого Зиждитель — Бог. В храме мы и молимся, и назидаемся, и очищаемся от грехов, и сообщаемся с Богом.
зиждитель
Смотреть что такое «зиждитель» в других словарях:
зиждитель — См … Словарь синонимов
ЗИЖДИТЕЛЬ — ЗИЖДИТЕЛЬ, зиждителя, муж. Основатель, строитель, создатель, творец (книжн. ритор. устар.). «И где же вы, зиждители свободы?» Пушкин. || То же, что творец (как эпитет бога; церк.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Зиждитель — м. Создатель (о Боге [Бог I]). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
зиждитель — зиждитель, зиждители, зиждителя, зиждителей, зиждителю, зиждителям, зиждителя, зиждителей, зиждителем, зиждителями, зиждителе, зиждителях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Зиждитель — создатель, творец, строитель … Краткий церковнославянский словарь
зиждитель — зижд итель, я (творец, основатель) и Зижд итель, я (о Боге) … Русский орфографический словарь
Зиждитель — (о Боге) … Орфографический словарь русского языка
зиждитель — (2 м); мн. зижди/тели, Р. зижди/телей (творец, основатель) … Орфографический словарь русского языка
зиждитель — A сущ; 1 см. Приложение II (устар. творец, создатель) Уже прекрасное светило Простерло блеск свой по земли И Божия дела открыло. Мой дух, с веселием внемли, Судяся ясным толь лучам, Представь, каков … Словарь ударений русского языка
зиждитель — создатель, творец … Cловарь архаизмов русского языка
зиждитель — створитель; засновник … Зведений словник застарілих та маловживаних слів